Гончарная улица сохранила свое название от располагавшейся здесь в 17 в. гончарной слободе, в которой жили гончары, производящие изделия из глины. На деньги этих гончаров и была построена красивая, украшенная изразцами церковь Успения в Гончарах.
Каменный однопрестольный храм известен по документам с 1654 г. В начале 18 в. к ней был пристроен придел святого Тихона Амафунтского. Это южный придел, отмеченный маленькой главкой с изображением четырех евангелистов. Каждая из фигур составлена из трех крупных квадратных изразцов. Евангелисты одеты в зеленые одежды, с белыми руками и лицами на синем фоне. Цилиндр главы покрыт сплошными изразцами, изображающими поле, усеянное цветами.
Трапезная со стороны улицы украшена изразцами работы Степана Полубеса. В 1812 г. храм был разорен французами, дворы прихода сожжены.
В июле 1948 г. по благословению патриарха Алексия I храм был передан Болгарской Православной церкви и стал ее подворьем.
Главной святыней храма является икона Божией Матери "Троеручицы", представляющей собой список с чудотворного образа, находящегося в Хиландарском монастыре на Афоне.Ежедневное молебствие перед образом относится к давним традициям церкви Успения в Гончарах. Список иконы так же помещен снаружи храма на западной стене.
Главный престол храма освящен в честь Успения Божией Матери, придел - в честь Тихона Амафунтского.
Каменный однопрестольный храм был построен в 1654 г. на месте деревянного, известного с первой четверти XVII в. Придел и трапезная пристроены в 1702 г., тогда же храм был украшен изразцами (мастер Степан Полубес). Колокольня построена в сер. VIII в. Храм не закрывался. В 1948 г.по благословению Святейшего Патриарха Алексия I он стал представительством Болгарской Православной Церкви.
http://www.patriarchia.ru/db/text/282468.html
Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах церковь (Гончарная улица, дом № 29).
Известна в этой местности с 1625 г. Современное церковное здание построили в 1654 г. Пятиглавый храм типичен для посадских церквей XVII в. Он завершается горкой кокошников и пятью луковичными главками. Фасады церкви богато декорированы кокошниками, колонками, фигурными карнизами, наличниками, великолепными разноцветными изразцами. Главки над приделом украшены изразцовыми рельефными фигурами четырех евангелистов, выполненными прославленным мастером Степаном Полубесом. В 1702 г. к храму пристроили трапезную с приделом святителя Тихона Амафунтского. Колокольню выстроили в середине XVIII в. в барочной стилистике. В 1790 г. вокруг храма возвели кирпичную ограду.
В советское время храм не закрывался. С 1948 г. он был передан представительству Болгарской Православной Церкви. В конце 1940-х годов при ремонте под толстым слоем краски на барабане обнаружили замечательные изразцы времен постройки храма, и среди них изображения четырех евангелистов. Ныне эти и другие открытые реставраторами украшения дополняют изразцовый фриз трапезной. Святыней храма является чтимая икона Божией Матери «Троеручица» 1716 г., помещенная в местном ряду иконостаса.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".
http://rutlib.com/book/21735/p/17
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах, обозначалась также «что в Спасской слободе в Чигасах», занесена в окладные книги в 1632 г. Нынешняя главная церковь выстроена в 1654 г., освящена 5 марта. В 1702 г. построен придел Тихона Амафунтского, освящен в ноябре. В середине XVIII в. сооружена нынешняя колокольня, и вся церковь обновлена.
Александровский М. И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.
Мы продолжаем знакомить читателей с подворьями Поместных Православных Церквей в нашем городе. Сегодня отправляемся на Болгарское подворье, в храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Возведенный в 1654 году, в наполеоновское нашествие, он был безжалостно разграблен и едва не погиб. Сгорела деревянная крыша, но благодаря кирпичному своду, который в свое время заботливо сложили гончары, огонь не распространился дальше, и строение уцелело.
Удивительная история с этим храмом произошла в конце 1940-х годов. Успенскую церковь решили снести, чтобы построить на ее месте станцию метро.
– Недалеко стоит дом, в котором в те годы жили семьи высокопоставленных чиновников. Среди них было много вдов. Узнав о том, что Успенский храм будут сносить, они пригласили на чаепитие Сталина, – рассказывает настоятель храма архимандрит Феоктист (Димитров). – Во время этой встречи жена одного из дипломатов попросила не рушить храм, а передать его представителям Болгарской Православной Церкви и тем самым укрепить отношения между нашими странами и народами. Эта просьба была удовлетворена.
С момента постройки храм никогда не закрывался. Более того, полностью сохранился исторический колокольный ансамбль. Считается, что выстоять в самые сложные времена Успенской церкви помогло заступничество его главной святыни, чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Она находится здесь с 1716 года.
Большая часть убранства относится ко второй половине XIX века. Иконостас оформлен в стиле XVII века, здесь сохранились старинные иконы. Болгары не стали привносить что-то новое в архитектурную стилистику убранства. Только единственная икона Всех болгарских святых напоминает об особом статусе храма.
Успенская церковь пользуется особой любовью москвичей. Многие приходят к Троеручице со своими мольбами и получают помощь. Служители храма записывают все чудеса, которые происходят после обращения к святыне. Чтобы облегчить доступ к чудотворной иконе, был сделан еще один обрамленный в изразцовый киот список. Его поместили на западном фасаде храма, выходящем на Гончарную улицу. Как рассказывает настоятель, к этой иконе регулярно наведываются ночные гости. Камеры уличного видеонаблюдения фиксируют, как в полночь молодые люди и девушки подходят к Троеручице и по несколько минут горячо молятся перед ней.
– Однажды ночью к храму подъехал дорогой автомобиль, и из него вышла 25-летняя девушка. Она десять минут молилась перед иконой Божией Матери, – рассказывает священник. – В другой раз мимо Троеручицы пробегали молодые спортсмены. Они вместе остановились, перекрестились (характерным жестом, как обычно футболисты перед выходом на поле) и побежали дальше. Знаете, для меня самая лучшая награда – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и к Пресвятой Богородице. Радость и утешение осознавать, что юные прихожане, только начинающие свой жизненный путь, идут по этой дороге вместе с Господом. В своей миссионерской деятельности я стараюсь создать такую атмосферу в храме посредством проповеди, песнопения, чтобы люди прониклись богослужением и, задумавшись над своей жизнью, устремились к Богу. На нашем подворье все подчинено этой идее.
Если мы будем больше друг про друга знать, то и любить друг друга будем больше.
Лучшая награда для священника – видеть молодежь, искренне и чистосердечно обращающуюся к Богу и Пресвятой Богородице.
Мария Максимова
Прямая Речь
Настоятель Успенского храма архимандрит Феоктист (Димитров): Приходите на Пасху попробовать козунак
– Мы стараемся сохранить дух болгарского богослужения, сделать так, чтобы оно было ближе к сердцам людей. Здесь можно услышать песнопения из болгарской православной традиции. Приходите к нам, чтобы познакомиться поближе с нашей культурой. Русские, к примеру, после богослужения пьют чай, а мы встречаемся за чашечкой кофе. На Пасху мы будем угощать нашими болгарскими куличами (по-болгарски – великденски козунак). Они вкуснее ваших! Внешне козунак похож на плетенку, а в тесто мы добавляем домашнее варенье, грецкие орехи. Наш болгарский повар печет куличи в Великую субботу. В этом году заготовим их побольше, чтобы все прихожане могли попробовать, какие они вкусные и нежные. Освящать куличи в нашем храме мы будет тоже по болгарской традиции, на саму Пасху. Чем больше мы будем друг про друга знать, тем и любить друг друга больше будем. Поэтому я приглашаю всех в храм Успения Пресвятой Богородицы, а также в соседний приписной храм святителя Николая на Болвановке. А вскоре свои двери откроет храм в честь святителя Киприана, Митрополита Киевского и всея Руси (сейчас он достраивается в Центральном Чертанове).
Справка . В отделке храма использованы изразцовые панно и фризы знаменитого мастера Степана Полубеса. До сих пор москвичи имеют возможность любоваться его изображениями четырёх евангелистов на главе Тихоновского придела.
Очень красивое место, особенно это место славиться Чтимой иконой Божией Матери «Троеручица» (1716 г.), мощевик с частицами святынь: часть Животворящего Древа Креста Господня, камень из Гроба Господня, часть жезла Моисеева и мощи многих святых.
Высокие, золотые купола, как же это красиво, особенно в солнечный погожий день, когда видишь блеск и сияние, словно ангелы сюда слетаются. Церковь Успения в Гончарах яркий тому пример. Здесь отдыхает душа, и все мирские заботы уходят на второй план.
Очень приятная церковь - светлая, устремленная вверх. Нам понравилась очень красивая высокая колокольня. Внутри очень теплая атмосфера, сюда хорошо зайти после городской суеты, это дарует душе неповторимый покой.
В нaшeм coвpeмeннoй миpe пoлнoгo злa и нeнaвиcти, чeлoвeку пpиxoдитcя иcкaть мecтo для тoгo, чтoбы oчиcтитьcя oт гpexoв и избaвитьcя oт душeвныx пpoблeм, и цepкoвь этoму пoмoжeт. Вceм людям, кoтopыe живут в Mocквe и вepят в бoгa coвeтую пoceтить дaнную цepкoвь, и нe тoлькo эту, нo и дpугиe, вeдь цepкви этo мecтo для душeвнoгo иcцeлeния.
Небольшая миловидная церквушка с интересной архитектурой постройки. Гармонирует с окружающими строениями. Сразу заметно невооружённым глазом, что построена она давненько. Удобно расположена в центре столицы.
Хорошо, что есть еще такие места, как церковь Успения в Гончарах. Это красивая старинная церковь, посещение которой приносит покой душе. Приятная и доброжелательная обстановка в самой церкви, красивые, старинные иконы, все это оставляет хорошее впечатление. Сюда хочется снова приходить.
Красивое место, восхительно построенное историческое сооружение. Интерисующимся людям ахитектурой старой Москвы, понравится здесь! Церковь гармонично смотриться в этом месте, несмотря на близстоящие дома и поднимает настроение.
Для верующих очень важно посещать православные храмы и церкви. А потому эта совсем небольшая церковь приносит облегчение и дает надежду всем москвичам и гостям столицы, переступающим ее порог и желающим помолиться.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.
В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.
Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.
В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.
Гончарная ул., 29. Подворье Болгарского патриархата.
Возведен в 1654 г. Придел святого Тихона Амафунтского пристроен в 1802 г. Передан Болгарской Православной церкви в 1948 г.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Болгарская церковь
Таганский
Московская епархия (городская) / Покровское благочиние
Церковь. Действует.
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Тихона Амафунтского
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1654 и 1802.
Адрес:Москва, 109172, Гончарная ул., д.29
Координаты:55.7422, 37.65051
Проезд:м.Таганская
Гончарная улица сохранила свое название от располагавшейся здесь в 17 в. гончарной слободе, в которой жили гончары, производящие изделия из глины. На деньги этих гончаров и была построена красивая, украшенная изразцами церковь Успения в Гончарах.
Каменный однопрестольный храм известен по документам с 1654 г. В начале 18 в. к ней был пристроен придел святого Тихона Амафунтского. Это южный придел, отмеченный маленькой главкой с изображением четырех евангелистов. Каждая из фигур составлена из трех крупных квадратных изразцов. Евангелисты одеты в зеленые одежды, с белыми руками и лицами на синем фоне. Цилиндр главы покрыт сплошными изразцами, изображающими поле, усеянное цветами.
Трапезная со стороны улицы украшена изразцами работы Степана Полубеса. В 1812 г. храм был разорен французами, дворы прихода сожжены.
В июле 1948 г. по благословению патриарха Алексия I храм был передан Болгарской Православной церкви и стал ее подворьем.
Главной святыней храма является икона Божией Матери "Троеручицы", представляющей собой список с чудотворного образа, находящегося в Хиландарском монастыре на Афоне.Ежедневное молебствие перед образом относится к давним традициям церкви Успения в Гончарах. Список иконы так же помещен снаружи храма на западной стене.
Главный престол храма освящен в честь Успения Божией Матери, придел - в честь Тихона Амафунтского.
Каменный однопрестольный храм был построен в 1654 г. на месте деревянного, известного с первой четверти XVII в. Придел и трапезная пристроены в 1702 г., тогда же храм был украшен изразцами (мастер Степан Полубес). Колокольня построена в сер. VIII в. Храм не закрывался. В 1948 г.по благословению Святейшего Патриарха Алексия I он стал представительством Болгарской Православной Церкви.
Wiki: ru:Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Храм Успения Богородицы в Гончарах в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
Соборы №2995 – Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, церковь
Храмы России №2354 – Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Гончарах (Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе; Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Чигасах, не позже 1-й четв. XVII в.)
Нынешняя каменная поставлена в 1654 вместо старой церкви. В 1702 пристроена несимметричная одностолпная трапезная с приделом Тихона Амафунтского, при этом был разобран первоначальный притвор. Церковь - один из ранних образцов посадского пятиглавого бесстолпного храма. Придел и трапезная имеют на фасадах рельефные полихромные изразцы, приписываемые Степану Полубесу. Существующая трехъярусная колокольня построена в сер. XVIII в. в стиле барокко. В советское время церковь не закрывалась.