В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен). Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка. Перекрестный рефлекс экстензоров.
В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол -- в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.
Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы
Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка:
- 1. Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса -- Клейна). Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти -- поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.
- 2. Симметричные тонические шейные рефлексы
При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект -- разгибаются руки и сгибаются ноги.
Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены. Рефлекс Ландау
Придайте ребенку «положение пловца» -- поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки -- ласточка, от 6 месяцев до полутора лет. 1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса - Клейна
- 2. симметричные шейные тонические рефлексы
- 3. тонические лабиринтные рефлексы
- 4. рефлекс Ландау
Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.
В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.
Проблемы с рефлексами -- первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время -- оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии -- от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение - залог здоровья ребенка в будущем.
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные центры продолговатого мозга - это центральное торможение , открытое русским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень , определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
Рефлекс мигательный
защитный Р.: сокращение круговой мышцы глаза, напр. при внезапном освещении глаза или появлении предмета перед глазами.
Большой медицинский словарь . 2000 .
Смотреть что такое "рефлекс мигательный" в других словарях:
Рефлекс мигательный - Мигательная реакция в ответ на раздражение светом, звуком и другими сенсорными стимулами (прикосновение к роговице или ресницам, взмах руки перед лицом обследуемого, постукиванием в области надпереносья, электрического раздражения надглазничного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
I Рефлекс (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) реакция организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной… … Медицинская энциклопедия
МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - Рефлексивное закрытие века, вызванное ярким светом, внезапным шумом, дуновением ветра и т.д. Этот рефлекс тщательно изучался в исследованиях по классическому обусловливанию … Толковый словарь по психологии
Лицевой нерв … Википедия
Реакции организму (рефлексы), вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. Термин «условные рефлексы» введен И.П. Павловым. В отличие от безусловных рефлексов… … Медицинская энциклопедия
- (nervi craniales; синоним черепно мозговые нервы) нервы, отходящие от головного мозга или входящие в него. Различают 12 пар Ч. н., которые иннервируют кожу, мышцы, железы (слезные и слюнные) и другие органы головы и шеи, а также ряд органов… … Медицинская энциклопедия
МИГАНИЕ - МИГАНИЕ, рефлекс на раздражение чувствительных ветвей тройничного нерва (роговица, конъюнктива, кожа, окружающая глаз, ресницы) или же на световое раздражение. Центрипетальная дуга рефлекса т. о. либо тройничный либо зрительный нерв.… … Большая медицинская энциклопедия
К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что… … Психологическая энциклопедия
МИГАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. То же, что моргать. М. глазами. Многозначительно м. соседу. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Мелькать, мерцая (разг.). Вдали мигает огонёк. | однокр. мигнуть, ну, нёшь. | сущ. мигание, я, ср. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - вынужденное (посредством лазера) испускание атомами вещества порций квантов электромагнитного излучения. Слово лазер аббревиатура, образованная из начальных букв английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление… … Российская энциклопедия по охране труда
У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы окружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.
Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использовать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищалку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование проводят на человеке.
Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и роговицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.
Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до выработки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.
Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образовании условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может говорить о неправильно проведенном опыте или некоторой инертности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.
Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.
Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.
Условный зрачковый рефлекс
При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).
Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.
Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затемнения глаза испытуемого.
Содержание работы. Исследование проводят на испытуемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя лицом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому закрыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлекса на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их индифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.
После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.
После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расширение зрачка несмотря на освещение глаза.
Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произнесите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расширение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".
Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдаемым фактам.
Практическая работа №3
Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов
Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуальной жизни.
Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.
Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.
Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)
Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).
Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).
Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).
Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инертный (меланхолик).
И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фенотип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связывал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оснащение: опросники.
Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы
Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение.
В этом определении содержится 5 признаков рефлекса:
1) это ответная реакция, а не самопроизвольная,
2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает,
3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение,
4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное,
5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.
Рефлексы разделяются на 2 большие группы: безусловные и условные.
Мигательный рефлекс - защитная реакция организма на свет, звук, прикосновение к роговице или ресницам, постукивание в области надпереносья и другие раздражители. Также он возникает при электрической стимуляции надглазничного нерва (ветвь тройничного), что используют в качестве нейрофизиологического теста.
Мигательный рефлекс был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой
мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.
Центр данного защитного рефлекса, как и многих защитных рефлексов (чихания,
кашля, рвоты, слезоотделения), находится в продолговатом отделе головного мозга.
При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает мигательный рефлекс, после нескольких прикосновений он тормозится. При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в ЦИС.
Из ЦИС нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону. В месте контакта аксона исполнительного нейрона и мышечной клетки образуется синапс. Пузырьки с возбуждающими биологически активными веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая возбуждается и сокращается. Происходит осуществление мигательного рефлекса. После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса.
Торможение не позволяет возбуждению распространяться безгранично. Рецепторы в мышечных клетках посылают сигналы в нервный центр. Из нервного центра по исполнительному нейрону нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток тормозится.
С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Возникает торможение мигательного рефлекса.
При попадании соринки в глаз раздражаются рецепторы оболочки глаза. Они возбуждаются, и нервные импульсы от рецепторов передаются по чувствительному нейрону в нервный центр. Из нервного центра нервные импульсы поступают к исполнительному нейрону, который приводит в действие круговые мышцы глаза, смыкающие веки. После удаления соринки срабатывает принцип «обратной связи». В нервный центр поступает сигнал. Информация об изменении ситуации обрабатывается. Нервный центр посылает нервные импульсы, которые доходят до синапса, пузырьки с тормозящими веществами лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель, воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток. Действие мышечных клеток прекращается. Мигательный рефлекс тормозится.
Мигательный рефлекс - защитная реакция организма, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.
При головной боли напряжения происходит повышение рефлекторной возбудимости: рефлексы начинают вызываться более слабыми раздражителями (снижение порога чувствительности), в то же время ответ становится мощнее и длиться дольше. С этими явлениями, хорошо заметными при вызывании мигательного рефлекса, связывают патогенез (причины) головной боли напряжения: болевая реакция начинает возникать вследствие воздействия даже неадекватно слабого раздражителя.
Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.