Четки. Кладезь энергии и незаменимый помощник в практике. Смысл и значение буддийских чёток

Уже несколько тысяч лет одним из символов буддизма и некоторых других индокитайских религий считаются четки. Они - обязательный атрибут каждого верующего буддиста, символ, почти как крест в христианстве.

Из Северной Индии буддийские четки перешли на Ближний Восток, оттуда попали в Европу и распространились по миру, в том числе среди представителей многих других религий, включая христианство и ислам. Но, в отличие от других религий, буддизм вкладывает в четки свой собственный смысл. Для последователя Будды это не просто религиозный атрибут - в оригинальных буддийских четках 108 бусин, и это количество соответствует числу мантр, которое буддист должен прочесть во время медитации.

Помимо буддизма, четки используют последователи Шивы, Кришны, сторонники разных течений в индуизме, да и состав самих последователей Будды далеко не однороден. Мы познакомимся с сакральным значением четок, их применением, и узнаем, как сделать буддийские четки своими руками.

Количество бусин в классических четках, и что они означают

На самом деле вопрос, сколько бусин в буддийских четках, неоднозначен. Все зависит от религиозной традиции, которой следует конкретный человек. В традиционных буддийских четках количество бусин равно 108 либо кратно этому числу - 54, 36, 27, 9. Число 108 - сакральное, оно состоит из перемноженных между собой 12 и 9. По легенде, священным это число нарек сам Будда, и оно означает многомерность мира.

Существует несколько объяснений тому, почему в буддийских четках 108 бусин (на самом деле 109, но 109-я бусина - это бусина Бога, она скрепляет четки и считается «нулевой»). По основной из них ведическая астрологическая школа включает в себя 9 планет и 12 домов - в Европе их привыкли называть знаками Зодиака. Кроме того, в буддизме:

  • у Бога есть 108 главных Имен;
  • существует ровно 108 Упанишад - основных религиозных книг;
  • существует 108 танха - греховных желаний человека, потворство которым отягощает карму.

9 - это число месяцев беременности - от зачатия до рождения. А 12 трактуется как составное число, включающее в себя 5 и 7. Семерка означает 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в Большой Медведице, а 5 - число основных первоэлементов в ведической школе - огонь, вода, воздух, земля и пятый - эфир.

В некоторых других традициях существуют четки с иным количеством бусин - в зависимости от числовых значений, характерных для этих школ.

Материалы, из которых изготавливают буддийские четки

Буддийские четки делаются практически из любых материалов - камня, кости, металла, дерева. В качестве бусин могут использоваться крупные семена лотоса или рудракши. В тибетской традиции Ваджраяны самыми ценными считаются четки, бусины которых вырезаны из лобных костей 108 человеческих черепов. В дело идут черепа умерших своей смертью людей, тела которых были погребены по-тибетски - отданы на расклевание грифам.

В Китае очень распространены четки из нефрита. Считается, что характерный нефритовый цвет несет успокоение.

Основные значения:

  • буддийские четки из нефрита символизируют умиротворение и умеренность;
  • четки из железа носят монахи-воины;
  • кости, в т.ч. человеческие - переосмысление жизни;
  • светлые четки (из горного хрусталя или белого сандала) означают холодный разум;
  • темно-коричневые или красноватые четки (красный сандал, семена рудракши) означают концентрацию энергии, силу и огонь.

Разновидностей этого сакрального символа очень много. У каждого вида четок, в зависимости от материала изготовления, есть свое назначение. Имеет значение даже узел, которыми связаны концы, пропущенные сквозь «нулевую» большую бусину - у некоторых четок он есть, у других - нет. Финальный узел на буддийских четках, выходящий из бусины Бога, в зависимости от формы и длины может означать принятый человеком обет, по нему может определяться статус - мирянин, послушник, посвященный монах, и т. п.

Использование

Как пользоваться буддийскими четками? Их перебирают, читая мантры или молитвы. Одна прочитанная мантра - одна пропущенная в пальцах бусина. Мантры в ведических практиках читаются строго определенное число раз, оно зависит от текущей ситуации, учения отдельной школы и других вещей, но обычно кратно 108 по указанным выше причинам.

Откидывать число мантр на подручных «счетах» необходимо для того, чтобы не отвлекаться при чтении, не держать в памяти число, что отвлекает от медитации.

Изготовление

Как сделать буддийские четки самостоятельно? Сначала определитесь, какой традиции они должны соответствовать, и что символизировать. Четки своими руками из первых попавшихся материалов делать не стоит - не забываем, что необходимо соблюдать определенный канон.

Сначала из выбранного материала выточите нужное вам число одинаковых бусин - 108 или кратное 108. Отдельно сделайте бусину Бога (или бусину Гуру) - она обычно больше по размеру, либо имеет другую форму (цилиндр, капля и др), позволяющую отличать ее на ощупь. После этого навяжите на капроновую или нейлоновую нить первый узел, нанижите бусину так, чтобы узел служил ей ограничителем, завяжите следующий. Так постепенно, чередуя с узлами, нужно нанизывать все бусины.

Делая четки своими руками, помните, что меж ними должно четко ощущаться расстояние. Скрепите их большой бусиной, и выпустите из нее «хвост» нужной формы и размера.

Несколько месяцев назад меня мучили ужасные мигрени. Знакомая посоветовала попробовать медитацию. Я прислушалась к её совету и поняла, что медитация это совершенно не моё. Для меня, как человека, привыкшего всегда быть в движении, провести неподвижно так много времени смерти подобно. Но, проведя небольшое исследование, я смогла найти способ выдержать долгую медитацию — четки.

Четки – это длинная нить, стоящая из 108 бусин, предназначенная для счёта дыхания и подсчёта мантр, которые необходимо повторить нужное число раз.

Определяемся с мантрой

Мантра – это определенное слово и целая фраза, наделенные определенным смыслом, которые необходимо повторять несколько раз . Мантра помогает очистить сознание и приглушить мысли, отвлекающие от медитации. Повторение той или иной мантры – отличный способ абстрагироваться от ежедневных забот и отделить свое духовное от физического. Универсальной и самой популярной мантрой для очистки сознания является «Ом».

Другой вариант – медитативная музыка или мантры записанные в аудиоформате. На сегодняшний день существует великое множество сайтов для медитаций. Чтобы не утруждать себя поисками вы всегда можете воспользоваться таким сервисом, как ютуб.

Лично я остановила свой выбор на четках для мантр из розового дерева. Розовое дерево улучшает циркуляцию крови, что идеально для меня, как для человека с низким давлением и вечно холодными руками. В наборе, купленном мной, к традиционным четкам прилагается браслет из того же материала для более коротких медитаций.

Четки могут быть сделаны из семян, дерева, костей или камней (как драгоценных, так и нет). При выборе четок я советую вам прислушаться к интуиции и определить для каких целей вы планируете практиковать медитацию, а затем выбрать те четки, которые помогут в достижении этой самой цели.

Важное правило, при выборе четок из камней, ориентируйтесь на чакры, которые соответствуют различным целям медитации:

  • Энергетический центр. Муладхара (находится в основании позвоночника) соотносится с защитой и интуицией. Подойдут красные и черные камни, такие как гематит, обсидан, оникс, красный цинкит, дымчатый кварц, тигровый глаз, гранат, красная яшма. Медитация на мулдахаре успокаивает, заряжает энергией, снимает стресс и утомление.
  • Свадхиштхана (чуть ниже пупка) – центр воспроизводства, страсти и сексуальности . Подходят оранжевые камни: сердолик, оранжевый цинкит, оранжевая яшма и огненный опал. Медитация на Свадхиштхане улучшает здоровье, помогает справляться с гневом и восстанавливать самоконтроль.
  • Манипура (солнечное сплетение) – жизненные силы и защита . Камни этой чакры – желтые. Золотистый топаз, желтая яшма, желтый сапфир, янтарь и кальцит повышают уровень внимания, решительность, способствуют духовному росту, счастью и стабильности;
  • Анахата (сердечная чакра) ассоциируется с любовью, милосердием и эмоциональным балансом . Камни, помогающие открыть эту чакру, розовые или зеленые: розовый кварц, зеленый авантюрин, турмалин, малахит, изумруд, лунный камень и нефрит. Медитация на Анахате – путь к милосердию и способности принимать себя и окружающих такими, какие они есть;
  • Вишуддха (локализуется в области горла) – центр коммуникации . Цвет этой чакры – голубой. Бирюза, кианит, голубой кальцит, агат и аквамарин. Медитация на этой чакре повышает увренность в себе и своем умении общаться с окружающими и производить верное впечатление;
  • Аджна (третий глаз). Центр лба – это чакра интуиции и духовного осознания . Камни цвета индиго – лазурит, сугилит, содалит, помогает с помощью медитации помогают очистить сознание. Все становиться ясным и понятным;
  • Сахасрара (находится в области макушки, темени) – это ваше сознание, просветление . Эта чакра связана с фиолетовым и золотым цветами. Камни: аметист, белый топаз, говлит, кварц. Медитация на сахасраре стимулирует свободомыслие, приводит к равновесию эмоционального и физического.

Традиционно четки держат в правой руке, перебирая их между большим и средним пальцем. На северо-востоке Индии четки располагают между указательным и средним пальцем правой руки.

Вне зависимости от способа работы с четками, медитация должна проходить в тихом и комфортном месте. Лучше всего сесть скрестив ноги. Если вам неудобно или тяжело сидеть в таком положении – лягте на спину. Дышите глубоко, сфокусируйте на мантре. Перебирайте четки слева направо начиная от большой центральной бусины. После того, как вы пройдете все 108 бусин и вернетесь к главной, вы можете либо завершить медитацию, либо продолжить, но на этот раз перебирайте четки в противоположном направлении.

Медитируйте с использованием четок по мере необходимости. Каждый день, неделю, месяц или основываясь на внутренних ощущениях. Подобная медитация поможет вам отвлечься от насущных проблем, очистить мысли и прийти в гармонию с собой.

Криста Шенон

Точно так же, как и во многих других религиозных направлениях, четки в буддизме играют важную роль. Их используют для отсчитывания количества проговоренных молитв и мантр, выполненных поклонов и различных ритуалов. Кроме того, в них закодирована важная информация, несущая посыл всем последователям философского учения. Итак, сколько бусин в буддийских четках, а также какое этому придается значение? Рассмотрим далее.

Буддийские четки и их значение в религиозном плане

Буддийские четки на тибетском произносятся как «пренва», на санскрите – «мала». Являясь культовой принадлежностью , они могут выполнять несколько функций одновременно:

  1. Напоминание о религиозном ритуале, молитве . В некоторых случаях четки помогают читать слова молитвы в определенной последовательности.
  2. Приспособление для счета . Читая молитву или выполняя определенное религиозное действие, выполняется откладывание бусин. Это дает возможность не запутаться в количестве выполненных ритуалов.
  3. Использование четок как символа . Известно, что четки изготавливаются из конкретного материала и имеют определенное количество бусин. В это вкладывается особый смысл. В зависимости от традиций школы и желания достичь какой-то цели делается выбор в пользу определенных четок.
  4. Четки как отличительный знак . Эта функция плавно вытекает из предыдущего пункта. По внешнему виду и особенностям этого атрибута можно сделать вывод о принадлежности его владельца к определенной школе буддизма и степени его подготовки.
  5. Отсчитывание ритма . Некоторые ритуалы, мантры и молитвы требуют поддержания ритма, с чем помогает справиться перебирание бусин четок.
  6. Поддержание концентрации, борьба со сном . Считается, что перебирание каждой бусины четок возвращает внимание и сосредоточенность на молитве или выполнении ритуальных действий.
  7. Лечебные свойства . Есть мнение, что четки из определенных материалов способны излечивать от разных телесных недугов.

Например, буддийские татуировки и их значение носят необычайно глубинный характер. Иногда можно встретить нанесенные на тело изображения ладоней, сложенных в молитве и с четками на запястье. Также тату может быть представлено в виде монаха или самого Будды, пребывающего в позе лотоса и состоянии молитвы, при этом удерживающего в руке эту неотъемлемую принадлежность последователя философского учения. И это неспроста: являясь важным культовым атрибутом буддийской религии, четки считаются спутником не только верных последователей буддизма, но и обычных поклонников его идей.


Стоит также отметить и то, что некоторые культовые сооружения буддизма могут стать хранилищем священных реликвий разного значения. Например, не такая уж редкость, когда четки, принадлежащие Учителям-ламам, замуровываются в фундаменты или в , или размещаются на алтаре.

Количество бусин в буддийских четках

Почему часто в буддийских четках 108 бусин и как это можно объяснить? Дело в том, что эта цифра в буддизме считается священной, так как это установил сам Будда. Четки с таким количеством бусин по каноническим традициям учения составляются из 9 зерен 12 раз. Истолковывается это следующим образом:

  • каждый лама (буддийский монах), отправляясь в странствие, может взять с собой не более 9 предметов;
  • в числе 12 заключена семерка и пятерка;
  • семерка олицетворяет семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы, семь цветов радуги, семь нот;
  • пятерка символизирует первоэлементы природы.

Есть и другие толкования чисел 9 и 12. Например, девять – это количество месяцев, которые должны продлиться от зачатия до рождения человека . При этом девятка повторяется 12 раз, то есть проходит такое количество циклов (так называемые «зодиаки» или «ветви» в восточных культурах).

Кроме того, встречаются четки и с другим количеством бусин: 19, 21, 27, 33, 41, 50, 98, 143, 159. Так или иначе, все четки являются олицетворением многомерности мира.

Какой смысл имеет цвет и материал четок

Неспроста особое значение отводится материалу и цвету бусин, из которых состоят четки. Буддисты верят, что определенный материал четок способен нести особый энергетический и эмоциональный посыл :

  • горный хрусталь (кварц) – способствует очищению разума и тела;
  • белый сандал – наиболее «чистый» материал, олицетворяющий умиротворение, «холод» разума;
  • красный сандал – концентрация энергии, активность, согревание (применяются в тантрических практиках);
  • рудракши (сушеные плоды дерева) – пробуждают мощную энергию, силу, способность подчинять волю живых существ согласно благим целям;
  • семена дерева бодхи – такие четки особо священны, так как олицетворяют этап Просветления Будды, что состоялось под деревом бодхи;
  • дерево ним – обладает исцеляющими свойствами;
  • можжевельник – защищает от злых духов, привлекает положительную энергию;
  • кости – переоценка жизни, получение радости от каждого мгновения;
  • семена лотоса – четки из этого материала используются в основном для поклонения божеству Лакшми и Божествам лотосового семейства;
  • жемчуг – несет женскую энергию, охлаждает разум, устраняет сомнения, очищает все семь чакр;
  • нефрит – устраняет негатив, умиротворяет, пробуждает любовь.

У каждой школы буддизма есть особые предпочтения относительно материала четок. Например, в тантризме и шиваизме чаще выбирается кость (бусины в виде человеческих черепов) или рудракша; вайшнавизме – ним, туласи; шактизме – металл, кристалл, рудракша. Также вы можете почитать более

Не первый раз заходит речь об этом, чтобы ответить разом всем, решил я написать в ЖЖ про чётки. Всё, что смогу:
Эти материалы собраны мной, в основном, на семинаре д-ра Нида Ченегцанг’а в июне 2000 года и на собственном опыте. «Так как при работе с мантрами мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрам на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. (Прим. кошк. – Чогъял Намхай Норбу Ринпоче (далее - ЧННР) говорил, что на уровне ума чётки не особо важны, так как важна реализация, а не число мантр. Поэтому, по Его словам, чётки – «только счётный инструмент». ) Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки. Обычно буддийские чётки называются «МАЛА» и насчитывают 108 бусин (12 месяцев, помноженные на 9 менге). Но существуют и другие варианты. Например, для лечения используются 108 бусин, для обретения мудрости – 108, для могущества – 54 (половина от 108), а для гневных практик – 21. Для особо сильных мантр, которые нельзя повторять много – 7 бусин. В мала есть очень важная часть – «голова чёток», т.е. две головные бусины (иногда бывают три – прим. кошк.). Эта двойная бусина подобна главному божеству в мандале (если три бусины – то проявлениям тела, речи и ума Будды, символизируемыми слогами Ом, А, Хум – прим. кошк.). Две бусины символизируют божество в союзе (яб-юм) , то есть недвойственноть сострадания и пустоты. 108 бусин – символизируют 108 божеств, это полный аспект будда-активности, то есть все возможные действия будды. Так же в танатрах говорится, что существует один главный звук и все остальные (108 звуков) – происходят от него. Дин круг мала задействует все звуки и все виды будда-активности. Если бусин меньше – то сила мантр концентрируется.
Для лечения используются белые или жёлтые мала. Так же полезня хрустальные и стеклянные, (прим. кошк. – такие мала так же могут быть использованы при гадании Мо ). В них видна чистота и ясность. Для гневных практик и контроля энергий годятся красные и чёрные чётки. Часто на мала в 108 бусин отмечают счётные 21-е бусины, выделяя их размером и формой или рельефом. Это могут быть орешки рудракши (на гневных) или большие агатовые бусины «с глазом». Такие агатовые бусины называются «глаз будды» и символизируют мудрость и ясность. Если на чётках есть «глаз будды», то такие чётки имеют так же особую функцию – связь со «взаимозависимым происхождением». Такой вид чёток с «глазами» универсален и может быть использован для любой практики, то есть «для 4-х видов деятельности». Сначала они беловатые и годятся для мирных практик очищения, потом – желтеют и годятся для практик умножения и здоровья, потом – краснеют и годятся для подчиняющих действий, потом – чернеют (становятся тёмно-красными) и годятся для гневных деяний. Индийские йогины используют мала из рудракши. Это хорошие чётки, но обычно их используют нагпа (маги), для исцеления и для обретения могущества. Такие мала подобны дикой лошади, их энергия неукротимая и резкая. Для того, чтобы пользоваться ими, надо обладать способностью укрощать диких лошадей. Если такой склонности нет – то такие чётки не очень хороши (порвёт – прим. кошк.). Чётки, данные тебе учителем, НЕ используются для начитывания мантр. Их надо бережно хранить и хорошо носить на теле.
Очень важна так же нить чёток – её цвет желательно должен совпадать с цветом бусин (бывает, что цвет нити делается тёмно-красный, символизирующий огонь или плетётся пятицветная нить, символизирующая пять перво-элементов – прим. кошк. ). В мирных чётках предпочтительная белая шерстяная нить – она несёт ощущения покоя и мягкости. Отверстия в бусинах должны быть одинаковыми и гладкими, бусины не должны застревать при скольжении по нити, так как это символизирует движение энергии. Есть выражение про нить мала «чин-ва» (?), которое означает «ряд, линия». Это значит, что нить символизирует связь с Учителем, с божествами и буддами, движение энергии в теле. Если бусины застревают при движении, то всё это блокируется. Так же очень важна длина нити. Чётки должно быть удобно перебирать. Если нить слишком длинная, то это приводит к тому, что действие чёток становится медленным. Если нить короткая – блокирует энергию в теле практика. Если слишком широкое отверстие, то бусины болтаются на нити и это создаёт много препятствий. Расстояние между бусинами должно быть индивидуальным - примерно в палец шириной. Нехорошо смешивать разные материалы в одних мала – чётки тогда становятся бусами. Мала нельзя носить напоказ, как украшение, лучше держать их на теле, вдали от посторонних глаз. Если перетёрлась нить – то это довольно плохой знак, такие чётки лучше не использовать, а сжечь или раздать по бусине знакомым. Если бусина сломалась, это очень вредно, её надо сразу заменить на новую. Мала со сломанной бусиной нельзя пользоваться.
Желательно заводить новые чётки, не старые и, конечно, не чужие. Мало ли что читали на них? Мало ли, какие вредные энергии вы получите вместе с ними?
Так же – на мала бывают счётные металлические части. Если они есть то эти «счётчики» должны быть из белого металла, желательно – с изображением ваджра и колокольчика.
Мала нельзя класть на землю, касаться ими собак и кошек, так как они могут потерять силу. Новые мала благословляют специальной мантрой, произнося её 21 раз и представляя, что божество мандалы со свитой растворяется в бусинах.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую. (Почти всегда – прим. кошк. ).
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию. (Так же потому, что «прыгать» через «голову мала» - невежливо – прим. кошк. )
1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.
Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол-ва мантр мала надо сложить между ладонями, потереть и «подуть в них мантрой». Тогда сила мантры остаётся в чётках. (прим. кошк. - так же часто «дуют мантрой» на воду, благовония или лекарства. ) После этого свёрнутой мала прикасаются к голове, кланяясь божеству чёток и получая его благословление. (Часто мала просто кладут на голову и оставляют некоторое время там лежать, сидя в медитации – прим. кошк. )
В отношении мала, используемых дл практики божеств, есть свои особенные самайя, обеты:
1). Носить их на себе, так, чтобы мала касались кожи или хранить в специальном мешочке.
2). Нельзя использовать их для гадания (для гадания вообще используют отдельные мала – прим. кошк. )
3). Их нельзя давать чужим людям, чтобы сила не перемешивалась. (Это может быть вредно не только для практика, но и для «чужого дяди» - прим. кошк. )
4). Мала лучше вообще беречь от чужих взглядов, часто перебирают прямо в мешочке. (Мы часто видим, как это делают кришнаиты: они дают всем пример, достойный подражания – прим. кошк. )
По направлению от себя читают мантры при «дог-па». Этим не стоит увлекаться, так как энергия исходит от сердца и рассеивается.
Костяные мала используют редко и для специальных практик, часто – для лечения. Роговые – не надо, это плохо, так как рог очень агрессивен. В любом случае лучше использовать натуральные материалы.
Теперь про размер бусин:
1). Мирные и для лечения – с вишнёвую косточку (с ноготь мизинца)
2). Гневные – с ноготь большого пальца ноги.
На одних чётках можно начитывать разные мантры, особенно на «глазчатых» или с «треугольником», но часто для разных мантр заводят разные мала. Таким образом, мпрактик может иметь минимум две мала – для гневных и мирных, а часто – и целую кучу мала для каждой мантры отдельно, в отдельном мешочке.
При практике мантры на мала есть свои обеты для сохранения энергии:
1). Нельзя пустословить, лгать и ругаться. Нельзя создавать проблемы речью. Иначе энергия речи повреждается.
2). Не есть - лук, чеснок, редис, имбирь, вино, мясо, пересоленную пищу; нельзя курить.
3). Если случится съесть пересоленное – 21 раз читать соответствующую строчку санскр. алфавита (али-кали) – Ка-КхА-Га-ГхА-НгА
- от лука и чеснока – Ца-ЦхА-Дза-ДзхА-Ня
- от редиски – Та-ТхА-Да-ДхА- На
- а от мяса и вина – весть али-кали 21 раз.
(конечно, не них надо иметь передачу, а то мантры али-кали не будут иметь силы - прим. кошк. )
4). В месте для мантр не должно быть собак и кошек.
5). Читая мантру нельзя прерываться на разговоры.
6). Если в круге мантр случиться икнуть-чихнуть-пукнуть-высморкаться-зевн уть-закашлять – то это круг не считать, энергия улетела.
7). Нельзя есть языки животных.
8). Голос при начитывании мирных мантр не должен быть громким. Для умножающих – чуть громче. Для подчиняющих – ещё громче, а для гневных – кричать. (Прим. кошк. – ЧННР рекомендует читать мирные чуть слышно, а гневные – мысленно, чтобы не создавать себе препятствий ).
9). Скорость – умеренная, чётко произносить все слоги.
10). Прямая спина!
11). Мантры для лечения – лицом на восток; увеличения – на юг; подчиняющие на запад; гневные – на север. Но: мантры Падмасамбхавы – на ЮЗ, а мантры З.Тары – на север.»
Записано в День Дакини месяца водяной птицы года деревянного петуха мной, кошкопёсом. Да будет благоприятно!

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня поговорим о том, зачем нужны четки для медитации, как правильно перебирать или крутить четки при повторении джапа мантры, и как сделать их своими руками. По меньшей мере несколько тысяч лет люди используют их в своей практике, и нет точной даты их появления, но несомненно их польза очень велика.

Четки — это духовный атрибут многих традиций и культур мира. По праву можно отнести происхождение четок к Ведической (древней индийской) культуре, именно оттуда зародилась традиция повторять мантры и молитвы на четках. Далее традиция распространилась и в другие течения, такие как буддизм, ислам, а так же христианство, в частности католики, православные, и другие.
В каждой культуре или традиции четкам придают разное значение, но по сути предназначение у них одно — это повторять на них различные мантры и молитвы.

Четки являются неотъемлемой частью при джапа медитации, и при повторении некоторых других мантр. Повторяя мантры или молитвы, в разных традициях принято отсчитывать их количество. Сложно быть сосредоточенным и одновременно в уме отсчитывать необходимое количество повторяемых мантр, а четки как раз таки служат для этих целей, чтобы подсчет не отвлекал нас на это. Просто перекидываем бусинки и производим таким образом счет.

Помимо того, что на четках удобно отсчитывать количество повторяемых мантр, так же четки служат еще для того, чтобы задействовать в медитации чувство осязания. Держа бусинку между пальцев мы как бы соприкасаемся с мантрой или молитвой и таким образом медитация становится более сосредоточенной .

Повторяя Мантру в слух мы занимаем в медитации свой язык, голос, уши и слух. Размышляя над смыслом мантры — мы занимаем свой Ум и Разум. Сидя с прямой спиной в , либо в других , мы занимаем свое тело в медитации. Если повторять мантру при ходьбе, то так же можно сделать это медитативным процессом. Благодаря четкам, мы задействуем дополнительно свои пальцы и чувство осязания.

Сколько бусин в четка

Традиционно четки имеют в своем количестве 108 бусин. Иногда их делают 54 бусины, 36, 27, либо 9. Эти количества бусинок являются кратными числа 108.

Значение 108 бусин в четках

108 — это сакральное число и у него много эзотерических значений. Одно из них — бесконечность. Так же существует:

  • 108 главных Упанишад (Ведические писания);
  • 108 главных имен Бога;
  • 108 главных гопи (преданные Господа);
  • в Ведической астрологии 12 домов и 9 планет, 12×9=108;
  • Священная река Ганга охватывает 12 градусов долготы (79 до 91) и 9 градусов широты (22 до 31) 12×9=108.

Существуют также и другие значения этого числа.

В четках из 108 бусин есть и 109 бусина, которая называется бусина Бога, а также ее называют бусина Меру (самая высокая гора описанная в Ведах) или бусина Гуру (духовного учителя) .

Бусина Меру соединяет собой кольцо в четках и на ней не повторяют мантру и не перешагивают через нее.

Обычно ее делают больше по размеру чем бусины четок, иногда делают 2 или 3 бусины вместе. На фото она выглядит вот таким образом.

Четки — это духовный предмет, и его необходимо держать в чистоте. Также не принято демонстрировать в открытую свою медитацию на четках.

Медитация, или молитва — достаточно сокровенный процесс. Поэтому во время перебирания четок и повторения мантры целесообразно держать четки скрытыми от посторонних глаз.
Мешочек для четок прекрасно справляется с этой задачей. Мешочек для четок можно купить готовый либо сшить самому. В традиционных мешочках предусмотрено отверстие для указательного пальца, которым обычно не касаются бусин.

На фото мешочек для четок

Как сделать четки своими руками

Чтобы изготовить четки для медитации своими руками, возьмите 108 бусин из
дерева либо другого материала и длинную нить от 3х до 5-и метров. Луше использовать нейлоновую либо капроновую нить, чтобы ваши четки не порвались.

Отступите примерно 20-25 сантиметров от конца нити и завяжите на ней первый узел. Узел должен быть такого размера, чтобы он не проваливался через отверстие бусинки. Нанизав первую бусину завяжите после нее узел и нанижите следующую. После каждой бусинки завязывайте узел.
Нанизав все 108 бусин и завязав последний узелок у вас получилась нить с бусинами, теперь возьмите 109 большую бусину и проденьте в нее оба конца ваших четок и завяжите узелок. Все, четки для медитации готовы.

Разновидности четок

Традиционно четки делают из дерева, либо семян растений. Так же используют драгоценные и полудрагоценные камни. Но мое мнение, что это излишество. Четки в первую очередь служат для сосредоточенности во время медитации, и уменьшению привязанности к материальным вещам этого мира через медитацию. Драгоценные камни будут же только увеличивать ложное эго и все больше привязывать к материальным вещам.

Вообще существует очень огромный выбор четок из всевозможных материалов:

  • священное дерево Туласи;
  • священное дерево Ним;
  • семена Рудракши;
  • семена Лотоса;
  • можжевельник;
  • красный коралл;
  • темно-синий лазурит;
  • сандал;
  • жемчуг;
  • нефрит;
  • горный хрусталь;
  • серебро;
  • золото;
  • медь;
  • янтарь;
  • дерево боддхи;
  • и даже кости и черепа людей и животных.

Вайшнавские четки

Вайшнавы повторяют мантры преимущественно на четках из Туласи или Нима.

В Индии выбор четок просто огромен, глаза могут разбежаться от разных размеров и форм. Это фото я сделал в одном из Священных мест Вриндавана

Четки Шивы

Последователи Шивы использую четки из семян рудракши

Буддийские и тибетские четки

Буддийские и тибетские четки изготавливают из всех вышеперечисленных материалов, отдавая предпочтение дереву боддха, сандалу и можжевельнику.
Считается, что можжевельник, красный коралл и темно-синий лазурит отпугивает духов. В Тибете распространены четки из человеческих костей и костей животных. Кости там доступны в связи с тибетским ритуалом захоронения. Тело не сжигают и не закапывают, а отдают на съедение птицам.

Джапа Мала или как правильно читать мантру на четках

По другому четки так же называют «Мала», это санскритский термин, что дословно значит «гирлянда».

Техника медитации на четках

Возьмите первую бусину следующую за большой бусиной Меру, большим и средним пальцем правой руки. Указательный палец отведите в сторону.
Левой рукой не повторяют мантры и молитвы, так как она считается не чистой.
Повторив один раз мантру передвиньте четки на себя взяв вторую бусину и снова повторив мантру и так далее пока не прочитаете мантру на каждой бусине.

Дойдя до 108 бусины и прочитав мантру на последней бусинке вы тем самым закончите один круг Джапы. Разверните четки в обратном направлении не перешагивая через 109 бусину Меру, последняя бусина в таком случае теперь становится первой и можете продолжить Джапа медитацию дальше.

Вторую руку при желании, можно поместить в или другую мудру по выбору.
Нет строгих правил и предписаний в количестве повторяемых мантр на четках, у каждого это могут быть индивидуальные стандарты. Некоторые люди дают обеты повторять определенное количество кругов на четках, все зависит от ваших желаний и устремлений.

Как правильно пользоваться и хранить четки

Используйте ваши четки (Малу) по назначению. Это не сувенир и не украшение для автомобиля. Как я уже говорил выше — четки предназначены для медитации и молитв.
Храните вашу Малу(четки) в чистоте. Есть определенные принципы, которым желательно следовать если вы используете в своей медитации четки. Эти принципы касаются правильного хранения и использования четок.

Не рекомендуется использовать четки грязными руками. Руки считаются нечистыми, после еды, после туалета или после соприкосновения с нечистыми предметами. В этом случае необходимо очистить руки водой и только после этого браться четки.

Не заносите четки в туалет, так как туалет считается нечистым местом и Джапа Мала таким образом оскверняется.
Не демонстрируйте всем свои четки — это достаточно сокровенный предмет.

В видео, как правильно перебирать и крутить четки во время повторения мантры.

На этом все, на новости блога, чтобы ничего не пропустить.

С Уважением и наилучшими пожеланиями,