История медицины. Египет. Древний Египет: медицина и врачевание

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Культ умерших – особенность египетской религии.

2. Накопление знаний о строении человеческого тела.

3. Лекарственное лечение.

4. Оперативное лечение.

5. Заразные заболевания.

6. Зубоврачевание.

7. Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”).

8. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов.

КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Население древнего Египта формировалось из местных североафриканских и восточноафриканских племен. Таким образом, древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение .

Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий Яркой ее особенностью был культ мертвых , который является ключом к пониманию всей египетской культуры. Культ мертвых Древнего Египта не имел равных ни в одной из древних религий. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его.

Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах:

Одна из них - душа (егип . ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам;

Другая форма – “двойник человека” (егип. ка ), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.



Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев.

Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки.

Классическое описание процедуры бальзамирования дал Геродот:

“Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей, промывают ее пальмовым вином и вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец наполняют чрево чистыми растертыми благовониями и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры, помещают туда покойника и хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене”.

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил 1361 - 1352гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с последующим переломом и образованием обширной гематомы. По всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и умер, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра Анхсенамон ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Естественно, возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. В основном, египтяне хоронили умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменений: песок высушивал их, предохраняя от разрушения.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот . Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бпльзамирования.

Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций.

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Процесс мумифицирования. Гробница фараона Египта Пепи

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством .

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх » неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос. Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь. Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта


В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было. Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из , таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения. До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц. Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.

Древнеегипетское государство, распо­ложенное в долине и дельте Нила, в своем развитии прошло несколько этапов, начиная от Раннего царства (конец IV тыс. до н.э.) до 395 г. н.э., когда после распада Римской империи Египет вошел в состав Византии. Расцвет древнеегипетской цивилизации датируется периодом Нового царства (ХVI–ХI вв. до н.э.).

Реальная граница страны проходила там, где кончалась черная плодородная земля. Отсюда и название страны – Кхемет – на древнеегипетском языке (черная земля). От слова cheme (черная земля) – произошло название науки – химии (означает также – «египетская наука»). Свое начало химия берет именно на египетской земле: высокого уровня развития достигла ремесленная химия (гончарное, стеклодувное, красильное, ткацкое дело, обработка металлов). Аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан . Так называли людей, поклоняющихся богу Амону: во время ритуальных обрядов они вдыхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании выделяет аммиак (есть сведения, что это вещество было найдено возле храма бога фараонов Амона).

Жизнь населения Египта тесно связана с главной водной артерией – рекой Нил. Необходимость вычислять периоды спада и подъема воды в Ниле обусловила развитие астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов. Именно египтяне разделили сутки на 24 часа, создали совершенный календарь, по которому год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 и дополнительно 5 дней в конце года). Этот календарь был принят и в Римской империи. Наряду с астрономическими, математическими, гео­графическими знаниями, древние египтяне обладали по­знаниями в области медицины. Врачевание было неотъемлемой частью своеобразной культуры древнего Египта. Оно возникло из практического опыта народа.

Основные источники по врачеванию в древнем Египте – описания историков и писателей древности (Геродот, Плутарх и др.), археологические находки, надписи и изображения на стенах гробниц, тексты папирусов. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Смит, Херст, Честер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс). Дошедшие до нас папирусы представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей, большинство из них относятся к периоду Нового царства.

Первыми божествами-покровителями медицины были Осирис – символ жи­вотворящего солнца и благодатного Нила и Исида – его сестра и супруга. О медицинских способно­стях Исиды свидетельствует миф о том, что эта богиня, найдя своего сына убитым титанами, возвратила его к жизни и сделала бессмертным, научила его медицине и искусству отгадывать будущее. Сложные лекарства, но­сившие название Исиды, были в ходу вплоть до новой эры.

Бог Тот, который изображался в виде человека с головой иби­са или в образе павиана (оба - символы мудрости), считался другом и помощником Осириса, изобретателем культуры оливкового дере­ва, языка, письменности, религиозных обрядов, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и медицины. Все лечебное дело находи­лось под покровительством бога Тота, которого назы­вали Phar-ma-ki (Фар-ма-ки), что в переводе – «предчувствующий», «защитник», «исцели­тель». Отсюда происхождение слов фармация, фар­мацевт, фармакопея и др. В качестве покровителя медицины почитался Имхотеп, обожествленный после смерти знаменитый врачеватель и архитектор.

В древнеегипетской ме­дицине происходило сме­шение рационально-эмпирических элементов с суеверия­ми и магической практикой. Египетская медицина находилась в руках жрецов. Каждый жрец в Египте одновремен­но был и врачом. При лечении болезней жрецы принимали в рас­чет целебную силу души и силу демонов, представлявших собой нечто среднее между богами и людьми. 36 таких демонов заведовали 36 частями чело­веческого тела. Отсюда – распространенное в Египте мне­ние о том, что для каждой болезни должен существовать особый врач. Профессия врача в Древ­нем Египте обозначалась двумя иероглифическими зна­ками – скальпелем и ступкой, объединявшими, таким образом, символы хирурга и фармаколога.

Медицинское образование будущие врачи получали в особых школах писцов, состоявших при храмах, – «домах жизни». Врачи, как и все жрецы, получали содержание из доходов храмов. Социальное положение врачей было очень высоко, но определялось оно не столько их профессиональными качествами, сколько умением облекать свои действия в религиозные формы. Существовал обычай в благодарность за лечение приносить вылитые из золота или серебра изображения больных органов, конечностей.

Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения. Более или менее известно было строение органов груди и живота. Однако более подробное их изучение не проводилось. Особую роль египтяне отводили сердцу и сосудам. По их представлениям, между кровеносными сосудами и болезнью существовала тесная связь. Посред­ством сосудов болезнь проникала в организм, по ним рас­пространялась. Через сосуды лекарственные вещества так­же распространялись по организму. Методы диагностики включали подробный опрос больного, обследование с помощью органов чувств: осмотр, прослушивание, ощупывание, определение запаха тела, пота, выдоха, раны и т.д.Есть предположение, что древние египтяне умели считать пульс, используя для этого водные часы – «клепсидры».

Причины болезни египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, изменения погоды и т.д.), так и с представлениями о вмешательстве сверхъестественных сил (например, вселение в тело заболевшего злого духа).

Египтянам были известны в большом количестве ле­карственные вещества и разнообразные формы их приго­товления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежащие к высшей касте священнослужи­телей. Применялись простые и сложные вытяжки, отва­ры, кашицы, мази, пасты, растворы, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втира­ния (растительное масло с цветками ромашки при болез­нях сосудов и нервов), компрессы, пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. В Древнем Египте большим спросом пользо­вался ладан – ароматическая смола. Ладан ценился египет­скими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, но и за спо­собность пресекать распространение болезней. Это вещество входило также в состав смесей для оку­ривания жилищ и одежды больного.

Во время операций египтяне использовали анестези­рующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали плас­тырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, от­жимание.

В качестве лекарств употреблялись хлебные расте­ния, плоды кедра, смоковницы, пальмовое вино, ук­сус, белена, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного про­исхождения входили женское молоко, мед (при лечении глаз), бычья желчь, горькая рыбья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных.

Кроме рациональных средств, применяемых в древ­неегипетской медицине, встречаются препараты иррациональные, напри­мер, мазь из толченого черепа осла, настой на зубе этого животного, настойка на экскрементах различных живот­ных. Возможно, что в ряде случаев они являлись лишь фольклорными названиями целебных трав и веществ.

Из минеральных веществ в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др.

Относительно времени приема лекарств и других особенностей врачебных назначений древние египтяне давали подроб­ные рекомендации. Так, была в ходу такая сигнатура, как прием «утром и вечером».

Приготовление лекарств находилось у египтян на сравнительно высоком уровне. Особенно хорошо готови­лись противогнилостные, накожные и косметические сред­ства. Большое развитие получила врачебная косметика, родиной которой считается Египет.

Многие назва­ния веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрий, сурьма.

Важную роль у египтян играла гигиена. Традиции предписывали опрятность в одежде, содержание тела в чистоте, умеренность в пище. Особенно строгие гигиенические требования предъявлялись к жрецам. По свидетельству греческого историка Геродота (V в. до н.э.), жрецы носили только полотняные одежды, обувь из папируса, мылись два раза в день и два раза в ночь. Египтяне полага­ли, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вы­зывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически осво­бождая свой организм от излиш­ков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной кро­ви. Поэтому практиковалось регулярное очищение кишечника с помощью клизмы (ее изобрете­ние приписывается египтянам), приема рвотно­го, слабительного, в потения или полного воздержания от пищи.

Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. он был найден в 1889 г. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.

Медицинский раздел состоит из трех листов, причем от первых двух листов сохранились только фрагменты. Третий лист был восстановлен из 46 отдельных кусочков. Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и другие некоторые вещества. Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем есть прописи лекарств от морщин, для удаления родинок, окраски бровей и ресниц, укрепления волос. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой (соль, сурьма, порошок малахита). Волосы стригли коротко (для предупреждения вшивости), а поверх носили парики из множества туго переплетенных косичек. Они заменяли головной убор и защищали от солнца.

Метод определения беременности по моче, применяемый египтянами, содержится в Берлинском папирусе (ХШ в. до н.э.). Метод работает удивительно точно: определялось наличие гормона в моче беременной женщины. Современной науке стало о нем известно только в 1927 году. Серия анализов показала, что гормоны в моче беременных ускоряют рост зерновых, тогда как моча небеременной женщины (или мужчины) замедляет прорастание. Есть в нем и рецепты контрацептивов, применявшихся в древнем Египте. В папирусе приводится способ определения пола будущего ребенка (рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница - будет девочка, если ячмень - будет мальчик); дается совет по определению способности женщины к деторождению, содержатся главы о ревматизме и о кровеносных сосудах.

В папирусе Херста описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми. В Лейденском папирусе (ок. 1250 г. до н.э.) описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах. В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты, такие как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

Многие рецепты сопровождались магическими заклинаниями, отпугивающими злых духов. С этой же целью в состав лекарств часто включались неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и моча животных.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении – хирургический папирус, датируемый ХVI в. до н.э. (названный по имени его исследователя папирусом Смита). Он поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. 17 колонок лицевой стороны папируса составляют часть хирургического трактата. Текст на оборотной стороне – это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. Трактат четко систематизирован по локализации травм, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства. Лечение травм черепа, мозга, шеи, ключиц, позвоночника, в основном, осуществлялось рациональными методами путем хирургического вмешательства. Указание на обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врач после осмотра сообщил больному прогноз в одной из трех фраз:

    это болезнь, которую я могу вылечить (благоприятный),

    это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить (неопределенный),

    это болезнь, которую я не смогу вылечить (неблагоприятный).

Неблагоприятный вердикт выносился в 14 случаях, составляющих группу травм, которые врач не мог вылечить и которые представляли для него, говоря современным языком, научный интерес. Египтяне знали о существовании кризиса при острых заболеваниях, считали критическим 10-й день после начала болезни.

В Египте родилась аромотерапия, или лечение больных маслами трав. Египтяне открыли дистилляцию вина и кедровой смолы. Они выделили скипидарное масло, ароматические травяные экстракты в виде дистиллированного масла. Кусочки дерева, листья и стебли помещались в глиняный сосуд и ставились на огонь. Отверстие в сосуде прикрывалось хлопковым полотном и сосуд переносился на тростниковую циновку. Масла получались в результате простого отжима пропитавшегося парами хлопка. Эта процедура лежит в основе производства наших настоек и духов.

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями более древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало - около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Анубиса в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.

Ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылали своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзников искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж.

Древнеегипетская медицина имеет много общего с медициной Месопотамии. Она оказала большое вли­яние на медицину Древней Греции, а также других государств древнего мира. Но сама египетская медицина с самого начала была поставлена в строго религиозные рамки, ис­ключавшие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и до конца существования древнеегипетского государства сохраняла традиционные знания и методы лечения.

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.

Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса , найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее - около 1450-1350 гг. дон. э. - папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200-1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку - царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.

В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.

При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.


Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми». Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

2. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием . Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного. Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.