Исход. Исход из Египта. Если был, то когда? Исход предмет

Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.

Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12 ).

Переход через Красное море

После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.

… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)

После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход . Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им .

Карта исхода евреев из Египта.

Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5-4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста :

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (Третья книга царств, глава 6 ),

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл , известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Исход из Египта. Если был, то когда?

В контексте хронологической неразберихи и путаницы «кто есть кто» определение возможного времени исхода евреев из Египта приобретает не последнее значение. Если приход семейства Иакова остался незамеченным в силу малочисленности пришедших, то уж перемещение целого народа (еще и не совсем мирное) должно бы как-то обозначиться. Как же датируется Исход в научной литературе? Вообще-то академическая наука в принципе не датирует Исход, ей неизвестны достоверные археологические свидетельства пребывания древних евреев в Египте и их ухода оттуда. Египетские источники хранят по этому поводу полное молчание. Исход зафиксирован только в Торе, где он отнесен к временам «фараона, который не знал Иосифа». Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть кто угодно из тридцати фараонских династий.

Это серьезная проблема, поскольку на карту поставлена достоверность Библии как источника сведений (о египтянах, гиксосах, евреях – не так уж важно). В сущности, с этого пункта начинается отсчет еврейской истории (как реального, а не мифического народа). Без его датировки повисает в воздухе вся ее хронология.

Большинство историков, признавая, что у них нет точных доказательств реальности Исхода, все же согласны, что Исход – событие подлинное. Но в отношении датировки царит разнобой в несколько столетий. Обычно это временной период, укладывающийся от времени правления царицы Хатшепсут (около 1500 г. до н. э.) до Рамсеса II (1317–1251 гг. до н. э., по другим данным, 1292–1234 гг. до н. э.) и его преемника Мернепта. Манефон и александриец философ-стоик Херемон, живший в I веке н. э., в своих сочинениях показывают Моисея и Иосифа, возглавивших изгнанных из Египта евреев в правление Аменофиса (вероятно, имеется в виду фараон Аменмес) и его сына Рамсеса, а писатель I века до н. э. Ласимах упоминает имя фараона Бокхориса (он же Манефта, Марнептах, Меренптах), правившего в начале XIV века до н. э.

Иосиф Флавий не соглашается с ними, заявляя следующее: «Мне остается сделать ему (Манефону) несколько возражений касательно Моисея, которого египтяне считают человеком необыкновенным и божественным; желая же считать его своим, они выдают его за одного из жрецов, удаленных из города Гелиополиса вследствие проказы. Между тем из памятников явствует, что тот (Моисей) родился за 518 лет раньше и вывел наших предков в страну, нами теперь занимаемую. Что он не страдал никаким подобным телесным недугом, это вытекает из его же собственных постановлений: он запрещает прокаженным оставаться в городе или жить в деревне, но велит удаляться, разорвав верхнее платье, в пустыню, и считает каждого прикоснувшегося к ним или бывшего с ними под одною кровлею нечистым» (Лев, 13:14).

Хотя среди исследователей существуют серьезные разногласия по поводу определения времени возможного Исхода, но все же большинство склоняется к тому, что это событие произошло во второй половине XIII века до н. э. Моисей, возможно, только родился при Рамсесе II. Дело в том, что все сведения о евреях в Египте, которыми мы располагаем, содержатся в немногих, приведенных выше случайных записях, высеченных на монументах. В них упоминаются хабиру, возможно, они тождественны евреям. А такие записи можно отнести к этому времени.

Рамсес II стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гошен. Вдобавок Рамсес считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой части бога Сета (Сутеха, которого и гиксосы желали сделать главным божеством). И он решил перебраться в Дельту и построить там, на месте разоренного Авариса, новую столицу – город Раамзес (впоследствии известный как Танис). Готовясь к захватническому походу, фараон построил, кроме того, еще один город – Пифом, или Питом (оба этих названия упоминаются в тексте Библии как произведенные рабским трудом евреев), состоявший, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции.

С появлением Рамсеса кончилась идиллическая обособленность земли Гошен. Для осуществления строительных планов, задуманных с большим размахом, Рамсесу нужны были рабочие. Приказ об убийстве новорожденных, о котором говорится в Библии, возможно, свидетельствует, что с течением времени преследования евреев приобрели кровавые, жестокие формы. Предполагается, что поводом к нему послужила плодовитость израильтян и перенаселение Дельты после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие евреи не могли в то время прокормиться разведением скота и были вынуждены переселиться в города, где они занялись мелкой торговлей и ремеслом. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея, который появился на свет в тот период, когда приказ об убийстве новорожденных был в силе.

При всем при этом Рамсес II был выдающимся фараоном, а Египет при его правлении достиг вершины своего великодержавного могущества. Поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось освободиться при жизни этого фараона. В словах «Спустя долгое время умер царь египетский» (Исход, 2:23) вполне возможно скрыт намек на то, что Моисей вернулся в Египет после вступления на трон фараона Мернепта, преемника Рамсеса П.

В тексте Библии мы находим два загадочных пассажа, которые дают много материала для размышлений по интересующей нас проблеме. В книге Исход (3:21) Бог говорит: «И дам народу сему милость в глазах египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете египтян». А далее (12:36) в той же книге мы читаем: «Господь же дал милость народу своему в глазах египтян; и они давали ему, и обобрал он египтян».

Некоторые ученые делают отсюда вывод, что израильтяне восстали, экспроприировали ценности в египетских домах и ушли за границу. В пользу такого предположения говорит тот факт, что во время скитаний по пустыне они вели победоносные бои. Следовательно, они должны были выйти из Египта вооруженными и обеспеченными припасами.

Египту в царствование Мернепта приходилось защищать западную границу от набегов ливийцев, а с востока на него напали индоевропейские народы, которые покинули насиженные места на Балканах, вторглись в Малую Азию, сокрушили государство хеттов и заняли побережье Средиземного моря. Правда, Мернепта победоносно вышел из схваток с агрессорами, но Египет был настолько обессилен, что в течение долгого периода ему не удавалось восстановить свою мощь. По всей вероятности, израильтяне воспользовались его временной слабостью, чтобы высвободиться из рабства.

Есть и другие основания, позволяющие датировать Исход второй половиной XIII века до н. э. Археологам удалось откопать руины ханаанских городов, захваченных, согласно Библии, израильтянами под предводительством Иисуса Навина, преемника Моисея. В тех слоях раскопок, которые относятся ко второй половине XIII века до н. э., найдены следы пожаров и умышленных опустошений – явное доказательство стремительного завоевания. Моисей же просил царя Эдома разрешить израильтянам свободный переход через его территорию, в чем ему было отказано. Однако Моисей не отважился применить насилие, поскольку Эдом был мощным военным государством, и решил обогнуть его границы. Благодаря археологическим открытиям мы знаем, что в XIV веке до н. э. Эдома еще не существовало и в качестве хорошо организованного и могучего государства он вступил на арену истории только в XIII веке до н. э. Значит, израильтяне могли появиться на его границе именно в этом, XIII столетии, не раньше.

Есть, однако, серьезный пробел в этом исчислении. Сомнения возникли в связи с раскопкой Иерихона, крепости, якобы захваченной Иисусом Навином. Британская экспедиция подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разбитые части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Дату установили на основе найденных скарабеев и характерных рисунков на керамических черепках. Ученые пришли в немалое замешательство: с одной стороны, раскопки в древнем эдомском государстве и исторические данные о Египте говорят за то, что Исход произошел в XIII веке до н. э., а с другой – появились новые данные о том, что Иерихон пал на целый век раньше. Может быть, израильтяне не завоевали эту могучую крепость? Правда, скарабеи были ценными семейными драгоценностями, они переходили по наследству от отца к сыновьям и вряд ли могут служить основой для точной датировки.

Однако многие ученые считают, что период порабощения и угнетения евреев в Египте, завершившийся Исходом, относится к более раннему периоду, а именно к столетию, предшествовавшему правлению Рамсеса II. Эта школа связывает религиозную революцию Эхнатона с тем влиянием, которое должно было оказать на сознание и мировоззрение египтян общение с евреями, верными идее монотеизма. По мнению сторонников данной версии, как раз в тот период, когда была восстановлена изначальная религия египтян, евреи подверглись жестоким гонениям. Таким образом, преследования евреев следует рассматривать как часть общей политики, направленной на искоренение ереси Эхнатона.

Другие египтологи относят период угнетения и порабощения к еще более раннему времени, а именно к столетию, предшествовавшему правлению Эхнатона, которое было ознаменовано правлением Тутмоса III (1503–1449 гг. до н. э.). Эта группа ученых считает, что именно Тутмос III и был тем самым фараоном, во время правления которого евреи, проживавшие на территории Египта, подверглись жесточайшим преследованиям. Они связывают Исход из Египта с передвижением хабиру в эпоху строительства комплекса Тель-Амарна. По их мнению, обнаруженные на Синайском полуострове надписи, высеченные на камне, являются подтверждением этой теории.

Если опираться на текст Библии, то предпочтительнее версия, связывающая Исход с правлением Тутмоса III, уничтожившего практически все напоминания о времени регентства своей матери, царицы Хатшепсут, возможным приемным сыном которой и считали Моисея. Дело в том, что в Книге Царств сказано: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской. В четвертый год царствования Соломонова над Израилем… начал он строить храм Господу». Датой воцарения Соломона обычно считают 972 год до н. э. (по другим источникам – 1015 г. до н. э.). Следует обратить внимание и на книгу «Деяния Апостолов» (13:18, 20:21): «И около сорока лет времени питал их в пустыне… После сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула [предшественника отца Соломона – царя Давида], сына Кисова, мужа из колена Вениамина: так прошло лет сорок».

Существует серьезная причина, заставляющая некоторых ученых отказаться от общепринятого положения, что именно Рамсес II был фараоном-поработителем, а именно тот факт, что имя Исраэль встречается в так называемой «надписи Мернепта». Эта надпись, обнаруженная в 1896 году, представляет собой песнь в честь победы фараона Мернепта, в которой подробно описываются его завоевания в Ханаане. Перечисляя другие свои завоевания, он похваляется тем, что «Кнаан (Ханаан) покорен вместе со всем злом, Ашкелон уведен в плен, Гезер взят приступом, Йеноам уничтожен, Исирааль опустошен, а его потомство более не существует».

Ученые, придерживающиеся версии о том, что фараон-поработитель – это Тутмос III, считают, что фраза «Исирааль опустошен» говорит о том, что в этот период евреи уже жили в Ханаане и владели значительной частью территории этой страны. На этом основании они предполагают, что Исход состоялся задолго до начала правления Мернепта. Но столь серьезные выводы не могут быть основаны на одной надписи, которая к тому же допускает различные варианты трактовки. Слова «Исирааль опустошен» совершенно не обязательно должны означать «Израиль опустошен» и рассматриваться как обобщающее заключение, завершающее перечень побед в Ашкелоне, Гезере и Йеноаме, из которого должно вытекать, что все эти места до египетского вторжения находились под контролем евреев. Слово «Исирааль» не совпадает по своей фонетической структуре со словом «Исраэль» и может в равной степени относиться как к народу Израиля, так и к долине Изреэль, и, следовательно, фраза «Исирааль опустошен» может быть рассказом о завоевании фараоном Мернепта этой долины. Некоторые исследователи связывают эту фразу с захватом Ашкелона и Гезера и рассматривают ее как заявление Мернепта о завоевании территорий, считавшихся частью области Изреэль. Таким образом, не существует никаких серьезных оснований пересматривать общепринятое мнение о том, что фараоном периода порабощения был Рамсес II, а его сын Мернепта – тем правителем, который стал свидетелем Исхода евреев из Египта.

Некоторые исследователи на основании якобы исторических данных утверждают, что евреи вообще никогда не были в Египте, и, следовательно, не могло быть никакого периода порабощения и угнетения еврейского народа и последовавшего за ним Исхода. Но представляется сомнительным, чтобы какой-либо народ выдумал историю о порабощении, угнетении и унижении своих предков в чужой стране. За все время существования человечества неизвестен ни один народ, который сам себе приписал бы унизительное прошлое.

После правления Мернепта Египет переживал сменявшие друг друга периоды упадка и перестал быть в глазах других народов центром цивилизованного мира. Это делает еще менее вероятным предположение о том, что в более поздний период могла возникнуть легенда о пребывании в египетском рабстве целого народа. Профессор из Оксфорда Питер Питт на основе проведенных им исследований приходит к выводу: «Ни один историк не может сомневаться в том, что народ Израиля находился в Египте в тяжелых условиях. Легенда о трудностях, пережитых еврейским народом на раннем этапе его формирования, отражает столь унизительное и беспомощное состояние людей, что никогда не могла бы возникнуть, не будь она отражением реальных событий».

Как видим, всевозможных теорий относительно происхождения гиксосов, их связях и возможной идентификации с еврейским и другими народами, хватит не на одну книгу. Но, как это часто бывает, количество еще не означает качество – гиксосы по-прежнему остаются загадкой, загадкой не только египетской, но и мировой истории…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

5. 2. Моисей и исход из Египта История Моисея и исхода израильтян из Египта – Миц-Рима – это, вероятно, описание исхода некоторых группировок из Византии после Троянской войны XIII века н.э. «Война» Моисея с фараоном, то есть с ТРН, – это воспоминание о Троянской войне XIII

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Когда и кто начал реконструировать историю «Древнего» Египта «Главная ошибка официальной науки заключается не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционной манере, в которой о ней говорится, тогда как сама эта хронология основывается на весьма скромных, а

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

17. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках «Древнего» Египта? Мы уже говорили, что на многих египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты, а в некоторых случаях даже заменены на другие. Вину

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.11.3. ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ (НОЯ) КАК ИСХОД ОДНОГО ИЗ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ И ИСХОД ИЗРАИЛЬТЯН ПРИ КРЕСТОНОСЦЕ КОЛОНЕ Как мы уже видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось на самом деле плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю

Из книги Новая Хронология Египта - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

9.8. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках Египта? Итак, нам сообщают, что на египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты. А иногда даже заменены на другие. Вину за это египтологи, как мы

Из книги Утраченный Завет автора Рол Дэвид

Глава девятая МОИСЕЙ, ЦАРЕВИЧ ЕГИПТА (Исход., 1:1 - Исход., 4:18] Годы рабства - Убийство невинных - Царевич Египта - Война с Кушем - Бегство в Синай - Жизнь с мадианитянами - Откровение и тайное имя Бога.ИсторияВскоре после смерти Иосифа в 1617 г. до н. э. политическая

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

23. Исход из Египта Израильтяне поспешно собрались в путь. В одно весеннее утро, в 15-й день месяца Нисана, из Египта вышли все израильтяне, в количестве шестисот тысяч человек. К ним присоединилась и толпа «разноплеменных людей». Моисей шел во главе освобожденных.

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

11. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках «древнего» Египта? Итак, нам сообщают, что на многих египетских памятниках некоторые имена фараонов, названия некоторых стран и городов кем-то сбиты, а в некоторых случаях ДАЖЕ ЗАМЕНЕНЫ НА ДРУГИЕ.

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора Носовский Глеб Владимирович

3. Исход из Египта Моисея с израильтянами и переселение (Хиджра) Магомета вместе с его последователями из Мекки Библейская книга Исход говорит, что израильтяне подвергались в Египте угнетению. В ответ на их жалобы Бог сказал Моисею, что Он выведет израильский народ из

автора Липовский Игорь Павлович

Глава V Исход «дома Иакова» из Египта

Из книги Библейский Израиль. История двух народов автора Липовский Игорь Павлович

Когда произошел библейский исход? Среди историков-библеистов преобладает мнение, что исход древних евреев из Египта произошел в период правления Рамсеса II, где-то в середине или во второй половине XIII в. до н. э. Основной причиной, заставляющей искать дату исхода именно в

автора

7. Начало деятельности Авраама. Борьба с фараоном, исход из Египта Эти события описаны в кн. Бытие 12; 13:1.1а. БИБЛИЯ. Имя Аврам-Абрам допускает осмысленный перевод: ОТЕЦ РИМА или ОТЕЦ РИМ , т. 5. Отметим возможную близость имен Аврелиан и Аврам (переход М-Л и М-Н). А ведь

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

9. Иосиф, Моисей, борьба с фараоном, исход из Египта, гибель войск фараона Эти события описаны в кн. Бытие 39–50 и кн. Исход 1-14.1а. БИБЛИЯ. Иосиф считается великим библейским патриархом, ставшим «царем» в МС-Риме = Египте (Бытие 41:41–44). 1b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Одоакр -

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Плавание Невия-Ноя как исход одного из колен Израилевых - это исход израильтян из Испании при крестоносце Колоне Как мы видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю Египетскую

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 19. Если не в начале июля и не в Розуэлле, то когда и где? Договоримся, что отныне нас больше интересует не вопрос о том, кто снимал фильм, а загадка, окутывающая место и дату катастрофы. Раздражающим всех элементом является привязка фильма к Розуэллу. Но из того, что

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1.9. Кто, когда и зачем сбивал имена, названия городов и стран на памятниках Древнего Египта Знаменитый египтолог Генри Бругш писал: «С восшествием на престол царей 18-й династии, начинается УНИЧТОЖЕНИЕ памятников, принадлежащих Гиксосам, ВЫБИВАНИЕ ИХ ИМЕН И ТИТУЛОВ ДО



Исход

Исхо́д

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? исхо́да , чему? исхо́ду , (вижу) что? исхо́д , чем? исхо́дом , о чём? об исхо́де ; мн. что? исхо́ды , (нет) чего? исхо́дов , чему? исхо́дам , (вижу) что? исхо́ды , чем? исхо́дами , о чём? об исхо́дах

1. Исходом какой-либо ситуации, положения, дела является его завершение, его результат.

Исхода поединка не знал никто. | Исход войны был давно предрешён. | Все надеялись на хороший исход.

2. Когда событие происходит на исходе дня, ночи, суток и т. д., оно происходит в их конце.

Он вернулся на исходе той же ночи. | Случилось это на исходе зимы.

3. Когда у вас на исходе продукты, деньги, силы и т. д., они кончаются.

Моё время на исходе. | Лето на исходе. | Я почувствовал, что терпение моё на исходе.

4. Летальным (смертельным ) исходом называют наступление смерти.

Процент летальных исходов при подобных операциях очень невысок.

5. Исход - это вторая книга Ветхого Завета, которая рассказывает о том, как евреи покинули Египет под предводительством Моисея.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "исход" в других словарях:

    См. конец, освобождение роковой исход... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исход результат, итог, последствие, конец; освобождение; окончание, скончание, выход, исток, финал … Словарь синонимов

    ИСХОД, исхода, муж. (книжн.). 1. Движение, выход откуда нибудь (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. ❖ В исходе (книжн.) к концу чего нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) приближаться… … Толковый словарь Ушакова

    ИСХОД, а, муж. 1. Выход откуда н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный и. (смерть; спец.). Ладейный и. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический… … Толковый словарь Ожегова

    Исход - (Exodus), уход израильтян во главе с Моисеем из егип. плена ок. 1300 г. до н.э., описанный в Кн. Ветхого завета «Исход». Согласно Библии, израильтян преследовала армия фараона, но они спаслись, пройдя сквозь расступившиеся воды Красного моря… … Всемирная история

    - (Книга исхода) вторая книга Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

    Исход - см. Вероятность. Случайное событие … Экономико-математический словарь

    исход - — Тематики электросвязь, основные понятия EN outcome … Справочник технического переводчика

    Это статья об исходе евреев из Египта. О книге Пятикнижия см.: Книга Исход. У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения). Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в… … Википедия

    Исход - а, м. 1) (из чего, устар.) Выход откуда л. Исход французов из Москвы. Исход евреев из Египта. Синонимы: бе/гство 2) устар. Способ разрешить какое л. затруднение, выход из создавшегося положения. [Захарьин:] Пойдем к царю другого нет исхода (А. К … Популярный словарь русского языка

    А; м. 1. к Исходить (2.И.; 1 зн.). 2. Способ разрешить какое л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и. 3. Окончание, завершение, конец; результат чего л. И. дела … Энциклопедический словарь

Введение.

На древнееврейском языке название этой книги звучит как "Елле-Шемот" ("Вот имена"), будучи идентичным первым двум ее словам. Встречается это название и в сокращенном виде "Шемот" ("Имена"). Русское название "Исход" соответствует Септуагинте. Исход из Египта описывается в книге в 13:17 - 15:21.

Автор.

Исход был написан Моисеем в какой-то период времени пребывания его у горы Синай, либо вскоре после этого. В пользу этого факта недвусмысленно свидетельствует сама Библия. Так, из Библии видно, что Моисей способен был исполнить подобное дело ("И научен был Моисей всей мудрости Египетской", Деян. 7:22). Книга Исход не оставляет сомнений в авторстве Моисея. Бог приказал Моисею записать, как происходило военное столкновение Израиля под командованием Иисуса Навина с амаликитянами ("Напиши сие для памяти в книгу"; Исх. 17:14).

Кроме того, Моисей записал все, что говорил ему Господь на Синае (И написал Моисей все слова Господни; Исх. 24:4). Эти его записи получили название "Книги Завета" (24:7). На горе Синай Господь сказал Моисею: "Напиши себе слова сии" (34:27), и Моисей "написал на скрижалях слова завета, десятисловие" (34:28).

Об авторстве Моисея свидетельствует и то, что мы читаем в других частях Пятикнижия. Во Второзаконии 31:9 говорится, что "написал Моисей закон сей и отдал его священникам". Столь же убедительно звучат и слова из Второзакония 31:24 "Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца".

В других книгах Ветхого Завета также находим подтверждения тому, что автором Исхода был Моисей. Так, Давид завещал Соломону слушаться Божиих определений и постановлений, "как написано в законе Моисеевом" (3-Цар. 2:3). Ездра читал из "книги закона Моисеева" (Неем. 8:1). Кроме того, Пятикнижие называли "книгой Моисеевой" (Неем. 13:1).

Время написания.

В 1-Цар. 6:1 промежуток времени между исходом евреев и началом строительства храма Соломоном (он начал строить его в четвертый год своего царствования) определяется в 480 лет. Поскольку четвертый год царствования Соломона приходится на 966 год до Р. Х., то исход должен был произойти в 1446 году. Кроме того, ко времени Иеффая (приблизительно 1100 г. до Р. Х.) Израиль уже находился в земле обетованной 300 лет (Суд. 11:26). Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине 15 столетия до Р. Х.

Данные археологических раскопок в Египте, относящиеся к этому периоду, соответствуют тому, что записано в книге Исход. К примеру, Тутмос IV стал наследником своего отца Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит Господом в ночь первой Пасхи, Исх. 12:29). Известно, что в начале своего правления Аменхотеп II (1450-1425 гг. до Р. Х.) подавлял восстания недовольных в своем царстве; что семитов заставляли изготовлять кирпичи (сравните 5:7-18); что несколько египетских фараонов из 18-ой династии (примерно 1567-1379 гг.) много и активно строили на севере страны. Поскольку фараоны из 18-ой династии очень часто вели войны в Палестине, становится понятным, для чего размещали они военные гарнизоны и строили "города для запасов" (1:11) в районе Дельты: им это было надо для облегчения передвижения между сиро-палестинскими населенными пунктами и Египтом.

Кроме того, события, происходившие в Палестине около 1400 года до Р. Х., соответствуют завоеваниям, которые возглавил Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин и Асор были разрушены примерно в 1400 году. Один из ученых приходит к такому выводу: "Все обнаруживаемые на территории Палестины остатки материальной культуры говорят о том же, что и данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили именно в то время, о котором определенно свидетельствуют библейские историки" (Брюс К. Вольтке).

Для перехода из Египта в Синайскую пустыню израильтянам понадобилось ровно три месяца (Исх. 19:1-2). Логично думать, что Моисей составил свою книгу в то время, как они расположились там лагерем или вскоре после того (1446 г. до Р. Х.). Логично и то, что описанное в ней, начинается в какой-то промежуток времени до рождения Моисея в 1526 году (глава 2) и продолжается до событий, происходивших в окрестностях горы Синай.

Цель написания.

Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Правление это осуществлялось посредством новой "конституции" Моисеева завета (19:3-19). Юнгер замечает:

"Книга Исхода направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на великом акте избавления потомков Иакова и учреждения из них теократического государства, располагавшегося у горы Синай. Бог, Который до той поры был связан с Израилем лишь посредством Своего завета с Авраамом, который Он подтвердил Исааку и Иакову, теперь привлекает Израиль к Себе как народ посредством избавления его из рабства. Поступая с ним как с избранным народом, через который предстоит явиться Искупителю, Иегова, кроме того, связывает его с Собой узами Моисеева завета и поселяется среди него под покровом облака славы"

Таким образом, исход является связующим звеном между источником происхождения народа, который есть обетование, данное Богом Аврааму (Быт. 12:2), и началом теократической государственности этого народа под управлением Моисея. Народ, который получил обетование, был чудесным образом освобожден из рабства и "помещен" под сень Моисеева завета, чтобы он мог стать "народом святым" (Исх. 19:6) и проложить путь для благословения язычников (Быт. 12:3; сравните "поставлю Тебя… во свет для язычников", Ис. 42:6). Итак, два момента выделены в книге Исхода: искупление и посвящение.

Историческая обстановка.

1. История Египта до исхода евреев. Древний Египет простирался на расстояние примерно 900 км. от Ассуана (древняя Сиена), первого порога на реке Нил, к северу, в направлении Средиземного моря. Его территория включала в себя узкую долину Нила (от Ассуана до Мемфиса) и Дельту, обширный треугольник, простиравшийся от Мемфиса до моря.

К югу от Асссуана лежала древняя земля Куш. Название "Египет" греческого и латинского происхождения, но корнями своими оно уходит к древнему слову Хакуптаа, первоначальному названию Мемфиса, столичного города, расположенного сразу на север от Каира. В те времена, когда Мемфис был столицей, иностранцы называли его именем называли всю страну. А местное население называло ее иначе "Тамери", что значит "возлюбленная земля", или "Кемет" - "черная страна", отдавая дань плодородной почве по берегам Нила.

История древнего Египта делится учеными на три периода: додинастический (примерно 3500-3100 гг. до Р. Х.), период первых династий (примерно 3100-2686 гг. до Р. Х.) и династический (2686-332 гг. до Р. Х.).

В додинастический период сельское население, жившее по берегам Нила, становилось все более оседлым. Возникавшие цивилизации Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта были объединены Нармером, первым фараоном верхнего Египта. Объединение это положило начало периоду первых династий. Их входило в него две.

Династический период продолжался от 2686 года до завоевания Египта Александром Македонским в 332 году. 29 династий правило страной на протяжении этого периода.

Время 3-6 династий (около 2686-2181 гг. до Р. Х.) характеризовалось быстрым прогрессом в области культуры и техники. В эти столетия, получившие название периода Древнего царства, сооружались великие пирамиды, и фараоны, абсолютные монархи, правили из Мемфиса железной рукой.

Первый переходный период (династии 7-11; 2181-1991 гг.) соответствовал времени упадка. Затем наступил период Среднего царства (династия 12; примерно 1991-1786 гг.), когда страна расширила свои границы и перенесла столицу в город Фивы. Централизованное правление было вновь восстановлено при Аменемфете I, основателе процветавшей 12 династии. Это был "золотой век" Египта, когда опять достигли расцвета искусство и ремесла, повысилось благосостояние населения. И в эту-то счастливую эру появился в Египте Иосиф, ставший премьер-министром фараона, а вслед за ним пришли туда Иаков и его сыновья (1876 год до Р. Х.; Быт. 46:6).

Второй переходный период (около 1786-1567 гг.) соответствовал правлению 13-17 династий. В период 13 и 14 династий Египет вновь стал клониться к упадку. А при 15 и 16 династиях страну покорили гиксосы, народ семитско-азиатского происхождения. Благодаря своей военной технике, превосходившей египетскую, (гиксосы имели на вооружении железные колесницы и азиатские луки) они владели египетской землей на протяжении полутора столетий и правили ею из Авериса, расположенного в дельте Нила. Но постепенно гиксосов стали оттеснять, и началось это около 1600 года, когда восстал Секенеир II, принц Фивский. Что происходило с потомками Иакова при гиксосах, не совсем ясно.

При Яхмосе I, правившем в Фивах, начался период Нового царства (около 1567-1220 гг.; 18-19 династии), которому суждено было стать одним из самых блестящих периодов в истории Египта. Египет сделался великой державой, чье влияние простиралось за пределы реки Евфрат. В годы 18-ой династии и происходили события, описанные в книге Исхода. Это было время, когда новой волной египетского национализма стало размывать существовавшее прежде терпимое отношение к иноплеменникам, характерное для гиксосов.

В целях обороны египтяне начали создавать империю и продвинули свои границы вглубь Палестины. Не желая, видимо, вовсе искоренять у себя семитское население, уже осевшее в Египте, фараоны превратили семитов в своих рабов и стали пользоваться их трудом при возведении оборонных объектов и царских дворцов.

2. История Египта незадолго до исхода евреев. Аменхотеп I правил в условиях вновь централизованной власти с 1546 по 1526 гг. (фактически централизация эта началась при его отце Яхмосе I). Наследником Аменхотепа стал его сын Тутмос I, правивший приблизительно с 1526 по 1512 годы. Моисей родился в его царствование (примерно в 1526 г) или в конце царствования Аменхотепа I. Знаменитая дочь Тутмоса I, Хатшепсут, возможно, и была той принцессой, которая нашла Моисея в зарослях нильских камышей. Когда умер сын Тутмоса I, Тутмос II (1512-1504), власть перешла к Тутмосу III. Так как он был слишком молод, то фактической правительницей при нем стала (в 1503 году) Хатшепсут. "Соправительницей" Тутмоса III она оставалась до 1482 года.

Во время блестящего царствования Хатшепсут Египет процветал. На это-то время и пришлись молодые годы Моисея, проведенные им при царском дворе. Но после смерти Хатшепсут в 1482 году Тутмос III правил единолично до 1450 года. Фараон, не любивший Хатшепсут, не только упразднил ее двор, но и попытался стереть ее имя с большинства памятников в Египте. Вероятно, в то время и бежал Моисей от недружелюбного теперь к нему царского окружения в Мидию. А Тутмос III сделался могучим строителем своей державы, в чьи пределы была включена и Сирия.

Наследником Тутмоса III стал Аменхотеп II (1450-1425), который и был "фараоном исхода" (1446 г.). Создается впечатление, что, в отличие от своего завоевателя-отца, Аменхотеп II даже уступил некоторые египетские земли, поскольку не в состоянии был проводить значительные военные кампании. И, может быть, его слабая боеспособность объяснялась тем, что все свои колесницы, или большую часть их, он оставил в водах Красного моря.

На так называемой "Стелле сна", относящейся ко времени Тутмоса IV, записано, что бог Харем-ахт возвестил ему, молодому царевичу, во сне, что настанет день, когда он сделается царем. Если бы Тутмос IV был старшим сыном фараона, то не нуждался бы в подтверждении своего права на престолонаследие. Логично, таким образом, допустить, что он был одним из младших сыновей Аменхотепа II. И это соответствует записанному в Исх. 12:29, что старший сын фараона умер в ночь первой Пасхи Израиля.

Итак, Тутмос III был фараоном, при котором евреев жестоко угнетали, а Аменхотеп II - фараоном, при котором они вышли из Египта.

История Египта по прошествии периода Нового царства и вплоть до завоевания страны греками распадается на периоды Позднего Нового царства (20 династия; около 1200-1085 гг.), Третий переходный (1085-663 гг.; династии 21-25) и Поздний период (663-332; династии 26-31).

3. Место исхода. По поводу того, каким путем следовал Израиль, выходя из Египта, ведется много дискуссий. Дело усложняется неточным переводом еврейского "йам суп" как Красного моря (Чермного моря), вместо "моря папирусов" или Камышового моря. Место это находится где-то между Суэцким заливом и Средиземным морем, на линии современного Суэцкого канала, где множество болотистых лагун и озер.

Имеется две точки зрения по поводу возможного места исхода. Сторонники "северной точки зрения" относят его к лагуне близ Средиземного моря, а сторонники "южной" (или центральной) точки зрения - к югу от Сокхофа, "помещая" его возле озера Балах или озера Тимсах.

Бог уводил Израиль в сторону от хорошо известного и укрепленного торгового пути, простиравшегося на север, прочь от "дороги земли Филистимской" (13:17); Он вел их в пустыню, чтоб не столкнуться им с египетскими воинами.

Сторонники "северной точки зрения" полагают, что гора Синай находилась в окрестностях Кадес-Варни. Имеющиеся данные свидетельствуют, однако, в пользу того, что речь идет о горе Синай в южной части полуострова.

Ведь израильтяне вышли из Рамзеса и отправились к Сокхофу, пройдя около 50 километров на юго-восток (Исх. 12:37; Чис. 33:5). Близ Сокхофа они были чудесным образом избавлены от армии Аменхотепа II, преследовавшей их на колесницах. В пользу "южной точки зрения" говорит и тот факт, что пустыня Сур (Исх. 15:22), где Израиль оказался, перейдя через Красное море, расположена прямо на восток от Сокхофа. И еще: на воду в озерах Балах и Тимсах сильные восточные ветры могли подействовать именно так, как это описано в 14:21.

План книги:

I. Избавление Божьего народа из Египта (главы 1-18)

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)

1. Обстановка, в которой протекали события; Израиль и Египет (1:1-7)

2. Притеснения: Израиль под властью фараонов (1:8-22)

Б. Освободитель Израиля (главы 2-4)

1. Рождение Моисея в Египте; он - под защитой дочери фараона (2:1-16)

2. Бегство Моисея в землю Мадиамскую (2:11 - 4:17)

В. Возвращение Моисея в Египет (4:18-31) В. Борьба Моисея с египетским фараоном (5:1 - 12:36)

1. Столкновения Моисея с фараоном (5:1 - 7:13)

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 - 12:36)

Г. Избавление Израиля из Египта (12:37 - 18:27)

1. Быстрый переход по территории Египта в сторону моря (12:37 - 13:22)

2. Переход через Чермное море (глава 14)

3. Песнь Моисея и Мариамь об избавлении (15:1-21)

4. Переход к горе Синая (15:22 - 18:27)

II. Откровение Божиему народу на Синае (главы 19-40)

А. Завет Бога с Его пародом (главы 19-31)

1. Обстановка, в которой был дан закон (глава 19)

2. Десятисловие (20:1-21)

3. Книга завета (20:22 - 24:11)

4. Ритуальные правила и установления (24:12 - 31:18)

Б. Падение и восстановление Божьего народа (главы 32-34)

1. Израиль нарушает завет (32:1 - 33:6)

2. Возобновление завета Богом (33:7 - 34:35)

В. Сооружение скинии (главы 35-40)

1. Подготовка к возведению скинии (35:1 - 36:7)

2. Возведение скинии (36:8 - 39:31)

3. Завершение строительства скинии (39:32-43)

4. Оборудование скинии изнутри и снаружи (40:1-33)

5. Пребывание Бога со Своим народом (40:34-38)

По выходе евреев из Египта, на одном из первых станов (Сокхофе), Господь дал Моисею закон, по которому каждый первенец мужеского пола из всего народа должен посвящаться Богу, также должно было посвящать Богу и все первородное из домашних животных, причем нечистых из них повелевалось заменять чистыми или денежным выкупом. За первенцев из людей также налагались выкупы. Этот закон вместе с праздником опресноков во всей строгости должен был соблюдаться тогда, когда евреи поселятся в земле Обетованной.

1–6 ст. Ближайшее историческое и нравственное значение закона о первенцах было такое же, как и значение праздников Пасхи и опресноков. Освобожденные чудесными действиями от язычников египтян, евреи должны были всецело посвятить себя на служение Богу, выделивши для этого служения своих первенцев, которым принадлежали права священнодействия до избрания колена Левиина.

В прообразовательном смысле закон о первенцах указывал на «перворожденное слово» – Иисуса Христа, Который, как первенец Девы Марии, ею был посвящен Богу () и Который в то же время Сам послужил освящением для всех людей, избавив их от рабства греху и диаволу.

Глава XIV, 11–32 ст. Переход евреев через Чермное море

Вскоре после выхода, евреев из Египта фараон пожалел что отпустил даровых работников и решил гнаться за ними. Евреи, расположившиеся на берегу Чермного моря, когда увидали приближающееся войско фараона, пришли в ужас и начали роптать на Моисея, упрекая его за то, что он вывел их из Египта. Моисей ободряет народ, указывая на помощь Божию. Между тем Господь, отвечая на внутреннюю молитву Моисея, повелел ударом жезла разделить море и продолжать свой путь. В то же время Ангел, путеводительствовавший евреями в столпе облачном , стал между евреями и египтянами, освещая путь первым и покрывая мраком последних. По чудесно осушенному ветром, поднявшимся с востока, когда Моисей простер свою руку на море, дну морскому евреи перешли на другой берег. Когда же египтяне с ожесточением бросились за ними в погоню, Господь повелел Моисею вновь простереть жезл на море, и воды его разъединенный сошлись, а египтяне погибли в глубине морской. Событием чудесной гибели врагов рабство египетское было окончательно свергнуто и утвердилась вера народа в своего Избавителя Бога и богоизбранного вождя Моисея.

11–12 ст. Страх евреев от грозного египетского войска усиливался еще безвыходностью их положения. Они оказались окруженными, с одной стороны, пустыней, с другой – отвесными скалами гор, спереди морем и позади преследовавшими египтянами. Местность эта находилась па берегу Красного моря к северо-западу от Суэзского залива.

19 ст. Под Ангелом , присутствовавшим в облачном столпе, следует разуметь Самого Сына Божия ( гл.).

Переход евреев через Чермное море, по толкованию апостола Павла, прообразовал собою новозаветное таинство крещения. Как израильтяне чудесным переходом спаслись от рабства египетского, крестившись в облаке и в море , по выражению апостола (), так и христиане в водах крещения избавляются от рабства греху и мысленному фараону – диaвoлy. Кроме того, в переходе евреев чрез Чермное море, которое было непроходным до перехода и после перехода осталось таковым, св. Церковь усматривает образ таинства приснодевства Богоматери (Богородич. 5-го глас.).

Глава XIX. Приготовление евреев к Синайскому законодательству

В третий месяц, по выходе из Египта, евреи расположились станом при горе Синае. Здесь Господь открыл Моисею Свое намерение вступить с еврейским народом в особый завет, по которому евреи должны будут находиться в самых близких отношениях к Богу, сделаться народом избранным святым, царским освящением. Это Свое великое благоволение Господь обещал еврейскому народу при условии точного исполнения им воли Божьей. Когда народ изъявил со своей стороны полную готовность на это, Господь повелел Моисею в продолжении двух дней чрез очищение приготовить народ к достойному сретению своего Господа, Который в третий день сойдет на гору в облаке, огне и громе. В это время никто из людей и животных под угрозою смерти не должен был прикасаться к подошве горы. На третий день Господь в величественной и страшной обстановке явился на Синае. Гора была покрыта густым облаком, дымилась и колебалась, над нею сверкала молния и гремел гром, слышались сильные трубные звуки. Народ, приведенный Моисеем к этой горе, в ужасе трепетал.

1–2 ст. День прибытия евреев к Синаю, по общему мнению, был пятидесятый по исшествии их из Египта. Здесь при этой горе , Господь некогда призвал Моисея в качестве освободителя и вождя Евреев.

6 ст. Царским освящением, т.е. царством священников Господь называет евреев потому, что предполагает их приблизить к Себе, чтобы сделать их хранителями откровенных истин веры и нравственности. В среде избранного народа будет основано царство Божие на земле, и Господь, как Царь, будет в нем присутствовать. Отсюда жизнь еврейского народа должна была отличаться особенною святостью наподобие жизни священнослужителей. Такое высокое призвание и положение Израиля предызображало духовную близость к Богу чад новозаветной Церкви, верующих, которые, по словам св. апостола Петра, представляют собою род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ().

Глава ХХ-я. Синайское законодательство

В слух всего народа Господь изрек заповеди десятословия. Народ, пораженный и устрашенный громом, трубными звуками видом пламени и дымящейся горы, в трепете отступил от Синая и обратился к Моисею с просьбою, чтобы Господь прекратил непосредственно говорить с народом, а беседовал с Моисеем, передавая чрез него Свои законы. Моисей ободрил народ и указал, что Господь нарочито явился в такой величественной обстановке, чтобы народ чувствовал страх пред Господом и не грешил. После этого Моисей вошел во мрак горы и получил здесь от Бога различные религиозные и гражданские законы, которые и передал потом Израильтянам.

1 ст. Богом-Законодателем, явившим Свое присутствие на горе Синае, был Иисус Христос Сын Божий; Его глас , по свидетельству апостола Павла, поколебал тогда землю (), поэтому Он тем же апостолом и называется Ходатаем (), а у других священных писателей Ангелом (), Ангелом завета ().

5 ст. Называя Себя ревнителем к еврейскому народу, Господь Свои отношения к народу человекообразно уподобляет близким отношениям, существующим между супругами, горячо любящими друг друга .

2–17. Заповедями десятословия, положенного в основу ветхозаветной религии, сжато выражаются обязанности человека по отношению к Богу, к себе самому и к ближним. Ими кратко указуется, что человек должен жить не для себя, а для Бога и своих ближних, заботиться в жизни главным образом не о теле, а о душе, поставлять на первом плане не свой интерес, а правду. Заповеди десятословия, по учению Самого Спасителя, также обязательны и для нас христиан, как и для евреев (Mф. V, 17). Грозною обстановкою Синайского законодательства Господь хотел, с одной стороны, вызвать в сердцах жестоковыйных Израильтян чувство благоговения пред величием Божиим, поселить чувство страха пред нарушением закона и возбудить уважение пред Моисеем, как своим посредником пред Богом. Из книги Второзакония, где Бытописатель восполняет свое повествование об этом событии, видно, что Господь не только согласился на просьбу убоявшегося народа принимать законы чрез Моисея, но одобрил страх народа и открыл Моисею, что Он впоследствии восставит народу Израильскому Пророка, подобного Моисею, Который возвестить слово Божие, т.е. Иисуса Христа ().

Что же касается законов гражданских, данных на Синае, которыми предусматривалось и определялось положение о рабах, суде, семейной жизни, заеме и т.д. (XXI гл. ХХIII гл.), то относительно их следует заметить, что они, несмотря на свой местный, приспособленный к условиям жизни еврейского народа характер, во многих отношениях являются поучительными и для христиан, напр. законы о суде, о бедных, о великодушии к врагам и т. п.

Глава XXIV, 3–8 ст. Торжественное вступление избранного народа Божия в завет с Богом

Приняв от Бога все данные законы, Моисей спустился с горы и передал их народу, который единогласно дал обещание исполнять их (1–3 ст.). После этого евреи с таинственно-знаменательными обрядами торжественно вступили в завет с Богом. Это событие совершилось следующим образом. Все полученные законы Моисей записал в книгу, потом устроил под горою жертвенник и поставил двенадцать камней по числу 12-ти колен израилевых. На поставленном жертвеннике юноши из сынов Израилевых принесли жертвы всесожжения и мирные. Взявши от них кровь животных, Моисей половину ее вылил в чаши, а другую половину – на жертвенник. После этого он взял книгу завета, прочел ее вслух народу, который при этом дал обещание исполнять волю Божию. Наконец, Моисей окропил жертвенною кровью весь народ и сказал: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (8 ст.).

5 ст. Юношами, совершавшими жертвоприношения, были несомненно первенцы, так как право священнодействия принадлежало им по первородству и по закону усвоено было им Самим Богом до учреждения левитского священства (; ).

6–8. Обрядом кропления кpoвию всего народа и книги завета скреплялся и утверждался Синайский завет Бога с евреями, так как у древних народов пролитие крови при заключении союзов служило знаком силы, крепости сих союзов. Самая кровь при этом являлась клятвенным свидетельством договаривающихся, по которому верность договора признавалась дороже самой жизни. Но кровавое кропление книги завета и самого народа, совершенное Моисеем при вступлении в завет с Богом, в связи с жертвенными священнодействиями, имело глубокое религиозное значение. Но толкование св. апостола Павла, оно прообразовало собою искупительную кровь Христа Спасителя мира, которою Он запечатлел учрежденный Им новый завет (), предызображавшийся в ветхом завете Синайским законодательством ( ст.; VIII, 8–13; X, 16–17 ст.).

Описание устройства скинии свидения

Скиния значит палатка, шатер. По устройству своему скиния свидения действительно походила на пастушеский шалаш, только была больших размеров сравнительно с ним. Она представляла собою прямоугольную форму и разделялась на две части: святилище и святое-святых. Стенами ее служили столбы, поставленные продольными и поперечными рядами и плотно прикрепленные друг к другу. Они сделаны были из дорогого дерева и сплошь обложены были золотом. К ним привешивались разноцветные завесы, которые приготовлены были из самых лучших тканей.

Святилище отделялось от святого святых особою внутреннею завесою, расшитою херувимами, и занимало собою пространство в две трети скинии . Здесь пред этою завесою находился алтарь кадильный (стол по величине одинаковый с нынешними престолами), на котором воздвигался в честь Бога фимиам из благовонных веществ. На правой стороне святилища стоял другой стол длиною в два раза более и несколько ниже по сравнении с первым. Этот стол предназначался для возложения, по числу колен Израилевых, 12-ти хлебов предложения, которые каждую субботу заменялись новыми, и назывался трапезою предложения. В южной же стороне святилища, против трапезы, поставлен был светильник, сделанный из чистого золота с семью лампадами, придававшими ему вид дерева, в них постоянно горел чистый елей.

Во святом святых находилась главная святыня скинии ковчег завета, который представлял собою род ящика шириною и высотою почти в аршин, а длиною около полутора аршина. Он был устроен из самого дорогого дерева и внутри и снаружи обложен был золотом. Верх его покрывался золотою крышкою, по краям которой были поставлены изображения двух херувимов с распростертыми крыльями. В ковчеге хранились скрижали завета, на которых начертаны были заповеди десятословия, стамна (сосуд) с манною и жезл Ааронов прозябший, положенный впоследствии.

Перед скиниею и кругом ее был устроен большой двор , где приносились жертвы и куда собирался народ. Он был закрыт оградою, состоявшею из столбов с протянутыми занавесями. Во дворе находились: жертвенник всесожжений и умывальница, из которой священники брали воду для омовения своих рук, ног и жертвенных частей пред совершением священнодействий.

Наряду со всеми другими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, скиния свидения, служившая походным храмом, как единственным местом для общественного и частного богослужения еврейского народа, имела символическое и преобразовательное значение. По словам Самого Бога, она была образом местопребывания Его среди сынов Израиля (), была символом и видимым изображением царства Божия на земле, основанного среди избранного народа (). Этим объясняется и название ее скинию свидения, свидетельства, откровения, как видимого места, свидетельствовавшего о духовном пребывании Бога среди народа еврейского. Все части скинии и принадлежности ее внутренним своим значением указывали на присутствие Бога в этом святом жилище, причем самое расположение и убранство их поучительно напоминало евреям о том, как они должны были исполнять свои богослужебно-религиозные обязанности к Богу. Напр., святое святых и святилище являлись как бы чертогом Царя Бога, двор же служил образом Его царства, где подданные приближаются к Нему с дарами и жертвами. Скрижали завета в ковчеге знаменовали собою то, что закон есть основа завета с Богом (). Мрак святого святых изображал невидимое величие Бога. Недостигаемость этого величия для падшего человечества и требование от него святости по образу Всесвятейшего прекрасно выражались даже в украшении и убранстве скинии. Чем ближе принадлежность ее находилась к святому святых, тем большею она отличалась ценностью и изяществом. Металлы и ткани тут были расположены так, что более драгоценное находилось ближе к Иегове, а низшее по достоинству было удалено от Него. Тоже было и с людьми. Народу, лишенному непосредственного общения с Богом, предоставлялся только двор, как наиболее удаленное место от ковчега присутствия Божия; священникам же, которые были посвященными лицами на служение Богу, дозволялось входить во святилище. Во святое же святых доступ давался только одному первосвященнику и то лишь однажды в год, при условии строгого соблюдения установленных для сего обрядовых предписаний. Среди такой обстановки ветхозаветный человек невольно проникался мыслью о своем ничтожестве пред Богом и побуждался с благоговением совершать обрядовые распоряжения закона.

Но кроме этого ближайшего значения, скиния, по указанию новозаветных писателей и св. отцов и учителей Церкви, имела таинственно-прообразовательное значение. Она прообразовала собою новозаветную Церковь Христову. Ветхозаветная скиния была местопребыванием Иеговы среди потомков Израиля. Церковь Христова есть дом Божий (), в котором Господь обещался пребывать до скончания века (Mф. XXVIII, 20).

Двор скинии, доступный для всех верующих и даже язычников, изображал вселенский характер Церкви Христовой, открытой для всех людей, желающих сделаться ее членами (). Жертвенник всесожжения прообразовал великую Голгофскую Жертву – Иисуса Христа, стяжавшего Церковь Своею кровию. Умывальница прообразовала таинство крещения.

Святилище в таинственном смысле указывало на воинствующую Церковь Христову, как царство благодати, куда входят, подобно ветхозаветным священникам, только истинно верующие, омытые водами крещения и помазанные Духом Божиим в таинстве миропомазаны. И как имевшие доступ во святилище, входя в него, вкушали хлебы предложения, освещались от светильников и воскуряли фимиам на алтаре кадильном, так и христиане, вступив в Церковь новозаветную, удостоиваются вкушать истинного хлеба животного – тела Христова (; ), просвещаться светом мира – евангельским благодатным учением Христа () и возносить духовный фимиам Богу – молитвы (). имея на небе великого за себя Ходатая вечного первосвященника Иисуса Христа ().

Святое святых было образом неба, Церкви торжествующей или царства славы. Единократное в год вхождение сюда первосвященника с жертвенною кровью для очищения народа прообразовательно указывало на Иисуса Христа, Который с Своею кровию вовек вошел на небо и приобрел вечное искупление и очищение грехов всего человечества (). Ковчег завета прообразовал собою благодатный престол славы Богочеловека, восшедшего на небеса и седящего одесную Бога Отца. Манна прообразовала тело и кровь Христа Спасителя в таинстве евхаристии и в тоже время предуказывала собою манну сокровенную в царстве славы (), т.е. Того же Христа Спасителя, Которого сыны этого царства будут приобщаться уже не под видом хлеба и вина, а таинственно, в блаженном вкушении общения с Ним (Троп, по 9 песн. канона на Пасху). Жезл Ааронов прообразовал святое дерево креста Христова и таинство воплощения Сына Божия. Скрижали завета означали исполнение Иисусом Христом воли Отца небесного, которое сделалось целью евангельского новозаветного служения людей Богу.

Если святилище, по своему таинственному значению, соответствует христианскому храму, то святое святых по своему духовному смыслу имело отношение к алтарю христианского храма, указывая своими главными принадлежностями на главный принадлежности последнего. (Напр., Кивот = престол, скрижали завета = Евангелие, стамна с манной = дарохранительницу, жезл = крест Христов).

Когда скиния свидения со всеми своими частями и принадлежностями была устроена, Господь повелел Моисею, чтобы он поставил и освятил ее чрез помазание священным елеем. Вместе с этим повелевалось Моисею посвятить на служение при скинии Аарона и сыновей его . Чудесное облако покрыло вновь поставленную и освященную скинию, и слава Господня наполнила ее (XL гл.).