Гомельчанин, которому друзья выкололи глаза, видел белый свет. Что нужно знать о соборе Василия Блаженного Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»

Уголовные наказания, связанные с ампутацией у преступника частей тела - отрубание рук, выкалывание глаз и так далее, носили своего рода профилактический характер. Их использовали, чтобы все окружающие наглядно видели, в чем именно повинен злодей.

«Членовредительские» казни известны человечеству уже несколько тысячелетий. Причем они обычно проводились публично, поскольку должны были еще и устрашить окружающих, дабы тем «неповадно было».

Китайские «церемонии»

Первые упоминания о такой «профилактике» пришли из . В частности, есть документ, связанный с правлением династии Чжоу в ХИН веках до нашей эры. Это трактат «Чжоу ли», созданный, по мнению ученых, последователями Конфуция.

Там предусматривались такие наказания за совершение уголовных преступлений, как отсечение носа, отсечение ушей, отрубание ступней или рук, а также кастрация. Причем кастраты потом шли в дело - их использовали для охраны дворцов. Наказания делились на пять разных категорий, в зависимости от тяжести совершенного преступления. При этом убийство, например, считалось не самым тяжким. На первом месте была попытка поднять смуту в государстве. Вторым по тяжести преступлением было вводить других в заблуждение с помощью музыки, одежды, необычных предметов. Третьим - проповедовать ложные взгляды, учить плохому и производить разделение в обществе. Четвертым -обманывать других ложными видениями и гаданиями.

И лишь на пятом месте стояло убийство. То есть убийца мог вполне отделаться всего лишь отсечением носа или отрубанием руки, которая держала орудие преступления.

Что касается отрубания ступней, то в Древнем Китае так в основном наказывались воры. Насильственной кастрации подвергались мужчины, обвиненные в прелюбодеянии или изнасиловании. То есть нынешняя химическая кастрация сексуальных маньяков и педофилов, применение которой сейчас на законодательном уровне рассматривается во всем мире, - далеко не изобретение современной цивилизации. В Древнем Китае, правда, просто отрубали соответствующие части тела, но суть от этого не меняется.

Кто кого научил?

Бытует мнение, что зверства, которые крестоносцы устраивали во время набегов на жемчужину - город Иерусалим - в поисках Гроба Господня, они почерпнули из арсенала святой инквизиции. Действительно, эти деятели в глухих рясах знали толк в пытках и наказаниях, в том числе и не смертельных, но доставляющих жуткую боль. Однако, если проследить хронологию, то еще неизвестно, кто у кого что почерпнул. Дело в том, что самые активные крестовые походы приходились на период с 1095 по 1290 год. Потом активность крестоносцев резко спала, а впоследствии они вообще потеряли власть и влияние в Палестине.

А вот первые упоминания о святой инквизиции связаны с папой Иннокентием III и датируются 1215 годом. Ну а расцвет инквизиции вообще произошел в 1478 году, то есть через 200 лет после окончания походов на Палестину. Так что можно говорить о том, что методы пыток в Европу принесли крестоносцы, которые почерпнули их на том же Востоке или придумали самостоятельно.

Например, крестоносцы по отношению к захваченным жителям Палестины очень часто применяли такие пытки, как отрезание носа и ушей. Особенно рыцари любили мучить таким образом восточных женщин, которых по каким-либо причинам нельзя было продать в наложницы. Им не только отрубали носы или уши, но и частенько вырезали соски на груди. Такого рода уродство женщина скрыть уже не могла, и после пыток большинство их просто кончали жизнь самоубийством, так как были обречены на одиночество, а значит -на медленную и мучительную смерть от голода. На древнем Востоке женщина была совершенно бесправным существом и физически не могла прокормить сама себя.

Родители «Железной девы»

Кстати, есть косвенное доказательство того, что именно крестоносцы научили инквизиторов мучить людей. В арсенале святой инквизиции есть орудие не смертельной пытки, которое называется «груша». Это металлический инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов. Он засовывался, в зависимости от вида совершенного преступления, в анус, влагалище или рот жертвы. Потом палач подкручивал винт, и сегменты внутри человеческого тела распускались, причиняя жертве адскую боль. Таким образом обычно наказывались богохульники, лжецы, женщины, родившие вне брака, и мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. Некоторые историки утверждают, что в Европу это устройство привезли с Востока крестоносцы, которые впервые увидели там его применение и решили «перенять опыт».

Вообще, что касается святой инквизиции, то у нее на вооружении был целый арсенал пыточных инструментов, не
приводящих к смерти. Конечно, практически все жертвы, попавшие в застенки к монахам, оттуда уже не выходили. Но перед смертью они испытывали адские мучения, которые достигались этими самыми «профилактическими» пытками во время следствия.

Богохульникам и лжецам с корнем вырывали язык. Причем не отрезали, а именно вырывали специальными щипцами. У монахов Святого престола сначала практиковалось не отрезание носа, а вырывание ноздрей. Но потом стало ясно, что ноздри могут заживать и наращивать ткани так, что и следа пытки не остается. Вот тогда стали отрезать весь нос.

Имелись также особо изощренные способы пыток, описанные в трактате «Молот ведьм», созданном в 1486 году Генрихом Крамером. В частности, в этом трактате настоятельно рекомендовалось выкалывание глаз как профилактическое средство борьбы с ведьмами. Во-первых, монахи-садисты считали, что ведьмы именно глазами напускают свои колдовство и порчу. Кстати, именно поэтому косоглазие было верным признаком того, что человек - или злой колдун, или ведьма. А во-вторых, инквизиторы выкалывали подследственным глаза потому, что «они видели дьявола».

А вот такое устройство, как «Железная дева», было изобретено только в конце XVIII века, то есть на закате инквизиции. Это была «воспитательная» пытка, которая представляла собой железный саркофаг по форме человеческого тела, утыканный изнутри острыми шипами. Жертву помещали внутрь и запирали тугой крышкой, так что шипы врезались в тело, доставляя нестерпимую боль. Если этого было мало, то в саркофаге предусматривались отверстия, в которые вставлялись острые стержни или сабли. Они тоже калечили тело.

Если жертву оставляли там надолго, она умирала от потери крови. Но обычно инквизиторы этого не допускали. Человека вынимали, после чего он или она признавались в чем угодно. Дальше следовала обычная казнь.

От Ивана до Петра

И, наконец, . Здесь подобные методы ампутации «провинившегося органа» были возведены в ранг законных при царе Иване Грозном.

Одним из первых указов молодого царя в 1549 году по всей стране была введена практика отсечения руки вору, повторно пойманному при совершении преступления. Кроме того, с середины XVI столетия повсеместно начинают применять отрезание руки холопу, оказавшему физическое сопротивление хозяину, или отрезание ушей вору, пойманному на первой краже.

Через 100 лет, в 1649 году вышло новое Уложение о наказаниях. По нему руку отрубали тому, кто замахнется оружием в присутствии государя или ранит кого-то на государевом дворе. Вору, пойманному на первой краже, отрубали два пальца на руках, а вот того, кто был пойман на разбое или ограблении церкви, калечили капитально - ему сразу отрубали левую руку и правую ногу.

Отсечение ушей применялось в отношении мошенников и карточных шулеров. Так же наказывали воров за третью кражу рыбы из садка или пруда. Интересно, что Петр I активно применял пытки Ивана Грозного. В частности, во время правления Петра широко использовались вырывание ноздрей и отрубание носа в отношении беглых холопов или каторжников. Язык отрезали за богохульство, «злые слова» против государя. Особенно часто этой пытке на Руси подвергались старообрядцы.

Константин IX Мономах повелел ослепить 800 русских, захваченных в плен после сражения у Варны в 1043 г.

Так после победы в сражении при Беласице 29.7.1014, когда войска византийского императора Василия II нанесли тяжёлое поражение болгарскому войску, по приказу императора 14—15 тыс. пленных болгар были ослеплены. Во главе каждой сотни поставили одноглазого поводыря и отослали их на родину к царю Самуилу. За этот жуткий подвиг император Василий получил прозвище Болгаробойца.

Вообще, в Византии применение ослепления дошло до апогея. Им наказывались очень многие преступления. Так, Мануил I Комнин нередко отдавал приказ верным людям стеречь ночами все выходы из лагеря, грозил воинам ослеплением за дезертирство, но стратиоты все равно покидали войско. За крамольные идеи был приговорен к казни, замененной ослеплением, поэт XII в. Михаил Глика, хотя он и заверял императора, что "стихов коварных не писал и выполнял повинность". Исаак II Ангел потребовал, например, отчета у полководца о ходе войны с болгарами. Тот коротко ответил и добавил, что ведущие трудную войну войска плохо снабжаются. Исаак II приказал ослепить смельчака. Константин VIII после восстания населения Навпакта против корыстолюбивого стратига приказал ослепить епископа города, мотивировав наказание тем, что епископ не сумел удержать свою паству от мятежа. Примерно через полтораста лет точно так же при подобных обстоятельствах поступил Андроник I Комнин с епископом Лопадия.

Серьезной каре (ссылке, ослеплению, казни) обычно предшествовало всеобщее поругание. Преступнику остригали волосы, бороду, брови, даже ресницы, возили его затем по городу и по ипподрому на осле, верблюде или быке (лицом к хвосту). Иногда на него набрасывали мешок, надевали рубаху без рукавов, на шею вешали "ожерелья" из бычьих и овечьих кишок, на голову водружали такие же "короны". Впереди, потехи ради, шествовали жезлоносцы с глумливыми песнями и славословиями. Дочери и жены царей выходили на балконы посмотреть на такое зрелище: его организацию поручали порой скоморохам и мимам как опытным режиссерам забав. Ослепляли с помощью раскаленного железного стержня, которым прожигали веко. Грубое ослепление иногда влекло за собой смерть. Вскоре после ослепления умер молодой Михаил V, а также сильный и крепкий воин Роман IV Диоген. Арестованного Константина немедленно ослепили, причем так жестоко вырезали ему глаза, что он скончался в тот же день. Поскольку умерший император не оставил мужского потомства, престол заняла его мать — императрица Ирина. Во время ожесточенных войн византийцы производили массовое ослепление пленных. Иногда ослепление осуществлялось без видимого повреждения глаз, путем многократного вращения перед раскрытыми глазами раскаленного добела металла — зрение меркло постепенно. Иногда лишали только одного глаза или притупляли зрение — это было особой милостью. Упоминаются массовые наказания государственных преступников вместей со всей семьей: самого преступника ослепляли, всех женщин насильно постригали в монахини, мужчин, даже детей - кастрировали.

Позднее в Западной Европе неоднократно применяли такое наказание и во Франции и в Англии, и в Германии. Во время противоборства Папы Римского и Антипапы в середине XII века Каликст второй, завладев Латеранским дворцом, собрал войско. Одному из кардиналов он поручил осадить резиденцию Григория в Сутри. Сгорая от нетерпения поскорее захватить конкурента, Каликст второй сам присоединился к отряду и лично руководил приступом. После упорного сопротивления гарнизон Сутри был вынужден сдаться. Как только Григорий оказался в его руках, Каликст второй приказал выколоть ему глаза и кастрировать.

Одна из французских королев, захватив любовницу мужа, приказала стражникам насиловать пленницу. После этого, она лично выколола глаза несчастной.

В недалекой от нас Грузии в 1177 г. был заговор против Георга III, возглавляемый военным министром Иоанном Орбели, желавшим свергнуть царя и возвести на престол его племянника - царевича Демна. Заговор был подавлен, царевич Демна ослеплен и оскоплен, после чего вскоре скончался, Иоанна Орбели также ослепили, практически все члены рода Орбели были казнены, женщин утопили в реке.

Одно из последних проявлений монаршгего гнева, был случай с Людвигом II Баварским в XIX веке. Устав от разорения казны безумными тратами полусумасшедшего монарха, возмущенные придворные решили тайно созвать консилиум из лучших психиатров страны, чтобы признать великого "строителя" невменяемым и отлучить от трона. Но шпионы донесли, и король арестовал заговорщиков, в гневе приказав выколоть им глаза и содрать шкуру, -- человек он был вспыльчивый. Правда, как потом оказалось, и отходчивый, потому что в день казни неожиданно велел отпустить всех на свободу. Высокая комиссия, включая психиатров, безумно вопя, бежала без передышки несколько лье подряд.

Щелкните здесь, чтобы скачать клип из фильма Evil Dead Trap , иллюстрирующий подобное наказание

.

Еще в XIX веке ослепление практиковалось как форма законодательного наказания у некоторых туземных племен. По Джорджу Рейли Скотт:

На Сандвичевых островах (второе название Гавайских островов) приговоренных к смерти преступников или забивают дубинками или душат удавкой. Наказание же за те преступления, что не караются смертной казнью, принимает форму нанесения увечий.

Например, рядовому члену племени, осужденному за интимные отношения с женой вождя, выносится наказание в виде удаления глаз. Данная процедура описывается Араго (Arago) следующим образом: «Самому мне наблюдать ее не довелось, но несчастный калека, с которым Гаймард (Gaimard) и я беседовали в присутствии М.Ривса (M.Rives), рассказал нам, как это проделали с ним. Двое держали его за ноги, двое — за руки, а еще один — за волосы. Шестой, палач, нанес ему по сильному удару в каждый глаз и почти в тот же момент вонзил указательный палец в слезный мешочек и извлек глазное яблоко. Второй глаз был удален аналогичным образом, но обнаружить едва заметный шрамик под нижним веком нам удалось с большим трудом».

12 июля 2016 г. исполняется 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

В этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна. Какие еще легенды и тайны сегодня хранит храм, который мы называем собор Василия Блаженного.

Откуда взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?

Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Правда ли, что собор изначально задумывался таким пестрым?

Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

Правда ли, что Наполеон хотел перевезти храм в Париж?

Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Правда ли что Сталин спас Cобор от разрушения?

Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

Правда ли что Собор служит сейчас только музеем?

Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Фашисты отрезали ей уши, выкололи глаза, но девушка никого не выдала

Как-то совсем незаметно прошло 90-летие со дня рождения героической партизанки, появившейся на свет в 1926 году. А ведь в советское время у всех школьников от зубов отскакивали имена Володи Дубинина, Марата Казея, Лени Голикова, Вали Котика и других пионеров-героев Великой Отечественной войны. В этом ряду свое место по праву занимает Герой Советского Союза (посмертно) Зина Портнова.

Фатальное стечение обстоятельств

Зина родилась в 1926 году в Ленинграде, в районе, прилегающем к огромному промышленному гиганту - заводу им. Кирова, на котором трудился ее отец, Мартын Портнов. Самая обычная девочка, она училась, как все, ну, или чуть лучше остальных, ведь положение обязывало: в силу активной жизненной позиции Зина была старостой класса.

Родившаяся в семье белорусов, она и корни имела западные: там, в Витебской области, в деревне Зуи проживала бабушка Зины, к которой их вместе с сестрой Галей каждое лето отправляли отдыхать на каникулы. Вот и в трагическом 1941 году девочки, приехавшие в Зуи погостить, наслаждались природой, загорали, купались в речке Лучосе и горя не знали. Но началась война. И уже 28 июня фашистские полчища взяли Минск и немедленно двинулись дальше - на Оршу и Смоленск. Именно по этой причине девочки не успели эвакуироваться на Большую землю, в тыл.

По словам выживших свидетелей той войны, волею судеб оказавшихся в оккупации, гитлеровцы нещадно бомбили колонны с беженцами: они не были заинтересованы в том, чтобы местные жители, которых они уже практически записали в свои рабы, покидали насиженные места. Фашистам нужна была не только бесплатная рабочая сила, но и заложники - много заложников, которыми в случае чего можно было прикрыться, как щитом, что в дальнейшем и происходило с пугающей регулярностью.

Новый порядок, который немцы установили на оккупированной территории, никому не мог понравиться. Но среди белорусов нашлись десятки тысяч людей, которые не просто не могли спокойно смотреть на бесчинства представителей «высшей расы», «нации господ», а предпочли действовать - бороться с этой коричневой напастью. Одной из таких неравнодушных народных мстительниц и стала Зина Портнова, которая с первых же дней стала искать связи с партизанами или, на худой конец, такими же патриотами, как она сама. Часто подобные поиски приводили по вине провокаторов к плачевным последствиям: немцы сотнями хватали и расстреливали людей, замеченных в связях с партизанами или просто не согласных с их оккупационной политикой.

Но Портновой повезло - в 1942 году она вышла на подпольную комсомольскую организацию, возглавляемую Ефросиньей Зеньковой (впоследствии Героем Советского Союза). Именно здесь Зину приняли в 1943 году в комсомол. Это много позже их будут сравнивать с «Молодой гвардией», хотя «Юные мстители», как называли себя комсомольцы-подпольщики, действовали параллельно и примерно в то же время, точно так же лишая оккупантов покоя и жизней. Просто документы о деятельности именно краснодонских героев попались после войны на глаза Александру Фадееву - вот он и прославил (заслуженно) этот коллективный подвиг.

«Приятного» ядовитого аппетита

Начав с мелочей по расклейке листовок, «Юные мстители» со временем стали все активнее бороться с ненавистным режимом. Они выводили из строя технику фашистов, сжигали склады с боеприпасами и вооружением… Но больше других своих товарищей отличилась как раз Зина Портнова. Ей удалось попасть на работу в столовую для немецких офицеров, чем она незамедлительно воспользовалась, добавив в общий котел, из которого фашистам разливали суп, огромную дозу яда. Тем самым отправила на тот свет более сотни гитлеровцев.

Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та отпоила ее травяными отварами и молочной сывороткой, в результате, девушка осталась жива. Однако после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд.

С такими же бесстрашием и отвагой, с какими она не побоялась отравить более сотни вражеских офицеров, Зина теперь громила фашистских захватчиков в рядах своих партизанских товарищей. Но даже довольно рискованные акции казались ей недостаточно опасными. Она жаждала самого ответственного задания, чтобы доказать друзьям и самой себе, что уже не та девочка, которая только-только пришла в подпольную группу комсомольцев несколько месяцев назад. Что она достойна высокого звания народного мстителя и готова к опаснейшим и рискованным заданиям командования партизан.

И случай вскоре представился. Впрочем, это был трагический повод: в начале осени по невыясненным причинам немцы арестовали костяк организации «Юные мстители». Целый месяц комсомольцев (арестовано было тридцать человек) зверски пытали, добиваясь от них сведений о том, где скрываются остальные подпольщики и партизаны. В конце концов, «юных мстителей» расстреляли. И тогда Зина вызвалась проникнуть в расположение фашистского гарнизона, чтобы узнать, кто же стал предателем и выдал своих товарищей.

Последнее задание

Казалось бы, это изначально была явная авантюра - лезть в самую пасть к лютому врагу, озверевшему от диверсий, которые регулярно устраивали «Юные мстители». Но Портновой нужно было именно такое задание, хотя ее к тому времени вовсю искали после случая с отравлением немецких офицеров. Как бы то ни было, видимо, предателю стало известно о том, что в гарнизоне появилась Зина, и ее тут же схватили.

Следуя логике вещей, отморозки из гестапо, куда привели разведчицу, поначалу пытались для виду соблюсти приличия и предложили ей «пряник». Вам, дескать, девушка, ничего не будет, если вы все покажете, где скрываются партизаны, и расскажете, кто входит в состав отряда. Причем «пряник» должен был не только «подсластить», но и напугать: на столе гестаповского следователя как бы между прочим лежал заряженный пистолет для устрашения Портновой.

Эта легкомысленность дорого обошлась немецкому офицеру: он никак не предполагал, что молоденькая девчушка способна отличить пистолет от револьвера, а тем более может воспользоваться им по назначению. Так или иначе, как только фашист отвернулся на мгновение, Зина схватила со стола оружие и выстрелила в гитлеровца. Затем, не теряя ни минуты, кинулась вон из здания гестапо. Ее пытались задержать, но Портнова недрогнувшей рукой застрелила еще двоих преследователей.

Но уйти ей не дали: автоматная очередь по ногам - и девушка упала, как подкошенная. Нацисты были в бешенстве, им уже не нужны были от нее сведения о партизанах и подпольщиках: гестаповцами двигала теперь только месть за убитых фрицев. В слепой холодной ярости они приступили к пыткам. Заплечных дел мастера планомерно вгоняли Зине иголки под ногти, выжигали на ее теле раскаленным железом звезды. Дошло до того, что юной девушке отрезали уши и выкололи глаза.

Портнова держалась в высшей мере стойко. Не проронила ни слова, но от нечеловеческой боли и перенапряжения она поседела. Фашистские отморозки сделали все, чтобы сломить «юную мстительницу». Но у них ничего не вышло: в свой последний путь 10 января 1944 года (на расстрел) Зина Портнова шла с гордо поднятой головой. Это потом, на Нюрнбергском процессе, вся эта шайка-лейка подонков и садистов будет утверждать, что они выполняли приказы командиров, когда расстреливали мирных людей и пытали партизан, а сами они, дескать, ни при чем. Однако факт остается фактом: каждый четвертый житель Белоруссии в годы войны был уничтожен нацистским и националистическим отребьем.

Подвиг Зины Портновой не забыли: ей поставлены памятники, ее именем были названы улицы в Ленинграде и Белоруссии, а также судно в Дальневосточном морском пароходстве. В 1958 году Зинаиде Мартыновне Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). С момента ее гибели прошло вот уже более 70 лет. Но память о ней жива до сих пор и будет жить вечно.



Оцените новость

Вид глаз, качество зрения - знаки душевного состояния сновидца, интенсивности его духовной жизни сновидца, их здоровье, болезни. Органы любви самого сновидца, его секс, потенция.

Иметь хорошее зрение, глазами быстро двигать - благо, счастье, здоровье.

Плохо видеть, глаза с трудом открывать. Они медленно ворочаются - убыток, бедность, вред от полового изнурения.

Близоруким быть - неприятность.

Резь в глазах чувствовать, песок в них или что-то мешает - неприятное самопознание, нечистая совесть.

Иметь бельмо - обман. О взрослых детях придется много заботиться, они нескоро в люди выйдут.

Глаза одного лишиться - запутанные дела, бесполезные труды, несчастья с детьми.

Глаз вытекает во сне - муки совести.

Слепнуть во сне - неприятность, предательство, смерть близких: детей или сестры.

Тереть глаза - склонность к онанизму.

Видеть в зеркале, что имеешь большие красивые глаза - счастье (счастье в детях).

Что имеешь тусклые больные глаза - несчастья (тревога из-за детей).

Видеть себя в зеркале с бесцветными или белыми глазами - осознавать бездушие своего поведения.

С вытаращенными, вылезшими из орбит глазами - окаменение души, черствость.

Видеть себя в зеркале с ямами вместо глаз - верность интуиции, глубокое прозрение, ясновидение.

С горящими глазами - ощущать в себе опасные, демонические силы.

Глаза свои выпавшими видеть- свадьба, дети самостоятельную жизнь начнут.

Вынимать и рассматривать свои глаза - ощущение ложности своих восприятий, неправильного представления о мире. Детей своих с новой стороны увидеть, твоя интимная жизнь станет предметом разговоров.

Иметь во сне третий глаз - рождение ребенка. Женщине: беременность. Опасность разрушить созданное своими трудами.

Светом из глаз себе дорогу освещать - начать по-новому воспринимать мир.

Видеть, будто некое существо преследует тебя и пытается съесть твои глаза - испытывать неудобство и неприятности от чужих тайн. Предостережение от опасного развития духовных сил, опасная духовная незрелость.

Видеть человеческий глаз на столе, в миске, стакане и т.д. - раскроются постыдные подробности твоей жизни, испытывать страх перед божественным правосудием.

Видеть кучу человеческих глаз - драгоценные камни.

Видеть глаза с бельмом - за тобой пристально следят враги.

Видеть чей-то злобный взгляд - дурной сон, предвещающий опасное крушение планов, обман, происходящий скорее всего от родственников.

Видеть во тьме одни чьи-то глаза - скрытая от тебя и напряженная работа твоей совести даст неожиданные плоды, кто-то следит за тобой.

Тусклые глаза-призраки при дневном свете без тела видеть - неприятное, болезненное раздвоение личности пережить.

Видеть в небе в тучах ярко сверкающий глаз - символ авторитета, которому следует подчиниться.

Глаза кому-нибудь выкалывать - отпугивать и настраивать против себя людей, жестоко мучиться от ревности предстоит.

Толкование снов из Дворянского сонника

Подпишись на канал Сонник!