Патологическая тревожность. Патологическая тревога

Классификация и диагностика

Литература

Заключение

О некоторых актуальных направлениях развития и проблемах в сфере психологической интервенции при депрессивных расстройствах уже шла речь; в заключение приведем еще несколько. Особого внимания сегодня заслуживает адаптация когнитивно-поведенческих и интерперсональных терапевтических методов к лечению депрессий в детском и подростковом возрасте (Reynolds & Johnston, 1994); участились также и попытки использовать терапевтический потенциал этих методов для лечения хронических и терапевтически резистентных больных, страдающих депрессией (Mason, Markowitz & Klerman, 1993; Zimmer, 1995). В последнее время значительно возросло внимание к профилактике рецидивов у пациентов с депрессией, поэтому на первый план сейчас выходят попытки дальнейшего проведения психологической интервенции в течение некоторого времени после устранения депрессивной симптоматики (Frank, Johnson & Kupfer, 1992, Herrle & Rühner, 1994). Некоторые исследователи полагают, что когнитивно-поведенческие стратегии следует использовать для первичной профилактики - для предупреждения развития депрессивного расстройства у людей с повышенным риском к ним (Munoz & Ying, 1993).

Проблемы, которые стоят перед фундаментальным терапевтическим исследованием, не менее сложны и многогранны, нежели проблемы, которые предстоит решить клинической практике. Например, как можно объяснить тот факт, что воздействия как различных психологических методов терапии депрессии, так и медикаментозного лечения в общем и целом одинаковы? А как объяснить тот факт, что преимущество комбинированного психологически-медикаментозного терапевтического подхода оказалось явно меньше, чем должно было быть? Сегодня является общепризнанным (в смысле концепции «final common pathway» (Whybrow, Akiskal & McKinney, 1984), что депрессивные расстройства есть результат развития, которое может быть обусловлено психологическими, психосоциальными и физиологическими предпосылками; поэтому вышеизложенные данные, кажется, подтверждают гипотезу «общего терапевтического финального пути». Однако до сих пор у нас недостаточно знаний о том, какие пути ведут к этому финальному пути, какие специфические и/или общие факторы воздействия лежат в основе достигнутых эффектов. Результаты соответствующих детальных эмпирических анализов пока еще весьма разнородны (Rehm, 1995; Blöschl, 1996). Таким образом, и в интересах теоретического познания, и в интересах широкой практики необходимо продолжать и стимулировать научно-исследовательские работы в этом направлении.



Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.

Beach, S. R. H. (1996). Marital therapy in the treatment of depression. In C. Mundt, M. J. Goldstein, K. Hahlweg & P. Fiedler (Eds.), Interpersonal factors in the origin and course of affective disorders (pp. 341-361). London: Gaskell.

Beck, A. T. (1970). Depression. Causes and treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1994). Kognitive Therapie der Depression (4. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Becker, R. E., Heimberg, R. G. & Bellack, A. S. (1987). Social skills training treatment for depression. New York: Pergamon.

Bemporad, J. R. (1992). Psychoanalytically orientated psychotherapy. In E. S. Paykel (Ed.), Handbook ofaffective disorders (2nd ed., pp. 465-473). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Blöschl, L. (1986). Verhaltenstherapie. In S. K. D. Sulz (Hrsg.), Verständnis und Therapie der Depression (S. 105-121). München: Reinhardt.

Blöschl, L. (1996). Zum Vergleich und zur Kombination psychologischer und medikamentöser Depressionsbehandlung: Zwischenbilanz und Ausblick. Editorial. Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25, 79-82.

Buchanan, G. M. &Seligman, M. E. P. (Eds.). (1995). Explanatory style. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum.

Cappeliez, P. (1993). Depression in elderly persons: Prevalence, predictors, and psychological intervention. In P. Cappeliez & R. J. Flynn (Eds.), Depression and the social environment. Research and intervention with neglected populations (pp. 332-368). Montreal; Kingston: McGill-Queen"s University Press.

Evans, M. D., Hollon, S. D., DeRubeis, R. J., Piasecki, J. M., Grove, W. M., Garvey, M. J. & Tuason, V. B. (1992). Differential relapse following cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. 802-808.

Fava, M. & Rosenbaum, J. F. (1995). Pharmacotherapy and somatic therapies. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 280-301). New York: Guilford.

Frank, E., Johnson, S. & Kupfer, D. J. (1992). Psychological treatments in prevention of relapse. In S. A. Montgomery & F. Rouillon (Eds.), Long-term treatment of depression (pp. 197-228). Chichester: Wiley.

Gotlib, I. H. & Colby, C. A. (1987). Treatment of depression. An interpersonal systems approach. New York: Pergamon.

Grawe, K., Donati, R. & Bernauer, F. (1994). Psychotherapie im Wandel. Von der Konfession zur Profession. Göttingen: Hogrefe.

Hautzinger, M. (1993). Kognitive Verhaltenstherapie und Pharmakotherapie bei Depressionen: Überblick und Vergleich. Verhaltenstherapie, 3, 26-34.

Hautzinger, M. & de Jong-Meyer, R. (Hrsg.). (1996). Depression (Themenheft). Zeitschrift für Klinische Psychologie, 25 (2).

Hautzinger, M., Stark, W. & Treiber, R. (1994). Kognitive Verhaltenstherapie bei Depressionen. Behandlungsanleitungen und Materialien (3. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Herrle, J. & Kühner, C. (Hrsg.). (1994). Depression bewältigen. Ein kognitiv-verhaltenstherapeutisches Gruppenprogramm nach P. M. Lewinsohn. Weinheim: Psychologie Verlags Union.

Hollon, S. D., DeRubeis, R. J. & Evans, M. D., Wiemer, M. J., Garvey, M. J., Grove, W. M. & Tuason, V. B. (1992). Cognitive therapy and pharmacotherapy for depression. Singly and in combination. Archives of General Psychiatry, 49, 774-781.

Hoofdakker van den, R. & Berkestijn van, J. (1993). Biologische Behandlung. In F. A. Albersnagel, P. M. G. Emmelkamp & R. van den Hoofdakker (Hrsg.), Depression. Theorie, Diagnostik und Behandlung (S. 145-190). Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie.

Jarrett, R. B. (1995). Comparing and combining short-term psychotherapy and pharmacotherapy for depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 435-464). New York: Guilford.

Kanfer, F. H. (1971). The maintenance of behavior by self-generated stimuli and reinforcement. In A. Jacobs & L. B. Sachs (Eds.), The psychology of private events (pp. 39-59). New York: Academic Press.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (1982). Interpersonal psychotherapy: Theory and research. In A. J. Rush (Ed.), Short-term psychotherapies for depression (pp. 88-106). Chichester: Wiley.

Klerman, G. L. & Weissman, M. M. (Eds.). (1993). New applications of interpersonal psychotherapy. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Lewinsohn, P. M. (1975). The behavioral study and treatment of depression. In M. Hersen, R. M. Eisler & P. M. Miller (Eds.), Progress in behavior modification (Vol. 1, pp. 19-64). New York: Academic Press.

Lewinsohn, P. M., Antonuccio, D. O., Steinmetz, J. L & Teri, L. (1984). The Coping with Depression Course. A psychoeducational intevention for unipolar depression. Eugene, Oregon: Castalia Publishing Company.

Lewinsohn, P. M. & Gotlib, I. H. (1995). Behavioral theory and treatment of depression. In E. E. Beckham & W. R. Leber (Eds.), Handbook of depression (2nd ed., pp. 352-375). New York: Guilford.

Lewinsohn, P. M., Hoberman, H., Teri, L. & Hautzinger, M. (1985). An integrative theory of depression. In S. Reiss & R. R. Bootzin (Eds.), Theoretical issues in behavior therapy (pp. 331-359). Orlando, Florida: Academic Press.

Mason, B. J., Markowitz, J. C. & Klerman, G. L. (1993). Interpersonal psychotherapy for dysthymic disorders. In G. L. Klerman & M. M. Weissman (Eds.), New applications of interpersonal psychotherapy (pp. 225-264). Washington, DC: American Psychiatric Press.

McLean, P. (1981). Remediation of skills and performance deficits in depression. Clinical steps and research findings. In J. F. Clarkin & H. I. Glazer (Eds.), Depression. Behavioral and directive intervention strategies (pp. 179-204). New York: Garland.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1979). Clinical depression: Comparative efficacy of outpatient treatments. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 47, 818-836.

McLean, P. D. & Hakstian, A. R. (1990). Relative endurance of unipolar depression treatment effects: Longitudinal follow-up. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 58, 482-488.

Munoz, R. F. & Ying, Y.-W. (1993). The prevention of depression. Research and practice. Baltimore: The Johns Hopkins University Press.

Paykel, E. S. (Ed.). (1992). Handbook of affective disorders (2nd ed.). Edinburgh: Churchill Livingstone.

Rehm, L. P. (1977). A self-control model of depression. Behavior Therapy, 8, 787-804.

Rehm, L. P. (1988). Self-management and cognitive processes in depression. In L. B. Alloy (Ed.), Cognitive processes in depression (pp. 143-176). New York: Guilford.

Rehm, L P. (1995). Psychotherapies for depression. In K. D. Craig & K. S. Dobson (Eds.), Anxiety and depression in adults and children (pp. 183-208). Thousand Oaks, Calif.: Sage.

Rehm, L. P., Kaslow, N.J. & Rabin, A. S. (1987). Cognitive and behavioral targets in a self-control therapy program for depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 60-67.

Reynolds, W. M. & Johnston, H. F. (Eds.). (1994). Handbook of depression in children and adolescents. New York: Plenum.

Seligman, M. E. P. (1974). Depression and learned helplessness. In R. J. Friedman & M. M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research (pp. 83-113). New York: Wiley.

Seligman, M. E. P. (1992). Erlernte Hilflosigkeit (4., erw. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union. Sulz, S. K. D. (Hrsg.). (1986). Verständnis und Therapie der Depression. München: Reinhardt.

Thase, M. E. (1994). Cognitive-behavioral therapy of severe unipolar depression. In L. Grunhaus & J. F. Greden (Eds.), Severe depressive disorders (pp. 269-296). Washington, DC: American Psychiatric Press.

Wacker, H.-R. (1995). Angst und Depression. Eine epidemiologische Untersuchung. Bern: Huber.

Wahl, R. (1994). Kurzpsychotherapie bei Depressionen. Interpersonelle Psychotherapie und kognitive Therapie im Vergleich. Opladen: Westdeutscher Verlag.

Whybrow, P. C, Akiskal, H. S. & McKinney, W. T., Jr. (1984). Mood disorders. Toward a new psychobiology. New York: Plenum.

Wolpe, J. (1971). Neurotic depression: Experimental analog, clinical syndromes, and treatment. American Journal of Psychotherapy, 25, 362-368.

Wolpe, J. (1990). The practice of behavior therapy (4th ed). New York: Pergamon Press.

Zimmer, F. T. (1995). Forschungsstand und Strategien kognitiver Verhaltenstherapie bei chronischen und therapieresistenten Depressionen. In G. Lenz & P. Fischer (Hrsg.), Behandlungsstrategien bei therapieresistenter Depression (S. 93-101). Stuttgart: Thieme.

Глава 37. Тревожные расстройства

Розелинда Либ и Ганс-Ульрих Виттхен

Важнейшим условием классификации тревожных расстройств является, с одной стороны, как можно более тонкая дифференциация тревоги как первичной эмоции с ее аффективными, физическими и когнитивными компонентами, тревожности как свойства личности и дифференциальная диагностика различных форм патологической тревоги ,а с другой стороны, проведение границы между патологической тревогой и другими видами психических расстройств. Основными признаками патологической тревоги являются следующие: 1) тревожная реакция и избегающее поведение переживаются людьми, страдающими этим заболеванием, как необоснованные, неадекватно сильные и слишком часто возникающие, 2) они начинают избегать ситуаций, вызывающих тревогу, и теряют контроль над тревогой, 3) тревожные реакции возникают последовательно и продолжаются дольше обычного и 4) ведут к нарушению качества жизни. Патологическая тревога - это ведущий симптом тревожных расстройств. Однако она может возникнуть и при других психических расстройствах (например, депрессии), а также соматических заболеваниях (например, эндокринных расстройствах). Особенно часто тревожные состояния проявляются при острых аффективных расстройствах, протекающих в тяжелой форме (депрессиях и биполярных расстройствах), психотических заболеваниях (например, шизофрении) и прогредиентных стадиях зависимостей от психоактивных веществ (например, при абстинентном синдроме). Поэтому тщательно проведенная дифференциальная диагностика имеет большое значение при постановке диагноза «тревожное расстройство».

Отграничение нормальной тревоги и тревожности от различных форм патологической тревоги в последние годы стало проводить значительно легче благодаря введению четких диагностических критериев и алгоритмов постановки диагноза. Для этих целей в настоящее время используют две классификационные системы, теперь хорошо согласованные друг с другом и удобные для решения как исследовательских, так и практических задач, - МКБ-10 ВОЗ (World Health Organization, 1992), дополненную однозначно сформулированными диагностическими критериями исследования (World Health Organization, 1993), и четвертую версию DSM Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV ;American Psychiatric Association, 1994, 1996), содержащую значительно более дифференцированные, чем в МКБ, признаки расстройств. Табл. 37.1.1 дает представление о структуре классификации этих систем применительно к тревожным расстройствам и о некоторых различиях между ними. Так как DSM-IV значительно подробнее описывает картину расстройства, чем МКБ-10, то мы в своем последующем изложении будем опираться в основном на категории DSM-IV .В скобках приводятся соответствующие F-коды из МКБ-10.

Таблица 37.1.1. Классификация тревожных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV

С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна , в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом . С одной стороны, тревога и тревожность являются признаками стресса, а с другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

· Шкала самооценки тревоги Шихана

· Личностная шкала проявления тревоги

· Госпитальная шкала тревоги и депрессии

· Шкала Цунга для самооценки депрессии

Умеренное чувство тревоги знакомо каждому человеку. Что может быть естественней, чем волнение перед важным жизненным событием, переживание за близких людей, беспокойство о своем здоровье и благополучии? Однако, случаются ситуации, когда чувство необъяснимой тревоги полностью овладевает человеком, начинает управлять его мыслями и поступками, превращая жизнь в постоянное ожидание опасности.

Как отличить здоровое беспокойство от таких серьезных состояний, как расстройство личности, тревожная депрессия, паническая атака или социальное тревожное расстройство? Какие проблемы можно решать самостоятельно, а когда требуется профессиональное лечение?

Где находится грань между нормальным беспокойством и болезненной тревогой?


Прежде чем паниковать и переживать о своем психическом здоровье, следует понять, насколько серьезны ваши тревожные ощущения. Здоровая тревога способна уберечь человека от потенциально-опасных ситуаций или, наоборот, мотивировать его на выполнение действий, ведущих к благоприятному исходу события. Тревога всегда направлена в будущее и состоит из нескольких эмоций: чувства вины, печали и страха. Плохая подготовка к экзамену или халатное выполнение дипломной работы дают естественные основания тревожиться перед сдачей. Если в прошлом вас укусила собака, опасаться повторения ситуации нормально. Как проявляется патологическая тревожность? Человек испытывает постоянное напряжение, которое мешает нормальной работе и семейной жизни, при этом причины такого волнения он не осознает, и самостоятельно не может противостоять этим чувствам. Человек боится, что произойдет нечто негативное, причем катастрофические последствия и опасности он ожидает отовсюду. Так обычно проявляется тревожно-депрессивный синдром. Если человек старается избегать обычных повседневных ситуаций и дел, которые его нервируют, – это может быть тревожное расстройство личности. С паническими атаками связаны повторяющиеся приступы внезапного учащения сердцебиения на фоне острой тревоги, которые могут накатывать на человека без особой причины.

Почему возникают тревожные расстройства?


Предпосылками для развития повышенной тревоги могут служить биологические особенности организма, в частности, увеличенная выработка определенных нейромедиаторов или генетическая предрасположенность. Многие исследователи склоняются к психогенной природе возникновения тревожных расстройств: изначально чувство тревоги возникает как условный рефлекс на устрашающий раздражитель, после этого повышенное беспокойство может появляться само по себе. Социальное тревожное расстройство часто является следствием травмирующего опыта. Если чувствительный подросток был отвергнут сверстниками, испытал унижение с их стороны или получил другую психологическую травму, в будущем у него может развиться социофобия. У людей с меланхоличным темпераментом, обусловленным наследственностью, а также у тех, кто в детстве подвергался критике и неприятию со стороны родителей, чаще, чем у других, развивается тревожное расстройство личности. Ажитированная депрессия обычно диагностируется у людей пожилого возраста. Тяжелые соматические болезни и нарушения в работе эндокринной системы также могут спровоцировать у человека тревожно-депрессивное расстройство. На возникновение психических заболеваний с повышенным чувством тревоги часто влияет сочетание генетических, социальных и психологических причин.

Типичные признаки патологической тревоги


По МКБ-10 заболевания с повышенной тревожностью относятся к классу невротических, связанных со стрессом и соматизированных расстройств. Ключевым признаком является наличие высокого уровня тревоги и необоснованного страха при отсутствии адекватной этому состоянию причины. Часто сочетается с такими симптомами эмоциональной сферы, как чувство опустошенности, пессимистический настрой, повышенное нервное напряжение и раздражительность, трудности сосредоточения, ожидание опасности. У каждого больного наблюдаются также характерные соматические симптомы тревожного расстройства:

  • нарушение сна, вялость, высокая утомляемость;
  • сдавливающие головные боли, напряжение в мышцах, головокружение;
  • дрожь в руках и ногах, ажитированная депрессия также сопровождается двигательным и речевым беспокойством;
  • ощущение трудности дыхания, одышка, обильное потоотделение;
  • боли в желудке, диарея, повышенное мочеиспускание;
  • учащенный пульс, учащенное сердцебиение, давящее чувство в области грудной клетки.

Характер течения разных форм тревожных расстройств


В зависимости от степени выраженности чувства тревоги по отношению к другим симптомам, наличия других сопутствующих психических заболеваний и характерной симптоматики, можно выделить разные типы течения тревожных расстройств:

  • Генерализованная форма расстройства характеризуется наличием стойкой тревоги без привязки к конкретным ситуациям или объектам. Протекает волнообразно с периодическим обострением ключевых симптомов: вегетативной гиперактивности, моторного напряжения, опасения. Часто связано с хроническим стрессовым влиянием среды.
  • Расстройство с паническими атаками протекает приступообразно, сопровождается вспышками немотивированного страха и мучительной тревоги с характерными соматическими симптомами.
  • Избегающее расстройство личности отличается стремлением человека замыкаться от социальных контактов и его повышенной чувствительностью к критике со стороны окружающих.
  • При тревожно-фобическом расстройстве преобладающим или единственным симптомом является иррациональный страх. Если у человека преобладает боязнь социальных действий и внимания со стороны других людей, то диагностируют социальное тревожное расстройство.
  • Часто сочетаются тревога и депрессия, в такой ситуации диагноз зависит от того, симптомы какого расстройства являются преобладающими.

Повышенная тревога при депрессии


Нередко встречаются ситуации, когда чувство тревоги является симптомом депрессивного расстройства. У женской половины населения тревожная депрессия встречается чаще. В группе риска также находятся люди, живущие в неблагоприятных социально-экономических условиях и пенсионеры. Люди в возрасте склонны к сильным переживаниям из-за своей социальной ненужности, резкого снижения качества жизни, нехватки общения. Вследствие этого у них часто развивается инволюционная ажитированная депрессия, которая проявляется излишней суетливостью, нарушением речи, стереотипными движениями, дрожанием рук. Человек постоянно твердит о надвигающемся несчастье, повторяет одни и те же фразы без перерыва, не может усидеть на месте, мечется. Ажитированная депрессия возникает из-за снижения с возрастом способностей нервной системы справляться с негативными ситуациями. Черепно-мозговые травмы, а также воспаления и опухоли в левой височной доле головного мозга часто приводят к тому, что у больного возникает тревожная депрессия. При этом человек постоянно меняет положение тела, вздыхает, оглядывается с опасением, плохо спит, беспокоится, что с ним случится нечто плохое. Лечение таких расстройств проводит психотерапевт с применением антидепрессантов.

Уклоняющееся личностное расстройство


При данном типе расстройства человек стремится замкнуться от окружающих, избегает социальных контактов, остро реагирует на критику в свой адрес, часто ощущает себя неполноценным. Человек, у которого есть тревожное расстройство личности, считает себя непривлекательным для окружающих в плане общения, старается избегать взаимодействия с обществом, так как боится унижения, высмеивания, опасается вызвать неприязнь. Проявляется уклоняющееся расстройство обычно в позднем юношеском возрасте. Такие люди отличаются чрезмерной робостью, очень низкой самооценкой, неловкостью в социальных ситуациях. Основная их проблема состоит в том, что они нуждаются в социальных контактах, но стараются их избегать, из-за боязни быть отвергнутыми. Такие люди заводят отношения с окружающими только в том случае, если полностью уверены, что их не отвергнут, они слишком обеспокоены собственными недостатками. Тревожное расстройство личности часто возникает у тех, кто сталкивался с постоянным неприятием со стороны родителей, сверстников. Накопленный негативный опыт вызывает настолько болезненные ощущения, что одиночество кажется лучшим решением.

Социофобия или боязнь социальных действий


Если человек испытывает необоснованный страх до дрожи в коленях перед выступлениями на публике, опасается случайных взглядов в свою сторону, ничего не способен сделать, когда на него смотрят, скорее всего, у такого человека развивается социальное тревожное расстройство. Люди с социофобией предъявляют к себе завышенные требования, всегда стараются произвести положительное впечатление на других. Они зациклены на своей внешности и поведении в обществе, а в глубине души испытывают истинный ужас и панику от того, какой оценкой их наградят окружающие. Постоянное прокручивание в голове возможных вариантов развития событий вызывает сильную тревогу и стресс. Такой человек редко смотрит собеседнику в глаза. Социальное тревожное расстройство сопровождается физиологическими проявлениями: аритмией, тремором конечностей, одышкой, тошнотой, слезами, обильным потоотделением. Часто протекает одновременно с депрессией, приступами паники и другими психическими расстройствами.

Что делать при подозрении тревожного расстройства?


Если вы замечаете за собой или за кем-то из близких признаки тревожного расстройства, следует обязательно проконсультироваться с практикующим психологом либо психотерапевтом. За усиленным чувством тревоги может скрываться более серьезное заболевание, только врач сможет точно поставить диагноз и назначить соответствующее лечение. Конечно, не всегда тревожные чувства являются признаком патологии, но если уровень ежедневного беспокойства негативно отражается на вашей работе, семейных отношениях и образе жизни в целом, то консультация специалиста очень важна. Лечение тревожных расстройств, как правило, проводится с использованием методов психотерапии, только в особо тяжелых случаях требуется медикаментозная поддержка. Снизить уровень тревоги в обычной жизни можно и самостоятельно. Хорошо помогают физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, регулярный здоровый сон и сбалансированное питание. Не стоит перегружать себя обязанностями, переутомляться и работать без выходных. Лучше полностью отказаться от алкоголя и сигарет или хотя бы уменьшить их потребление. Постарайтесь восстановить эмоциональное равновесие, избегайте стрессовых ситуаций, найдите в близком кругу человека, которому сможете доверить ваши переживания.

По данным некоторых исследований выявлено, что распространенность синдрома тревоги в Российской Федерации достигает 46,3%. Достоверно доказано, что наличие тревожных расстройств утяжеляет течение основных соматических заболеваний (сердечно-сосудистую патологию, бронхо-легочные заболевания, патологию пищеварительной системы, аллергические реакции, кожные заболевания), тревога ухудшает качество жизни человека, предрасполагает к развитию депрессии. Исходя из этого, возникает ряд вопросов - что такое тревога, почему она появляется, может ли тревога быть полезной, каковы патологические проявления тревоги, как справляться с тревогой?

Тревога - это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, ожидание негативных событий, трудно определяемые предчувствия. Тревога расплывчатое, трудно поддающееся логическому объяснению, тягостное ощущение беспокойства за будущие обстоятельства, когда сигнал опасности не ясен. Тревога существует столько, сколько есть человек, в ней есть полезная целесообразность - она помогает избежать и предотвратить нежелательный или угрожающий безопасности и жизни вариант развития событий, а также урон самооценки человека.

Выделяют нормальную и патологическую тревогу.
Нормальная тревога - это совокупность психофизиологических реакций организма, имеющих защитное значение и направленных на адаптацию организма к меняющимся условиям среды. Для нее свойственны: связь с угрожающей ситуацией, усиливается при недостатке информации и дефиците времени, длительность тревоги определяется продолжительностью психотравмирующей ситуации.

Патологическая тревога - состояние, характеризующееся психическими и соматическими симптомами повышенной тревожности, существенно нарушающими качество жизни человека и его деятельность. Признаками патологической тревоги являются: отсутствие связи с реальной угрозой, она усиливается неадекватно ситуации, длительна по времени (более 4 недель).

Физическими проявлениями патологической тревоги являются следующие симптомы: головокружение, головная боль, дрожь, учащенное сердцебиение, неприятные ощущения (в т.ч. боли) в груди, тошнота, боли в животе, жидкий и/или частый стул, чувство нехватки воздуха, одышка, когда эти проявления не связаны с основным соматическим заболеванием (Вы прошли обследование у разных специалистов и по их результатам не выявлены заболевания, объясняющие Ваше плохое самочувствие).
Психические проявления патологической тревоги таковы: навязчивые тревожные опасения по поводу различных жизненных обстоятельств (профессиональных, финансовых, бытовых, учебных, здоровья собственного и близких), повышенная пугливость, ощущение взвинченности или пребывание на грани срыва, нарушение засыпания или частые пробуждения среди ночи, трудности концентрации внимания или расстройство памяти, раздражительность.

Причинами развития патологической тревоги считаются:
1) внешние факторы со смыслом угроза безопасности и жизни, здоровью и самоуважению человека;
2) личностная предрасположенность - характерологические особенности в виде повышенных требований к себе, негативного самовосприятия, склонности застревать на неприятных переживаниях, тревожится на перед;
3) социальные ориентиры современного общества - культ успеха и достижений, силы и конкурентности, рациональности и сдержанности;
4) особенности воспитания и характера семейных отношений;
5) наследственный фактор;
6) биологическая предрасположенность (женский пол, определенные возрастные периоды, наличие сопутствующих заболеваний, вегетативные конституциональные особенности).
Патологическая тревога может проявляться как: постоянно существующее чувство тревоги; эпизодическая (время от времени) или по поводу определенных обстоятельств (ситуационная тревога).

Способы преодоления патологической тревоги:
1. важно научиться осознавать чувство тревоги, с какими обстоятельствами она связана, т.к. неосознаваемая тревога начинает проявляться в виде психосоматических расстройств;
2. затем необходимо разобраться для самого себя насколько соответствуют реальности Ваши опасения и даже, если тревога обоснованная, то какие существуют варианты справиться с негативными последствиями неблагоприятного развития событий;
3. напомнить самому себе, о своем уже имеющемся положительном опыте справляться с неприятностями и трудностями;
4. сравнить масштабы своих затруднений с глобальными проблемами/катастрофами;
5. можно обратиться к психотерапевту или психологу, чтобы обучится методам когнитивно-поведенческой психотерапии (метод психотерапии, признанный во всем мире доказательно эффективным в лечении тревожных и депрессивных расстройств), глубокого расслабленного дыхания, релаксации, аутотренинга.

Тревога – это чувство, которое хоть раз в жизни испытывал любой человек. Если в нашей жизни предстоит какое-то важное событие, в исходе которого мы не уверены, тогда велика возможность испытать данное состояние.

Тревожные состояния среди женщин встречаются в 2 раза чаще, чем среди мужчин.

С научной точки зрения термин можно расшифровать следующим образом:

Тревога – общечеловеческий феномен, возникающий в ответ на неопределенную либо угрожающую ситуацию, дефицит информации и проявляющийся в форме переживания внутреннего беспокойства, ожидания катастрофы, беды, надвигающихся неприятностей.

А вообще тревога может возникать когда угодно. Она может появиться как в нормальных ситуациях, способствовать при этом адаптации человека к новым условиях, так и выступать в качестве патологического симптома.

Возникая в норме тревога имеет профилактический характер, ведь она сигнализирует человеку о возможной опасности, побуждает его к действиям. Почувствовал беспокойство? Нужно срочно что-то делать: защищаться или убегать.

Патологическая тревога – это генерализованная реакция организма, возникающая при различных психических патологиях, по своей длительности и интенсивности не коррелирующая с реальной угрозой.

Помогает или мешает?

Нельзя однозначно отнести тревожное состояние к положительным или отрицательным эмоциям. Все зависит от того, можете ли вы контролировать данный фактор.

Например, если впереди вас ждет какое-то важное событие, экзамен, и испытываемое беспокойство помогает вам мобилизировать свои силы, более ответственно подойти к подготовке, принятию решения, тогда данное эмоциональное составляющее можно оценить как полезное.

С другой стороны, если пребывать не в ладах со своими волнениями, не уметь их контролировать, направлять в правильное русло, тогда беспокойство может занять доминирующее положение в нашем сознании. В результате на подготовку к решающему событию не останется ни сил ни времени. Да, и вероятность успеха будет ничтожно мала. Если рассматривать тревожное состояние под этим углом, тогда приятного в ней, однозначно, будет немного.

Только тот, кто умеет контролировать возникающее беспокойство, может стать успешным.

Проявления

Распознать тревожное состояние не составит сложностей, если знать его проявления.

Выделяют вегетативные, психологические и поведенческие симптомы тревоги.

Самые распространенные вегетативные признаки тревоги:

  • учащенное сердцебиение;
  • одышка либо чувство удушья;
  • повышенная потливость;
  • приливы жара;
  • ощущение сжатия, покалывания, боли в сердце;
  • дрожь по телу;
  • сухость во рту;
  • частое мочеиспускание;
  • тошнота, частый стул, боли в области живота;
  • трудности с глотанием (словно «ком» в горле);
  • головокружение и другие.

Классические психологические проявления тревоги:

  1. переживание чувства опасности;
  2. ощущение беспомощности, сочетающееся с неуверенностью в собственных силах;
  3. ухудшение концентрации внимания;
  4. комплекс вины;
  5. раздражительность;
  6. нетерпеливость и другие.

Поведенческие симптомы тревоги – неусидчивость, желание куда-то бежать, что-то непонятное делать, скованность, шаткость, напряжение, повышенная утомляемость.

Классификация

Я уже упоминала, что интенсивное беспокойство может возникать в различных ситуациях, как в норме, так и в патологии. Исходя из этого, выделяют различные типы тревоги.

Основные виды нормальной тревоги:

  1. Мобилизационная тревога эпизодическое явление. Ее задача – помочь человеку собраться с силами, подготовиться к сложной ситуации. Чаще всего встречается у активных личностей.
  2. Ситуационная тревога – возникает исключительно в стрессовых ситуациях, а когда воздействие стресса завершается, проходит и само тревожное состояние.
  3. Социальная тревога наблюдается в ситуациях, сопровождающихся контактом с руководством, во время публичных выступлений, когда человек оказывается «на виду». Такие люди слишком зависят от мнения других, боятся нелестной оценки своих действий, высказываний. Социальная тревога является пограничным состоянием. Если ее проявления будут чрезмерно выражены, будет наблюдаться целый «букет» тревожных симптомов, может возникнуть социальная фобия.
  4. Личностная тревога еще иначе именуется тревожностью. Это характеристика личности, равнозначная низкому порогу возникновения беспокойства. Повышенная тревожность свойственна ананкастным, тревожным и зависимым личностям.

Патологическое беспокойство

Заболевания, которые чаще всего сопровождаются чрезмерной тревогой:

  • аффективные расстройства – часто депрессивная симптоматика сочетается с тревогой, последняя, в свою очередь, утяжеляет течение основного заболевания;
  • , тревожно-фобические расстройства (например, социальная фобия, агорафобия), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), и т. д;
  • расстройства шизофренического спектра — шизофрения, шизотипическое и ;
  • соматоформные расстройства и другие.

Патологическая тревога может быть невротической, психотической или фармакогенной.

Фармакогенная тревога возникает вследствие воздействия любых лекарственных веществ либо как результат их отмены.

Чаще всего возникает при:

  • употреблении наркотических веществ – галлюциногенов, кокаина, кофеина, конопли (канабиса);
    как следствие синдрома отмены у лиц, длительно принимающих бензодиазепиновые транквилизаторы;
  • при употреблении высоких доз препаратов щитовидной железы;
  • при резкой отмене некоторых антидепрессантов – пароксетина, венлафаксина;
  • вследствие синдрома отмены на фоне длительного приема алкоголя, кокаина, никотина.

Невротическая тревога

Невротическая тревога возникает в структуре невроза, более подробно описанного здесь. Является хроническим состоянием, сопровождающимся не только выраженным беспокойством, но и страхом, паническими атаками. Имеющиеся симптомы существенно нарушают нормальное функционирование.

Человек осознает свое состояние, однако противостоять самостоятельно расстройству не может, нуждается в лечении. Чаще всего невротическая тревога возникает в рамках панического либо обсессивно-компульсивного расстройств, .

Отдельно в рамках невротической тревоги выделяют следующие состояния:

  1. Физиологическая тревога иногда возникает как следствие родов, операции, тяжелой соматической патологии. Для такого состояния характерны как тревожные, так и астенические проявлениями.
  2. Соматическая тревога – вторичное состояние, сопровождающееся страхом заболеть тяжелой, неизлечимой болезнью, сопровождающееся различными симптомами. Однако при многочисленных исследованиях не удается обнаружить какой-либо серьезной патологии. Вследствие этого может развиться ипохондрическое или соматоформное расстройство, кардионевроз, хронические болевые состояния.
  3. Витальная тревога возникает при невозможности реализовать жизненно необходимые функции, их еще иначе называют витальными, — жажду, голод.

Вследствие воздействия сильного, угрожающего жизни стрессового фактора тревожное состояние может трансформироваться в .

Психотическая тревога

При психотической тревоге помимо тревожного компонента присутствует собственно психотическая симптоматика – галлюцинации, бредовые идеи, психомоторное возбуждение.

Чувство тревоги является частой составляющей психотических состояний. Беспричинное беспокойство может предшествовать дебюту шизофрении, сочетаться с параноидной или галлюцинаторной симптоматикой.

Наличие тревоги способно еще более усугубляет психотическое состояние пациента, увеличивает риск совершения суицида.

Диагностика

Диагностика тревоги осуществляется посредством опроса пациента, уточнения жалоб, оценки его психического статуса, наблюдением за психическим и соматическим состоянием пациента.

Необходимо разобраться с ситуацией, спровоцировавшей появление беспокойства, чтобы оценить, насколько она соответствует имеющейся симптоматике.

Для диагностики тревоги разработаны специальные опросники, наиболее известные из них:

Лечение

Лечение тревоги должно вестись по двум направлениям – медикаментозному и психотерапевтическому.

Учитывая, насколько длительное беспокойство опасно для психического состояния человека, разработана даже специальная группа противотревожных средств – анксиолитики (транквилизаторы) – гидазепам, феназепам, диазепам, мексидол.

Помимо транквилизаторов умеренным противотревожным действием обладают некоторые антидепрессанты (например, пароксетин), ноотропы (бифрен), нейролептики (сонапакс, кветиапин, рисперидон).

Для того, чтобы купировать тревогу, необходим комплексный подход к психическому состоянию, назначение лекарственной терапии, соответствующей основной патологии пациента. Так, при шизофрении и сходных заболеваниях необходимо применение нейролептиков, при большинстве тревожных и депрессивных состояний показано лечение антидепрессантами, обладающими противотревожным действием.

Особенности терапии

Какой препарат вам подойдет – это сможет определить только врач-психиатр, учитывая имеющиеся симптомы, тяжесть вашего психического и соматического состояния и многие другие факторы. И противотревожные препараты, и антидепрессанты – опаснейшие из медикаментов в неопытных руках. Я это пишу не для того, чтобы отговорить вас от приема лекарств. Нет и еще раз нет. А лишь для того, чтобы вы помнили, что назначать их, подбирать схему лечения должен только врач .

Еще один момент, на котором я хочу остановиться – длительность лечения. Обязательно обсудите этот вопрос со своим психиатром. Дело в том, что некоторые противотревожные препараты из группы бензодиазепинов принимать можно лишь короткими курсами. В противном случае существует значительный риск развития привыкания, зависимости.

У антидепрессантов есть другая особенность – эффект от этих препаратов, в отличие от бензодиазепинов, можно ощутить не сразу, а лишь спустя несколько недель. Зато принимать их можно длительно, не опасаясь развития патологического пристрастия.

Если на фоне медикаментозного лечения у вас появились какие-то побочные реакции, не спешите самостоятельно отказываться от лечения. Возможно, всего лишь нужно откорректировать дозировку препарата, например, уменьшить ее на некоторое время. Обязательно обсудите этот вопрос с курирующим вас врачом и следуйте его рекомендациям.

Не только с осторожностью нужно подходить к началу приема препаратов. Завершать курс лечения или уменьшать ежедневную дозу также нужно плавно, чтобы избежать обратного развития симптомов расстройства, возникновения синдрома отмены. Любые корректировки в лечении нужно согласовывать со специалистом.

Опытным путем доказано, что наилучший эффект дает сочетание медикаментозной терапии с психотерапией, чем каждый из методов по отдельности.

Психотерапевтическое лечение может проводиться при помощи различных методик. Чаще всего прибегают к релаксационным тренингам, когнитивной психотерапии, бихевиоральной психотерапии.

Как научиться контролировать тревогу?

По тому, умеет ли человек направлять во благо тревогу, можно сказать, успешен он или нет. Ведь тот, кто в любой ситуации, умеет контролировать возникающее беспокойство, обязательно станет успешным.

Между прочим, ничего сверхъестественного в умении контролировать свои переживания, как в пустяковых, так и в серьезных ситуациях, нет. Рекомендую вам прочитать , посвященную простым и одновременно доступным методам борьбы с беспокойством, подходящим для любых ситуаций.



Классификация МКБ-10 Классификация DSM-IV Основные отличия
F4 Невротические, стрессовые и соматоформные расстройства Тревожные расстройства В DSM-IV все рассматриваемые заболевания, за исключением помещенных в скобках, классифицируются как тревожные расстройства
F40 Фобические расстройства
F40.0 Агорафобия В DSM-IV даныболее подробные критерии и больше указаний для дифференциальной диагностики
.00 без панического расстройства Агорафобия без панического расстройства
.01 с паническим расстройством Паническое расстройство с агорафобией
F40.1 Социальные фобии Социальная фобия В DSM-IV выделено больше подтипов, особенно для фобий
F40.2 Специфические (изолированные фобии) Специфическая фобия
F40.8 Другие фобические расстройства
F40.9 Неуточненные фобические расстройства Неуточненное тревожное расстройство
F41 Другие тревожные расстройства
F41.0 Паническое расстройство.00 средней тяжести.01 тяжелое Паническое расстройство без агорафобии Если расстройство удовлетворяет критериям как агорафобии, так и панического расстройства, то симптоматическая картина классифицируется в МКБ-10 как агорафобия, а в DSM как паническое расстройство
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства Генерализованное тревожное расстройство (смешанное тревожное и депрессивное расстройство)
F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства
F41.9 Неуточненные тревожные расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42 Навязчивые расстройства
F42.0 Навязчивые мысли или размышления F42.1 Навязчивые действия или ритуалы F42.2 Смешанные навязчивые мысли и действия Навязчивое расстройство В DSM расстройство далее не классифицируется вместо этого выделяются подтипы по способности к инсайту
F42.8 Другие навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F42.9 Неуточненные навязчивые расстройства Неуточненные тревожные расстройства
F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
F43.0 Острая реакция на стресс Острое стрессовое расстройство Нарушения адаптации образуют в DSM отдельную группу расстройств, не входящую в тревожные расстройства
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство F43.2 Нарушения адаптации Посттравматическое стрессовое расстройство (нарушения адаптации)
F43.8 Другие реакции на тяжелый стресс F43.9 Неуточненные реакции на тяжелый стресс