Котики просыпаются. Сколько часов в сутки спят кошки? Сколько спят взрослые коты

«Как он пел с такими связками, не понимаю: это все равно, что ходить босиком по битому стеклу. Как нож в горле. Непреходящая боль!"(о Высоцком)

Нельзя не сказать про самый главный инструмент Владимира Семеновича Высоцкого, его голосовой аппарат, делавший его манеру исполнения не только сугубо индивидуальной, но и просто неповторимой.

Известно, что у Высоцкого с детства был довольно низкий, хрипатый и сипатый голос. Про это он сам рассказывает в одном из интервью. Что это было: следствие перенесенной в детстве болезни, или особое, врожденное строение голосового аппарата, никто не знает. С годами эта особенная хрипотца у Высоцкого усиливалась.

Если послушать его ранние записи, на них тембр его голоса довольно сильно отличается от его концертных записей, например, конца семидесятых или последних пленок восьмидесятого года. Но именно этот хрип и низкая горловая позиция делает голос певца особенным, придает ему шарм и индивидуальность. Однако, мало кто знает, какие страдания приносило Высоцкому эта его особенность.

Заслуженный врач Украины Андрей Белецкий, пятьдесят два года отработавший врачом-отоларингологом, ныне уже покойный, лечил горло певца, когда он приехал в 1978 году на гастроли в Луганскую область. В то время Белецкий заведовал ЛОР-отделением городской больницы Северодонецка. Утром двадцать пятого января к нему обратился администратор Луганской областной филармонии, с просьбой оказать помощь Владимиру Высоцкому.

Вот что рассказывает о встрече с Высоцким сам доктор: «Высоцкий впервые зашел в мой кабинет с сильнейшей простудой, голоса у него практически не было - он шипел, шептал и кашлял. Но, после двухчасового курса интенсивной терапии для горла, запел.

Дело было не только в простуде. К тому времени я проработал двадцать шесть лет и видел тысячи человеческих гортаней, в том числе консультировал и лечил известных исполнителей, приезжавших с гастролями в наш город, но такого строения гортани, как у Высоцкого, не наблюдал, ни у кого - ни до, ни после. Уже после смерти певца по просьбе московских светил я, будучи в Москве на семинарах, даже в докладе отдельно упоминал о гортани Высоцкого и показывал рисунок, который сделал «с натуры». Коллеги хотели понять, откуда у Высоцкого хрипота».

Человек говорит и поет, с помощью, так называемых голосовых связок. Это складки, состоящие из мышечной, эластичной ткани, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани. Образование голоса происходит за счет вибрации связок и сужения голосовой щели. У людей имеются, кроме истинных, также ложные голосовые связки, располагаются они выше и не участвуют в голосообразовании. При речи и пении человек не использует ложные связки, однако, в некоторых случаях, например при кашле, начинают работать именно ложные складки. Эти связки даже могут начать участвовать в звукообразовании, если была произведена операция на истинных связках, и они не могут нормально работать.

Врач зарисовал необычное строение связок певца: ложные голосовые складки у него были сильно развиты и прикрывали истинные голосовые связки, очень сильно мешая нормальной работе гортани.

«В норме у здоровых людей голосовые истинные связки всегда открыты, и, благодаря им, человек нормально, без надрыва говорит. При фонации истинные связки колеблются со скоростью восемьсот и более раз в секунду. А у Высоцкого истинные связки накрывают темно-розовые образования - это ложные голосовые связки с фестончатыми буграми. Во время фонации эти бугры смыкаются, образуют узкую щель, сковывая работу истинных голосовых связок. При этом резко изменяется амплитуда колебаний и тембр голоса. Увеличивается отек тканей горла при пении. Это создает дополнительную нагрузку на гортань, трахею, легкие. Голос становится низким и хриплым», - говорит Андрей Белецкий.

Такое удивительное строение голосового аппарата, по его словам, могло быть как врожденным, так и приобретенным, в следствии хронического воспалительного процесса. С таким устройством гортани, певцу было гораздо сложнее воспроизводить звук, чем человеку, с нормальной гортанью. Но даже если эта особенность была врожденной, она многократно усилилась из-за постоянных нагрузок и воспаления горла.

Белецкий удивляется: «Как он пел с такими связками, не понимаю: это все равно, что ходить босиком по битому стеклу. Как нож в горле. Непреходящая боль! Владимир Семенович признался мне: «Я должен постоянно обезболивать горло».

Высоцкий рассказал врачу, что от постоянных нагрузок испытывает очень большую боль. Белецкий говорит, что обычный человек, напрягая ложные связки, сможет спеть пару песен, потом просто вымотается от большого напряжения.

А Высоцкий, находясь в Северодонецке три дня, дал семнадцать концертов!

Он совершенно не жалел себя перед началом каждого концерта в Северодонецке, он говорил: «Не хлопайте долго - без оваций я смогу вам еще пять-шесть штук песен спеть».
Доктор считает, что постоянное напряжение и боль горла также послужили причиной того, что певец пристрастился к алкоголю, а в конце жизни и к наркотикам, чтобы облегчить нестерпимую боль.

Когда Владимир Семенович пришел к Белецкому на прием в первый раз, тот, увидев отекшее, воспаленное горло барда, сказал, что ему нужно несколько дней помолчать, но Высоцкий сказал, что будет петь. Доктор назначил певцу курс усиленной терапии. Все три дня гастролей, он занимался его горлом. Утром он лечил его в поликлинике, а между концертами и на самих выступлениях, в антракте, он орошал гортань Владимира Высоцкого сильнодействующими препаратами, поддерживая его горло.

Когда удалось снять воспаление, врач предложил Владимиру Семеновичу сделать операцию: «Я предложил ему «подрезать» ложные связки, ущемлявшие истинные, хотя бы в самых проблемных местах. Это не слишком сложная операция. Певец в ответ спросил: «А Высоцкий тогда останется?» Я ответил, что его голос, освобожденный от постоянного насилия над горлом, зазвучит без надрыва - более чисто. Он с улыбкой покачал головой. Отказался».

Столь длинное вступление, рассказывающее об уникальности манеры исполнения и вокальных данных Владимира Высоцкого, я сделал, чтобы перейти к теме жизни песен поэта после его ухода в мир иной.

Когда низкий тембр хриплого голоса Владимира Высоцкого называют необъяснимым, я не могу с этим согласиться, так как видел его гортань, лечил горло этого прекрасного артиста, - вспоминает заслуженный врач Украины 82-летний Андрей Белецкий. - Голосовые связки Высоцкого имели необычное строение, что и делало его голос таким узнаваемым и неповторимым. Хотя петь с такой анатомией гортани - страшная мука…
«Мне ставили кресло прямо перед сценой и… аплодировали»

Ныне Андрей Васильевич пенсионер, но в свое время 52 года отработал врачом-отоларингологом. На момент приезда артистов Ивана Бортника и Владимира Высоцкого в Луганскую область с трехдневными гастролями мой собеседник заведовал ЛОР-отделением городской больницы Северодонецка.

Доктор Белецкий показывает анатомию гортани обычного человека и рисунок, на котором он запечатлел необычное строение голосовых связок Высоцкого
День своего знакомства с самым ярким опальным бардом Советского Союза доктор запомнил навсегда. В морозное утро 25 января 1978 года к доктору Белецкому обратилась администратор Луганской областной филармонии с просьбой помочь певцу Владимиру Высоцкому, который в тот вечер должен был петь в Ледовом дворце спорта Северодонецка. «Вы знаете такого артиста?» - на всякий случай поинтересовалась администратор у врача, добавив, что на шесть концертов Высоцкого уже проданы все билеты

Имя Высоцкого тогда гремело по всей стране, хотя магнитофонные бобины с записями его концертов поклонники певца по-прежнему переписывали друг у друга чуть ли не тайком - официальная культура его не признавала, - вспоминает доктор Белецкий. - Я был на всех его концертах в Ледовом дворце. И даже испытывал некоторую неловкость от того внимания, которым меня подчеркнуто окружал Владимир Семенович. В проходе между рядами, прямо перед сценой, мне ставили кресло и… аплодировали.

Когда Высоцкий выходил к публике, он первым делом объявлял: «Вот мой лечащий врач. Вы сегодня слушаете концерт благодаря этому человеку». Певец приглашал Андрея Васильевича на сцену, и весь зал аплодировал доктору. Отпев первый концерт, Высоцкий подарил врачу свое фото, на котором написал: «Андрею Васильевичу, дружески, с благодарностью. Добра Вам» - и пригласил на свой день рождения. «Сразу после концерта все едем в гостиницу «Централь» - будем отмечать 40-летие Высоцкого», - сказала доктору Белецкому администратор филармонии.

Увы, доктор вынужден был отказаться от банкета. На концерт Андрей Васильевич привел с собой своего товарища-фронтовика - безногого инвалида. Он заранее знал, что должен будет проводить его домой. Ведь поймать такси ночью, когда огромная толпа разъезжалась по домам после концерта, да еще в гололед, в те времена было практически невозможно.

Не думал я, что это была последняя возможность побыть в компании глубоко уважаемого мною артиста, певца и поэта. Спустя два года он умер, - сожалеет Андрей Васильевич. - Узнав о том, что я не смогу прийти на его юбилей, Владимир Семенович дал мне московский телефон своей мамы и сказал: «Только мама знает, по какому телефону меня можно найти. Если будете в Москве, позвоните по этому номеру. Скажите, что вы доктор из Северодонецка. Вас проводят на мое выступление или спектакль. Жду вас в Москве».

Сам я так этим телефоном и не воспользовался, а вот выпросившие его у меня коллеги, наведывавшиеся по делам в Москву, действительно, называя «пароль» по указанному телефону, ходили на концерты и спектакли с участием Высоцкого.

«Высоцкому выдавить из себя звук было намного сложнее, чем любому другому человеку»
Доктор Белецкий не расставался с Высоцким три дня. Утром артист приходил на процедуры в поликлинику. Между концертами и на самих концертах, в антракте, доктор прямо за кулисами проводил процедуры (орошал гортань певца сильнодействующими лекарствами), необходимые для того, чтобы поддерживать горло Высоцкого в «рабочем состоянии».

Высоцкий впервые зашел в мой кабинет 25 января в 12. 00 с сильнейшей простудой, голоса у него практически не было - он шипел, шептал и кашлял. Но после двухчасового курса интенсивной терапии для горла запел, - вспоминает Белецкий. - Дело было не только в простуде. К тому времени я проработал 26 лет и видел тысячи человеческих гортаней, в том числе консультировал и лечил известных исполнителей, приезжавших с гастролями в наш город, но такого строения гортани, как у Высоцкого, не наблюдал ни у кого - ни до, ни после. Уже после смерти певца по просьбе московских светил я, будучи в Москве на семинарах, даже в докладе отдельно упоминал о гортани Высоцкого и показывал рисунок, который сделал «с натуры». Коллеги хотели понять, откуда у Высоцкого хрипота.

Доктор Белецкий и мне продемонстрировал на рисунке «с натуры» необычное строение голосовых связок Высоцкого: ложные голосовые складки (или связки) у него были сильно развиты и прикрывали истинные голосовые связки, фактически препятствуя нормальной работе гортани.

В норме у здоровых людей голосовые истинные связки всегда открыты, - объясняет собеседник, - и благодаря им человек нормально, без надрыва говорит. При фонации (в процессе речи или пения. - Авт.) истинные связки колеблются со скоростью 800 и более раз в секунду. А у Высоцкого истинные связки накрывают темно-розовые образования - это ложные голосовые связки с фистончатыми буграми. Во время фонации эти бугры смыкаются, образуют узкую щель, сковывая работу истинных голосовых связок. При этом резко изменяется амплитуда колебаний и тембр голоса. Увеличивается отек тканей горла при пении. Это создает дополнительную нагрузку на гортань, трахею, легкие. Голос становится низким и хриплым.

Необычное строение гортани Высоцкого, по словам врача, могло быть как врожденным, так и приобретенным - следствием хронического воспалительного процесса. По этой причине Высоцкому выдавить из себя звук было намного сложнее, чем любому другому человеку.
«Я предложил певцу «подрезать» ложные связки, он в ответ спросил: «А Высоцкий тогда останется?»
- Как он пел с такими связками, не понимаю: это все равно что ходить босиком по битому стеклу, - не перестает удивляться доктор. - Как нож в горле. Непреходящая боль!
Сам пациент не стал скрывать от доктора, что при пении от постоянного напряжения гортани испытывает огромную нагрузку. И боль. Это стало причиной того, предполагает врач, что Высоцкий пристрастился к спиртному и наркотикам. Он облегчал себе страдания.
- Владимир Семенович признался мне: «Я должен постоянно обезболивать горло», - рассказал доктор Белецкий. - Но у меня сложилось впечатление, что он специально делал все для того, чтобы ухудшить и без того тяжелое состояние своего голосового аппарата: пил, курил и трудил гортань, словно рабочий мозоль, когда по многу часов пел, активно напрягая именно ложные голосовые связки.

Высоцкий хотел оставаться узнаваемым. Незабываемый пациент, по словам собеседника, наслаждался своим звездным часом. Хотя звездной болезнью совсем не страдал. Весь медперсонал Северодонецкой городской больницы сразу влюбился в этого обходительного и не капризного пациента, который пребывал в те годы на пике своей популярности.

На второй день после очередной процедуры он взял в руки гитару (Высоцкий с ней не расставался. - Авт.) и спел мне еще не разрешенную худсоветом для официальной сцены одну из самых известных своих баллад: «Протопи ты мне баньку по-белому», - вспоминает Белецкий. - Я слушал с замиранием сердца. И вдруг за дверью кабинета послышался шум. Выглянув, обнаружил, что за дверью собралось человек 20 молодежи. Я скомандовал им: «Марш отсюда!» А Высоцкий улыбнулся и сказал: «Не переживайте, это мои болельщики!»

После процедур Высоцкий вышел к своим поклонникам, достал фломастер и стал расписываться на всем, что ему подсовывали: на плакатах, своих фотографиях, пластинках, на рубашках и даже… на голых спинах.

Не ушел, пока не уделил внимание каждому своему «болельщику», - вспоминает врач. - Он приходил на концерт в той же водолазке и кожаном пиджачке, в которых ходил все время. Ему не нужно было никакого яркого антуража. Публика не обращала внимания на то, во что бард одет. Она слушала, что и как он поет. После его концертов фразами из песен Высоцкого люди часто начинали свои выступления на рабочих собраниях и даже на ученых советах! Например, как сейчас помню: «Товарищи ученые, кончайте поножовщину!»

Возникающее иногда ощущение промаха мимо ноты - не более чем трюк канатоходца, оступающегося, чтобы публика ахнула. И тут же стремительное восхождение от диссонанса к гармонии, ритму, смыслу...

Мне обложили шею льдом -
Спешат, рубаху рвут, -
Я ухмыляюсь красным ртом,
Как на манеже шут.

«Слух хороший, ритм хороший, певческого голоса нет». Таков был вердикт специалистов еще в Школе-студии МХАТ. Голос Владимира Высоцкого действительно иной, не белькантовской органики. Специалисты по вокалу до сих пор не оставляют попыток изучить этот голос, разложить мелодику Высоцкого на составляющие, проанализировать ее структуру, чтобы объяснить причину мощнейшего воздействия на людей его песен. Обнаруживаются интересные вещи.

Например, при кажущейся простоте мелодий Высоцкого, они далеко не примитивны. Мелодические скачки̒ на октаву и более, переходы в другой голосовой регистр, пение согласных и сонорных, сокращение гласных и намеренный сбой ритмических рисунков - все это было бы невозможно, если бы не виртуозность владения заданным от природы голосом, доведенная до совершенства способность к интонированию, неукоснительное следование внутренней драматургии песни при самых неожиданных вокально-слоговых импровизациях.

И пр-рипадочный мал-лый - придур-р-рок и вор-р-р,
Мне тайком-м из под скатер-рти н-нож показал-л-л

Возникающее иногда ощущение промаха мимо ноты - не более чем трюк канатоходца, оступающегося, чтобы публика ахнула. И тут же стремительное восхождение от диссонанса к гармонии, ритму, смыслу.

Владимир Высоцкий пел на грани срыва, но никогда не срывался. Горлом шла кровь, струны рвались, не выдерживало сердце и только голос не подводил никогда. Неповторимый голос Высоцкого происходил от его внутреннего душевного устройства, выражающегося не только уретрально-звуковой доминантой, но и психического бессознательного. В песне, как нигде наверное, проступает, выносится наружу глубинное устройство психики певца. Поэтому невероятно сложно, практически невозможно петь «под Высоцкого» - сколько ни хрипи, получится лишь неживой слепок, подделка.

Сам Владимир Семенович, понимая это, призывал исполнителей своих песен не копировать его способ подачи материала:

Колея эта только моя,
Выбирайтесь своей колеей!

Многие не слушались, боясь потерять очарование песни, которое, как они полагали, состоит именно в авторской манере исполнения. А у Высоцкого не было манер. Был только он сам, уретрально-звуковой с оральностью главарь, поэт и шут со своими «зонгами» - стихами на ритмической основе, созвучной биению его сердца.


А я усиливал, усиливал, усиливал…

Оральник в первобытной стае криком предупреждал об опасности - когда времени на размышление уже не осталось, надо спасаться. Именно поэтому голос оральника завораживает, то есть лишает способности мыслить рационально, он входит напрямую в подсознание, доносит невербальные смыслы до каждого уха: выживай во что бы то ни стало в стае себе подобных, иначе смерть. Тысячи людей слушали Высоцкого и не могли понять: что конкретно в его пении приводило их в душевный трепет? Стихи хорошие, но мало ли хороших стихов? Голос мощный, но мало ли мощных голосов? «Харизма» - слишком размытое понятие, чтобы что-то объяснить.

Интересно, что даже не понимающие русского языка слушали Высоцкого с интересом. Был случай, когда во Франции на празднике газеты «Юманите» Высоцкий удерживал зал, где большинство людей вообще не понимали ни слова по-русски. Они вообще ждали какую-то рок-группу и никого другого не хотели. Когда вышел Высоцкий, раздался свист. Но тут он запел - и зал стих, все стали прислушиваться и так в тишине прослушали все выступление. Это было невероятно. «Мы не понимали слов, но были совершенно очарованы, - вспоминает режиссер Милош Форман о выступлении Высоцкого. - Он отдавал, а не брал, это был совершенно свободный человек» .

На заре творческой биографии Владимира Высоцкого с ним произошел еще один достаточно курьезный случай. Сразу после окончания Школы-студии МХАТ Высоцкий был принят в театр им. Пушкина и тут же выехал с театром на летние гастроли в Ригу. Не один, с другом И. Кохановским. В уютном ресторанчике Владимир вдруг прошел к пианино и взял несколько аккордов. Игорь было изготовился подпевать «Выйдешь замуж за Ваню-диспетчера». Но не тут-то было. Высоцкий запел… Луи Армстронга «Kiss of fire».

Надо сказать, что английского Владимир не знал совершенно, и вся песня была сплошным звукоподражанием. Но каким! Люди в зале перестали жевать и разговаривать, официанты застыли как вкопанные. Люди за столиками развернулись, чтобы лучше слышать и видеть. Когда песня закончилась, зал взорвался аплодисментами. Пришлось продолжать импровизации. Высоцкому пытались даже заплатить, но он денег не взял. На следующий день публика уже ждала полюбившегося исполнителя с чарующим голосом знаменитого трубача. Так непевческий голос получил право на самостоятельную жизнь, а его хозяин стал сочинять песни, поначалу ухарские и даже устрашающие («Со мною нож, и в этот миг меня не трожь»), но большей частью шутовские.

Я был зачат, как нужно, во грехе…

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана впервые объясняется феномен Высоцкого, раскрываются причины его всенародный славы вопреки официальному непризнанию и замалчиванию. Замолчать орального «матершинника и крамольника» невозможно, только убить. Крик об опасности для него - выполнение видовой роли, что обеспечивается не только непреодолимым желанием, но и свойствами психики и тела.

Как только возникает опасность для выживания стаи, оральный «краснобай и баламут» считывает и транслирует в массы обонятельные невербальные смыслы, пробивает культурный запрет коротко и емко, не брезгуя и крепким словцом. Вы же звери, господа, так плодитесь и размножайтесь по-звериному, нечего мычать в сенях ограничений. И хотя Высоцкий никогда в своих текстах не опускался до мата, упоминание о «часе зачатья», «ночи зачатия» и «зачатии во грехе» не единожды встречается в его стихах. Оральник в некотором роде отвечает за демографию. Так что системно тут все понятно.

Я только малость объясню в стихе -
На все я не имею полномочий...
Я был зачат, как нужно, во грехе -
В поту и нервах первой брачной ночи.

Мы тоже дети страшных лет России…

Не только упадок демографии может грозить выживанию стаи. В 70-е годы настоявшегося уже безвременья - застоя - главной опасностью стало нарушение в ранжировании, началась деструктуризация системной стаи изнутри. На смену принципу «от каждого по способности - каждому по труду», а по сути - по потребности, стала приходить надуманная схема распределения по степени пользы-выгоды тому или иному начальнику. Позже это приведет к тотальному обрушению советской системы, а тогда, казалось, ничто не предвещало катастрофы. Подумаешь, отдельные нарушения, «кто-то кое-где у нас порой»… В конце концов мы делали ракеты, летали в космос, зримый фасад смотрелся крепким, было чем постучать по трибуне Генассамблеи.

И все же. Место обонятельной политики в СССР окончательно и бесповоротно заняло звуковое идеологическое шапкозакидательство и потемкинские деревни. Какое-то время это работало, нас боялись, но уже готовился наш самый худший провал на политической арене. Утопическая программа строительства коммунизма к 1980 году, развал сельского хозяйства, кризис управления, рост бюрократии, засилье приписок, закрытые распределители, приоритет распределения над производством вообще были обратной стороной хрущевской оттепели.


Кроме чисто экономических дыр 60–70-е годы принесли и культурную стагнацию. Кратковременное «проветривание» шестидесятничества очень быстро сменилось полным вакуумом. Свирепствовала идеологическая цензура, абсурдные запреты невозможно было предугадать. Проще было получить средства на фильм, сделать работу от и до, чем пробить в инстанциях выход картины на экран. Годами шла война творческих работников и идеологов от партноменклатуры. Даже самые «допущенные» режиссеры постоянно находились на грани увольнения, выговора, просто унизительной выволочки, надолго лишающей творческого энтузиазма. Люди писали, ставили и снимали «в стол». Набирало силу диссидентское движение.

Ответом на такой культурный прессинг стало стремительное расслоение общества на избранный «свой круг» и остальных. Демагогическая пропаганда пыталась еще пускать пыль в глаза о «союзе нерушимом», но все это было уже откровенной утопией. В реальности существовал самиздат (тамиздат) для избранных, для избранных были и билеты на передовые театральные постановки, концерты, выставки. Билеты распределялись так же, как и продуктовые заказы: самое вкусное - в партаппарат, потом начальству пониже, еще пониже, а что осталось - в свободную продажу, т. е. в кассу. «Театр на Таганке» имел в кассе к каждому спектаклю не более 60 билетов (два ряда!). Люди стояли ночами, спали на раскладушках в соседних дворах летом, зимой жгли костры. Но это опять же были единицы, народным массам оставалась, грубо говоря, передача «В рабочий полдень» и газета «Правда».

Слово «народ» стало постепенно приобретать пренебрежительный оттенок. В лозунгах все еще было в порядке. «Слава великому советскому народу - строителю коммунизма!» висело на каждом столбе. Только никто уже в это не верил. Оральная пропаганда, имеющая вместо политического обонятельного подтекста «выжить во что бы то ни стало» сверхценную звуковую идею «мы впереди планеты всей» - не просто пустая болтовня, она смертельна для стаи. Понимая очевидность официального вранья, люди ощущали свое отмежевание от правящей верхушки, росло противопоставление «мы (народ) и они (правительство)», стая перестала быть единой, возникла угроза для выживания страны.

Политиков на высоком уровне обоняния, способных почуять уже тогда эту угрозу, не было, или они были в подавляемом меньшинстве по сравнению с легионом оболваненных звуком (а чаще просто прикрывающих идеологией извечное ) анально-кожно-мышечных бюрократов-управленцев. Системно мы называем такое состояние «перекос в звуке», когда коридор между звуком и обонянием не соответствует задаче продвижения стаи во времени.

Идеологи в политике, эти «канатчиковы власти» могли лишь постоянно увеличивать дозы официоза. Критических значений «инъекции» пропаганды достигли к Олимпиаде-80 и к последующему за ней Фестивалю молодежи и студентов. Но это не могло консолидировать общество. Нехватка обоняния в политике, нехватка единства страны к этому моменту уже зияла. Последующая катастрофа была лишь закономерным завершением звукового абсурда.

Мне верили и так, как главарю…

Но у нас был выход из апокалипсиса - ритмические основы Высоцкого. Его «крики об опасности» звучали уже давно. Доходчивое, оральное по форме слово было понятно всем: и последним негодяям, и рафинированной интеллигенции. По содержанию же это был чистый звук. Простая оральная форма без труда входила в любое ухо и несла сумасшедшие звуковые смыслы для всех, для всей страны. Отвечая на них в психическом, мы, не сознавая того, ощущали единение вопреки официальной пропаганде. Образно говоря, коллективное психическое выстраивало стропила, обрушившись на которые сгнившее изнутри тело государства СССР не придавило нас окончательно, а только покалечило.

Список литературы:

  1. Цитируется по «Играем Владимира Высоцкого на гитаре». Самоучитель. Электронный ресурс
    (http://vysotsky.ws/gitara/course/1060/1060.htm)
  2. Фильм «Я приду по ваши души», 2008 г. Электронный ресурс
    (http://www.youtube.com/watch?v=pPNch7TYTGQ)

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

«Мой отчаяньем сорванный голос»

М ать Владимира Высоцкого, Нина Максимовна в одном из своих интервью как-то сказала: «Глядя, как он действует на души людей, я думаю, что это тема будущего, это будут еще изучать: воздействие песен Высоцкого, его творчества на человека. Когда все случилось (смерть Высоцкого П. Г.), я получала огромное количество писем, и каждый человек писал о том, что он чувствовал, когда слушал песни Высоцкого на концерте или в записи».

Песни Высоцкого – это совершенно особый феномен отечественной культуры. Почему его стихи имели такое огромное воздействие на души современников, почему они до сих пор тревожат души уже последующих поколений людей?

Лучшие произведения Владимира Высоцкого затрагивают вечные ценности, вечные темы, которые никогда не устареют. «Я не пою песен, я рассказываю тексты под гитару», — говорил сам о себе Владимир Высоцкий. Он не очень-то любил называть свои произведения песнями, считал, что пение и гитара лишь помогают восприятью и пониманию стиха, помогают лучше донести его до слушателя. Он хотел быть именно поэтом, а не композитором и певцом. И хотя при жизни далеко не все собратья по литературному цеху признавали его поэтический дар, многие поэты того времени высоко ценили творчество Высоцкого, его умение обращаться со стихом, его рифмы, необычные образы, метафоры, широчайший охват тем и глубину смысла.

Не называйте его бардом.
Он был поэтом по природе.

Писал о нем Андрей Вознесенский. А лауреат Нобелевской премии, Иосиф Бродский, вообще считал, что Высоцкому не следовало бы исполнять свои стихи в виде песен, что они настолько хороши, что гитара и музыка даже мешают почувствовать их красоту. «Думаю, он был необычайно талантливым человеком, наделенным страшными способностями. Его рифмы были просто феноменальными. Он был очень способный. Имел также феноменальный лингвистический слух. А рифмы - попросту великолепны», — так он отзывался о Владимире.

Но мне кажется, что стихи, Высоцкого просто неотделимы от всей его музыки и от его совершенно уникальной манеры исполнения. Как сказал про песни Владимира Семеновича театральный актер, бард, популяризатор творчества Высоцкого, Артур Федорович: «Это как целый организм, это заложено уже изначально в жесткую схему самим Владимиром Семеновичем. И в голосовую, и в ритмическую, и в интонационную». И, действительно, песни Высоцкого — это и его мощнейший, мужественный, как модно сейчас говорить, брутальный голос, и его неукротимая энергия. Это его потрясающая дикция, когда он чеканил каждую букву стиха, чтобы слово сильнее воздействовало на слушателя, чтобы лучше был донесен его глубокий смысл. Высоцкий знаменит своим приемом — тянуть согласные звуки, что тоже усиливало четкость и доходчивость слов. Это и особая манера исполнения, порой жесткая, героическая, порой нежная лирическая, а иногда театральная — драматическая или комедийная. Ведь Высоцкий не только пел свои песни, он проживал каждую из них как актер, входя в образ своих героев. Высоцкий аккомпанировал себе на русской, семиструнной гитаре, и его манера игры была особенной, и хотя некоторым его бой кажется простым и однообразным, бард имел свои собственные, особые приемы звукоизвлечения, их было довольно много, некоторые аккорды брал по-своему. На эту тему специалистами написаны целые работы. Даже гитару он настраивал по-особенному, на тон, а иногда даже на полтора ниже, чем положено, что придавало ей особое, гудящее, чуть бренчащее звучание. Как он сам говорил про это «люблю, чтобы она гудела». Кстати, Высоцкий играл на очень хорошей гитаре, работы известного мастера Шуляковского. Хотя она и нуждалась в ремонте, Владимир Семенович никому не доверял ее реставрировать, боялся, что ее могут испортить. Из-за этого гитара немного расстраивалась во время выступлений, но, как ни странно, это совсем не резало слух, не звучало грубой фальшью, а даже как-то вполне органично вплеталось в общее звучание аккомпанемента. Для ценителей творчества Высоцкого всегда записи его выступлений, даже с очень хорошим оркестром и профессиональными аранжировками, будут представлять меньшую ценность, чем те записи, где он сам аккомпанирует себе на семиструнке. Музыка Высоцкого, конечно, весьма разнородна, но не так проста, как кажется иным слушателям. У него есть очень красивые, сложные песни, с непростой гармонией и мелодией. Достаточно сказать, что и в России и в других странах, в консерваториях защищены дипломные работы и кандидатские диссертации на тему исследования музыки Владимира Высоцкого. А в Германии был выпущен диск песен Высоцкого, конечно, в инструментальной версии, в исполнении знаменитых джазовых музыкантов из Америки и Швеции.

Нельзя не сказать про самый главный инструмент Владимира Семеновича, его голосовой аппарат, делавший его манеру исполнения не только сугубо индивидуальной, но и просто неповторимой.

Известно, что у Высоцкого с детства был довольно низкий, хрипатый и сипатый голос. Про это он сам рассказывает в одном из интервью. Что это было: следствие перенесенной в детстве болезни, или особое, врожденное строение голосового аппарата, никто не знает. С годами эта особенная хрипотца у Высоцкого усиливалась. Если послушать его ранние записи, на них тембр его голоса довольно сильно отличается от его концертных записей, например, конца семидесятых или последних пленок восьмидесятого года. Но именно этот хрип и низкая горловая позиция делает голос певца особенным, придает ему шарм и индивидуальность. Однако, мало кто знает, какие страдания приносило Высоцкому эта его особенность.

Заслуженный врач Украины Андрей Белецкий, пятьдесят два года отработавший врачом-отоларингологом, ныне уже покойный, лечил горло певца, когда он приехал в 1978 году на гастроли в Луганскую область. В то время Белецкий заведовал ЛОР-отделением городской больницы Северодонецка. Утром двадцать пятого января к нему обратился администратор Луганской областной филармонии, с просьбой оказать помощь Владимиру Высоцкому.

Вот что рассказывает о встрече с Высоцким сам доктор: «Высоцкий впервые зашел в мой кабинет с сильнейшей простудой, голоса у него практически не было - он шипел, шептал и кашлял. Но, после двухчасового курса интенсивной терапии для горла, запел.

Дело было не только в простуде. К тому времени я проработал двадцать шесть лет и видел тысячи человеческих гортаней, в том числе консультировал и лечил известных исполнителей, приезжавших с гастролями в наш город, но такого строения гортани, как у Высоцкого, не наблюдал, ни у кого - ни до, ни после. Уже после смерти певца по просьбе московских светил я, будучи в Москве на семинарах, даже в докладе отдельно упоминал о гортани Высоцкого и показывал рисунок, который сделал «с натуры». Коллеги хотели понять, откуда у Высоцкого хрипота».

Человек говорит и поет, с помощью, так называемых голосовых связок. Это складки, состоящие из мышечной, эластичной ткани, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани. Образование голоса происходит за счет вибрации связок и сужения голосовой щели. У людей имеются, кроме истинных, также ложные голосовые связки, располагаются они выше и не участвуют в голосообразовании. При речи и пении человек не использует ложные связки, однако, в некоторых случаях, например при кашле, начинают работать именно ложные складки. Эти связки даже могут начать участвовать в звукообразовании, если была произведена операция на истинных связках, и они не могут нормально работать.

Врач зарисовал необычное строение связок певца: ложные голосовые складки у него были сильно развиты и прикрывали истинные голосовые связки, очень сильно мешая нормальной работе гортани.

«В норме у здоровых людей голосовые истинные связки всегда открыты, и, благодаря им, человек нормально, без надрыва говорит. При фонации истинные связки колеблются со скоростью восемьсот и более раз в секунду. А у Высоцкого истинные связки накрывают темно-розовые образования - это ложные голосовые связки с фестончатыми буграми. Во время фонации эти бугры смыкаются, образуют узкую щель, сковывая работу истинных голосовых связок. При этом резко изменяется амплитуда колебаний и тембр голоса. Увеличивается отек тканей горла при пении. Это создает дополнительную нагрузку на гортань, трахею, легкие. Голос становится низким и хриплым», — говорит Андрей Белецкий. Такое удивительное строение голосового аппарата, по его словам, могло быть как врожденным, так и приобретенным, в следствии хронического воспалительного процесса. С таким устройством гортани, певцу было гораздо сложнее воспроизводить звук, чем человеку, с нормальной гортанью. Но даже если эта особенность была врожденной, она многократно усилилась из-за постоянных нагрузок и воспаления горла.

Белецкий удивляется: «Как он пел с такими связками, не понимаю: это все равно, что ходить босиком по битому стеклу. Как нож в горле. Непреходящая боль! Владимир Семенович признался мне: «Я должен постоянно обезболивать горло».

Высоцкий рассказал врачу, что от постоянных нагрузок испытывает очень большую боль. Белецкий говорит, что обычный человек, напрягая ложные связки, сможет спеть пару песен, потом просто вымотается от большого напряжения. А Высоцкий, находясь в Северодонецке три дня, дал семнадцать концертов! Он совершенно не жалел себя перед началом каждого концерта в Северодонецке, он говорил: «Не хлопайте долго - без оваций я смогу вам еще пять-шесть штук песен спеть».

Доктор считает, что постоянное напряжение и боль горла также послужили причиной того, что певец пристрастился к алкоголю, а в конце жизни и к наркотикам, чтобы облегчить нестерпимую боль.

Когда Владимир Семенович пришел к Белецкому на прием в первый раз, тот, увидев отекшее, воспаленное горло барда, сказал, что ему нужно несколько дней помолчать, но Высоцкий сказал, что будет петь. Доктор назначил певцу курс усиленной терапии. Все три дня гастролей, он занимался его горлом. Утром он лечил его в поликлинике, а между концертами и на самих выступлениях, в антракте, он орошал гортань Владимира Высоцкого сильнодействующими препаратами, поддерживая его горло.

Когда удалось снять воспаление, врач предложил Владимиру Семеновичу сделать операцию: «Я предложил ему «подрезать» ложные связки, ущемлявшие истинные, хотя бы в самых проблемных местах. Это не слишком сложная операция. Певец в ответ спросил: «А Высоцкий тогда останется?» Я ответил, что его голос, освобожденный от постоянного насилия над горлом, зазвучит без надрыва - более чисто. Он с улыбкой покачал головой. Отказался».

Столь длинное вступление, рассказывающее об уникальности манеры исполнения и вокальных данных Владимира Высоцкого, я сделал, чтобы перейти к теме жизни песен поэта после его ухода в мир иной.