Католический костел святой екатерины на невском. Органные вечера в базилике святой екатерины Римско католический собор св екатерины

По адресу: Невский проспект, д. 32-34 (м. Невский проспект. Район Центральный).

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России.

Во дворе зданий на Невский проспект, д. 32-34 есть проход на улицу Итальянскую по живописному дворику.

Историческая справка

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году. В 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте).

Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (совр. Невский пр., д.34). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины.

7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В период СССР храм не действовал.

В период с 1992 по 2008 год в храме была проведена реконструкция. Сейчас храм открыт для верующих. При церкви действует воскресная школа, катехуменат, Детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

Церковь Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Действующий католический храм, один из старейших в России, со статусом малой базилики, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1738-1783 годах по проекту П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди.

Католический приход Святой Екатерины Александрийской появился в Санкт-Петербурге в 1716 году, но собственным храмом он обзавелся не сразу. Только в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила построить католическую церковь на Невском проспекте, но и тогда строительство затянулось на десятилетия. Первый проект церкви был разработан архитектором Трезини, под его руководством работы продолжались до 1751 года, но после его отъезда на родину стройка остановилась. В 1760-х годах архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот продолжил возведение незаконченного храма, но и он не смог завершить церковь. И только в 1782 году, уже под началом зодчих И. Минчиани и А. Ринальди, были вновь начаты строительные работы. Наконец, в 1783 году новый собор был освящен в честь Святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Конструкция здания, построенного в переходном стиле от барокко к раннему классицизму, выполнена в виде латинского креста и увенчана большим куполом. Главный фасад оформлен в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны (наподобие арки Новой Голландии). Над фасадом находятся фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Над входом в храм написаны слова из Евангелия от Матфея на латинском языке: «Domus mea domus orationis» («Дом Мой домом молитвы наречется»).

Внутри католический костел был отделан с изяществом и красотой — богатый мраморный престол привезли из Италии, а внутренние колонны и стены храма оформили искусственным мрамором. К сожалению, многое из оригинального убранства собора до наших дней не сохранилось — большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины» авторства Иогана Меттенлейтера, подаренный храму императрицей Екатериной II, исчез после революции 1917 года; также был утерян орган, который долгое время считался одним из лучших в Петербурге. А вот старинный алтарный крест, спасенный одной прихожанкой после разграбления храма в 1938 году, сейчас находится на прежнем месте.

Первое время собор Святой Екатерины находился в ведении монашеских орденов. Сначала он принадлежал францисканцам, с 1800 года — иезуитам, а в 1815 году здесь обосновались доминиканцы. В 1892 году храм перестал считаться орденским и стал управляться католическими епархиальными священниками.

В этой церкви в 1837 году состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина. Также здесь венчался архитектор Огюст Монферран, автор многих зданий Санкт-Петербурга.

Храм был закрыт и разграблен в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выбросили прямо на улицу. Уничтожение собора довершил пожар в 1947 году, во время которого серьезно пострадал оставшийся интерьер. Долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии, но пожар 1984 года остановил и эту реконструкцию.

В 1991 году в Петербурге вновь появился католический приход Святой Екатерины, в 1992 году в церкви начались восстановительные работы, и в 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота. В 2013 году церкви Святой Екатерины был дарован статус малой базилики, она стала единственной базиликой в России.

Размеры храма — 44 метра в длину, 25 метров в ширину, 42 метра в высоту. Базилика может одновременно вместить около 2000 человек.

Здание базилики Святой Екатерины Александрийской включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение базилики Святой Екатерины Александрийской будет интересно католическим верующим, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой середины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

В базилике святой Екатерины проходят органные вечера. Начало в 21:00.

Деятельность Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» расширяется: возрождаются циклы органных концертов. Дополнительной площадкой для проведения концертов стал Римско-католический собор Святой Екатерины — старейший в Санкт-Петербурге храм Римско-католической Церкви.

Это единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики (в 2013 году). Такой титул носят прежде всего исторически значимые и паломнические церкви. Базилика святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге стала единственной базиликой в России.


Здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, было построено 1738 — 1783 годах по проектам П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди. Храм закрыли в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выкинули на улицу. Дальнейшая судьба собора столь же драматична: пожар в 1947 году серьезно повредил интерьер, после чего долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии (храм некогда славился одним из лучших в Петербурге органов), но пожар 1984 года погубил старинный орган и остановил очередную реконструкцию.

В начале 1990-х годов началось возрождение храма: масштабные реставрационные работы, регистрация вновь образованного прихода святой Екатерины. В 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота.


Именно в базилике святой Екатерины продолжатся циклы органных концертов, прерванные в январе 2016 года, когда ГМП «Исаакиевский собор» лишился своей основной площадки — Концертно-выставочного зала «Смольный собор», где органные концерты пользовались особой любовью публики.

Уникальный орган «Monarke» голландской фирмы «Johannus», созданный лучшими голландскими мастерами для Смольного собора, но демонтированный и вывезенный оттуда в январе 2016 года, теперь зазвучит под сводами базилики святой Екатерины на Невском проспекте. Этот орган является цифровым инструментом новейшего поколения, сочетающим достижения передовых технологий и опыт величайших европейских органных мастеров.

* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа).

Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики

Воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё

Раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна

Жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (Irinfa 10.2017)

В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.

1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация

1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери

2000 - освящена алтарная часть храма

2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта

2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма

Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление.

Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской.

Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил - )

По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма

(сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017)

"Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки."

(из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие».

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту»

(сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017)

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527