Воспитание щенка. Начать собачье воспитание: режим дня, послушание, отдельные навыки.

Как воспитывать щенка. (Период 1,5-6 мес.)

Приобретая 1,5-2-месячного щенка, человек полностью берёт на себя ответственность и заботу за его содержание, уход, кормление и воспитание, с учётом той цели, для которой он предназначается, когда станет взрослым. Для правильных и осмысленных действий надо усвоить, в чём состоят особенности развития нервной системы щенка в этот период. Что допустимо и чего нельзя делать при обращении со щенком? Какие навыки следует вырабатывать в первую очередь и почему?

Развитие нервной системы щенка.

Период 1,5-6 месяцев характерен высокой скоростью и уровнем интенсивности образования условных рефлексов. Интенсивно начинают проявляться ориентировочные, оборонительные и игровые условные рефлексы. Продолжается критический (чувствительный) период, то есть время запечатления (до 3,5-месячного возраста). В этот период очень важно правильно организовать .

Нервная система щенка наиболее реактивна как к благоприятным, так и неблагоприятным условнорефлекторным воздействиям, хорошо запоминается то и другое. Возрастает активность в деятельности мозга, особенно его коры, и к 6-месячному возрасту рост массы головного мозга прекращается, и в это время понижается интенсивность и уровень выработки условных рефлексов. В этот период формируются типологические особенности высшей нервной деятельности. Уже в 3-4-месячном возрасте появляются отдельные щенки с резко новыми чертами поведения, например с проявлением пассивно-оборонительной реакции. Для её угашения в этом возрасте необходимо бережное и ласковое отношение к такому щенку и многократное повторение той ситуации, в которой она проявляется, чтобы ознакомить щенка с такими раздражителями. Причём в 3-4-месячном возрасте мозг достигает уже такого высокого уровня развития, что щенки могут дрессироваться сложным навыкам также успешно, как и взрослые собаки. Однако нервная система щенка ещё легкоранима, и требуются умеренная нагрузка в работе, средней силы раздражители. Следует обращаться ласково, осторожно, но требовательно и всегда добиваться исполнения команд (если потребуется и путём принуждения), иначе ваши требования не будут для щенка обязательны всегда. Наказывать и пугать щенков недопустимо (лучше упредить последствия от запечатления). Сроки появления пассивно-оборонительной реакции могут варьироваться от 2 до 3-4 месяцев, а иногда и до более старшего возраста в зависимости от индивидуальных особенностей нервной системы щенка. Поэтому при выборе и воспитании щенка для определённого вида работы (для служебного назначения, охоты, спасательной службы и др.) необходимо учитывать не только возрастные особенности развития этой реакции, но также наследственные свойства нервной системы у разных пород собак и конкретно у родителей щенка. Возникновение пассивно-оборонительной реакции у 3-4-месячных щенков резко меняет поведение и определяет последующую характеристику нервной деятельности, так как формируются типы ВНД.

Нужны меры, укрепляющие силу нервных процессов, разнообразие внешней среды при воспитательных воздействиях (прогулках), упражнения, развивающие смелость, агрессивность, если она необходима. Поэтому от того, как ведёт себя владелец по отношению к своему щенку именно в этом возрасте, зависит, какой будет его собака взрослой по своим рабочим качествам и послушанию. Обучать следует только тому, что сейчас и в будущем окажется необходимым для общения с ним и его работы как помощника и защитника с учётом возраста.

Понятие «воспитание» шире по своему содержанию понятия «дрессировка». Воспитание щенков -это процесс, который осуществляется постоянно во всех необходимых случаях, когда щенок или взрослая собака проявляет нежелательные отклонения, самоволие в своём поведении при ежедневном общении с ними: дома, при уходе за ними, на прогулке, во дворе, на улице, в поле, в лесу, на болоте и т.п.- и во время служебной работы, охоты на птиц и зверей взрослой собаки независимо от специфики дрессировки. Хозяин-дрессировщик поощряет положительное поведение и всегда упреждает или тормозит проявления нежелательных действий собаки. Такой процесс необходимой тренировки часто возникает неизбежно сам по себе, автоматически. Важно только осмысленно и технически умело его осуществлять.

Воспитание щенка -это процесс систематического и целенаправленного воздействия на психическое и физическое развитие щенка с целью выращивания полноценной собаки (служебной или охотничьей), это создание нормальных условий жизни. Воспитание тесно связано с процессом дрессировки - выработкой навыков, нужных для дисциплинирования собаки, то есть как для приучения к строгому порядку в поведении всюду и всегда, так и для выполнения собакой определённой специализированной работы (спасатель, сторож, охотник и др.).

Воспитание щенка от одного до трех месяцев

У щенков этого возраста легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, и трудно вырабатываются навыки на основе тормозных реакций. Для выработки необходимых навыков широко используют корм (лакомство).

К хозяину и членам его семьи щенок привыкает в процессе постоянного общения с ними. Если к щенку относятся заботливо, доброжелательно, не допускают каких-либо действий, вызывающих боль или пугливость, то между ним и окружающими людьми устанавливаются и укрепляются хорошие взаимоотношения, которые среди собаководов принято называть хорошим контактом. Важно, чтобы наиболее прочно контакт устанавливался между щенком и его хозяином. Это залог успешного воспитания щенка и эффективной начальной его дрессировки. Поэтому основную работу по содержанию щенка должен выполнять его хозяин, а остальные члены семьи могут привлекаться к уходу за щенком лишь в случаях крайней необходимости (болезнь хозяина и др.).

Если маленький питомец при вашем появлении подбегает и ласкается к вам, нередко подпрыгивает и беззлобно лает, сопровождает вас по квартире или во дворе, стремится затеять игру, а в случае вашего ухода проявляет беспокойство, нередко ищет вас, иногда скулит, ожидает возле дверей, значит, контакт установлен (рис. 18).

Регулярный прием корма и воды - жизненно важная потребность - не требует специального приучения. К тому же ко дню отъема щенка от матери и передачи другому владельцу он бывает хорошо приучен к разнообразному корму. Важно щенка поить и кормить регулярно, в одно и то же время и соблюдать полноценность суточного рациона, следуя научно обоснованным рекомендациям.

Как недокорм, так и перекорм щенка недопустимы. В первом случае он приведет к отставанию в росте и развитии, а во втором - нарушит нормальный процесс пищеварения, ухудшит аппетит, спровоцирует ожирение.

К своему месту щенка начинают приучать с первых дней появления его в доме. Это место, на котором должен иметься коврик (половичок), предназначено для отдыха щенка, а также для временного его размещения в случаях, когда щенок мешает людям (уборка помещения, прием пищи и др).

Каждый раз, когда щенок, насытившись или наигравшись, начнет укладываться где-либо на отдых, возьмите его на руки, отнесите к месту отдыха и после команды «Место!» положите на коврик, повторите команду «Место!» и погладьте. В первое время щенок, как правило, попытается подняться и убежать. В таком случае, удерживая щенка на подстилке, повторите команду «Место!», погладьте его и, как только он успокоится, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством, затем отойдите. Если щенок уснет, на этом упражнение закончите, если же он вскоре покинет свое место и попытается улечься где-либо на другом месте, упражнение следует повторить. В течение дня упражнение повторяйте 3-4 раза.

По такой же методике приучайте щенка уходить по команде «Место!» в случаях, если он во время приема людьми пищи будет попрошайничать или во время уборки квартиры станет гоняться за веником, пылесосом и др.

Учтите, щенка сравнительно легко приучить к выполнению команды «Место!», когда он сыт или устал, и значительно труднее, когда он возбужден запахом пищи у стола или движущимся по полу веником или пылесосом. В первом случае навыки легко вырабатываются уже у молодых, 1-2-месячных щенков, а во втором - у щенков, достигших 3-4-месячного возраста и старше. Постепенно щенок привыкнет выполнять команду «Место!».

К чистке и мытью щенка приучают с раннего возраста, когда он отнят от матери и содержится в доме или во дворе. Какой-либо сложности в выработке навыков спокойного отношения к чистке не возникает, если к ней приучают осторожно, не причиняя щенку боли и не пугая его. В таком случае чистка станет для щенка источником приятных ощущений, и он будет каждый раз с радостью подбегать к хозяину, как только увидит в его руке щётку и гребень.

Это в равной степени относится и к приучению щенка к мытью. Нужно лишь внимательно следить за температурой воды, особенно если она берется непосредственно из шланга со смесителем. Бывают случаи, когда теплая вода внезапно заменяется горячей и щенок получает ожог. После этого в течение многих дней один шум вытекающей из шланга воды будет вызывать у щенка испуг и активное сопротивление мытью. Использовать для мытья щенков воду непосредственно из шлангов с такими смесителями нельзя.

К чистоплотности щенка приучают с первого дня его появления в доме. При этом необходимо строго руководствоваться рекомендациями. При выполнении этих рекомендаций щенок постепенно привыкает сдерживать себя и проситься на выгул.

К кличке щенок привыкает быстро, в течение трех-четырех дней. Кличку произносят, когда обращаются к щенку во время ухода, кормления, воспитания, начальной дрессировки - словом, повседневно и ежечасно. Поэтому отнеситесь к выбору клички с полным вниманием и серьезностью.

Кличка должна соответствовать полу щенка и быть короткой, простой, легко произносимой и благозвучной. Нельзя присваивать клички с использованием человеческих имен, воинских званий, наименований государств, национальностей, названий городов и тем более святынь. Хорошо, если кличка вызывает к собаке симпатию, и недопустимы клички, порочащие животное. По нашему мнению, ничем не оправдано распространившееся в последние годы увлечение кличками иностранного происхождения, особенно сложными, труднопроизносимыми.

Во многих клубах служебного собаководства первые буквы кличек собак устанавливаются по алфавиту в зависимости от года их рождения. Поэтому поинтересуйтесь в клубе, какая первая буква соответствует году рождения вашего щенка и с учетом этого подбирайте кличку.

Для приучения щенка к кличке периодически в течение дня четко и достаточно громко произносите ее и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством, повторяя кличку. Кроме того, используйте каждое кормление. Перед кормлением возьмите кормушку с кормом, произнесите кличку и после реакции щенка немедленно поставьте кормушку на место и покормите его. Во время кормления повторите кличку 1 — 2 раза.

Особенно важно выработать у щенка способность немедленно реагировать на кличку, когда он чем-либо отвлекся, например игрушками, глоданием кости, наблюдением за птицей и др. Для этого перед каждым кормлением щенка дождитесь, когда он чем-либо отвлечется, произнесите кличку и, когда он обратит на это внимание, поставьте кормушку с кормом и накормите его. Не забудьте повторить кличку во время кормления 1-2 раза.

После того как щенок станет реагировать на свою кличку, для закрепления выработанного навыка ежедневно поощряйте щенка поглаживанием и лакомством всякий раз, когда он будет обращать внимание на произнесенную вами кличку, но постепенно сокращайте число поощрений. В дальнейшем к поощрению, особенно лакомством, прибегайте изредка, как правило, в том случае, если щенок перестанет четко и безотказно реагировать на свою кличку.

К шлейке и поводку приучайте щенка с 2—2,5-месячного возраста. Подберите соответствующую шлейку и подгоните ее к щенку так, чтобы она на нем не болталась и в то же время не затрудняла его движений. После этого осторожно, но достаточно быстро наденьте на щенка шлейку. Если щенок беспокоится и пытается освободиться от нее, успокойте малыша поглаживанием, отвлеките его игрой, короткой пробежкой. Если это не поможет и щенок по-прежнему будет сильно беспокоиться, снимите шлейку и предоставьте ему возможность побыть в свободном состоянии, побегать, а затем снова наденьте шлейку. В течение дня упражнение повторите 3-4 раза.

Когда щенок станет спокойно вести себя с надетой на него шлейкой, во время прогулки быстро и по возможности незаметно для щенка пристегните к шлейке короткий легкий поводок (из тесьмы, тонкой веревки) и опустите его на землю. После 3—5-минутной прогулки возьмите поводок в левую руку и, слегка натянув его, продолжите прогулку. Каждый раз, когда щенок будет сильно тянуть поводок, ослабляйте его натяжение и продолжайте прогулку. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз. Поводок предназначен для удержания щенка и управления им во время выгула и прогулок. В дальнейшем он применяется также при выработке навыков на различные команды («Сидеть!», "Лежать!" и др.) Нужно, чтобы он вызывал у щенка только благожелательное отношение.

Обычно так и бывает. Стоит вам только взять поводок, как щенок начнет вокруг вас бегать, подпрыгивать и проявлять другие признаки радости. Поэтому не правы те, кто использует поводок для наказания щенка, благо он всегда под рукой. Для наказания щенка надо пользоваться прутиком и прибегать к нему в случаях крайней необходимости, когда другие меры воспитания не достигают поставленной вами цели. Если же вы начнете стегать щенка поводком, пусть даже слегка, он станет его бояться. При систематическом злоупотреблении поводком щенки начинают убегать и прятаться от хозяев каждый раз, как только они берут поводок в руки.

В то же время нельзя превращать поводок в игрушку, как это нередко делают многие собаководы. Недопустимо, чтобы щенок во время прогулки, играя с поводком, грыз его и тянул к себе. В таком случае поводок теряет свое предназначение как инструмент, дисциплинирующий щенка, особенно на прогулках.

При соблюдении правильной методики щенок быстро привыкает к шлейке и поводку.

Подходить к хозяину по команде «Ко мне!» щенка приучают возможно раньше, сразу же после установления с ним хорошего контакта и приучения его к месту и кличке.

Этот навык имеет для владельца щенка и взрослой собаки огромное значение, и к его выработке следует отнестись с особым вниманием. Поясним на примере.

Во время прогулки со щенком без поводка, как бы вы внимательно ни следили за ним, он будет периодически теряться из вашего поля зрения. Особенно часто это происходит в местах, покрытых густым кустарником, или при наличии разрушенных строений. Обычно щенок следит за вами и далеко не удаляется. Но вот он нашел выброшенную кость, рыбью голову, жука и др. и так ими увлекся, что весь окружающий мир, в том числе и вы, перестал для него существовать. Проходит некоторое время, начинает темнеть, а ваш четвероногий любимец как сквозь землю провалился. Вы настойчиво ищете щенка, неоднократно повторяете его кличку, но все безрезультатно. Тревога и досада одолевают вас, вы расширяете круг поиска, но все напрасно. А ваш щенок в это время лежит недалеко от вас, где-либо под густым кустом или поваленным забором, и не в силах оторваться от поглотившего все его внимание предмета. Наконец щенок найден или сам выйдет из своего укрытия, и словесный укор, а то и удар со стороны вконец разозлившегося владельца обрушивается на него.

Вот почему нужно добиваться, чтобы щенок, куда бы он от вас ни запропастился, чем бы он ни отвлекся, по команде «Ко мне!» немедленно подбегал к вам. Именно подбегал, выполнял команду в темпе, энергично. Конечно, сразу этого достигнуть нельзя, особенно от молодого животного. Ведь щенку, которого командой «Ко мне!» заставляют отказаться от кости или ползущего жука и идти к хозяину, приходится преодолевать могучие инстинкты. Поэтому на первых порах достаточно, если щенок по команде «Ко мне!», нередко повторной, оставит свое увлечение и пусть медленно, но направится к хозяину. Часто он это будет делать медленно, явно неохотно, но постепенно, после многократных упражнений, с возрастом станет подходить к хозяину быстрее.

Не стремитесь форсировать выполнение команды «Ко мне!» и предъявлять к щенку непосильные требования. Ведь вам уже известно, что сильный раздражитель, например появившаяся возле собаки кошка или выстрел, способен вызвать в коре больших полушарий головного мозга обширный очаг возбуждения, который может распространиться на другие участки мозга и затормозить проявление условных рефлексов. Таким сильным раздражителем является для щенка и найденная кость или ползущий жук.

Для выработки четко выраженного, устойчивого навыка на команду «Ко мне!» от вас потребуются терпение, настойчивость и упорство. Щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака, не овладевшие данным навыком, принесут вам много хлопот, неприятностей, а порой и отчаяние. Недостаточно выученные собаки будут часто во время прогулок теряться, а могут потеряться и навсегда. Особенно велика такая угроза в сезон течки у сук, так как сдерживание проявлений половых инстинктов у собак со стороны человека, в том числе и хозяина, весьма затруднительно.

Добиться от собаки безотказности и четкости выполнения команды «Ко мне!» можно в том случае, если эта команда будет восприниматься как сигнал последующего поощрения, сопровождаемого приятными ощущениями (игра, восклицание «Хорошо!», лакомство). Поэтому вначале приучайте щенка выполнять команду «Ко мне!» с помощью корма (лакомства). br> Приступая к кормлению, возьмите кормушку с кормом произнесите кличку и, как только щенок обратит внимание" подайте команду «Ко мне!», отнесите и поставьте кормушку на место. Увидев, что щенок к вам подбегает, подайте команду «Ко мне!», а когда он подбежит, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и дачей корма. Так поступайте перед началом каждого кормления. При первых упражнениях подзывайте к себе щенка, находящегося с вами в одной комнате и наблюдающего за вами, а в дальнейшем делайте это, когда он будет находиться в другой комнате, в коридоре или будет чем-либо занят (игрушкой и др.). Тем самым вы последуете принципу от простого - к сложному.

После 4-5 дней занятий приступайте к отработке команды «Ко мне!» с выходом со щенком из дома. Когда щенок во время прогулки удалится от вас на 7—8 шагов, произнесите кличку щенка и, лишь он обратит на это внимание, подайте команду «Ко мне!». Как только щенок к вам подбежит или подойдет, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. В течение одной прогулки упражнение повторите 4-5 раз.

Нередко, особенно в первые дни занятий, щенок на свою кличку и команду «Ко мне!» может не реагировать. В таком случае повторите кличку более громко и, когда щенок обратит внимание, более громко и в более повелительном тоне подайте команду «Ко мне!», но ни в коем случае не выкрикивайте. Затем покажите щенку в своей руке лакомство, и если это на щенка не подействует, то, назвав кличку, немного отбегите в сторону или низко присядьте. Как правило, такое действие вызовет у щенка повышенный интерес и он к вам подбежит. Немедленно поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Используйте отбегание в сторону и приседание также в том случае, если щенок по команде «Ко мне!» будет к вам подходить, но в замедленном темпе.

Встречаются щенки, которые, несмотря на все ваши старания, будут плохо выполнять команду «Ко мне!» или вовсе отказываться от ее выполнения. В таком случае прибегают к методу принуждения, хотя этот метод для щенков нежелателен. Использовать его следует весьма осторожно и лишь для более взрослых щенков. Возьмите щенка на длинный поводок и, когда он от вас удалится, произнесите кличку и подайте команду «Ко мне!», вслед за чем осторожным периодическим натяжением поводка медленно подтягивайте щенка к себе, повторяя команду 2-3 раза.

Стремитесь не причинять щенку какой-либо боли. Как только щенок к вам приблизится, поощрите его восклицанием «Хорошо!», поглаживанием и лакомством. Повторяя упражнения, как в квартире, так и вне ее постепенно усложняйте дрессировку. Периодически подавайте команду «Ко мне!» без предварительного привлечения к себе внимания щенка произнесением клички. Подавайте эту команду, когда щенок чем-либо увлекся и скрылся от вас.

Постепенно увеличивайте расстояние между вами и щенком в момент подачи команды «Ко мне!». Но не злоупотребляйте усложнениями, непосильными для щенка. Помните, что требования немедленного, безотказного и энергичного подхода должны повышаться постепенно, по мере выработки первоначальных навыков и увеличения возраста щенка.

К отходу от хозяина по команде «Гуляй!» щенка приучают после того, как он приучен выполнять команду «Ко мне!».

Во время прогулки отстегните поводок, подайте команду «Гуляй!» и небольшой пробежкой увлеките за собой щенка так, чтобы он выбежал вперед. После того как щенок немного погуляет, подзовите его к себе и поощрите поглаживанием и лакомством. В дальнейшем, подав команду «Гуляй!», сокращайте пробежку, а в последующем посылайте щенка вперед по команде «Гуляй!», оставаясь на месте. В течение дня упражнение повторите 4-5 раз.

По мере выработки первоначальных навыков упражнение усложняйте. Посылайте щенка гулять все дальше от себя, увеличивайте время пребывания щенка в свободном состоянии, но не злоупотребляйте усложнениями.

К прекращению нежелательных действий по команде Фу!» щенка приучают осторожно, чтобы не затормаживать его активность, естественное стремление побегать, порезвиться и поиграть. Помните, что до 2,5-3-месячного возраста у щенка легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью, например на команду «Ко мне!», «Гуляй!», но еще трудно вырабатываются тормозные реакции. Поэтому в возрасте 1- 3 месяца прибегать для прекращения нежелательных действий к механическим воздействиям (удары прутиком и др.) недопустимо. Основным методом отучения щенка от дурных поступков должен стать метод отвлечения щенка; от нежелательных действий, переключения его вниманиям и деятельности на другое занятие. Например, если щенок; увлекшись игрой, схватит зубами тапочку или штору, нужно немедленно отвлечь его от этого, назвав его кличку и бросив на пол любимую игрушку. Как правило, щенок оставит тапочку или штору и бросится за движущейся игрушкой. Для отвлечения щенка от нежелательных действий можно также произнести его кличку, подать команду «Ко мне!» и для повышения заинтересованности показать в руке лакомство. Как только щенок к вам подбежит, поиграйте с ним 15-20 секунд, а затем поощрите лакомством. Делать это следует не ранее, чем ваш питомец бросит тапочку или штору и подбежит к вам. В противном случае щенок «подумает», что поощрен за игру шторой или тапочкой.

Такими методами следует отучать щенка и от других нежелательных действий. Прибегать к наказанию щенков в возрасте 1-3 месяцев нельзя. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи, когда неоднократные попытки отвлечения щенка от нежелательных действий остаются безрезультатными. Тогда в порядке исключения следует нанести щенку по спине легкий удар прутиком и одновременно подать запрещающую команду «Фу!». Такие действия нужно производить сразу же, как только щенок попытается совершить нежелательный поступок, или в начале его и только со щенками 2,5-3-месячного возраста. К играм с хозяином щенка приучают через несколько дней после того, как он привыкнет к окружающей обстановке и к своему хозяину. Для игры используются игрушки, периодически бросаемые на пол или на землю, короткие пробежки, игра в прятки и др.

Игры с хозяином должны в возможно большей степени компенсировать игры с однопометниками, с которыми он разлучен. По возможности старайтесь имитировать действия других щенков во время игры. Опрокидывание щенка на спину, кувыркание и др. Но все это надо делать осторожно, не причиняя щенку боли, и непродолжительное время. Очень полезно периодически имитировать во время борьбы победу щенка над хозяином. Это будет способствовать выработке смелости, настойчивости, инициативы.

Могут играть со щенком и другие члены семьи, в том числе и дети, но тоже осторожно и непродолжительное время, чтобы не переутомлять щенка. Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто наблюдается когда к играм допускаются дети. В таком случае неизбежны сильное переутомление щенка и ухудшение аппетита

Основным партнером в играх со щенком должен быть его хозяин, что способствует выработке между ними хорошего контакта.

К играм щенка со сверстниками прибегают при наличии такой возможности. Это очень полезное многоплановое упражнение как для физического развития, так и для воспитания щенка. Никакие другие игры не могут в полной мере заменить игры со сверстниками. Непременными условиями здесь должны быть здоровье щенков, приблизительно одинаковый их возраст и физическое развитие, проведение таких игр под вашим наблюдением.

Регулируйте продолжительность игр, увеличивая ее постепенно. Следите за тем, чтобы на участках, где играют щенки, не было режущих и колющих предметов. После каждой игры отводите щенка в будку - при содержании во дворе или к месту отдыха - при содержании в квартире и по команде «Место!» укладывайте его на отдых.

К ознакомлению с раздражителями внешней среды (прогулкам) щенка приучают после того, как он привык к хозяину и между ним и владельцем установился хороший контакт.

Гулять с 1—3-месячными щенками нужно очень осторожно: по физическому развитию и состоянию высшей нервной деятельности (ВНД) они еще недостаточно сформировались и окрепли, и повышенные нагрузки для них непосильны.

Не забывайте, что прогулки предназначены не только для физического развития и укрепления здоровья щенка что, конечно, очень важно, но и для приобретения жизненного опыта, приспособления к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, выработки нормальной реакции на различные, в том числе и сильные внешние раздражители (посторонние люди, животные, транспортные средства и др). Поэтому во время прогулки со щенком на шлейке и поводке периодически останавливайтесь, предоставляйте ему возможность знакомиться с встречаемыми на маршруте предметами, обнюхать их и др.

Каждый раз, когда щенок чего-либо испугается, успокойте его поглаживанием, отвлеките от этого объекта, погуляйте и снова подведите, чтобы он убедился в отсутствии какой-либо опасности. Для отвлечения и успокоения периодически используйте лакомство.

В спокойных местах, где щенку ничто не угрожает, отстегивайте поводок и предоставляйте ему возможность побегать на свободе. Свобода, пусть даже кратковременная, способствует выработке у щенка инициативы в ознакомлении с окружающими предметами и их запахами, их дифференцировании (распознавании, различении), способности спокойного правильного реагирования на различные раздражители, уклоняться от опасности и др. В то же время не ослабляйте внимания к щенку и окружающей обстановке, своевременно берите щенка на поводок, если появится автомашина и другая опасность.

Не переутомляйте щенка длительными, непосильными для него прогулками, не доводите до такого состояния, когда щенок станет безучастным, незаинтересованным в ознакомлении с окружающими предметами. Особенно следите, чтобы щенок не выходил из вашего поля зрения, так как в любой момент может потребоваться ваша помощь.

На вопрос читателя отвечал эксперт-кинолог Е. КОНЬКОВА. Записала Л. БЕЛЮСЕВА.

Уважаемая редакция! Мечтаю завести породистую собаку. Но как правильно воспитывать ее, не знаю. Опубликуйте, пожалуйста, основные команды, которым нужно обучить щенка.

А. Никонов (г. Казань).

Многие люди, заводя породистую собаку, уверены, что к ее родословной "прилагается" и послушное поведение и что в любой ситуации четвероногий друг будет вести себя "умно". Между тем воспитанием собаки нужно заниматься ничуть не меньше, чем воспитанием ребенка.

Как стайное животное (а стаи без вожака не бывает), собака стремится настоять на своем. Обычно такое поведение больше свойственно кобелям. Уступчивость, мягкость владельца пес истолковывает как слабость и постепенно занимает главенствующее положение в семье. Чтобы такого не случилось, станьте с самых первых дней авторитетом для своего питомца (даже если это крохотный тойтерьер). Он должен слушаться вас, но не бояться.

Между средними задатками собаки и идеалом существует определенная дистанция, преодолеть которую можно только с помощью дрессировки.

Начните с того, что дайте щенку кличку и выделите ему постоянное место в квартире, иначе он всегда будет устраиваться там, где не положено. Чтобы приучить собаку к месту, нужно неоднократно отвести ее туда и повторить команду "Место!". На улице эта команда означает, что собака должна оставаться на определенном месте даже в отсутствие хозяина.

Истинный контакт между человеком и животным основан на тонких психологических моментах, на разумном сочетании власти и доброты. Если четвероногий друг напроказничал, провинился, разговаривайте с ним лаконично и строго.

Хорошее поведение поощряйте ласковыми словами. Ключевые понятия при поощрении или наказании всегда должны быть одни и те же.

Никогда не натравливайте щенка на других собак и тем более на людей. Не злите его во время игры или в процессе еды, этим вы провоцируете агрессивное поведение питомца.

Научите щенка выполнять команды: "Рядом!", "Сидеть!", "Лежать!", "Стоять!", "Ко мне!", "Гуляй", "Апорт!", "Дай!", "Фу!". Коррекция поведения взрослого животного значительно затруднена, но возможна.

Ходить рядом приучайте собаку при помощи короткого поводка. Если она идет быстро или отстает, сдерживайте или одергивайте ее поводком, одновременно давая команду "Рядом!".

Собака должна идти на поводке так, чтобы ее грудь была на одной линии с ногами владельца.

Чтобы приучить собаку сидеть, потяните поводок назад и вверх, одновременно нажав рукой на круп собаки, дайте команду "Сидеть!".

Отработка команды "Лежать!": потяните поводок к земле, нажмите на холку сидящей собаки и дайте команду "Лежать!".

Отработка команды "Стоять!": подставьте свою руку под живот сидящей собаки, приподнимите собаку, повторяя при этом команду "Стоять!".

Обучая команде "Ко мне!", возьмите в правую руку лакомство (кусочек сухарика или колбаски), покажите его собаке, а затем переложите за спиной в левую руку. Собака, следуя за лакомством, обойдет вас сзади и окажется у левой ноги. Дайте ей команду "Сидеть!", за выполнение поощрите лакомством.

Каждый раз, когда собака вам нужна, окликайте ее по кличке и произносите команду "Ко мне!". Подбежит - приласкайте. Важно, чтобы команда "Ко мне!" не ассоциировалась у собаки с окончанием прогулки, а вызывала лишь приятные ощущения. Запрещается наказывать подошедшую к вам по команде собаку, даже если она в чем-то провинилась. Иначе в следующий раз, услышав "Ко мне!", она будет убегать от вас.

Команда "Апорт!" означает подачу собакой брошенного хозяином предмета. Ее обычно сопровождают направляющим движением руки в сторону брошенного предмета. Принеся его в зубах, собака должна обежать вас сзади и сесть с левой стороны.

Чтобы получить апортируемый предмет, нужно отработать команду "Дай!". Сопровождайте ее протягиванием руки ладонью вверх к морде собаки.

Любое нежелательное действие своего питомца прерывайте командой "Фу!".

После выполнения собакой того или иного приказа обязательно похвалите ее, погладьте и дайте лакомство.

Домашние собаки нуждаются в общении с людьми. Изолированность они воспринимают как наказание и тоскуют. Обычно, чтобы скоротать день до прихода хозяина, одни собаки от скуки воют и лают, другие грызут двери и мебель, третьи жуют оставленные без присмотра обувь и одежду. Вечерние взбучки и тыканье носом в сотворенное безобразие не помогают.

Условия для неадекватного поведения домашних питомцев люди создали сами, лишив собак их исторической законной "работы". Вот что писал по этому поводу французский журнал для собаководов "Vos Chiens": "Утрачивая присущую ей издревле роль, собака тем не менее сохраняет в первозданном виде все свои инстинкты, и те, естественно, стремятся непременно вырваться наружу через первую попавшуюся отдушину… Поэтому совершенно неверно полагать, будто бы собачье счастье - это сладкое ничегонеделание. Точно так же, как и человек, она страдает, когда вынуждена "сидеть" без работы, и жизнь теряет для нее всякий смысл".

Но выход из создавшегося положения все же есть. Организуйте собачий досуг так, чтобы животному не хотелось бедокурить. Во время утренней прогулки постарайтесь как следует утомить собаку. Играйте с ней, бросайте ей мячики и палочки. Дома покормите. Нагулявшийся и сытый питомец будет вести себя в одиночестве спокойно.

Одинокое существование вашему любимцу помогут скрасить игрушки и негромкая музыка по радио.

Собачьи игрушки рассчитаны на то, чтобы собака их грызла или гоняла из угла в угол. Они бывают из пищевой пластмассы, покрытой пищевыми красителями, и из натуральных жил. Особой популярностью у собак пользуются мячики и искусственные кости. Существуют также специальные витаминные косточки. Такими игрушками собака занимается целый день.

Если вы пошли со своим питомцем в лес и он, оказавшись на свободе, не подходит к вам по команде, не бегайте за ним с громкими криками, провоцируя игру. Когда вернется, ни в коем случае не наказывай те, напротив - приласкайте и дайте лакомство.

Никогда не используйте поводок для наказания собаки, а также не разрешайте ей играть с ним.

Кормить собаку полагается в одно и то же время, на одном и том же месте и из одной и той же миски. Рационы кормов имеются в зоомагазинах.

Не допускайте, чтобы пес настойчиво попрошайничал со стола. Просто выведите его из кухни и отведите на место.

Приучите собаку со щенячьего возраста спокойно сидеть, когда расчесываете ее или проводите профилактический осмотр. Тогда и на приеме у врача она будет вести себя спокойно. За примерное поведение награждайте питомца лакомством.

Не жалея времени и сил на воспитание щенка, вы вырастите из него надежного и верного друга. Воспитанная собака - комплимент хозяину. От нее не пострадает ни владелец, ни окружающие.

И напоследок. Выбирая себе домашнего питомца, мы выбираем ему судьбу - счастливую или несчастную. Смысл союза человека и животного - в их гармонии. Животное должно быть уверено в своем хозяине. А человек должен отвечать за того, кого приручил. Старейшее в мире объединение собаководов - английский Кеннел-клуб - поступает очень мудро, предлагая всем, кто решил завести собаку, ответить на специальную анкету. Вот несколько вопросов из этой анкеты. Есть ли у вас дома кто-нибудь, кто может приглядывать за собакой? Позволяют ли размеры вашего жилища содержать собаку? Готовы ли вы гулять с собакой продолжительное время? По карману ли вам возможные расходы на ветеринара? Отдаете ли вы себе отчет в том, что собаки, как и люди, стареют и могут потребовать специальных расходов?

Хочется верить, что когда-нибудь и мы научимся так же ответственно решать судьбу братьев наших меньших. И на наших улицах не будет брошенных и обездоленных животных.

ЛИТЕРАТУРА

Вулхард Д., Бартлетт М. Что должны знать все хорошие собаки (дрессировка через понимание) / Пер. с англ. - М.: ОКО, 1996.

Мазовер А. Щенок. Выбор. Уход. Воспитание. Обучение. - 1968, №№ 2, 5, 9; 1969, № 1.

Мазовер А. Дрессировка служебных собак. - 1971, № 5.

Щенок – всеобщий любимец в доме, поэтому все присутствующие хотят приласкать, погладить его или угостить. Такое обращение со временем может привести к некоторой избалованности и непослушанию маленькой собаки. Поэтому, чтобы сделать ее послушной и воспитанной, хозяевам самим стоит выучить важные правила обращения с четвероногим домочадцем.

Владельцам щенка обязательно нужно учесть, что это животное – стайное, а в каждом таком обществе есть вожак. Поэтому с маленького возраста владельцу нужно показать, что руководитель – именно он. Если за песиком чрезмерно ухаживать, выполняя все требования, он перестанет слушаться. Предводитель должен быть не только строгим, но и любящим. Поняв это, малыш научиться выполнять требования человека. К воспитанию следует приступать как можно раньше.

С чего начать?

Начинать воспитание собаки нужно с ограждения его от нежелательных контактов с посторонними людьми. Они не знают, как правильно воспитать щенка, и могут неосознанно причинить ему вред. А, защитив его, получится достигнуть сразу две цели: проконтролировать количество «баловства» и отучить его доверять всем подряд, ведь собака должна слушаться только владельцев.

Еще одним важным фактором успеха является обеспечение питомца всеми необходимыми атрибутами:

  • собственным местом,
  • достаточным питанием по режиму,
  • прогулками и играми.

Довольный пес, чувствующий, что его любят, будет спокойным и сможет легко понять, чего от него хочет хозяин. Регулярность в активном проведении времени, кормлении и отдыхе сделает его уверенным и предотвратит попытки скулить, выпрашивая еду или игры.

Дрессура

Зная, как воспитывать щенка, владелец должен применять несколько правил, которые дадут псу понять, кто главный:

  • Человек всегда должен первым съесть пищу. Так, согласно иерархии стаи, поступают вожаки. Питаясь после хозяина, животное настроится на подчинение во всем остальном.
  • Если нужно миновать узкий проход, лидер всегда пройдет первым. Нельзя позволять собаке походить в двери прежде «начальника», толкая его, проскакивая мимо или путая в поводке.
  • Когда владелец играет с питомцем, то должен выигрывать всегда. Даже если он устал, не желает или не может перетягивать косточку или догонять, то должен использовать команды «К ноге!» или «Апорт!» («Отдай!»), таким способом успокоив собаку.
  • Нужно приучить ее всегда выполнять команды с первого раза.

Как правильно воздействовать на щенка?

Лучший способ – система запретов и поощрений. Как только малыш правильно выполнил какое-нибудь действие, ему полагается лакомство, а если он упрямится и проявляет враждебность, то должен быть наказан. Не нужно бить собаку или лишать ее питания, это вызовет в ней только враждебность и истерию. Действенным способом станет суровый выговор или несильный шлепок. Поощрение не должно быть большим – это не кормление, а подарок.

Прежде чем принимать карательные меры, нужно выяснить, в чем причина такого поведения. Если питомец скулит по ночам, грызет ботинки, а в отсутствие людей ведет себя шумно, то наказание здесь не поможет. А вот специальная игрушка, которую можно кусать, валять по полу и всячески уничтожать, будет как раз кстати. Искусственная косточка или мячик займут пса, пока некому играть с ним, а заодно и помогут отточить растущие зубки.

Нельзя наказывать малыша за кучки или лужицы на полу. Повзрослев, он, в процессе регулярных прогулок сам начнет терпеть до тех пор, пока не выйдет на улицу. А с маленькими породами собак еще проще – их за короткое время можно приучить к лотку в доме, показав несколько раз, как правильно поступать. Заметив, что щенок начинает беспокоиться, искать место и «пристраиваться», нужно быстро отвести его к приготовленному «туалету» и посадить туда, а если он сделал все правильно – поощрить небольшим кусочком вкусного продукта.

Точно также прививается навык общения с другими домашними животными. Нельзя поощрять собаку нападать на других обитателей, даже шутя. Она воспримет всерьез команду и постарается уничтожить «противника» — если не сейчас, то позже.

Как обращаться с совсем маленьким животным?

Воспитывая щенка, нужно придерживаться тех же принципов, которые применяются в обращении с ребенком. В совсем маленьком возрасте (1-3 месяца) с ним очень важно установить теплые, близкие отношения – часто гладить, называть по имени и даже разговаривать с ним. С помощью игры песик сможет быстро выучить команды, только нужно заниматься этим часто и регулярно. Чем раньше началось воспитание любимца, тем легче будет проходить этот процесс.

Как только малыш окрепнет, его уже можно начать обучать несложным приказам. Хорошо, если заниматься этим делом будет один и тот же человек – так животному будет легче настроиться, и любая команда будет освоена очень быстро. Эти навыки сильно облегчат жизнь и хозяину, и самому щенку. Чуть ли не с первого дня ему нужно дать понять, как ходить в туалет, вести себя дома, на улице, с близкими или незнакомыми людьми и с другими домашними животными.

Малыш сейчас очень боится оставаться один, поэтому может причинять неудобства и хозяевам, и соседям – скулить или наносить ущерб предметам и самому себе. Для предотвращения трагедии необходимо убрать повыше все опасные вещи – иглы, едкие химические вещества или электропровода. На полу должны остаться только его многочисленные игрушки, с которыми он может сделать все что угодно.


Сделать щенка послушным и покладистым совсем не так сложно, как кажется. Главное, перед тем как воспитывать собаку ознакомиться с важными моментами, которые обязаны знать все начинающие собачники. Тогда на всю жизнь в глазах своего питомца хозяин будет абсолютным лидером, каждое слово которого – закон.

В этом как раз и вся основа воспитания собак – она видит в вашей семье свою стаю, и если никто не проявит себя как сильный и уверенный вожак, она возьмёт эту миссию на себя, и тогда не вы будете её воспитывать, а она – вас. Отсюда корни непослушания и агрессии со стороны питомца и потому, лучше предупредить эту проблему, чем потом потратить немало времени на практически безуспешное исправление ситуации.

Воспитывать собак нужно с первого щенячьего писка: приучать к туалету, к своему месту, к командам и требованиям. К сожалению, большинство людей, приводя щенка в дом, интересуются, чем его кормить и какие делать прививки, совершенно забывая, что важно ещё и как воспитывать собаку.

Во главе воспитания хоть и стоит приучение к основным потребностям и навыкам (сон, туалет, прогулка и т.д.), но без обучения хотя бы самым простым командам никак не обойтись. Для этого стоит ознакомиться со специальной литературой по дрессировке собак и ежедневно заниматься с питомцем, дабы потом избежать разного рода неприятностей и не представлять опасности для окружающих. И пока не добьётесь беспрекословного выполнения команд – не прекращайте тренировки.


Теперь переёдём к основе основ: постараемся воспитать идеальную собаку. Для этого понадобится собрать в кулак всю свою силу воли и запастись терпением. Времени потратить придётся много, но чтобы ваша собака выросла послушной, верной и здоровой вам ничего не жалко, правда? Стоит также сразу осознать тот факт, что глупой или не поддающейся дрессировке по природе (или породе) своей собака быть никак не может, а вот ленивые или не слишком усердные хозяева – сплошь и рядом.

Вообще, к каждому псу должен быть свой подход, но в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все возможные варианты, а потому рассмотрим только базовые принципы, по которым вы сможете сформировать свои правила воспитания.

Самые важные правила воспитания собак

Во-первых, сосредоточьтесь на формировании режима дня для вас и пса, и ему и вам это будет очень полезно. Для четвероногого это особенно нужно, ваш друг не умеет говорить, он не может попросить поесть или сказать, что хочет гулять или играть. А чётко соблюдаемый ежедневный режим поможет собаке чувствовать себя уверенно, избавив вас от жалобного непонятного скулёжа. В режиме должны быть прописаны и минута в минуту соблюдаемые пункты, такие как: сон и еда, тренировка и общении с другими собаками, игра и прогулка и т.д. (дрессировка, к примеру, должна проходить не более 20-ти минут в день, но ежедневно и последовательно).

Во-вторых, в вашей семье сразу должны быть чётко распределены роли: собака не должна думать, что она здесь — лидер. Даже в подросших детях она должна чувствовать сильную волю, дабы не получилось, что собака воспитывает ребенка и совершенно его не слушается на той же прогулке. Безусловно, главный вожак – это главный. Но и остальным членам семьи она должна подчиняться, иначе просто все заботы о четвероногом лягут полностью на вас. Не допустите этого ни в коем случае!

Все остальные роли не столь важны в начале воспитательного процесса и со временем автоматически запомнятся собакой (враг или друг и т.д.)



В-третьих, от регулярности проведения дрессировки зависит то, как быстро и точно пёс усвоит все необходимые команды («сидеть», «лежать», «рядом», «фас» и т.д.). Если не жалеть времени и сил: питомец уже очень скоро будет радовать вас и окружающих своим прекрасным поведением и идеальным послушанием. Мнение о том, что способности к дрессировке у каждой породы псов разные не совсем верное. Только лишь от хозяина это зависит, то есть от того — как воспитывать собаку овчарку или пуделя он будет: с энтузиазмом или надеясь на авось. Порода здесь не имеет значения по большому счёту. Это информация для тех, кто привык свою прямую ответственность за неудобный результат списывать на кого-то другого, кроме самого себя. Если не знаете, как обучать свою собаку простым командам, обратитесь к тематическим Интернет-форумам или купите обучающий диск с правилами дрессировки. Не каждый может позволить себе обратиться за помощью к специальному собачьему инструктору. Но если у вас есть такая возможность, считайте, что в очень повезло: воспитать собаку злой и непослушной точно не грозит. Специалист может и не дрессировать вашего пса, однако покажет на очевидные погрешности в обучении и в воспитании, поможет подкорректировать поведение собаки и покажет, как следует действовать и говорить с животным.

Если же случилось так, что время упущено и собака уже взрослая (больше 2-х лет), придётся приложить в удвоенном размере силы и терпение, а также согласовать со специалистами методы воспитания. У взрослого пса трудно сломать характер и уже сформированные привычки, но это вовсе не значит, что невозможно перевоспитать — можно, просто дольше по времени и гораздо труднее.

А ещё очень важным моментом является то, как воспитать собаку правильно и при этом не подвергать риску её здоровье. Изнуряющие долгие тренировки категорически запрещены – это уже издевательство над животным какое-то и к тому же строго карается законом. Занятия должны быть в меру, но постоянными. А если заметили, что состояние питомца ухудшается – обратитесь в срочном порядке к ближайшему ветеринару для немедленного выяснения причин его нездорового состояния.

Теперь переходим к важным правилам вашего повседневного поведения, которое должно показать собаке, кто в семье хозяин.

Каждой собаке – своё место

  1. Садитесь за стол и ешьте первым, в стае вожак всегда приступает к употреблению пищи первым, а затем к нему уже присоединяются остальные животные. И в этом главная ошибка многих собачников. Сами того не подозревая, они уступают лидерство собаке уже с малого. А по правилам стаи — только после своей трапезы вы должны покормить и собаку, как бы жалобно она на вас не смотрела. Например, найденная в лесу девочка воспитанная собаками (случается и такое в наш 21-й век) отказывалась, есть пока все остальные присутствующие, не поедят.
  2. Ещё одна роковая ошибка большинства хозяев – пропускать пса с улицы домой (или в любо другое помещение) первым. Этого делать нельзя категорически! Всегда сначала вы, как полноправный вожак, должны пройти вперёд, а потом, по правилам волчьей стаи, заходит и ваш подчинённый «волк». Даже если он упорно будет ломиться пролезть вперёд вас, вы должны соответствующей и ранее выученной командой потребовать от пса учтивости и послушания.
  3. Вы должны всегда побеждать вашу собаку, даже в простой игре, связанной с соперничеством. Начинать и заканчивать игры должны тоже вы.
  4. Команды собакой должны выполняться моментально, с одного раза.
  5. Собака должна знать своё место. Помогут в этом опять-таки твёрдые хозяйские команды.
  6. Наказывать пса иногда придётся, но совершенно не уместно битьё собаки, что к тому же, не действует, а даёт обратный эффект: животное становится ещё более непослушным и агрессивным.

Что допустимо при воспитании собаки

Не лишним было бы и узнать то, что запрещено делать при желании правильно воспитать свою любимую собаку:

  • Нельзя бить. Но иногда, если не сказать редко, лёгкий хлопок по попе очень даже рекомендуется.
  • Нельзя постоянно запирать пса в клетку, иначе за это можно поплатиться расстроенной психикой собаки, что является почти неразрешимой и потом очень серьёзной проблемой.
  • Нельзя долго кричать, а вот использование властного оттенка в голос крайне желательно.
  • Нельзя наказывать пса с помощью лишения его пищи или воды. Это просто аморально. Но как показывает практика, так делает немало очень не умных людей.
  • Нельзя надолго оставлять пса в одиночестве, собака, по сути, животное стайное и потому одиночество очень пагубно для психики четвероногого друга.

Конечно, это лишь малая толика огромной многотомной науки о воспитании собаки, однако, запомните одно: любя животное искренне и от сей души, вы уже на правильном пути. Доброе и любящее сердце просто не способно воспитать собаку злой. Потому и живо до сих пор утверждение: «какой хозяин – такая и собака».