Классный час к чему приводит вседозволенность. Буденновская межпоселенческая центральная библиотека. Вопросы для обсуждения

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Что значит – быть свободным? Что объединяет понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»? Эти и другие вопросы, волнующие молодёжь, стали предметом дискуссии в ходе информационного часа, прошедшего в МОУ СОШ № 5 г. Буденновска в рамках работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для получения представления о мировоззрении детей, в начале мероприятия участникам была предложена анкета, целью которой было задание проанализировать понимание свободы современными подростками; выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время. На примерах литературы, библиотекарь Змиевская Н.К. рассказала молодым людям, что человек властен совершать определенные поступки, но он должен быть готов нести за них ответственность. С неподдельным интересом присутствующие ознакомились с видеопрезентацией: «Свобода: ответственность или вседозволенность?». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор художественной литературы - Т. Драйзер «Американская трагедия», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Подросток», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Х. Конзалик «Человек-землетрясение». Представленные произведения помогут подросткам выработать собственное мнение о свободе и вседозволенности, о праве выбора своей мечты. Встреча прошла в непринуждённой, дружественной обстановке.

Человек давно уже хочет казаться свободным… но все еще не захотел достаточно сильно стать свободным, иметь свободную душу в очищенном от всякой грязи теле.
Н.А. Бердяев

Учитель. Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек - венец творения - едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит - быть свободным?

1 участник. «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Ромен Роллан.

1 участник. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». Н.А. Бердяев.

2 участник. «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости». Вольтер.

1 участник. «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии». Сунь Ятсен. Учитель. Согласны ли вы с этими высказываниями? Совпадают ли они с вашими представлениями о свободе? Какие из этих изречений вам показались наиболее интересными, какие понятнее и ближе вам по духу?

Обмен мнениями.

3 участник. Очень интересное толкование слову «свобода» дает Владимир Даль. Обратите внимание, насколько это объяснение понятно и современно, несмотря на то, что дано оно было сто лет назад: «Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие неволи, стеснения, рабства, подчинения чужой воле. Свобода - понятие сравнительное; оно может относиться к разным степеням простора: от простора частного, ограниченного, до полного, необузданного произвола или самовольства».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

4 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

1 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое - свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

2 участник. Компания из трех молодых парней 15-17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Учитель. Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. А свободу от ответственности за детей, за родителей, за мужа или жену? Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю - все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых - это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Учитель. Свобода без ответственности - это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.

Предварительная беседа.

Предложить учащимся завершить следующие высказывания о свободе, комментируя их. Например:

1. Свобода существует там, где за свободой воли следует свобода действия. Так, человек, которому не удается выполнить задуманное из-за недостатка воли, в каком-то смысле раб своих страстей. Он несвободен, потому что подвержен сиюминутным желаниям, которые отвлекают его от главной цели.

В то же время свободы не существует, если свобода действий не следует за свободой воли из-за чьего-либо произвольного вмешательства.

Истинная свобода включает в себя внутреннюю свободу воли и внешнюю свободу ее проявления, так чтобы планы и действия человека не искажались посторонними факторами.

2. Если мы свободно можем реагировать на обстоятельства и определять свою судьбу, то мы должны понимать, что такая свобода непосредственно связана с ответственностью. Что такое ответственность? Является ли она чем-то отрицательным или она, наоборот, дает людям свободу, если ее верно понимать? Многие тяжело вздыхают, думая об ответственности, но почти все хотят быть свободными. Таким образом, чтобы понять истинную сущность свободы, мы должны осознать, что такое ответственность.

Попросите желающих дать определение ответственности. Выслушав нескольких человек, запишите па доске следующее определение:

Ответственность - способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.

3. Становясь старше, мы становимся более свободны в выборе решений, определяющих нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает также дисциплину, без которой невозможно достичь поставленной цели. Поэтому многие люди боятся свободы и избегают ответственности.

Попросите учеников сделать в тетрадях три колонки. В первую колонку они запишут решения, которые могли принимать в раннем детстве, во вторую — решения, которые они могут принимать сейчас, а в третью - решения, которые смогут принимать, став самостоятельными взрослыми людьми.

Например:

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

4. Чем больше у нас свободы принимать решения и строить свою жизнь, тем больше наша ответственность. Чем выше наше положение, тем ответственнее должна быть наша реакция на сложившиеся обстоятельства. Быть свободным также означает нести полную ответственность за свои действия.

5. Свобода означает также полную ответственность за свою жизнь. Вы сами, а не правительство или его представители решаете, какой будет ваша жизнь. Если за вас отвечает кто-то другой, значит, вы не полностью свободны. Попросите учащихся, работая парами, прокомментировать следующее утверждение и представить свой ответ всему классу. «Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими. Но человек, за которого принимают решения другие, не свободен, поэтому он раб».

Вопросы для обсуждения:

Почему ценят свободу? Почему хотят быть свободными? Обычно свободу ценят потому, что она дает людям возможность творить и воплощать в своей жизни вечные ценности, следуя классическим нормам красоты, истины и добра. Она помогает людям использовать свое творческое начало так, чтобы приносить радость людям - своей семье, друзьям и обществу. Поэтому на протяжении всей истории человечества люди боролись не за абстрактную свободу ради свободы, а за свободу быть добрыми и творить добро. Мы также ценим свободу, потому что она дает возможность поиска, так как мы не знаем очень многих вещей, влияющих на нас. Свобода необходима нам, чтобы дать место непредвиденному, непредсказуемому, а также чтобы творчески реагировать на неизвестное.

Материал для обсуждения и выводов.

Что такое свобода?

Возможность делать все, что я захочу и когда захочу.

Иметь возможность употреблять алкоголь и поступать безрассудно, когда мне это захочется.

Спать целый день.

Управлять другими людьми.

Иметь право кричать на кого-либо, когда я зол.

Иметь возможность извиняться, когда я не прав или нечаянно кого-то обидел.

Украсть все, что я захочу, если я не могу этого купить.

Выражать в любой форме мою злость и даже драться с братом или сестрой, когда они меня раздражают.

Думать о своем любимом торте во время важной контрольной по математике.

Не зависеть от произвола других.

Возможно продолжение дискуссии.

Классный час «Свобода и ответственность».

Дата проведения: II четверть

Класс: 9, 10, 11

Классный руководитель: Алексахина Ирина Викторовна

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",

то я не достаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".

(Владимир Борисов)

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.

Ход занятия:

Занятие начинается со вступительного слова, в котором учитель сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

Свобода - это:

  1. отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  2. сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  4. реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  5. не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  6. степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  7. наличие прав и их гарантированность;
  8. один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Примеры из высказываний:

« Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода - это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода - это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель . Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы - одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Таблица

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно - возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Вопросы для обсуждения:

  1. За что мы ценим свободу?
  2. Может ли человек быть абсолютно свободен?
  3. В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
  4. Что ограничивает это стремление?

Учитель . Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности .

Учитель . Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  1. «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  2. «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  3. «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  4. «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка : три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка : фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка : завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

  1. Ты кто?
  2. А ты что, не видишь? Я Свобода.
  3. Какая ещё Свобода? Не знаю таких.
  4. «Какая-какая» - обижается Свобода . - Я разная. Я свободная. Я ученическая. Я учительская. Я необходимая.
  5. Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

  1. Ну в общем так, - наконец говорит она .
  2. Понятно, - ехидничает собеседница .
  3. Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.
  4. Знаем, читали, - собеседница зевает .
  5. Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.
  6. Подерутся.
  7. Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну например... Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.
  8. Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.
  9. А ты-то кто такая умная?
  10. Я? - гордо , - Я Ответственность.
  11. И чё?
  12. Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.
  13. Ммм... - Свобода напряженно мыслит , - Наверно...
  14. Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается . - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.
  15. Слу-ушай! - радуется Свобода . - Да это же закон природы!
  16. Угу.
  17. Это же здорово!
  18. Угу.
  19. Это же...
  20. Да ясно, ясно... Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.
  21. Ответственность, я тебя обожаю!
  22. Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.
  23. Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!