Собираем досье на контрагента. Налоговики потребуют обосновать, по каким мотивам вы выбирали контрагентов Новые документы придумали налоговики досье на контрагента

Неосмотрительность в выборе партнера может привести к доначислению налогов и судебному разбирательству. Неблагонадежность другой стороны сделки ставит под сомнение добросовестность самого налогоплательщика. И хотя в Налоговом кодексе РФ закреплена презумпция добросовестности, в суде ее еще нужно доказать. Статья 65 АПК РФ обязывает стороны подтверждать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. То есть недобросовестность налогоплательщика доказывают налоговики, а добросовестность - он сам

29.09.2009
«Экономика и Жизнь»

В ходе налоговой проверки может выясниться, что информация о контрагенте отсутствует в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, его нет по адресу регистрации, он не ведет хозяйственную деятельность и т.д.
В этом случае налоговики потребуют, чтобы налогоплательщик исключил произведенные по сделке затраты (как не отвечающие критериям ст. 252 НК РФ) из налоговой базы. Кроме того, придется уплатить доначисленные налоги, пени и санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Но если следовать одному нехитрому правилу и проверять будущего партнера, прежде чем заключать с ним договор, негативных последствий можно избежать. Это правило продиктовано жизнью, четкого указания на него в законодательстве нет, хотя ФАС Северо-Кавказского округа и усмотрел его в ГК РФ, отметив, что при ведении предпринимательской деятельности налогоплательщик в силу названной статьи должен проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, а также наличие у него необходимой регистрации (постановление от 11.04.2005 № Ф08-1187/2005-507А).

Проявление должной осмотрительности

По отношению к новому контр-агенту необходимо проявлять, как говорят налоговики, должную осмотрительность. Определения этого понятия в налоговом законодательстве нет. Не разъясняет его и финансовое ведомство. Вместе с тем оно активно используется в правоприменительной практике.

В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» должная осмотрительность упомянута в связи с вопросом об определении обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды.

ФАС Поволжского округа, рассматривая спор между налоговым органом и налогоплательщиком, отметил, что должная осмотрительность и осторожность для целей налогообложения подразумевают определение налогоплательщиком доступных и не запрещенных законом способов проверки своего контрагента и факта исполнения им налоговых обязательств (постановление от 03.06.2008 по делу № А65-27419/07).

Как проверить контрагента

Сначала нужно запросить у контрагента регистрационные и учредительные документы, далее получить выписку из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Затем нужно проверить наличие надлежащих полномочий у лиц, действующих от имени контрагента, а также истребовать лицензии, если виды деятельности, которые являются предметом заключаемого договора, лицензируются, или документы, подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, когда осуществление деятельности невозможно без этого. В некоторых случаях нужно убедиться, имеет ли контрагент достаточные ресурсы, чтобы самостоятельно выполнить работу по договору. Собрав такое досье, налогоплательщик впоследствии сможет доказать свою добросовестность в суде.

Регистрационные и учредительные документы

К регистрационным документам относится свидетельство о госрегистрации. Вид учредительных документов зависит от организационно-правовой формы контрагента. У акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственных кооперативов и унитарных предприятий учредительным документом является устав, у полных товариществ и товариществ на вере — учредительный договор.

Истребование у контрагента названных документов, по мнению судей ряда округов, — достаточное доказательство, что налогоплательщик предпринял все меры предусмотрительности и осторожности (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Поволжского округа от 24.03.2009 по делу № А12-13127/2008 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 13.07.2009 № ВАС-8421/09), Московского округа от 21.07.2008 № КА-А40/6517-08 по делу № А40-3034/08-127-13, СевероЗападного округа от 08.05.2008 по делу № А56-18079/2007 (правомерность вердикта подтверждена Определением ВАС РФ от 17.09.2008 № 11149/08) и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-4344/08-С3 по делу № А47-744/2008АК-22).

Выписка из ЕГРЮЛ

Это документ, подтверждающий, во-первых, существование организации, во-вторых, ее правоспособность.

Напомним, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается его ликвидацией. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 и п. 8 ГК РФ). Поэтому есть смысл истребовать у будущего контрагента выписку из ЕГРЮЛ или получить ее самим. При возникновении спора она очень пригодится.

Так, суд признал добросовестность налогоплательщика, который представил выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте, полученную за несколько дней до заключения договора. Вместе с копиями учредительных документов и свидетельством о регистрации она сняла с налогоплательщика все подозрения в недобросовестности (постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2009 по делу № А55-17520/2008), несмотря на то что контрагент не исполнял своих налоговых обязанностей (не сдавал отчетность в налоговый орган).

Проверка полномочий

Представлять интересы организации могут лица, действующие как по доверенности, выдаваемой организацией, так и без нее.

Действовать без доверенности, как правило, могут единоличные исполнительные органы. Такие права должны быть прописаны в учредительном документе, в который следует заглянуть.

Определив должность, наделенную полномочиями представлять интересы организации с правом совершать сделки, надо истребовать документы, подтверждающие избрание или назначение на должность. В АО и ООО это может быть протокол (или решение) общего собрания акционеров или участников об избрании единоличного исполнительного органа общества (директора, президента).

Рекомендуем также запастись приказом о назначении лица, действующего от имени контрагента, если между ним и представляемой организацией сложились трудовые взаимоотношения. Если взаимоотношения носят гражданско-правовой характер (без трудового договора), такой документ не потребуется.

Представлять интересы организации с правом заключения договоров могут и иные лица при наличии выданной им доверенности от имени организации. Например, руководители представительств и филиалов, которые назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ч. 3 ГК РФ).

Проверяя их правомочия, необходимо обращать внимание на доверителя (лицо, от имени которого выдана доверенность) и проверять его полномочия на выдачу доверенности, о которых можно узнать из учредительных документов.

Получив все названные документы, налогоплательщик в полной мере проявит должную осмотрительность и осторожность (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2008 № Ф04-7152/2008(16246-А03-41), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/5013-09-П, от 28.04.2009 № КА-А40/2372-09, от 15.01.2009 № КА-А40/12805-08, от 24.10.2008 № КА-А40/9227-08 и Уральского округа от 24.09.2008 № Ф09-6322/08-С3).

Некоторые суды считают, что должная осмотрительность подразумевает истребование наряду с учредительными документами выписки из ЕГРЮЛ и документов, подтверждающих полномочия на совершение сделок, и установление личности, действующей от имени контрагента, в частности личности руководителя контрагента (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2009 № Ф04-1904/2009(3556-А67-40). Отсутствие попыток установить личность и проверить полномочия представителя контрагента может быть оценено судом как отсутствие должной осмотрительности (постановления ФАС Московского округа от 30.06.2009 № КА-А40/5794-09 и Уральского округа от 25.06.2009 № Ф09-7444/08-С3).

Порой суды предъявляют очень строгие требования к налогоплательщикам в части проверки контрагента и установления личности, уполномоченной на подписание договоров. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 19.01.2009 № КА-А40/12412-08 оценил действия налогоплательщика как не соответствующие должной осмотрительности, поскольку справка, составленная службой безопасности общества, содержала информацию из Интернета, выезд на место нахождения контрагента не осуществлялся, документы представляли курьеры, директоров поставщиков работники заявителя не видели.

Лицензии и Подтверждение членства в СРО

Виды деятельности, осуществление которых разрешается только при наличии лицензии, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

Истребование у контрагента лицензии суды оценивают как проявление должной осмотрительности (постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 по делу № А55-4446/08, Западно-Сибирского округа от 29.04.2009 № Ф04-2494/2009(5380-А45-26), Московского округа от 08.06.2009 № КА-А40/3473-09-П и Поволжского округа от 25.04.2008 по делу № А57-10434/06, от 17.07.2008 по делу № А55-16398/2007 (вердикт подтвержден Определением ВАС РФ от 13.10.2008 № 12680/08)).

В отношении тех видов деятельности, в которых лицензирование заменяется на саморегулирование, лицензия перестает быть документом, подтверждающим законность ведения соответствующей деятельности. На смену ему приходят документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, а также документы, подтверждающие правомочность вести ту или иную деятельность. Например, для участников строительных СРО таким документом станет свидетельство о допуске к работам.

Что может контрагент

Необходимо оценить возможности контрагента исполнить договорные обязательства своими силами, если такое условие включено в договор. В частности, располагает ли он материальными и человеческими ресурсами для выполнения работ (оказания услуг), достаточно ли оборотных и внеоборотных активов для обеспечения исполнения договорных обязательств. На такое поведение, оцениваемое как добросовестное, указано в постановлениях ФАС Московского округа от 01.12.2008 № КА-А40/9505-08-П и от 07.08.2008 № КА-А40/6770-08.

Проводить проверку наличия достаточных ресурсов контрагента имеет смысл, если в договоре предусмотрено личное исполнение обязательств без привлечения третьих лиц.

К сведению

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает создание саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности: саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), саморегулируемые организации управляющих компаний (Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»), профессиональное объединение страховщиков (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»), саморегулируемые организации оценщиков (Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), саморегулируемые организации негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах») и др.

В «1С:Бухгалтерии 8»* (ред. 3.0) активно развивается сервис 1С:Контрагент, в том числе одна из его функций - Досье контрагента, с помощью которой можно оценить благонадежность партнеров. Начиная с версии 3.0.40.31, пользователю доступны не только хранящиеся в ЕГРЮЛ сведения о контрагенте, но и информация о его бухгалтерской отчетности, сформированная по данным Росстата. Кроме этого, программа анализирует отчетность за последние три года, рассчитывает чистые активы, выполняет финансовый анализ предприятия контрагента по четырем критериям, в том числе оценивает кредитоспособность контрагента.

Примечание : * и в других современных версиях программ системы «1С:Предприятие 8»


Чтобы в результате проверки налоговые органы не признали сделку с контрагентом сомнительной, организация должна проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Перечень признаков, свойственных сделке с неблагонадежным налогоплательщиком, ФНС России привела в пункте 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Помимо этого, основываясь на анализе судебной практики, контролирующие органы указывают и на другие признаки фирм-«однодневок» (письмо Минфина от 17.12.14 № 03-02-07/1/65228):

  • «массовый» учредитель (участник) и «массовый» руководитель;
  • отсутствие организации по адресу регистрации;
  • отсутствие персонала или один сотрудник;
  • отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями;
  • отсутствие собственных либо арендованных основных средств, транспорта и т.д.

Таким образом, пользователю нужна информация, на основе которой он смог бы самостоятельно сформировать мнение о надежности контрагента, масштабе и финансовых показателях его бизнеса. Большую часть этих сведений теперь можно получить не выходя из программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) с помощью функции Досье контрагента , входящей в состав сервиса 1С:Контрагент. Обратите внимание, что вся информация об организации берется из открытых источников и не нарушает ее прав.

Чтобы воспользоваться всеми возможностями 1С:Контрагент необходимо:

  • иметь действующий договор сопровождения 1С:ИТС;
  • зарегистрировать программу в «Личном кабинете» на портале 1С:ИТС по адресу portal.1c.ru;
  • настроить интернет-поддержку в программе.

Отчет Досье контрагента можно формировать как по контрагентам, уже внесенным в одноименный справочник, так и по контрагентам, которых пока нет в информационной базе.

Если нужно оценить, имеет ли смысл продолжать коммерческие отношения с контрагентом, который есть в справочнике, то пользователю достаточно нажать на кнопку Досье из формы элемента справочника или из формы списка, предварительно выделив курсором интересующего контрагента.

Если контрагент новый, то пользователь открывает Досье контрагента по одноименной гиперссылке в подразделе Расчеты с контрагентами из раздела Покупки или из раздела Продажи. Чтобы получить отчет, необходимо ввести ИНН контрагента или его наименование и нажать на кнопку Сформировать. Если пользователь принимает решение, что контрагент благонадежен, то нового контрагента можно добавить в справочник непосредственно из досье.

Форма отчета Досье контрагента для юридического лица состоит из следующих разделов:

  • Главное;
  • ЕГРЮЛ;
  • Данные программы;
  • Бухгалтерская отчетность;
  • Анализ отчетности;
  • Финансовый анализ.

При проверке обособленных подразделений выводится отчет по головной организации. Если Досье контрагента формируется по индивидуальному предпринимателю, то в отчете отражаются только сведения из ЕГРИП и данные программы.

Обратите внимание! Отчет, полученный с помощью Досье контрагента , не сохраняется в программе. Его можно сохранить в формате MXL и распечатать.

Раздел «Главное»

В разделе Главное (рис. 1) отображается собранная из других разделов сводная информация о контрагенте: общие сведения о контрагенте из ЕГРЮЛ, основные показатели бухгалтерской отчетности по данным Росстата, а также вероятностная оценка риска банкротства и кредитоспособности контрагента, сформированная на основании выполненного анализа отчетности.


Рис. 1. Раздел Главное

Сведения из ЕГРЮЛ

Сведения из ЕГРЮЛ являются источником полезной информации, которую можно использовать для оценки надежности контрагентов (например, данные о «массовости» юридического адреса или «массовости» руководителя).

В разделе ЕГРЮЛ (рис. 2) выводятся все реквизиты организации контрагента в объеме выписки из ЕГРЮЛ, включая связанную информацию:

  • краткое и полное наименование контрагента;
  • сведения о регистрации в ФНС, ПФР, ФСС, в том числе статус организации контрагента (действующая, находится в стадии реорганизации, закрыта, причина закрытия и т.д.);
  • ИНН, ОГРН, КПП;
  • виды деятельности по ОКВЭД;
  • наличие лицензий;
  • юридический адрес, включая список других организаций, зарегистрированных по этому адресу;
  • ФИО руководителя, наименование должности, дата назначения, а также список других организаций, где данное лицо является руководителем или учредителем (участником), в том числе статусы этих организаций;
  • учрежденные организацией-контрагентом компании, доли в этих компаниях;
  • величина уставного капитала организации контрагента;
  • состав учредителей (участников) организации контрагента, доли уставного капитала, а также список других организаций, где данные учредители также являются учредителями (участниками), в том числе статусы этих организаций;
  • адреса филиалов и представительств;
  • сведения о фактах внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Кликнув на название связанной организации в отчете, можно получить соответствующее досье. ФИО физических лиц также являются ссылками. Если у физического лица указан ИНН, и оно является индпредпринимателем, то по ссылке открывается досье. Если у физического лица, по которому выводится связанная информация, отсутствует ИНН, то программа проводит поиск по ФИО в базе ЕГРЮЛ и информирует пользователя о результатах.


Сведения о контрагенте, хранящиеся в программе

Если организация или ИП, по которому сформировано досье, содержится в справочнике контрагентов, то в разделе Данные программы выводится информация по этому контрагенту, внесенная в информационную базу (рис. 3):

  • наименование;
  • основные реквизиты;
  • юридический, почтовый и фактический адреса;
  • контактные лица;
  • банковские счета;
  • договоры и т.д.

При формировании досье сведения о контрагенте, содержащиеся в программе, автоматически сверяются с данными ЕГРЮЛ. В случае расхождений программа сообщит о них. Это позволит пользователю скорректировать сведения о контрагенте в учетной системе. Если контрагент отсутствует в информационной базе, то в разделе Данные программы выводится соответствующее сообщение, а в командную панель будет выведена кнопка Добавить в справочник .


Бухгалтерская отчетность по данным Росстата

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей - учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. (п. 42 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Досье контрагента позволяет получить и проанализировать бухгалтерскую отчетность российских организаций за 2012 и 2013 годы по данным базы Росстата.

В раздел Бухгалтерская отчетность попадает вся имеющаяся в базе Росстата отчетность контрагентов (рис. 4), в том числе отчетность субъектов малого предпринимательства (МП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). В этот же раздел попадает расчет чистых активов, автоматически выполненный программой согласно Порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 28 августа 2014 г. № 84н. Чистые активы определяются по данным бухгалтерской отчетности («ненулевой»), представленной за последние три года.


Анализ бухгалтерской отчетности

В разделе Анализ отчетности выводятся сводные показатели из бухгалтерской отчетности контрагента (выручка от продаж, прибыль, денежные средства, основные средства, запасы, чистые активы и т.д.). Показатели для анализа выводятся за три года (рис. 5). Представленная информация о финансовом состоянии контрагента понятна даже тем пользователям, которые не ведут и не знают бухгалтерский учет. Для бухгалтерской (финансовой) отчетности СО НКО сводные показатели не приводятся.

Финансовый анализ

В разделе Финансовый анализ выполняется финансовый анализ предприятия по данным бухгалтерской отчетности контрагента по четырем критериям (рис. 6):

  • Оценка риска банкротства;
  • Кредитоспособность;
  • Рентабельность активов;
  • Рентабельность продаж.


Чтобы получить расшифровку расчета по каждому из критериев следует перейти по соответствующей гиперссылке Показать расчет (рис. 7).

Степень риска банкротства контрагента оценивается по формулам Альтмана, предназначенным для компаний, акции которых не котируются на бирже:

  • для производственных предприятий используется пятифакторная модель Альтмана;
  • для непроизводственных предприятий используется четырехфакторная модель Альтмана.

Характер предприятия (производственное или непроизводственное) автоматически определяется по основному ОКВЭД. Факторы (показатели) рассчитываются по данным бухгалтерской отчетности.

В зависимости от того, в какой диапазон значений попадает исчисленный индекс Альтмана Z, программа оценивает вероятность риска банкротства контрагента.


Для оценки кредитоспособности контрагента используется анализ отчетности по методике, утвержденной Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций от 30 июня 2006 г. № 285-5-р. По данным отчетности определяются финансовые коэффициенты и рентабельность, а показатель кредитоспособности S рассчитывается по специальной формуле. В зависимости от того, в какой диапазон значений попадает исчисленный показатель S, программа оценивает кредитоспособность контрагента.

Расчетные показатели рентабельности по основному виду деятельности контрагента сравниваются со среднестатистической (для данной отрасли, то есть для основного ОКВЭД) рентабельностью продаж и рентабельностью активов.

Для бухгалтерской отчетности СО НКО финансовый анализ в Досье контрагента не выполняется, так как рассчитываемые критерии не применимы к такому виду отчетности.

В последнее время очень актуальным вопросом с подачи налоговых органов стала так называемая «должная осмотрительность в выборе контрагента». После громкого Постановления ВАС (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63894 ) это словосочетание теперь известно практически каждому налогоплательщику. Хотя само понятие нигде не определено – ни в налоговом законодательстве, ни в гражданском вы его не найдете.

Что нужно сделать, какие документы запросить у контрагента и как сформировать такое досье, чтобы в случае претензий со стороны налогового органа или судебного разбирательства доказать проявление такой осмотрительности.

  • Действующая выписка из ЕГРЮЛ (30 дней)
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
  • Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН)
  • Лицензии или специальные разрешения

Документы запрашиваются в копиях, заверенных подписью руководителя контрагента и печатью. Подшиваются в папку (заведите стандартную папку «Контрагенты», с разбивкой по каждому) и хранятся в течение 4-5 лет (как и бухгалтерские и налоговые документы).

Если договор (контракт) будет подписан не руководителем (исполнительным органом, имеющим право действовать без доверенности), то полномочия подтвердит оригинал или заверенная копия доверенности. В доверенности должен быть указан срок действия и полномочия подписанта – проверьте, имеет ли он право заключать такую сделку.

Также приказы о назначении уполномоченных лиц или доверенности на право подписи следует запрашивать, если первичные учетные документы (особенно это касается счетов-фактур) подписывает не генеральный директор и не главный бухгалтер. Конкретный тип документов должен быть указан в доверенности. Подшиваются в ту же папку по соответствующему контрагенту.

В случае если контрагент по устному запросу не представляет документы, советуем запросить их официальным письмом с уведомлением о вручении. Даже если контрагент не ответит (а у него и нет такой обязанности), то в досье будет лежать подтверждающая бумага. А проверить самостоятельно регистрацию и постановку на налоговый учет контрагента можно с помощью сервисов на сайте ФНС.

В некоторых случаях пытаются запрашивать бухгалтерскую и даже налоговую отчетность, а также копии паспортов руководителей и главбухов. Однако ваш партнер имеет полное право вам отказать в предоставлении такой информации. Что чаще всего и происходит. В тоже время, если вы сами работаете с каким-то крупным госзаказчиком, такой отказ с вашей стороны может отрицательно повлиять на исход переговоров и сорвать запланированную сделку.

Советуем не собирать всю информацию по всем, а вычеркнуть, например, разовых поставщиков или подрядчиков. Установить (приказом по компании, к примеру) какую-ту минимальную суму сделки, по которой вы будете собирать досье на контрагента и так далее. Например, наверное, не следует настаивать на предоставлении всех вышеперечисленных документов у Газпрома. Но чем больше будет документов от сомнительных поставщиков, тем будет лучше. Если вы видите, что поставщик сомнительный - запросите копию паспорта руководителя, главного бухгалтера, бухгалтерскую отчетность за последние пару отчетных периодов (с отметкой налоговой о принятии). Для таких поставщиков можно приложить дополнительные подтверждающие документы – выписка из журнала учета посетителей, копия пропуска на автомашину, т.е. дополнительные свидетельства того, что представители контрагента присутствовали на переговорах.

Все вышеизложенное не может дать вам 100 % гарантию, что к вам не будут предъявлены претензии со стороны налоговых органов, но даст дополнительные аргументы при спорах с ними, в том числе и в судах.

Также вы можете воспользоваться сервисом ФНС РФ "Проверь себя и контрагента" http://egrul.nalog.ru/

В режиме он-лайн можно узнать, внесены ли сведения о контрагенте в ЕГРЮЛ, массовые адреса и другую полезную информацию.

Почему экспертизы подписи недостаточно для доначислений

ФНС России выпустила письмо, в котором ориентирует налоговиков уйти от доначислений за формальные нарушения и проверять операции на реальность. Чего ожидать от налоговых проверок и как теперь доказывать должную осмотрительность, - в статье для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании АНП «Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

С КАЖДЫМ ГОДОМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ВЫИГРЫВАЮТ В СУДАХ ВСЕ РЕЖЕ

Так, в 2016 году больше 80% дел рассмотрены в пользу налоговых органов.

Почему же так происходит?

Причина №1. Рост технической оснащенности налоговых органов, позволяющей в два счета выявлять подозрительные операции и собирать доказательственную базу, а также повышение квалификации сотрудников налоговых инспекций.

Причина №2. Игнорирование судами на местах сформированных ВАС РФ правовых позиций (после упразднения последнего); пробюджетный уклон судебных решений.

Причина №3. Пассивная позиция самих налогоплательщиков («налоговый орган не доказал», «мы не должны отвечать за поставщика», «у нас есть накладные и счета-фактуры, большего Налоговый кодекс не требует»).

Споры о необоснованной налоговой выгоде остаются самыми многочисленными и сложными в налоговом праве. Сложными, в первую очередь, потому, что отсутствуют четкие критерии - когда налоговая выгода является обоснованной, а когда - нет; и как должен предприниматель проверять своего контрагента, чтобы не отвечать за него впоследствии.

Сформулированные ВАС РФ более 10 лет назад критерии (знаменитое постановление № 53 по необоснованной налоговой выгоде), революционные для своего времени, требуют серьезной доработки и уточнения. Предпринятые законодательные инициативы по этому вопросу пока не претворились в жизнь.

И вот недавно ФНС России выпустила письмо , где рассказала налоговикам, как выявлять и доказывать эту пресловутую необоснованную налоговую выгоду. Ключевые и, надо сказать, очень важные для налогоплательщиков выводы следующие.

ВЫВОД 1. ДЕФЕКТ В ПОДПИСЯХ - ЕЩЕ НЕ ПОВОД ДЛЯ ДОНАЧИСЛЕНИЙ

Налоговики должны доказать подконтрольность контрагента самому налогоплательщику и/или нереальность совершенной операции, а не ограничиваться допросом директора и экспертизой подписи. Крайне важный для предпринимателей постулат.

Случай из нашей практики. Строительная компания заключила контракт с субподрядчиком - живой компанией, с директором и главбухом лично знакомы. Работы были выполнены, получены документы. Каково же было удивление налогоплательщика, когда на камеральной проверке выяснилось, что субподрядчик не уплатил НДС в бюджет. Как выяснилось, компания сидит на упрощенной системе налогообложения. На допросе директор подтвердил выполнение работ, но вот подпись свою в счете-фактуре не признал. И на этом основании компании отказали в вычете по НДС.

И суд поддержал налоговиков. Даже инициированная компанией почерковедческая экспертиза, которая показала, что подпись в счете-фактуре принадлежит директору, суд не убедила. К слову, стоило нам подготовить жалобу на директора в правоохранительные органы и направить ее проект нерадивому подрядчику - на следующий день сумма НДС была возвращена на счет компании.

ВЫВОД 2. ПРИ РЕАЛЬНОСТИ ПОСТАВОК ДОНАЧИСЛЕНИЯ НЕЗАКОННЫ

Этот подход сформулирован на основе анализа последних дел, рассмотренных Верховным судом РФ.

Дело «Центррегионуголь ». В 2011 - 2012 годы компания закупала дефицитный уголь марки ССПК у перекупщика «Терминал», у которого не было персонала, производственных активов, складских помещений и транспорта. При этом единственный производитель угля «Кузбассразрезуголь» отрицал, что отгружал топливо «Терминалу» или связанным с ним компаниям.

В пользу реальности поставки говорили показания представительницы «Терминала» по доверенности и сотрудник компании-перевозчика угля. Кроме того, цена приобретения угля марки ССПК у общества «Терминал» соответствовала рыночному уровню.

ВС РФ поддержал компанию, указав на реальность операций и отсутствие признаков формального документооборота.

Дело «Москва-сити» . Управляющая компания делового центра «Москва-сити» нанимала специальные фирмы для уборки территории и нанесения разметки на парковке. Налоговики усомнились в реальности операций. По данным ФНС, у компаний отсутствовали основные средства, справки 2-НДФЛ по сотрудникам не представлялись, а денежные средства обналичивались через фирмы-однодневки. Экспертиза подписей показала, что первичные документы подписаны неустановленными лицами.

Суды двух инстанций поддержали компанию. Реальность работ подтверждалась показаниями руководителей контрагентов и арендаторов делового центра, подтвердивших выполнение спорных работ; а также фотоматериалами, свидетельствующими о наличии старой парковочной разметки, выполнении работ по ее демаркировке и нанесению новой парковочной разметке. Заключение договора на уборку территории согласовывалась префектурой округа города Москвы.

Обе компании были действующими - в их штате состояли сотрудники, которым по расчетному счету выплачивалась заработная плата, аналогичные работы компании выполняли для ряда других крупных организаций, в том числе в рамках государственных контрактов.

Примечательно, что, когда налогоплательщик привлекался к административной ответственности, суммы уплаченных штрафов взыскивались со спорного контрагента. Ему же направлялись к исполнению представления соответствующих органов об устранении допущенных нарушений при содержании (уборке) территории делового центра.

Несмотря на такие весомые аргументы в пользу реальности операций, кассация поддержала налоговый орган. Но ВС РФ отменил постановление кассации.

Какой можно сделать вывод - необходимо уделять еще бо льшее внимание сбору и хранению доказательств реальности операций. Нет, мы говорим не о договорах, счетах-фактурах, товарных накладных и прочей первичке - наличие и достоверность этих документов предполагается.

Когда речь идет о поставке товаров (материалах, оборудования) реальность операции подкрепят доказательства транспортировки (путевые листы, товарно-транспортные накладные, ж/д накладные и т. д.), принятия на учет, хранения и дальнейшего использования.

При выполнении работ - доказательства наличия у контрагента квалифицированных специалистов, техники для выполнения работ; согласования кандидатуры субподрядчика с заказчиком работ; фиксация въезда техники, специалистов субподрядчика на стройку.

При оказании услуг - подробные отчеты, результаты услуг (макеты, чертежи, презентации, фотографии), доказательства использования результатов услуг в деятельности компании.

ВЫВОД 3. ОДИН УСТАВ НЕ СПАСЕТ

Не обошел стороной ведомство и вопрос проверки контрагентов. Так, озвучены новые критерии для проверки контрагентов, которые, без тени сомнения, налогоплательщикам необходимо взять на вооружение.

Помимо стандартного пакета документов (Устав, решение о создании, выписка из ЕГРЮЛ и т. д.), необходимо подкрепить досье на контрагента следующими бумагами:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловая переписка.

Негативно будут восприняты такие обстоятельства, как:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании - контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении офиса контрагента, складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие личных контактов с руководством контрагента при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т. п.). Ситуация усугубляется, если имеется доступная информация о других участниках рынка идентичных товарах (в том числе предлагающих товары по более низким ценам);
  • отсутствие лицензии, свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ (когда требуются).

Как видим, работы у налогоплательщиков прибавится. Уже сейчас на крупных предприятиях, где число контрагентов исчисляется тысячами, проверкой благонадежности контрагентов занимаются целые отделы.

К чему же приводят такие порядки? Те, кто может себе это позволить - просто отказываются работать с молодыми, небольшими компаниями: уж слишком накладно это - поддерживать малый и средний бизнес в стране.

Немного позитива прибавляет следующий вывод ФНС.

ВЫВОД 4. ПРОВЕРЯТЬ НАДО ТОЛЬКО ПЕРВОЕ ЗВЕНО В ЦЕПОЧКЕ КОНТРАГЕНТОВ

С оговоркой - что именно оно оказывает услугу/ выполняет работы (а не передает на субподряд).

В этом случае недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств не может являться самостоятельным основанием для доначислений.

Что мы наблюдаем сейчас - компании получают «письма счастья» от налоговых органов, из которых узнают, что «поставщик поставщика, который поставляет товар Вашему поставщику (продолжать можно бесконечно) не уплатил налоги ». С советом «уточнить налоговые обязательства» , а не то ждите выездной налоговой проверки.

И такие угрозы реализуются в жизнь.

Случай из нашей практики . Налоговый орган провел «встречки», допросил руководителя поставщика. Документы контрагент представил, директор подтвердил: работали. Но инспектор запрашивает выписки с расчетных счетов контрагентов до седьмого колена и рисует в акте красивые схемки со стрелками, делая вывод: деньги на самом деле обналичивались.

Вполне резонны негодование и вопрос предпринимателей - как компания может проверить, кому там перечисляет ее поставщик деньги? Если даже при налоговой проверке и в суде налоговые органы не охотно показывают банковские выписки контрагентов (приводя лишь выдержки, ссылаясь на налоговую тайну)...

Стоит только напомнить - совсем скоро (точнее к 25.07.2017) на сайте ФНС в открытом доступе будут выложены сведения о среднесписочной численности работников, об уплаченных суммах налогов, о суммах доходов и расходов по бухгалтерской отчетности, а также о размере доначисленных налогов, пеней, штрафов. Все эти данные выведены из понятия «налоговая тайна».

Как это скажется на деловом сообществе - время покажет.

Хочется верить, что подходы ФНС будут восприняты налоговыми органами и судами на местах и число формальных, надуманных придирок и незаконных доначислений сократится. Чего точно не стоит ожидать - так это ослабления контроля со стороны налоговиков.

Это означает, что оценивать налоговые риски, проверять благонадежность контрагентов и собирать доказательства реальности необходимо еще на стадии планирования и осуществления сделок. Ну а если дело дошло до суда - занимать активную позицию, не надеясь, что суд сам во всем разберется.

Гузель Валеева, Юлия Заздравная


Электронный журнал

Подход инспекторов к налоговым проверкам поменялся. Хозяйства будут лишать расходов и вычетов из-за недобросовестного контрагента. Поэтому безопаснее собрать досье на контрагента перед заключением договора.

Одной лишь выписки из ЕГРЮЛ недостаточно. Редакция подготовила чек-лист для полной проверки контрагентов. Не обязательно пробивать всех подряд контрагентов по этому списку - к каждому нужен индивидуальный подход. Подробности - ниже.

  • Важная статья:

Что запросить у контрагента

Во многих компаниях уже сложилась традиция запрашивать у контрагентов стандартные документы: устав, свидетельства о госрегистрации и о постановке на учет в налоговой, приказ о назначении его директора и т. д. Эти сведения действительно нужно собрать, но их недостаточно.

Попросите также выписку из ЕГРЮЛ или скачайте ее бесплатно на сайте ФНС. Инспекторы теперь вносят в выписку записи о недостоверных сведениях компаний. Подробнее об этом мы рассказывали в № 10, 2017, стр. 65. Проверьте, нет ли таких отметок в выписке вашего контрагента. Если есть, узнайте, с чем это связано, и порекомендуйте уточнить данные. Только после этого начинайте сотрудничество.

Налоговики теперь проверяют у компаний наличие необходимых ресурсов - производственного оборудования, квалифицированного персонала, опыта. Обращайте внимание на это и вы.

Ведь даже судьи соглашаются с налоговиками в том, что проверить только юридический статус контрагента по ЕГРЮЛ для проявления должной осмотрительности недостаточно (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2017 г. № Ф07-9897/2017).

Какие документы в досье на контрагента оформить самостоятельно

Чтобы запросить у контрагента все необходимые документы и ничего не упустить, используйте чек-лист. Можете его скопировать и раздать менеджерам или взять из чек-листа список документов и составить запрос для новой компании. Всех контрагентов проверять по этому списку не надо.

На незначительные и разовые договоры инспекторы не обратят внимание. Лучше потратить время на контрагентов, с которыми вы заключаете контракты на крупные суммы.

Некоторые специалисты ошибочно полагают, что чем больше документов о контрагенте компания соберет, тем лучше. Но это не так. Если контрагент реально не исполнял сделку, пачки бумаг не помогут сохранить вычеты и расходы. Наоборот, для инспекторов это сигнал о том, что действия компании и контрагентов согласованны.

Чек-лист, который поможет сформировать досье на контрагента

Чтобы всем сотрудникам было понятно, как работать с будущими контрагентами, утвердите регламент.

Образец. Регламент проверки контрагента

Этот документ пригодится не только для внутренних целей компании, но и при налоговой проверке. Ведь ФНС советует налоговикам выяснять, кто и как в компании выбирает контрагентов и заключает договоры с ними (письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650).

Но сам по себе регламент не убережет хозяйство от претензий инспекторов. Нужно показать налоговикам, что компания его выполняла - получала и проверяла те документы и данные о контрагентах, формировала досье на контрагента.