Проект домашнее животное улитка ахатина. Ахатина – идеальный домашний питомец для современного человека. Основная мысль: Считается, что улитки обладают способностью успокаивать и снимать стресс. За улитками необходимо ухаживать: кормить, купат


Задачи работы: Провести анализ литературы по проблеме аллергии от домашних питомцев Провести сбор информации по отношению людей к улиткам Доказать, что улитка Ахатин является идеальным питомцем для аллергика Составить памятку для будущих владельцев улитки.




Домашнее животное – это очень важная составляющая в жизни многих из нас. Здорово, когда дома тебя ожидают лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и прочие четвероногие зверушки. Также весело, когда дома радуются звонкие пернатые, или плавные и молчаливые обитатели аквариумов


Но вот беда, если у вас аллергия на все шерстяное и перьевое? А на размещение аквариума не хватает места или времени? Может вам приходится часто отлучаться и не на кого оставить питомцев? Я предложу вам очень интересный альтернативный вариант домашнего животного. Представляю: ахатина или гигантская африканская улитка (лат. Achatina fulica).


Едят ахатины практически всё, что дают. Овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу, птицу.. Кормить молодую ахатину достаточно один раз в день, а взрослую - и того реже: пару раз в неделю. Также, кроме корма нужно давать кальций.. Что интересно - улитка не станет есть пищу, которая ей не подходит или которой она может отравиться. Ещё ахатину надо спрыскивать водой поверхность аквариума они таким образом пьют со стенок аквариума Ахатин поглащает воду


Аквариумы и.т.д Домиком для ахатины может стать любой пластиковый контейнер или небольшой аквариум. Совсем не обязательно все время держать его на виду. Вы можете держать емкость с ахатинами в темном месте, вдали от отопительных приборов и доставать тогда, когда необходимо ухаживать за улитками или для наблюдения. Домик должен соответствовать размерам вашей ахатины и подрастать вместе с ней. Для маленьких улитят подойдет небольшой пластиковый контейнер. В любой домик для ахатин вы должны обеспечить доступ воздуха. Достаточно проделать несколько отверстий в крышке, накрывающей контейнер. Крышка должна быть обязательно, иначе улитки отправятся путешествовать по дому.



Ценный элемент Косметологи неспроста заинтересовались свойствами улиток их привлек необычный факт, который был отмечен специалистами, занимающимися профессиональным разведением моллюсков. Оказалось, что у людей, постоянно находящихся в контакте с улитками, быстрее заживают ссадины и порезы на руках, а кожа выглядит моложе. Более детальное исследование позволило сделать вывод, что особый секрет, который выделяют улитки, обладает высокими регенерирующими свойствами и восстанавливает клетки кожи.


Выводы по проекту были сделаны следующие: Они не вызывают аллергии! Не оставляют шерсти! Не царапаются и не кусаются! Не болеют! И живут около 10 лет! Их не надо выгуливать! Они бесшумные! Они не «метят» свою территорию! Мало едят и не требуют больших затрат!




ПАМЯТКА ДЛЯ БУДУЩИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АХАТИНОВЫХ УЛИТОК Желательно содержать по одной Кормить ежедневно свежей качественной пищей Регулярно и в изобилии давать улиткам молотую яичную скорлупу Минимум раз в сутки (лучше вечером), обрызгивать террариум Заменять грунт, в зависимости от его состояния Не следует ставить террариумы под прямые солнечные лучи. Просто любить своего домашнего тихого и верного питомца.

1.Введение………………………………………………………………стр.2

1.1.Актуальность проблемы.

1.2.Цель и задачи исследования.

1.3.Гипотеза.

1.4.Практическая значимость.

1.5.Новизна работы.

2.Глава I (теоретическая) ……………………………………………стр.4

2.1.Ахатины, кто они?

2.2.История ахатинской улитки

3.Глава II (практическая)……………………………………………стр.7

3.1.Анкетирование учащихся

3.2..Раскрытие секретов улитки ахатины

3.3.Лечебные свойства улитки ахатины

4.Заключение………………………………………………………….стр.12

5. Литература…………………………………….............................стр.13

6. Приложения………………………………………………………...стр.14

6.1. Схема улитки ахатины

6.2. Виды улиток ахатин

6.3. Анкета для учащихся

6.4. Результаты анкетирования учащихся

6.5. Таблица «Полезные и вредные продукты питания для улиток ахатин»

6.6. Витамины, содержащиеся в улитках ахатинах

6.7. Памятка «Содержание улиток ахатин в домашних условиях»

Введение

В последние годы наблюдается повышенный интерес к домашним животным. Многим хотелось бы иметь в доме какое-нибудь животное. Домашние животные помогают развивать в человеке многие хорошие качества: это ответственность, аккуратность, уважение к другим.

Мы хотим рассказать об интересном животном – улитке ахатине. Данную тему для исследования мы взяли не случайно. По данным Всемирной организации здравоохранения 21 век - век аллергии. Актуальность проблемы аллергии возрастает с каждым днём. Аллергические заболевания стоят на первом месте по распространённости среди неинфекционных заболеваний. У многих детей проявляется аллергия на шерсть собаки или кошки, а ведь большинство детей мечтает завести себе домашнего любимца. К тому же, быть хозяином собаки или кошки не просто, возникает много проблем – животных надо выгуливать, они скучают в отсутствие хозяев.

Ахатины - просто идеальные домашние животные, крайне неприхотливы, знают своих хозяев, не гавкают и не мяукают на весь дом, не нуждаются в выгуле, не имеют запаха и не вызывают аллергии. Они способны стать настоящим другом каждому любителю природы. Улитки - это удивительно интересные животные! Как мило они шевелят своими рожками и величаво поворачивают свои мордочки.

Кто говорит, что наблюдение за рыбками успокаивает, тот просто не видел улиток!

Способствовать пониманию, что улитки ахатины тоже могут быть домашними питомцами, натолкнули нас на цель нашей работы.

Цель: Раскрыть секреты улитки ахатины.

Для раскрытия цели, были поставлены задачи: :

1. Получить из различных источников сведения о жизни улиток ахатин.

2. Провести исследование по изучению жизнедеятельности улиток ахатин.

3. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Если мы раскроем секреты улиток ахатин, то выясним, возможно ли их содержание в качестве домашних животных и есть ли от них польза.

Практическая значимость состоит в возможности применения наших наблюдений и исследований на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, а так же для тех, у кого возникнет желание завести это домашнее животное.

Новизна работы: при изучении улитки узнаём больше о мире экзотических животных, об их пользе человеку.

Объект исследования: африканская улитка ахатина.

Методы исследования:

Поисковый;

Аналитический;

Анкетирование;

Наблюдения.

I Глава

У нас дома в аквариуме живет ахатинская улитка Уля. Первая встреча с улиткой состоялась в 2017 года, нам её подарили.

Мы были поражены её внешним «инопланетянским» видом и размерами. Но в процессе наблюдения за ней мы удивлялись всё больше и всё больше «влюблялись» в это милое существо. Ахатина гигантская - сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток. И нам захотелось побольше узнать об этом виде улиток. Нам стало интересно поведение улиток, их структура тела, как и чем они питаются и приносят ли они пользу человеку. Чтобы найти все ответы на вопросы, мы взяли книги в школьной библиотеке, прочитали много информации в интернете, просмотрели несколько научно-популярных фильмов о них.

Мы пришли к выводу, что в течение последних десятилетий гораздо больше информации об улитках ахатин стала доступной для их изучения.[ 1, с.236-305]

Содержание гигантской ахатины в домашних условиях – прекрасная возможность порадовать себя. Эти животные неприхотливы, не боятся рук человека. Если вы собираетесь в путешествие, их можно оставить одних на несколько дней. Во время длительной поездки хозяина, улитки могут впасть в спячку, прячась в раковине, и закупорив её. Это время они будут жить за счет ресурсов организма, но после пробуждения будут очень голодны. Просыпаются после «душа» с тёплой водой. Спячка также происходит, когда улитке слишком холодно или в аквариуме мало влаги.

Длина улиток варьирует от 1-3 мм до 30 - 60 см. Тело четко разделяется на три отдела: голову, ногу и туловище, которое заключено в цельную раковину. Ее высота колеблется от 0,5 мм до 70 см. Чаще всего раковина брюхоногих имеет вид колпачка или спирали. Раковина коническая, чаще всего бывает закручена против часовой стрелки, хотя и обратное направление достаточно распространено. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. (Приложение №1)

Размеры нашей улитки: раковина имеет 6 витков, длина улитки - 10 см, высота – 7 см. Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет три основные функции:

1. Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения.

2. Защита от внешних врагов.

3. Предохранение тела от высыхания.

На голове улиток располагаются 1 - 2 пары щупалец и глаза. Рот находится на нижней стороне головы. В нем развит мощный язык, покрытый твердой хитиновой теркой. С ее помощью аквариумные моллюски соскабливают водоросли с грунта или водных растений.

В связи с наземным существованием у этих улиток хорошо развита подошва, по которым проходят волны сокращений. На подошве имеются две ножные железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности.

Кожа тела улитки морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняет дыхание через легкие.

Кормление улиток должно происходить раз в день для молодых, и раз в несколько дней для зрелых. Ахатинские улитки едят растительную пищу. Они любят листья салата, одуванчика, огурцы, яблоки. Также едят в домашних условиях шпинат, кукурузу, кабачки, бананы, дыню. Однако, некоторые из перечисленных продуктов улитка может есть, а от некоторых вовсе отказаться. Нельзя давать часто апельсины или виноград, арбуз с косточками. Некоторые питомцы едят морковь и капусту. Полезной углеводной пищей для моллюсков будет хлопья овсянки, отруби.

Стенки аквариума нужно периодически орошать отстоянной водой, чтобы моллюски могли полностью удовлетворить потребность во влаге. Для того чтобы раковина домашних улиток была крепкая, в рацион включают костную муку, мел и тонко размолотую скорлупу куриных яиц.

Основное правило: кормить домашнюю улитку маленькими дозами, а новую порцию пищи давать только после того, как из аквариума будут убраны остатки, которые не съели. Нельзя включать в меню улиток маринованные, соленые, острые и копченые продукты. Не принесут пользы животным макароны и пищевые добавки.

В аквариуме должен быть отдельный контейнер с водой. Емкость не должна быть глубокой, чтобы питомец не утонул. Вода полезна для нормализации выработки слизи. Некоторые улитки позволяют взять себя в руки и купать в ванночке с теплой водой. Они любят воду, и не боятся её.

Живут ахатины до 5 - 10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется.

История ахатинской улитки

Первоначальное место обитание ахатин - Восточная Африка (1803 г.), далее она медленно переселилась на Мадагаскар и Сейшельские острова. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах.

Когда численность этой улитки резко возросла, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней.

Хотя точно не доказано, считается, что японская армия после Второй мировой войны привезла эту улитку с островов Южной части Тихого океана, где она использовалась в пищу, на свою родину. Японцы также стали использовать её в пищу. Пользуясь популярностью использования их в различных блюдах, на неё стали подниматься неплохие рыночные цены. Фермеры, с целью получения дохода, стали разводить и выращивать её искусственно.

Однако в Восточной Африке эти улитки не доставляют таких проблем, так как там обитает другая улитка - гонаксис, являющаяся естественным врагом ахатины, и поддерживающая её численность невысокой. Также раньше бытовало поверье, что суп из этой улитки - лекарство от туберкулеза, поэтому ее специально завезли в Индию, Сингапур, в Калифорнию, на многие тропические острова.
В США же ахатина - национальное бедствие. Изначально во Флориду каким-то образом попало несколько улиток, и всего за год симпатичные молчуны так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах! Чтобы строить ракушку, улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов.

В России ахатина в естественных условиях не выживает, а вот держать её дома несложно. Поэтому, в последнее время можно часто встретить домашних ахатин. В отличие от других домашних питомцев улитки не прихотливы в содержании, просты в уходе и не привередливы в еде. Улитки не шумят, не пачкают и не имеют неприятного запаха, но при этом очень общительны, интересны в наблюдении, расположены к общению с человеком. Ещё одно достоинство ахатин - они не вызывают аллергии, а это в настоящее время огромное достоинство!

В мире существует несколько видов улиток ахатин. (Приложение № 2)

II Глава

Анкетирование учащихся

Изучив информационные источники об улитке ахатине, мы провели анкетирование среди учащихся 2 «Б» класса, чтобы узнать все ли знают об этом экзотическом животном.

В исследовании было опрошено 21 человек. (Приложение № 3)

Результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных учащихся моего класса хотели бы иметь домашнего питомца.

У 62% опрошенных не разрешают завести любимца родители.

У 27% опрошенных не кому ухаживать за питомцами.

9% опрошенных не устраивает неприятный запах в квартире от животного.

Выяснилось, что об улитке ничего не знают 86% опрошенных учащихся, лишь 9% знают, что это самый большой сухопутный моллюск и 5% считают, что это зверек.

Всего 29% опрошенных учащихся все - таки хотели бы завести улиток у себя дома.

52% опрошенных учащихся считают, что есть польза от улиток (массаж, улитка лечит человека). (Приложение №4)

Вывод: ахатина не является современным домашним животным.

Секреты улитки ахатины (исследование)

За своим питомцем мы наблюдали несколько месяцев и раскрыла несколько секретов улитки ахатины.

Первый секрет улитки ахатины.

Цель: узнать, как относится сухопутная улитка к воде?

На дно аквариума мы поставили миску с водой. Улитка с удовольствием пьёт воду. Кроме того, чтобы поддержать влажность в аквариуме, брызгали водой стенки аквариума и улитку. Улитка очень любит воду. Если ее побрызгать водой, она начинает слизывать воду с ракушки с большим удовольствием. Как только появляется вода, она сразу вылезает из ракушки. А еще, оказывается, улитка очень любит купаться.

Вывод: улитка любит воду. Она ей необходима для поддержания влажности, питья.

Второй секрет улитки ахатины.

Цель; узнать, как влияет температура и условия содержания на жизнь улитки?

Вообще, ахатины очень чувствительны к изменениям в окружающей среде. И если что-то не так, то они впадают в спячку. Ахатина закупоривается (скрывается в раковине и закрывается крышечкой). Чтобы разбудить закрытую улитку, нужно полить её тёплой водой. Ахатина выталкивает створку и медленно вытягивает свои рожки и вылезает из домика.

Вывод: улитка приспосабливается к условиям, чтобы выжить – впадает в спячку.

Третий секрет улитки ахатины.

Цель: слышит ли улитка ахатина?

В литературе мы нашли информацию о том, что у ахатин отсутствует слух.

[ 4,c .12-25]

Для того чтобы проверить эту информацию, нами был проведен опыт. Взяв улитку в руки, мы громко кричали. Улитка не реагировали ни на один из звуков и вела себя спокойно.

Вывод: слух у ахатины отсутствует совершенно. Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток, приоткрыв крышку террариума, улитка не пугается и не меняет своего поведения. Она очень спокойна и не очень пуглива. При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать шипение.

Четвёртый секрет улитки ахатины.

Цель: как улитка реагирует на свет?

Как нетрудно заметить, у ахатины четыре "рога": два более длинных на макушке, а два покороче – внизу головы. На самом конце длинных рожек можно заметить черные точки. Это – светочувствительные клетки, обеспечивающие зрение. Улитка может видеть предметы с небольшого расстояния (1-2 см).Освещение она чувствует всем телом. Мы включили яркий свет, улитка стала прятаться в раковину- домик.

Вывод: улитка не любит яркого света.

Пятый секрет улитки ахатины.

Цель: разборчива ли в еде улитка ахатина.

Мы решили провести опыт, какую еду улитка охотнее ест.Каждый раз после уборки мы давали ей другой продукт и наблюдали. (Приложение № 5)

Вывод: нашей улитке понравились огурцы, бананы, яичная скорлупа. Плохо ела – банановую кожуру. Практически не ела – цитрусовую кожуру, мясо, каши.

Шестой секрет улитки ахатины.

Чтобы это проверить, мы попросили всех гостей, которые пришли к нам домой, звать мою улитку по кличке. Она никак не реагировала на них. Но стоило только нам её позвать, как она стала активной, стала вращать головой, где на рожках находятся глаза. И когда мы разговариваем с ней, то она проявляет любопытство.

Самым поразительным выводом, возникающим из наблюдений является то, что ахатина - «умная» улитка. Она может отличать хозяина от других людей. Наблюдать за улитками интересно и доставляет удовольствие. Они как будто завораживают, успокаивают нервную систему. Спокойные, медлительные, величественные улитки настраивают своих хозяев на такие же чувства.

Лечебные свойства улитки ахатины

Изучив источники литературы и интернет-ресурсы, мы пришли к выводу, что многие учёные считают улиток ахатин полезными существами. [ 6,7]

Улиток употребляют в пищу в разном виде - запеченными, жареными, маринованными. Мясо улитки представляет идеальный вариант диетического продукта за счет высокого содержания аминокислот и отсутствия холестерина. Улиточное мясо быстро и полностью усваивается, не позволяя жирам отлагаться.

В российских условиях улиточную диету, конечно, может позволить себе далеко не каждый желающий похудеть. У нас улитки считаются деликатесом и довольно дороги. Но в южных регионах страны при желании вполне можно самим заняться добычей моллюсков.

В моллюске много воды. Белка в улиточном мясе больше, чем в куриных яйцах. При этом улиточный белок весьма полезен и не содержит вредного холестерина. К тому же в продукте содержатся незаменимые жирные кислоты.

Природа щедро наделила мясо улиток витаминами. (Приложение № 6)

Также в мясе этих моллюсков содержится весьма полезная для мозга аминокислота – холин.

Еще в состав мяса входят ценные микро- и макроэлементы: железо, цинк, селен, кальций, натрий. Невероятно богат моллюск магнием, калием, фосфором и медью.

Регулярное употребление улиток в пищу способствует нормализации витаминно-минерального баланса организма. Полезные свойства улиток в том, что они насыщают организм кальцием, благодаря чему эти морепродукты особенно полезны.

Из мяса улиток готовят множество лекарственных препаратов. Концентрат, получаемый из улиток, используют как витаминный коктейль, заменяющий полноценное питание в экстремальных условиях.

Магний, входящий в состав улиток, успокаивает нервную систему и помогает справиться со стрессами. Регулярное употребление улиточного мяса является профилактикой заболеваний желудка.

Недавно класс моллюсков еще раз удивил исследователей, обнаруживших в морских улитках химическое соединение, которое является прекрасным обезболивающим.

Улитки ахатины имеют волшебный состав слизи.Она используется в косметологии, в борьбе с целлюлитом, для омолаживающих процедур. Слизь – представляет собой универсальное средство.

Специалисты провели химический анализ состава слизи, который позволил определить полезные составляющие: натуральный аллантоин – вещество для восстановления клеток, заживления повреждений; эластин и коллаген – белки, повышающие гладкость и упругость кожи; витамины, поддерживающие нормальное состояние кожных покровов.Коллаген и эластин – натуральные белки для соединительной ткани. Как результат, к коже возвращается привлекательный внешний вид, уменьшаются возрастные изменения, повышается упругость.

В составе слизи три вида витамин – А, С, Е, которые укрепляют кожу, обеспечивают питание и увлажнение.

Слизь улиток применялась в качестве лечебного средства с давних времен. Но затем была на какое-то время незаслуженно забыта. Сейчас ученые с новыми силами принялись за изучение свойств слизи моллюсков. Оказалось, что в её состав входит натуральный компонент, способствующий восстановлению кожи, что позволяет использовать её в составе сильных средств для заживления ран, лечения ожогов и бородавок.

Слизь улитки нашла актуальное применение в косметологии: ее используют при изготовлении кремов и мазей, а крупные улитки ахатины прекрасно зарекомендовали себя как профессиональные «массажисты» в дорогих салонах красоты.

Эксперимент с нашей улиткой Улей

В современном мире всё чаще и чаще в дорогих салонах всем, кто не боится улиток и не брезгует ими, предлагают весьма экзотическую услугу. Интересной особенностью становится отсутствие каких-либо противопоказаний, поэтому каждый может омолодиться и позаботиться о собственной коже с помощью слизи улиток. На лицо клиенту кладут живую хорошо промытую улитку. Обычно для этой неординарной процедуры используют африканскую гигантскую улитку, как раз такая улитка живет у нас дома в аквариуме.

Моллюск ползает по коже, оставляя по пути следования свою слизь. После «прогулки» улитку убирают в домик, а вещество втирают в кожу и держат минут 20, как обычную маску. Лицо после такой обработки увлажняется, слегка массажируется и выглядит моложе. Кстати, стоит такое удовольствие весьма недешево, цена процедуры может доходить до пяти тысяч рублей.

Конечно, мне стало интересно, и я решила провести эту дорогостоящую процедуру дома. Нашим клиентом стала мама, только маску мы решили сделать не на лицо, а на сухую кожу кистей рук. Мы помыли хорошенько улитку и посадили ее на чистые руки мамы. Эффект этой процедуры не заставил долго ждать, действительно кожа стала мягкой, увлажненной и гладкой. Теперь, мы не сомневаясь можем сказать, что у улиток есть лечебные свойства, которые приносят пользу человеку.

Полученные данные согласуются с результатами предыдущих исследований учёных.

Вывод: улитки ахатины – уникальные моллюски, которые позволят позаботиться о чистоте и красоте кожи также эффективно, как многие дорогостоящие салонные процедуры. Выполнять маски и омолаживающие процедуры в домашних условиях несложно, главное знать принципы и иметь терпение.

Еще в древности люди использовали в медицине лечение улитками. С течением времени такие методы забылись, но сейчас они снова возвращаются не только в народную, но и в официальную медицину.Лечение улитками является хорошей альтернативой таблеткам и уколам, особенно учитывая, что аллергии на медикаменты уже стали новой эпидемией.(Приложение №7)

Заключение

При изучении особенностей жизнедеятельности улиток мы доказали что, улитку ахатину можно содержать в качестве домашних животных. Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, крайне неприхотливы, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают аллергии.

Утверждение, что ахатины всеядны – доказано, однако, у ахатин присутствует избирательность к определенным видам корма. Это может зависеть от вкусовых предпочтений или привыкания при кормлении однообразными продуктами.

Кроме того, считается, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему.

Наша гипотеза подтвердилась: улитки ахитины полезны, и содержать их в домашних условиях можно.

Эти данные могут способствовать более глубокому пониманию, что улитки ахатины могут быть домашними питомцами. Работа цели достигла.

Мы будем продолжать ухаживать за улитками ахатинами, вести наблюдение за ними. Хотим узнать, какого максимального размера они могут достичь в созданных нами условиях, при соблюдении норм кормления.

Список используемой литературы

1. Брэм, А.Э. Жизнь животных / А.Э. Брэм. - М: Терра, 1996, С. 400.

2. Гиляров, М.С. Биологический энциклопедический словарь / М.С. Гиляров. – М: Советская энциклопедия, 1989. – С.125

3. Краснов, И. Гигантские улитки –Ахатины / И.Краснов. – Издательство, Аквариум – Принт, 2007. С.89.

4. Краснов, И. Опыт успешного содержания и разведения в домашних условиях / И. Краснов. Мир животных № 14, 2008. С. 65.

5. Пастернак, Р.К. Энциклопедия Жизнь животных / Р.К. Пастернак. - М: Просвещение, 1988. С. 120.

6. Интернет-ресурс rodoslovnaya.ru. ; Zoopodolsk .ru /animals /ulitkaahatina

Редкие и экзотичные животные. Ахатина.

7. Интернет ресурс achatina .by .ru . Общая история гигантских сухопутных улиток Ахатин.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектно-исследовательская работа

Тема: Улитка Ахатина как домашнее животное

Исполнитель: Волошко Яна,

Энциклопедия живой природы./ Москва, «Махаон», 2005.

Большая детская энциклопедия. 5000 событий, фактов, явлений. / Москва, «РОСМЭН», 2004.

Приложение

Стихи об улитке

Улитка, улитка, куда ты ползёшь,
Зачем на себе ты свой домик несёшь?
Скажи, для чего у тебя, такой крошки
Растут на головке глазастые рожки?
Улитка, улитка, а что ты жуёшь?
Когда ты в свой домик - ракушку войдёшь?
А есть там кроватка, посуда и стол?
А часто ли ты подметаешь там пол?
Но только улитка молчала в ответ.
Остался за ней на траве мокрый след.
А наш Почемучка отправился спать.
Проснётся и снова захочет всё знать.
Гула В.

Улитка ползёт, упирается,
На спине её дом качается,
И как же ей не уставать,
Попробуй дом свой потаскать.
Зато, если дождик начнёт поливать,
Улитке не нужно зонта покупать! Стефанович Л.

Улитка говорит ужу:
"Я из себя не выхожу.
Мне лично спешка не знакома.
Куда спешить? - Я всюду дома.
А ты бываешь, уж, смешон,
Когда из кожи лезешь вон." Островский С.

За крыльцом живет улитка.
Я нашел ее вчера.
А сегодня, а сегодня
Покормить ее пора.
Я с утра спросил у мамы,
Чем кормить улитку мне.
Оказалось лист капустный
Ей понравится вполне.

Я нашел кочан приличный
С сочным желтеньким листом.
Оторвал один, снял пробу
И позвал ползунью в дом.
Ела гостья мой подарок
В чайном блюдце на столе.
Кушать чистый лист капустный
Здесь – не то, что на земле!
Все бы было хорошо,
Только дедушка вошел.
Закричал, ногами топал:
Относи, мол, где нашел!
«Выброси и вымой руки...
Чтобы мне не повторять!»
До свидания, улитка!
Завтра встретимся опять!
Черняев С.

Приснился улитке чудеснейший сон:
Как будто бежала она марафон,
И сердце взволнованно билось,
Не веря, что это случилось.
Но утром проснулась, очнулась от сна -
И видит улитка: все та же она,
Все та же, как прежде, улитка -
Мала и не очень-то прытка.
Вздохнула улитка:" Что ж, надо ползти,
Детьми заниматься и домик везти -
Вот в чем мое счастье простое,
А бег - это дело пустое!" Зайцева Р.

Улитка

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей: - Посмотри
Ты ведь мокнешь в луже...
А она мне изнутри:
- Это ведь снаружи!
А внутри меня весна,
День стоит чудесный! -
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю: - Повсюду мрак
Не спастись от стужи! -
А она в ответ: - Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
- Что ж, сиди сама с собой
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой...
Дождь закончился давно.
Солнце - на полмира...
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
Андрей Усачев

Загадки об улитке

    Это кто, раздвинув рожки
    Проползает по дорожке?
    Две антенны на макушке,
    А сама сидит в избушке,
    На себе ее везет,
    Очень медленно ползет. (Улитка)

    Длинные усики,
    Скользкое брюшко,
    Ползет по листочку
    Живая ракушка. (Улитка)

    По дорожке лезут рожки -
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко -
    Рожки спрятались опять. (Улитка)


Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется … (Улитка)

    В домике всегда своем,

Даже в гости ходит в нем...

Рожки есть, а не бодает,

Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

    Медленно ползёт в траве,

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут её (улитка)

    Тащит еле-еле

На скользком теле

Домик из ракушки

В виде завитушки. (Улитка)

    Без трубы, дверей и окон

Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)

    А это кто, рогатая,

Приползла в наш дворик?

Испугалась воробья

И спряталась в свой домик. (Улитка)

Сказки про улитку

Сказка про улитку и кузнечика Мария Шкурина

На лесной полянке возле озера жила-была Улитка. У Улитки был уютный домик-раковина, который она всегда носила на себе, куда бы ни отправлялась. Может потому что домик был слишком тяжелый, а может, улитка просто не любила спешить, но она всегда двигалась очень очень медленно. На этой же полянке жил шустрый зеленый кузнечик. Целый день он без устали прыгал и скакал, торопился везде и всюду успеть. Кузнечик часто смеялся над улиткой: «Какая ты медленная, еле тащишься, - говорил он, - так ты никогда ничего не успеешь!». Улитка лишь качала головой и отвечала: «Кузнечик, кузнечик, разве ты не знаешь, что говорят, тише едешь – дальше будешь. Я никогда не тороплюсь, но всегда вовремя успеваю, так как выхожу заранее». Но кузнечик ее не слушал.

Одним теплым весенним деньком улитка медленно ползла по тропинке по своим улиточным делам, мимо нее быстро проскакал кузнечик, он торопился в гости с своему другу. Вдруг он остановился, повернулся к улитке и сказал: «Опять ты еле-еле ползешь!». Улитка посмотрела на кузнечика и произнесла: «Осторожно, кузнечик, торопись медленнее. Лучше вспомни, что я тебе говорила». Но кузнечик лишь рассмеялся в ответ и поскакал дальше. Он подумал, что ему надо очень спешить, он и так уже почти опоздал. Кузнечик скакал так быстро, что у него не было времени смотреть под ноги. Вот поэтому он и не заметил веточку, которая лежала перед ним на тропинке. Он споткнулся об нее и упал на землю. У него сильно болела ножка, и он даже не смог встать. Кузнечик очень расстроился, даже заплакал. В это время и приползла наша Улитка. Она сразу все поняла и предположила, что он, видимо, сломал ножку. «Надо отнести тебя к лесному доктору, господину Богомолу», - сказала она. Улитка сорвала листочек подорожника, помогла кузнечику на него взобраться, а потом прицепила листочек к своему дома и медленно потащила кузнечика по дорожке. Теперь Кузнечик больше не смеялся над Улиткой. Господин Богомол осмотрел Кузнечика и сказал, что сможет вылечить его ножку, но для этого Кузнечику нужно будет несколько дней провести у него в Лесной Больнице.

Как-то утром Улитка услышала, что кто-то стучит по ее домику-раковине. Улитка открыла дверь и увидела на Пороге Кузнечика, который держал огромную ягоду земляники. «Я пришел поблагодарить тебя, Улитка, - сказал Кузнечик, - и еще, попросить прощение за то, что смеялся над тобой. Ты была права. Я же тебя и слушать не хотел. А это тебе». С этими словами Кузнечик протянул землянику Улитке. Улитка улыбнулась и ответила: «Я совсем на тебя не обижаюсь. Главное, что твоя ножка в порядке, а ты все понял».

Вот такая сказка про Улитку и Кузнечика, который теперь торопится очень осторожно.

Сказка про улитку (с фотографиями Вячеслава Мищенко)

Давным-давно под старым грибом жила улитка.

Ей так нравились её маленькие рожки и большой круглый домик на спине, что она не уставала ими любоваться.

Каждое утро, едва проснувшись и выпив росы, она пробиралась к огромной луже, что была неподалёку, и любовалась своим отражением до самого заката.

Неподалёку от улитки жил маленький муравей вместе со своими братьями-муравьями. Он был очень трудолюбивы и целый день носил соломинки и листочки в свой муравейник.

Но однажды подполз муравей к большой луже, чтобы напиться, день выдался жарким, и увидел улитку. Она нежилась на зелёном листочке под ажурным зонтиком из тончайшей паутины.

Как она ему понравилась!

И он понравился ей!

Решили они пожениться.

Узнали об этом другие муравьи и стали говорить:

Это ужасно! Она такая медлительная у неё нет даже рук, чтобы готовить тебе еду и стирать одежду. Тебе придётся купить ей дом больше прежнего, чтобы жить вдвоём, а потом по дому каждому вашему ребёнку.

А подруги улитки тоже были недовольны:

Что ей понравилось в этом муравье? Маленький, целый день бегает, суетится, вроде работает, а на собственный дом не заработал. Тебе придётся жить с его братьями в тёмном муравейнике.

Когда улитка услышала эти разговоры, она и сама расстроилась: она представила себе, как целый день будет сидеть в тесном муравейнике и ждать муравья с работы, и никогда больше она не сможет посмотреть на своё прекрасное отражение. И, расстроившись, решила улитка не выходить за муравья замуж.

А муравей, услышав, что говорят другие муравьи, стал подсчитывать, сколько же денег ему надо будет заплатить за огромный дом для улитки и домики для их детей, а подсчитав, так расстроился, что тоже решил не жениться.

Свадьба их не состоялась, и улитка до самой смерти жила в одиночестве под старым грибом, а муравей навсегда остался жить с братьями в муравейнике.

Лишь иногда приходил он к большой луже, чтобы издали полюбоваться прекрасной улиткой.

А улитка иногда вздыхала, глядя издали на муравейник.

Источник фотографий:

Пословицы со всего мира, упоминающие улиток

    Улита едет, когда-то будет.

    На улитке все пожитки.

    Червяк советует улитке.

    Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей.

    Улитка не всплывает одна, тащит за собой пук водорослей.

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка

ЮЛИЯ БУРЦЕВА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Павловский детский сад общеразвивающего вида №5»

МКДОУ №5___

Проект

«Почему улитка никогда не выходит из своего домика?»

Воспитатели 1 младшей

Группы Б :

Бурцева Ю. Н.

Третьякова В. А

дети и родители

Павловск 2014г.

Паспорт проекта

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный

Цели :

Педагогическая : Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Детская : Узнать, может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Целевая группа : дети, родители, воспитатели младшей «Б» группы;

Место реализации проекта : МКДОУ №5, младшая группа «Б» ;

Партнёры проекта : воспитатели, музыкальный руководитель.

История создания проекта : Во время дидактической игры дети моей группы задали мне вопрос, который и стал названием моего проекта Почему улитка никогда не выходит из своего домика?

Гипотеза исследования : Если улитка выйдет из домика , то она может погибнуть.

Цель : (Педагогическая) Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Цель : (Детская) Узнать может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Помочь детям освоить разные способы поиска информации

* Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Прогнозируемые результаты :

Дошкольники приобретут опыт исследовательской деятельности;

Полученные из разных источников сведения, помогут детям пополнить свои знания о улитках ;

Выставка рисунков «Домик для улитки »

Выставка поделок «Лепим улитку »

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (04.11.14-08.11.14)

Ситуация общения с детьми : «Зачем улитке домик

Цель : Выяснить начальное представление детей о улитке и заинтересованность проблемой.

Создание проблемной ситуации : «Письмо от улитки » .

Чтение художественной.

Поиск информации.

Практический (исследовательский) этап : (09.11.14-17.11.14)

Рассматривание иллюстраций о улитках , чтение познавательной литературы;

Просмотр мультфильма, беседа с детьми о просмотренном мультфильме;

Игры : «Разрезные картинки» , «Угадай по описанию» , «Загадки» ;

Заучивание стихотворения «Улитка »

Продуктивная деятельность : «Лепим улитку »

Рисование на тему : «Домик для улитки

Чтение сказок : «Сказка про улитку » , «Сказка про улитку и кузнечика »

Заключительный этап : (18.11.14-22.11.14)

Оформление выставки рисунков : «Домик для улитки » ;

Оформление выставки поделок : «Лепим улитку » ;

Оформление партфолио проекта ;

Мероприятия по реализации проекта

№ п/п Мероприятия

Сроки Ответственные

1. Диагностика начальных представлений детей о улитках и выяснение заинтересованности проблемой.

04.11.14-08.11.14 Воспитатели

2. Сбор информации :

Чтение художественной и познавательной литературы;

Поиск информации в сети Интернет

08.11.14 – 10.11.14 Воспитатели, родители, дети

3. Просмотр мультфильма

«Домик для улитки » 11.11.14 Воспитатели, родители

4. Экскурсия в живой уголок : «В гости к улитке »

15.11.14 Воспитатели

5. Рисование на тему : «Домик для улитки »

18.11 – 20.11 Дети и родители

6. Продуктивная деятельность «Лепим улитку »

20.11.14 Дети, воспитатели, родители

7. Презентация результатов деятельности :

Оформление выставки поделок «Лепим улитку »

Оформление партфолио проекта

20.11 -22.11. 14 Воспитатели, родители

Вывод :

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что улитка действительно никогда не выходит из своего домика. В домике она прячется от врагов : ежей, мышей, лягушек, птиц, ящериц. Если у улитки не будет домика , то она погибнет. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Приложение 1

УЛИТКА

Улитка медленно ползет ,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить

Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить ,

Ей нужно где-то спать!

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка хорошо всегда !

У улитки в воскресенье

Будет праздник – день Рожденья!

Только вот беда-то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

Приложение 2

Загадки про улитку

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

(Улитка )

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая.

(Улитка )

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой,

Домик свой несёт.

(Улитка )

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Улитка )

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Круглый домик.

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,

Он по травке сам ползет!

(Улитка )

По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко -

Рожки спрятались опять.

(Улитка )

Приложение 4

Поделки детей

Приложение 5

Помощь родителей в подборе информации о улитках

Улитка Ахатина