Скачать слова для деления на слоги. Правила деления на слоги. Закрепление нового материала

Конспект фронтального логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом Пушненковой А.В. : в группе № ___ СПб ГБСУСО Центра № 29 Пушкинского района

Тема: деление слов на слоги

Цели :

    Учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных.

    Закрепить, расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.

    Воспитывать у детей желание работать в группах.

Задачи:

    Формировать у детей навыки подбора слогов

    Развивать навыки деления слов на слоги

    Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов, опираясь на гласные

    Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

Оборудование:

телефон, картинки, слова, схемы слов, фишки, три листа со схемами - это клетка для зверей, (первый лист - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Словарная работа:

Вольер, пара.

План занятия:

    Оргмомент.

    Основная часть.

    Загадки.

    Составление слов из слогов.

    Физкультминутка.

    Игра «Зоопарк».

    Разгадывание ребусов.

    Сказочная полянка.

    Работа в тетрадях.

    Итог занятия.

*****Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия

1 Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята. Скажите мне пожалуйста, вам легко вставать по утрам?

Р.: Нет.

Л.: Покажите мне детей, которым тяжело просыпаться по утрам. А, теперь покажите бодрых, весёлых детей, тех, у кого всё получается. Молодцы.

А, теперь сядет тот, у кого первый слог имени начинается на гласный–…

А теперь у кого в имени второй слог начинается на твёрдый согласный –…

Теперь тот, у кого в имени первый слог ударный– …

Молодцы! Верно!

А, теперь сяду я, меня зовут Александра Викторовна и в моём имени первый слог начинается с гласной.

2 Основная часть.

Л.: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. (Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога огорчается.)

- Здравствуйте!

- Это зоопарк?

- Мы с ребятами хотели бы посмотреть ваших животных. Это очень интересно.

- … Конечно, мы постараемся помочь!

- До свидания.

Л.: Ребята в зоопарке случилась беда! Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Звери оставили нам письма.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся, и мы их увидим. Но нам нужно не только правильно назвать животное, но и отхлопать слогоритмический рисунок слова (и назвать ударный слог).И посадить животное в нужную клетку или вольер. А кто знает в чём различие Между клеткой (Помещение для птиц и мелких животных в форме коробки из металлических или деревянных прутьев. Огороженное решеткой место, закрытое со всех сторон, для животных.) и вольером ( площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой) ?

Ребята, обратите внимание, что над каждой клеткой и вольером слогоритмический рисунок слова, на него вам и следует опираться, размещая животных по местам. Также есть лампочки тревожной сигнализации, напоминающей о правилах поведения в зоопарке. А ещё эти лампочки указывают на гласные в слове и на количество слогов. Как звучит золотое правило королевы грамматики?

Д.: Сколько гласных, столько и слогов.

3 Загадки:

Вот лентяй с зелёной кожей,

Он всегда гуляет лёжа…
Д.: ( крокодидл)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …
Д.: ( жираф)

Есть очень много рогачей
И в зоопарке, и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
Д.: ( носорог)

Это что за зверь таёжный
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
Д.: (тигр)

Скор - как стрела,
Силён – как вол.
В поле бурлак,
В бою – орёл.
Д.: (конь)

Л.: Все наши звери вернулись в зоопарк.

Кто же живёт в нашем зоопарке?

Д.: Медведь, жираф, носорог, тигр, конь

Л.: Покажите фонариками, сколько гласных в словах: медведь жираф, носорог, тигр, конь.

А теперь, схематично покажем слоги в словах.

Молодцы!! Вы помогли вернуть животных и хорошо справились с этим заданием.

4 Составление слов из слогов.

Л.: Вот мы и побывали в зоопарке! Ребята, вам понравилось?

Д.: Да!

Л.: Ребята посмотрите у входа в зоопарк, кто-то оставил очень странное объявление, давайте прочитаем его.

Д.: Приглашаем вас в ноки! В перерыве чай, монли и вахал.

Л.: Ребята, вам что – нибудь понятно?

Логопед читает стихотворение:

Что за Ли? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” -
сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” -
сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” -
сразу станет сладко-сладко!
(Э. Успенский.)

Л.: Ребята, давайте сделаем вывод : если мы говорим только слог, то нам не будет понятно значение, а если слово, то можем догадаться, о чём будет идти речь.

Какие слова мы составили из слогов?

Д.: лимон, кино, халва

Л.: Давайте протопаем, сколько слогов в слове лимон? (два)

Графически покажем это слово.

А теперь найдите схемы к двум другим словам (на поляне).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

5 Физкультминутка.

Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами чик-чик.

Руки на поясе, плечи вверх- вниз.

Раз – сюда, два – туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.

Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

6 Игра “Зоопарк”.

Л.: Ребята, у меня есть ещё пустые клетки и свободные вольеры (первая схема- один слог, второй - два слога, третий - три слога); и карточки с изображением животных и их названиями.

Л.: Узнайте животное по описанию.

Рыжее, хитрое, любит лакомиться курятиной. Кто это?(Лиса). Ребята, а как мы назовем это животное, если оно будет мужского пола? (лис). Запишем в своих тетрадях Слово лис, а рядом слогоритмический рисунок, этого слова. А теперь поработаем волшебниками и изменим слово лис, так, чтобы оно стало двусложным (лиса), трёхсложным (лисица), четырёхсложным (лисёночек).

Свирепое дикое животное, с клыками и пяточком. Кто это? (Кабан). Ребята, мы же волшебники, давайте в слове кабан мы слоги поменяем местами и посмотрим, что же получится.

Д.: Банка.

Л.: Давайте подарим нашему кабану банку жёлудей, и он станет добрее.

7 Разгадывание ребусов.

Л.: Ребята, будем работать в парах. Каждая пара получает карточку с ребусами (на обороте слогоритмический рисунок) и разгадывает их. Запишите ответы в тетрадь, укажите количество гласных цифрой, не указывая их.

Л.: Какие слова получились?

Д.: рядом, экран, носки, парта, столбы, волки

8 Сказочная полянка

Л.: Ребята, я приглашаю вас на сказочную поляну. Хотите побывать там?

Д.: Да, хотим.

Л.: Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите звуки. Это звуки леса. Мы немного отдохнём и пофантазируем.

А какие звуки существуют в русском языке?

Д.: гласные и согласные

Л.: Какие звуки считаются гласными?

Д.: Эти звуки можно петь, нет преграды языка, губ и зубов . Они помогают нам поделить слово на слоги.

Л.: Чем мы обозначаем звуки на письме?

Д.: буквами

9 Работа в тетрадях . (по карточкам)

Задание 1

Л.: У каждого на столе задание. Даны слоги, составьте слова из данных слогов. Напишите их, подчеркните гласные. Составьте схемы слов к данным словам.

Л.: Даны схемы, составьте слова. (схемы на доске) Под каждое слово найдите сигнальную карточку – фонарик, и слогоритмический рисунок.

Задание 2

Л.: Вставьте подходящие слоги. Напиши слова, подчеркни вставленные слоги.

    сапо…

    моло…

    боро…

    газе…

    зада…

    бума…

да, ги, ко, та, ча, га

(сапоги, молоко, борода, газета, задача, бумага)

10 Итог занятия.

Л.: Чему мы научились на занятии?

Д.: Составлять слова из слогов, делить слова на слоги. Определять количество гласных в слове, отхлопывать и обозначать слогоритмический рисунок слов.

***** Игра “доскажи словечко”

Л.: Дети, я буду начинать фразу, а вы закончите её.

Где обедал воробей?
В зоопарке у …
(зверей ).

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему…
(поможет ).

У меня пропал носок,
Утащил его…
(щенок ).

Шла коза по мостику
И виляла…
(хвостиком )

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много…
(пчёл ).

Самолёт построим сами,
Понесёмся над…
(лесами )

Л.: Составьте схемы к словам, с указанием гласных. (дети составляют схемы)

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).

Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.

Цель : Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.

Задачи :

1. Дидактические:

  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
  • Упражнять в правильном переносе слов.

2. Коррекционные:

  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
  • Развивать навык сотрудничества в парах.

Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.

Ход занятия:

Оргмомент.

Упражнения на координацию движений.

Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».

Называние частей тела.

Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.

Составление картинки, разрезанной на части.

Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).

Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.

Основная часть.

Определение темы занятия.

Работа проводится в парах.

Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.

Одной группе слово согли, второй – пренос.

Что у вас получилось? (слоги), (перенос).

Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).

2. Деление слов на слоги на слух.

Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.

Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.

Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:

  • давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
  • а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
  • давайте отхлопаем (тро-ту-ар).

3. Составление слов из слогов-названий картинок.

Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.

Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.

луна, кошка, колокольчик (лукошко)

снежинка, голубь, виктория (снеговик)

карандаш, радуга, мельница (карамель)

молоток, лошадь, колос (молоко)

4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.

Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.

Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.

Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.

- «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).

Поставь ударение.

Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.

Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).

А какие правила переноса вы знаете?

  • Слово переносится по слогам.
  • Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
  • Одну букву нельзя оставлять и переносить.
  • «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
  • Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.

Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.

Теперь давайте разделим эти слова для переноса.

Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.

У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.

Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?

И так все слова.

5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.

Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.

Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.

Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.

Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.

А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.

Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.

Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.

6. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.

7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.

Задание на карточках по степени сложности.

Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.

1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.

2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).

3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.

4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.

Предложения записывайте в тетрадь.

8. Графический диктант.

Левая часть нарисована, нарисуй правую.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами учились делать?

Что вам было непонятно, трудно выполнять?

Какие задания понравились?

2. Рефлексия.

В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.

  • Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
  • красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
  • черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.

3. Прощание.

Занятие закончено. Спасибо! До свидания!

Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте № 6

Тема: « ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ»

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение выделять гласные звуки из удобной позиции, делить слова на части, удобные для звукового анализа.
  2. Развивать фонематический слух детей.
  3. Воспитывать интерес к школе.
  4. Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.

Подготовка к занятию:

  1. Изучить методические рекомендации кабинета начального обучения Университета педагогического мастерства.
  2. Подобрать иллюстрации, стихи, загадки к словам:

лиса дом

совы мак

часы волк

ваза кошка

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вступительная часть.

Ребята, с какими звуками вы познакомились на предыдущем занятии? /с гласными/. Назовите гласные звуки, которые вы знаете? (а о у ы э). Почему эти звуки называются гласными? Назовите знакомые согласные звуки (м, к, р, п, с). Почему они называются согласными? Докажите.

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем учиться делить слова на части.

Давайте попробуем это сделать, ведь каждое слово можно разделить на части. Сейчас я вам прочту стих.-загадку, а вы подскажите мне последнее слово:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее... /ЛИСА/

/показать картинку лисы/

Алгоритм работы.

  1. Показать слово на картинке.
  2. Произнести его медленно /"Будем играть: говорить медленно, делать

остановки, искать их"/ ЛИ - СА.

  1. Назвать слово четко, по частям: 1 часть - ЛИ, 2 часть - СА.

4. Определить количество частей в слове.

Вывод : При медленном произнесении слова оно распадается на части.

Весь век идет Яремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Везде он точный счет ведет,

А вот ни с места не сойдет.

/часы/

Мягкие лапки,

На лапках цап-царапки.

/кошка/

Кто зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

/волк/

Контрольные вопросы к детям:

Что происходит со словом, если его

произносить медленно?

Заключительная часть.

Игра "Подбери кукле одежду". Материал: 2 куклы и кукольная одежда

  1. Как зовут куклу? Придумайте имя из двух частей. /Таня, Ира/
  2. Назовите куклу именем из 3 частей. /Марина, Наташа/.
  3. Рассмотрите одежду, распределите ее: Тане - одежду, в названии рой 2 части, Наташе - 3 части.
  4. Другие упражнения: цвет одежды /в названии 2,3 части/, действия кукол.
  5. Работа со словом Марина:
  • сколько частей;
  • повторить первую часть, протягивая звук (маа);
  • повторить последний звук (а), какой он (гласный), почему?
  • назвать первый звук (м), какой он (согласный), почему?
  • МА - сочетание согласного и гласного звуков.

Графическое изображение:

I задание : ВА - ЗА