Почему клетку назвали клеткой: причины и другие актуальные вопросы цитологии. Общие свойства всех клеток. Какие методы используются при изучении клетки

Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию?

Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммиро­вали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретиче­ские выводы, получившие название кле­точной теории, Т. Шванн изложил в своей книге «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте живот­ных и растений» (1839). Главная идея книги — ткани растений и животных со­стоят из клеток. Клетка — единица стро­ения живых организмов.

Вопрос 2. Почему клетку назвали клеткой?

Голландский ученый Роберт Гук, ис­пользуя свою конструкцию увеличитель­ного прибора, наблюдал тонкий срез проб­ки. Его поразило то, что пробка оказалась построенной из ячеек, напоминавших пчелиные соты. Эти ячейки Гук назвал клетками.

Вопрос 3. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?

Клетки обладают всеми признаками живого. Они способны к росту, размноже­нию, обмену веществ и превращению энергии, обладают наследственностью и изменчивостью, реагируют на внешние раздражители.

2.1. Основные положения клеточной теории

4.5 (90%) 8 votes

На этой странице искали:

  • кто разработал клеточную теорию
  • какие свойства объединяют все клетки живых организмов
  • почему клетку назвали клеткой
  • Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?
  • кто разработал клеточную теорию?

Клеткой в биологии называется живая структура, заключенная в мембрану и содержащая органеллы. Это элементарная единица всего живого, скомбинированная из органических и неорганических молекул. Все организмы, кроме вирусов, состоят из клеток. В зависимости от их количества, они называются одноклеточными или многоклеточными. Интересно и то, почему клетку назвали клеткой. На этот счет существуют две исторические версии.

Исследования Роберта Гука

Английский физик, который занимался изучением плотности и упругости тел, озадачился вопросом о том, почему пробковое дерево плавает на поверхности воды. В поисках рационального объяснения он сделал тонкий срез и рассмотрел его под микроскопом. То, что он увидел, наглядно объясняет, почему клетку назвали клеткой. На срезе он рассмотрел множество ячеек, которые, как ему показалось, напоминали монашеские кельи. Разумеется, тогда он еще не знал, что саму клетку он так и не увидел. Но термин, синтезированный на основе слова "келья", вошел в обиход в латинском варианте cell.

По второй версии, также связанной с Робертом Гуком, он увидел картинку, напоминающую ему пчелиные соты. Он дал им названия ячеек, что в переводе с латинского звучит как cell. Само до сих пор отождествляется с ячейкой, что можно видеть на представленных изображениях. Это позволяет понять, почему клетку назвали клеткой.

Что на самом деле видел Роберт Гук?

Известно, что в качестве материала для исследования он использовал пробковое дерево, в котором клетки давно погибли. То, что увидел Гук, имело контуры ячеек (структуры целлюлозы, из которой состоит мертвая древесина). У растительной клетки целлюлоза образует клеточную стенку и долго сохраняет ее контуры даже после гибели.

Гук видел как раз клеточные контуры, но самих живых органелл распознать не мог. Во-первых, у его микроскопа не было достаточной разрешающей способности. Во-вторых, в пробковом дереве, взятом в качестве препарата для исследования, все клетки уже погибли. Распознанные структуры были полностью заполнены воздухом. Он назвал их ячейками. Сегодня это объясняет, почему клетку назвали клеткой.

Жизнедеятельность клетки

Биологические процессы, протекающие в живой клетке, требуют энергии. биосинтез белка, рост и клеточное деление — все это требует огромных энергетических трат, причем восполняемых. Их обеспечение является задачей митохондрий - клеточных органелл, способных осуществлять перенос заряда через мембрану и восстанавливать макроэргические связи.

В этой связи непонятно, почему митохондрии называют аккумулятором клетки. Эти органеллы позволяют получить энергию из молекул глюкозы, окислив ее и получив электроны для восстановления макроэргических соединений. Последние являются специальными переносчиками энергии и хранятся на внутренней митохондриальной мембране между криптами. В большом количестве их можно найти и в цитоплазме, и в

Митохондрии называют аккумулятором клетки из-за неспециальной и необязательной способности хранить АТФ и другие макроэрги. Но правильнее называть их генератором, потому как они именно производят энергию и восстанавливают АДФ до АТФ. Хранение энергии, то есть ее аккумуляция, является побочным процессом. Это не специальная функция митохондрий, потому как находятся в клетке в разных местах. Однако ни цитоплазму, ни ядро не называют местом хранения энергии. Потому митохондрии также не следует называть «аккумуляторами» клетки, ведь это ее «генераторы».

1. Что общего и какие различия между клетками растений и бактерий?

Сходства:

1. Все клетки состоят практически из одних и тех же химических элементов.

2. В целом строение указанных клеток сходно (клеточная стенка, клеточная мембрана, цитоплазма, рибосомы).

1. В клетках растений есть хлоропласты, вакуоли, митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть.

2. У бактерий нет ядра.

3. Бактерия покрыта капсулой, предохраняющей бактерии от повреждений и высыхания.

2. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток.

Вопросы

1. Какие вопросы рассматриваются на клеточном уровне?

Клеточный уровень организации живого является предметом изучения отдельной биологической науки - цитологии. Она исследует строение и функционирование клеток, закономерности их специализации в ходе развития организмов, механизмы деления клеток, особенности протекающих в них химических процессов.

2. Что характерно для химического состава клетки?

Несмотря на различия в строении и выполняемых функциях все клетки состоят практически из одних и тех же химических элементов. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов указывает на единство живой природы. Примерно 98 % от массы любой клетки приходится на четыре элемента: кислород (75 %), углерод (15 %), водород (8 %) и азот (3 %). На остальные более 70 элементов, которые могут входить в состав клетки, проходится 2 % от её массы.

Органические соединения, входящие в состав клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и др. Кроме органических, в клетке присутствуют и неорганические вещества - вода и минеральные соли.

Вода в клетке в количественном отношении занимает первое место среди всех других химических соединений.

Минеральные вещества в клетке могут находиться в виде растворённых солей либо в твёрдом состоянии. Например, в цитоплазме практически любой клетки имеются кристаллические включения, состоящие из слаборастворимых солей.

Ионы солей входят в состав цитоплазмы клеток, определяют её кислотно-щелочной баланс, активизируют многие ферменты.

Соединения азота, фосфора, кальция и других неорганических веществ используются для синтеза молекул органических веществ.

3. Какие методы используются при изучении клетки?

Исторически первым таким методом изучения клетки стала световая микроскопия. Современные световые микроскопы увеличивают изучаемый объект в 2000-2500 раз.

В 30-х гг. XX в. появилась электронная микроскопия. Именно в это время был изобретён электронный микроскоп, который позволяет достигать увеличения до 1 000 000 раз.

Для выделения митохондрий, рибосом, пластид и других органоидов клетки используют метод центрифугирования. Для этого разрушенные клетки помещают в пробирки и вращают с очень большой скоростью в специальных приборах - центрифугах.

В настоящее время учёные используют и другие физические и химические методы, позволяющие выделять и исследовать различные виды молекул, входящих в состав клеток.

4. Кто разработал клеточную теорию?

К середине XIX в. немецкие учёные Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну из основных в современной биологии.

5. Почему клетку назвали клеткой?

История изучения клетки связана с именем такого английского ученого, как Роберт Гук (он впервые применяя микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевины бузины увидел ячейки, которые и назвал клетками). Его поразило то, что пробка оказалась построенной из ячеек, напоминавших пчелиные соты. Эти ячейки Гук назвал клетками.

6. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?

Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям и способны делиться.

Задания

Используя знания, полученные на уроках физики, объясните, почему электронные микроскопы дают большее увеличение, чем световые.

Так как размер электрона намного меньше длины волны света, то разрешающая способность электронного микроскопа на несколько порядков больше чем у светового.