Загадочная история о валааме и его ослице. Валаам в библии Наши желания чрезвычайно важны для Бога

Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 05.09.2010


Вопрос : Почему Бог общался с Валаамом? И откуда у Валаама была такая сила,что он мог проклясть целый народ? Ведь Валаам поклонялся Ваалу, а не Богу израильтян!Кто мог дать Валааму такую силу,если бы Ваал был вымышленный бог?

Если Яхве дал Валааму такую силу,то как он мог дать ее жрецу Ваала?
Ведь Бог несколько раз говорил Валааму не проклинать евреев, значит Валаам действительно имел власть!

Единый истинный Бог общался с Валаамом,потому что Валаам общался с Ним.Это был пророк истинного Бога, знавший Божью волю. За что тогда евреи убили Валаама, ведь он их благословил?!

Мир Божий вашему сердцу, Алексей!

Ваш вопрос о Валааме затрагивает огромное количество важных Библейских истин. Я попытаюсь ответить на ваш вопрос как можно более сжато в надежде на то, что вы не расстроитесь от непонимания каких-то пунктов моего ответа (ведь очень трудно передать все мысли в сжатой форме), а просто потом уточните то, что покажется вам не совсем понятным.

И я так же очень надеюсь, что вы ещё раз внимательно, и попытавшись оценить всё спокойно и беспристрастно, а не через призму своих сегодняшних представлений о Спасителе, перечитаете историю Валаама в книге Чисел, гл.22, 23, 24.

Почему Бог общался с Валаамом? Я полагаю, Бог делал это потому, что Валаам по мере открытого ему света, по мере своих способностей и возможностей всё же почитал Истинного Бога. Даже находясь в языческом окружении, даже не имея полного откровения об Истине, человек всё равно имеет возможность приближаться к Истине (). О таких, как он Пётр говорит: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему»() Надо учитывать контекст, в котором Пётр произнёс эти слова. Помните того язычника Корнилия, добродетельного, боящегося Бога и даже одобряемого иудеями? Пётр был послан к нему, чтобы дать ему понятие о настоящем Боге. Корнилий был на тот момент язычником, который уже знал о настоящем Боге, но не мог всё это сам расставить по местам в своей голове. Так вот история в Валаамом подобна этой.

Валаам – язычник, но его сердце всё же было открыто влиянию Духа Божия, поэтому он получал от Истинного Бога познание и способность пророчествовать верно . Заметьте, что то время, о котором мы говорим, знание об Истинном Боге практически полностью было стёрто из памяти всех людей и замещено на язычество. Даже потомки Авраама всё ещё по сути были язычниками, 400 лет в Египетском рабстве не прошли для них бесследно, они практически забыли Бога Авраама, Исаака, Иакова и поклонялись всяким тельцам, жабам и пр. Творец вывел их из Египта, но ещё предстояла огромная работа по переплавке их насквозь языческого сознания.

Таким образом, Валаам почти ничем не отличался от тех израильтян. Единственное его отличие было в том, что они УЖЕ находились в непосредственном присутствии Бога, который уже некоторое время учил их тому, что означает единобожие, а Валаам всё ещё пребывал в неведении относительно этого вопроса. Для того, чтобы раз и навсегда вывести Валаама из этого неведения и присоединить к числу Своего избранного народа, Спаситель воздал такую ситуацию, когда Валаам мог воочию убедиться в том, что дети Израиля находятся под предводительством Того, Кто вот уже долгое время открывал себя ему, Валааму.

Теперь давайте присмотримся к событиям тех дней. Языческие князья испугались, что народ, который оказался в их земле, уничтожит их (хотя никаких попыток даже не предпринималось), но людей было слишком много, а вести о том, что их ведёт какой-то очень сильный Бог, способный за мгновение уничтожить всех первородных Египта и открыть море так, что люди по его дну перейдут на другой берег... – эти вести распространялись очень быстро. Однако языческие князья всё ещё верили в то, что боги, которым они служат, сильнее, и вполне достаточно просто позвать какого-то сильного пророка и проклясть этот народ, чтобы подавить его и убить.

Поэтому они находят в своей среде человека, который явно имеет отношение к некоему Сильному Богу, но ни они, ни сам Валаам пока не понимают главное, что именно Он, этот Сильный Бог, Которого уже немного знает Валаам, и есть Тот, Кто ведёт израильский народ !

Спаситель создаёт такую ситуацию, когда убоявшиеся языческие князья и порок, который долгое время имел в Ним общение смогли бы на деле столкнуться с Ним и, сложив 1 и 1, сделать правильные выводы. Смотрите:

Складываем? Если бы Валаам пошёл по пути, который Спаситель проложил для него, то попытавшись проклясть израильтян и потерпев фиаско, он бы сказал князьям: «С ними Бог, Которому и мы должны поклониться! Бог, Который бесконечно сильнее всех наших вместе взятых богов. Давайте присоединимся к этим людям и начнём вместе с ними учиться тому, как надо по-настоящему служить Настоящему Богу!» Впрочем, он мог бы сказать это и раньше, ведь БОГ предупредил его в самом начале: "не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен " (Числ.22:12) . Валаам не принял ЭТО, и Спаситель милостиво позволил ему много раз убедиться в том, что то первое Его слово было верным!

Другими словами, Спаситель привёл Свой народ туда, где и другие народы нуждались во спасении, т.е. в знании об Истинном Боге, где уже даже были Его пророки, хотя из язычников, но они уже были готовы увидеть ПРАВДУ и позвать других к этой правде. Точно так же, как и в новозаветной истории с Корнилием. Корнилий уже был готов принять правду, а Пётр стал тем «народом» Божиим, который принёс ему эту правду.

Силу реальных пророчеств Валааму давал Сам Создатель, через это Он готовил и Валаама, и окружающие его языческие народы к тому, чтобы они смогли присоединиться к спасаемым, стать настоящими детьми Божими. Но к сожалению, сердце пророка, получавшего силу от Создателя, не было вполне предано Создателю. Ведь и Иуда когда-то получал силу Бога для того, чтобы с остальными учениками ходить проповедуя, излечивая, изгоняя бесов, пророчествуя о приближении Царствия Божия () Вот Валаам оказался таким ветхозаветным Иудой, который позарившись на подарки и власть, отказался и от своего спасения и целые народы поставил на краю пропасти.

Прочитайте о том, как он, знающий ВОЛЮ Того, Кто уже долгое время говорил с ним, юлит и выворачивается... только бы получить от князей обещанное вознаграждение! Как пытается он избежать Того, Кого избежать невозможно! Как наглеет и всё более отделяется от Спасителя с каждой неудачной попыткой произнести то, что гарантирует ему земные блага! Как пытается предать на поругание и смерть людей, принадлежащих Тому, Кто говорит с ним! В те дни Валаам перестал быть пророком Всевышнего, впрочем, в те дни он потерял ВСЁ! Все богатства вселенной были перед ним, надо было только оставаться верным Голосу, Который когда-то учил его правде, но он променял их на подарки языческих князей.

Вы спрашиваете: «Бог несколько раз говорил Валааму не проклинать евреев, значит, Валаам действительно имел власть!» Но давайте подумаем, действительно ли Валаам имел какую-то не зависимую от Создателя власть проклясть? Возможно ли проклясть тех, кого Сам Всевышний благословляет? Возможно ли победить тех, на чьей стороне Сам Творец ()? Ведь если Валаам имел такую силу, то почему не проклял? Не кажется ли вам, что в те дни он пытался использовать силу Спасителя, которую получил от Него, для достижения своих собственных целей, но никак не для исполнения воли Всемогущего? Понимаете? Сила у него была от Вседержителя, но он пытался использовать её под влиянием сатаны. Трижды он не мог ничего сделать, и даже более того – произнёс такую хвалебную речь в адрес тех, кого должен был проклясть, что диву даёшься: хотел сказать одно, а сказал совершенно другое. Вот и вопрос: кто сильнее – Ваал и личная воля сбившегося с пути пророка или Тот, Кто стоял на защите израильского народа?

Почему Валаам погиб, а вместе с ним погибли и те языческие князья? По той же самой причине, по которой погибнут все, кто ВИДЯ перед собственным носом Правду, СЛЫША, как она зовёт их к истинному Богу, к спасительным отношениям со Вседержителем (), отказываются видеть и слышать (даже чудо заговорившей ослицы не может остановить их!)... потому, что им так хочется своей собственной славы, своего собственного величия, своих собственных благ и так не хочется ничего менять в своей жизни, в своей системе ценностей ()!. Но главное даже не этом, а в том, что такие люди, ради достижения своих плотских, мирских, однодневных целей, отдают себя во власть Ваалов (=дракона, у которого очень много имён) и пытаются уничтожить Его народ ()!

Они взывают к тем, кого считают сильнее Истинного Бога: «приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли» (Числ.22:6) и не желают понять, что земля и всё, что её наполняет, принадлежит Творцу ( ; ; ), который даст её только тем, чьи сердца чисты ото зла и вполне преданы Правде ( ; ; -10).

С уважением,


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Упоминание о Валааме мы встречаем в 22-24 главах книги Чисел. Израиль на пути в землю обетованную остановился «на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона» (Числа 22:1). Это очень испугало Валака, царя Моавитского, и он отправил послов в Пефор, город в Местопотамии, расположенный на расстоянии нескольких сотен километров, чтобы они привели Валаама. Услуга, о которой попросил его Валак, описана в Числах 22:5-6:

Числа 22:5-6
«И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».

Валаам был знаменит тем, что кого он благословлял, тот был благословен, и кого проклинал, тот был проклят. (Числа 22:6). И если мы прочитаем полностью 22-24 главы книги Чисел, то узнаем, что изначально у Валаама были благочестивые намерения. Когда к нему пришли слуги Валака, он пообещал, что сначала посоветуется с Богом. Когда Господь сказал Валааму не ходить с ними, он послушно отправил их обратно. Так поступает человек, идущий прямым путем, и так же поступил Валаам. Очевидно, что он двигался в правильном направлении. Но Валак настаивал. Через несколько дней еще больше князей, еще знаменитее, снова пришли к Валааму и обещали ему великие почести и богатства, если он пойдет с ними и проклянет Израиль. Человек, чье сердце всецело предано Богу, не стал бы ждать: он снова отослал бы всех князей обратно, так как Бог уже дал ему понять, что ему не следует с ними идти. Но Валаам не сделал этого. Он сказал, что пойдет и еще раз спросит у Бога. И хотя было бы гораздо хуже, если бы он пошел с ними, вообще не посоветовавшись с Богом, это, тем не менее, указывает на изъян, на нетвердость, на намерение Валаама не отсылать посланников ни с чем. Мы взываем к Богу снова, когда мы чего-то сильно хотим, и нас не устраивает, или мы не смирились с тем, что Он сказал нам в первый раз. Как раз это здесь и произошло. Валаам хотел с ними пойти; даров и почестей было такое множество, что он просто не в силах был отказаться. Но он не хотел ослушаться и Бога! Он был бы рад пойти, проклясть Израиль, получить вознаграждение и одновременно быть в мире с Богом – так же, как иногда поступаем и мы: «Я хочу, чтобы исполнилась моя воля, Господь, измени, пожалуйста, Свою. Позволь мне сделать так, как я хочу, и тогда всем будет хорошо!». Бог, видя Валаама в этом состоянии, разрешил ему пойти, но только если эти люди снова придут звать его. Но уже утром он предстает пред нами сидящий на ослице, готовый к длительному путешествию! Он не хотел терять ни секунды, ждать, когда кто-то позовет его! В результате Бог разгневался на него и послал Своего Ангела воспрепятствовать Валааму. Ослица Валаама спасла ему жизнь, потому что, увидев ангела, она постаралась свернуть с дороги. Ангел повелел Валааму идти, но ТОЛЬКО для того, чтобы говорить то, что Бог будет ему говорить (Числа 22:35). Это было предупреждением для Валаама не отклоняться от Божьего Слова. Как видим, он не уделил этому должного внимания. Итак, Валаам пошел и встретился с Валаком. Несмотря на то, что Валак приводил его в различные места, откуда тому удобнее было бы проклясть Израиль, Валаам держался сказанного ему Богом и говорил только слова Божьи, благословляя Израиль. Валак был возмущен! Вот что он сказал Валааму после того, как тот в третий раз благословил Израиль:

«И воспламенился гнев Валака на Валаама, и всплеснул он руками своими, и сказал Валак Валааму: я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их вот уже третий раз; итак, беги в свое место; я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести» (Числа 24:10-11 ).

Валаам: пример не для подражания

Кажется, что Валаам занял позицию Бога. Он провозглашал только Божье слово, и хотя он и последовал за князьями Валака, он говорил лишь то, что хотел Бог. Он неотступно следовал слову Божьему. Кто-то, возможно, спросит, тогда почему во 2-м Послании Петра 2:15, а также в других местах Писания, которые мы рассмотрим далее, он предстает перед нами как пример не для подражания? Несомненно, он хотел пойти за Валаком, и, возможно, он только и думал о дарах. Тем не менее, кажется, что он не отступил от Божьего повеления и ушел от Валака ни с чем. Он послушался Бога, несмотря на то, что для него это означало потерю обещанных ему даров и наград. Или все было по-другому?

Во 2-м Послании Петра, в Послании Иуды и книге Откровения Валаам упоминается как пример того, как поступать нельзя. Из того, что мы уже прочитали в книге Чисел, может сложиться ощущение необъективной оценки событиям, однако, читая дальше, мы понимаем, что это не так:

Числа 25:1-5, 9
«И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они [Дочери Моава – прим. авт.] народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору […]…Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи».

Как получилось, что женщины Моава знали, как соблазнить Израильтян? Как случилось, что они пришли, заставили тех распутничать с ними, приглашали приносить жертвы и поклоняться ложным богам? Богу это не понравилось, Он разгневался, и двадцать четыре тысячи Израильтян погибло после этого во время поражения. Кто же замыслил это зло, которое принесло разрушение Израилю? В Числах 31:15-16 и Откровении 2:14 мы находим ответ:

Числа 31:15-16
«и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем».

и Откровение 2:14 (Господь Иисус обращается к Ангелу Пергамской церкви)
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали ».

Советчиком, научившим Моав вводить в заблуждение Израиль, был Валаам. Мы уже знаем, как неравнодушен он был к получению даров и почестей. Во 2 Петра 2:15-16 говорится, что он ВОЗЛЮБИЛ их:

2 Петра 2:15
«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, КОТОРЫЙ ВОЗЛЮБИЛ МЗДУ НЕПРАВЕДНУЮ, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

Вплоть до 24 главы книги Чисел Валаам был пророком Божьим, Божьим рупором. Он шел прямым путем, НО не проследовал ему до конца. В конце концов, он оставил его и впал в заблуждение, потому что «возлюбил мзду неправедную». Он хорошо начал, но конец его был плачевным. Важно не только вступить на правильный путь, но и держаться его до конца. Начало его было хорошим, но он не продолжал двигаться дальше в этом направлении. В конечном итоге, он был убит Израильтянами, когда те захватили Мадиам . В месте Писания, где повествуется о его смерти (Иисуса Навина 13:22), Валаам упоминается уже не как «пророк», а как «прорицатель» . Он начал «пророком», рупором Божьим, а закончил «прорицателем», Божьим врагом.

Валаам во 2 Послании Петра и Послании Иуды

Валаам из Божьего рупора превратился в лжеучителя, который ввел в заблуждение народ Божий (Откровение 2:14). Он был на верном пути, но оставил его и впал в заблуждение. Вероятно, именно по этой причине он три раза упоминается авторами Нового Завета в качестве примера того, как нельзя поступать. Подобную запись мы уже встречали в книге Откровения, и во 2 Послании Петра и Послании Иуды нам даются другие две:

2 Петра 2:15-16
«Оставив прямой путь, ОНИ заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка».

и Иуды 11
«Горе ИМ , потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

И во 2 Петра и в Иуды говорится о тех, кто следует пути Валаама. Кто эти люди? Что они сделали? Имеют ли они сходство с Валаамом, и если да, то какое? Какое отношение может иметь ветхозаветный персонаж к современному веку благодати? Этот ответ мы найдем в Писаниях. Начнем со 2 Послания Петра, где слово «они» относится к первому стиху, в котором говорится:

2 Петра 2:1-3
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, , навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

2 Петра 2:1
««Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа , навлекут сами на себя скорую погибель».

2 Петра 2:15
«…»

И 2 Петра 2:20-21 :
«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа , опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди ».

Как явствует из написанного выше:

Эти люди были искуплены Господом.

Они избежали скверн этого мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа .

Они познали пути праведности, и им была передана святая заповедь .

Они оставили прямой путь, что, в свою очередь, означает, что они однажды шли этим путем.

Лжеучителя, о которых говорит Слово Божье, не являются неверующими людьми; это верующие или, точнее сказать, люди, которые начинали как верующие. Иначе кем еще могут быть люди, искупленные Господом, получившие познание (полное знание) об Иисусе Христе и которым была предана святая заповедь? Подобно Валааму, они начинали идти прямым путем, но потом оставили его и превратились в лжеучителей, принося разрушительные ереси и уловляя Божий народ льстивыми словами! Если мы думаем, что не стоит придавать так много значения лжеучителям, ведь, по большому счету, не так уж и многих видели мы открыто отвергающими «искупившего их Господа», то мы ошибаемся. Бог посвятил большую часть 2 Петра и почти все Послание Иуды предостережениям об этих обманщиках. Это действительно проблема, о которой Слово Божье говорит: «БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ»!!! Во 2 Тимофею 2:15 говорится:

2 Тимофею 2:15
«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».

Наша задача – верно преподавать слово истины, а без его твердого основания невозможно будет защититься от лжеучителей, снующих поблизости. Возвращаясь ко 2 Петра, в стихах 10-22, мы продолжаем разговор об этих отступниках:

2 Петра 2:10-22
«а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились , идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи».

Большую часть 2 Послания Петра Бог отводит на описание этих лжеучителей. Многие из наши современники, и многие жили в разное время: люди, использующие и использовавшие Имя Бога и Христа для собственных целей, ради власти, денег, славы. Они следуют примеру не Христа, а Валаама. Второе Послание Петра не оставляет никакого сомнения в том, каков их конец. Как мы только что прочли:

Они навлекают на себя скорую погибель (2 Петра 2:1).

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Петра 2:3).

« Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2 Петра 2:20-22).

Им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петра 2:17).

Не спасение приготовлено для этих людей, а «мрак вечной тьмы». «Но разве спасение – это не дар, данный нам по благодати?» - спросит кто-то. Конечно да. Это дар, данный по благодати через веру (Ефесянам 2:8). Но очевидно, что некоторые отрекутся от Господа и, следовательно, от веры, и станут Его врагами, вводящими народ в заблуждение и приносящими пагубные ереси. Они и вправду будут подобны Валааму. Он также шел прямым путем, но потом заблудился и из истинного пророка превратился в лжеучителя, который учил врагов Божьих вводить Его народ в заблуждение. Для таких людей «приготовлен мрак вечной тьмы». Согласно 2 Петру, «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петра 2:21).

Иуда

О Валааме упоминается и в Послании Иуды, почти так же и примерно в таком же контексте, что и во 2 Петра. Иуда начинает свое апостольское послание следующими словами:

Иуда 3
«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание--подвизаться за веру, однажды преданную святым ».

Своим посланием Иуда хотел убедить верующих подвизаться за веру, однажды преданную святым . Очевидно, эта вера подвергалась нападкам. Да, вера ПОДВЕРГАЕТСЯ нападкам, и пока враг рядом, он никогда не перестанет нападать на нее. Мы должны искренне подвизаться за веру; и Иуда продолжает обосновывать это в своем послании, состоящем из одной главы:

Иуда 4-19
« Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа . Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -- так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей . Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих-- сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».

Получается, это та же самая категория людей, что и та, которую мы видели во 2 Петра, по крайней мере, если смотреть на плоды. Это обманщики, которые даже имеют наглость называть себя христианами. Из-за этих лжеучителей – и многие из них действуют сегодня – Иуда почувствовал серьезную нужду написать верующим, чтобы они сражались за веру, однажды преданную святым. Нам нужно сражаться за веру! Именно Писание – а не доктрины, обряды и традиции, установленные людьми, какое бы положении они не занимали, является основанием нашей веры. В Колоссянам 2:8 нам дается предупреждение:

Колоссянам 2:8
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ».

Также во 2 Иоанна 7-8 :
«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду ».

Также Иуда и Петр нам говорят:

Иуды 20-21
«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ».

2 Петра 3:17-18
«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ».

«…будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». Потенциально все мы можем «увлечься заблуждением беззаконников», это предупреждение не делает исключений ни для кого. Валаам начинал идти правильным путем, но в последствии оставил его. «…Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа», - продолжает Петр. «Берегитесь…» - это одна часть действия, к которому мы призваны; «возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа» – это другая его часть.

В мире и даже в теле Христа много обманщиков, поэтому Петр и Иуда обращаются к верующим, и единственный способ защититься от их обманчивых учений - это возлюбить чистое молоко Божьего Слова. Единственный способ построить дом так, чтобы он устоял от различных влияний, - это построить его на камне, т.е. слышать Божье слово и исполнять Его, как объяснял Иисус Христос (Матфея 7:24-25). Валаам знал Божье Слово; он даже следовал за ним до определенного момента, пока оно не вступило в противоречие с его страстью к почести и богатству. Когда это произошло, он отступил. В отличие от него мы должны идти прямым путем: путем познания и исполнения слова Божьего любой ценой. Начать, пройти и закончить поприще, пожав, получив сполна всю награду от Господа, которую Он приготовил для нас.

Евреям 12:1б-2
«свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса , Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».

Примечания

К этому времени он перебрался из того места в Месопотамию и жил в земле Мадиам вместе с врагами Израиля.

Здесь: человек, занимающийся колдовством, гаданием – прим. пер.

Употребляемое здесь слово «познание» - это греческое слово «επίγνωσις» (epignosis), означающее «безошибочное или полное знание», «точное и глубокое знание, близкое, доскональное, исчерпывающее знакомство с ним; истинное знание» (в сравнении со словом «gnosis», означающим просто «знание»). См. Vines Expository Dictionary of New Testament Words, MacDonald Publishing Company, p.641 и The Companion Bible, Kregel Publications, Appendix 132.

Здесь опять употребляется глагол «знать», являющийся греческим глаголом «επιγινώσκω» (epiginosko), что означает «знать досконально», «знать точно и четко» (см. примечание к сноске 2)

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

прорицатель - прориц’атель (Втор.18:10 ; Нав.13:22 ; 1Цар.6:2 ; Ос.9:7 ; Зах.13:3 ,4; Деян.16:16) лжепророк, поставленный в законе рядом с гадателем и ворожеем, которых народ Божий должен избегать и из своей среды удалять. Валаам прорицатель во 2Пет.2:16… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626 Валаам (ивр. בִּלְעָם‎, Биль‘ам), в Пятикнижии прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком (Балаком) проклясть израильтян, расположившихся… … Википедия

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

Валаам: Валаам остров в северной части Ладожского озера, входящий в Валаамский архипелаг. Валаам библейский прорицатель из города Птор. Валаам мужской хор из Санкт Петербурга. Валаам лагерь инвалидов второй мировой войны… … Википедия

СЕРАФИМ - (Иаков Мещеряков), митр. (1861–1937), рус. правосл. церк. деятель и писатель. Род. в Пензенской губ. в семье крестьянина. Окончил СПб.ДА (1885) и был рукоположен во иеромонаха. Состоял инспектором Холмской ДС и ректором Тифлисской ДС. В 1889… … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим. Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния 7 мая 1933, Ростов на Дону) епископ Русской… … Википедия

Серафим (в миру Яков Мещеряков, родился в 1861 году) епископ острожский, второй викарий волынской епархии, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии. Написал: Прорицатель Валаам. Книга Чисел XXII XXV главы (Санкт Петербург, 1899,… … Биографический словарь

[евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии . В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его». Время жизни В. относится библейским повествованием к периоду, когда народ Израиля после исхода из Египта (XIV в. до Р. Х.) и получения Божественных откровений на Синае вновь начинает свой путь в Ханаан (Числ 10). Однако идумеи не позволяют евреям пройти через их территорию (Числ 20. 14-21). Стремясь обойти земли Едома, израильтяне вступают в войну с аморрейским царем Сигоном и васанским царем Огом и захватывают их земли (Числ 21).

Еще один враг народа Божия, моавитский царь Валак, заключив союз с мадианитянами, посылает своих слуг к В., чтобы, заручившись его магическим проклятием, лишить Израиль поддержки свыше и победить его военной силой (Числ 22. 6, 11). Однако ночью В. получает откровение от Бога, что он не должен идти с посланниками Валака, ибо народ Израиля благословен (Числ 22. 12). Посланники возвращаются без В. Валак вновь посылает их к прорицателю с обещаниями великой награды, но В. повторяет, что он не сможет ничего сделать без повеления Яхве (Числ 22. 18). На этот раз Господь, явившийся В. во сне, разрешает ему идти вместе с посланниками, но делать он должен только то, что скажет Бог. Вслед за этим сказано, что Господь гневается на В. и посылает своего ангела, чтобы воспрепятствовать ему. Только ослица, на к-рой едет В., видит ангела, сам же провидец ничего не замечает, пока Господь не открывает ему глаза; ангел Господень говорит В., что он не должен ничего пророчествовать, кроме того, что скажет ему Бог (Числ 22. 22-35). В. повторяет эти слова самому Валаку: он будет пророчествовать только то, что «вложит Бог в уста» ему (Числ 22. 38). После торжественного жертвоприношения В. должен, наконец, проклясть Израиль, но вместо этого, чудесно вдохновленный Богом, он произносит 4 благословения . В 1-м благословении Израиль назван народом, к-рый живет обособленно от др. народов (Числ 23. 9); во втором восхваляется Израиль как народ, подобный льву (Числ 23. 24: «Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых»; ср. Быт 49. 9). Это сравнение встречается также в 3-м благословении, начинающемся словами восхваления земли Израиля: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! ...Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числ 24. 5, 9). В 4-м, к-рое произносится вопреки прямому запрету Валака, В. пророчески предрекает приход могущественного владыки Израиля, к-рый победит Моава («Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей (евр. , букв. «виски»; Синодальный перевод следует Септуагинте) Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ 24. 17)). Следующая глава (Числ 25) начинается с сообщения о том, что израильтяне, к-рым только что было предсказано, что они победят моавитян, «блудодействуют» с моавитянками и даже молятся их богам (Числ 25. 1, 2). Это замечание имело большое значение для развития дальнейшей традиции о В. Хотя в Числ 24. 25 утверждается, что В. вернулся в свой город, в Числ 31. 8 сообщается, что израильтяне убили В., сына Веорова, вместе мадианитянами, т. к., согласно Числ 31. 16, именно по его совету мадианитянки «были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа».

В др. местах ВЗ личность В. оценивается преимущественно негативно. Единственный библейский текст, в к-ром говорится о В. в положительном смысле,- это Мих 6. 5, где есть напоминание о правильном ответе В. на злой замысел Валака (ср. Числ 22. 38). В. здесь упоминается в одном ряду с Моисеем , Аароном и Мариам (Мих 6. 4), названными в Свящ. Писании пророками прежде В. История с В., т. о., служит доказательством того, что Бог может использовать и языческого провидца для спасения Израиля.

В др. местах Библии В. упоминается явно отрицательно: во Втор 23. 4-6 говорится, что В., нанятый моавитянами и амонитянами, действительно проклинал Израиль, но Бог «не восхотел слушать Валаама и обратил... проклятие его в благословение» (ст. 5); почти дословно слова из Втор 23. 5 приводятся в Нав 24. 9-10. В Книге Иисуса Навина (13. 22) сообщается, что В. был убит вместе с царем Сигоном и мадиамскими вождями. Виной В., очевидно, было то, что он был «прорицателем» ( , ), ибо, согласно Втор 18. 12, «мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (ср. Числ 23. 23). Только факт того, что В. занимался предсказанием, ставит его в один ряд с врагами, к-рых уничтожают. Последнее в ВЗ упоминание В., нанятого чужеземцами, встречается в Неем 13. 2 (цитата из Втор 23. 5-6). Чтение этого текста перед народом становится достаточным основанием для того, чтобы отделить «все иноплеменное от Израиля» (Неем 13. 3) и позднее очиститься «от всего чужеземного» (Неем 13. 30). В. здесь становится прототипом опасного чужеземца.

Негативная оценка В. присутствует и в НЗ, где он понимается как ветхозаветный прототип лжеучителей, чьи слова опасны для христ. общин: как В. соблазнил израильтян своим советом к отпадению от Господа, так еретики николаиты соблазняют христиан к идолослужению (употреблению мяса животных, принесенных в жертву) и распущенности (Откр 2. 14); лжеучители распространяют свое разрушительное учение, одержимые, подобно В., жаждой наживы (Иуд 11; 2 Петр 2. 15-16).

Несмотря на преобладающую отрицательную оценку личности В., уже достаточно рано в иудаизме воспринимается прежде всего его пророчество о звезде, личность же самого провидца остается в тени. Так, в Кумране В. упоминается среди лжепророков (4 Q339), но его пророчество о восхождении звезды от Иакова почти дословно цитируется в «тестимониях» - небольшом собрании ветхозаветных мест, к-рые считались в общине мессианскими (4Q Test 11-13). Предсказание, очевидно, имело в Кумране большое значение, т. к. оно цитируется еще в CD 7, 18-19 и 1QM 11. 6-7, правда, уже без упоминания имени В. Мессианское толкование Числ 24. 17 получает распространение начиная с перевода 70 толковников (LXX), где в отличие от евр. текста говорится не о «жезле от Израиля», а о человеке, к-рый сокрушит «князей» (ἀρχηγοῦς) Моава. В апокрифических «Завещаниях патриархов» также цитируется Числ 24. 17 без упоминания имени В. (Test. Jud. 24. 1; ср.: Test. Lev. 18. 3).

В НЗ с его верой в исполнение ветхозаветных мессианских пророчеств в Иисусе Христе аллюзии на исполнение пророчества о звезде, восходящей от Иакова, можно видеть в рассказе евангелиста Матфея о волхвах , к-рых звезда привела в Вифлеем поклониться Младенцу Иисусу (Мф 2. 1-12). Греч. слово «восход» (ἀνατολή) может означать как восход небесного тела, так и прорастание растений. У пророков Захарии (3. 8; 6. 12) и Иеремии (23. 5) слово «росток» (евр. ) означает «Отрасль Давидову», т. е. Мессию. В греч. же тексте оно передается как «ἀνατολή», так что это слово могло восприниматься как указывающее на Мессию (ср. Лк 1. 78). Аллюзии на пророчество о звезде Мессии, очевидно, есть также в 2 Петр 1. 19 и Откр 22. 16.

Мессианский характер пророчества В. признается ранними христ. писателями. Звезда, упомянутая в пророчестве В., отождествлялась с Вифлеемской звездой. Согласно св. Иустину Мученику и Оригену, волхвы, пришедшие в Вифлеем, знали пророчество В., к-рое исполнилось в Рождество Иисуса Христа (Iust . Dial. 106. 4; 1 Apol. 32. 12; Orig . Contra Cels. 1. 60; Euseb . Demonstr. IX 1. 1, 16; Iren . Adv. haer. III 9. 2), и даже были потомками самого В. (Ioan . Chrys . In natale domini nostri Jesu Christi // PG. 61. Col. 766). В церковных песнопениях Иисус Христос воспевается как звезда от Иакова: « » (3-й тропарь 5-й песни канона предпразднства Рождества Христова); « » (3-й тропарь 3-й песни, там же); « » (2-й тропарь 4-й песни 1-го канона на Рождество Христово).

Хотя в иудейской традиции пророчество В. о звезде от Иакова продолжает считаться мессианским (Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 24. 17); Таргум Онкелоса (Числ 24. 17); ср.: Billerbeck . Bd. 1. S. 76-77), преобладающая оценка личности В. оставалась здесь негативной. Филон Александрийский признает, что В. составил «превосходнейшие из гимнов» (ὑπερβάλλοντας ᾄδων), но самого В. считает безбожным и проклятым (ἀσεβὴς και ... ἐπάρατος), т. к. он был на стороне врагов (Philo . De Abr. 113), а благословение Израиля произнесено сошедшим на В. пророческим духом против его воли (Philo . De vita Mois. I 277). Иосиф Флавий более сдержан в суждении о В. Это может объясняться тем, что автор стремился предложить римлянам положительный образ иудейства и его отношения к язычникам (Ios . Flav . Antiq. IV 100-158). У раввинов встречается много примеров осуждения В. Его имя понималось как « » (без народа), « » (пожиратель или губитель народа) (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 105a; Таргум Псевдо-Ионатана (Числ 22. 5). В агаде В. вместе со своими сыновьями представлен как родоначальник магии. Вместе с сыновьями он был среди егип. жрецов, к-рые пытались толковать сон фараона (Таргум Псевдо-Ионатана (Исх 1. 15; 7. 11; Числ 22. 22)), он дал совет бросить в Нил евр. младенцев муж. пола (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 106a; Сота 11a). Он действительно имел желание проклясть израильтян (Вавилонский Талмуд, Таанит 20a; Сота 5. 8, 20d) и хотел убедить Бога предпочесть Израилю поклонение со стороны 70 языческих народов (Мидраш Бемидбар Раба 20. 18).

Однако в нек-рых ранних текстах В. предстает как пророк языческих народов, не меньший по значимости, чем Моисей (мидраш Сифре Дварим 357). Тенденция этих текстов апологетическая, их адресатом, видимо, было языческое (греко-рим.) окружение иудейства.

Предметом научных дискуссий был вопрос о родине В. Упомянутый в Числ 22. 5 г. Пефор (евр. ) «на реке» отождествляли с Питру близ г. Кархемиша на В. Евфрате, известным по ассир. эпиграфическим источникам. В древних переводах нет единства в том, понимать ли это слово как географическое указание или как описание статуса В. (лат. ariolus - пророк (Вульгата); ср. евр. - истолковывать). Локализация родины В. на В. Евфрате согласуется с указанием Числ 23. 7 и Втор 23. 4 о том, что он пришел из Арама (Месопотамии); это не позволяет также отождествить В. с идумейским царем «Белой, сыном Веоровым» (Быт 36. 32; Грессманн и др.). Дополнительное указание Числ 22. 5 о том, что Валак посылает к В., в землю (сынов народа его), в Вульгате, Пешитте и самаритянской традиции передавалось как «в землю Аммона», т. е. к аммонитянам (эта локализация имеет сторонников - см. Grey . Numbers. P. 325). В любом случае все предлагаемые локализации родины В. относятся к району севернее р. Арнон, т. е. В. приходит к Валаку с севера. Это находит подтверждение в арам. надписи из Дейр-Аллы (ок. 700 г. до Р. Х.), где упоминается пророк В. Возможно, здесь речь идет о фрагментах неск. рассказов о В. (Aramaic Texts. P. 268 ff.), к-рые, однако, не имеют непосредственного отношения к ветхозаветной традиции и свидетельствуют о том, что ок. 700 г. до Р. Х. в сев. Заиорданье существовала независимая от библейской традиция повествования о В.

Тема воплощения Бога, имевшая особое значение в раннехрист. искусстве, обусловила распространение изображений В. уже в самый ранний период. В росписях катакомб и на рельефах саркофагов встречаются 2 типа изображений: В., указывающий на звезду (катакомбы Петра и Марцеллина, Рим, 2-я пол. III-1-я пол. IV в.), и явление ангела В. (катакомбы на Виа Латина, Рим, IV в.). Рядом с В. изображена ослица, перед ним ангел в виде юноши в белых одеждах с жезлом, в небесах - звезда. В поздневизант. период изображение В. включается в композицию «Похвала Богоматери». Так, он представлен в числе пророков, окружающих Богоматерь на иконе «Похвала Богоматери с акафистом» (XV в., ГРМ).

Лит.: Gressmann H . Mose u. seine Zeit. Gött., 1913; Karpp H . Bileam // RAC. 1954. Bd. 2. S. 362-373; Vermes G . The Story of Balaam // idem . Scripture and Tradition in Judaism. Leiden, 1961. P. 127-177; Aramaic Texts from Deir Alla / Ed. J. Hoftijzer et al. Leiden, 1976. (DMOA; 19); Braverman J . Balaam in Rabbinic and Christian Traditions: Festschr. f. J. Finkel. N. Y., 1974. P. 41-50; Schmidt L . Bileam // TRE. Bd. 6. S. 635-639; Baskin J . R . Origen on Balaam: The dilemma of the unworthy prophet // VChr. 1983. Vol. 37. P. 22-35; The Balaam text from Deir - Alla re-evaluated: Proc. of the intern. symp. held at Leiden, 21-24 Aug. 1989. Leiden, 1991; Feldman L . H . Josephus" portrait of Balaam // Studia Philonica Annual. 1993. Vol. 5. P. 48-83; Greene J . T . The Balaam Figure and Type before, during, and after the Period of the Pseudepigrapha // JSP. 1991. Vol. 8. P. 67-110; Moore M . S . The Balaam traditions: their character and development. Atlanta, 1990; R ö sel M . Wie einer vom Propheten zum Verführer wurde: Tradition und Rezeption der Bileamgestalt // Biblica. 1999. Vol. 80. № 4. P. 506-524.

Валаам

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626
Пол мужской
Местность
  • Pethor [d]
Занятие пророк
Цитаты в Викицитатнике
Файлы на Викискладе

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Видео по теме

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Христианские писатели о Валааме

Тертуллиан и Иероним пишут о том, что Валаам имел действительно дар прорицания от Бога, но страсть к наживе помешала воспользоваться Валааму его даром.

В песнопениях Православной церкви волхвы , пришедшие поклониться