Головной мозг. Мозг древний Лимбическая система или мозг млекопитающего

На сегодняшний день известна так называемая триединая модель мозга (автор - нейрофизиолог Paul D.MacLean ). Она говорит о том, наш мозг состоит из 3-х последовательно насаженных друг на друга частей.

В основании лежит самый древний отдел мозга, называемый также "рептильным мозгом ". Его опоясывает лимбическая система , или так называемый "мозг млекопитающих " (или "эмоциональный мозг"). Третьей же, заключительной частью является кора больших полушарий или неокортекс .

Mозг человека сопоставим по размеру с кокосовым орехом, напоминает по форме грецкий орех, по цвету - сырую печень, а по консистенции замороженное сливочное масло.

Подобно своду собора, КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА возвышается над обоими полушариями. В переводе с латинского cortex означает "кора", она покрывает наш мозг. Эта "кожа" по толщине такая же как папиросная бумага. Кажется, будто она втиснута в пространство, слишком маленькое для размеров ее поверхности. Так и есть: если кору распрямить, она окажется размером с пеленку для младенца. По виду кора головного мозга напоминает скорлупу ореха. Углубления на поверхности коры называют бороздами, выпуклости - извилинами. Ландшафт, образуемый бороздами и извилинами, у разных людей слегка различается, но главные складки коры, подобно вертикальному углублению под носом, свойственны всем нам и используются в качестве ориентиров на этой "местности".

Каждое из полушарий разделено на четыре доли, границы между которыми отмечены складками. В самой задней части каждого полушария расположена затылочная доля , внизу сбоку, в районе уха - височная , вверху - теменная , а спереди - лобная .


  • Затылочная доля состоит почти исключительно из отделов, обрабатывающих зрительную информацию.

  • Теменная занимается в основном функциями, связанными с движением, ориентацией, расчетами и определенными формами узнавания.

  • Височная занимается звуком, восприятием речи (обычно только в левом полушарии) и некоторыми аспектами памяти,

  • Лобная доля ведает самыми сложными из функций мозга: мышлением, формированием понятий и планированием. Кроме того, лобные доли играют важную роль в сознательном переживании эмоций.


Если разрезать наш мозг на половинки по средней линии, отделив полушария друг от друга, мы увидим, что под корой располагается сложное скопление модулей: вздутий, трубок и камер. Некоторые из них можно уподобить по размеру и форме орешкам, виноградинам или насекомым. Каждый их модулей выполняет свою функцию или функции, а все модули связаны перекрещивающимися проводами аксонов. Большинство модулей окрашены в сероватый цвет, придаваемый им плотно упакованными телами нейронов. Однако связывающие их тяжи светлее, потому что покрыты оболочкой из белого вещества миелина, играющего роль изолятора, помогающего электрическим импульсам быстро распространяться по аксонам.

За исключением единственной структуры - эпифиза в глубине мозга, - каждый модуль мозга имеется у нас в 2-х экземплярах - по одному на каждое полушарие.

Самая заметная структура на внутренней поверхности каждой половинки разрезанного мозга - это изогнутая полоска белой ткани, называемая МОЗОЛИСТЫМ ТЕЛОМ . Мозолистое тело соединяет полушария друг с другом и играет роль моста, по которому в обе стороны постоянно передается информация, так что обычно полушария работают как единое целое.


А вот совокупность модулей, расположенных под мозолистым телом, называют ЛИМБИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (limbus — граница, край). Она окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, образуя его край и именно поэтому называется "лимбической".

По виду лимбическая система похожа на скульптуру скорпиона, несущего сморщенное яйцо на спине. В эволюционном плане она древнее коры, самой древней структуры нашего мозга. Иногда ее называют еще "мозгом млекопитающих", исходя из представлений о том, что она впервые возникла у древних млекопитающих. Работа этой части мозга совершается бессознательно (это же касается и работы ствола мозга), но оказывает сильнейшее воздействие на наши ощущения: лимбическая система тесно связана с расположенной над ней осознающей корой и постоянно посылает туда информацию.

В лимбической системе рождаются эмоции, а так же большинство из многочисленных потребностей и побуждений, которые заставляют нас вести себя тем или иным образом, помогая нам увеличивать свои шансы на выживание (функции, которые некоторые ученые называют четырьмя "С": сражаться, съедать, спасаться и совокупляться).

Но у отдельных модулей лимбической системы есть немало других функций.

Клешня скорпиона, называемая МИНДАЛИНОЙ, а в других случаях миндалевидным телом (по-английски Amygdala ) , отвечает за формирование как отрицательных эмоций, таких как страх, так и положительных, например, удовольствия. Миндалевидное тело отвечает не только за эмоции, но и за воспоминания о них.

Нога, соединяющая клешню с телом скорпиона, называется ГИППОКАМП . Гиппокамп ("морской конек", сходство с которым можно заметить, только если посмотреть на этот орган в разрезе и напрячь воображение) превращает кратковременную память человека в долговременную.

Хвост скорпиона обвивает яйцеобразное образование, похожее на букву "С", как будто защищая его. Это яйцо - ТАЛАМУС , одна из самых активных частей мозга - нечто вроде ретрансляционной станции, обрабатывающей и распределяющей поступающую в нее информацию по соответствующим частям мозга для дальнейшей обработки.

Под таламусом располагается ГИПОТАЛАМУС , который вместе с гипофизом постоянно поправляет настройки нашего организма, поддерживая его в состоянии наилучшей приспособленности к окружающей среде.


Гипоталамус представляет собой группу ядер (скоплений нейронов), каждое из которых помогает управлять побуждениями и инстинктивными склонностями нашего организма. Это крошечная структура (ее вес составляет всего лишь около одной трехсотой от веса всего головного мозга), но она имеет огромное значение, и даже ничтожные нарушения в работе одного из входящих в ее состоав ядер могут приводить к серьезным физическим и психическим расстройствам.


Под лимбической системой расположена самая древняя нейроструктура - СТВОЛ МОЗГА или так называемый "МОЗГ РЕПТИЛИЙ ". Она возникла более полумиллиарда лет назад и довольно похожа на весь головной мозг современных рептилий.

Ствол образован нервами, идущими от тела через позвоночник и передающими информацию о разных частях организма в головной мозг.

Если посмотреть на любой участок мозга при большом увеличении, можно увидеть плотную сеть клеток. Большинство из них - глиальные клетки, сравнительно просто выглядящие структуры, основная функция которых состоит в склеивании всей конструкции и поддержании ее физической целостности. Глиальные клетки также играют определенную роль в усилении или синхронизации электрической активности в мозге: например, они могут усиливать боль, как при воспалении седалищного нерва, возбуждая нейроны, передающие болевые сигналы.

Клетки, непосредственно создающие активность мозга,- это нейроны (примерно десятая часть от общего числа клеток головного мозга), приспособленные для передачи друг другу электрических сигналов.


Среди нейронов есть длинные и тонкие, посылающие единственный нитевидный отросток в дальние уголки организма, есть звездчатые, тянущиеся во все стороны, а есть несущие густо ветвящиеся венцы, напоминающие нелепо разросшиеся оленьи рога.
Каждый нейрон связан с множеством - до десяти тысяч - других нейронов.
Эта связь осуществляется через отростки двух типов: аксоны , по которым сигналы поступают от тела клетки, и дендриты , по которым клетка получает водящую информацию.
При еще большем увеличении можно увидеть крошечную щель, отделяющую каждый дендрит от соприкасающегося с ним аксона. Участки таких соприкосновений называют синапсами . Чтобы через синапс прошел электрический сигнал, аксон, по которому поступает этот сигнал, выделяет в синаптическую щель особые вещества - нейромедиаторы. Среди нейромедиаторов есть и делающие клетку, на которую они передают сигнал, менее активной, но есть и вызывающие ее возбуждение, так что возникающие в результате работы множества возбуждающих синапсов цепные реакции обеспечивают одновременную активизацию миллионов связанных друг с другом клеток мозга.
Процессы, происходящие в мозге с клетками и молекулами, лежат в основе нашей психической жизни, и именно за счет манипуляций с такими процессами работают самые впечатляющие физические методы психотерапии.
Так, антидепрессанты воздействуют на нейромедиаторы, обычно усиливая действие тех, которые относятся к группе аминов: серотонина, дофамина и норадреналина.

Из книги Риты Картер "Как работает мозг".

05.01.2017

Любопытство – это двигатель всего. А меня давно интересует вопрос, откуда приходит Творчество и где оно живет.

Это и чисто человеческое любопытство, потому что я постоянно развиваю собственные творческие навыки: в коучинге, писательстве, рисовании, преподавании и тренерстве.

И профессиональный интерес, потому что, когда работаешь коучем, твоя главная задача – открыть доступ клиенту к его творческому «Я», наладить командную работу между всеми частями его личности для решения очень конкретных жизненных и житейских задач.

Обещаю, что не буду пользоваться научными терминами. Ну, может быть, применю парочку-тройку, не больше, там, где без этого невозможно обойтись. Естественно, чтобы ты, дорогой читатель, увидел то, что вижу я, мне придется в своей статье упрощать, огрублять, применять списки и использовать метафоры.

В статье будет три части. В первой мы поговорим о дизайне вместилища нашего разума – о мозге. Во второй — о структуре самого разума. А в третьей мы проведем расследование, откуда берется Творчество.

Наталия Розанова-Тесакова

Три мозга

Если Вы посмотрите на картинку, то увидите, что теория трех видов мозга вполне реалистична.

Научные исследования доказывают, что у каждого из них есть свое конкретное месторасположение в нашем теле.

Самым древним является рептильный (ретикулярный) мозг. Ему более 100 млн. лет

Он отвечает за инстинкты, быстродействие и выживание. Реагирует не задумываясь с целью защитить тело от опасности.

Бей! Беги! Замри! Благодаря именно этим реакциям живые существа спасались от своих врагов. Инстинктивно и без эмоций.

Исключительно мышечная реакция, включающая и выключающая двигательную активность существа, когда оно чувствует опасность или голод, испуг или удовольствие.

Но на этом эволюция не остановилась. Приблизительно 50 мл. лет назад возник лимбический или эмоциональный мозг

Он обхватывает рептильный мозг как перчатка. И отвечает за эмоции и поведение в стае, то есть коллективизм, командность, семейность.

Благодаря этому мозгу животные обучаемы. У них есть эмоции. Они соблюдают иерархию. Умеют действовать сообща: парами или стаей.

Лимбический мозг отвечает за чувства, доминирование, обучение, защиту, за осознание настоящего, похожесть и желание придерживаться привычных моделей жизни, за слуховое восприятие и различение ритма и интонаций.

Самый молодой и развивающийся мозг – это неокортекс Церебральный мозг или неокортекс возник приблизительно 2 млн лет назад и включает триллионы нейронных связей.

Он сложен, нестабилен, гибок и продолжает развиваться.

Неокортекс НЕ интегрирован с эмоциональным и рептильным мозгом.

Он умеет анализировать, синтезировать, обобщать, планировать и рассуждать.

Неокортекс позволяет визуализировать будущее, создавать диссоциированные образы.То есть образы, на которые мы с вами можем смотреть со стороны, с позиции наблюдателя.

Но самое главное — он умеет предвидеть, фантазировать и мечтать. И выражать мысли при помощи слов. Кстати, языковая система — самая молодая в неокортексе.

В книге философа Георгия Гурджиева «Все и вся» герой рассказывает своему внуку все о «непонятном поведении трехмозговых существ на этой странной планете Земля», у которых каждый из трех умов заведует своей сферой.

Если работа наших мозгов синхронизирована, то есть неокортекс приучен прислушиваться к телесным и эмоциональным проявлениям, тогда человек здоров, полон сил и энергии. Если же неокортекс решает, что он царь горы и никто ему не указ, то постепенно теряет связь с телом и чувствами, ввергая человека в болезни, депрессии и неудачи.

Я очень благодарна своему рептильному мозгу, который однажды, а может быть, и десятки раз, спасал меня в критических ситуациях. Например, от лобового столкновения с автобусом. Это случилось на Мальте, когда мой неокортекс, витая в мечтах о теплом песочке и ласковых морских волнах, чуть меня не угробил. Я шла и мечтала. Шла и не заметила, как ступила на проезжую часть. Шла, уставившись внутрь себя, радуясь своим мечтам. Что меня заставило отпрыгнуть и прижаться к стене ровно за секунду до того, как в узкую улочку втиснулся огромный туристический автобус? Рептильный мозг.

Я очень благодарна моему лимбическому мозгу, который дает возможность чувствовать переживания и состояния других людей, сопереживать, сочувствовать, строить отношения с разными людьми и группами, избегать разрушающих меня отношений.

С умным неокортексом всегда сложные отношения. Он прекрасен и могуч, когда начинаешь новый проект, планируешь, идешь к цели, ищешь идеи для решения проблем и задач. Но он же заставляет тревожиться и переживать мнимые опасности, дает ложные ориентиры и заводит в тупик.

Почему так происходит?

Для ответа на этот вопрос обратимся к модели человеческого разума. И обнаружим, что Разумов у нас тоже три.

Сознание и бессознательное. Высший разум. Модель трех разумов

Модель Трех Разумов просто и доходчиво сформулировали всемирно известные коучи, создатели школы трансформационного коучинга третьего поколения – Стивен Гиллиген и Джек Макани. В свою очередь они опирались на последние достижения науки в изучении сознательного и бессознательного, а также — коллективный опыт мировых религий.

Во всех мировых религиях присутствует идея того, что у человека есть три аспекта сознания или назовем их три разума.

Первый разум назовем Сознательный разум .

Второй — Бессознательным разумом .

И третий — Высшим разумом .

И договоримся, что эти три разума – это три аспекта любой личности.

Если посмотреть на картинку в начале этой статьи с изображением структуры мозга и поискать место жительства трех наших разумов, то похоже, что Сознательный и Высший разум разместились в неокортексе.

А Бессознательное блуждает между рептильным и лимбическим мозгом, время от времени подавая неокортексу, где разместились Высший и Сознательный разум, сигналы в виде образов, звуков, чувств и телесных ощущений.

И еще два очень важных наблюдения:

  1. Высший разум проживает не только в неокортексе конкретного человека, но каким-то образом подключается к полю коллективного бессознательного за пределами отдельного человека.
  2. Высший разум и Сознательный разум не общаются напрямую. Они ВСЕГДА взаимодействуют через Бессознательное. Именно поэтому у человека возникают психологические проблемы. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Теперь попробуем разложить по полочкам сферы ответственности наших трех разумов.

Полочки – это, конечно же, метафора, удобная для разговора о таких сложных материях как наше сознательное, бессознательное и духовное.

Итак, за что отвечает наш Высший разум?

За идеи, предвидение, ценности, смысл, духовность, самоконтроль.

Похоже, что у Высшего разума каждого человека есть особая задача относительно жизни человека.

Эту задачу можно назвать миссией или предназначением. Эта самая важная жизненная задача тесно связана с глубинной идентичностью, осознанием того, кем же я являюсь, и без чего моя жизнь не имеет смысла.

Высший разум – это самая мудрая часть нас, которая отвечает за видение жизненного пути, вдохновение и доступ к особым ресурсам коллективного опыта.

Что находится в ведении Сознательного разума?

Восприятие реальности, то есть те образы, звуки, телесные ощущения, внутренние диалоги, которые мы осознаем.

Рациональное и логическое мышление.

Принятие осознанных решений.

Бессознательное — это гигантское хранилище всех-всех-всех

событий, которые когда-либо с нами происходили,

эмоций, которые мы когда-либо испытывали,

решений , которые мы принимали,

внутренних и внешних конфликтов ,

убеждений и принципов,

физиологических процессов в нашем теле.

Как взаимодействуют между собой Сознание, Бессознательное и Высший разум?

Помните, мы уже говорили о том, что Высший и Сознательный разум не взаимодействую напрямую, обязательно через посредника — Бессознательное.

А как мы помним, в сфере Бессознательного хранится все-все-все, в том числе все наши обиды, страхи, горести и боли, все наши ограничивающие убеждения.

Весь этот застывший в своем первозданном виде мусор, накопленный годами, влияет на нашу жизнь.

Создает зажимы и болезни в нашем теле.

Нарезает шрамы на наших эмоциях.

Замутняет наши состояния.

Создает пробки и застой в наших мыслях и действиях.

Заглушает зов наших истинных ценностей и важных жизненных целей.

И для того, чтобы развиваться и достигать желаемого, нам важно время от времени, а лучше регулярно избавляться от мусора в бессознательном. А для этого уметь организовать командную работу между тремя разумами.

В организации такой командной работы разумов помогает . Это и есть суть его работы.

Где живет творчество? Где границы сознательного и бессознательного в Творчестве?

Вот, что мы имеем на входе.

  • В неокортексе обитают и Высший, и Сознательный разум.
  • В ведении Высшего разума находятся наши ценности, предвидение, новые идеи.
  • В ведении Сознательного разума – логическое мышление и воспринятая конкретным человеком реальность; воспринятая через образы, звуки, телесные ощущения и внутренние диалоги.
  • Высший и Сознательный разум взаимодействуют только через Бессознательный разум.

И здесь выходит на сцену теория двух полушарий нашего мозга.

Все мы уже много раз читали, что Левое полушарие отвечает за логику и речь.

А Правое полушарие отвечает за целостное гештальтное восприятие, за интуицию и воображение.

И общим местом стало утверждение, что именно Правое полушарие отвечает за Творчество.

Меня всегда смущал такой однобокий подход.

Поэтому давайте копнем поглубже и еще разок зададимся вопросом, что конкретно в нашем мозге помогает нам творить. И обратимся к исследованиям мозга.

И вот, о чем говорит наука.

Между у двумя полушариями нашего мозга располагается Мозолистое тело. Это такое образование, которое отвечает за синхронизацию полушарий.

Любая творческая задача, будь то сочинение историй, музыки или решение математической задачи, — это всегда ОДНОВРЕМЕННАЯ работа и левого, и правого полушарий мозга.

Чем лучше развито мозолистое тело, тем легче нам решать творческие задачи.

Похоже на то, что наше Бессознательное использует мозолистое тело для взаимодействия с Высшим и Сознательным разумом.

Кстати, не так давно ученый Лоуренц Канц ввел в оборот название «нейробика» Это научное направление, которое занимается вопросами синхронизации работы полушарий мозга. И выявил вот такую закономерность:

  1. Когда левое и правое полушарие мозга работают синхронно, то нервные клетки выделяют вещество нейтрофин. Это вещество укрепляет память и внимание.
  2. Нейтрофины, поступая в кровь, вызывают состояние удовольствия, укрепляют память и способствуют омоложению организма.
  3. Состояние удовольствия снижает логический контроль и вызывает вдохновение, то есть состояние сконцентрированного транса. Этот специфический транс пропускает в зону осознания новые целостные образы, ощущения, новые идеи, предвидения и мысли.
  4. И в результате всего этого Человек творит.

Позволю себе сделать свои собственные выводы

Творчество – это состояние, которое возникает в результате командной работы трех наших разумов: Высшего, Бессознательного и Сознания.

Для того, чтобы вызвать состояние Творчества, нужно синхронизировать работу правого и левого полушария.

Такая синхронизация естественным образом ослабляет чрезмерный контроль Сознательного разума и позволяет Бессознательному организовать процесс передачи образов, ощущений, звуков и слов из кладовых Высшего разума.

А теперь самая замечательная новость!

Креативные люди уже придумали массу доступных и экологичных способов для сознательной синхронизации работы нашего мозга.

То есть у нас вами есть все, чтобы творить!

Скачивайте уникальную книжку «2 секрета Вдохновенья»

В этой книжке речь пойдет о том, как быстро привести себя в рабочее творческое состояние ума и души, как пригласить Вдохновение в нужный момент времени.

Вдохновленный человек очень эффективен и продуктивен, он настолько сильно вовлечен в процесс придумывания, что очень быстро и с удовольствием сочиняет, пишет, говорит, изобретает, рисует, создает, ваяет, импровизирует.

Что нужно делать, чтобы на вас снизошло вдохновение?

Как вызволить идеи из собственной головы?

Как по своему желанию в нужный момент, не дожидаясь Музу, войти в Творческое пространство?

Скачивайте бесплатную книгу и узнавайте!

Вы можете прямо сейчас осваивать новые творческие навыки

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна

Пятница, 28 Дек. 2012

Четыре? А почему четыре?

Дело в том, что я рассматриваю вместе все три его этажа, которые по традиции разделяются:

рептильный мозг , лимбический мозг и неокортекс , а в неокортексе я отдельно рассматриваю оба его полушария , каждое из которых выполняет совершенно разные функции.

Более того, я могу насчитать в мозге даже шесть структур, и если при этом представлю себе последний этаж состоящим как бы из двух квартир, то последняя, шестая, структура окажется как бы соединяющим их коридором (мозолистое тело ):

  • три уровня рептильного мозга (луковица, мозжечок, гипоталамус),
  • лимбический уровень (который, в свою очередь, можно разделить на две части),
  • два полушария на уровне коры .

Каждая область мозга выполняет отдельные специфические функции, но все эти области связаны между собой.

Похоже, речь идет о работе сплоченной команды, где каждый выполняет свою собственную роль и имеет особую специализацию, так что в любую минуту его партнеры могут рассчитывать на его помощь.

Традиционно выделяют три этажа, или уровня,— или три разных «мозга»— каждый из которых соответствует одной важной стадии в эволюции видов (филогенезе).

1. Рептильный мозг включает в себя ретикулярную формацию, управляющую бодрствованием и сном, а также гипоталамус, по величине чуть больший ногтя мизинца, руководящий всеми нашими жизненными функциями: голодом, жаждой, сексуальностью, терморегуляцией и обменом веществ.

Кроме того, он напрямую взаимосвязан с гипофизом, который при весе меньше одного грамма полностью отвечает за общий эндокринный баланс в организме.

Таким образом, речь идет о нашем центре инстинктов, который, в частности, управляет нашими агрессивными пищевыми и сексуальными реакциями (См. первую книгу Перлза: Эго, Голод и Агрессия).

Он непрерывно заботится о постоянстве гомеостатического равновесия и, значит, следит за тем состоянием нашей внутренней среды, которое возникает здесь и теперь.

Этот этаж существует уже у предшественников млекопитающих — рептилий , откуда и его название.

Он функционирует у новорожденных, а также начинает включаться в случае «измененных состояний сознания» или во время комы. Как правило, в процессе образования и становления наших эмоций он выполняет роль энергетического активатора. Это своего рода подвальный машинный зал — источник электрического тока и тепла, регулятор водоснабжения и канализации.

2. Лимбический мозг (От лат. limbus — край, граница) появляется у птиц и низших млекопитающих, позволяет им преодолеть сообщаемые рептильным мозгом врожденные стереотипы поведения (инстинкты), которые могут оказаться недейственными в новых, необычных ситуациях. Он, в частности, включает гиппокамп, играющий главную роль в процессах запоминания, и амигдальное ядро, управляющее нашими эмоциями.

Мак Лин выделяет шесть основных эмоций: желание, гнев, страх, печаль, радость и нежность.

Лимбическая система, придавая эмоциональную окраску полученному нами опыту, способствует обучению’, те способы поведения, что доставляют «приятное», будут усиливаться, а те, что влекут «наказание»,— постепенно отторгаться.

Итак, между памятью и эмоциями существует глубокая связь. Благодаря этой связи происходит регистрация результатов процесса обучения и выработка условных рефлексов. В ходе работы в Гештальте всякое эмоциональное проявление, как правило, влечет за собой связанные с ним воспоминания и, наоборот, любое значимое воспоминание сопровождается соответствующей ему эмоцией.

Лимбическая система позволяет нам интегрировать наше прошлое или, по меньшей мере, «переписать» его, включив туда восстановливающие, то есть способствующие его перепрограммированию, куски опыта.

Лимбическая система вырабатывает эндорфины (природные морфины организма), регулирующие боль, тревогу и эмоциональную жизнь. Однако если витальная тревога понизится слишком сильно, то наступит сладостная эйфория, влекущая за собой безразличие и пассивность: наш мозг сам по себе — головка мака .

Кроме того, он выделяет многочисленные нейромедиаторы.

Один из них — допамин (гормон осознавания ) — регулирует бдительность, внимание, эмоциональное равновесие и ощущение удовольствия. Он, таким образом, оказывается поливалентным возбудителем полового желания, лишенного всякой специфичности.

Некоторые биологи связывают шизофрению с избытком допамина, который активируется амфетаминами и подавляется некоторыми нейролептиками. ЛСД и допамин закрепляются на одних и тех же рецепторах. Оргазм — переживание, связанное с процессами, происходящими в мозге, и в основном — в его лимбическом отделе, может повлечь четырехкратное увеличение секреции эндорфинов (и, как следствие, чувство удовлетворения и затихание боли).

Этот гипоталамо-лимбический «центральный мозг», вероятно, соответствовал бы тому, что в просторечии зовут «сердцем». Оказывается, что наше сердце не в груди, а в голове!

Центрэнцефал несет ответственность за поддержание физиологического и психоаффективного равновесия, за ограниченный гомеостаз (внутренней среды), в то время как кора — наша главная опора в отношениях с окружающей средой — будет участвовать в общем гомеостазе (Лабори), поддержании равновесия между организмом и окружающей его средой. ...

3. Неокортекс представляет собой серое вещество коры головного мозга, возникающее у высших млекопитающих. Его толщина —от 2 до 4 мм , а его «разглаженная» поверхность могла бы занять квадрат с длиной сторон в 63 см .

Он служит опорой для тех видов деятельности, которые связаны с рефлексией и креативностью, а у человека еще связан с воображением и волей .

Именно там регистрируются и сортируются различные ощущения, приходящие из внешнего мира.

Затем здесь же (в ассоциативных отделах) они группируются в значимые перцептивные образы, что ведет к интеграции телесной схемы и волевому моторному акту (боковые доли).

Именно там строится наш образ окружающего мира, развивается устная речь и письменный язык, позволяющие нам освободиться от власти непосредственного, сиюминутного опыта и перейти от повторения к предвидению, а затем и к предсказанию (проспекции). Предвидение опирается на совокупность опыта, записанного в лимбической системе, и представляет из себя экстраполяцию того, что известно из прошлого, на вероятные события будущего; итак, в действительности предвидение будущего исходит из настоящего. Предсказание (проспекция, или футурология) действует в противоположном направлении.
Предсказание предвосхищает, предугадывает образ желаемого будущего и на этой основе делает вывод о том, какие действия в настоящем будут эффективны для подготовки такого будущего: оно направлено из будущего в настоящее.

В нашем кортексе существует также диссимметрия между его передней и задней частями (боковые доли/фронтальные доли), о которой в литературе упоминается намного реже.

Фронтальные доли, в особенности развитые у человека (30% поверхности кортекса против 17% у шимпанзе и 7% у собаки), являются основным органом сознательного внимания, воли и свободы : именно там вырабатываются наши самокритичные суждения, решения и планы.

Поражения лобных долей влекут за собой чрезмерную зависимость по отношению к внешней среде: граница исчезает в биофизиологическом «слиянии».

Больные приобретают почти автоматизированное поведение, сводящееся к потреблению или подражанию

(То есть к «бесстыдному» поведению (F. Lhermitte. Autonomie de l’homme et lobe frontal.- Bull. academic nat. medec, № 168, с. 224-228, 1984), и обусловленное их восприятием внешнего мира :

видят молоток — бьют, видят бутылку — пьют, а видят кровать — тут же спать; их собеседник делает жест — они ему подражают.

Фронтальные области — это антагонисты боковых областей, дающих нам информацию об окружающей среде: они их подавляют и этим позволяют нам осуществлять осознанный выбор при свободно избранном способе поведения. Они тормозят автоматические и слепые ответы — следствие внешних влияний и ранее испытанных нами воздействий.

Таким образом, наша автономия проявляется в способности сказать «нет» неподходящим для нас внешним запросам . ...

Память и забывание

Краткосрочная, нескладированная, лабильная рабочая память создается за счет кратковременных (от 30 до 40 секунд) интерсинаптических кортикальных связей, именно она позволяет мне, к примеру, удержать в голове номер телефона на то время, которое необходимо, чтобы набрать его.
Кратковременная память, способная сохраняться от многих минут до нескольких часов, видимо, закодирована и заложена в лимбических структурах (гиппокамп и т. д.).

Однако долговременная (нестираемая) память включает в себя процесс переноса информации в неокортекс, в разных участках которого и происходит ее последующее одновременное складирование. Запись в память — сложный процесс, происходящий в обоих полушариях головного мога.

В действительности воспоминания не хранятся в каких-то определенных материальных структурах (словно книги в библиотеке), а, скорее, представляют из себя как бы следы, просеку, оставленную информацией на нейронных путях: электрический ток — так же, как и люди,— лучше идет по специально проложенным путям (в широком смысле можно было бы сказать, что расправленный лист бумаги сохраняет память о складке).

Таким образом, мозг может привнести информацию в материю, придав новую форму (Gestaltung) молекулярной структуре ARN (рибонуклеиновой кислоты).

Долгосрочная память включает в себя прежде всего запись информации в мгновенную или кратковременную память на уровне лимбических структур головного мозга (гиппокамп и т. д.).

Можно было бы сказать, что я снимаю фотографии при помощи чувствительного и хрупкого слоя затылочного кортекса, проявляю их в химической лаборатории моего лимбического мозга, а после закрепления печатаю несколько экземпляров (для надежности) и рассылаю их с разными посланниками по коридорам моего кортекса.

Продолжая пользоваться метафорами, почему бы не упомянуть рабочую память — активную временную память с экрана моего компьютера, которую я могу в любой момент изменить или стереть, и внешнюю память с диска, на котором она сохранится, даже если я отключу свое внимание.

Все это, конечно же, функционирует по программе «мертвой » памяти, записанной в генетическом коде моих клеток (или прямо в самом компьютере) и управляющей инстинктами моего рептильного мозга ...

Некоторые авторы считают, что операции по кодировке и переносу с целью сохранения воспоминаний о событиях дня осуществляются каждой ночью во время «парадоксального» сна (работа сновидений) (так, например, исключение фазы парадоксального сна у крыс не позволяет им запомнить то, чему они научились днем. Guy Lazorthes. le Cerveau et l’Esprit. Paris, Flammarion, 1982).

Придерживаясь этой гипотезы, можно было бы сказать, что сны — это:

  • не только проявление бессознательного, прокладывающего себе путь в сознание,
  • но еще и проявление сознания, пробивающего себе путь к бессознательному (обработка нашего запаса информации).

Впрочем, известно, что непродолжительная кома может стереть воспоминания тех часов, что предшествовали несчастному случаю (посттравматическая кома). ...

ТРИ ЭТАЖА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Рептильный мозг - палеэнцефал, гипоталамус: аппетит, сексуальность, ретикулярная формация: пробуждение + гипофиз: эндокринная регуляция, жизненная энергия (импульсы), врожденные автоматизмы, функции - жизненные(инстинкт) и/или вегетативные, голод, жажда, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, термо- и эндокринная регуляция. Поддержание внутреннего гомеостаза, интеграция настоящего (благодаря биохимической саморегуляции), это «низший» мозг (функционирует у новорожденных и во время комы).

Лимбический мозг - гиппокамп: память, амигдальное ядро: эмоции (связь с лобными долями), эмоциональный субъективный опыт, память и эмоция, приобретенные навыки: условные рефлексы и автоматизмы, приобретенные благодаря аффективно окрашенному поведению (поощрения и наказания, удовольствие и боль, страх или привязанность), интеграция прошлого (благодаря эмоционально окрашенным запомнившимся событиям),«центральный» мозг.

Неокортекс - рептилии архэнцефол , сенситивные области, двигательные области, ассоциативные области, лобные доли (принятие решения), творческое воображение мышление, разумное и автономное поведение, адаптированное к оригинальной ситуации данного момента, а также воображение, способствующее проспективному видению будущего, строительство будущего (благодаря рефлексирующему сознанию), «высший» мозг.

Подкорковые структуры - центрэнцефал (совокупность рептильного и лимбического мозга), белое вещество (продолжение нейронов: аксоны и дендриты), сердце, ограниченный гомсостаз (постоянство состава внутренней среды), (врожденные \ стереотипные \ приобретенные) способы поведения (импульсы) - бессознательное \(автоматизмы)

Кортикальные структуры кора - неокортекс , серое вещество (клеточные тела нейронов), голова, общий гомеостаз (адаптция всего организма в целом к окружающей среде), свободное поведение, сознание. ...

По материалам книги: “Гештальт — терапия контакта” - Гингер С., Гингер А.

Вы считаете, что у вас один мозг? А нейрофизиологи уверены, что на самом деле их три. При этом они образуют сложную трехуровневую систему, у которой огромное количество функций. Одна из ее частей получила название рептильный мозг. Он отвечает за инстинкты, поэтому можно утверждать, что не развитый человек фактически живет жизнью пресмыкающегося.

Мозг – это трехслойная матрешка

Американский физиолог Поль Маклин в 60-х годах прошлого века разработал теорию, согласно которой у каждого человека не один мозг, а три! Это образное выражение помогает лучше понять наш организм. Скорее, это три уровня или этажа единого органа, при этом нижний и средний уровни заключены внутри верхнего. Такое строение иногда сравнивают с матрешкой. Биология и анатомия подтвердили предположение ученого, благодаря чему американца считают выдающимся нейрофизиологом

Нижний уровень – древний или рептильный мозг , напоминающий ствол. Маклин также называл этот слой Р-комплексом. Этот мозг назван древним неспроста – он образовался более 500 млн лет назад. Отвечает за то, чтобы нормально протекали самые простые функции организма: дыхание, сон, сокращение мышц, циркуляция крови . Именно на этом уровне нашего мозга обитают инстинкты и ощущения.

Почему у рептильного мозга такое название? У пресмыкающихся или по-другому рептилий есть лишь этот отдел мозга. Если змее приятно или она хочет есть, то приближается, неприятно – уползает. Об осмысленной деятельности рептильный мозг понятия не имеет, поскольку отвечает за другое. Кстати, известная схема: «бей или беги» родом из этой части нервной системы.

Древний мозг покрыт средним или старым мозгом , который также именуют лимбической системой . Для обозначения этого участка есть и другое понятие –маммальный мозг. Поль Маклин утверждал, что эти структуры впервые возникли у млекопитающих. Мотивация, родительское поведение, стремление к размножению коренятся именно на втором этаже нашего мозга. Также на этом уровне обитают наши эмоции.

И наконец, третья часть мозговой структуры – неокортекс или кора больших полушарий. Это настоящая гордость высших приматов, поскольку у остальных млекопитающих данный отдел мозга отсутствует. Он отвечает за высшую нервную деятельность: умение говорить, абстрактно мыслить, планировать. Разумная деятельность – прерогатива третьего слоя мозга. Именно этот участок помогает держать эмоции в узде.



Полноценное детство – основа успешной жизни

Ребенок рождается с уже сформированным древним мозгом и с достаточно развитым средним. А вот неокортекс у малыша не до конца развит, он достигнет нормального размера и массы лишь к 4-5 годам. Поэтому заявляют, что дети – чисто эмоциональные существа, которые не могут планировать события и управлять собой до определенного момента. И манипулировать вами они также не могут, для этого нужно иметь активный верхний слой мозга.

Не хочешь, чтобы тобой управляли эмоции – читай книги!

Если вдуматься, то идея триединого мозга очень стройна и логична. Вся наша деятельность протекает на трех уровнях: физическом, эмоциональном и разумном . С точки зрения данной теории понятна важность приобщения человека к культуре и духовным ценностям. Проще говоря, если не хочешь пресмыкаться – развивайся. Чтение, продумывание своих действий, наблюдение за собой помогут вам взять верх над инстинктами и эмоциями. Так ваше сознание сможет подняться над уровнем рептильного мозга, и занять то, что полагается ему по праву – кору больших полушарий.