Незнакомые слова в произведении тургенева собака. И. с. тургенев. стихотворения в прозе собака. какова тема? Какие пословицы подходят к рассказу «Собака»

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ, восприятие, оценка)

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. "Стихотворения в прозе- одни из ярчайших творений Тургенева. Великий создал их в финале &b/p>

Стихотворения в прозе - уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение "Собаказанимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что "смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта "жмется пугливо к другой. Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и "кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек. В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье "Последняя поэма Тургенева, посвященной "Стихотворениям в прозе, писал: "Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути...

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

Всвоем творчестве И. С. Тургенев обращался к са-мым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творе-ний Тургенева. Великий писатель создал их в финале.своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в ко-тором органично соединились эпос и лирика. В каж-дом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения жи-вых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда со-вершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим искани-ям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых су-ществ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмо-ционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с пер-вых слов становится ясно, что перед ним самая на-стоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «По-следняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотво-рениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание пред-ставляет в своем целом поэму о пройденном жизнен-ном пути...»

Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.

Пограничный жанр

Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:

    лаконичности;

    ослабления повествовательного начала;

    богатой образности;

    лирического пафоса.

В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и

Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?

К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.

Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.

«Воробей»: любовь сильнее смерти

Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.

Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью...

Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.

«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу

Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.

В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.

Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.

Гимн русскому языку

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.

Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.

Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.

Вместо заключения

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева - каждое из рассмотренных нами - принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С.
Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально
близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о
жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о
нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек»
(в значении «жизнь») , «конец» . В произведении можно выделить следующие
микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака.
Данный текст является примером художественной литературы.
Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов.
Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без
слов» . Другое олицетворение - чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого
существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный» .
Интересны также стилистические средства, используемые для
создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора) .
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она
сама себя не понимает - но я ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в
каждой из этих пар» . Во втором случае повторение глагола «понимать»
используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь
между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она
без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы
тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в
качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь) .
Выбор автором слов также служит основной идее произведения.
Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По словарю Ожегова животное
– это «такое живое существо, в противопоставление человеку» .
Для выражения основной идеи произведения используется также
ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в
человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. »
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
крылом… » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… »
Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.

Сейчас смотрят:

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением – повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляю

Передо мной репродукция картины К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Живописец умело передает нам весеннее, радостное настроение. Эта картина о красоте русской природы и снега. На первом плане снежок рыхлый, талый. Он впитал в себя все оттенки неба: розовые, голубые, зеленые. Слева стоит ветхая деревенская изба. В ожидании весны она нахлобучила снежную шапку набекрень. Эта шапка так и норовит упасть на дровяник. Оживляют картину курицы,

Весна - это то время года, которого все ждут, устав от зимы. Весну часто называют долгожданной. Первые признаки весны, бывает, проявляются еще зимой, в феврале: чуть посильнее посветит солнышко - и начинают таять сосульки, звенит веселая капель, напоминая о приближении весны. После этого еще могут ударить морозы, может пойти снег, но все понимают: весна вот-наступит, порадует своим теплом.Вот и пришла весна. Солнце начинает появляться н

Драма "Бесприданница", на мой взгляд, принадлежит к шедеврам русской драматургии. Островский показал здесь себя как непревзойденный художник, мастерски выписал характеры, каждый из которых типологичен и в то же время наделен индивидуальностью. Сюжет в принципе незамысловат. Его даже можно охарактеризовать как классический любовный треугольник, вершинами которого являются Лариса и два претендента на ее сердце - Паратов и Карандышев.

Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!” В 1842 году поэма была опубликована несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни. Герцен отметил, что “Мертвые души” потрясли всю Россию”.

В романе русского писателя Ивана Александровича Гончарова «Обломов» автор раскрывает читателям особый нравственно-психологический портрет дворянского общества девятнадцатого века, его взгляды и традиции, общественные отношения и нравы людей на примере главных героев – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, сравнивая их характеры. Обломов и Штольц – двойники или антиподы? Обломов и Штольц – полные противоположности. Дружа с

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Кто поэма стала народной. Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства

Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии. В поэме Некрасов показыва

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964) Самуил Яковлевич Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье рабочих. Отец, талантливый изобретатель, поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям.Раннее детство и школьные годы Самуил Маршак провёл в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил Маршаку любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из п

«Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» А.С. Пушкина - послание потомкам Автор - повествователь - герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачев