Признаком элементарного интеллекта у животных. Интеллект животных. Свойства живых организмов

В качестве критерия выступает коэффициент энцефализации (стоит рядом в скобках рядом с каждым названием животного).

Этот зубодробильный научный термин призван приблизительно характеризовать развитость интеллекта животного.

Индекс энцефализации используют для выявления тенденций развития, а также потенциальных возможностей различных видов.

Овца (0,7)

На 10 месте - овца! Животное было одомашнено около 8000 лет назад на Ближнем Востоке. Высокого интеллекта овца не показывает и объясниться с ней языком жестов не получится. Явный аутсайдер.

Лошадь (0,8)

У лошадей отлично развита память. Также у этих животных превосходно вырабатываются и закрепляются условные рефлексы. На этом и основано практическое использование лошадей.

Кошка (0,9)

Часть исследователей полагает, что интеллект кошек близок к интеллекту двухлетних детей. Кошки умеют перенимать некоторое поведение хозяев и подстраиваться под него.


Белка (1,0)

Белки уютно расположились между кошками и собаками. Благодаря своему интеллекту они научились хорошо выживать в дикой среде. Исследователи обнаружили, что отважные ушастики на зиму даже сушат грибы.

Белки являются настоящими гуру в области сохранения запасов на зиму. Не знаете как сохранить орехи? Поделитесь ими с белками. Не факт, что вернут, но сохранят точно.


Собака (1,2)

Исследователи-психологи Эллистон Рейд и Джон Пиллей из колледжа Воффорд в городе Спартанбург смогли обучить бордер-колли по кличке Чейсер к вербальному восприятию свыше 1000 объектов.

Собака также умеет классифицировать функции и формы объектов, что сопоставимо с интеллектуальными способностями трёхлетнего ребёнка.


Африканский слон (1,4)

Мозг африканского слона весит около 5 кг. Это рекорд. Мозг у кита меньше, чем у слона! Учёные полагают, что слоны могут испытывать горе, радость, сострадание; развито сотрудничество, самосознание, а также игривость.

Исследования показали, что слоны превосходят людей в отслеживании нескольких объектов в пространстве. Уже собрано достаточно данных, демонстрирующих альтруизм слонов в отношении других видов, к примеру, спасение собак.

Эти массивные гиганты соблюдают похоронные ритуалы, почитая умерших сородичей.


Горилла (1,6)

Интеллект горилл на порядок ниже, чем у шимпанзе. Но у горилл развито примитивное общение, которое базируется на 16 звуковых комбинациях. Некоторые гориллы научились языку жестов.


Игрунка (1,8)

Это животное обитает в лесах Амазонии. Игрунки довольно часто встречаются и не находятся под угрозой исчезновения. Соотношение объёма головного мозга к телу примата одно из самых больших.


Шимпанзе (2,2)

Шимпанзе научились общаться на языке жестов. Они способны употреблять слова в переносном смысле, могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» = «бутылка» + «спичка».

Отличительной особенностью шимпанзе является наличие чувства юмора. Эти обезьяны активно используют орудия труда, а также узнают себя в зеркале. Кроме использования орудий труда, шимпанзе научились создавать примитивные орудия.

Например они мастерят специальные палочки для ловли муравьёв.


Большой дельфин (5,2)

А теперь сюрприз: оказывается, чтоу человека коэффициент энцефализации равен 7,6. Не так уж далеко люди ушли от дельфинов. Что умеет делать дельфин? Многое.

Дельфин научился соотносить образ своего тела со строением тела человека, используя аналогии. Умеет понимать новые последовательности в искусственном языке.

Способен обобщать правила и строить абстрактные понятия. Разбирает символы для различных частей тела. Понимает указательные жесты. Узнаёт себя в зеркале.


Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие гот мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Очень глубокая и любопытная тема и в тоже время многим людям не понятная, так как большинство людей не задумывалось, что такое существует. И так - ЖИВОТНЫЙ РАЗУМ. Разумом врятли это назовешь, скорее это термин, и я его называю СИСТЕМА. Почему Система? Потому что это программа, она запрограммирована так, и это нормально в условиях жизни человека на Земле. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды прописанные в астрале (моё мнение) через которые идет влияние на человека. Почему ЖИВОТНЫЙ разум. Потому что замыкает сознание человека на стадное мышление, на стадный образ жизни и на Инстинкты. Вся Свобода выбора в Системе сводится в выборе между овцой или волком (или другие животные). Всё, это весь выбор и вся свобода. Но человек это Духовное существо и никто не запрещает, будь Духовным и свободным, но сначала выйди из Стада.

Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой человек сосредоточен на условиях своего быта. И так, Система замыкает человека на трёх животных инстинктах: выживание , размножение , питание (условия жизни, я еще называю наличие берлоги). На этих принципах строились взаимоотношения при Сталине в Союзе. Человеку давали жилье, секса не было но люди размножались, и давалась какая-то гарантия защиты жизни в Системе (Стране).

Даже если у человека все это есть то Система с помощью подменны ценностей заставляет человека улучшать внешний вид этих желаний и ценностей: тело одето в брендовые шмотки, какой то, типа лучший, секс (с моделью), и двухэтажная берлога. Как мы видим в нашей стране и по политиках предела удовлетворения этих желаний или «смысла жизни» нет. Вот вам краткое описание Системы - Животного разума в обществе. Вы скажете, а где тут Духовность? А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на четвертую чакру - Анатату. Но сначала человеку нужно увидеть, что все его сознание, весь его смысл, трётся или крутится на этих трёх Животных инстинктах, и только тогда начинается выход из Системы. Анахата - чакра любви или сердечная чакра. Что такое Любовь? При выходе из Системы человек учится Любить энергией, без смысла, без условий, без материальных благ. Помните Иисус говорил: «возлюби ближнего своего как самого себя…», на мой взгляд, он программировал Сознания людей на выход из системы Животного начала, разума. Только научившись Любить, относиться ко всем и всему с Любовью человек переоценивает свои ценности в жизни. Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви. И проблемы у многих начинающих медитаторов как раз с Любовью, потому как в комплексе Животной Системы любовь примитивная: поесть сытно, поспать мягко и вовремя спариваться.

Любя, человек преображает этот мир, он уже выходит из-под влияния Системы и Система начинает паниковать и всячески стягивать такого Индивида назад. Если эти уроки пройдены и Человеком отработана безусловная Любовь, и работа на Анахате активирована, то он движется выше, к пятой чакре – Вишудхе. Вишудха отвечает за чувства. На этом уровне Человек учится познавать внешний Мир через чувства. При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами. На этом уровне человек уже чувствует, что он не только материальное тело. И когда этот этап мировосприятия пройден, идет переход на Аджну (третий глаз, глаз Буды). На этом уровне человек начинает видеть мир энергий, ему открывается занавеса реальности, он видит энергетические потоки и кратко говоря то, из чего соткана трёхмерность. На этом уровне систему животного разума видно изнутри, как она выглядит и как работает. На этом уровне человек способен влиять осознано на Мир и изменять его. Такой себе часовой мастер. Уровень сахасрары это уже полностью уровень духовного существа. Я этот уровень даже описать не смогу, потому что это уже человек-ангел.

Хочется ещё поставить акцент, что у человека всё нужное и всё работает как необходимо, и все чакры необходимы для здоровой нормальной жизни в теле. Просто живя в Системе, в которой главенствует Животный разум, сознание Индивида будет замыкаться на Инстинктах, и вся жизненная энергия будет тратиться только на удовлетворение потребностей тела. И тут мы подошли к тому, как же начинать выходить и изменять Систему? Ну, во-первых, начинать из себя. Выслеживать в себе проявления инстинктов, относиться к этому как к животному проявлению и всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное. Понятно, что в начале, это будет трудно, некоторым людям будет казаться, что это шизофрения и бред, что именно так и нужно жить. Это всё в начале, когда нет никакого духовного опыта. Потому что, по сути, это всё слова и чей то опыт записанный на бумаге. Так и работает Система Животного начала, потому как сознание не имеет опыта чувств, любви и ощущения мира энергий. Работа над собой – это всегда работа на Вере, на Доверии к источнику, а потом уже практический опыт.

Еще важно напомнить или упомянуть об ЭГО. Для меня эго – это сознание человека в теле, это и есть животная личность, одна из сторон сути человеческой натуры. Именно мое эго сейчас пишет и ваше читает, вся информация и фильтры миропонимания проходит через Эго. В самом начале опыта человек не различает кто он, кто в нем говорит и думает, всё это одно «я». При наблюдении за собой идет фиксация внимания или алгоритм поведения где явно отличатся Эго животное, и слабые проявления Духовного начала. Далее при внимательном наблюдении будет и третья сущность человека – сам Наблюдатель. Наблюдатель и есть по сути Человек, в том примитивном проявлении, и именно наблюдатель уделяете своё внимание или проявлению тупого Животного начала или мудрого Духовного. И если человек уделяет всё своё внимание проявлению животного начала, и полностью концентрируется на своём Эго (теле), то потому мы и наблюдаем бесконечное соревнование людей кто лучше, кто умнее и т. д. Люди Эго начинают делить имущество, земельные участки, и если что то не по их желанию, начинают воевать. Системе это выгодно, ведь пока человек полностью занят своим Эго то вообще не замечает, и не чувствует, что делается в тонком энергетическом мире, как осуществляются подмены и как Человек обеспечивает существование самой Системы. Являясь маленьким винтиком, каждый ещё и служит батарейкой. Все воплощенные Души неся в материальный мир жизненную энергию на пробуждение тратят её на существование Системы Животного разума. И эта система становится разумной только благодаря массе индивидов служащих полноценно на неё. И если кто то выпадает на его место приходит другой. Но если в Системе появляются вспышки Духовного, когда энергия перестает работать на Систему, то она ослабевает и начинает всячески реагировать на это. Начало выхода из Системы очень сложное и сложность заключается в том, что не имея опыта человек что то делает, а противостоит ему в самом начале его же тело. Трудно медитировать когда тело хочет есть, или ему не комфортно, или что то болит, или накатывает инстинкт размножения. Многие впадают назад к истокам и проявлениям животного, так как не могут устоять этой панике Системы. На этом этапе очень важно выходить не по одиночке, а группой, когда каждый делится опытом и поддерживает тех, кто засомневался. Только уже когда есть опыт практик, когда есть не вера, а Знание, что это не шизофрения трех идиотов, а реальные ощущения. Только тогда можно оценить принцип системы. По этому поводу можно очень долго писать, ведь в разных источниках собран опыт тысяч людей разными словами, образами и примерами. Мир духовный открыт, он свободен, но для приближения к нему нужен выбор наблюдателя, нужна его внутриняя работа над собой, нужна вера что бы выбраться из этих шаблонных алгоритмов поведения.

Напоследок хочется ещё расставить акценты. Восприятие мира возможно и через Анахату и выше даже у людей с эго. Это мы видим по экстрасенсам, по магам и т. д. Подмена стоит только в том, что эти люди учатся работать с энергиями высших уровней, учатся воспринимать мир как он есть, но при этом они полностью остаются в Системе. Такие люди как программисты, они вносят новые коды и алгоритмы в систему, но при этом, думая что они вне Системы, находятся в самом её центре. Ведь Животный разум полностью порабощает Наблюдателя и так грамотно обводя внимание, что кажется, человек выбрал себе свободу, а на самом деле получил красивую Иллюзию. Результат одинаковый – субличность.

Подведя итог, напомню: при выходе из Системы Животного разума нужно чётко осознавать, что это есть и это не бред. Далее нужно всячески фиксировать проявления в себе животного, учиться договариваться с собой, переигрывать внимание в пользу Духовных практик. При должном опыте и перевесе между Духовным и Животным проявлениями начинать ограничивать жизнь Человека Животного. Ясное дело, что это контроль каждую секунду, но важно отметить, не ограничивать всё и сразу. Нужно постепенно, для примера: если вы решили подчинить воле наблюдателя ваше животное в отношении еды и отказаться от мяса и многих видов продуктов, не переходите на отказ всего, делайте постепенность. Один месяц не ешьте вообще мяса, вы не отказались, вы просто его не ешьте и все, без исключений, потом не ежьте жаренное или что-то другое, что на ваш взгляд любит ваш животный организм. При таких паузах фиксируйте ваше состояние. Если вы практикуете разгрузочные дни (голод) фиксируйте, как проявляется ваше животное. Получив такой опыт, вы заметите, что организму намного легче работать и существовать без тех продуктов, просто в вашем сознании прописаны чувственные отношения (программки) к тем или другим продуктам. Таким образом, вы получите свой личный опыт, а не прочитанный где то. При таком опыте легче делать выбор в сторону Духовного приручая своё Животное. Ваша жизнь должна быть в удовольствие и в хорошем настроении, а не в пытках и постоянном ограничении. Вера она сильная, но до определенного времени. Максимально приобретайте практический опыт. Точно так же и с инстинктом размножения. Уделите время, например месяц. В этот месяц не только нет секса, но нет и мыслей, нет мастурбации, нет вожделения к кому-либо. Вылавливайте эти мысли, и попытки пробудить в себе желание, уводите внимание наблюдателя в что то другое, даже если вокруг все хотя вас сейчас и другого такого шанса не будет. По-моему, Р. Монро в своей книге об астральных путешествиях писал, что сексуальное желание победить невозможно, его можно только отсрочить. Вот так и приобретается опыт отсутствия привязок. Когда вы приобретаете такой опыт вы уже не слепо верите, вы Знаете что можно без этого обойтись, это первый шаг к перепрограммированию себя. Если это делает группа, то еще лучше, когда вместе идет наработка опыта. Обо всём можно писать долго, так и до книги близко. Хочется уже поставить маленькую точку. Систему Животного разума можно изменить только изменившись самому, и когда изменятся многие люди, изменится их астральное тело, а через него и перепрограммируется вся Система. Не забывайте, Ариман очень умелый и опытный программист, он всегда что-то придумает, но он ничего не сможет сделать, когда миллионы людей изменят свою Сущность в сторону Духовного проявления. Вот только тогда возможен «Золотой век», когда астрал системы будет полностью перепрограммирован.

Прислал: Сергей (Украина)


Статьи из раздела:

Комментарии

Выдержка из разговора Павитры и Шри Ауробиндо:
«П.: Имеется ли около сердца какой-нибудь центр?

Ш.А.: Нет. Все центры расположены на прямой линии. То, что называют “сердечным центром”, находится в области солнечного сплетения. Манипура находится в области пупка. Все центры связаны с позвоночником.

П.: Но Штейнер говорит не только о центре солнечного сплетения, но и о сердечном центре.

Ш.А.: Это ошибка.»

rusal 23.03.2016 15:28

Вы преувеличиваете силу Системы. Она никого не заставляет и не замыкает на инстинктах. Всё это делает сам человек по собственному выбору. Потому что ему это интересно . Система лишь предлагает, но не в чем не ограничивает.

Система всего лишь расставляет капканы в слабых местах человека. Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами. Если не будет слабых мест, то Система ничего не сможет сделать.

Сергей ✎ rusal 23.03.2016 17:57

Вы преувеличиваете силу Системы.

У Системы нет Силы, я её понимаю как программу. Силу ей дает человек. Вы верно пишите что нужно не обращать внимания на слабые места, но что мешает тысячам и миллионам это сделать? Вот то и мешает что в этой программе Суть развития человека, она его замыкает на животных инстинктах украшенных “жизненной необходимостью” и пока человек занят этим он про духовное только читает и говорит, что то делает, но не выходит из-под влияния Системы.

Чтобы вырваться из Системы нужно не с капканами бороться, а со своими слабыми местами.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы, и Система так или иначе выигрывает. Так я думал ранее и писал статью “борьба с тенью”, но позже понял, как никак это выгодно Системе. тут идет не борьба, что бы выйти, а понимание или осознание Сути. И сам выход.

rusal ✎ Сергей 23.03.2016 18:36

но что мешает тысячам и миллионам это сделать?

А то что человеку материальное интереснее духовного. Что интересно, то и привлекает. А куда человек вкладывает внимание, то и выбирает.

Опять же, ключевое слово “бороться”. Борьба это затрата сил, пока человек борется, он тратит силы

Здесь слово “борьба” в контексте побороть свой(Личности) интерес к материальному. Здесь не тратятся никакие силы. Это просто выбор цели и переключение на неё внимания.

Саша 23.03.2016 14:47

Уважаемый, Сергей!

Первым делом попрошу не обижаться.

Понимаю, что был порыв написать, но в таких случаях нужно хоть как-то знать и понимать предмет описания. Ведь это статья, а не дневник. Перечитал 3 раза, чтоб убедиться не ошибся ли в своих ощущениях. Нет, не ошибся.

Первое. Так и хочется сказать: «СТОП!!! А кто это там в тебе говорит».

Второе. Видно, что даже не перечитывали.

Приведу только несколько цитат. Некоторые моменты только выделю, а на некоторые дам реплики. Думаю, что сейчас Вы сами все поймете.

Человеком отработана безусловная Любовь , и работа на Анахате активирована…

При выходе из Системы человек учится Любить энергией…

Медитация «Цветок Лотоса» Начинается как раз из ученичества создание чувства Любви…

Анахата - чакра любви или сердечная чакра. (чакра, которая на этом сайте называется «лотос» и сердечная чакра – вещи разные).

…всячески влиять своим Сознанием на переключение внимания с животного проявления на Духовное…

При просмотре трех эпохальных передач с участием И. М. Данилова очень часто напоминалось: «учитесь воспринимать мир через чувства». Вот вам уровень Вишудхи, когда мир познается не через осязание телом примитивно: холодно или жарко, а через глубинные чувства, через контакт с миром своими тонкими телами (разве глубинные чувства – это тонкие тела?).

Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний)

…учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.)

Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему)

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

С уважением, Саша

Сергей ✎ Саша 23.03.2016 15:31

Уважаемый Саша,

да что вы, какие обиды, это как раз проявление Эго, с чем и боремся. Читал не один раз перед тем как предложить материал.

Материал проработан не за 5 минут, это так сказать, сегодняшнее мое мировосприятие, так что я не против если кто укажет на ошибки того же восприятия. Это нормально и принимается, если по существу))).

1. Анахата - это не Лотос, это и есть сердечная чакра, может в других традициях она называется по другому, не спорю, но что есть то есть. Это мы можем разобрать в отдельности при другой переписке.

2. Глубинные чувства это не тонкие тела. В грубом материальном пространстве мы воспринимаем телом, на ощупь и т. д., в тонком мире мы воспринимаем тонкими телами. Глубинное чувство - это датчик результата восприятия на всех уровнях но он не тонкое тело, это только датчик, как правило не все им пользуются.

3. Работа над собой – это всегда работа на Вере . (не всегда, а только до получения Знаний) Согласен. Но нужно уточнить, по-моему я это написал, это на первом этапе когда нет опыта. Это не всех касается, есть люди которые отлично используют опыт суб-личностей, но большинство же на ощупь. Первый толчок наработки это Вера. Я так понял вы только дополнили?...

4. …учиться договариваться с собой… (прямая сделка с Ариманом, цена у таких сделок всегда одинакова.) Возможно. Я написал свой опыт, я не претендую что именно так у всех. Напишите свой, с радостью прочту.

5. Эта Система как любое устройство замкнуто, потому и не разумно, это сплошные алгоритмы и коды (противоречит следующему )

Систему Животного разума можно изменить (Система, т.е. септонное поле – творение Бога, уж слишком высоко Вы замахнулись).

)) Ну, скажем так, мы по разному считываем информацию, опять же это мой опыт я им поделился, но не выставляю как пособие для всех. Сколько людей столько и опыта и мнений. И о септонном поле. Бог, который Творец, создал мир таким как он есть, создал законы взаимодействия в этом мире. Именно для эффективного развития тут Ариман, который перепрограммировал Систему (опять же не для препятсвия Творцу) что бы человек оставался двуногим Животным. И опять же, эта Система не препятствует развитию, она способствует показывая как не нужно делать. Но почему то мы делаем так как не нужно. Почему? Вот потому что она сейчас замкнута на себе или на материальном. Если люди внутри изменят её (изменившись), перепрограммируя или взяв вектор на Духовное, то Система как септонное поле будет отлично этому помогать. Опять же, этот вопрос спорный, потому как оперируя одними теми же словами мы будем вкладывать свой смысл. По этой причине многие Духовно развитые цивилизации не оставляли письменности, так как понимали что через время так перекрутят смысл что сами же крайними и останутся.

6. А тему подняли важную и ГЛОБОЛЬНУЮ, только нельзя такие темы с «кондачка» решать.

Почему комментарий в такой грубоватой форме? Чтобы понтней было.

))) А где грубость то?))) Или вы думали что я шаблонно восприму ваш диалог как грубость. Я написал в тексте, про Эго. Когда одно Эго не согласно с другим - они сражаются и всячески отстаивают в свою пользу. Мы же с вами ведем Диалог, где Истина должна восторжествовать, а на чьей стороне она будет... это уже не важно. Кстати, есть, как вы говорите с кондачка, материал о ШАБЛОНАХ, но нет времени его записать что бы не выглядело как с кондачка))).

Благодарю за диалог, надеюсь не последний.

Олег 23.03.2016 11:59

Здорово!То что нужно,а главное доступно к пониманию через собственный опыт!Дело за малым,хотя бы начать.Маленькими шажочками,с простых вещей...Эх,как же всё это тяжело)))Немного про меня:”А что мне даст если я мясо есть то перестану?Это же вкусно!Это ж шашлычек,стэйк,колбасочка,сосисечки!Да это же белочек мой,да я с голодухи покусаю всех...Чем плохо выпивать для расслабления с друзьями!Это же общение,веселье...Пивка с тарашкой под футбол,вискарика задегустировать,коньячку с конфетками,а хлопнуть водочки под килечку балтийскую на бородинском хлебушке...А с женщинами что не так?Не изменяю ж даже!А то что посматриваю,так это ж так,из любопытства,вон сколько их разных,красивых.Все смотрят!Что мне в монастырь может уйти?В лифте с красивой, незнакомой проехал,так уже считай в мыслях согрешил...Но такое редко!Да и это ж всё фантазия!Это нормально!Даже до мастурбации моей добрались...Чего вы вообще пристали,она то кому мешает?И чем?И вообще об этом никто не знает...Изверги!Всего лешить меня вздумали!!За что?Зачем?”

niva 23.03.2016 08:20

Хотелось бы все-таки предостеречь людей от резко выраженного дуального восприятия мира и деления Единой системы чакр организма на высшие (духовные) и низшие (животные) центры.

“Рассмотрим принципы и смысл жизни стадного человека на основе чакроной
системы человека. Я не буду подробно внедряться в чакры, думаю, все
знакомы, или даже изучили эту тему. Первая чакра Муладхара – замыкает
сознание человека на теле. Т. е. весь смысл жизни Индивида сводится о
заботе тела, сознание полностью идентифицирует себя с телом. Вторая
чакра Свадхистана (сексуальная чакра) – вообще в жизни индивида это
важная энергетика, она отвечает за взаимодействие между людьми, и
отношениями мужчина-женщина, но так как сознание Индивида замыкают на
сексе, а точнее на инстинкте размножения, то вторым, по важности, в
жизни выступает этот инстинкт. Он полностью загружает человека и человек
становится ведомый этим инстинктом. Третья чакра Манипура – она
отвечает за быт, точнее бытовые потребности человека, она также влияет
на уровень заработка индивида. А если взять развитие в Системе, то такой
человек сосредоточен на условиях своего быта”.

“А Духовность родные мои начинается уже с выходом сознания Индивида на
четвертую чакру - Анатату”.

Конечно, мне есть над чем работать в духовном плане, но вот даже сейчас на основании того опыта и чувственно восприятия, что у меня есть я бы сказала следующее, нет нижних (животных) чакр и нет высших (духовных) чакр. Есть Единая чакровая Система организма, которая при духовном развитии человека, при соответствующих условиях пробуждается, у обычных же людей она - спит непробудным сном.
Если человек находится под влиянием животного начала, то все чакры его находятся под этим влиянием и три нижние чакры и четыре верхние чакры. И эти чакры для него по большому счету закрыты, ну или скажем они работают в “спящем” режиме: И анахата,и аджна, и сахасрара, и муладхара.
У человека конечно и при “спящем” режиме его энергетических центров есть небольшой запас этой начальной энергии жизни - сексуальной энергии, праны, но поскольку он её тратит нерационально, на внешнее и находится в основном под влиянием какодемона, настоящей активации энергетических центров не происходит и постепенно запас жизненных сил тратится всуе, пока не наступает полный гейм овер.
Я ставлю акцент и прошу все-же обратить внимание, что не сексуальная энергия плоха и “греховна”, а греховно, если уж об этом говорить глупое разбазаривание жизненных энергетических запасов человека, которые ему даны, для духовного пробуждения, на внешнее, на материальное.
А духовное пробуждение - это в том числе пробуждение энергетических чакранов человека, которое начинается снизу от очень жизненно важной чакры - Муладхары и заканчивается конечной стадией процесса - активизацией Сахасрары, то есть активизацией эпифиза человека.
Но эпифиз может быть активирован, только тем что называют “Силой и Жизнью” и никакой активации Сахасрары без предварительной активизации и накопления жизненных сил организма - сил Аллата, не может быть в принципе... Этак вместе с “живой водой” и младенца слить можно ...
Мое мнение - отношение Муладхары, как чакры ответственной за проявления животных инстинктов в корне неверно. Разбуженная Муладхара - это источник огромной жизненной силы, которую знающие люди сравнивают с прекрасной Змеёй Кундалини, именно энергия Кундалини имеет огромный потенциал Жизни, способный оживить все остальные вышележащие чакраны и именно эта мощная энергия разбуженной Шакти по представлениям индусов, в конечном итоге сливается в верхней чакре со своим супругой Шивой и только тогда и при этих условиях происходит духовная реализация человека и пробуждение в нем мощных духовных сил. Но просто так энергию Кундалини не разбудить и вот здесь уже для человека идущего по духовному пути и становится важным и контроль мыслей, и пребывание на волне агатодемона - в любви, и постоянное устойчивое направление внимание на духовную часть человека - на лотос, поскольку именно он является пусковым фактором для пробуждения огромных сил Прекрасной Змеи Кундалини.

И совсем не зря первая чакра - Муладхара изображается в виде женского знака - треугольника, направленного вершиной вниз, а вы говорите животные инстинкты... Животные инстинкты - это всего лишь выбор вектора нашего внимания в пользу материального вместо духовного,в пользу внешнего вместо внутреннего.

Начало научному исследованию интеллектуальных способностей животных, как и их психики вообще, положил Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов и естественный отбор» . Его ученик Джордж-Джон Роменс продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. Книга «Ум животных» основана на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении. Несмотря на сомнительную научность, этот подход получил распространение. Среди его приверженцев можно отметить Максимилиана Перти (нем. Maximilian Perty ) и Уильяма Лодера Линдсея (англ. William Lauder Lindsay ) .

Автор неоднократно наблюдал проявление изрядной сообразительности у зубра в зоологическом парке в Кингстон Хиллс. Поскольку упомянутое животное отличалось скверным нравом, в его нос было вдето кольцо, к которому крепилась цепь около двух футов длиной. На свободном конце цепи находилось кольцо дюйма четыре в диаметре. Когда животное паслось, цепь свободно волочилась по земле, в опасной близости от копыт. Стоило животному наступить на это кольцо, оно испытало бы весьма сильную боль. Оно нашло весьма остроумный способ избавиться от подобного неудобства, надев цепь на рог. Я много раз видел, как умное животное проделывало этот трюк, сначала осторожно продевая рог в отверстие, потом тряся головой, пока кольцо надёжно не встанет на место!

Оригинальный текст (англ.)

This author also says that he has "frequently observed the buffalo at the Zoological Farm on Kingston Hill" display the following proof of intelligence. Being of a ferocious disposition, a strong iron ring was fixed through the septum of his nose, to which a chain about two feet long was attached. At the free end of the chain there was another ring about four inches in diameter. "In grazing the buffalo must have put his feet on this ring, and in raising his head the jerk would have produced considerable pain. In order to avoid this the animal has the sense to put his horn through the lower ring, and thus avoid the inconvenience he is put to. I have seen him do this in a very deliberate manner, putting his head on one side while he got his horn through the ring, and then shaking his head till the ring rested at the bottom of the horn."!

- Дж.-Дж. Роменс . Ум животных.

Результаты, полученные на основании подобного «анекдотического подхода» не выдержали проверки и были опровергнуты экспериментами. В начале XX века в науках о поведении животных получил широкое признание прямо противоположный подход. Это было связано с возникновением научной школы бихевиоризма . Бихевиористы придавали большое значение научной строгости и точности используемых методов. Но вместе с тем, они в принципе исключали возможность изучения психики животных. Одним из основателей бихевиоризма является Конви Ллойд Морган, британский психолог.

Ему, в частности, принадлежит знаменитое правило, известное как «Канон Ллойда-Моргана » .

…то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Близкой по духу к бихевиоризму была концепция нервной деятельности советского физиолога И. П. Павлова . В лаборатории Павлова даже существовал запрет на антропоморфизмы . Не все бихевиористы разделяли идеи радикального, «редукционистского» бихевиоризма, сводившего всё многообразие поведения к схеме «стимул-реакция». К числу таких учёных относится Эдвард Толмен , американский психолог.

По мере накопления эмпирического материала, касательно поведения животных, натуралистами и зоопсихологами , обнаружилось, что не все поведенческие акты могут быть объяснены инстинктами или научением .

Интеллектуальные способности животных

«…чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких - нет. Очевидно, речь может идти лишь о высших позвоночных, но явно не только о приматах, как это до недавнего времени принималось ».

К.Э. Фабри

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека , относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты . Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющейся среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Большую популярность приобрели тесты на интеллект для приматов, аналогичные тем, что используются в широко распространённых тестах на интеллект для человека. В качестве примера применения второго подхода можно привести коэффициент энцефализации и число Данбара , связывающее развитие новой коры и размеры стада у приматов .

Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем.

Способность муравьёв решать сложные задачи связана с эмерджентными свойствами муравейника как «сверхорганизма», отдельные же муравьи для описания дороги к еде могут передать 6 бит за 200 секунд.

Предпосылки

Память и обучение

Обучение объединяет всё разнообразие форм модификации поведения под действием факторов внешней среды - образование условных рефлексов, запечатление, привыкание, тренировку (даже врождённые формы поведения требуют определённой доработки) и латентное обучение. Способность к обучению свойственна почти всем животным, за исключением самых примитивных.

Обучение обеспечивает гибкость поведения и является одной из предпосылок формирования интеллекта.

Манипулирование

Проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонентов среды в пространстве (в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве). У высших животных манипулирование осуществляется преимущественно при помощи ротового аппарата и передних конечностей (обследование предметов, питание, защита, конструктивные действия и др.). Манипулирование и манипуляционное решение задач дают животному наиболее глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие манипулирования играло решающую роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования их интеллекта. У ископаемых приматов - предков человека манипулирование, особенно «биологически нейтральными» предметами, явилось основой зарождения трудовой деятельности.

Высшие психические функции

Язык

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость . Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец . Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны , попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян . Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Некоторые эксперименты по обучению обезьян языку
Имя исследователя Имя животного Язык
Аллен и Беатрис
Гарднеры
Уошо (шимпанзе) Язык глухонемых (Амслен)
Дэвид Примак
и Энн Джеймс Примак
Сара (шимпанзе) , Элизабет, Пиони Специально разработанный (использовались фигурные жетоны для обозначения слов английского языка)
Дьюэйн Румбо
(англ. Duane Rumbaugh )
Лана Специально разработанный
искусственный язык
на основе лексиграмм.
Франсина Паттерсон Коко (горилла) язык жестов (около тысячи знаков )

Первый эксперимент с использованием жестового языка посредника был предпринят супругами Гарднерами. Они исходили из предположения Роберта Йеркса о неспособности шимпанзе к артикуляции звуков человеческого языка. Шимпанзе Уошо проявила способность к комбинированию знаков наподобие «ты» + «щекотать» +«я», «дать»+«сладкий» . Обезьяны из зоопарка при университете Невады в Рино использовали амслен для общения друг с другом . Язык сусликов достаточно сложен и состоит из разнообразных свистов, щебетов и щелчков различной частоты и громкости. Также у животных возможна межвидовая коммуникация.

Широко распространена совместная стайная охота у млекопитающих и некоторых птиц, существуют также случаи межвидовой скоординированной охоты.

Орудийная деятельность

Долгое время считалось, что способность создавать и использовать орудия труда свойственна только человеку. В настоящее время имеется большое количество свидетельств активного и целенаправленного использования животными орудий труда.

Мышление

Особый интерес к проблемам мышления животных наблюдался на заре становления сравнительной психологии. Основная литература по этой теме принадлежит классикам, наиболее известным из которых является Вольфганг Кёлер . В то время эксперименты проводились преимущественно на приматах. Кёлер, например, использовал шимпанзе. Сейчас уже достоверно установлено, что мышление свойственно не только приматам. В последнее время были получены данные о способности новокаледонских ворон к установлению причинно-следственных связей. Самка африканского серого попугая показала способность к выводу путём исключения.

Абстрагирование

Классификация и обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды обобщения соответствуют видам мышления. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Математические способности

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов . Более того, приматы способны производить арифметические операции

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов .

Самосознание

Распространённые заблуждения

Интеллект животного тесно связан с другими формами поведения и особенностями биологии. Распространённым заблуждением при рассмотрении поведения животных, является антропоморфизм - наделение животных человеческими чертами. Антропоморфизм был характерен для ранних исследователей .

Открытые вопросы

Проблематика

Дополнительной преградой в процессе изучения и обсуждения полученых результатов исследований служат, как очевидные, так и не изученные, не обнаруженные, отличия в восприятии мира (между человеком-экспериментатором и животным-объектом эксперимента), зачастую, анатомически и физиологически обусловленые эволюционной адаптацией к различным условиям среды.

Ярким примером могут служить дельфины - в их мировосприятии, первичная (сложная модуляция звуков) и вторичная (эхолокация) звуковая информация, очевидно, является основным каналом её получения, а с учетом известных данных (о величине их мозга, сложности его строения, коэффициенту энцефализации , сложности звуковой коммуникации , а также обитания в водной среде) - люди просто не имеют соответствующих инструментов, понятий, достоверных алгоритмов обработки таких данных, для понимания того, как они «видят» окружающий мир, и, тем более, чтобы объективно судить об их интеллекте.

Искусство

В прессе широко рекламируются слоны и другие животные, пишущие картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Композиции из больших пузырей воздуха, стабилизируемых быстрым вращением воды на время в несколько минут, которые создают дельфины, рассматриваются как искусство.

См. также

Литература

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция/перев. с англ.-М.:"Мир", 1988
  • Резникова Ж. И. «Интеллект животных: от индивидуума до социума»
  • З. А. Зорина, А. А. Смирнова. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: способны ли высшие животные оперировать символами? / науч. ред. И. И. Полетаева. - М. : Языки Славянских Культур, 2006. - 424 с. - ISBN 5-9551-0129-2 .
  • Roth, Gerhard. The Long Evolution of Brains and Minds . - Dordrecht (The Netherlands) and New York: Springer, 2013. - xvii + 320 p. - ISBN 978-94-007-6258-9 .
  • Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. - М. : Наука, 1986. - 192 с.
  • Шовен Р. От пчелы до гориллы. - М. : Мир, 1965. - 295 с.

Примечания

  1. Резникова Ж. И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии . - М. : Академкнига, 2005.
  2. Животные: Рефлексы, эмоции, мотивы
  3. Обезьяны и птицы умеют строить предположения
  4. Есть ли интеллект у братьев наших меньших?
  5. Петров П. Н. Дарвин и смысл биологии (неопр.) . - Синопсис статьи: Петров Н. П. Памятные даты. Дарвин и смысл биологии // Журнал общей биологии. - Т. 70. - 2009. - № 5 (сентябрь-октябрь). - С. 356-358. - «Эволюционная теория составляет фундамент всей современной биологии. Её появление внесло смысл в науку о жизни, бывшую до Дарвина лишь совокупностью множества фактов, не поддающихся согласованию в рамках единой теории.». Дата обращения 22 апреля 2010. Архивировано 15 марта 2012 года.
  6. Ступина С. Б., Филипьечев А. О. Зоопсихология:Конспект лекций. - М. : Высшее образование. - С. 4. - «Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 году; 2) период после Дарвина. К последнему периоду часто применяют ещё термин „научная зоопсихология“ подчёркивая тем самым, что до развития эволюционного учения эта наука не имела под собой серьёзной базы и поэтому не могла считаться самостоятельной».
  7. Jenkins T. N., Warden C. J., Warner L. H,. Comparative Psychology: A Comprehensive Treatise. - N. Y. : The Ronald Press Co, 1935. - Т. 1. Principles and Methods. - С. 12. Scores of anecdotal collections appeared in which the tendency to humanize and eulogize the mental powers of higher animals reached the ridiculous… The collections of Romanes, Buchner, Lindsay and Perty are among the most extensive and dependable of those which have survived to our own day.
  8. Перевод выдержки с английского участника Томми Нёрд . Цитируется по: Romanes G.-J. Animal intelligence . - L. : Kegon Paul, Trench, & Co, 1882. - С. 336.
  9. Павлов И. П. Рефлекс свободы. - Питер. - С. 84. . Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д. Наконец, нам все явления, которыми мы интересовались, стали представляться в другом виде.
  10. Цитируется по Фабри К. Э. ISBN 5-89573-051-5 .
  11. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений,. - 3-е. - М. : Российское психологическое общество, 1999. - 464 с. -

Введение

Сравнительный анализ предполагает определение того, что такое психичка вообще, и психика человека и животных.

В психологической литературе даются следующие определения:

Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ и предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., включающие такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии ХХ столетия. Основой разработки этой проблемы явилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его последователем был А.Н. Северцов. Проблему развития психики рассматривал так же Л.А. Орбели.

Поскольку психику животных, в отличие от психики человека, нельзя изучать на основе интроспективных отчетов, то исследование ее развития в филогенезе предполагает определение некоего объективного критерия (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, позволяющий утверждать, что у организма есть психика). Среди имеющихся в психологической науке гипотез относительно этого признака наибольшее признание и развитие получила гипотеза А.Н. Леонтьева. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. В разработанной Леонтьевым периодизации развития психики, охватывающей весь процесс эволюции животного мира, выделяются три стадии: стадия сенсорной элементарной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных, но, согласно теории Л.С. Выготского, у человека возникает особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека)

Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношения животного с окружающей средой.

На стадии элементарной чувствительности животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных - и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. - с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

2. Интеллект человека и животных

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

3. Мотивация и эмоции у человека и животных

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.

Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании детерминации (причинности) поведения человека. Однако их рационализм как философское течение обладал и крупными недостатками. Человек представлялся уникальным существом, не имеющим ничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением и сознанием, обладает свободой выбора действий. Мотивация, детерминация поведения с этих позиций связывалась только с разумом и волей.

В отличие от объяснения поведения человека с позиций рационалистов как исключительно разумного, на поведение животных распространялись взгляды иррационалистов: оно несвободно, неразумно, управляется неосознаваемыми биологическими силами, проистекающими из органических потребностей. Неслучайно стоиками, представителями одного из философских течений, введено понятие «инстинкт».

Различия в воззрениях на сущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялись вплоть до середины XIX века. Постепенно произошло сближение позиций рационализма и иррационализма в изучении причин поведения человека и животных. И произошло это благодаря эволюционному учению Ч. Дарвина, позволившему ученым свести к минимуму различия между человеком и животными.

С одной стороны, стали изучаться разумные формы поведения у животных, с другой - инстинкты и рефлексы у человека, рассматривавшиеся в качестве мотивационных факторов. Сближение понимания механизмов поведения у животных и человека привело к тому, что, например, английский философ Джозеф Пристли (вторая половина XVIII века) считал, что животные обладают зачатками всех способностей человека без исключения, причем отличие их от человека только «в степени, а не вроде». Он приписывал животным волю, рассудок и даже способность к абстрагированию.

До сих пор в философской, биологической и психологической литературе принято говорить о мотивации и мотивах не только человека, но и животных. При этом под мотивацией понимается любая причина, вызывающая ту или иную реакцию животных и человека. Предложенная П.К. Анохиным (1975) схема функциональной системы, в частности та ее часть, которая касается принятия решения, приложима как для произвольного, так и непроизвольного поведения, и это вроде бы дает основание сблизить мотивационные механизмы человека и животного. Действительно, у того и другого присутствует пусковая афферентация (стимул, сигнал, раздражитель), обстановочная афферентация (оценка и учет собственного состояния и ситуации), память (какая прежде была реакция на данный стимул) и потребность, называемая П.К. Анохиным мотивацией. У животных и у человека имеется предвосхищение будущих результатов, описываемых в различных схемах поведения как «акцептор действия», «установка», «ожидание», «экстраполяция», «антиципация».

У высших животных возможна и «борьба мотивов», например потребности в пище с инстинктом самозащиты (животное хочет схватить пищу, но боится). Наконец, у них проявляется и сила воли: они настойчиво требуют от хозяина пищу, которую он ест (бьют его лапой), или не мочатся, находясь дома или в транспорте (при этом, как и люди, испытывают мучительные ощущения).

Таким образом, поведение животных может быть не только целесообразным, но в определенной степени разумным, произвольным. И если поставить вопрос о том, можно ли говорить о мотивации поведения животных, то ответ следует дать такой это поведение в такой степени мотивированно, в какой оно носит произвольный характер. Такая позиция означает признание эволюционного развития мотивации как произвольного способа управления поведением.

В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия. Таким образом, у человека в отличие от животного мотивация может быть осознанной.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды также, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. В отличие от животных, человек способен к волевой регуляции проявления эмоций и их осознанию.

4. Биосоциальная природа психологии и поведения человека

«Мы должны теперь более подробно рассмотреть качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания».

В настоящее время единой теории сознания нет. Поэтому существуют различные подходы к его рассмотрению. Среди них доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С точки зрения идеального подхода человек имеет божественное происхождение, а с позиции биологического - человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.

На фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению псмхики человека - биологической, «божественной» (идеальный подход) или социальной, появилась теория культурно-исторического происхождения высших психических функций человека, основоположником которой стал Л.С. Выготский.

Он предположил, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый - тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами, т.е. знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества.

Заключение

Таким образом, сравнительный анализ психики человека и животных показал, что все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.

Согласно теории Л.С. Выготского, у человека присутствует особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Список литературы

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982.

.Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988.

.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 2000.

.Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1999.

.Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т.-Т.1. - М., 1983.

.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. - М., «Владос», 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии.