Разница между академическим бакалавром и прикладным. Чем отличается прикладной бакалавриат от академического: основные особенности. Что такое магистратура

В июне 1999 года в городе Болонья была подписана декларация о сближении существующих систем высшего образования, целью которой стало объединение европейского образовательного пространства. Постепенно к Болонской системе стали присоединяться и страны бывшего Советского Союза:

Вконтакте

  • 2003 — Россия;
  • 2005 — Украина;
  • 2010 — Казахстан;
  • 2015 — Республика Беларусь.

Присоединение к Болонской системе предполагает реформу высшего образования и приведение её к европейским стандартам - двухступенчатой системе получения образования. Первая ступень - четырёхлетнее обучение в бакалавриате , вторая ступень - двухлетнее обучение в магистратуре.

В Российской Федерации к такой системе обучения перешли через год после присоединения к Болонскому процессу - с 2004 года.

После окончания общеобразовательной средней школы абитуриент имеет право выбрать данное направление. Такое же право есть и у выпускников колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. Единственное отличие будет во времени продолжительности учёбы: 4 года после школы и 3 года у остальных.

Российские выпускники могут поступать в бакалавриат не только отечественных вузов, но и других стран-участниц Болонского процесса. Сроки обучения колеблются там от четырёх до семи лет, в зависимости от получаемой квалификации. Но не все так просто, так как во многих европейских странах необходимо подтверждение аттестата о среднем образовании и предъявлении сертификата о знании языка для обучения на бюджете.

Это ступень высшего образования, после окончания которого выдаётся степень бакалавра и диплом о высшем образовании. В дальнейшем предоставляется возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре или же пойти работать по выбранной специальности. Этот выбор зависит от типа законченного образования - прикладного или академического.

В чём отличие прикладного и академического направления?

С 2014 года в Министерстве образования Российской Федерации изменили госстандарты, в соответствии с которыми бакалавр теперь может получить квалификацию прикладного или академического бакалавра. И студенты столкнулись с определёнными сложностями при выборе бакалавриата, так как для многих остаётся непонятным, чем прикладной отличается от академического.

По окончании обучения и «академистам» и «прикладникам» выдаются абсолютно одинаковые дипломы о законченном высшем образовании. Но в дополнении к диплому бакалавра «прикладник» получает ещё и диплом о среднем профессиональном образовании. Основное отличие заключается в программе, по которой занимаются будущие бакалавры.

Академический бакалавриат - это, по сути, классическое высшее образование, каким оно было до присоединения к Болонской системе. Упор делается на получение теоретических знаний в определённых областях, предусмотренных программой. Выпускников больше нацеливают на научно-исследовательскую деятельность. Академический бакалавр имеет право на дальнейшее обучение в магистратуре при условии сдачи определённого минимума сразу после окончания обучения.

Программа прикладного бакалавриата предполагает уделение большего количества часов на практические умения и навыки. При этом параллельно идёт усвоение теоретических знаний. В этом и есть основная разница между бакалавриатами - практическая направленность прикладного и полное отсутствие практики академического. Кроме этого, после окончания прикладного бакалавриата необходимо определённое время отработать по специальности, прежде чем продолжить обучение на второй ступени.

Программа прикладного бакалавриата

В основу программы заложена практическая отработка получаемых знаний. Прикладной бакалавр - это на выходе профессиональный рабочий или специалист, который разбирается в работе сложной техники или электронных систем. После завершения обучения выпускники могут занимать должности, требующие высшего образования. Перед ними открываются возможности быстрого карьерного роста. Они более ценятся работодателями из-за полученных во время обучения практических навыков - и в этом их большое преимущество перед академическими бакалаврами.

Работодатели активно привлекаются к составлению учебных планов и программ и предоставляют свои площадки для прохождения производственной практики. Специалисты обучаются по конкретным технологиям, получают необходимые знания в определённой сфере. И после выпуска «прикладников» ждут на производстве , для которого его готовили.

Стратегия-2020

В 2010 году правительство начало разработку государственной программы «Стратегия-2020», в соответствии с которой на базе более 50 высших учебных заведений и техникумов проводится эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата. Планируется, что в отдалённой перспективе может заменить среднеспециальные учебные заведения. В его ходе выявились некоторые возможные проблемы:

  • срок обучения на прикладном направлении — 3 или 4 года;
  • для каких специальностей наиболее востребован именно прикладной бакалавриат;
  • когда именно делать выбор студенту о выборе бакалавриата - сразу при поступлении или на 2-3 курсе.

К 2020 году планируется, что 30% бакалавров окончат именно прикладной бакалавриат. Кроме этого, на академический бакалавриат проходной балл будет выше, чем на прикладной, и поступить туда станет сложнее.

Таким образом, единственное сходство между академическим и прикладным бакалавриатом - продолжительность обучения. Во всём остальном это абсолютно разные направления получения высшего образования. И насколько они будут отличаться друг от друга дальше покажет время.

Не так давно Министерство образования и науки РФ опубликовало на своем сайте новый проект приказа, в котором идет речь разделении бакалавриата на два направления: прикладной и академический. Каждое из направлений имеет свои особенности, о которых должен знать каждый абитуриент, чтобы выбрать подходящую для себя программу обучения.

Что такое академический и прикладной бакалавриат

Академический бакалавриат – это традиционное направление, ориентирование на получение студентами основных теоретических знаний. Эта форма обучения предполагает ведение научно-исследовательской работы и расширение ими уже существующей теоретической базы. Академический бакалавриат подходит для тех студентов, которые планируют связать свою будущую жизнь с научной работой и получить степень магистра или аспиранта.

Прикладной бакалавриат – форма обучения, ориентированная на подготовку профессионалов в определенной сфере деятельности. Студенты этого направления на практике осваивают все основные особенности своей будущей профессии. Цель данного направления – подготовка квалифицированных кадров, которые будут обучены всем производственным процессам и смогут сразу после окончания университета приступать к работе без стажировки.

Для чего была создана новая форма подготовки бакалавров

Как поясняет Министерство образования и науки, прикладной бакалавриат был разработан, так как на производство требуются молодые специалисты, которые без опыта работы уже будут ознакомлены со всеми производственными процессами. Студенты данного направления с первого курса начнут осваивать азы будущей профессии, и к окончанию обучения будут иметь четкое представление обо всех особенностях производства.

По свидетельствам работодателей многие студенты, которые приходят на работу сразу после университета, не знакомы с производственными процессами и нуждаются в дополнительном обучении и стажировке. Прикладной бакалавриат был создан с целью разрешения этой проблемы.

В 2013-2014 учебном году государство выделило для подготовки будущих специалистов 3700 бюджетных мест. Около 50 российских университетов уже начали подготовку квалифицированных специалистов по прикладной программе в качестве эксперимента.

В чем разница между прикладным и академическим бакалавриатом

Самое главное отличие этих двух направлений заключается в разработке разных образовательных программ. На академическом бакалавриате большинство предметов предполагают освоение студентами теоретической базы. Особое внимание уделяется научным исследованиям и проектам. Студенты целенаправленно готовятся к поступлению в дальнейшем на магистратуру и ведению постоянной научной работы. Предметы прикладного характера на этом направление составляют всего 10% всей образовательной программы.

На прикладном бакалавриате большинство изучаемых предметов имеют практический характер. На сегодняшний день еще не разработаны стандарты и нормативы, по которым будет проходить обучение прикладных бакалавров. Однако уже известно, что 50% общего образовательного процесса будет проходить на производственной практике или в собственных лабораториях университетов. У студентов также будет возможность работы с новым высокотехнологическим оборудованием.

Некоторые учебные заведения имеют договора с работодателями, и могут отправлять к ним на практику своих студентов. Зарекомендовавшие себя студенты уже после получения диплома могут устроиться к тому работодателю, у которого проходили практику.

Еще одна особенность прикладного бакалавриата – поступление по облегченной программе. Предполагается, что уже к 2018 году проходные баллы для поступления на академический бакалавриат возрастут, в то время, как на противоположное направление останутся прежним. Однако каждый университет устанавливает сам проходные баллы ЕГЭ.

Первые несколько семестров студенты обоих направлений будут обучаться по одной программе – изучать обязательные предметы. Затем каждый сможет сделать самостоятельный осознанный выбор о том, какое направление для него наиболее подходящее. На этом этапе и происходит разделение студентов на академических и прикладных бакалавров.

После четырех лет обучения студенты бакалавриата получают диплом о высшем образовании. После этого он имеет полное право устроиться на должность, где необходимо иметь высшее образование. Те, кто обучались на прикладом бакалавриате, получают сразу два документа: диплом о высшем и профессиональном образовании. Студенты академического бакалавриата могут сдать экзамены для поступления на магистратуру, пройти конкурсный отбор и продолжить обучение. Прикладные бакалавры также смогут принять участие в конкурсном отборе для поступления на магистратуру. Но для этого им обязательно нужно иметь документ, подтверждающий их рабочий стаж.

Все чаще нам приходится слышать о программах "Прикладного бакалавриата" и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.

Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).

«Прикладной бакалавриат » - так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.

Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами . Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?

Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,- в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.

Второе - некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.

И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?

Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.

При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.

И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?

Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.

И: А когда начнется эксперимент?

Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.

И: После обычного многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?

Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.

И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?

Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.

И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?

Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.

И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?

Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.

И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?

Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные - нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

И: И какое это будущее?

Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.

И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?

Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте - дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.

И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?

Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному - нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.

И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?

Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве - это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.

И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?

Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.

Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат - это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам .

В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.

  • Академический бакалавриат - это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
  • Прикладной бакалавриат - это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.

Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.

После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).