Презентация - тире между подлежащим и сказуемым. «Презентация на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (11 класс) Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 5 классе Учитель: Колдомова О.В. «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний

  • стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гно м.
  • – Добавьте в предложение союз а .
Опрос
  • - Имя существительное может выступать в предложении в роли- …
  • Такое сказуемое называется- …
  • Оно отвечает на вопрос-…
  • Именное сказуемое всегда-…,
  • т. е. состоит из двух частей-…
  • Основная часть- имя-… , оно выражает-…
  • Вспомогательная часть-…, он выражает-…и может быть-…
Ключевые слова
  • Имя существительное
  • Подлежащее
  • Сказуемое составное именное
Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Тема урока: ДЩШГЕАСМТЬРЕУЦЫТИРЕЮЖЗЩНГ ЦЯТЬОЛДГКЙФЮХШГМЕЖДУЧЫЦЙФ КТЬБДЛШГНИПОДЛЕЖАЩИМИГНКУ ЦСМИБСКАЗУЕМЫМЖДЛШГВСЦЯМ Определяем проблему урока

Сатурн- планета.

Чтение- вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Найдите подлежащее и сказуемое.

Чем они выражены?

Как называются такие сказуемые?

Какой вопрос возникает?

Когда ставится и когда не ставится тире

между подлежащим и сказуемым,

выраженными именами существительными?

Укажите номера предложений, в которых ставится тире

  • 1. Книга это история народов Земли.
  • 2. Птицы наши друзья.
  • 3. Язык это богатство народа.
  • 4. Солнце не планета, а звезда.
  • 5. Лес вот наше спасение от засух.
  • 6. Гранит очень прочный камень
Взаимопроверка
  • 1.Книга – это история народов Земли.
  • 2.Птицы – наши друзья.
  • 3.Язык – это богатство народа.
  • 4.Солнце не планета, а звезда.
  • 5.Лес – вот наше спасение от засух.
  • 6.Гранит – очень прочный камень.
  • 1,2,3,5,6
Работа в группах
  • Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
  • Андерсен - великий датский сказочник. Герда и Кай - герои его сказки «Снежная королева». Герда - смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Сформулируй задание и выполни его Подсолнух - ________________________________________________.
  • Хорошая книга - _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это ____________________________________ .
  • Зимний лес – это _____________________________________________ .
  • Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.
Проверка Подсолнух - солнышко на ножке; ________________________________________________.
  • Хорошая книга - верный друг и хороший собеседник. _____________________________________________ .
  • Любовь к своей земле – это любовь к своей стране,__ценнейшее качество человека
  • __________________________________ .
  • Зимний лес – это волшебная сказка _____________________________________________ .
Самостоятельная работа
  • 1.Соловей…ранняя пташка.
  • 2.Его песни…привлекают всех.
  • 3.Яркое солнце…радость соловью.
  • 4.Кукушка …не соловей.
  • 5.Её кукование…вот момент для вопросов и ответов.
Рефлексия Найдите ошибки в схемах:
  • 1) [сущ. в И.п. сущ. в И.п. ];
  • 2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п. ];
  • 3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п. ];
  • 4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п. ].
Домашнее задание
  • 1. Составить план рассказа о постановке тире.
  • 2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
  • 3. Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тире между подлежащим и сказуемым Урок-закрепление в 11 классе. Тире ставится обязательно, если перед сказуемым есть слова это, это есть, значит, это значит,вот: Пунктуация – это система знаков препинания. Тире ставится: Между подлежащим и сказуемым, если 1 из главных членов – инфинитив, а другой – имя сущ.:Вылечить больного - задача врача. 1 главный член – количеств. числит., а другой - сущ. в им.п.:Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. Например: Лень и трусость – самые дурные недостатки.Отец– мой учитель.Отец мой – учитель.Конечно, это большое искусство – ждать.Большая Медведица – семь ярких звезд. Но:Моя сестра спортсменка. (Разговорн. стиль.)Прекрасный человек Иван Иванович!Грош цена теории (неразложимый фразеол. оборот), которая фиксирует одни шаблоны. Тире не ставится, если перед сказуемым есть: Глагол-связка:Искусство есть мышление в образах.Наречия: Обман всегда обман.Частицы: Эта вещь не новинка.Союзы как, словно, будто, точно, вроде как, всё равно что: Лес будто терем расписной.Вводные слова: Гусь, известно, птица важная. Тире не ставится:1) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое счастье видеть тебя!2) если подлеж. – личное местоим., а сказуемое – сущ. в им. п.:Я ваш новый учитель.3) если сказуемое – имя прилаг.:Я голоден. Объясните постановку знаков препинания и проверьте себя 1. Красота есть обещание счастья.2. Бедность не порок.3. Невежество – страшная сила.4. Его жизнь как легенда.5. Говорить с вами только слова тратить.6. Хорошо учиться – наша главная задача. Исправьте ошибки, объясните их и проверьте себя 1. Услуга в дружбе вещь святая.2. Степь – словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ – не подмога.4. Площадь комнаты двадцать квадратных метров.5. Солнце – ярко, небо – сине.6. Властвовать значит доверять.7.Я – не француз Дефорж. Я – Дубровский Услуга - в дружбе вещь святая.(Подл. и сказ. – сущ. в им. п.)Степь словно большой солнечный диск.3. Плохой товарищ не подмога.4. Площадь (сущ. в им. п.) комнаты - двадцать квадратных метров (числит.).5. Солнце ярко, небо сине. (Сказ. – кратк. прил.)6. Властвовать - значит доверять.7.Я (личн.мест.) не француз Дефорж. Я(-) Дубровский. Я (-) Дубровский? Если подлежащее выражено личным местоимением, то тире, как правило, не ставится: Я слуга царя, царя грозного. Постановка тире в этом случае имеет целью логически выделить один из главных членов предложения: Весь я – память, весь я – слух. Вы – доктор и прекрасно знаете, что вам вреден сырой воздух. Задание: перепишите предложения, ставя, где это необходимо, знак тиреЕе воспоминания это документ.День словно ночь.Антон не ученик нашего класса.Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.Хотеть значит победить.Расстояние не помеха для друзей.Это не сон.Лес ослепительно сверкал.Воздух легок и чист.

Слайд 1

Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки Нижегородской области

Учитель русского языка и литературы Зайцева Лариса Николаевна

Слайд 2

Цели урока

1. познакомить с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении, 2.научить интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой, 3.графически объяснять условия выбора тире.

Слайд 3

Проверка усвоения темы «Виды сказуемого»

Задание: заполните таблицу примерами из текста В. П. Астафьева. Виды сказуемого

Проверяется и оценивается работа учителем после уроков. На работу затрачивается не более 15 минут.

Слайд 4

Текст В. П. Астафьева

Все вокруг было величаво, спокойно. Предчувствие долгого сна таилось в лесах, и шорох облетающих листьев уже начинал усыплять их, нашептывая об осенних дождях, о глубоких снегах и о весне, которую надо долго и терпеливо ждать, потому что все живое на земле, и леса тоже, живет вечным ожиданием весны и радости. Очарованные печальной музыкой осени, обнажились леса, роняя листья в светлые ручьи, застилали зеркала их, чтобы не видеть там отражения своей неприютной наготы.

Слайд 5

Новый материал

Слайд 6

Слайд 7

Дополнительно

1.Тире между подлежащим и сказуемым ставится при нулевой связке; 2.Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между подлежащим и сказуемым может ставиться: Ты – лучший человек на свете. 3.Изучение теоретических сведений на странице 80 в учебнике.

Слайд 8

Закрепление

1.Учащиеся выполняют упражнение 153 на странице 80, ставят, где надо, разделительные тире. 2.Конструирование: в упр. 156 на стр. 82 учащиеся перестраивают предложения дважды: 1) опуская глагол-связку; 2) заменяя его сочетанием представляет собой не что иное, как.

Слайд 9

Контроль

Задание: подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор. 1.Плохой товарищ не подмога. 2.Сердце не камень. 3.Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4.И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5.Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6.Друга любить себя не щадить. 7.Земля как будто глобус. 8.Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 9.Он скептик и материалист. 10.Глаза словно два лучика.

Слайд 10

Диктант «Проверяю себя»

Искусство – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. Искусство – это жизнь, прекрасная, удивительная, стремительная и беспокойная. Видеть эту красоту – долг каждого художника. Наша задача – научиться понимать произведения искусства, раскрывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего.

Слайд 11

Свободный диктант

Сначала текст зачитывается целиком, затем по одному предложению. Учащиеся каждому предложению дают характеристику, объясняют постановку знаков препинания. Когда анализ текста закончен, учащиеся по памяти пишут его в тетради. Текст Косуля – редкое животное. Охота на нее запрещена в наших краях круглый год. Она безобидна и очень пуглива. Места ее обитания – лиственные леса с богатым подлеском и с полянами, обильно заросшими травой. Пища косуль – почки и побеги с кустарников, трава и листья деревьев, ягоды и желуди, различные грибы и лишайники.

Слайд 12

Тестовые задания

1.Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. А) Красота есть обещание счастья. Б) Познание и жизнь неотделимы. В) Жизнь прожить не поле перейти. Г) Волк коню не товарищ. Д) Голова без ума что фонарь без света. 2.Укажите неверное утверждение. Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке: А) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот; Б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как; В) ставится, если перед сказуемым стоит частица не; Г) может ставиться, если подлежащее – личное местоимение.

Презентация на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" по русскому языку в формате powerpoint. В данной презентации для школьников приводятся правила и примеры, в каких случаях ставится, а в каких нет тире между подлежащим и сказуемым.

Фрагменты из презентации

Цели урока:

  1. научить правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым;
  2. применять правило в письменной речи;
  3. конструировать предложения, в которых необходима постановка тире.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым при нулевой связке

  1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными: Молчание - знак согласия.
  2. Если подлежащее и сказуемое (или одно из них) выражены неопределенной формой глагола: О решении говорить - только путать.
  3. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным: Дважды два - четыре.
  4. Если перед сказуемым есть слова это, вот: Чтение - вот лучшее учение.

Тире не ставится

  1. Если при сказуемом есть союзы как, будто и другие сравнительные союзы: Пруд как зеркало.
  2. Если перед сказуемым есть частица не: Бедность не порок.
  3. Если подлежащее выражено личным местоимением: Он прекрасный человек.

Проверьте по контрольному шифру, как вы усвоили тему.

1 – нужно тире
  1. Пять тысяч награда не малая.
  2. Быть человеком значит быть свободным.
  3. У тебя брошка вроде как пчелка.
  4. Освобождение себя от труда есть преступление.
  5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок неплохой и рубака искусный.
  6. Прекрасный день тридцатое апреля.
  7. Безволие никчемность родная сестра подлости.
2 – не нужно тире
  1. Капли дождя на лице как слезы.
  2. Их резкости не что-нибудь серьезное, а просто манера говорить.
  3. Любить это значит бороться за любимого человека.
  4. Без пользы жить безвременная смерть.
  5. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь.
  6. Первый закон истории бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды.
  7. Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

Тире между подлежащим и сказуемым

Двусоставные предложения

8 класс


  • а) образовательные:
  • - систематизировать и проверить знания, умения и навыки учащихся по видам (типам) сказуемого;
  • - познакомить восьмиклассников с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым и составным именным сказуемым при нулевой связке.
  • б) практические:
  • - закрепить навыки дифференцирования постановки / непостановки тире в двусоставном предложении в процессе выполнения упражнений полутворческого и творческого характера.
  • в) воспитательные :
  • - воспитывать бережное отношение к слову, интерес к узловым понятиям синтаксиса.

"Отец твой – чулок, мать – тряпица, а ты что за птица?"

(В. И. Даль)


  • Какие виды сказуемого вы знаете?
  • Какова структура составного глагольного сказуемого?
  • Почему оно так называется?
  • Какова структура составного именного сказуемого?
  • Почему оно имеет такое название?
  • Чем может быть представлена именная часть?
  • В чем сходство и отличие составного именного и составного глагольного сказуемого?

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Имя существительное Имя существительное

  • Санкт-Петербург – моя малая родина.

Глагол н.ф. Глагол н.ф.

  • Жить – Родине служить.

Имя сущ. Глагол н.ф.

  • Мое хобби – собирать марки.

4. А. С. Пушкин – это солнце русской поэзии.


Антиправило

Сравнительный союз

  • Наш школьный двор как сад.

личн. мест. личн. мест. личн. мест.

  • Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Отрицательная частица

3. Бедность не порок.


  • Кластер – «видеоряд», т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки вокруг ключевого слова.

сущ. И.п. сущ. И.п.

числ. И.п. числ. И.п.

тире


Синтаксический анализ предложения

  • Сноп без перевясла – солома.

(ср.: Без твердой руки, руководства ничто не может быть организованным, собранным и т.д.)


  • 1) подготовить § 15 учебника, продолжить выполнение блока антиправила кластера в тетради.
  • 2) I вариант – упр. 139 (I) (по заданию учебника).
  • II вариант – упр. 139 (I), 142 (по заданию учебника).
  • III вариант – упр. 142, придумать "синквейн" – пятистишие по проблеме урока.