Что может делать попечительский совет и как его организовать. Попечительские взносы в школу. Законно? Общественные советы и попечительский совет что такое

Что такое Попечительский Совет?

Зачем нужен Попечительский Совет в школе?

Основными целями Попечительского совета школы являются:

  • консультационная поддержка по финансовым, экономическим, юридическим и хозяйственно-строительным вопросам;
  • участие в создании и реализации финансово-хозяйственной программы развития школы;
  • привлечение благотворительных средств для обеспечения достойных условий для реализации образовательного процесса.

На что конкретно могут быть использованы финансовые средства?

Внебюджетные средства используются на:
  • совершенствования материально-технической базы школы (благоустройство и оснащение помещений, территории и т.д.);
  • организации спортивно-массовых, культурно-досуговых и туристско-эксурсионных мероприятий;
  • обеспечения безопасности учащихся и сотрудников школы;
  • поощрение отдельных учащихся и классов за успехи в учебе, спортивной и общественной жизни школы;
  • оплата других статей затрат, не предусмотренных бюджетным финансированием.

Почему Попечительский Совет нужен именно Вам и Вашему ребенку?

Благодаря работе Попечительского Совета улучшается качество деятельности школы, а значит, и качество жизни Вашего ребенка в ней. Повышается не только комфорт и безопасность учреждения, но и качество самого образовательного процесса.

Кто входит в состав Попечительского Совета?

  • В состав Попечительского совета могут входить: родители учащихся, учащиеся, педагогические работники школы, представители иных организаций образования, органов управления, спонсоры. Для управления текущей деятельностью Попечительского совета избирается Правление.
  • Руководителем Попечительского совета является его председатель, избираемый на заседании Попечительского совета. Председатель действует от имени Попечительского совета без специальных полномочий, представляет его перед школой, государственными органами и другими организациями. Председатель организует работу Попечительского совета и обеспечивает его деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Попечительским советом избирается заместитель председателя и секретарь Попечительского совета (отвечает за ведение делопроизводства).

Каковы полномочия Попечительского Совета?

Попечительский Совет определяет порядок использования поступивших средств. Председатель Попечительского Совета подписывает все необходимые документы и несет ответственность за принятый порядок использования благотворительных средств. По итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о использовании финансовых средств всем родителям и сотрудникам школы.

Попечительский Совет имеет право:

  • Получать информацию о деятельности школы от ее руководителя, а при необходимости - его заместителей, педагогических работников;
  • Вносить предложения администрации школы по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся в школе, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания; рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета уставом образовательного учреждения;
  • Осуществлять контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды школы.

Как пополняется фонд Попечительского совета школы?

На какой счет можно перечислить благотворительный взнос?

Банковские реквизиты для оплаты попечительских взносов: расчетный счет благотворительный в формате

IBAN - BY25AKBB36422140000581300000 в ЦБУ № 107 г. Ганцевичи филиала № 802 ОАО "АСБ Беларусбанк" г. Барановичи, УНП 200098105, ОКПО 21499531000

Какую еще помощь вы можете оказать школе?

Любой подарок школе (проектор, компьютер, мебель) обязательно ставится на баланс школы.

Разное

  • Информация о работе Попечительского совета и обороте денежных средств - ГЛАСНАЯ , Вы можете с ней быть ознакомлены в любое время в школе и на школьном сайте.
  • Советы и предложения по улучшению работы нашей общей общественной организации и школы - ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

* * *

В случае, если Вы не являетесь родителем учащегося нашей школы и решили оказать благотворительную и финансовую поддержку школе, просим предварительно связаться с председателем Попечительского совета или администрацией школы по телефону:

8 016 46 - 6-88-13, 6 -86-51

Благодарим за понимание и активное участие в школьной жизни всех НАШИХ детей!

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он - стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе - постоянные поиски источников финансирования...

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут - темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения "сделок"... Здесь и пригодятся помощники - общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили "сильные мира сего" - представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в "подшефных заведениях". И содействовали они не только материально - следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают "со скрипом", финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят - слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы - и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи - с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого - сбор денег.

Поможем материально

По данным фонда "Общественное мнение", 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на "школьные нужды" около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы - "головная боль" большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители "легких" родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами - за услуги охранного агентства, "тревожную кнопку", дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств "осядет" по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют - проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника :
"Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос - сбор денег. Раньше было просто: сложились "по рублю", определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу - проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь "безналом" на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 "В" класса, а не на другое дело?"

Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Попечительский совет.

Простой пример - в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно - либо на приобретение пособий, либо - компьютеров. Когда в учебном заведении действует попечительский совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.

Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.

"Одна из основных задач попечителей - привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь - "привлекать и распределять" - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать "посторонних" к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: "Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников".

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: "Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!" Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы...

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо "продвинутых" школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с "расширенными" полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение - принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок - уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают - общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Попечительские советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет - пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли ваша школа в числе новаторов или выберет политику выжидания - решать только вам.

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант - проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта - объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела - привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности (Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Тонкий момент

Не путайте два совета - Совет школы и Попечительский совет. Первый состоит из представителей администрации, родителей и учеников в равных долях и решает общественные и административные вопросы.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Я хотела бы иметь возможность общаться с классным руководителем моих детей, преподавателями школы, видеть, в каких условиях занимаются дети. Но в школу, после усиления мер по безопасности, никого не пускают, в учительскую запрещают звонить. Есть ли приказ, ограничивающий доступ родителей в школу? Имею ли я законные основания настоять на своем?

Конечно, запрет звонить в учительскую - это крайность, такого быть не должно. Родитель вправе посетить школу, предварительно договорившись о встрече по телефону или через ребенка. Если вам систематически отказывают, обращайтесь к директору, затем - в окружное управление образования.

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

Целью деятельности Попечительского совета являются :

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании » :

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .

Некоторые психологи советуют посмотреть на попечительский совет с позитивной точки зрения. Разве родители жалеют деньги на то, чтобы их дети чувствовали себя дома комфортно и удобно? Так почему бы и не сдать деньги на школьные нужды? И во многих учебных заведениях создают легальные способы финансирования.

Для этого родителям достаточно оказывать помощь садам и школам на официальной основе, делая банковский перевод. После чего остается только обратиться в налоговую службу, чтобы вернуть подоходный налог. Порой становится обидно и больно смотреть на директора, который отчитывается за каждую копейку и демонстрирует документы, подтверждающие покупки. И стоило бы поблагодарить учителей, которые продолжают проводить обучение, причем за небольшую зарплату. Ведь сегодня сдать деньги на окраску стен, приобрести стенды, новый линолеум - это совершенно не смертельно.

Работа в родительском комитете - это всегда большая ответственность, а также серьезные временные затраты. Учителям в буквальном смысле приходится уговаривать родителей сдавать деньги на нужды школы. Если бы не инициатива некоторых родителей, в школах бы могли остаться с разрисованными партами, а также разорванными обоями и старыми досками, на которых не видно ни букв, ни цифр.

Естественно, прекрасно, когда существует попечительский совет из родителей, которые проявляют неравнодушие. Но если они хотят быть спонсорами, не стоит втягивать в это дело остальных родителей. Ведь не всегда они могут внести крупные суммы денег. У людей разная заработная плата. Однако в последнее время взносы можно делать только на расчетный счет попечительского совета.

Дело в том, что в министерстве образования приняли постановление, по которому во всех школах, а также детских садах и гимназиях запрещено собирать с родителей деньги, чтобы обеспечить деятельность школы. Родительский комитет должен заниматься исключительно тем, что прописано в его положении о работе.

Существуют также государственные документы, в которых прописано, что родительский комитет должен заниматься: это оказание содействия в проведении культурных мероприятий, распространение лучшего опыта воспитания. Однако вопросы, касающиеся привлечения денег для обеспечения деятельности учреждения, должны быть исключены или оформлены официально. Это не говорит о том, что родители теперь не смогут делать взносы. Просто правительство решило, что в школе не должны фигурировать наличные деньги. Сделано это из-за того, что было много жалоб на различные школьные поборы.

Обратная сторона медали

Сегодня расходы на школу не исчерпываются тетрадями, а также портфелем и формой. Как только учебный год начинается, большинство мам и пап уже решают «скинуться на ремонт». Естественно, совершенно добровольно. Некоторые просто не хотят идти на конфликт. Но другие считают, что деньги могут присвоить учителя. Однако это не совсем так. Все средства проходят через бухгалтерию того или иного образовательного учреждения, а для родителей предоставляются просто сметы расходов и отчеты.

Но если говорить о практике, то не все так идеально. Немногие папы и мамы интересуются официальными документами. В школах действительно есть нечистые на руку учителя. Чтобы произвести проверку, придется открыть личность человека, заказавшего ее, и всю информацию о нем. А большинство родителей не хотят портить отношения в школе, поэтому просто тихо соглашаются даже с незаконными поборами. В некоторых школах на собраниях происходят очень бурные дискуссии, порой дело доходит и до конфликтов. Иногда детям приходится переводиться в другую школу.

Сегодня родителям никто не запрещает оказывать помощь добровольно, но обязать платить родителей никто не может, ведь это незаконно. Поэтому выходом из положения будет оформление родительского совета в качестве некоммерческой организации и открытие своего счета в банке. Да и заключать договоры с компаниями, которые занимаются ремонтом, возможно только в статусе официальной организации. Но в некоторых школах до сих пор используют старый подход к финансовой стороне вопроса и передаче денег из рук в руки. Хотя вымогание считается совершенно незаконным. Но прокурорские проверки бывают не так часто. Особенно остро родители переживают первый класс школы. Но всегда можно пожаловаться в Министерство образования, чем потратить средства, которые пойдут на нужды учителей. Некоторым приходится просто уходить из школы и переводиться в другую, так как разрешить конфликты порой невозможно.

Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314, Санкт-Петербург:

Все прозрачно, и нет лишних структур

На мой взгляд, попечительский совет должен решать вопросы, связанные с материальными средствами школы и контролем за их расходами, а родительский комитет - заниматься остальными вопросами, то есть взаимодействовать с педагогическим коллективом.

В нашей школе мы нашли, как мне кажется, уникальную форму взаимодействия этих двух структур. Параллели «попечительский совет и родительский комитет» у нас нет. Их функции разведены. В родительский комитет входит по одному представителю от каждого класса. В рамках комитета как внутренний подконтрольный орган родители избрали по одному человеку от каждой ступени обучения - начальной, средней и старшей. Эти три члена родительского комитета школы выполняют дополнительную функцию: контролируют платные образовательные услуги и осуществляют взаимодействие с благотворительными организациями. Это и есть попечительский совет, подотчетный родительскому комитету.

В чем преимущества данной схемы? Нет лишних людей, лишних структур, и все прозрачно. Наша схема работает четвертый год эффективно и безотказно. Немногочисленный состав попечительского совета - это удобно. Когда интересы, скажем, начальной школы представляет один член родительского комитета и все родители начальной школы имеют возможность согласовать свои действия, написать заявление, решить свои проблемы, задать вопросы одному человеку, который координирует их деятельность, - это и есть самоуправление. Потому что осуществлено делегирование реальных полномочий членам родительского комитета.

Есть школы, где попечительский совет выведен как самостоятельный орган, как юридическое лицо. Для этого должна подобраться серьезная команда родителей, которые хотят реализовать свои амбиции в качестве членов попечительского совета. Не уверена, что в простой общеобразовательной школе, где денежный вклад родителей невелик, найдется группа активистов, желающих создать попечительский совет как юридическое лицо, которое должно отчитываться перед налоговыми органами.

Татьяна КРУПКИНА, директор школы №88, Екатеринбург:

Мотивация хромает

В нашей школе нет попечительского совета, но не потому, что он не нужен. Вопрос с его организацией очень трудный. Работаем над этим второй год, и пока - только попытки, результата нет.

Первая сложность в том, что мы до сих пор не нашли человека или организацию, которые бы стали основой попечительского совета. Меценатство у нас в стране еще недостаточно развито. Те родители, которые имеют средства, сегодня часто говорят так: «Мы платим налоги, чего вы еще хотите?» С одной стороны, они правы. Я тоже сторонник того, что государство должно обеспечивать школу. С другой - необходима поддержка образования со стороны общества.

В реальности же мы видим, что родители помогают чаще всего в том случае, если у ребенка существуют какие-то проблемы (с учебой, поведением), и они готовы «компенсировать» школьные «издержки» материальной поддержкой.

Вторая сложность - в оформлении документов. Нет устойчивого юридического обоснования для функционирования попечительского совета.

В любом деле должна присутствовать мотивация. Попечительский совет не может быть основан на постоянном уговаривании, убеждении или тем более на принуждении. Необходимо, чтобы потенциальные благотворители сами к нам приходили, а для этого они должны быть заинтересованы как экономически, так и из соображений престижа. Проблема попечительских советов как общественных институтов образовательной среды должна решаться не на уровне каждой отдельно взятой школы, а путем формирования отношения государства и общества к образованию как важнейшему сектору нашей жизни.

Роман НАЛИВКИН, директор Комсомольской школы, Рамонский район, Воронежская область:

Зачем школе совет?

Когда я стал директором школы, а было это совсем недавно, в конце 2008 года, здесь уже был управляющий совет. И мы начали работать сообща. На мой взгляд, управляющие советы как инструмент в образовании нужно еще очень долго взращивать и воспитывать. Я не могу похвастать тем, что наш совет очень хорошо работает. Но он и не бездействует.

В его составе представители от родителей, администрации школы и педагогов. Довольно разнородный состав, но так правильнее. Потому что получается, что этот орган по своим полномочиям превосходит директора школы и аккумулирует различные мнения.

Но часто происходит наоборот. В работе управляющего совета на первое место выходит слово «совет», а никак не «управляющий». То есть это совет при администрации. Руководитель школы придумывает, что нужно делать, а управляющий совет советует, делать это или нет. Хотя, возможно, это тоже выход, потому что администрация все время находится в школе и знает все ее проблемы.

Мы долго жили в ситуации, когда за нас кто-то думал. Сегодня времена изменились, но воспитание и люди остаются прежними. Общественная активность не зависит от появления новых законов, она зависит от воспитания людей. Если в школе есть активисты, то они будут помощниками независимо от того, есть управляющий совет или нет. А если таких людей нет, то соответственно и через управляющий совет они не появятся. Но я бы не сказал, что в сельской школе выбор людей в управляющий совет менее широк, чем в городской. Ведь в него можно приглашать людей, не связанных с данным населенным пунктом территориально. Могут быть другие связи, и люди могут жить не в самом селе, а в районе. Мне кажется, что главное в работе управляющего совета - это не спонсорская подпитка, а общественное участие в процессе воспитания и образования. Сегодня на директора школы часто смотрят как на завхоза, хотя на самом деле он должен заниматься учебным процессом. Так же мы смотрим на управляющие советы, но ведь изначально задумка была другой - это же общественное управление. А школа - да, конечно, это объект, который нужно материально подпитывать, который сам не выживет и где всегда будет ощущаться недостаток финансирования. Но ведь школа в первую очередь воспитывает и учит детей! И если бы люди посредством управляющего совета участвовали в этом воспитании, это было бы здорово.

Когда мы в прошлом году проводили заседание управляющего совета, то принципиально не поднимали проблему спонсорской помощи, а говорили о воспитании детей. Конечно, сначала мы проанкетировали родителей и показали результаты на заседании управляющего совета. Благодаря этому у нас родился учебный план на 2009-2010 учебный год. Мы продумали, как грамотно в рамках отведенного школе финансирования обеспечить этот план так, чтобы учителя получили возможность дополнительных занятий с детьми, а дети - новые кружки и курсы. Главное, что, заручившись поддержкой совета, мне как директору гораздо проще потом разговаривать с коллективом, педагогами и родителями.