Тнк в туризме. Контрольная работа транснациональные компании в туризме. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер- конкурентоспособности……………………… ………………………………………21

Влияние ТНК на, экономику принимающих стран . С начала 80-х годов проблема экономического воздействия туристских ТНК находится в центре внимания ученых. На Западе вышло немало работ, освещающих ее разные стороны. Лучше исследовано воздействие ТНК на экономику принимающих стран. Специалисты выделяют пять главных вопросов: контроль ТНК над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных ее секторов в принимающей стране; контроль над туристскими потоками; трансфертное ценообразование на туристские продукты; проблема утечки доходов от международного туризма за границу; технологическое влияние ТНК на экономику стран-импортеров.

Инициатива по привлечению ТНК довольно часто исходит от принимающих стран, в которых местные компании либо вовсе отсутствуют, либо они не располагают достаточными ресурсами. Правительства Филиппин, Индонезии, Пакистана, Шри-Ланки предоставляют иностранным инвесторам не только налоговые льготы, но и освобождают их подчас от уплаты пошлины на импорт оборудования, механизмов и материалов. Появление ТНК в туристском секторе, особенно в слаборазвитых государствах, приводит к контролю извне над структурой местного туристского рынка и развитием индустрии туризма.

Иностранная авиакомпания, обслуживающая международные линии воздушного сообщения небольшой страны, может препятствовать выходу на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и национальных, и установить свою монополию, которая не всегда отвечает интересам принимающей страны. Некоторые государства, заключив контракты с туристскими корпорациями: «Средиземноморский клуб» (Франция) или американскими гостиничными цепями - не только ограничили конкуренцию, но лишились свободы выбора направления экономического развития.

Утвердив свое монополистическое положение в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление на правительство с тем, чтобы оно, в частности, увеличило расходы на инфраструктуру. Нередки случаи, когда транснациональные компании диктуют строительство новых аэропортов, изменение сложившейся системы наземного транспорта или пересмотр структуры землепользования. ТНК стремятся определять политику в области туризма, преследуя собственные цели. Это хорошо видно на примере Испании, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностранные туристы, а местное население несет расходы на ее создание.

В Сенегале в рамках IV национального плана развития на строительство туристской инфраструктуры было выделено 23 млрд. сенег. фр., т.е. 12% государственного бюджета. Для сравнения: расходы на здравоохранение за тот же период составили лишь 3,6 млрд. на образование - 7,4 млрд. на сельское хозяйство - 24 млрд. сенег. фр. Ввиду большой капиталоемкости туристских объектов развивающиеся страны вынуждены брать займы и кредиты на создание инфраструктуры, отвечающей требованиям ТНК.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, некоторые страны по-прежнему открывают туристские рынки для ТНК, связывая с ними последнюю надежду на преодоление отсталости. Вместе с тем правительства становятся более искушенными в ведении переговоров с транснациональными компаниями. С ростом международного туризма увеличивается число ТНК, жаждущих расширить сферу своего влияния, и принимающая сторона обретает все больше власти при заключении соглашений с ними.

ТНК оказывают влияние на экономику страны-реципиента посредством контроля над туристскими потоками . Деятельность транснациональных компаний в сфере туризма обусловила сдвиги в географии туристского спроса, изменила направленность потоков посетителей. Вынудив правительства пересмотреть фискальную политику и увеличить расходы на туристскую инфраструктуру, они вызвали подъем международного туризма во многих районах.

Вместе с тем усилия ТНК по привлечению туристов в дестинацию нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций. Последние часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных туристов, рассчитывая на высокий доход от их обслуживания. Однако транснациональной компании, руководствующейся мотивом максимизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Широкие туристские потоки, организуемые и направляемые ею, заключают в себе угрозу для местной культуры и окружающей природной среды.

Не столь очевидные, но не менее острые проблемы возникают, если ТНК осуществляет контроль над узкоспециальными потоками туристов. Она выявляет наиболее прибыльную рыночную нишу, в которую устремляет свою деятельность. Количество прибытий невелико, туризм не оказывает разрушающего воздействия на природу и культуру и обеспечивает финансовые поступления. На первый взгляд, подобная деятельность ТНК способствует развитию местного туристского рынка, национальной экономики, но в действительности и такая практика таит в себе опасность.

Туристские центры попадают в зависимость от определенной, численно небольшой категории посетителей. Может получиться так, что курортный район на Багамских островах будет специализироваться на приеме представителей среднего класса из Нью-Йорка, а тайский курорт - на обслуживании молодоженов из Японии. Эти рыночные ниши являются слишком узкими, чтобы обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность курортов. Последние оказываются подвержены влиянию малейших изменений во вкусах и предпочтениях целевой группы потребителей. Их работа сопряжена с большим коммерческим риском.

Устанавливая контроль над туристскими потоками, ТНК используют этот рычаг для давления на принимающую сторону с целью расширить перечень предоставляемых ею налоговых и иного рода льгот.

В конце 70-х годов в ответ на действия правительства Туниса, воспрепятствовавшего дальнейшему наращиванию и без того огромных прибылей одной из крупнейших западногерманских туристских корпораций, фирма резко сократила завоз немецких туристов (с 60 до 12 тыс. человек), нанеся удар по экономике Туниса. Таким образом формируется зависимость молодых государств от иностранного капитала.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведения на мировом рынке путешествий. Она находит проявление в механизме трансфертного ценообразования . Манипулируя ценами на компоненты туристского продукта при совершении внутрифирменных операций, в одних случаях завышая их, в других, наоборот, занижая, ТНК увеличивает корпоративную прибыль. В руках компании оказывается механизм, который обеспечивает курсирование прибылей внутри одной большой империи, подчиняясь стратегическим целям ее деятельности.

Изменение уровня цен не изобретение ТНК, оно является обычной коммерческой практикой. По соглашению между контрагентами устанавливается надбавка к базовой цене или скидка с нее. В отношении многих товаров и услуг действуют скидки за оборот, применяемые при оптовых закупках. В туризме также широко используются сезонные скидки при приобретении продукта вне сезона, с помощью которых уравновешиваются спрос и предложение. Туроператоры и турагенты как посредники получают от поставщиков туристских услуг скидки по сбыту, позволяющие им выдерживать ценовую конкуренцию на рынке. Например, немецкие и британские туроператоры известны очень низкими ценами на услуги испанских и греческих отелей, а также на развлечения.

Уровень цен в каждом конкретном случае складывается разный в зависимости от договоренности между участниками сделки. Этот принцип продолжает действовать и при ценообразовании на продукты ТНК. Транснациональная компания лишь придает переговорам определенную форму и внутрифирменный характер.

Механизм трансфертного ценообразования рассмотрим на примере. Предположим, что некий туроператор, базирующийся в стране А, приобретает авиакомпанию страны В и ряд туристских предприятий, включая средства размещения, в стране С. Таким образом он создает интернациональную производственную систему под своим управлением.

Туроператор предлагает инклюзив-тур по цене 1000 ам. долл. и реализует его в стране А. Все операции по купле-продаже составных частей тура протекают внутри системы. Туроператор назначает расчетные (трансфертные) цены для всех участников этого интегрированного бизнеса. Они могут отличаться от рыночных цен, а иногда не иметь аналогов на открытом рынке и использоваться туроператором для уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин.

ТНК с помощью механизма трансфертного ценообразования искусственно увеличивают издержки производства для филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения, и, наоборот, занижают их для филиалов в странах с низкими налогами. В результате, филиалы ТНК в первой группе стран заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в других странах фиксируется завышенная прибыль. ТНК как бы нелегально переводят прибыли из филиалов в странах с высоким налогообложением в филиалы в странах с низкими налогами и таким путем достигают чистого сокращения сумм уплачиваемых налогов.

В нашем примере туроператор может искусственно увеличить стоимость своих активов в стране С, списать самолет страны В и перераспределить накладные расходы или операции между филиалами. В итоге величина налоговых платежей снизится в 2 раза, с 40 до 20 условных единиц. Дополнительные прибыли туроператор получит, если проведет международные платежи по выгодному для себя курсу обмена валюты.

Использование механизма трансфертного ценообразования в целях уклонения от уплаты налогов подвергается критике. Оно оборачивается огромными потерями для государственных бюджетов многих стран.

Транснациональные компании на рынке международного туризма

ПРОЦЕССЫ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

рыночная структура, совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, продуктовая дифференциация, картель, концентрация производства, интеграция, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, комплементарная интеграция, диверсификация, конгломерация

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите формы рыночных структур в туризме. Дайте им краткую характеристику и приведите примеры.

2. Какие факторы влияют на структуру туристского рынка?

3. Изменилась ли структура отечественного рынка туризма по сравнению с советским периодом? Какую структуру имеет туристский рынок в России сегодня?

4. Опишите ситуацию, сложившуюся на рынке турагентских (гостиничных) услуг в вашем городе, районе или республике. Попытайтесь определить форму рыночной структуры розничного туристского (гостиничного) бизнеса. В этом вам помогут следующие характеристики: число продавцов (покупателœей), возможные барьеры, препятствующие проникновению продавцов на рынок, наличие точной информации и ее доступность, возможность заключения тайных соглашений между продавцами или покупателями, степень однородности туристских продуктов, роль государства на рынке и размеры получаемых прибылей.

5. Какие методы конкуренции используют туристские компании?

6. Назовите главные причины концентрации туристского рынка.

7. Охарактеризуйте основные формы концентрации производства в туристской индустрии. Приведите примеры.

8. В чем состоят особенности интеграции в туризме?

9. Каковы тенденции изменения рыночной концентрации в туризме?

10. От чего зависит уровень концентрации туристского рынка в будущем?

ГЛАВА ІХ

Процессы концентрации производства и централизации капитала приводят к образованию транснациональных компаний (ТНК). Их производственные системы не совпадают с очертаниями государственных границ. Своими производственными сетями они охватили значительную часть мирового пространства. ТНК играют активную роль в глобальных интеграционных процессах. Некоторые исследователи рассматривают их как материальную основу будущей глобальной цивилизации.

Сущность ТНК и формы ее существования . В соответствии с документами ООН к ТНК относятся компании, имеющие филиалы в двух и более странах независимо от юридической формы или сферы хозяйствования и осуществляющие координацию их деятельности.

ТНК постоянно расширяют свое зарубежное присутствие, закономерно переходя от экспорта товаров и услуг к организации их производства за границей. ТНК осуществляют внешнюю экспансию главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций . Οʜᴎ также предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.

Первый путь придает наибольшую устойчивость ТНК. Прямые вложения предполагают сохранение контроля над капиталом в руках иностранного инвестора - ТНК. Материнская компания учреждает акционерные фирмы за границей или приобретает контрольные пакеты акций уже существующих зарубежных фирм. Ей часто принадлежит свыше половины всœех акций (паев) филиала, хотя для полного фактического контроля за его деятельностью бывает достаточно меньшей доли (больше любой другой, находящейся в единоличном владении).

Во многих государствах введены дополнительные условия акционирования предприятий. Держателями 51% акций бывают только граждане данной страны или юридические лица, зарегистрированные в ней. Подобного рода ограничения иногда распространяются на сферу туризма, но значительно реже, чем на средства массовой информации или военно-промышленный комплекс (ВПК).

Вместе с тем, ТНК осуществляют деятельность за границей через такую разновидность зарубежных филиалов, как отделœения. Οʜᴎ хотя и регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежат материнской фирме, ᴛ.ᴇ. ТНК.

Компания может расширить свое зарубежное присутствие, предоставив заемные средства иностранной фирме . Это путь менее эффективный, чем первый, а возникающие между субъектами экономические отношения не позволяют говорить о подлинной ТНК. Между тем компания, выдавшая ссуду, часто наделяется правом удержания имущества ссудополучателя до уплаты им долга или подписывает с заемщиком договор, позволяющий ей извлечь дополнительные выгоды, помимо ссудного процента.

Заключение неинвестиционных соглашений по управлению - распространенная практика среди фирм, состоящих из нескольких производственных единиц. В этом случае материнская компания управляет цепью предприятий по контракту. Предприятия сохраняют самостоятельность, имеют разных владельцев, могут финансироваться из различных источников, но реализуют продукты под единой торговой маркой. Система неинвестиционных соглашений по управлению обеспечивает ее участникам экономию от масштаба производства, особенно за счет объединœения усилий в области маркетинга.

В отечественной и зарубежной литературе известно несколько теорий, объясняющих феномен ТНК. Все они исходят из максимизации прибыли как главного мотива иностранного инвестирования. Согласно одной из них условием международной миграции капитала является различие норм прибыли и ставок процента. В случае если бы всœе национальные экономики были в равной мере открыты притоку капитала, то следовало ожидать установления международной равновесной ставки процента͵ а компаниям было бы безразлично, где вкладывать инвестиции, лишь бы предельная эффективность использования капитала превышала ставку процента.

В действительности существуют разного рода ограничения, большей или меньшей степени риски, которые препятствуют установлению единой процентной ставки в мире. Но там, где создаются условия для свободных переливов капиталов, иностранное инвестирование происходит на тех же основаниях, что и внутреннее. Это означает, что международное движение капитала будет продолжаться до тех пор, пока предельная фондоотдача в стране-импортере капитала и стране базирования ТНК не станет равной. В каком количестве будет ввозиться капитал в страну, зависит от ряда факторов: размера процентной ставки, доходности инвестиций, открытости экономики, гарантий погашения долга и своевременности оплаты, величины и распределœения рисков.

Другое объяснение феномену ТНК дает эклектическая теория интернационального производства английского экономиста Дж. Даннинга. Она принято называть эклектической, так как состоит из трех элементов: олигополистических преимуществ фирмы, преимуществ локализации (использования местных ресурсов и условий) и преимуществ интернализации.

Для прорыва на мировой рынок и выживания на нем компания должна располагать определœенными олигополистинœескими преимуществами , будь то капитал, технология или управленческое мастерство. Благодаря им компания из страны X может иметь превосходство в производстве над местными фирмами в стране V и получать сверхприбыли.

Второй элемент эклектической теории - преимущества локализации . Максимизируя прибыль, фирма решает, опираться ли ей на ресурсный потенциал страны базирования или использовать ресурсы страны - импортера капитала.

Учитывая зависимость оттипа интернационального производства компания получает разные преимущества локализации. При организации иностранным капиталом добычи сырья и производства материалов ТНК овладевают местными природными ресурсами. При налаживании импорт замещающего производства (производства товаров вместо их импорта) ТНК используют преимущества локализации, чтобы снизить свои издержки и открыть доступ к рынкам. При создании экспортных платформ, ᴛ.ᴇ. организации иностранным капиталом производства готовых товаров для продажи на мировом рынке, решающими факторами их размещения являются дешевизна рабочей силы и поощрения со стороны государства, к примеру предоставление ТНК налоговых льгот.

Третий элемент теории - преимущества интернализации . Понятие интернализации означает, что фирма осуществляет внешние для нее операции внутри своей структуры. Внедряясь в экономику той или иной страны, ТНК может организовать деятельность по-разному: либо сконцентрировать всœе в рамках корпорации, либо иметь дело с независимыми партнерами на рынке. Следовательно, проблема интернализации сводится к выбору пути экономической экспансии - через внешнюю торговлю или посредством размещения прямых зарубежных инвестиций. В любом случае интернализация обеспечивает стабильность предложения, она способствует установлению контроля над ценами и использованием новейших технологий, а также устранению фактора неопределœенности при заключении сделок. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, компании, в полной мере использующие преимущества олигополии, локализации и интернализации, имеют всœе основания стать ТНК.

Некоторые специалисты объясняют феномен ТНК, опираясь на теорию жизненного цикла продукта. Согласно им, компании создают интернациональные производственные системы под своим управлением, чтобы продлить жизненный цикл своего продукта , вдохнуть в него «вторую жизнь».

Предположим, что в стране X выпуск какого-то продукта начался несколько лет назад и сегодня он находится на этапе спада. На рынке отстающей страны V тот же продукт будет восприниматься как новейший и переживать стадию внедрения. Компания-производитель может организовать экспортные поставки продукта в страну Y, однако большую выгоду она получит, разместив там производственные линии. Классическим примером служат автомобильные компании Великобритании и Италии, наладившие производство в Индии, Иране, на территории бывшего СССР. Подобный путь продления жизненного цикла продукта более применим к промышленным товарам, чем к услугам.

Особые причины интернационализации туристского бизнеса . В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределœен своеобразием туристского продукта. Как уже отмечалось, он представляет собой набор услуг и некоторых товаров, приобретаемых туристом. Часть их соотносится со страной происхождения туриста͵ другая - со странами и регионами, лежащими на пути его следования и пересекаемыми транзитом, третья - со страной назначения. В табл. 56 показаны расходы международного туриста в постатейном и пространственном разрезах. Большая их часть (47%) приходится на дестинацию.

Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются комплементарными, ᴛ.ᴇ. взаимодополняющими. Их следует использовать совместно, чтобы достичь крайне важного результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на остальные туристские товары и услуги. По этой причине, во-первых, каждый производитель, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма. К примеру, авиакомпании могут увеличить свою долю в туристских расходах путем интеграции производства с 30-35 до 93% (11+35+47).

Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов, прежде всœего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные выгоды, в частности экономию на маркетинге.

В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских потоков, получают конкурентные преимущества благодаря хорошим знаниям туристского спроса и тенденций на рынках путешествий в этих странах и пользуются ими при реализации продуктов принимающих туристских центров.

Таблица 56

Структура расходов международного туриста на ближнюю поездку, в % (по А. Буллу, 1991)

Предприятия индустрии туризма расширяют спектр своей деятельности, часто не ставя перед собой прямой цели увеличить собственные доли на существующем рынке путешествий. Усилия компаний направлены на стимулирование дальнейшего развития туризма в целом в расчете, что оно приведет к появлению дополнительных возможностей в исходных сферах их деятельности. На практике это означает новые паевые вложения в акции зарубежных фирм, заключение неинвестиционных соглашений по управлению, особенно популярных в туризме в последнее время.

Инициатива интернационализации производства в туризме исходит в значительной степени от стран-поставщиков туристов, которым она приносит наибольшие выгоды.

Предположим, что существуют только три туристские компании А, В и С. Οʜᴎ являются национальными производителями туристских продуктов в одноименных странах и не имеют зарубежных филиалов.

Компания А размещается в стране, генерирующей туристские потоки, и предоставляет весь комплекс услуг, связанных с выездом граждан за границу. Компания С базируется в стране назначения. Она организует прием иностранных посœетителœей и их обслуживание во время пребывания в дестинации. Компания В принадлежит третьей стране, по территории которой туристы следуют транзитом. Эта фирма обеспечивает перевозку пассажиров из страны А в страну С через В.

В случае если бы каждая из трех компаний имела возможность приобрести две другие, то компания А получила бы доход 11+35+47=93% вместо прежних 11% (в 8,5 раза больше), компания В - 93 вместо 35% (в 2,7 раза больше), компания С - 93 вместо 47% (почти в 2 раза больше). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, компания А достигла бы наилучших экономических результатов (прироста дохода и, вероятно, прибыли) при интернационализации производства.

Большинство ТНК в туризме базируются в странах так называемой «Триады»: США - Западная Европа (Франция, Великобритания) - Япония, а с недавнего времени и в Сянгане (Гонконге). География штаб-квартир ТНК подтверждает тот факт, что интернационализация туристского бизнеса берет начало в странах, генерирующих туристские потоки и осуществляющих зарубежное инвестирование.

Транснациональными компаниями (корпорациями) называются международно-оперирующие фирмы, которые имеют подразделения в двух и более странах и управляют этими подразделениями на основе такой системы принятия решений, которая позволяет им проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя между собой ресурсы, технологию, ответственность для достижения наивысшего результата.

ТНК - фирма, которая владеет и контролирует приносящие доход предприятий в странах.

Например, ООН не является ТНК, хотя и владеет предприятиями во многих странах, но не с целью получения дохода.

Основной целью ТНК является получение прибыли в долгосрочной перспективе, которая в основном достигается за счет снижения себестоимости производства единицы продукции или услуги, т.е. основной принцип - экономия на масштабе производства.

Среди основных характеристик ТНК следует отметить следующие:

1. ТНК - интегрированная всемирная система организации предпринимательской деятельности. Эта интеграция проявляется через систему перераспределения ресурсов, а именно движение капитала, передача технологий, совместное использование знаний и навыков управленческого персонала между родительской и дочерней компаниями, а также между дочерними компаниями. Такая интеграция позволяет осуществлять производство в той точке, в которой это выгодно.

2. ТНК жестко контролируются посредством централизованной организации (обычно группа высших управляющих, которая принимает решения относительно родительской и всех дочерних компаний). Централизация в ТНК необходима, поскольку именно она является основой для достижения цели - получение максимальной прибыли.

3. Менеджмент ТНК рассматривает мировой рынок как арену своего действия, т.е. принимает необходимые решения относительно слияния, транспортировки ресурсов и приоритетных направлениях.

Возникновение ТНК в туризме привело к значительному улучшению организации деятельности, эффективности использования ресурсов, росту глобализации экономики в 1990-х гг.

Туристские корпорации в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес, транспортные, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентства в разных странах. Эти мощные комплексы оказывают существенное влияние на функционирование мирового туристского комплекса и активно участвуют в регулировании международного туризма.

Существует множество проблем, связанных с деятельностью ТНК, противоречащей интересам принимающих государств. К таким проблемам относятся: подавление своей мощью местных туристских фирм; установление монопольных цен; нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую; хищническая эксплуатация туристских ресурсов; загрязнение окружающей среды; организация «утечки умов» в материнскую компанию; противодействие реализации экономической политики принимающих государств.

Примеры ТНК туризм

1)TUI AG(Германия) принадлежит 54,48% TUI Travel. TUI Travel была образована в результате слияния TUI Tourism и First Choice Holidays в 2007 г. Также TUI Travel контролирует шесть авиакомпаний - Thomson Airways, TUIfly, TUIfly Nordic, ArkeFly, Jetairfly and Corsair. Сейчас группа обслуживает около 30 млн туристов, работает в 180 странах. У TUI AG три направления бизнеса: TUI Travel, TUI Hotels & Resorts (отели) и TUI Cruises (морские путешествия).

2) Thomas Cook Group(Великобритания) Образована 19 июня 2007 года в результате слияния компаний Thomas Cook AG и MyTravel Group plc (Thomas Cook купила MyTravel Group примерно за $5,5 млрд)

Собственно Thomas Cook AG ведёт историю с 1841 года, является первой туристической компанией в мире, основана и названа в честь Томаса Кука, изобретателя организованного туризма

3) «Пегас Туристик»

Гостииничные ТНК:

Mariott, Кемпински, Accor, Hiton, Intercontinental Hotel Group

Влияние ТНК на, экономику принимающих стран. С начала 80-х годов проблема экономического воздействия туристских ТНК находится в центре внимания ученых. На Западе вышло немало работ, освещающих ее разные стороны. Лучше исследовано воздействие ТНК на экономику принимающих стран. Специалисты выделяют пять главных вопросов: контроль ТНК над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных ее секторов в принимающей стране; контроль над туристскими потоками; трансфертное ценообразование на туристские продукты; проблема утечки доходов от международного туризма за границу; технологическое влияние ТНК на экономику стран-импортеров.

Инициатива по привлечению ТНК довольно часто исходит от принимающих стран, в которых местные компании либо вовсе отсутствуют, либо они не располагают достаточными ресурсами. Правительства Филиппин, Индонезии, Пакистана, Шри-Ланки предоставляют иностранным инвесторам не только налоговые льготы, но и освобождают их подчас от уплаты пошлины на импорт оборудования, механизмов и материалов. Появление ТНК в туристском секторе, особенно в слаборазвитых государствах, приводит к контролю извне над структурой местного туристского рынка и развитием индустрии туризма.

Иностранная авиакомпания, обслуживающая международные линии воздушного сообщения небольшой страны, может препятствовать выходу на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и национальных, и установить свою монополию, которая не всегда отвечает интересам принимающей страны. Некоторые государства, заключив контракты с туристскими корпорациями: "Средиземноморский клуб" (Франция) или американскими гостиничными цепями - не только ограничили конкуренцию, но лишились свободы выбора направления экономического развития.

Утвердив свое монополистическое положение в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление на правительство с тем, чтобы оно, в частности, увеличило расходы на инфраструктуру. Нередки случаи, когда транснациональные компании диктуют строительство новых аэропортов, изменение сложившейся системы наземного транспорта или пересмотр структуры землепользования. ТНК стремятся определять политику в области туризма, преследуя собственные цели. Это хорошо видно на примере Испании, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностранные туристы, а местное население несет расходы на ее создание.

В Сенегале в рамках IV национального плана развития на строительство туристской инфраструктуры было выделено 23 млрд. сенег. фр., т.е. 12% государственного бюджета. Для сравнения: расходы на здравоохранение за тот же период составили лишь 3,6 млрд. на образование - 7,4 млрд. на сельское хозяйство - 24 млрд. сенег. фр. Ввиду большой капиталоемкости туристских объектов развивающиеся страны вынуждены брать займы и кредиты на создание инфраструктуры, отвечающей требованиям ТНК.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, некоторые страны по-прежнему открывают туристские рынки для ТНК, связывая с ними последнюю надежду на преодоление отсталости. Вместе с тем правительства становятся более искушенными в ведении переговоров с транснациональными компаниями. С ростом международного туризма увеличивается число ТНК, жаждущих расширить сферу своего влияния, и принимающая сторона обретает все больше власти при заключении соглашений с ними.

ТНК оказывают влияние на экономику страны-реципиента посредством контроля над туристскими потоками. Деятельность транснациональных компаний в сфере туризма обусловила сдвиги в географии туристского спроса, изменила направленность потоков посетителей. Вынудив правительства пересмотреть фискальную политику и увеличить расходы на туристскую инфраструктуру, они вызвали подъем международного туризма во многих районах.

Вместе с тем усилия ТНК по привлечению туристов в дестинацию нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций. Последние часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных туристов, рассчитывая на высокий доход от их обслуживания. Однако транснациональной компании, руководствующейся мотивом максимизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Широкие туристские потоки, организуемые и направляемые ею, заключают в себе угрозу для местной культуры и окружающей природной среды.

Не столь очевидные, но не менее острые проблемы возникают, если ТНК осуществляет контроль над узкоспециальными потоками туристов. Она выявляет наиболее прибыльную рыночную нишу, в которую устремляет свою деятельность. Количество прибытий невелико, туризм не оказывает разрушающего воздействия на природу и культуру и обеспечивает финансовые поступления. На первый взгляд, подобная деятельность ТНК способствует развитию местного туристского рынка, национальной экономики, но в действительности и такая практика таит в себе опасность.

Туристские центры попадают в зависимость от определенной, численно небольшой категории посетителей. Может получиться так, что курортный район на Багамских островах будет специализироваться на приеме представителей среднего класса из Нью-Йорка, а тайский курорт - на обслуживании молодоженов из Японии. Эти рыночные ниши являются слишком узкими, чтобы обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность курортов. Последние оказываются подвержены влиянию малейших изменений во вкусах и предпочтениях целевой группы потребителей. Их работа сопряжена с большим коммерческим риском.

Устанавливая контроль над туристскими потоками, ТНК используют этот рычаг для давления на принимающую сторону с целью расширить перечень предоставляемых ею налоговых и иного рода льгот.

В конце 70-х годов в ответ на действия правительства Туниса, воспрепятствовавшего дальнейшему наращиванию и без того огромных прибылей одной из крупнейших западногерманских туристских корпораций, фирма резко сократила завоз немецких туристов (с 60 до 12 тыс. человек), нанеся удар по экономике Туниса. Таким образом формируется зависимость молодых государств от иностранного капитала.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведения на мировом рынке путешествий. Она находит проявление в механизме трансфертного ценообразования. Манипулируя ценами на компоненты туристского продукта при совершении внутрифирменных операций, в одних случаях завышая их, в других, наоборот, занижая, ТНК увеличивает корпоративную прибыль. В руках компании оказывается механизм, который обеспечивает курсирование прибылей внутри одной большой империи, подчиняясь стратегическим целям ее деятельности.

Изменение уровня цен не изобретение ТНК, оно является обычной коммерческой практикой. По соглашению между контрагентами устанавливается надбавка к базовой цене или скидка с нее. В отношении многих товаров и услуг действуют скидки за оборот, применяемые при оптовых закупках. В туризме также широко используются сезонные скидки при приобретении продукта вне сезона, с помощью которых уравновешиваются спрос и предложение. Туроператоры и турагенты как посредники получают от поставщиков туристских услуг скидки по сбыту, позволяющие им выдерживать ценовую конкуренцию на рынке. Например, немецкие и британские туроператоры известны очень низкими ценами на услуги испанских и греческих отелей, а также на развлечения.

Уровень цен в каждом конкретном случае складывается разный в зависимости от договоренности между участниками сделки. Этот принцип продолжает действовать и при ценообразовании на продукты ТНК. Транснациональная компания лишь придает переговорам определенную форму и внутрифирменный характер.

Механизм трансфертного ценообразования рассмотрим на примере. Предположим, что некий туроператор, базирующийся в стране А, приобретает авиакомпанию страны В и ряд туристских предприятий, включая средства размещения, в стране С. Таким образом он создает интернациональную производственную систему под своим управлением.

Туроператор предлагает инклюзив-тур по цене 1000 ам. долл. и реализует его в стране А. Все операции по купле-продаже составных частей тура протекают внутри системы. Туроператор назначает расчетные (трансфертные) цены для всех участников этого интегрированного бизнеса. Они могут отличаться от рыночных цен, а иногда не иметь аналогов на открытом рынке и использоваться туроператором для уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин.

ТНК с помощью механизма трансфертного ценообразования искусственно увеличивают издержки производства для филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения, и, наоборот, занижают их для филиалов в странах с низкими налогами. В результате, филиалы ТНК в первой группе стран заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в других странах фиксируется завышенная прибыль. ТНК как бы нелегально переводят прибыли из филиалов в странах с высоким налогообложением в филиалы в странах с низкими налогами и таким путем достигают чистого сокращения сумм уплачиваемых налогов.

В нашем примере туроператор может искусственно увеличить стоимость своих активов в стране С, списать самолет страны В и перераспределить накладные расходы или операции между филиалами. В итоге величина налоговых платежей снизится в 2 раза, с 40 до 20 условных единиц. Дополнительные прибыли туроператор получит, если проведет международные платежи по выгодному для себя курсу обмена валюты.

Использование механизма трансфертного ценообразования в целях уклонения от уплаты налогов подвергается критике. Оно оборачивается огромными потерями для государственных бюджетов многих стран.

Таблица 61
Трансфертное ценообразование в транснациональной туроператорской компании (по А. Буллу, 1991)


Страна

Ставка налога, %

Фактическая величина издержек производства Х

Фактическая выручка компании

Фактическая прибыль компании

Величина налоговых платежей

A

40

180

200

20

8

B

20

360

400

40

8

C

60

360

400

40

24

900

1000

100

40

Трансфертная цена (объявленные издержки производства) Z

Объявленная прибыль

Реально выплаченные налоги

A

200

0

0

B

300

200

20

C

400

0

0

900

100

20

Одна из самых острых проблем, связанных с зарубежной деятельностью ТНК, является утечка доходов от международного туризма из принимающей страны. Она распадается на две составные части: оплата импортируемых товаров (услуг) и выплата вознаграждения владельцам производственных ресурсов.

Проведенные исследования показывают, что зарубежные филиалы ТНК склонны импортировать товары (услуги) в такой же степени, как и местные компании. Более того, многие ТНК, стремясь создать и закрепить свой положительный имидж в принимающих странах, преднамеренно используют местные ресурсы там, где это возможно.

Вместе с тем ТНК, особенно в туризме, поддерживают прочные связи со страной своего происхождения. Они ориентируются на прием "родных" посетителей. Например, крупные гостиничные компании США стали выходить за национальные границы, создавать цепи предприятий и распространять американские стандарты гостеприимства вслед за расширением выездных туристских потоков и жалобами американцев на обслуживание за рубежом, которое не соответствовало сложившимся у них представлениям и ожиданиям. Сегодня разбросанные по миру отели, объединенные в американские гостиничные цепи типа "Ай-Ти-Ти Шератон" или "Хилтон Хоутелз Корпорейшн", в расчете на вкусы соотечественников импортируют из США пиво и сигареты. Зарубежные филиалы японских ТНК в ресторанном хозяйстве ввозят из Японии продукты питания и мебель.

Другая причина, вынуждающая филиалы импортировать товары и услуги, связана с глобальными процессами стандартизации и созданием образа "родной" страны. Авиакомпания "Эр Франс" продвигает свою французскую марку, а паромная компания "Ройял Викинг Лайн" во всем подчеркивает скандинавское происхождение.

Импорт товаров и услуг по линии международного туризма является заметной статьей расходов в государственных бюджетах ряда развивающихся стран. Эти операции хотя и сопряжены с оттоком валюты за границу, однако не столь большим как в случае, если транснациональная компания предоставляет принимающей стране факторы производства туристского продукта за плату. На вложенный капитал ТНК получает доход в виде процента, который переводит на "родину". Основная часть занятой в ее филиалах рабочей силы, особенно менеджеры высшего и среднего звена, - это квалифицированные кадры, приглашаемые из-за рубежа. За свой труд они получают высокую заработную плату, которую перечисляют по месту постоянного проживания.

Большую часть поступлений от международного туризма принимающая страна теряет в результате вывоза транснациональными компаниями своих прибылей. Независимо от того, является ли ТНК собственником предприятия или управляет им по контракту, она имеет предпринимательский доход, или прибыль. С помощью механизма трансфертного ценообразования прибыль может быть переведена из одной страны в другую без видимой утечки.

В некоторых странах (Шри-Ланка, Филиппины, Индонезия и т.д.) иностранным инвесторам предоставлены гарантии свободного и неограниченного вывоза в свою страну доходов, полученных туристскими предприятиями. Например, Гамбии удается удержать только 15% ввозимой туристами иностранной валюты.

При очень высокой стоимости поездки в Африку (например, для туриста из Германии двухнедельный тур в Кению или Того обходится примерно в 3,5 тыс. нем. марок) сама принимающая страна получает ничтожную долю от этой суммы. Европейский турист производит оплату полного комплексного обслуживания у себя на родине через туристскую фирму. С собой он берет небольшую сумму денег для покупки сувениров, которая и служит источником валютных поступлений для принимающей страны. При такой модели развития туризм никак не связан с местной экономикой. Туристский комплекс будет функционировать и при ее отсутствии, в пустыне или на Луне, за счет притока иностранных посетителей.

Включить международный туризм в экономику принимающей страны возможно путем привлечения местной рабочей силы (речь идет о видах работ, не требующих высокой квалификации и специальной подготовки), использования местных материалов при оборудовании туристского комплекса, а также сельскохозяйственных продуктов для питания иностранных посетителей. В этом случае международный туризм будет увеличивать ВНП страны-реципиента, способствуя ее экономическому развитию.

Оценка влияния ТНК на национальную экономику будет неполной, если обойти вниманием роль транснациональных компаний в передаче знаний, опыта, технологических секретов (того, что на Западе называют "ноу-хау"). Все это - капитал нематериальный, но весьма ценный, если им правильно распорядиться.

В настоящее время ТНК, по существу, превратились в "инкубаторы" технологических нововведений. Они разрабатывают собственные инновационные программы, вкладывают огромные средства в создание интеллектуального товара и предлагают его на мировом рынке.

Одним из наиболее ярких и убедительных примеров трансферта технологий в туризме является деятельность всемирно известной фирмы "МакДоналдс", которая считается бесспорным лидером в индустрии быстрого питания. Ее успех определяется в первую очередь фанатичной верой в идею обеспечения высокого качества обслуживания. На протяжении всей истории своего существования она методично совершенствовала каждую операцию в производственном процессе.

В конце 40-х годов братья Ричард и Морис МакДоналды, владельцы небольшого придорожного кафе, задумались над тем, как улучшить обслуживание своих клиентов и соответственно увеличить доход. Они решили сократить число позиций в меню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной системы и унифицировали приготовление блюд. Например, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19% жира. Служащие были одеты в накрахмаленные белые рубашки и выполняли один вид работ: одни снимали гамбургеры со сковородки, другие макали их в кипящее масло и т.д. Подобная организация производства обеспечила рост его эффективности и снижение затрат. "МакДоналдс" создал новое поколение клиента, который точно знал: где бы он ни был, везде в "МакДоналдс" найдет прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд. Многие предприниматели, поняв и приняв это направление бизнеса, присоединились к нему. Аналогичные предприятия быстрого обслуживания стали появляться в большом количестве.

Трансферт технологий наблюдается не только в ресторанном хозяйстве, но в гостиничном, туроператорском и других секторах туристской индустрии.

ТНК, размещая за рубежом предприятия, зачастую инновационные, с использованием новейшей техники и совершенной технологии, демонстрируют свое преимущество перед национальными компаниями. Последние перенимают управленческий и предпринимательский опыт, технологические нововведения, повышая собственную конкурентоспособность. В таких странах, как Таиланд и Тунис, где передовой зарубежный опыт в туризме распространяется особенно быстро, отмечается ускоренный рост прибылей на местных предприятиях индустрии путешествий. Некоторые правительства теперь отдельно оговаривают трансферт технологий как условие деятельности ТНК на территории их государств.

Влияние ТНК на экономику страны базирования. ТНК оказывают экономическое воздействие не только в принимающей, но и в "родной" стране. Эта, обратная сторона интернационализации исследована гораздо хуже. Туристские ТНК могут изменить структуру внутреннего рынка путешествий и рентабельность производства туристского продукта.

Во-первых, в малой стране, где емкость рынка туризма недостаточна для получения экономии от масштаба производства, корпорации типа сингапурских авиалиний ориентируются на "экспортный вариант" экономической стратегии. Без интеграции в мировую экономику они не могли бы существовать.

Во-вторых, ТНК направляют инвестиции в те дестинации, которые обеспечивают предельно высокие доходы и тем самым способствуют увеличению среднего размера доходов на вложенный капитал в отечественной индустрии туризма.

В-третьих, поставив на поток производство продуктов выездного туризма, они сбивают уровень цен на внутреннем рынке.

В-четвертых, ТНК, специализирующиеся на выездном туризме, получают монополистические выгоды на рынке страны базирования. Если он имеет олигополистическую структуру, корпорации объединяются в блоки для защиты своих рыночных позиций. Открытие в регионе отелей цепи "Ай-Ти-Ти Шератон" обычно означает скорое появление здесь компании "Хилтон Хоутелз Кор-порейшн" или "Холидей Инн Уорлдуайд".

Наконец, ТНК оказывают влияние на "родную" экономику опосредованно через туристские потоки. Их присутствие на рынке путешествий, особенно таких мощных, как многие европейские туроператоры, часто выступает одной из причин активизации выездного туризма. С увеличением же числа поездок за границу и связанным с этим оттоком валюты из страны складывается отрицательное сальдо туристского платежного баланса. Вместе с тем именно благодаря деятельности ТНК часть вывезенной туристами валюты удается вернуть на родину. Если турист из США останавливается в отеле, входящем в американскую гостиничную цепь, то, по существу, происходит замещение импорта. Страна базирования, в данном случае США, получает доходы от обслуживания соотечественников за рубежом, аналогичные выручке от экспорта товаров и услуг, и укрепляет свой платежный баланс.

Процессы транснационализации в современных формах их проявления глубоко противоречивы. Горячая дискуссия о ТНК, в основе которой лежат ценностные, идеологические и политические расхождения во взглядах на природу и источники социально-экономического развития, а также на угрозу национальной безопасности, продолжается по мере роста числа транснациональных фирм и расширения их экономической экспансии.

§ 4. Процессы глобализации в мировом туризме

Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и туристского в частности особого внимания заслуживают процессы глобализации. ТНК от однонациональности капиталов и сепаратности действий перешли к политике сотрудничества, реализации совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.

Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между, компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, которые постепенно завоевывают все больше "ниш" на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это - цепи отелей, принадлежащие Сянгану (Гонконгу), "Шангри-Ла", "Регал Хоутелз", "Мандарин Ориентл".

Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем - с помощью сотрудничества. Они совместно используют достижения каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Заключение глобальных союзов практикуется в разных секторах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером действенности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Благодаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы - от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, "Амадеус" и "Уорлдспэн", является "Галилео Интернешнл". Ее визитными карточками стали мощная информационная база, широкие возможности резервирования и гибкость. В современном виде "Галилео Интернешнл" существует с 1993 г. в результате слияния двух электронных систем бронирования "Галилео" и "Ковья-Аполло". Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставной фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997 г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиакомпаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Число ее абонентов достигло 42 тыс.

Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), "Галилео Интернешнл" намерена сохранять, поддерживать и развивать "Ковья-Аполло" и "Галилео" как две самостоятельные системы. Если первая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключением Канады, где действует сеть "Джемини".

В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имущественных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не затрагивают отношения собственности, поэтому они получили более широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консорциумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний - участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации услуг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинговой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении торговых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой "Карлсон Хоспитэлити Уорлдуайд" (США) и корпорацией "Фор Сизнз" из Торонто. Его цель - расширить принадлежащую последней международную цепь отелей "Риджент".

Доказав свою эффективность, альянсы станут главной стратегией роста гостиничных компаний в XXI в. К такому выводу пришли, специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.

Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают создавать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акций менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрутную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат - увеличение объема воздушных перевозок и прибыли.

Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер деятельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представительств. Например авиакомпании "Джапан Эйрлайнз", "Люфтганза" и "Эр Франс" заключили соглашение о совместном строительстве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.

Сегодня международные стратегические альянсы на воздушном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь установить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса перешли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслур.

Специальные программы "Эф-Эф-Пи" (см. гл. VII) закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют перетоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффективность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиа компании "Юнайтед Эйрлайнз", "Люфтганза", "Эйр Канада" и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.

Объединяя поощрительные программы, члены альянсов расширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее положение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиаперевозок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и ограничивает конкуренцию.

Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альянсы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажиров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специальные органы по контролю за действиями монополий и защите конкурентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.

Кроме объединения поощрительных программ для часто летающих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укрепляется по линии обмена идентификационными кодами. По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои идентификационные коды другой авиакомпании или несколько перевозчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указана в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе обсуждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере информировать пассажиров о подобной практике.

Каковы бы ни были аргументы "за" и "против" обмена идентификационными кодами, число соглашений растет. В 1997 г. авиакомпании испанская "Иберия", швейцарская "Свиссэйр" и австрийская "Остриан Эйрлайнз" договорились об обмене кодами с "Дельта Эйрлайнз", "Бритиш Мидлэнд" с "Галф Эйр", а "Джапан Эйрлайнз" с австралийской "Куантас Эйрлайнз". В том же году "Дельта Эйрлайнз" и "Континентл Эйрлайнз" подписали многоплановое соглашение с "Эр Франс", включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кодами часто перерастают в международные стратегические альянсы.

В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается (табл. 62). Большинство новых альянсов отличает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и техническое развитие.

Таблица 62
Показатели развития альянсов на воздушном транспорте, 1994-1997 гг.


Показатели

Годы

Изменения 1997/1994, %

1994

1995

1996

1997

Число альянсов

280

324

389

363

29,6

с паевым участием

58

58

62

54

-6,9

без паевого участия

222

266

327

309

39,2

Количество авиакомпаний

136

153

171

177

30,1

Количество вновь образованных альянсов

-

50

71

72

44,0*

Набирающая силу политика налаживания партнерских отношений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об "открытом небе". Эти соглашения делают возможным доступ американских перевозчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швейцария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению американской стороны.

На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних соглашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образование, она намерена отказаться от практики заключения договоров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централизации переговорных процессов.

Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании продолжают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиакомпания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческого альянсов с другими перевозчиками. Например, "Люфтганза", кроме глобального стратегического альянса с "Юнайтед Эйрлайнз", образовала маркетинговый альянс с "Финнэйр", альянс фрахта с "Джапан Эйрлайнз" и "Кореан Эйрлайнз", а также подписала соглашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпаниями "Адриа Эйрвейз", "Вариг Бразилиан Эйрлайнз", "Люксэйр" и "Остриан Эйрлайнз". Перспективы достигнутых ранее договоренностей становятся весьма неопределенными с созданием мировых альянсов перевозчиков.

Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте являются альянс "Уануорлд" и "Стар Альянс". Каждый из них обслуживает свыше 180 млн. пассажиров в год (табл. 63).

В 1998 г. пять ведущих авиакомпаний мира "Америкэн Эйрлайнз", "Бритиш Эйрвейз", "Канадиан Эйрлайнз", "Катай Пасифик Эйрвейз" и "Куантас Эйрлайнз" объявили о создании нового глобального альянса "Уануорлд". С 1999 г. его члены приступили к реализации широкой совместной программы действий стоимостью в десятки миллионов фунтов стерлингов.

Таблица 63
Ведущие мировые альянсы авиакомпаний


Показатели

Альянсы

«Стар Альянс»

«Уануорлд»

«Юнайтед Эйрлайнз»

«Люфтганза»

САС

«Эйр Канада»

«Таи Эйрвейз Интернешнл»

«Вариг Бразилиан Эйрлайнз»

«Америкэн Эйрлайнз»

«Бритиш Эйрвейз»

«Канадиан Эйрлайнз»

«Катай Пасифик Эйрвейз»

«Финнэйр»

«Куантас Эйрлайнз»

Количество направлений

257

271

100

116

73

122

237

255

135

47

60

105

Страны назначения

32

88

34

25

35

23

49

102

13

25

27

33

Количество перевозимы пассажиров млн. человек

84,2

44,5

20,8

17,5

14,8

9,9

93,0

41,0

11,0

10,0

7,2

19,0

Парк самолетов

576

326

168

243

74

87

856

330

131

63

58

139

Валовой доход, млрд. ам. долл.

17,4

13,0

5,1

3,9

3,1

3,4

18,5

9,1

2,6

4,2

1,5

5,3

В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть "Уануорлд", производится обмен идентификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система бронирования билетов. Необходимое условие членства в альянсе - предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании финская "Финнэйр" и испанская "Иберия", решившие вступить в "Уануорлд", должны были провести работы по наладке систем слаженных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух новых членов маршрутная сеть "Уануорлд" охватила свыше 800 пунктов назначения.

Другое международное объединение авиаперевозчиков "Стар Альянс" было образовано в 1997 г. по инициативе "Люфтганза". Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов "Стар Альянс" продолжают расширяться. В 2000 г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания "Бритиш Мидлэнд" и старейший мексиканский перевозчик "Мексикана Эйрлайнз". С присоединением к альянсу "Бритиш Мидлэнд", базирующейся в лондонском аэропорту "Хитроу", он стал единственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих глобальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть "Стар Альянс" связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9 с и выполняют в общей сложности около 9600 рейсов ежедневно.

Кроме "Уануорлд" и "Стар Альянс", существуют и другие подобные объединения перевозчиков "Кволифлайер Труп" и "Вайндс". Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса "СкайТим". Его ядром выступили "Дельта Эйрлайнз" и "Эр Франс", сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Развернутая в средствах массовой информации США, стран Европы, Латинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом "Мы заботимся о вас".

В 2003 г. к "СкайТим" планирует присоединиться и "Аэрофлот - Российские Авиалинии". У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной работы. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиакомпаний России и СНГ.

Включаясь в процесс глобализации и предусматривая возможные негативные последствия вхождения отечественных фирм в мировое туристское пространство, Россия движется вперед к нормальным цивилизованным отношениям на рынке туризма.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

транснационализация, транснациональная компания, гостиничная цепь, франшиза, контракт на управление, консорциум, трансфертное ценообразование, глобализация, глобальный союз, стратегический альянс

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие пути и способы используют ТНК для расширения своего зарубежного присутствия?

2. Назовите общие и особенные черты в транснациональной деятельности авиакомпаний и отелей, с одной стороны, и классических товаропроизводителей, с другой.

3. Перечислите основные стратегии гостиничных ТНК. В чем состоят сильные и слабые стороны каждой из них?

4. Чем объясняется широкое распространение системы франчайзинга в международном гостиничном бизнесе?

5. Каковы причины успеха и кризиса американской модели организации и управления гостиничным бизнесом? В чем состоит отличие американской модели от европейской и азиатской?

6. Назовите всемирно известные торговые марки на рынке гостиничных услуг.

7. Какое воздействие оказывают туристские ТНК на экономику принимающей страны и страны базирования?

8. Объясните механизм трансфертного ценообразования, который используют ТНК в туризме.

9. В какой мере деятельность ТНК обусловливает изменения в туристских потоках?

10. Какое влияние оказывают процессы глобализации на индустрию туризма?

- 81.21 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Технология и организация деятельности

туристской индустрии

Тема: Транснациональные компании в туристской индустрии

Исполнитель –

Руководитель работы –

ВВЕДЕНИE .……………………………………………………………………….. ......3

1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4

1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7

1.3. Структура ТНК…………………………………………… ……………………….9

2.1 Американская модель ТНК………………… …………………………………….12

2.2 Немецкая модель ТНК…………………………… ………………………………14

2.3. Исламская модель ТНК………………………… ………………………………..16

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ…………………………….. .20

3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………… ……………………………………………………………..20

3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер- конкурентоспособности……………………… ………………………………………21

3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……… ……………………………………………………………………22

3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования…………………………………………… …………………………...24

3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………… ……………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………………..29

ВВЕДЕНИЕ

Мировой рынок туристских услуг развивается в условиях конкурентной борьбы между странами. Структура и направление туристских услуг отдельных стран оказываются под влиянием изменения конкурентоспособности их турпродуктов на мировом рынке. В современных условиях на мировом туристском рынке усиливаются позиции транснациональных корпораций.

Туристские корпорации в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно- хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентств в разных странах.

В XXI веке туризм стал одним из важнейших секторов экономики многих стран мира. Благодаря туризму любая территория мира является туристическим объектом, что позволяет получать соответствующие выгоды при правильном использовании такого ресурса. Поэтому мы считаем тему «Транснациональные компании в туристской индустрии», как минимум, заслуживающей внимания.

Объектом исследования будут являться сами компании или корпорации.

Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).

Задачи работы:

    • анализ типов туристических транснациональных корпораций с позиций существующих подходов к типологизации корпоративных моделей (американской, европейской, исламской);
    • исследование современных подходов к процессу формирования организационной структуры транснациональной туристической корпорации.

Методы исследования – анализ, классификация, наблюдение.

Работа полезна практически, несет в себе исследовательскую информацию.

Может быть полезна в изучении менеджмента.

ГЛАВА 1. Анализ основных сведений о ТНК

1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления

Следует отметить, что возможности монополизации мирового рынка меньше, чем национальных рынков. Причина этого состоит в том, что на мировом рынке в конкурентной борьбе участвует большое количество компаний, в том числе крупные национальные компании, опирающиеся на помощь других государств. Эти вопросы освещены в работах ряда авторов.

В книге «Индустрия туризма: Менеджмент организации» Жуковой М.А. речь идет об олигополистической структуре мирового рынка, когда производство отдельных товаров или услуг находится преимущественно в руках небольшой группы компаний разных стран. Олигополистическая структура порождает мощные стимулы к сотрудничеству между компаниями. Современной формой такого сотрудничества стали стратегические альянсы. Компании, как правило, объединяют усилия, чтобы укреплять свои позиции на мировом рынке в конкурентной борьбе с другими компаниями. Особенностью современной ситуации является развитие международных межгосударственных форм регулирования мирового рынка. Возникли как общие торговые организации (генеральное соглашение по тарифам и торговле), так и региональные интеграционные экономические (Евросоюз).

На мировом рынке услуг существуют многочисленные ограничения для иностранных инвесторов и экспортеров услуг. Транснациональные компании, доминирующие на этом рынке выступают за либерализацию сферы услуг, в том числе политики по отношению к их зарубежным филиалам.

Данильчук В.Ф., в своей работе «Мировой рынок услуг турбизнеса», говорит о том, что в настоящее время на внутренних национальных рынках увеличивается число компаний, занимающихся туризмом. Это неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма достается иностранным компаниям. Изменить неблагоприятную ситуацию можно с помощью стратегии синергизма, т.е. путем создания новых моделей организации и управления туристской индустрией, вобравших в себя последние достижения теории и практики глобального хозяйствования и управления. Под стратегией синергизма понимают также стратегию получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа организаций в одних руках. Синергетическая теория не утратила актуальности до сегодняшнего времени.

Значение этой стратегии заключается в том, что она помогает получить большую рентабельность производства при взаимосвязи организации, чем в ситуации, когда управляются раздельно. Однако отмечается, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений при создании и функционировании организаций, получившихся в результате слияний.

Из книги Портера Мартина Юджина «Международная конкуренция»: глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров и услуг, использовать преимущества мирового маркетинга. Глобальный рынок – это межнациональный рынок, спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга. Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. Для процесса глобализации бизнеса характерны следующие черты:

Исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей;

Экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг;

Использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты.

Глобализация бизнеса в рамках туристской организации способствует формированию сильных конкурентных позиций по сравнению с организациями-конкурентами. Конкурентные преимущества организации зависят от возможности использования многих факторов: доступ к дешевым ресурсам; национальное стимулирование инвестиций; преодоление торговых барьеров; доступ к стратегически важным рынкам сбыта и других.

Глобальные туристские объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений туристских организаций. Во многих европейских странах происходит глобальный дележ рынка путем приобретения компаний. Для индустрии туризма, как и для других отраслей, характерен выход процесса концентрации предприятий за пределы национальных границ путем создания транснациональных корпораций.

Для проведения эффективной политики зарубежного инвестирования туристские организации должны учитывать возможности и уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг, наличие управленческого опыта, эффективность производства, размер фирмы и уровень концентрации, инвестиционный климат принимающей страны (политическая и социально-экономическая стабильность, состояние и перспективы развития экономики в целом и интересующих инвестора отраслей).

Поставленные туристской организацией цели и учет факторов, характеризующих эту организацию, экономику и политику принимающей страны, позволяет ей выбрать то направление деятельности, которое при более низких издержках производства приносит дополнительную прибыль.

При создании глобальных объединений особое внимание уделяется выбору организационной формы зарубежного предпринимательства:

Создание новой туристкой организации за рубежом;

Приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма;
- участие в капитале иностранной туристкой организации, дающей право контроля;

Предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.

Каждая из этих форм требует для их осуществления определенных условий и имеет свои достоинства и недостатки.

Харрисом Г. и Кац К.М. в «Стимулирование международного туризма в XXI веке» было отмечено, что создание новой организации сферы туристских услуг - одна из наиболее дорогих и сложных форм, сопряженная с немалым риском, так как при этом приходится действовать в незнакомой обстановке. Необходимо хорошее знание местных условий и особенностей рынка, желательно иметь известную и авторитетную торговую марку. Такая форма зарубежной деятельности в туризме может быть под силу только немногим национальным туристским организациям.

Приобретение иностранной организации, работающей в индустрии туризма, дает возможность инвестору сразу включиться в местные структуры, использовать связи и авторитет приобретаемой организации. Достоинство этой формы инвестирования в том, что можно ускорить функционирование поглощенной организации, отпадает необходимость в осуществлении операций, связанных с организацией нового предприятия.

Операции приобретения иностранного капитала как целиком, так и доли участия в капитале зарубежной компании сопряжены со следующими проблемами:

1. Существование во многих странах очень высоких (запретительных) цен на приобретение организации.

2. Увеличение издержек на проведение операции из-за подробного изучения финансового положения приобретаемой туристской организации, что предполагает обязательное обращение к специализированным организациям и фирмам по проверке счетов, к консультациям банков и т.д.

3. Модернизация или организационная перестройка приобретаемой организации сферы туристских услуг.

В развитых странах контроль над компаниями чаще всего устанавливается путем скупки их акций, обращающихся на бирже или во внебиржевом обороте. Это могут быть как дружественные приобретения, так и агрессивные захваты. Для операций по скупке акций в каждой стране разработаны и действуют особые правила и процедуры.

Специалисты считают, что создание глобального объединения и управление им - сложный процесс, требующий немало времени и ресурсов.

Поэтому многие компании за рубежом обращаются к другой форме организации международного сотрудничества - стратегическим альянсам.

Наибольшие международные туристические компании обосновались в Великобритании, США, Германии и Японии.

Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Touristik Union International (TUI) u Neckermann und Reisen (NUR), производящие более половины всех турпакетов -соответственно 33 и 18% в Европе.

Третье, четвертое и пятое места на германском рынке занимают соответственно Hertzel, ITS, DER.

Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире «Thomson Holidays».

Международный туризм в США и Канаде направлен преимущественно в Карибский бассейн, Европу и Латинскую Америку.

Таким образом, процессы глобализации приводят к тому, что туристские организации с целью повышения эффективности своей деятельности наряду с использованием имеющихся факторов производства турпродуктов или услуг должны также уделять внимание следующему:

Описание работы

Цель работы – изучение туристских транснациональных компаний (далее - ТНК).
Задачи работы:
анализ основных характеристик туристических транснациональных компаний;
исследование экономической эффективности и определение источников глобальной конкурентоспособности ТНК в сфере туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИE .………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. АНАЛИХ ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ О ТНК………………………........4
1.1. Выявление основных факторов в международном туризме и их связь с организационными формами управления……………………………………………4
1.2. Особенности туристских транснациональных компаний……………………….7
1.3. Структура ТНК…………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ТНК…………………………………………….12
2.1 Американская модель ТНК……………………………………………………….12
2.2 Немецкая модель ТНК……………………………………………………………14
2.3. Исламская модель ТНК…………………………………………………………..16
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ТНК С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ИХ ГИПЕР-ПРЕИМУЩЕСТВ……………………………...20
3.1. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-прибыли………………………………………………………………………………..20
3.2. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-конкурентоспособности………………………………………………………………21
3.3. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиции гипер-присутствия……………………………………………………………………………22
3.4. Эффективность туристических ТНК с позиции гипер-
позицирования………………………………………………………………………...24
3.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности……………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29