Существенные исторические источники древнего мира. Древние источники. Значение исторических преданий

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Источники по истории Древнего мира.

2. Географические условия и население Древнего Востока.

3. Древнейшее общество Иерихона.

4. Раннединастический период в Месопотамии. Шумерское общество.

5. Ранние деспотии в Месопотамии.

6. Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии.

7. Ассирийская держава во II-I тыс. до Р. X.

8. Персидская держава Ахеменидов.

9. Религия и культура Древней Месопотамии.

10. Древнейшая история Святой земли в III – сер. II тыс. до Р.Х.

11. История еврейского народа в сер. II-I тыс. до Р.Х.

12. Древние Сирия и Финикия в III-I тыс. до Р. X.

13. Основные этапы истории хеттской державы.

14. Египет в период Раннего, Древнего и Среднего царств.

15. Египет в период Нового и Позднего царств.

16. Религия и культура Древнего Египта.

17. Религии Восточной и Юго-Восточной Азии: зороастризм, буддизм и конфуцианство.

18. Географические условия и население Древней Греции и Древнего Рима.

19. Греция в крито-микенскую эпоху. «Темные века».

20. Греческая религия.

21. Греция в архаический период: колонизация, тирании и первые законодательства.

22. Культура Греции в архаический и классический периоды.

23. Греко-персидские войны: причины, ход, результаты.

24. Афинская демократия в V в. до Р. X.

25. Государственное и общественное устройство Спарты.

26. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты.

27. Становление полисной системы и причины ее кризиса. Взаимоотношения греческих полисов и Филиппа Македонского.

28. Походы Александра Македонского и создание великой державы.

29. Религия и культура эллинистического периода.

30. Эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов. Греция в эллинистический период.

31. Этруски. История Рима в царский период.

32. Религия Древнего Рима в Царский и Республиканский периоды.

33. Государственное устройство Рима в эпоху Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев.

34. Завоевательная политика Древнего Рима. Создание провинций.

35. Пунические войны Рима: причины, ход, результаты.

36. Культура Рима в период Республики и Ранней империи.

37. Рим в эпоху Поздней республики: диктатура Суллы, 1-й триумвират, правление Юлия Цезаря.

38. Второй триумвират. Создание Римской империи. Правление Октавиана Августа.

39. Ранняя Римская империя в I-II вв. н. э. Правление императоров Нерона, Траяна, Септимия Севера.

40. Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.

41. Кризис Римской империи в III в. Установление домината. Правление императора Диоклетиана.

42. Поздний императорский Рим: правление Константина Великого, Юлиана Отступника и Феодосия Великого.

43. Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви.

44. Причины кризиса Римской империи в кон. IV-V вв. Нашествие варварских племен и падение Рима.

Некоторые ответы не совсем полно отражают требования программы. Поэтому необходимо пользоваться еще и дополнительной литературой, изучая этот дивный предмет.

1. Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).

Египет.

Греция. Вещественные памятники: остатки зданий, орудий труда, оружия, бытовых предметов, монеты и другие предметы. Исследования ученых велись во всех областях Греции и на греческих островах. В Афинах и других, известных в античную эпоху греческих городах; в Дельфах и Олимпии – важных религиозных центрах; на острове Делосе и Родосе; на месте крупных малоазийских центров – Милета, Пергама и других городов, имевших значение к классическую эпоху или эпоху эллинизма; в причерноморских областях, на месте греческих колоний; в Египте, Сириии и других областях, находившихся под влиянием эллинизма. Открыто много памятников, знакомящих нас с греческим бытом; особенно большое значение имеют памятник греческого искусства, сохранившиеся, главным образом не в оригиналах, а в более поздних копиях.

Изучение изображений и надписей на монетах, районах распространения тех или иных монет, методов их чеканки – имеет значение для истории греческого хозяйства, и в первую очередь денежного обращения.

Данные греческого языка, в котором сохранились остатки раз­личных наречий (диалектов). Изучение греческих диалектов поз­воляет нам решать вопросы, связанные с расселением греческих племён. Исторический анализ происхождения тех или иных гре­ческих слов, являющихся в наше время научными терминами, даёт материал для истории греческой культуры.

в) Устные предания. Далёкое прошлое греческого народа нашло отражение в различных легендах и сказаниях, мифах, как при­нято их называть, переданных нам различными греческими пи­сателями. Исключительную роль играет мифология для изу­чения греческой культуры, в частности для истории религии.

г) Письменные документы: законы, договоры, почётные декреты и пр., сохранившиеся или в виде надписей, или же в передаче тех или иных греческих авторов.

д) Литературные произведения, из которых особое значение: для изучения греческой истории имеют труды греческих историков. Некоторые из них современны описываемым событиям.

Рим.

3. Древнейшее общество Иерихона.

В конце IX тыс. в Восточном Средиземноморье возникает первый город Иерихон , т.е. скопление людей, изолированных от сельского населения, за­нимающихся и сельским хозяйством и специализированной дея­тельностью, обладающих более высокими культурой и уровнем об­разования, практикующих более сложные типы отношений, чем остальные. Нигде в мире ничего похожего тогда не было. Идея города не обязательно связана с уровнем технического развития: Иерихон был городом и в VIII тыс. и в VII.

Почему мы считаем его городом? Первое и самое существенное – тесное, естественным образом ограниченное стеной, скопление людей, не способных жить без особой социальной органи­зации, которая позволила бы им существовать вместе. Тогда же дос­таточно регулярной стала война. Население 2-3 тыс. человек, на душу населения свободного пространства 14 кв.м. (не жилой площади, а вообще).

Планировка города. Иерихон не обладал регулярной планировкой, однако имел улицы и сложную архи­тектуру: башня города – не нагромождение камней, но сложное со­оружение с внутренней лестницей, большой каменной цистерной, обма­занной глиной, для хранения зерна и воды. Имелись соответствующие власти, которые могли заставить строить башню высотой выше 8 м. (сохранившаяся высота), сдавать зерно в общий фонд, организовывать накопление воды и т. д. Требовались также определенные знания, без которых стена не будет стоять; перед стеной был вырыт ров, во рву – вода.

Население Иерихона. Культ предков. Жители поклонялись богам, занимались земледелием, ре­меслами, торговлей, отдыхали. Тут, видимо, селились и земледельцы. Весьма необычной для нас была их духовная жизнь. Именно в Иерихоне возник существовавший тысячелетиями и оказавший влияние на многие соседние народы обычай не расставаться с по­койниками после смерти – усопший (его скелет или отдельные части тела) оставался внутри дома. Раскопки выявили целые серии черепов покойников, которые хоронились внутри домов. Такой своеобразный, нечасто встречающийся обычай достаточно широко распространился вокруг под бесспорным влиянием этого города и его религиозных традиций. Своеобразный обряд создал особое ис­кусство: в Иерихоне появились высококвалифицированные скульпторы, которые, располагая черепом, при помощи гипса воссоздавали лицо человека, причем все слепки не похожи и полностью соответствуют нашим представлениям о том, как должен выглядеть человек: это очень тонкая индивидуальная работа.

Храмы. В городе имелись храмы, не связанные с предками семьи, и не один. Это храмы для группы семей, но боги в них скорее всего были одни и те же. В ранних, да и большинстве поздних гармони­ческих обществ, в отличие от ранних техногенных, храм никогда не становился центром поселений: святилищ было достаточно много. В техногенных же обществах храм быстро присваивал себе эконо­мические, административные и порой военные функции – превра­щался в некое микрогосударство, строившееся на основе храмовых организаций.

Объекты поклонения: В некоторых святилищах были обнару­жены изображения трех божеств – мужчины, женщины и ребенка. Поздних аналогов им нет, – но они явно оказали влияние на северные народы Пло­дородной дуги. Продолжали строиться храмы, появились более поздние божества, в частности, женская богиня плодородия. Это не техногенная черта, поскольку подобные божества были известны у народов Плодородной дуги на тысячелетие раньше первых техно­генных обществ.

Гончарное ремесло. Иерихон характеризуется еще одной особенностью: при высо­кой плотности застройки жители решали проблему здоровья в юж­ном густонаселенном городе, связанную с проведением канализации, простейшим способом в виде подземных каналов. Город не знал гли­няной посуды – авторская высокохудожественная работа по глине и гипсу была, а глиняного горшка еще не было. Глиняной посуды не знали несколько ты­сяч лет, а делали ее из камня. С начала VI тыс. уже появится керамика. Человек изобрел кирпич и кирпичную кладку. Забавно – кирпич изобретен, а на то, чтобы научиться класть его так, чтобы на шов между двумя кирпичами пришелся третий сверху, ушло 700 лет. Первые кирпичи напоминали батон: идея прямоугольника еще не появилась.

Военное дело. Общество Иерихона знало оборонительные сооружения, но не было знакомо со специальным оружием для убийства человека. Когда человек изобрел, наконец, специализированное оружие для своего ближнего, то первая его модификация была дос­таточно мирной, – скорее, оружие вразумления и знак власти, а не убийства, – каменная булава, т. е. дубинка.

Современные Иерихону города. Иерихон не единственный город в полном смысле слова: еще в докерамический период рядом существовали ма­ленькие специализированные городки. Например, маленький город Бейда недалеко от Иерихона, тоже в Святой Земле, переполненный торговцами и ремесленниками, от которого сохранились торговые помещения, мастерские. То есть в данном регионе городская жизнь имелась в принципе не в одном Иерихоне, но и в маленьких город­ках поблизости. В других местах не было и таких. Оба основных ти­па города здесь сосуществуют, однако второй оформляется чуть поз­же, хотя и в рамках этого же периода. Впрочем, со второй половины VII тыс. в плодородной и влажной юго-восточной части Малой Азии у Святой Земли появляются конкурирующие общества. У них доста­точно сложные технологии, архитектура, храмы, связанные с други­ми верованиями, но никаких укреплений, городской структуры, сложных производств – это лишь богатые деревни.

По языку население Восточного Среднеземноморья, – в значи­тельной мере семитское, принявшее язык от потомков Сима, а может, и сами эти потомки. Семиты Святой Земли, скорее всего, приняли язык извне, поскольку в верховьях Евфрата и в Северной Сирии с высокой долей вероятности жили потомки Сима. А в долинах Двуречья и Нила по-прежнему почти никто не живет, хотя по кра­ям уже появляются поселения, находящиеся на весьма невысоком уровне развития.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ПЕРВЫЕ КАЛЕНДАРИ .

ПЕРВЫЙ ВОПРОС . групп, привилегированных и непривилегированных – общество неоднородно в социальном оПервые представления о том, что историю ДМ нужно отделить от последующей истории, возникли в XV в. у итальянских гуманистов. Само понятие «ДМ» появились в XVII веке.

История ДМ географически делится на:

1) Историю ДВ,

2) Греции и Рима.

Это деление связано с Гегелем. Это история цивилизованных обществ от 3-4 тыс. до н.э. до V века н.э. Мы изучаем цивилизации, а это слово имеет двоякий смысл:

1) «Первобытное и цивилизованное общества»,

2) Западная, шумерская, китайская цивилизация – некий социально-культурный организм, который существовал в пространственных и временных границах. Что такое цивилизованное общество? Чем оно отличается от первобытного? Английский археолог Чайлд предложил десять критериев цивилизованного общества:

1) Социальная стратификация – наличие социальных тношении.

2) Государство. Есть много определений, важен факт его существования;

3) Определенное развитие экономики, наличие торгового обмена;

4) Выделение ремесленников как специалистов;

5) Система налогов или регулярно взимаемой дани с централизованным накоплением средств;

6) Крупные оседлые поселения, созданные по типу городов;

7) Наличие монументальных общественных сооружений;

8) Наличие письменности;

9) Некоторое развитие наук;

10) Развитое искусство.

Не всегда государство удовлетворяет всем критериям. Если есть письменность, общество считается цивилизованным.

Что такое формирование цивилизованного общества? Что к этому формированию привело? Какие процессы? Это формирование социальных связей. Оно включает 2 процесса:

1) «Сексуальная революция» (Термин академика Леви-Стросса) – система упорядоченных сексуальных связей, фиксирование брачных связей. Привела к установлению родства.

2) «Неолитическая революция» (Термин Гордона Чайлда).

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НР) – складывание производящего хозяйства в отличие от присваивающего, формирование экономики, основанной на скотоводстве и земледелии, это переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию.

Это длительный, растянутый во времени процесс. Начался на Ближнем Востоке (БВ) примерно 10 000 лет назад, одни ученые датируют 9-ым тысячелетием, другие – 7-ым. НР не распространялась от одного очага, она одновременно шла в разных местах. Переход к производящему хозяйству мог быть осуществлен только в благоприятной природной ситуации.



В основе формирования экономики земледелия и скотоводства лежит процесс одомашнивания животных и растений – доместикации. НР привела к оседлому образу жизни людей, к устойчивому снабжению людей продовольствием, к росту населения. Человек высвободил время для культуры. Выросли знания о растениях, о животных, об астрономии. НР привела к появлению избыточного продукта, люди получили возможность высвободить часть населения от занятий по добыванию пищи. Эти люди стали заниматься управлением, выполнять административные функции.

ПОЛИТОГЕНГЕЗ – процесс формирования государственности. До НР первобытное общество было ЭГАЛИТАРНЫМ (уравнительным). Обмен в таком обществе был РЕЦИПРОКНЫМ (каждый вносил в общий котел сколько мог и брал столько, сколько полагалась, вне зависимости от того, сколько вносил). Разница между тем, что приносил и тем, что полагалось, составляла социальный престиж (как отрицательный, так и положительный).

Общество после НР приходит к РАНГОВОМУ составу, а от реципрокного обмена к РЕДИСТРИБЬЮЦИИ. Люди имели большой, средний и малый социальный ранг. Патриархи в семье имели высокий ранг. РЕДИСТРИБЬЮЦИЯ – ТАКАЯ ФОРМА ОБМЕНА, КОГДА СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВА ОКАЗЫВАЮТСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ГЛАВЫ ГРУППЫ.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ: ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ И АНТИЧНЫЙ. Античный путь представлен греко-римской цивилизацией. Древневосточный путь имел несколько цивилизаций. Эти пути возникли в разное время в разных условиях.

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ путь включает цивилизации, которые начали формироваться с конца IV ТЫС. ДО Н.Э. в условиях БРОНЗОВОГО века.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ПУТЬ возник в I ТЫС. ДО нашей эры и начал формироваться в условиях ЖЕЛЕЗНОГО века.

МЕДЬ БЫЛА дорогим металлом, её было сложно добывать и привозить, а потому семьи держались близко друг к другу.

ЖЕЛЕЗО БЫЛО легкодоступным и дешевым металлом, потому каждая малая семья (родители и дети; а большая патриархальная семья – это семья из трех поколений) могла сама обрабатывать свой участок, получать металл, а потому не держалась близко с соседями. В античном пути очень рано общество перешло к частной собственности наземлю, а она стимулирует товарно-денежные отношения. На востоке, в восточном пути, процесс складывания частной собственности был длительным, медленным и трудным.



Исходной формой объединения на востоке и на западе была ОБЩИНА. Община на востоке имела ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, функции ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.

Община на востоке не стала гражданскими коллективом, о политических и гражданских правах не было и речи. Община в античном пути – гражданская община, члены которой наделены политическими и гражданскими правами.

Община на востоке оказалась очень рано в подчинении у царского и храмового хозяйства (ГОССЕКТОРА ), которое перешло в самодовлеющую систему. Это произошло из-за экономической целесообразности. Крупное хозяйство могло концентрировать запасы металла, делать экспедиции, строить каналы, дамбы, системы орошения. Госсектор на востоке разрастался быстро, подчинял себе общины, и ОРГАНЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (старейшины, народные собрания) становятся придатками государственного аппарата, и государство в любом отношении подавляет общину, ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА – АВТОРИТАРНОЕ, ТОТАЛИТАРНОЕ, МОНАРХИЯ (чаще всего – деспотическая). На древнем востоке распространяется культ личности монарха, деспота.

Греция в начале пошла по восточному пути: Микенская цивилизация (XVII-XII века до н.э.) – это восточный путь. Античная цивилизация структурообразующим элементом имела ПОЛИС.

ПОЛИС – небольшое государство в рамках одной суверенной и гражданской общины, политическим, административным, военным, культовым центром которой был город.

ДВА ГЛАВНЫХ ОТЛИЧИЯ АНТИЧНОГО ПУТИ ОТ ВОСТОЧНОГО:

1) В античном пути развита частная собственность на землю;

2) Наличие гражданского общества, то есть самоуправляющихся гражданских общин.

ВТОРОЙ ВОПРОС.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ:

1) Обладающий социальной природой происхождения (географическая среда – не исторический источник);

2) Отражающий историческое прошлое человеческого общества;

3) Сообщающий какие-либо ценные сведения о прошлом;

4) Этот источник вовлечен в сферу исторического исследования, служит средством исторического познания.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

1) вещественные

2) письменные

3) устные (фольклорные)

4) этнографические (этнологические)

5) лингвистические (данные языков)

6) кино- и фотодокументы

7) электронные документы

РОДЫ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

2) НАРРАТИВНЫЕ (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ)

КАЖДЫЙ ТИП ДЕЛИТСЯ НА ВИДЫ.

1) ВЕЩЕСТВЕНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ими занимается археология) – поселения: города, поселения сельских типов, дворцы, храмы, дома, военные поселения; погребения (некрополи, могильники) – гробница Цинь-Шихуанди, ирригационные сооружения, орудия труда, оружие, керамика, посуда, украшения.

И вещественный, и письменный источник – монеты. Первые монеты появились в Лидии – 7 век до н.э. Письменные источники делятся по материалу: например, надписи на предметах (на камне, на досках) – их изучает наука эпиграфика. Лапидарный (лапидариус – камень, по латыни) стиль письма. Надписи: официальные и частные. Например, договоры, законы; надписи на папирусах, на листьях или коре деревьев.

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Хозяйственно-административные документы (регулируют хозяйственную жизни: о сборе налогов, выплате жалований, о подаче продуктов)

2) Законодательные и юридические документы: своды законов.

3) Дипломатические (договоры между государствами). Договор между Египтом и Хеттским царством: первый в истории равноправный договор.

4) Эпистолярные (от лат. эпистула – письмо) источники – переписка царя с чиновниками или полководцами, носит характер документальной.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Летописи, хроники, рассказы о политических событиях, биографические надписи.

2) Художественная литература (мифы, сказки, поэмы, гимны): Эпос о Гильгамеше, Махабхарата (200000 строк), Рамаяна (48000 строк) (конец II – начало I тыс. до н.э.), Шицзин (свод песен фольклорного происхождения) – источник для изучения древнекитайского общества первой половины 1 тыс. до н.э.

3) Священные книги древности. ВЕДЫ (знания) – священные книги Индии: РИГВЕДА – 1028 гимнов, САМАВЕДА – веда мелодий, ЯДЖУРВЕДА – веда жертвоприношений, АТХАРВАВЕДА – веда заклинаний и заговоров. Впервые были записаны в XIII веке до нашей эры, а до этого сохранялись в устной передаче. Самые ранние рукописи IV-III вв. до н.э. Толкования к ведам: БРАХМАНЫ – объяснения ритуалов, АРАНЬЯКИ – религиозные рассуждения на философские и мировоззренческие темы, УПАНИШАДЫ – религиозные трактаты. АВЕСТА – священная книга зороастризма, на территории британской империи. Формировалась не позднее XIII в. до н.э.. По имени пророка ЗАРАТУШТРЫ. ЧАСТИ:

А) ЯСНА, В нее входят «ГАТЫ» – 17 гимнов, в которых отражено учение Заратуштры,

В) ВЕНДИДАТЫ (закон против девов).

5) БИБЛИЯ из двух частей:

А) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ) (ТАНАХ): (самые древние части – рубеж XIV-XIII вв. до н.э., самые поздние – второй век до н.э.)

Пятикнижие Моисея (Тора) – законы религии, писания, сказания,

Книги пророков – в них больше всего исторических знаний,

Книги писаний – притчи, псламы, песни)

Б) НОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ). Состоит из 27 книг, собранных в четыре части:

Четыре евангелия,

Деяния святых апостолов,

21 послание святых апостолов,

Откровение Иоанна богослова.

Создавались с 50 до 120 года нашей эры, самая древняя часть – послание святого Павла. Для 19 книг НЗ не признается авторство тех, кому они приписаны.

4) Научные памятники древности, перечни растений, камней, животных, словари, труды по кулинарии, математике, астрономии, грамматике и т.п.

ТРЕТИЙ ВОПРОС

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Дисциплина историческая археология – наука о способах измерения и системах счисления времени. Вопрос: к чему привязать события? В древности не было системы летоисчесления. В междуречье лета считали так: когда строили такое-то здание или когда воевали с таким-то врагом. Наиболее точно датируются события, если их привязывают к астрономическим событиям. Особенно точно датируют, если событие привязано к солнечным затмениям. Если так, то история древнего востока от 10 века до н.э. датируется с точностью до 1-2 лет.

КАЛЕНДАРЬ – система счисления времени, в основе которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся в движении небесных тел.

Существует три рода календарей:

1) ЛУННЫЕ (основанные на движении луны вокруг земли)

2) СОЛНЕЧНЫЕ (основанные на движенни земли вокруг солнца.

3) ЛУНОСОЛНЕЧНЫЕ (основанные на сочетании того и другого движения).

Лунные календари появились раньше всех – в середине III тыс. до н.э.

По лунному календарю месяцы делятся на 29 и 30 суток. В лунном году 12 месяцев и 354 дня.

Поскольку астрономический месяц на 44 мин и 2,9 сек больше календарного, то нужно было найти способы соответствия лунного года календарному.

Существуют ДВА СПОСОБА СООТВЕТСВИЯ:

1) ТУРЕЦКИЙ

2) АРАБСКИЙ.

Турецкий цикл: за основу берется 8-летний период, в котором 3 года делаются високосными. 2, 5 и 7-й годы.

Арабский цикл: 30-летний период, он более точен. В нем високосные 11 лет (2, 5, 7, 10, 13, 15 или 16 и т.п.)

Лунный календарь точен, но не связан с временами года, не фиксирует их смену.

Нужно было связать смену фаз луны со сменой времен года. Были созданы луно-солнечные календари. Принцип их создания состоит в периодическом (не ежегодном) добавлении к лунному году дополнительного (13) месяца, эти месяцы называются эмболисмическими. Их продолжительность 30 дней, а продолжительность года 384 дня.

В III тыс. В ШУМЕРЕ каждый город имел свой календарь. А в Вавилоне ХАММУРАПИ провел календарную реформу, ввел единый календарь, первоначально южный. Начало вавилонского года – день весеннего равноденствия, неделя была семидневной.

В I тыс. до н.э. вавилонский календарь стал ЛУНО-СОЛНЕЧНЫМ, а с VI в. стал применяться цикл клеостата (по имени древнегреческого астронома).

С кон. IV в. до н.э. стал применяться цикл Метона: 12 простых и семь эмболистических лет в девятнадцатилетнем цикле.

В XII в. до н.э. вавилонский календарь широко распространился на древнем востоке.

ОСОБЕНОСТИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ:

1) В V в. до н.э. стал из лунного лунно-солнечным и стал основан на цикле Метона. Луно-солнечный календарь для согласования с астрономическим годом должен увеличиваться на 4 дня.

2) В древнееврейском календаре високосный год не начинали, а применяли правило: не начинать новый год в воскресенье, среду и пятницу.

В древнееврейском календаре была «эра от Адама» (3761 г. До н.э.).

Эра – отсчет времени, берущий начало от определенного дня.

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Возникает в III тыс. до н.э., очень рано осуществился переход от лунного календаря к луно-солнечному. Сначала использовали цикл Пеостата. С V в. до н.э. стал применяться цикл Метона. Началом года в древнекитайском календаре сначала считалось новолуние в момент зимнего солнцестояния, а с III в. до н.э. началом нового года стало считаться новолуние в момент, когда солнце находится в созвездии Водолея, то есть январь-февраль. В III-II тыс. в Китае складывается ЦИКЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СЧЕТА ВРЕМЕНИ: годы объединяются в циклы по 60 лет и в каждом таком цикле есть пять «небесных ветвей» или «стихий»:

1) Дерево огня,

3) Металла,

Каждая ветвь делится на 2 состояния: мужское и женское. Первый год дерева в мужском состоянии, второй в женском. То есть за 60 лето цикла десять лет небесных ветвей названы таким образом, они повторяются 6 раз. Кроме небесных ветвей имеются 12 «земных ветвей» или стихий», каждый имеет название определенных животных:

2) корова,

5) дракон,

7) лошадь,

9) обезьяна,

10) курица,

11) собака,

12) свинья.

Повторяются эти циклы паять раз в 60-летнем цикле. Если совместить эти 10 небесных и 12 «земных стихий», получится, что каждый год имеет свое неповторимое название. То есть, допустим, третий цикл, такой то год, и каждый год один: четвертый год: «огня в мужском состоянии зайца». Циклический календарь Китая применяется по настоящее время, хотя официально в стране установлен григорианский календарь. В китайском календаре была эра, по григорианскому календарю, 06.03.2637 г. до н.э.

Особняком среди древневосточных календарей стоит ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, солнечный, точный. Создан был в результате длительных наблюдений за светилами и разливами Нила. Создан, был в III тыс. до н.э. Год делится на 12 месяцев. По 30 дней в каждом. У египтян в каждом году 5 дополнительных дней, они считались праздничными. Но високосного года они не знали. Потому календарный год наступал немножко раньше астрономического: на 6 часов. Но за с120 лет набегало расхождение в месяц, а за 1000 лет набегал целый год. Год делился на ТРИ СЕЗОНА, времени года:

1) ПОЛОВОДЬЕ – с середины июля по середину ноября

2) ВСХОДЫ – с середины ноября по середину марта.

3) ЖАТВА (или «СУШЬ») – середины марта по середину июля.

Сутки делились на 24 часа. Деление суток – достижение египтян.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. В начале был лунный, с I тыс. – луно-солнечный. Каждый полис имел свой календарь. Был афинский календарь, его и понимают под термином «греческий». В начале не было точного установления эмболистических месяцев. В афинском календаре НАЧАЛО ГОДА СВЯЗЫВАЛОСЬ с установлением ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, точнее, первое новолуние после летнего солнцестояния. В начале VI в. до н.э. Солон по примеру вавилонян, установил восьмилетний цикл луно-солнечного календаря, то есть цикл Клеостата. А вот второй половине V в. греческий астроном Митон ввел 19-летний цикл. В афинском и в других греческих календарях не было твердо установленной эры, и отсчет новой эры начинался с приходом новой коллегии архонтов, должностных лиц. А в последние века до н.э. распространялся отсчет времени по олимпиадам: в таком-то году от Олимпиады произошло событие, первая олимпиада – 776 год до н.э.

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Первоначально тоже ЛУННЫЙ, но состоял в отличие от других календарей из 10 МЕСЯЦЕВ – 334 дня. Начало года – первое весеннее новолуние. Реформа первого римского календаря была осуществлена при втором царе Нуме Помпилии около 700 г. до н.э. Календарь по-прежнему лунный, но в году уже нормальное число в 12 месяцев, и суток уже 355 суток, на одни сутки больше, чем астрономический календарь. Продолжительность месяцев 31 и 29 дней. Некоторым месяцем были даны названия, первый получил название мартиус, в нашем календаре это название есть как март. Назван он был в честь бога Марса, второй апририс (от лат. раскрывать), длился 29 девять дней, третий – майус в честь богини красоты Майи. Четвертый месяц юниус в честь богини Юноны, 29 девять дней. Пятый и последующие до 10-ого назывались просто числами. 11 месяц назывался януариус (по имени двуликого бога Януса), а 12 месяц – фебруарис (от имени обряда очищения): двадцать три основных дня и 5 дополнительных.

В пределах месяца ДНИ СЧИТАЛИСЬ ТАК:

1) Любой первый день любого месяца – КАЛЕНДЫ,

2) Пятый день короткого или 7-й день длинного – НОНЫ,

3) Тринадцатый короткого или 15-й длинного – ИДЫ.

Остальные дни обозначались числительными, которые показывали, сколько дней оставалось до календ, нон или ид: «За три дня до мартовских календ…» Дни которые предшествовали календам, нонам и идам, назывались канунами: в день перед календами, нонами и идами. В V в. до н.э. римский календарь стал луно-смолнечным, видимо диценымы так сделали. Надо было добавить эмболисмический месяц, его стали добавлять раз в два года, их стали называть интерколари. А назывался сам месяц марцедониуз, вставляли его между 23 и 24 числом фебруариуса. Выходит, средняя продолжительность года 365 суток. Сутки начинались с 6 часов вечера, сутки делились на две части: день и ночь. И день и ночь, обе части суток делились на четыре стражи. Первая стража начиналась в 6 часов дня или ночи, 2-ая в девять часов дня или ночи, 3-я – в 12 часов днгя или ночи, 4-я – в 3 часа дня или ночи.

46 год до нашей эры: Юлий Цезарь провел реформу римского календаря и ввел солнечный календарь. Календарь вводился с 45 года, получил название юлианского. В подготовке астрономической составляющей реформы принял участие египетский астроном Созиген. Юлианская реформа затронула ТРИ ВАЖНЫХ МОМЕНТА:

1) Начало года

2) Продолжительность месяцев в году, или года.

3) Принцип введения добавочного дня для согласования календарного года с астрономическим.

Новый год стал НАЧИНАТЬСЯ НЕ С МАРТОВСКИХ КАЛЕНД, А С ЯНВАРСКИХ. В январские календы начинался АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ГОД, то есть должностные лица в этот день вступали в свои обязанности. С точки зрения начала сезона не было никакой привязки, 12 месяцев сохранились, названия их остались прежними. Но начало нового года было перенесено на январь. Название по порядку номера стало не соответствовать порядку в календаре. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ: ВСЕ ЧЕТНЫЕ 31 ДЕНЬ, НЕЧЕТНЫЕ КРОМЕ ФЕБРАРИУСА – 30. Фебруариус в високосном году 30 дней, а в простом 29, календы, ноны, иды по-прежнему сохраняются в календаре. Юлианский календарь стал иметь четырехлетний цикл: 3 года по 365 дней, а четвертый 366. По юлианскому календарю следующий ПРИНЦИП ВВЕДЕНИЯ ВИСОКОСНЫХ ЛЕТ: ВСЕ ГОДЫ, НОМЕРА КОТОРЫХ КРАТНЫ ЧЕТЫРЕМ, ПЛЮС ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТОЛЕТИЯ. Дополнительный день в високосном году стали вставлять туда, куда раньше вставляли месяц мпарцидониус. В високосном году 2 24-х числа. Римляне называли этот день: 6 до мартовских календ, а так получился второй 2 шестой день до мартовских календ, то есть «бисекстивис». В русский язык это слово придет под как високосный. В 44 г. до н.э. произошло убийство Цезаря (в мартовские иды). Месяц квинтерис был переименован в месяц юлис – наш месяц июль. А потом, в 8 г. до нашей эры, другой римский деятель Октавиан Август провел некоторые преобразования римского календаря. Жрецы-понтифики, которые должны были за календарем следить, стали делать високосными третьи годы, а он эту ошибку исправил. Месяц сикстилис переименовали в месяц августус. Но в нем было 30 дней, а в юлиусе было 31. В итоге у фебруариуса забрали 1 день, а августус стал насчитывать 31 день. Юлианский календарь имеет продолжительность 365 суток + 6 часов, но фактическая продолжительность года 365 суток, 5 часов, 48 мин и 46 сек. И, следовательно, всегда запаздывал за движением земли, но за 128 лет запаздывание набегало в сутки, календарь запаздывал на 1 день.

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Реформа юлианского календаря была проведена в 1582 году до н.э. инициатором ее был папа римский ГРИГОРИЙ XIII, потому его назвали в честь папы. Астрономическую часть календаря прорабатывал итальянский астроном Луиджи Лилио.

Запаздывание календаря за 1280 лет было в 10 суток, оно было ликвидировано. После четверга, 04.10.1582, наступила пятница, но не 5-е, а 15.10. Наступил момент придумать вариант, как избежать ошибки. Поскольку сутки набегали за 128 лет, 3 суток набегало за 384 года. Надо было сделать так, чтоб каждые 400 лет имели только 97 високосных, а не сто. МЕТОД был представлен простой и остроумный: СЧИТАТЬ ВИСОКОСНЫМИ ГОДАМИ НЕ ВСЕ, КОТОРЫМИ КОНЧАЮТСЯ СТОЛЕТИЯ, А ТОЛЬКО КРАТНЫЕ ЧЕТЫРЕМ. Григорианский календарь является более точным, чем юлианский. Год в григорианского календаре отстает от астрономического солнечного года на 26 секунд. Разница в сутки накапливается за 3300 лет. А чтобы перевести даты с юлианского календаря на григорианский, мы для XVI и XVII века мы добавляем 10 дней, для XVIII – 11, для XIX – 12, а для XX и XXI века – 13 дней. До 1918 года в России был юлианский календарь.

ПОРЯДОК СЧЕТА ВРЕМЕНИ. В VI в. н. э. итальянский монах Дионисий Малый ввел христианскую эру, взяв за точку отсчета времени дату рождения Иисуса, считая таковой 25.10.753 от основания Рима. Основание Рима стало датироваться 753 г. до Рождества Христова («до н. э.»).


ЛЕКЦИЯ 2. ВВОДНАЯ ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВ)

Как вы уже знаете, исторические источники делятся на две большие группы: вещественные (материальные) и письменные. К первым относятся руины древних построек, некрополи, дошедшие до нас произведения искусства, утварь, монеты и т.п.; подобные источники зачастую извлекаются во время археологических раскопок. Археологические источники очень важны для истории древнего мира, иногда по ним фактически восстанавливают целую эпоху (как в случае с крито-микен- ской цивилизацией).

Письменные источники делятся на несколько видов: эпиграфические источники (надписи), документы, литературные сочинения. Последние включают в себя ряд подвидов: исторические сочинения, художественную литературу, философские и научные сочинения.

Самые ранние греческие литературные произведения, дошедшие до нас, - это поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые античной традицией Гомеру (конец IX - VIII в. до н. э.). В них присутствуют отзвуки реальных исторических событий прошлого, а также содержится описание общества, институтов, быта эпохи, современной создателю поэм. Другая эпическая поэма, ценный исторический источник по истории периода архаики, - «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода, - появилась на рубеже VIII-VII вв. до н. э. Источником по истории архаической Греции служит и ранняя лирика, в которой отражены такие темы, как социальная борьба, тирания, колонизация. Например, стихи писал известный афинский реформатор Солон, запечатлевая в них раздумья о положении дел в государстве, мечту о «бла- гозаконии». Благодаря дошедшим до нас строкам поэта Архилоха мы узнаем об участи наемника, быте островной Греции. Знаменитыми поэтами с Лесбоса были Алкей и Сапфо, из их стихов нам известны некоторые подробности происходивших тогда на этом острове политических событий. Чаяния и боль теряющей былую власть аристократии выразил Феогнид Мегарский.

В конце архаического периода рождается проза. Первые прозаики - логографы, записывающие местные устные предания, когда миф еще не отделен от истории. Самые известные из логографов - Гекатей Милетский (кон. VI - нач. V в. до н. э.), автор «Описания земли», «Родословных», и Гелланик Лесбосский (первая половина V в. до н. э.), которому принадлежали «История Аттики» («Аттида»), «Троянская история», «Персидская история». Произведения логографов до нас не дошли, только упоминания, отдельные цитаты у поздних авторов.

Логографы -

  • 1) первые греческие прозаики, авторы исторических хроник, записывающие устные предания, мифы (об основании городов, происхождении племен и т.п.);
  • 2) платные составители речей для тяжущихся в афинском суде, обычно - известные ораторы.

По праву первый историк, «отец истории», - Геродот из Галикарнаса (ок. 485/484 - 425 гг. до н. э.). Бежав из родного города после неудачного выступления против местного тирана, он обосновался на острове Самос. Вскоре любознательный галикарнасец пустился в длительные путешествия, посетив Египет, Междуречье, Финикию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Объездил будущий историк и всю Грецию, и острова Эгеиды, подолгу жил в Афинах и был близок к кружку, который возник вокруг лидера афинской демократии Перикла и куда входили такие выдающиеся деятели культуры, как философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт Софокл. В 444 г. до н. э. историк принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии на юге Италии (это была инициатива Афин). Вероятно, уже живя в Фуриях, Геродот предпринял путешествие по западному Средиземноморью. Над «Историей Грекоперсидских войн» - сочинением, доставившим Геродоту славу «отца истории», - он начал работать, по-видимому, еще во время странствий, но написана она была в Афинах. Дописывал «Историю» Геродот уже на новой родине, но завершить ее не успел: изложение внезапно обрывается на событиях 478 г. до н. э.

Вопрос для размышления

Нередко Геродота называют «отцом» не только истории, но и этнографии. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим мнением?

же они называют голубку черной, то этим указывают на то, что женщина была египтянкой.

Перевод Г. А. Стратановского

Главные источники Геродота - собственные сведения, почерпнутые во время путешествий из расспросов очевидцев, сведущих людей, жрецов, просто местных жителей. Использовал он при написании своего труда и документы (и не только греческие), изречения оракулов, а также сочинения предшественников - поэтов и логографов. От последних Геродота отличает более зрелое отношение к своему труду, он не только описывает события, но и пытается раскрыть их причинно-следственные связи. Историческая критика у него еще слаба: Геродот верит в легенды и мифы, но заявляет, что считает своим долгом записывать все, что слышал, но не считает долгом всему верить. С большой симпатией Геродот относится к Афинам, сдержанно-объективно - к Спарте, враждебно - к Фивам. В целом автор доброжелателен, толерантен по отношению к различным племенам и народам, относится к ним без неприязни, с любопытством. Интересны рассуждения Геродота о причинах победы греков в греко-персидских войнах. Главное различие между варварами и эллинами в том, что последние - не чьи-то подданные, а свободные граждане. Победу грекам принесла любовь к свободе, поэтому они одержали вверх над значительно превосходящими по численности вражескими полчищами. Неслучаен и решающий вклад Афин в дело освобождения греков, ибо именно в афинской демократии наиболее полно была реализована идея свободы.

Младший современник Геродота - Фукидид (460-396 (?) гг. до н. э.), сын Олора, - считается основоположником критического метода в исторической науке. Был он родом из афинской аристократической семьи, состоящей в родстве с фракийскими царями. Во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесской лигой, в 424 г. до н. э., в качестве одного из афинских стратегов Фукидид должен был защищать от спартанцев владения афинян на фракийском побережье. Но будущий историк не смог помешать спартанскому военачальнику Брасиду захватить важнейший опорный пункт афинян г. Амфиполь: в Афинах против Фукидида был начат судебный процесс, и, вероятно, не дожидаясь его исхода, он отправился в добровольное изгнание. За это наука должна быть в вечном долгу перед афинским демосом, склонным за малейшие неудачи привлекать своих полководцев к судебной ответственности: Фукидид, лишенный возможности участвовать в политических и военных событиях, посвятил себя творчеству, результатом чего стало создание одного из величайших исторических сочинений в мировой литературе - «Истории Пелопоннесской войны». По окончании войны историк смог вернуться на родину, но, к сожалению, не успел закончить свой исторический труд: изложение доведено до 411 г. до н. э., рассказ обрывается как бы на полуслове при описании войны в проливах осенью этого года.

Прочитайте отрывки из четвертой книги «Истории» Фукидида, в которых автор говорит о самом себе как об одном из афинских стратегов. Как описаны эти события? Как вам кажется, объективно ли изложен их ход? Какую характеристику дает себе Фукидид?

IV, 102. В ту же зиму Брасид выступил в поход на Амфиполъ, афинскую колонию на реке Стримоне. <...>

  • 104. Так как Брасид перешел через реку совершенно неожиданно для горожан и многие жители за городом попали в плен, а другие бежали в городское укрепление, то амфиполиты пришли в смятение. <...>Между тем противная партия, численно превосходившая изменников, помешала им немедленно открыть городские ворота врагу. Она отправила к Фукидиду, сыну Олора, просьбу о помощи городу. Фукидид при этом известии быстро отплыл с семью кораблями, которые у него были, чтобы успеть занять Амфиполь еще до сдачи города врагу или, по крайней мере, Эйон.
  • 105. <...>Брасид, опасаясь прибытия на помощь кораблей из Фасоса тому же, узнав, что Фукидид имеет право разработки золотых рудников в этой части Фракии и потому является одним из самых влиятельных людей на материке), решил во что бы то ни стало овладеть городом до прибытия Фукидида. Его тревожило также, как бы народ Амфиполя не отказался от капитуляции: ведь с прибытием Фукидида жители могли надеяться, что он со своей эскадрой и набранным во Фракии войском спасет их. <...> Брасид предложил условия сдачи города, объявив через глашатая: всем местным жителям он разрешает остаться в городе <...> если же кто не желает остаться, может уйти в течение 5 дней, взяв с собой свое имущество.
  • 106. После того как эти условия были объявлены, настроение большинства горожан переменилось. <...>Афиняне были рады уйти из города, где им угрожала большая опасность, а на помощь извне так скоро они не могли рассчитывать. <...> горожане приняли Брасида в город на предложенных условиях. Фукидид между тем еще в тот же день поздно вечером со своей эскадрой прибыл в Эйон. <...>
  • 107. После этого Фукидид сделал все необходимое для безопасности Эйона <...>. Брасид же внезапно спустился по реке, чтобы по возможности захватить косу, выступающую от стены в море, и таким образом добиться господства над входом в гавань. Одновременно он сделал попытку атаковать город с суши, но обе попытки были отбиты. Затем он возвратился и стал укреплять Амфиполь.

Перевод Г. А. Стратановского

Суть критического метода Фукидида: строить исследование, опираясь на свидетельства источников, отделяя достоверное от вымысла и лжи, отыскивая истину. Историк был также блестящим мастером реконструкции событий с использованием различных источников: письменных, археологических, этнографических. Важное место в «Истории» Фукидида занимают речи. Составленные по всем правилам софистического риторического искусства, они служат средством характеристики тех исторических персонажей, в чьи уста вложены, кроме того, они рисуют живую и довольно точную картину политической борьбы в греческих полисах. Политический идеал самого историка - умеренная демократия, уравновешенное смешение демократических и олигархических элементов в виде, например, существовавшего короткое время в Афинах после падения режима 400 олигархов в 411 г. правления 5 тыс. состоятельных граждан-гоплитов.

Ксенофонт (ок. 430 - после 356 г. до н. э.) - афинский историк и писатель, ученик Сократа. Судя по скудным данным о первой половине жизни Ксенофонта (до окончания Пелопоннесской войны), родом он был из семьи состоятельной и вращался в аристократических кругах, враждебно относившихся к афинской демократии и с симпатией - к Спарте. После восстановления демократии в Афинах (401 г. до н. э.) Ксенофонт покидает родину и поступает на службу в качестве наемника к персидскому царевичу Киру Младшему, силой попытавшемуся отнять престол у своего брата Артаксеркса. После гибели Кира Ксенофонт стал одним из военачальников отряда из 10 тыс. греческих наемников, возвращавшегося на родину в беспримерном марше по вражеской территории. Этому походу посвящено его сочинение «Анабасис» («Восхождение»). В середине 90-х гг. IV в. до н. э. Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, который стал для него любимым героем. Своего кумира афинский историк сопровождал в ряде военных кампаний, в том числе против коалиции греческих городов, в которую входили и Афины (Коринфская война); за это на родине Ксенофонт был приговорен к изгнанию. Много лет афинский изгнанник провел в подаренном ему спартанцами поместье в Элиде близ Олимпии, где наслаждался прелестями сельской жизни, охотой, а на досуге писал и принимал друзей. После того как в 371 г. до н. э. фиванцы разбили спартанцев в битве при Левктрах, Ксенофонт вынужден был переселиться в Коринф, где и скончался спустя несколько лет. В числе его сочинений - «Греческая история»; Ксенофонт как бы продолжает неоконченный труд Фукидида, описывая события с того самого места, на котором последний прервал повествование (с 411 г. до н. э.), и доводит рассказ до 362 г. до н. э. (битва при Мантинее). Особенно во второй части этого сочинения чувствуется пристрастное отношение автора к Спарте, чье общественное устройство он считал образцовым (об этом см. его «Лакедемонскую политию»), В «Киро- педии» («Воспитание Кира»), первом историческом и одновременно педагогическом романе в мировой литературе, Ксенофонт описал воспитание и жизнь идеального правителя - Кира Старшего (Великого), основателя персидской державы Ахеменидов. Другому идеальному царю и другу посвящено небольшое панегирическое сочинение «Аге- силай», написанное после смерти последнего. Идеалом гражданина и мудреца для историка был его учитель Сократ, памяти которого он отдает дань в «Сократических сочинениях»: «Меморабилии, или Воспоминания о Сократе», «Апология, или Защита Сократа на суде», «Пир». В «Домострое», где Сократ - также одно из главных действующих лиц, Ксенофонт дает советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Кроме того, афинский историк написал еще целый ряд трактатов на самые разнообразные темы: в «Доходах» даются советы афинянам, как улучшить сбор налогов, в трактате «О верховой езде» - практические рекомендации по уходу за лошадьми, в «Кинегетике» («Об охоте») восхваляется охота с собаками и т. д. Язык и литературный стиль Ксенофонта высоко ценился: его называли «аттической пчелой», так как речь его была слаще меда. Как историка многие современные исследователи ставят Ксенофонта ниже Фукидида, упрекая его в тенденциозности и сознательном замалчивании роли фиванских полководцев, заклятых врагов спартанцев.

Из греческих историков, относящихся к эллинистической и римской эпохам, чьи труды до нас дошли, самым популярным (и поныне) автором является Плутарх (ок. 46 - ок. 120 гг.). Родом из города Херонеи (Беотия), он, закончив образование в Афинах, путешествовал, общался со многими выдающимися людьми, в том числе с императором Траяном. Предположительно конец жизни Плутарх провел в родной Херо- нее, где сочетал публичные лекции и выступления на различные, главным образом морально-философские, темы с интенсивными литературными занятиями. Из огромного писательского наследия ученого (около 250 трудов) сохранилась примерно треть. Этические и морализирующие сочинения объединены в сборник под названиям «Моралии». В него вошли множество трактатов на самые разнообразные сюжеты: «Наставления супругам», «О воспитании детей», «Наставления о государственных делах», «О музыке», «О суеверии», «О доблестных деяниях женщин» и т. д. Но самым известным сочинением Плутарха, принесшим ему мировую славу, были его «Сравнительные жизнеописания» - параллельные биографии выдающихся греков и римлян. Объединяя героев в пары, греческий историк следовал принципу сходства в их нравах или судьбе: Тесей и Ромул, Кориолан и Алкивиад, Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. д., всего 23 пары биографий и четыре непарных (персидского царя Артаксеркса, стратега Ахейского союза Арата, римских императоров Гальбы и Отона). Плутарх - в первую очередь биограф, а потом уже историк: его интересуют характер, индивидуальные качества героев и перипетии их судьбы, иногда он отклоняется от исторической точности ради литературного эффекта. Однако «Сравнительные жизнеописания» содержат множество драгоценных сведений по истории античных Греции и Рима. Плутарх как человек весьма ученый при работе над сочинениями пользовался обширным списком литературы, из которой до нас мало что дошло; его сочинения до сих пор - увлекательнейшее чтение для всех, кто неравнодушен к истории.

Помимо исторических сочинений исследователи при реконструкции и изучении истории Древней Греции пользуются произведениями художественной литературы, речами ораторов и сочинениями античных философов и ученых. Великие афинские трагедиографы V в. до н. э.,

Эсхил, Софокл, Еврипид, хотя и писали пьесы на мифологические сюжеты, но затрагивали и обсуждали в них многие актуальные вопросы тогдашней афинской политической жизни: например, отголоски споров вокруг реформы Ареопага можно уловить в «Эвменидах» Эсхила (трилогия «Орестейя»), где изображен суд Ареопага. Такие пьесы Еврипида, как «Андромаха», «Гекуба», в которых рисовались отрицательные образы спартанских правителей, отражали вражду между Афинами и Спартой, вылившуюся в Пелопоннесскую войну. Иногда сюжетом трагедии становилось вполне реальное событие, как в недошедшей до нас трагедии «Взятие Милета» Фриниха или в «Персах» Эсхила, посвященных греко-персидским войнам. В отличие от трагедии, Древняя комедия всегда откликалась на актуальные и злободневные темы, а в ее действующих лицах афинские зрители легко узнавали своих полководцев, политиков, ораторов и просто соседей. Все комедии Аристофана (ок. 445 - ок. 386 гг. до н. э.) - прекрасный источник о быте, нравах, политической борьбе, интеллектуальных спорах в Афинском государстве конца V - начала IV в. до н. э.

Ценным источником по общественной и частной жизни, политической борьбе, семейным отношениям, экономике, международной политике Афинского государства служат речи афинских ораторов - это около 110 речей (полностью или в отрывках), произнесенных в суде, и около 20 - в народном собрании, покрывающих период примерно с конца 20-х гг. V в. до 322 г. до н. э. Эти речи в древности приписывались группе авторов, входивших в сложившийся в эпоху эллинизма канон десяти лучших афинских ораторов: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Ликург, Гиперид и Динарх.

Размышления Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) о формах государственного устройства, политических лидерах, демократии («Протагор», «Законы», «Государство» и т. д.) - это не только политико-философский анализ, но и фиксирующий многие современные автору реалии исторический источник. Важнейшие сведения по истории Афинского государства содержатся в «Афинской политии» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - текст этого бесценного трактата, который считался утерянным, был обнаружен на найденном в Египте папирусе в 1890 г. «Афинская полития» - единственная уцелевшая полития из большого проекта, осуществленного Аристотелем вместе с учениками: описание политического устройства не менее 158 греческих полисов и варварских государств. Этот материал использовался великим философом при написании «Политики», в которой дан блестящий анализ форм государственного устройства на примере различных греческих полисов.

  • «История» разделена на девять книг по числу Муз (так придумалиалександрийские грамматики в эллинистическое время). Композиционно в «Истории» Геродота выделяются две части: в первой даетсягеографическое, этнографическое и историческое описание самих персов, родственных им индийцев и тех народов, которые были ими завоеваны или которых они пытались завоевать; вторая часть посвященасобственно Греко-персидским войнам. В ткань повествования органически вписываются прелестные новеллы (например, о лидийском цареКандавле, его жене и хитром оруженосце Гигесе; о Солоне и Крезе;о самосском тиране Поликрате и его перстне и пр.) - законченныероманы в миниатюре, основой которых может быть не только исторический факт, но и местное предание, сказка, фольклорный мотиви т. д. Эти вставки придают своеобразие и изысканную художественность стилю Геродота, но отнюдь не умаляют исторического значенияего сочинения. Работа с источником Прочитайте отрывок из сочинения Геродота и ответьте на вопросы: в чемотличие труда Геродота от предшественников-логографов? Присутствуют лиу него элементы исторической критики? Какие?
  • 55. Две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна -в Ливию, а другая к ним вДодону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волюбожества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также - оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрицы. 56. Мое собственное мнение об этом вот какое. Если финикияне похитили тех женщин из храма и одну продали в Ливию, а другую в Элладу, тоэта последняя прибыла в Феспротию. Здесь в плену, будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса <...>. Когда она научилась затемэллинскому языку, то устроила прорицалище и рассказала, что ее сестру продали в Ливию <...>. 57. Голубками же, как я думаю, додонцы называли этих женщин потому,что те были из чужой страны <...> Когда затем голубка заговорила человеческим голосом, то это значит, что они стали понимать женщину. Покаже она говорила на чужом языке, им казалось, что она щебечет по-птичьи.Действительно, как же может голубка говорить человеческим языком! Когда
  • Древнегреческая комедия прошла в развитии три этапа: Древняя комедия (V -
  • нач. IV в. до н. э.), Средняя комедия (IV в. до н. э.) и Новоаттическая комедия (к. IV-
  • в. до н. э.).

Вспомните. Известные вам науки и как они называются.

Физика изучает происходящие в природе процессы от падения яблок с дерева до электрического тока.

Астрономия изучает движения звёзд, планет, астероидов и всего другого, что летается в космосе.

Химия изучает свойства разных веществ и их смесей.

Филология изучает слова, их состав, происхождение и т.д.

1. Как называется наука, изучающая жизнь людей в прошлом?

Эта наука называется историей.

2. Как вы понимаете, что такое источник? Назовите основные исторические источники.

Источник – это то, что доносит до нас информацию о прошлом в первичном виде, в отличии от исследования, которое использует информацию источников.

Источники делятся на вещественные и письменные.

3. Расскажите о науках, которые помогают изучать историю. Поясните, как находки археологов оказались под землей.

Прежде всего, историю помогает изучать археология. Это наука, которая находит и изучает вещи, оставшиеся от прошлого. Эти вещи иногда засыпает песком, иногда (при извержении вулкана) – вулканическим пеплом, но чаще – так называемым культурным слоем. Когда люди живут на одном месте, они что-то выбрасывают, элементарно наносят землю на обуви и т. д. Уровень земли в городах неизбежно поднимается и скрывает вещи, которые кто-то случайно уронил, оставил, а потом не забрал и т. д. Иногда вещи специально закапывают в землю, чтобы, к примеру, их не нашли враги – это называется кладом.

Помогает изучать историю нумизматика. Это наука о монетах, про то, кто когда и почему чеканил те или иные монеты.

Палеография – это специальная наука, которая изучает форму букв и по ней может сказать, когда создан документ.

Филология также помогает изучать прошлое. Со временем язык меняется. Учёные исследуют эти изменения и говорят, например, какие народы родственны друг другу (так как их языки родственны), то есть когда-то жили на одной территории. Часто слова из других языков сохраняются в названиях городов, рек, озёр, лесов и т. д. По этим названиям можно понять, какие народы жили на этой земле когда-то, пока не пришли нынешние обитатели.

Прошлое помогают изучать и другие науки, которые, как может вначале показаться, для этого не предназначены. Например, медицина изучает болезни человека и историей обычно не связана. Но когда нужно понять, почему началась та или иная эпидемия, или почему умер тот или иной известный деятель, на помощь приходят именно врачи.

Геология изучает развитие в основном горных и осадочных пород, в то время как история – развитие общества. Но иногда историки обращаются к геологам, например, когда нужно определить дату извержения вулкана, которое оставило значительный след в истории.

То есть в изучении истории могут помочь самые разные науки в зависимости от того, какие задачи следует решить.

4. Как вы считаете, нужно ли современному человеку изучать историю Древнего мира?

Без истории невозможно понять настоящее. Только так видны истоки современных процессов, а значит – их суть. Потому современному человеку нужно изучать всю историю, включая и историю Древнего мира, начиная с самых первых ростков цивилизации.

10. Значение раскопок для древнейшей истории

В XIX в. историческая наука обогатилась громадной массой знаний, благодаря изучению вещественных памятников исторических народов глубокой древности, с каковою целью были предприняты также раскопки на местах древних городов. Развалины храмов, дворцов, усыпальниц в странах древнего Востока, равно как и мелкие предметы, найденные при раскопках, не только свидетельствуют сами по себе о степени культуры сделавших их людей, но получают еще особое значение потому, что были покрыты изображениями и надписями. Письмена, на которых сделаны эти надписи, удалось ученым после массы потраченного труда и остроумия разобрать, и теперь они читаются, открывая перед нами знание эпох, о которых не сохранилось известий книжного характера. Археологические раскопки подобного рода имеют и еще одно значение. Нахождение в одном месте предметов, сделанных в других местах (или по образцу этих предметов), свидетельствует о сношениях между такими народами или о влияниях народов одних на другие в такие времена, о которых не сохранилось никаких письменных известий, или же указывают на совершавшиеся народами переселения.

11. Миграции народов

Исторические народы не всегда жили на тех местах, где их застает история. Некоторые народы считали себе исконными уроженцами (автохтонами) своих стран, но другие сохраняли память о том, что некогда они жили в других местах и лишь впоследствии переселились в данную страну. Предания о таких переселениях, или миграциях мы находим у многих народов, хотя предания эти, как и вообще предания о ранних временах, обыкновенно полны вымыслов. Подобные переселения и расселения народов по новым местам происходили и в доисторические времена, и на всем протяжении истории. Народы, похожие один на другой по физическому типу, по языку и т. п., оказываются иногда отрезанными один от другого большими пространствами, что свидетельствует о бывших когда-то миграциях. При этом, конечно, пришельцы всегда в большей или меньшей степени смешивались с туземцами. Одним из средств узнать древнейшие расселения народов является сравнительное языкознание.

12. Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

Человеческая речь есть один из самых старых памятников истории. Хотя звуки слов с течением времени и изменяются, науке о языке, или лингвистике нетрудно бывает уловить законы этих изменений. В XIX в. ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собою и что в таком случае они происходят от одного общего корня. Этим устанавливается и родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках, как бы ни была велика чуждая к ним примесь. С другой стороны, если у разных родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т.е. не заимствованное, что ученые умеют отличать), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у последних было данное слово, то существовало и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики, помогает осветить древнейшую жизнь и фольклор, как принято называть теперь изучение народных песен, пословиц, загадок, игр, обрядов, обычаев и т. п. Оказывается, что многое здесь очень древнего происхождения и что в форме, например, игр сохранились следы языческих культов, а в обрядах – отражения давно минувшего быта. В современной науке принято называть такие случаи бессознательного сохранения следов давно исчезнувших форм жизни переживаниями или пережитками. Например, существование в свадебном обряде притворного похищения невесты указывает на то время, когда брак совершался путем насильственного увода девушек и т. п.

13. Помощь антропологии

Решению разных вопросов, касающихся доисторических времен, помогает еще особая наука, известная под именем антропологии. Эта наука изучает человека, взятого со стороны его физического строения и вида (скелет и череп, цвет кожи и волос и т. п.), которые не у всех народов одинаковы. Антропология делит род человеческий на отдельные расы (которых принимается главным образом три: белая, желтая и черная) и между прочим определяет принадлежность народа к той или другой расе по особенностям черепа. В могилах доисторического времени и исторических эпох находят много человеческих костей, преимущественно черепов, и по ним ученые определяют, к каким народам или расам могли принадлежать люди, оставившие по себе следы в изучаемых местах погребения. Кроме того, сделанные человеческими руками изображения людей (или богов в человеческом образе) помогают равным образом разбираться в антропологических вопросах истории, потому что тоже указывают на известные физические типы, которые воспроизводились в этих изображениях.

14. Значение исторических преданий

Пока не существовало научных пособий антропологии и археологии, лингвистики, фольклора и изучения быта дикарей, при определении древнейшей истории народов приходилось довольствоваться почти исключительно собственными их преданиями, в которых истина всегда перемешивается с вымыслом, а иногда даже и совсем им затемняется. Но и независимо от того, что в подобных сказаниях хранятся отголоски действительных событий, предания народа составляют часть ею миросозерцания, а потому характеризуют его духовную физиономию. Наконец, многие поэтические сказания обнаруживают свое происхождение от более древних мифов и потому входят в состав фольклора. Древние историки, не бывшие очевидцами описываемых событий или не имевшие о них достоверных письменных известий, писали большею частью на основании народных поэтических сказаний, и так называемой исторической критике, стоило немалого труда определить, когда же письменные известия о древних временах получают хотя бы некоторую только достоверность.

15. Ненадёжность древнейшей хронологии

Трудный вопрос в древнейшей истории каждого народа – точное определение времени совершавшихся событий. Современные христианские народы ведут свое летосчисление (хронологию) от Р. X., но у древних народов общего счета годов не было, да и отдельные народы не всегда имели определенную хронологическую систему. Вместе с этим многие события приурочивались к тому или другому времени лишь гадательно и приблизительно. Вот почему ученые не всегда согласны между собою в древнейшей хронологии, и, например, в определении древности достоверной истории Египта историки расходятся между собою на тысячу и больше лет.