Профессия – оптик. Муниципальное казённое учреждение "Управление образованием Баганского района" Новосибирской области Где пройти обучение

Работа оптика-механика - это этапы предварительной и завершающей сборки таких видов продукции, как: фотоаппараты, микроскопы, спектральные приборы, КИП на основе линз и прочей оптики. В процессе своей деятельности оптику-механику приходится производить механические, механико-оптические и оптические элементы, сложные комбинированные узлы и аппараты, после чего заниматься их регулировкой.

Самым сложным и ответственным процессом для обладателя специальности СПО «оптик-механик» является вальцовка, то есть операция монтирования линзы в предоставленную оправу.

На данной стадии от мастера требуется кропотливость, четкость действий, чувствительность кончиков пальцев и глазомер.

Это те требования, которые помогают работнику выдерживать заданные на чертеже параметры во время работы на конвейере.

Чаще других на рынке труда требуются:

  • оптики медицинские;
  • оптики для работы с элементами квантовых устройств;
  • оптометристы;
  • мастера-оптики.

В каких заведениях обучают будущих оптиков

Чтобы стать специалистом и обрести одну из указанных профессий, придется подумывать о своей карьере еще в старших школьных классах. Таким образом можно заранее определиться в каком профобразовательном заведении продолжить получение знаний. Где учится оптикам-механикам, можно поинтересоваться в одном из справочников по вузам и училищам, а также в интернете.

Будущих оптиков выпускают следующие учебные заведения:


  • Московском радиомеханический техникум;
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение профессионального образования «Оптико-механический лицей»;
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики ЛИТМО;
  • Новосибирский приборостроительный техникум имени Б.С. Галущака;
  • Лыткаринский оптико-механический колледж в городке Лыткарино Московской области.

Чему обучают будущих специалистов

Независимо от выбранного места учебы, все учащиеся изучают одинаковые предметы. Покидают стены колледжа оптики-механики, имея одинаковый багаж знаний. С первого семестра будущих оптиков обучают следующему:

  • изготовлению разнообразных деталей из кристаллов и стекла;
  • умению настраивать шлифовально-полировальные агрегаты;
  • регулировке доверенного оборудования;
  • компоновке простейших деталей оптических узлов и приборов с одновременной подгонкой элементов;
  • вальцовке изделий;
  • составлению технологических карт для всех этапов производства;
  • методам контроля и приемки бракованных изделий с оперативным выявлением указанных дефектов оптических устройств;
  • осуществлению мониторинга оптического изделия на соответствие заданным параметрам.

После сдачи госэкзамена новоиспеченные специалисты получают распределение по предприятиям и мастерским, где отдел кадров поставит им в трудовой книжке печать, подтверждающую, что они теперь: 200409.02 «Оптики-механики».

Чем во время рабочего дня занимаются механики

На предприятии молодому специалисту предоставят средства труда, коими он должен распоряжаться в полном объеме и первые недели под бдительных надзором наставника.

Оптик-механик получит в свое распоряжение:

  • набор оптико-механических приспособлений и контрольно-юстировочных аппаратов;
  • верстак и токарно-арматурный станок;
  • ящик с набором необходимых инструментов - шаблонами, отвертками, калибрами, микронными индикаторами и прочим.

Все это понадобится для:

  • наладки распилочных станков;
  • подготовки деталей для будущих оптических товаров;
  • механико-слесарной обработки элементов;
  • склейки и сварки узлов;
  • контроля и приема-передачи изделий.

Какие функции выполняет контролер

Естественно, что по окончании обучения перед будущими специалистами возникает конкретная проблема - кем работать. Оптики-механики - это общая специальность, включающая несколько квалификаций. Чаще всего вектор будущей профессии склоняется в ту или иную сторону после прихода на предприятие.

Контролер оптических деталей и приборов осуществляет следующие обязанности:


Кто такие оптики

Оптик - это простая и сложная профессия одновременно. В современном быте людей окружает масса разнообразных оптических устройств:

  • фотоаппараты;
  • кино- и телекамеры;
  • телескопы;
  • бинокли;
  • микроскопы;
  • дальномеры и тому подобные приборы.

Во всех этих приборах неотъемлемыми частями являются призмы, линзы и зеркала, то есть оптические системы или выстроенные в определенном порядке детали.

До того момента как стекло станет линзой или призмой оптического устройства, оно должно пройти несколько операций, которые осуществляет оптик:

  • обдирка;
  • полировка;
  • центровка;
  • просветление.

Для этого у мастера имеются станки и станочки, а основанием для тех или иных действий выступают чертежи либо иная техдокументация.

Какова мера ответственности оператора вакуумных установок

Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали выполняет на предприятии следующие действия:

  • применяет термический способ для нанесения отражающего покрытия на элементы, закрепленные на стеллажах однотипных вакуум-установках;
  • протравливает снятые в процессе испарения материалы с последующей его промывкой и отправкой на сушку;
  • изготавливает испарители из лент и проволок;
  • очищает внутренние поверхности камер;
  • выгружает готовые изделия по завершении нанесения покрытия;
  • самостоятельно выявляет бракованные изделия;
  • удаляет некачественное покрытие с возвращенных после контроля деталей;
  • упаковывает полноценные детали.

В наше время растущего социального разделения многие родители при выборе учебного заведения для своего ребенка – выпускника школы отдают предпочтение «престижным» университетам и «престижным» профессиям. Но это не всегда гарантия быстрого трудоустройства и хорошего, а главное, постоянного заработка. Мода на профессии и их востребованность достаточно быстро меняются, как при насыщении рынка определенными кадрами, так и в следствие развития современных технологий. Сегодня работодатель смотрит не на фундаментальность теоретических знаний претендента и не на корочку диплома об образовании, а на практические умения и опыт, на то, чтобы сотрудник мог максимально быстро, без длительного обучения, приступить к выполнению конкретной работы. Какие выводы из этого можно сделать? Во-первых, профессия должна быть гарантировано востребована в течение долгого времени. Во-вторых, во время обучения студент должен получить максимальное количество практических знаний, умений и навыков, обеспечение которыми обусловлено учебной программой образовательного учреждения, а не личной инициативой учащегося. По первому пункту можно уверенно утверждать, что профессии, связанные каким-либо образом со здоровьем человека были, есть и будут востребованы всегда. Хотелось бы подробнее остановиться на одной из них. Ни для кого не секрет, что проблема обеспечения качественного зрения актуальна для всех возрастных и социальных категорий населения. Большая зрительная нагрузка в школах и институтах, повсеместная компьютеризация рабочих мест, возрастные изменения зрения практически у всех людей, начиная с 45 лет, и многие другие факторы ведут к тому, что большая часть населения пользуется медицинскими очками. Любые очки приобретаются в оптическом салоне, учреждении, предназначение которого заключается в обеспечении населения средствами коррекции зрения. Функционирование любой оптики обеспечивается в первую очередь сотрудниками трех основополагающих специальностей: оптик-оптометрист, оптик-консультант и оптик-мастер. В связи с вышеуказанными факторами и тенденцией к ухудшению зрения у населения, оптическая отрасль переживает период бурного роста (только в Москве на сегодняшний день существуют сотни оптических салонов). На этом фоне ощущается острая нехватка кадров. И, если врачами в какой-то степени обеспечивает достаточное количество медицинских институтов, а продавцов-консультантов оптики пытаются подготавливать своими силами, обучая людей на месте, то профессии оптика-мастера обучиться достаточно сложно. Она оказалась в списке 86 самых востребованных профессий в Москве, что было озвучено в одном из докладов на заседании московской мэрии, посвященном обсуждению программы развития начального и среднего профобразования «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы. Увеличение спроса на продукцию и объемов выполняемых работ вынуждает оптические компании создавать дополнительные рабочие места в мастерских, на которые они иногда месяцами не могут найти сотрудника. А увольнение мастера становится чрезвычайной ситуацией. И это не удивительно. В России существует всего 2 государственных образовательных учреждения, которые проводят обучение по специальности «Медицинская оптика». Это Колледж предпринимательства № 11 г. Москвы и Санкт-Петербургский медико-технический колледж. Уровень профессиональной подготовки выпускников таких колледжей очень высок. Основательность государственного (и, заметим, бесплатного) образования обусловлена системностью и обширностью знаний, большим количеством специальных дисциплин, инновационными методами обучения. Практические занятия в специальных лабораториях, оборудованных по последнему слову техники (самые известные компании считают за честь предоставить именно свою продукцию для обучения студентов – оптиков), практика в самых крупных и известных розничных оптических сетях дают неоценимый опыт. Выпускники с таким уровнем подготовки идут нарасхват у потенциальных работодателей еще задолго до окончания обучения. Помимо крайней востребованности, профессия оптика-мастера имеет еще целый ряд привлекательных преимуществ: Возможность получить эту специальность и успешно по ней работать имеют не только юноши, но и девушки. В последних наборах студентов в Колледже предпринимательства № 11 девушки составили почти половину учебной группы. А в салонах оптики все чаще можно встретить среди мастеров женщин, природные особенности которых (например, внимание к мелочам) очень помогают им в работе. Возможность работать в этой профессии людям с различными психологическими особенностями и типами характера. Работа мастера может быть достаточно самостоятельна и автономна, что очень комфортно для интровертов (людей закрытых, предпочитающих минимализировать общение с окружающими). Для экстравертов (общительных, открытых людей) есть возможность общения с покупателями, что всегда приветствуется и приносит положительные результаты. Также эта работа достаточна творческая, так как нет двух одинаковых очков, и различная комбинация оправ и линз дает все время разный результат. Очки – это часть стиля и оптики имеют отношение к миру моды. Для многих важных стимулом к работе является наличие не абстрактного, отодвинутого во времени, а конкретного, осязаемого результата труда. Мастер может видеть непосредственный результат своего труда – это готовые очки и благодарность клиента, эти очки получившего. Это влияет на удовлетвореность человека своим трудом. Вопрос престижности профессии важен в первую очередь для самого работника, как фактор влияющий на его личную самооценку и на его мотивацию к работе. В странах Европы, например в Германии, люди рабочих специальностей, полученных в процессе среднего профобразования, очень уважаемы в обществе и всегда гордятся и дорожат своей специальностью. Это, конечно, обусловлено, лучшими, чем у нас условиями труда и зарплатой, обеспечивающий определенный уровень жизни. Но профессия мастера – сборщика очков в нашей стране является приятным исключением. Из всех сотрудников оптики это самый уважаемый член коллектива, слово которого является последним во всех спорных вопросах, а результат его труда подытоживает труд всего коллектива. Уважительное отношение коллег и клиентов к мастеру и к его профессиональному мнению повышает в глазах его самого собственную значимость и стимулирует на дальнейшее самосовершенствование для поддержания авторитета, способствует профессиональному росту. Условия труда мастера-оптика на сегодняшний день в большинстве салонов приближаются к идеальным. Это отдельная от всего помещения площадь или комната, личное пространство, обустроеное с учетом удобства конкретного человека, светлое и чистое. Даже самые маленькие оптики понимают, что на плохом оборудовании они не конкурентноспособны и не скупятся в решении этого вопроса. Современное оборудование, на котором работает мастер, почти полностью компьютеризировано, стоимость его доходит до нескольких десятков тысяч долларов и работать на нем легко и удобно. Заработная плата вполне достойная; и, как и в других профессиях, где важен объем выполненной работы, трудолюбие приносит конкретные плоды. Вот лишь неполный список достоинств это увлекательной профессии. Надеемся, то новое, что было изложено в этой статье, повлияет на чей-то выбор и оптическое сообщество примет в свои дружные ряды новых людей, готовых дарить другим возможность видеть этот мир лучше!

Из самого названия профессии понятно, что обладатель специальности СПО «Сборщик очков» занят следующим:

  • монтирует очки;
  • проверяет линзы на чистоту;
  • разогревает составленные оправы перед вставкой в них линз;
  • исправляет готовые очки по шаблону.

Где пройти обучение

Понятно, что для многих ребят после прочитанного встал вопрос где учиться. Сборщиков успешно готовят как государственные, так и частные образовательные структуры:

  • РЦ «Московская школа медицинской оптики» - курсы для мастеров-сборщиков очков;
  • Московский Политехнический колледж №19;
  • Санкт-Петербургский Медико-технический колледж;
  • Новосибирский Профессиональный лицей №41;
  • Новосибирский приборостроительный техникум имени Б.С. Галущака;
  • курсы повышения квалификации сборщика в городе Екатеринбурге.

Если в приватных учебных центрах и на курсах переквалификации желающих обучат только техническим аспектам специальности сборщика, то в государственных и приравненных к ним учебных заведениях учащимся преподадут такие дисциплины:

  • геометрическую оптику;
  • основы человеческой физиологии и анатомии;
  • физиологическую оптику;
  • азы черчения;
  • технологию изготовления очков - оправ и линз;
  • методику ремонта оправ и линз;
  • технологию сборки прописанных и заказанных очков.

Чему учат в колледже

Профессия сборщика сегодня вышла на одну ступень со специальностью провизора - сегодня так много офтальмологических салонов, как и аптек. Если работнику аптеки необходимо высшее образование, то для получения знаний для работы оптиком достаточно порядка 10 месяцев при очной форме обучения. Это, правда, если студент окончил 11 классов. Девятикласснику понадобится 2,5 года. Но обоих желающих ждет колледж.

Сборщики под руководством опытных преподавателей и наставников-практиков осваивают специальность, чтобы по завершении учебы приступить к деятельности уже самостоятельно. Молодые люди учатся:

  1. Изготавливать очки с астигматическими линзами согласно технологическому процессу;
  2. Руководствуясь утвержденными правилами, оформлять заказ на изготовление;
  3. Запоминать перечень общих рекомендаций по сборке различных очков;
  4. Выполнять заказы на сборку изделий с любыми линзами;
  5. Контролировать параметры необходимых заказчику линз - оптические показатели и геометрию;
  6. Обрабатывать поверхности любых линз;
  7. Неукоснительно соблюдать требования ОТ и ТБ.

По завершении курса обучения будет предложена практика, затем дипломная работа, и, как венец всего, госэкзамен.

Какие у сборщиков очков обязанности

Ответ на вопрос, кем работать сборщику, также вытекает из самого наименования специальности. Сегодня существуют тысячи салонов оптики и гораздо меньше предприятий, занятых производством очков.

Сборщик выполняет свои функции согласно должностной инструкции:

  • сборку и ремонт изделий в массовом производстве и по индивидуальным заявкам;
  • ознакомление с выписанным рецептом и подбор линз с параметрами рефракции согласно рецептуре;
  • проведение проверки рефракции выбранных линз при помощи диоптриметра;
  • разметка подобранных и промеренных линз с последующей обрезкой по форме, предложенной заказчиком;
  • сверление размеченных отверстий;
  • монтирование очков по всем параметрам, предусмотренных на бланке рецепта;
  • проверка изделий на соответствие рецептуре и требованиям госстрандарта;
  • ремонт оправ.

Если в трудовой книжке специалиста указано 200409.03 «Сборщик очков», то это означает, что работник:

  • обладает компетентностью в основных сведениях о стеклах для оптической индустрии;
  • умеет различать виды и уровень рефракционной аномалии глаз;
  • обладает информацией о методиках коррекции остроты зрения;
  • без ошибок читает рецепты;
  • умеет работать c диоптриметрами;
  • знаком с методикой ремонта оправ;
  • изучил техническую характеристику существующих оправ и линз для изделий;
  • разбирается в установленных стандартах и технических условиях.

Оптик

Краткое описание
Оптик занимается контролем товара по качеству‚ продажей товара, а также непосредственно изготавливает очки, оправы и линзы.

Специфика профессии
Работа очень кропотливая, тонкая, часто подразумевает и общение с людьми. Востребованность на рынке труда высокая, зарплата средняя.

Необходимые качества
Профессиональные: профильные знания и навыки, знание основ системы качества. Личностные: аккуратность, ответственность, внимательность, умение выполнять тонкую работу.

Обязанности
Изготовление призм различной конфигурации и сложности, изготовление оснастки для производства оптических деталей, использование различных методов изготовления призм, изготовление и ремонт очков‚ других оптических элементов.

Образование
Требуется как минимум средне-специальное профильное образование.

Карьера и зарплата
Зарплата по Москве - 25 000-40 000 рублей, в регионах - 8 000-20 000 рублей в месяц. Карьерный рост возможен при наличии достаточного образования.

Вы решили подобрать очки или контактные линзы. К кому обратиться: к врачу-офтальмологу или медицинскому оптику-оптометристу?
Сегодня подбором средств для коррекции зрения занимаются и врачи-офтальмологи, и медицинские оптики-оптометристы. В чем же разница?
Наука офтальмология и специальность врача-офтальмолога известна еще с древних времен. Гиппократ и его ученики изучали болезни глаз, искали первые методы их лечения.
Наука оптометрия значительно моложе. Термин «оптометрист» был предложен Ландольтом в 1886г. в значении «сборщик очков». Перед этим в XIX столетии произошло разделение между «изготавливающими» и «рефракционными» (т.е. теми, кто подбирал очки) оптиками. Последние позднее стали называться оптометристами (в нашей стране «Медицинский оптик-оптометрист»). Первая школа оптометрии была основана в 1850—1900 г. в США.

Оптометрия как наука и как отдельная специальность официально признана:

  • в Северной Америке (Канада и США);
  • в Латинской Америке и некоторых Карибских странах;
  • в большинстве англоязычных стран, включая Великобританию, Ирландию и Австралию;
  • в Европе, включая Испанию, Германию и Францию;
  • в Азии, включая Малайзию, Китай, Гонконг, Таиланд и Тайвань;
  • на Ближнем Востоке, включая Саудовскую Аравию, Иран и Израиль;
  • в России.

В нашей стране история развития оптометрии как отдельной медицинской специальности началась в конце 20 века. В 1983 г. был издан приказ Министерства Здравоохранения СССР «Об утверждении положения о кабинете по оптометрии и фельдшере (медицинской сестре) по оптометрии».
История оптометрии как науки в России неразрывно связана с именем такого заслуженного ученого, как Юрий Захарович Розенблюм.
С 1987 года Ю.З. Розенблюм руководил лабораторией офтальмоэргономики и оптометрии в НИИ Глазных болезней им. Гельмгольца. Вместе с проф. Э.С. Аветисовым он создал новое направление в офтальмологии - офтальмоэргономику, изучающую роль зрения в трудовой деятельности. С этим тесно связано учение об оптической коррекции зрения - оптометрия. В этих направлениях Ю.З. Розенблюм являлся ведущим специалистом в нашей стране. Монография «Оптометрия» Ю.З. Роземблюма является настольной книгой и врачей-офтальмологов, и медицинских оптиков-оптометристов по сей день.

Итак, в чем же разница между врачом-офтальмологом и медицинским оптиком-оптометристом?

Опираясь на утвержденный министерством здравоохранения и социального развития РФ «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», врач-офтальмолог (специалист с высшим медицинским образованием) имеет право:

  • выполнять перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи;
  • выполнять перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи;
  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности, направлять пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу;
  • разрабатывать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений;
  • оформлять медицинскую документацию;
  • проводить анализ заболеваемости на своем участке и разрабатывает мероприятия по ее снижению;
  • проводить диспансеризацию и оценивает ее эффективность;
  • проводит санитарно-просветительную работу, организовывать и контролировать работу среднего медицинского персонала.

Медицинский оптик-оптометрист (специалист со средним медицинским образованием по специальности «Медицинская оптика») имеет право:

  • осуществлять исследование функций зрения пациентов с использованием современной офтальмодиагностической аппаратуры;
  • проводить проверку остроты зрения, периметрию, рефрактометрию, офтальмометрию, биомикроскопию, тонометрию; исследовать бинокулярное зрение, определять вид и степень аметропии, наличие астигматизма;
  • диагностировать основные признаки заболеваний органа зрения;
  • подбирать средства коррекции зрения, давать индивидуальные рекомендации по уходу за ними;
  • оказывать неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и повреждениях органа зрения (в том числе удаление инородных тел с поверхности конъюнктивы глаза);
  • вести прием пациентов в кабинете доврачебного приема.

Таким образом, подбирать очки и контактные линзы могут оба специалиста, однако если врач-офтальмолог получает знания по оптометрии в рамках своей большой хирургической специальности, то медицинский оптик-оптометрист узко специализируется именно на подборе средств коррекции зрения.
И врачи-офтальмологи, и медицинские оптики-оптометристы, работающие в салонах оптики «Очкарик», постоянно повышают свой уровень знаний по оптометрии, периодически стажируются со специалистами из европейских школ (Германия, Франция), принимают участие в международных конференциях.