Будут ли ученики сдавать английский язык. Будет ли английский обязательным экзаменом в егэ. Детям надо настраиваться на учебу: регулярную, нормальную, с домашними заданиями. Смотреть фильмы на английском языке, слушать песни. Для молодежи есть клубы, кафе

Экзамен по английскому языку – один из самых сложных в рамках Единого Государственного экзамена, который сдают выпускники 9-х и 11-х классов. Действительно, иностранные языки нельзя назвать сильной стороной школьников, может быть поетому сейчас так популярные курсы английского языка. И, возможно, эта ситуация оставалась бы неизменной, если бы не новость о том, что проверка знания английского станет обязательной при сдаче ЕГЭ. Информация встревожила и школьников, и их родителей. Только представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки спокойны и уверены в своем решении. И на это у них достаточно оснований.

Английский на ЕГЭ – как было?

До 2016 года включительно Единый госэкзамен включал в себя всего два обязательных предмета: математику и русский язык. Экзаменация по физике, химии, географии, биологии, литературе, обществознанию и литературе отдавалась на усмотрение каждого выпускника. А остальные языки и вовсе были объединены в одно понятие «иностранные» со скромными пометками: англ., франц., нем., исп. Как вы думаете, какое количество школьников добровольно шли на аттестацию по английскому? В Москве и Санкт-Петербурге – до 40%, в других регионах – едва набиралось 6%.

В сентябре 2016 года Рособрнадзор провел исследование качества образования учащихся пятых-восьмых классов по истории и иностранным языкам. Результаты показали, что знания слабые, и оставлять изучение английского языка на прежнем уровне нельзя. Рассчитывать на самостоятельную инициативу школьников, занятых подготовкой к обязательным экзаменам, тоже не приходится. Значит, нужно менять программу ЕГЭ. С 2017 года обязательных экзаменов стало три: к названным учебным дисциплинам присоединилась история. Кроме того, с 2017 года оценки за все экзамены ЕГЭ (и обязательные, и индивидуальные) влияют на аттестат. Открытым оставался один вопрос: когда экзамен по английскому будет обязательным?

Как будет?

По последней информации, решение сделать госэкзамен по иностранным языкам обязательным принято и постепенно воплощается. Уже с 2020 года английский язык станет обязательным на итоговой аттестации после 9-го класса, а с 2022 года он будет включен в ЕГЭ. У школьников есть достаточное количество времени, чтобы выучить программу как следует или же - приобрести знания на . Теоретически, этого должно быть достаточно, чтобы правильно выполнить задания. А на практике каждый предстоящий обязательный экзамен побуждает к поискам «гарантированных» решений.

До сих пор, из года в год, материалы для подготовки к ЕГЭ передавались следующему «поколению» выпускников. Подготовка проходила по прошлогодним билетам, ответы на которые уже известны. Поэтому труднее всех придется тем, кто в 2020 году окончит 9 класс – им предстоит первыми готовиться к обязательному экзамену по английскому. А через два года их же ждет Единый госэкзамен, где иностранный к тому времени тоже будет обязателен.

Чем дело кончится?

Основной вопрос, возникающий в связи с предстоящими переменами в аттестации, заключается в том, как по английскому. Второй вопрос: будет ли меняться обучение в течение года ввиду этих нововведений. И, наконец, высказываются догадки, не отменят ли английский в ЕГЭ как обязательный предмет. Давайте искать ответы.

  1. Экзамен по английскому на ОГЭ и ЕГЭ состоит из двух частей: письменной (2 часа на выполнение) и устной (15 минут). Для подготовки к письменной части можно и нужно тренироваться в грамматике. Не имеет принципиального значения, как именно это делать: по учебнику, дополнительным методическим пособиям и/или билетам прошлых лет. Для этого на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки есть раздел «Открытый банк заданий ЕГЭ» с упражнениями по письму, аудированию, языковому материалу. Здесь же публикуются задания для тренировки чтения и произношения. Эти примеры используются при составлении вариантов КИМ (контрольно-измерительный материал) ЕГЭ, и есть вероятность, что они попадутся на экзамене. А если нет – то точно аналогичные.
  2. Учителя сетуют, что далеко не все дети обладают способностью к изучению иностранных языков. Им вторят родители. А дети просто отказываются от дополнительных экзаменов. Коль скоро отказаться не получится, остается начинать подготовку как можно раньше, чтобы к аттестации ученик как можно лучше ориентировался в школьной программе. Сейчас она построена таким образом, что в общеобразовательных школах на английский выделено 3 часа, а в гимназиях и лицеях – 10-11 часов в неделю. Это объективная реальность для учеников 5-8 классов. Нужно понимать ее и готовиться с учетом необходимости сдавать иностранный язык в обязательном порядке.
  3. Экзамен будет, его не отменят, никто из выпускников его не избежит. Уже известно, с какого года, для каких классов, по какой программе пройдет аттестация. Дифференциация экзамена на базовый и углубленный (профильный) уровни пока под вопросом. В этой ситуации и ученикам, и учителям нужно осознать перспективы и начать подготовку уже сейчас. Чем раньше – тем лучше.

Дисциплина и хороший учебный материал помогут качественно подготовиться даже за два года. Выучить иностранный язык в школе непросто, особенно когда мотивация у детей невысокая. Но учителя и родители отлично понимают, что изучение английского нужно не только тем, кто связывает с ним будущую профессию. Язык международного общения позволяет уверенно чувствовать себя в любой ситуации, развиваться интеллектуально и профессионально. Поэтому введение обязательного экзамена по английскому можно считать хорошей новостью.

ЕГЭ по английскому языку станет обязательным с 2020 года, когда вступят в силу новые федеральные стандарты старшей школы. Однако уже в этом году некоторые российские вузы, получив возможность расширить список необходимых при поступлении результатов, включили этот предмет в список обязательных. Выпускников школ нововведение застало врасплох – в 2014 году ЕГЭ по английскому сдавали 69 382 человек, меньше (в процентном соотношении, правда, не намного), чем в 2013 году, когда его выбрали 74 668 старшеклассников.

Понятно, что в этом году эта цифра значительно увеличится, тем более что ЕГЭ по английскому будет рассматриваться уже не как обычный экзамен по выбору, а как пилотный обязательный экзамен. Правда, ЕГЭ по английскому языку изначально строился по международным образцам, в нем сразу учитывались два уровня знаний, базовый и продвинутый, возможно, поэтому только 11 человек в этом году смогли получить сто баллов. В ЕГЭ-2015 вернется устная часть, от которой отказались в 2006 году – «говорение».

"Должен ли экзамен по иностранному (английскому) языку стать обязательным?" Отвечают жители Тюмени.

Каким образом новая часть ЕГЭ по иностранному языку и изменение его статуса на обязательный повлияют на учебный процесс и подготовку радио «Свобода» рассказали председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая и учитель английского языка, тренер-методист Британского совета Елизавета Богданова .

Мария Вербицкая , председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам:

Я думаю, с введением обязательного ЕГЭ по английскому языку ситуация в школах сильно изменится. У нас ведь до начала эксперимента по ЕГЭ аудирование практиковалось, как вид речевой деятельности, только в спецшколах, и то - аудировали в основном с голоса учителя. И сначала как раз аудирование вызывало больше всего страхов, опасений, неприятия. Прошло 2-3 года, у всех появились магнитофоны, и аудирование выполняется замечательно! Почти на уровне чтения, которое всегда было лучше всего. Я думаю, теперь также найдутся силы и средства, потому что опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать.

Что касается устной части, «говорения», то такой раздел был в ЕГЭ на стадии эксперимента. Когда в 2009 году мы перешли в штатный режим, и ЕГЭ стал допуском к высшему образованию, тогда устную часть отменили по организационно-техническим причинам. Требовалось громадное количество экзаменаторов-собеседников, экзаменаторов-экспертов, и подготовить их было нереально, поэтому тогда решили просто удалить эту часть. Однако, удалив ее, мы не выполняем полностью требования федерального компонента 2004 года и нового федерального стандарта.

Поэтому в ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам вводится обязательная устная часть, но теперь это компьютеризированный экзамен, ребенок будет общаться с компьютером при полной цифровой записи его ответа. В этом году выпускник выбирает, сдавать ему или не сдавать устную часть. Но если он хочет получить больше 80 баллов (80 – это письменная часть, 20 – устная), то, взвесив свои силы, он может ее сдать.

опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать

Устная часть, кстати, очень интересная. Например, задание базового уровня – мы даем рекламную картину, даем опорные пункты и формулируем задание так: ты хочешь посетить этот город или ты собираешься на языковые курсы, хочешь уточнить некоторую информацию, задай пять прямых вопросов по следующим пунктам – дата вылета, возможность скидок, включен ли завтрак… Все задание формулируется на иностранном языке, по-английски, по-немецки, по-французски.

Да, компьютер ребенку не отвечает, то есть часть восприятия устной речи пропадает, но задавание вопросов – это некий квазидиалог. Мы подойдем к тому, чтобы было общение, чтобы были ответы, но это впереди. Ведь вопрос в чем? Есть ли возможность подготовить квалифицированных экзаменаторов-собеседников, от которых так многое зависит на экзамене? Наши исследования, работа с экзаменаторами-собеседниками показывают, что в достаточном количестве и нужной квалификации мы их подготовить не можем. Поэтому надо рассматривать данный формат как первый шаг, переходный момент.

Заметьте, экзамен многоуровневый, и это определяется федеральным компонентом 2004 года. Есть дети, которые учатся по базовой программе, есть дети, которые учатся в профильных классах. Было задание "С2", официально оно называется – письменное высказывание с элементами рассуждения, мы называем его эссе, сочинение. Это задание профильного уровня. Если ребенок учился по программе базового уровня, ему будет трудно, потому что это задание для тех, кто набирает от 85 до 100 баллов. Однако ученик из обычной школы, который, что называется, с неба звезд не хватает, но хорошо занимался, наберет достойный балл - от 60 до 80. Он может не писать это сочинение, и у него будет на час больше времени на остальные задания.

Но если говорить об обязательном ЕГЭ, его введение вовсе не значит, что мы возьмем нынешний экзамен и разрежем пополам или на трети. Базовый экзамен будет отражать требования ФГОС на реально жизненном уровне, и большинство детей должны его сдать. Сдать – это не значит получить высокий балл, но пройти минимум, который и сейчас, скажем прямо, не слишком высок. Минимальный балл с 20 вырастет до 22 в связи с добавлением устной части, просто потому что больше становится заданий. Но все равно этот уровень не проходит меньше трех процентов!

Елизавета Богданова , учитель английского языка, тренер-методист Британского совета:

Есть две важные проблемы: первая – низкая мотивация к обучению у детей вообще, и то, что в больших городах среднестатистический класс – многонациональный, много культурный, и сейчас уже многоязычный. В связи с этим методика преподавания английского языка должна быть такой, как если бы мы преподавали его как язык международного общения, без опоры на родной язык.

Поэтому мы можем абстрактно говорить о том, чего хочет от нас государственный стандарт, (мне кажется, что он написан с лучшими намерениями), но реальность педагогическая, российская настолько от него далека, что будет интересно посмотреть, как в ближайшие 10-15 лет он сможет быть реализован.

Я десять лет проработала учителем английского языка в гимназии №1543, у меня было три часа в неделю, группы смешанного уровеня, то есть приходили дети в 8-м классе, которые никогда не учили, дети Upper-Intermediate, и все сидели вместе в группе 15-20 человек. Моя задача была – научить их осмысленному взаимодействию на иностранном языке друг с другом, чтобы они понимали, что, когда и как сказать. И это очень важно – некий уровень осознанности. Культурные задачи, метапредметные задачи возникают на следующем этапе. Одним из методов, которым я пользовалась, была современная британская литература для подростков. Современная, чтобы у нас была возможность увидеть современный язык, современные культурные и социокультурные явления.

методика преподавания английского языка должна строиться без опоры на родной язык

Я не возражаю против «говорения», устной формы, которая появится на экзамене этого года, но она вызывает глубокий скепсис. По той простой причине, что мы получаем набор монологических высказываний со стороны ребенка, а не проверяем его возможность адекватно реагировать на дискурс, на ситуацию. Мне кажется, что организаторы тратят столько сил на то, чтобы эта часть была проведена, но по сути проверяется не возможность общения, а возможность за полторы минуты сформулировать пять вопросов, возможность описать картинку…

Учебники – тоже больной вопрос. Их довольно много в федеральном списке, но почему Всероссийская олимпиада по английскому языку, дипломы которой засчитываются при поступлении, строится полностью на кембриджских экзаменах? Почему наблюдение работающих, практикующих преподавателей показали, что те выпускники прошлого года, которые готовились по учебникам FC, получили бал ЕГЭ выше, чем те, кто готовился только по отечественным учебникам? Мне кажется, что есть какое-то лукавство во всей этой истории.

Кроме того, надо понимать, что пока в ведущих педагогических институтах нашей страны будут готовить студентов по учебнику Аракина 1974 года издания, пока не будет в аудиториях магнитофонов, компьютеров, ничего не произойдет, никакой стандарт реализован не будет. Последние полгода я очень тесно сотрудничала с одним из московских педагогических институтов, и консервативность академической педагогической элиты, высшей школы, она настолько монолитна и непреодолима, с определенным таким религиозным внутренним контекстом, и настолько далека от школьной практики, от реалий учителей и от реалий ЕГЭ, что подготовка современного учителя английского языка, мне кажется, стоит под очень большим вопросом.

Для большинства выпускников самое важное — это успешная сдача ЕГЭ. Многим желающим поступить на престижные специальности придется сдавать ЕГЭ по иностранному языку, обычно — это экзамен по английскому. Сегодня всех волнует вопрос: ? Если верить федеральным законам, а в частности, новому федеральному государственному образовательному стандарту, который имеет сокращение ФГОС, то английский язык входит в перечень обязательных для сдачи предметов. Нынешних выпускников это не затронет, новый стандарт вступает в полную силу с 2020 года. Правда частично, вводить английский язык как обязательный, будут с 2013 года в целях эксперимента. Кто именно попадет под такой «эксперимент»: регионы, типы школ и прочее, пока неизвестны. Однако, есть хорошая поговорка «предупрежден, значит вооружен».

К слову, современный выпускник школы не так уж несчастен, к его услугам огромное количество справочной литературы и современные технологии. К тому же не забывайте про репетиторов, так как ЕГЭ уже достаточно отработанная система, то появился целый клан преподавателей, умеющих целенаправленно подготавливать выпускников именно к этой форме экзаменов. Если раньше вопрос с репетиторами стоял остро, то сегодня даже жители небольших городов могут позволить себе квалифицированного преподавателя, благодаря системе дистанционного обучения. Для выпускников подготовка к ЕГЭ сегодня имеет много разных форм и возможностей, одна из которых — репетитор онлайн.

Если начать подготовку к сейчас, то есть в самом начале учебного года, то вполне можно рассчитывать на высокий балл. Правда нужно понимать, что единый экзамен по английскому языку считается одним из самых сложных вообще среди всех экзаменов ЕГЭ. Опять-таки, если правильно оценить свои силы сейчас, то можно понять, на что делать особый упор.

Выпускникам, я бы порекомендовала учебное пособие от авторитетного издательства Pearson Longman, которое очень эффективно подготавливает учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. В самое ближайшее время мы подготовим для вас архив с учебником, рабочей тетрадью и т.п. вложениями, чтобы у вас была возможность оценить свои собственные силы, и пока еще есть время набросать план работы над своим английским.

ЕГЭ в 2017 году: обязательные предметы и изменения

Получить знания - дело долгое и трудное, а показать результаты своих достижений еще сложнее. Как будут проходить ЕГЭ в 2017 году, и какие изменения в эти экзамены планирует внести Министерство образования?

Путь к достижению своих целей нелегок, и приходится с малых лет «бороться и искать». Первые школьники, имеющие опыт прохождения ЕГЭ, уже окончили вузы, а что предстоит сегодняшним будущим выпускникам школ, сколько предметов надо будет сдавать в 2017 году?

Какие изменения планируется внести

До настоящего времени Единый Государственный Экзамен проводился в письменном виде методом тестирования - это давало возможность школьнику, сомневающемуся в правильности ответа, воспользоваться множеством подсказок.

Школьникам предлагались конкретные варианты ответов на задания, выбрать верное решение не составляло особого труда. У нерадивых учеников была возможность выбрать правильный ответ интуитивно.

Учитывая эти факты, Министерство Образования задумалось о внесении изменений в способы проведения ЕГЭ в 2017 году.

Отличие от предыдущих лет в том, что планируется полностью исключить тестовую составляющую, экзамены предполагается проводить в форме опроса, как было до 2009 года.

Изменится и количество обязательных предметов, ранее ученики сдавали обязательные ЕГЭ по предметам:

  • русский язык;
  • математика.

Что сдавать обязательно?

Заместитель главы Министерства образования Наталья Третьяк предложила добавить в 2017 году еще 1 обязательный экзамен ЕГЭ, а к 2020 году увеличить их число до четырех!

Целью внесения изменений в ЕГЭ является получение достоверной информации о знаниях учеников.

Экзамен по русскому языку проходит, как и ранее, в форме сочинения, этот обязательный вид ЕГЭ проводится первым, и он служит показателем подготовки ученика к сдаче остальных предметов. Предполагалось оценивать сочинение по принципу: «зачет»/«незачет», однако такая система многих не устраивает, так как этот вариант оценки работы может быть необъективным.

Любой ученик, не сдавший сочинение с первой попытки, может ее повторить, но в случае повторного провала придется отложить все экзамены на следующий год.

Что касается списка предметов, которые должны сдавать школьники на выбор, он не изменится:

  • физика;
  • география;
  • литература;
  • химия;
  • история;
  • иностранные языки;
  • информатика;
  • обществознание.

Планируется, что с 2017 года результаты экзаменов отразятся на итоговой оценке в аттестате .

Базовый и профильный

Сегодняшние школьники могут выбрать уровень экзамена по математике:

  1. Базовый.
  2. Профильный.
  3. Два уровня одновременно.

Базовый уровень необходим, чтобы получить аттестат и иметь возможность поступить в вуз, где математика не является вступительным экзаменом. Оцениваться базовый уровень будет по пятибалльной системе.

Экзамен по математике профильного уровня сдают школьники, планирующие поступление в вуз, в котором математика внесена в перечень обязательных вступительных испытаний. Этот экзамен будет оцениваться по стобалльной системе.

Еще одна попытка

Примечательно то, что у школьников появится возможность дополнительной пересдачи ЕГЭ: сдать экзамен можно будет дважды в течение года. Девятиклассникам тоже дадут возможность сдать экзамены повторно, ранее это было возможно только при получении неудовлетворительной оценки.

Планируется дать возможность школьникам улучшить показатели при любом результате, то есть даже при получении проходного балла можно пересдать любой предмет с целью повышения оценки.

Какой предмет добавят?

Споры по поводу дополнительного обязательного предмета по ЕГЭ не утихают, в 2017 году планировалось добавить экзамен по истории. Дело в том, что знания в этой области у современной молодежи очень скудные: искажение фактов, внесение изменений после смены политических лидеров отразилось на них не лучшим образом. Привело это к тому, что сегодняшние школьники стали получать исторические знания в искаженном виде.

В связи с этим поступило предложение о введении экзамена по истории в обязательные предметы. Но на сегодняшний день вопрос о принятии ЕГЭ по истории обязательным предметом в 2017 году пока не решен. Зато в Министерстве образования готовится проект по введению иностранного языка в качестве обязательного предмета.

С 2017 года будет проходить апробация экзамена по иностранному языку, с 2022 года планируется его сделать обязательным, наряду с математикой и русским . Какие еще обязательные экзамены ЕГЭ войдут в этот список, пока не решено.

Девятиклассники сегодня могут получить аттестат после положительной сдачи ГИА-9 по математике и русскому, также они будут сдавать два любых экзамена по выбору. В 2017 году учащиеся девятых классов смогут получить документ об образовании только после успешной сдачи всех четырех экзаменов.