Как называется концепция психического развития рассматривающая. Концепции психологического развития. II стадия. Мышечно-анальная

Осознание всей сложности и многогранности психического развития человека и стремление ученых объяснить его содержание привели к разработке ряда теорий человеческого развития. Каждая из них анализирует важные аспекты становления личности, однако ни одной не удалось описать психическое развитие человека во всей сложности и многообразии. Для анализа и дифференциации содержания этих теорий учитываются следующие проблемные аспекты, представленные на рис. 1.14.

Анализируя теоретические взгляды, которые объясняют развитие человека, можно выделить следующие подходы:

1) биогенетический, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, наделенного определенными антропологическими свойствами, проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе (биогенетические теории С. Холл, М.Гетчинсона, психоаналитический подход З. Фрейда)

2) социогенетический - акцент на изучении процессов социализации человека, усвоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций (теории научения Дж.Уотсона, Б.Скиннера, А.Бандуры), согласно которым обретение человеком различных форм поведения происходит путем научения;

Рис. 1.14. Аспекты дифференциации теорий психического развития

3) представители персоногенетичного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс) в центр внимания ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», самореализации личностного выбора, поиска смысла жизни;

4) теории когнитивного направления (Дж.Брунер, Ж. Пиаже) занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетичного подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают генотипическую программу и социальные условия, в которых данная программа реализуется;

5) популярной и влиятельной теорией развития стала модель экологических систем (У.Бронфенбреннер), которая рассматривает психическое развитие как двоякий процесс реструктурирования индивидом своего жизненного среды и переживания воздействия со стороны элементов этой среды.

Биогенетические подходы к психическому развитию

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стало возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Е.Геккеля и С. Холл, психоаналитическая теория З. Фрейда.

Основой теории рекапитуляции является утверждение, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли животные-предки за сотни миллионов лет - от одноклеточных существ до первобытного человека. Другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, Стэнли Холл считал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период взросления проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости к современной культуре. Эта мысль была развита М.Гетчинсоном, который выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми изменяются интересы и потребности ребенка от рождения до взрослости:

Рис. 1.15. Периоды воспроизводства человеческой культуры в онтогенезе

Так, во время периода дикости ребенок стремится копаться в земле, тянет все в рот, съедобность является мерилом всего. В онтогенезе человека этот период длится от рождения до 4-х лет, максимума развития достигает в 3 года. Содержанием периода охоты и захвата добычи является страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, в действиях детских группировок, игры в пленных, убежища. Он длится с 4 до 9 лет, главные черты проявляются в возрасте 7-ми лет. Период пастушество проявляется через нежность ребенка к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, строительство шалашей, подземных сооружений. Продолжительность этого этапа составляет от 9 до 12 лет, пик наступает в 10 лет. Следующий, земледельческий период реализуется как стремление к садоводству, продолжается с 12 до 16 лет, пик приходится на 14 лет. Спецификой промышленно-торгового периода являются денежные интересы, обмен, торговля. Этот этап начинается с 16 лет и продолжается и во взрослости, пике развития достигает в 18-20 лет.

Арнольд Гезелл предложил этологическое толкования эволюционных предпосылок поведения человека, считая, что основой психического развития ребенка является сформированы в ходе филогенетического и заложенные генами инстинкты. По мнению ученого, первоочередной проявлением инстинкта новорожденного является плач, формирует в дальнейшей жизни эмоциональные привязанности ребенка. Базовые инстинкты новорожденного дают основу для формирования социального опыта ребенка во время его сенситивных периодов. Геззелом была разработана и внедрена система диагностики психического развития ребенка от рождения до завершения юношеского возраста, внедрялась на основе лонгитюдного исследования.

Этология - изучение эволюционных предпосылок поведения

Дети, словно растения, "расцветают", соблюдая паттерна или расписания, предусмотренного генами.

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности.

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория развития личности

Одной из первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Полученные психологические наблюдения позволили З.Фрейду создать целостное направление в психологии, исследующее глубинные чувства и переживания человека. В основе теоретической концепции З.Фрейда лежит ряд сделанных им открытий.
Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.

Открытие сексуального начала психики человека (либидо) позволило обрести первопричину, объясняющую как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний. Сексуальность Фрейд трактовал очень широко, относя к ней все то, что доставляет телесное удовольствие.

Открытие защитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образом происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека и освоения им культуры.

Развитие личности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Учёный полагал, что от младенчества до взрослого возраста сексуальный инстинкт человека проходит в своём развитии ряд стадий, что отражается на развитии психики. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.

Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.

Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.

Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.

Латентная стадия протекает от пяти до двенадцати лет и характеризуется снижением полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.

Генитальная стадия после двенадцати и до восемнадцати лет завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности. Последним двум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.

Теория психосексуального развития З.Фрейда оказала значительное влияние на психологию ХХ века. Многие Его идеи были продолжены в работах многих ученых, так например, они получили своё дальнейшее развитие в работах А.Фрейд о норме и патологии детского развития, у Э.Эриксона в исследованиях взаимоотношений человеческого «Я» и общества, в трудах Дж. Боулби о влиянии привязанности младенца к матери на дальнейшее развитие психики.

Вместе с тем, интересен отзыв Л.С. Выготского о теории психосексуального развития З.Фрейда. Так он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».

Теории генетической психологии

Теории генетической психологии представлены французской и женевской школами. Французская школа, представленная А. Валлоном и Р. Заззо, ориентировала своих последователей на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условиях его жизни, стремясь сочетать психологическое изучение эволюции детского поведения с анализом хода органического созревания ребёнка. Женевская школа генетической психологии, созданная Ж.Пиаже, изучает происхождение интеллекта и стадии его развития, специфику мышления детей и особенности формирования у них понятий об окружающем мире.

Теория развития Жана Пиаже исходит из того, что в основе психического развития ребёнка лежит развитие интеллекта, обуславливающее развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств. Данная теория построена ученым на основе биологии и логики. Познавательная активность ребёнка исследуется Ж.Пиаже в русле общих законов развития органической жизни. Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются процессы адаптации, ассимиляции, аккомодации и уравновешивания. Познание ребёнком окружающего мира направлено на адаптацию (приспособление) к среде. Процесс адаптации складывается из взаимодействия двух взаимопротивоположных процессов - ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция заключается в однозначном принятии ребёнком поступающей информации, что меняет уже существующие у него схемы понимания и действия. В процессе ассимиляции происходит приспособление объекта (ребёнка) к субъекту (информации), что позволяет утверждать, что «ребёнок - раб прямого восприятия». Аккомодация состоит в приспособлении прежде сформировавшихся реакций к получению и обработке новой информации, что позволяет ребёнку вырабатывать новые способы реагирования. Таким образом, чередование ассимиляции и аккомодации определяет внутреннюю движущую силу интеллектуального становления ребёнка, а тенденция к уравновешиванию становится основной тенденцией развития.

Бихевиоризм о развитии психики

С позиций бихевиоризма предметом психологического исследования является поведение человека от рождения до смерти (англ. behaviour - поведение). Поведенческие акты подобно другим объектам естественных наук можно исследовать общими методами. Чувствования, ощущения, сознание, воображение, волевые проявления в логике бихевиористов не могут рассматриваться в качестве подлинных феноменов психологии, так как не поддаются объективному изучению. Центром внимания школы бихевиористов (Э.Торндайк, Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер), таким образом, стало изучение развития поведения, которое отождествлялось с развитием психики как таковой. Механизм психического развития заключается в оформлении стимулов и возникающих на их основе реакций. «Развитие поведения, в основе которого лежит формирование между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребёнка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде, т.е адаптация в этой школе считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребёнка. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно». Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определённых навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определённого возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определённых условий, двух-трёхлетние дети могут не только читать, но и писать.

В русле бихевиоризма возникло учебно-теоретическое направление воспитания родителей. Школа воспитания родителей нацелена на обучение необходимым навыкам семейной жизни, гармонизирующим взаимоотношения между родителями и детьми. В качестве ведущих теоретических положений этого направления можно назвать следующие - поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания; поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей; существуют три способа формирования поведения: положительное и отрицательное подкрепление, наказание, отсутствие подкрепления; изменения в окружении ведут к изменению поведения.
Синтез бихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения. Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребёнка в окружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущий теоретик социального научения А.Бандура полагал, что новые модели поведения приобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, но и благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой для теории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоения индивидом определённой системы норм и ценностей данной культуры.

Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.

Гештальтпсихология о развитии психики

Гештальтпсихология возникла в начале двадцатых годов ХХ века в Германии и связана с деятельностью таких ученых, как М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка. Своё название это психологическое направление получило от немецкого слова gestalt - форма, структура. Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержания психики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры - гештальты, в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Опровергая прежние представления о том, что развитие психики основывается на формировании новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы в представления и понятия, гештальтпсихология доказывала идею о том, что познание связано с процессом преобразования целостных гештальтов. Процесс развития психики рассматривается как рост и дифференциация гештальтов. Восприятие является ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики ребёнка. Само развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обучение. Подчёркивая их независимость, К. Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения.

В русле гештальтпсихологии Куртом Левиным была создана теория психологического поля. Основные положения этой теории таковы - личность живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый предмет несёт определённый заряд психологического «притяжения», либо «отталкивания», воздействие предметного поля на человека вызывает в нём потребности двух типов - биологические и социальные. Биологические потребности являются врожденными, а социальные (квазипотребности) формируются в процессе обучения и воспитания детей. Экспериментально исследуя механизмы реализации потребностей, Левин пришёл к мнению, что не только неврозы, но и такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение обусловлены разрядкой или напряжением потребностей. «В многочисленных экспериментах Левина было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его возможностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые дети совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и её предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребёнка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения даёт возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения».
Открытые в гештальтпсихологии основные законы восприятия позволили понять многие закономерности развития не только мышления, но и всей психики ребёнка в целом.

Гуманистическая психология о развитии личности

Гуманистическая психология зарождалась в сороковые годы, окончательно оформилась в шестидесятые годы ХХ века в Америке на основе философской школы экзистенциализма. В ответ на игнорирование психоанализом таких важнейших фактов, как возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я», в ответ на механицизм поведенческого подхода в бихевиоризме, сторонники нового подхода в психологии подчёркивали необходимость разработки третьего пути в психологии личности. Один из основателей новой парадигмы в психологии Г. Олпорт возражал против переноса фактов, характерных для невротиков, на психику здорового человека, равно как и против собирания «голых фактов» поведенческих стереотипов, делающих психологию «всадником без головы». Исходным постулатом стало признание человека уникальной личностью, которая представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Неповторимость личности связывалась с тем, что в каждом человеке сложена своеобразная мозаика сочетания психологических качеств и потребностей - его самость. Самость развивается в «феноменальном поле», представляющем собой внутренний мир человека. Степень соответствия между реальным опытом человека и его осознанием в феноменальном поле называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности проявляется в ситуациях, когда человек максимально точно передаёт то, что он осознаёт, переживает. Неконгруэнтность проявляется в ситуациях расхождений между содержанием опыта и сообщением о нём. По мысли К. Роджерса, автора понятия «конгруэнтности», стремление к большей конгруэнтности есть фундаментальный аспект человеческой природы. Цель развития личности заключается в максимальном проявлении самости, что реализуется в процессе самоактуализации человека. А.Маслоу считал, что человеку необходимо осознать и проявить в своей жизнедеятельности тот набор личностных черт, которые составляют сущность его «Я». Поэтому именно осознанные мотивы и стремления, а не бессознательные инстинкты, составляют суть человеческой личности. Процессу самоактуализации сопутствуют трудности и препятствия, отступая перед которыми, человек прекращает свой личностный рост, что не проходит для него бесследно, приводя к неврозам и расстройствам психики. Гуманистическая психология выявила принципиально новую роль общества для психического становления личности. С одной стороны, общество необходимо человеку для его самоактуализации. С другой стороны, любое общество стремится сделать человека типичным представителем своей среды, стирая его индивидуальность. Поэтому развитие личности есть единство её идентификации и отчуждения. Оптимальным по А. Маслоу является такое сочетание, когда человек идентифицирует себя с обществом во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, сохраняя отчуждение во внутреннем плане, плане его личностного развития, развития самосознания.
Открытия, сделанные гуманистической психологией, положили начало исследованию позитивных достижений личностного опыта, помогли раскрыть механизмы творческого развития и саморазвития детей и взрослых. Широкое применение в педагогической практике, практике психоконсультирования получили многие выявленные гуманистической психологией закономерности. Назовём некоторые из них - потребность в любви как движущая сила развития ребёнка, безусловное принятие как фактор психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию собеседника, позитивное внимание к ребёнку как условие педагогического взаимодействия.

Отечественные теории психического развития

Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского

Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание в работах Л.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников - А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного принципа рассмотрения развития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своим поведением и психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.

Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д. Таким образом, с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.

Взрослый помогает ребёнку осваивать натуральные психические функции, предъявляя ему в процессе общения существующие в культуре психические орудия (естественный язык, знаковые системы, символ, миф). В отличие от других теорий развития, где основной формой развития выступает приспособление, культурно-историческая теория рассматривает развитие как присвоение. Движущими силами развития, по мнению Л.С.Выготского, являются особым образом организованное общение ребёнка и взрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность).

Л.С.Выготским были выявлены определённые закономерности, которые можно назвать законами гетерохромности, неравномерности и метаморфозы в детском развитии. Детское развитие гетерохромно, оно имеет свой ритм, который меняется в разные годы жизни, не совпадая с ритмом времени. Каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (закон неравномерности). Развитие есть последовательность качественных изменений, ребёнок обладает качественно иной психикой по сравнению с взрослым человеком, не являясь его уменьшенной копией (закон метаморфозы).

Ученики и соратники Л.С. Выготского продолжили развитие его теории. Так, А.Н. Леонтьев подробно разрабатывал условия психического развития в контексте деятельностного подхода. Общий принцип данной идеи в том, что внутренняя психическая деятельность возникает из практической деятельности и имеет то же строение. Следовательно, изучая практическую деятельность, мы постигаем закономерности психического развития; управляя организацией практической деятельности, мы управляем внутренней психической деятельностью. Однако данный подход к построению динамической структуры сознания привел к тому, что автор определил сознание через понятие деятельности. В свое время Л.С. Выготский прогнозировал возможность тупика в формулировании всеобъясняющего принципа, который всю сложность человеческой психики сведёт к элементам (к структуре деятельности). В русле теории деятельности становление личности выглядит только как становление мотивационной сферы человека (более подробное рассмотрение данного вопроса можно найти в работах Л.И. Божович).

Исследуя закономерности индивидуального развития, А.Н. Леонтьев выделил основной механизм - «сдвиг мотива на цель» - превращение того, что выступает как одна из целей, в самостоятельный мотив.

А.Н. Леонтьев продолжил разработку идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, внутри которого формируется центральное новообразование возраста и который задает направление развития. Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность определена как понятие и рассматривается в качестве критерия периодизации психического развития, показателя психологического возраста ребенка. Творчески развивая данную мысль, Д.Б. Эльконин предложил периодизацию детства, которая остается одной из основных в отечественной психологии до сегодняшнего дня.

В русле деятельностного подхода к проблеме психического развития П.Я. Гальперин предложил теорию поэтапного формирования умственных действий, в которой изучены специфические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерности процесса интериоризации в онтогенезе.

В.П. Зинченко предпринята попытка создания генома человека через соединение идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностной теории А.Н. Леонтьева. Автор рассматривает развитие сознания через становление 4-х вертикалей психического, переплетенных между собой: «Я», «виды деятельности», «функциональные органы», через которые происходит конструирование реальности, «духовное оборудование» - медиаторы, психологические орудия.

Идеи культурно-исторической теории на современном этапе развития возрастной психологии продуктивно разрабатываются и уточняются в исследованиях сотрудников Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой; их точка зрения на закономерности онтогенеза подробно представлена в пособии Н.Н. Носковой «Психология возрастного развития человека».

Субъектно-деятельностная теория развития С.Л. Рубинштейна (материал из пособия Носковой Н.В. «Психология возрастного развития человека»)

В отечественной психологии существует еще одна влиятельная точка зрения на процесс развития человека - субъектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна. Эту позицию разделяют и развивают его ученики и сотрудники Института психологии РАН (например А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

Теоретико-методологической основой разработки проблемы развития для С.Л. Рубинштейна выступил диалектический материализм. Принцип диалектизма в психологии автором трактуется следующим образом: психическое развитие - это не только увеличение изначальных качеств, но и появление новых; непрерывность развития прерывается: в нем выделяются качественно различные, несводимые друг к другу этапы и ступени. Развитие - это сложный, часто зигзагообразный по восходящей спирали процесс, переход от одной качественной ступени к другой. Задача психологии при изучении психического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность в развитии высших форм психики на основе низших, и качественное своеобразие этих высших форм.

Основные тенденции психического развития:

Внешние причины, влияния не прямо и не непосредственно детерминируют человека и его деятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание развития. Внутренние условия - это наследственные, генетические задатки, формирующиеся психические свойства человека, весь его жизненный опыт, вообще вся личность. Поэтому от внутренних условий зависит то, какой результат образуется в процессе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее всегда опосредуется внутренним. Психика не возникает, а формируется в деятельности;
сущность психического развития заключается в развитии новых форм действенного и познавательного отражения действительности. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все больше связывается с ней;

В ходе психического развития возрастает дифференциация сенсорных и моторных функций (это не разрыв, а переход к более сложным связям и взаимозависимостям). Образ рецепции и образ действия взаимодействуют под приматом деятельности.

С.Л. Рубинштейн в качестве предмета психологии провозгласил психическое как живой, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в своих продуктах процесс. Как следствие, закон развития психики звучит так: любая психическая функция проявляется и формируется в деятельности; дети созревают и развиваются, воспитываясь и обучаясь. Решающее значение для психического развития имеет изначально практическая (игровая, учебная, трудовая) деятельность детей и взрослых. Значит, исходным для анализа процесса развития выступает действие, проникающее в объективную действительность и несущее мышление на своем острие. По С.Л. Рубинштейну, субъект сознания и деятельности проявляется, обнаруживается в актах своей творческой самодеятельности; он в ней созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.

Через принцип деятельности решается и проблема противопоставления мира и сознания человека. Деятельность выводит человека в мир: творя мир, человек творит самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи (деятельность) человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение между людьми. В этом смысле деятельность становится поведением. Поступок - это «единица» поведения, а действие есть «единица» деятельности.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Одну из центральных идей С.Л. Рубинштейна - при каких условиях личность становится субъектом собственной жизни, - развивает в современной психологии К.А. Абульханова-Славская.

Идеи В.В.Зеньковского о развитии

Идеи известного русского философа, богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковского о структуре личности человека, о психическом и духовном его развитии представляют особую ценность в связи с тем, что ученый исследовал процессы развития человека на стыке психологии и богословия.

В.В.Зеньковский полагал, что предметом психологических исследований является душа человека. Строение человека он объяснял в христианской традиции трихотомии, различая в человеке телесную, душевную и духовные составляющие. Вместе с тем, духовная составляющая объяснялась ученым не как отдельная сфера, некая «надпсихофизическая» жизнь, но как основная жизнь в человеке, проводниками которой вовне являются психическая и физическая сферы. Таким образом, человек рассматривается В.В.Зеньковским как сопричастник двух миров - мира тварного и мира Абсолютного. Человек сотворён Богом и потому он принадлежит также сотворённому Богом миру тварному, что делает человека подобным другим живым существам. Человек сотворён по образу и подобию Божиему и потому сопринадлежит миру Абсолютному и обладает чертами своего Творца - самосознанием, свободой, глубиной и неисчерпаемостью внутреннего мира. Самосознание, как особая черта человеческой личности представляет собой «отсвет» Абсолюта в каждом человеке, порождая уникальность и неповторимость каждой личности. Личностное начало связывается Зеньковским с фактом сопринадлежности человека Богу - «начало личности непроизводно, невыводимо». Самосознание, отличающее человека от всего остального животного мира «не есть продукт природы, его никак нельзя вывести «снизу» в порядке генетической эволюции психики; самосознание не рождается из недр сознания, из недр жизни, а приходит откуда-то «сверху» - т.е. от Бога».

Существенной особенностью психологической концепции В.В. Зеньковского являлась идея иерархической конституции человека. Иерархически устроен сам человек - духовное начало обуславливает развитие психики и физиологии. Иерархически устроена душа человека - составляющие её ум, чувства и воля не являются равнозначными. Центром душевной жизни В. Зеньковский полагает эмоциональную сферу. Сферы ума и воли не сводятся к сфере чувств, но зависят от них в своём развитии.
Примат духовного начала также определяет развитие психофизической сферы, не подавляя её при этом и даже не устраняя её собственной закономерности. «Из того, что психика и телесная сфера служат проводником и выражением духовного начала, не следует, конечно, что у них нет своей собственной жизни. Эта собственная их жизнь не только соотнесена всегда к началу духовности, но она может и подчинять его себе, в чем проявляется уже пленённость духа влечениями психофизического характера. Это ещё не грех даже, но уже возможность его; во всяком случае, при наличии примата духовной жизни несомненна возможность пленения духа низшими силами… И тогда, когда дух наш в плену низших влечений, целостность не нарушается, хотя закон жизни человека искажается. Парадокс положения заключается в том, что примат духовности существует и в то же время не существует в нас. Он не существует в том смысле, что духовная сторона в человеке закрыта, отодвинута вглубь… Духовную жизнь каждому в себе ещё нужно открыть, а то можно и всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне, лишь изредка - ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной».

Смысл развития личности В.Зеньковский объяснял именно в сопряжённом взаимодействии духовного начала и психофизической сферы человека. Развитие психики иерархически связанно с духовным и физическим развитием человека. И если физическая жизнь даёт основания для психического развития, то духовная жизнь определяет его содержание и направленность. Создание условий для духовного развития, само начало духовной жизни личности как искание Бесконечного и Абсолютного, есть источник развития души в теории В. Зеньковского. Стремлением человеческой души к Абсолюту можно объяснить преображение «ума» в «разум», можно объяснить основания свободы личности, возвышающей человека над законом причинности; даже акты свободного отвержения человеком Абсолютного и Бесконечного можно объяснить обращённостью человеческой души к Абсолюту.
В.В. Зеньковский предупреждает об опасности упрощенного понимания духовной жизни, подчёркивая, что духовная жизнь не есть просто «приобщение к миру ценностей», не есть даже «религиозная жизнь вообще», а имеет в каждом свою индивидуальную задачу, свою имманентную логику. Логику духовного пути развития личности В. Зеньковский связывает не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни, которая может быть раскрыта в понимании «креста» и «крестоношения». «Путь человека определяется не простой сопряженностью духа и психофизической стороны, но в нем обнаруживается своя - для каждого человека особая - закономерность, которую зовут «судьбой», которая в христианстве именуется «крестом». В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, - иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни… Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни. В биографии каждого человека… надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается крест человека - его духовные задачи, логика его духовного пути. Реальность нашей свободы не снимает силы этой данности нам креста… Мы свободны в том, возьмемся ли мы за выполнение своей задачи... но неснимаемость «вписанного» в нас креста есть предел нашей свободы, есть свидетель нашей зависимости от Бога, каждому дающего его крест».

Призвание каждого человека к жизни «в Боге» определяет тайну духовной жизни личности, тайну креста в каждом, тайну индивидуальности и своеобразия каждого человека. Трудности «несения креста» не только в том, что зачастую человек не осознаёт стоящих перед ним духовных задач. Трудности лежат во внутренней неустроенности человека, идущей и через наследственность, и через неправильную физическую, социальную жизнь, через обременение души разными конфликтами. Все это В. Зеньковский связывает с понятием «греха» в человеке, который представляет собой глубокую искривлённость в человеке, порождённую первородным грехом и является причиной ослабленности в человеке его духовной силы.

Социальная жизнь личности в теории Зеньковского исследуется вне связи с теориями среды, а также не отождествляется с условиями, гибельными для развития духа. Социальные силы души или «лучи социальности, пронизывающие душу», «социальная психика» в нас - все это определяется В.В. Зеньковским как мистическое единосущие человека и всего человечества, которое находит отражение в жизни души и также требует своего развития. Христианская идея соборности помогает понять специфику социальной жизни души, как единства в Боге человека и человечества.

Итак, развитие личности рассматривается В.В.Зеньковским как иерархический процесс. Источником развития души человека является духовное начало, механизм душевного развития опосредуется развитием сферы чувств, условия развития связаны с соотношением индивидуальных и социальных сил души.


© Все права защищены

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО " Тобольская государственная социально-педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева".

Кафедра психологии

Теории психического развития

Реферат выполнила:

Студентка 21 группы

Факультета иностранных языков

Краснова Ю.Ю.

Проверила: к. п. н.

Бостанджиева Т.М.

Тобольск 2010


Введение

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности.

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория

Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла "Царь Эдип": по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца.

По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения (катастрационный комплекс). Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось "влечение смерти") встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека.

На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется.

Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с "чувством коренной тревоги" - беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. "Коренная тревога" стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.

Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям. Признании того, что "вещи не являются такими, какими они кажутся", что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.

Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни - психической реальности.

Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира - установленные в детстве - систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа человеческих затруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх - Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве).

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.

Цель - довести вытесненный, аффективно заряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по мнению З. Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе).

Достоинства психоаналитической теории личности:

Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

Недостатки:

Теория социального научения

Теории личности в перспективе социального научения - это прежде всего теории научения. В начале своего становления теория социального научения придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако современная теория приобрела явно выраженный когнитивный (cognitive - познавательный) характер. Важность подкрепления была учтена в понятиях, описывающих мыслящего и познающего человека, который обладает ожиданиями и представлениями.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального гуманоидного состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года - это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не врожденны. Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение.

Отход от классического бихевиоризма. В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г.Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

Корни современной теории социального научения можно проследить до взглядов таких теоретиков, как Курт Левин и Эдвард Толмен. Что касается социальных и межличностного аспектов этой теории, - работы Джорджа Герберта Мида и Гарри Стэка Салливана.

В настоящее время к числу наиболее влиятельных теоретиков социального научения относят Джулиана Роттера, Альберта Бандуру и Уолтера Мишела. В число теоретиков социального научения иногда включают даже Ганса Айзенка и Джозефа Вольпе из-за характера их методов терапии, вытекающих из модели научения.

Возьмем на пример теорию Джулиана Роттера:

Теорию Роттера отличает несколько важных особенностей. Во-первых, Роттер принимает т. зр. на теорию как конструкт. Это означает, что его интересует не воссоздание действительности посредством теории, а развитие системы понятий, к-рые бы обладали предсказуемостной полезностью. Во-вторых, он уделяет большое внимание языку описания. Это выразилось в поиске таких формулировок понятий, к-рые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности. В-третьих, он прикладывает много усилий, чтобы использовать операциональные определения, к-рые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.

Выбор Роттером термина "социальное научение" не случаен. Он считает, что большая часть челов. поведения приобретается или выучивается. Что еще важнее, это происходит в значимой для человека среде, изобилующей соц. взаимодействиями с др. людьми.

Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели.

Наконец, эта теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения.

Основные понятия. Теория Роттера требует четырех понятий или переменных для предсказания поведения индивидуума. Прежде всего, это поведенческий потенциал (behavioral potential, ВР). Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т.д.

Вторая важная переменная - ожидание (expectancy, Е). Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.

Третьим важным понятием яв-ся ценность подкрепления (reinforcement value, RV). Она определяется как степень предпочтения, отдаваемого индивидуумом каждому из подкреплений при гипотетически равных возможностях их появления.

Наконец, сама психол. ситуация, в соответствии с соц. теорией научения, служит важным прогнозирующим фактором. Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психол. значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания.

Ожидания в области решения проблем. В последние годы большое количество исслед. было посвящено обобщенным ожиданиям в области решения проблем (problem-solving generalized expectancies). Эти когнитивные переменные сродни аттитюдам, убеждениям или психич. установкам (mental sets) в отношении того, как надлежит истолковывать проблемные ситуации, чтобы облегчить их решение. Люди широко различаются по этим когнициям. Предметом этих исслед. стали, гл. обр., два типа обобщенных ожиданий: интернальный/экстернальный контроль подкрепления (локус контроля) и межличностное доверие. В первом случае, люди различаются своими убеждениями в том, обусловлены ли происходящие с ними события их собственным поведением и аттитюдами (интернально) или определяются везением, судьбой, случаем либо волей др. людей (экстернально). В случае межличностного доверия, есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и такие, кто убежден в обратном. С др. стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с к-рыми они сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.

Когнитивная теория

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, но в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположник - американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источник развития личности у Келли - среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

Главное понятие - "конструкт" (от англ. construct - строить), включающее особенности всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт - это своеобразный классификатор, шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий.

Постулат утверждает: личностные процессы психологически канализированы так, чтобы обеспечить человеку максимальный прогноз событий. Следствия уточняют основной постулат.

Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом - добрым или злым, то ваш конструкт "умный-глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый-злой" - субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт "порядочный-непорядочный", а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статической, а постоянно изменяется под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно "сознательное". Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный "конструкт". У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока):

1. Блок "ядерных" конструктов - это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов - это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности:

когнитивно сложная личность с большим количеством конструктов

когнитивно простая личность с небольшим набором конструктов.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

1) имеет лучшее психическое здоровье;

2) лучше справляется со стрессом;

3) имеет более высокий уровень самоооценки;

4) более адаптивна к новым ситуациям.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы ("тест репертуарной решетки") (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987).

Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.

Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство - общительность, а у вашего супруга (и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктиой системе есть такой конструкт - "общительность-необщительность". Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.

Таким образом, по когнитивной теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

На контрольный вопрос "Почему одни люди более агрессивны, чем другие?" когнитивисты отвечают: у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями осуществления широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

Список используемой литературы

1. Петрошевский А.В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. - 2-е изд. - М.: - Издательский центр "Академия", 2000. - 512с.

2. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. - М:, 1985

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.3-2 том: - М; 1983.

В результате научных споров, в 20 столетии различие подходов к психическому развитию человека породило различные теории, объясняющие, как его поведение, так и формирование определенных черт .

Основные теории психического развития

  1. Психоаналитическая . Ее основатель – З. Фрейд. Все процессы психического характера имеют свое начало в бессознательной части каждого из нас. Помимо этого, принято считать, что на развитие психики влияет формирование сексуального инстинкта, имеющего свое начало еще с младенчества.
  2. Генетическая . Эта теории психического развития человека предусматривает изучение психики сугубо с точки зрения взаимодействия индивида и его окружения. Фундамент психики – интеллект, благодаря которому совершенствуются память, эмоциональные состояния.
  3. Бихевиористическая . Поведение каждого из нас, начиная от момента рождения и завершая последним днем жизни, - вот, что самое главное в этом научном предположении. Бихевиористы не считают разумным рассматривать воображение личности, ее сознание, чувства отдельно от развития ее поведения.
  4. Гештальт . Представители этой теории полагают, что уровень психического развития определяет восприятие. Мало того, такое формирование подразделяется на обучение и рост.
  5. Гуманистическая . Человек – это открытая система, способная к саморазвитию. Все мы индивидуальны, потому как внутри каждого есть уникальные сочетания качеств. Суть каждой личности заключается в осознанных мотивах, а не в инстинктах.
  6. Культурно-историческая . Ее представитель Л. Выготский, разработавший также теорию развития высших психических функций, смысл психики видел в умении человека владеть собственным сознанием и психическим состоянием. Главный принцип учения – анализ развития с точки зрения конкретного исторического периода.

В результате изучения материала дайной главы студент должен:

знать

  • содержание основных зарубежных теорий психического развития: психоаналитических, когнитивных, бихевиористских и гуманистических;
  • сущность культурно-исторического и деятельностного подходов в отечественной психологии;

уметь

  • самостоятельно анализировать психологические подходы, их практическую значимость на современном этапе развития психологической науки и практики;
  • рассматривать современные проблемы детской психологии в контексте основных теорий психического развития;

владеть

  • понятийным аппаратом основных психологических теорий;
  • навыками анализа различных ситуаций с позиций разных психологических теорий.

Зарубежные теории психического развития

На современном этапе не существует единой теории психического развития, способной дать всеобъемлющее представление о развитии психики ребенка. Чтобы получить более или менее всесторонние представления о развитии ребенка, особенностях его поведения и воспитания, нужно рассмотреть ключевые идеи нескольких теорий: психоаналитических, когнитивных, бихевиористских и гуманистических.

Основоположником психоаналитического подхода к пониманию развития психики является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психическое развитие Фрейд рассматривал как последовательное созревание и взаимодействие трех компонентов личности: либидо – "Ид" (психическая энергия, лежащая в основе сексуального удовольствия), эго – "Я" (компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений) и супер-эго – "Сверх-Я" (совокупность моральных устоев общества). Главную роль в развитии играет биологический фактор (а именно либидо) и опыт раннего семейного общения. Периодизация психического развития, созданная 3. Фрейдом, строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений ребенка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития: оральная (0-2 года); анальная (2-3 года); фаллическая (4-5 лет); латентная (6-12 лет); генитальная (12-18 лет). Согласно теории З. Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности же на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.

Идеи 3. Фрейда были продолжены в работах Анны Фрейд о норме и патологии психического развития в детском возрасте, у Э. Эриксона в исследованиях взаимодействия человеческого "Я" и социума, в трудах Дж. Боулби о влиянии привязанности ребенка к матери в период младенчества на дальнейшее психическое развитие. Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1979) включает в процесс развития более широкий социальный контекст, выделив восемь стадий психосоциального развития личности во всем жизненном цикле человека. На каждой стадии человек преодолевает специфический кризис, сущность которого заключается в конфликте между противоположными состояниями сознания, психики: доверие – недоверие к окружающему миру (0-1 год); чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1-3 года); инициативность – чувство вины (4-5 лет); трудолюбие – чувство неполноценности (6-11 лет); понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12-18 лет); стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (ранняя зрелость); жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальная зрелость); ощущение полноты жизни – отчаяние (поздняя зрелость).

Анна Фрейд (1895-1982), рассуждая о содержании конфликта между ребенком и обществом, отмечает, что естественные потребности детей часто не соответствуют общепринятым в культуре нормам и требованиям: сон, кормление, воспитание опрятности. Данное несоответствие приводит к конфликтному существованию ребенка и общества, к необходимости родителей ввести ребенка в чуждый ему эмоциональный мир. До тех пор, пока у ребенка не сформируется определенный уровень самостоятельности, он в удовлетворении всех своих потребностей зависит от окружающего мира. Если родители в процессе воспитания не согласовывают своих действий с потребностями своего ребенка, а выполняют жесткие предписания, то у него возникают различного рода трудности и проблемы, которые проявляются в нарушениях сна, при кормлении, в возникновении процессов элиминации, страха одиночества.

Практический пример

Засыпание ребенка легче всего происходило бы в постели матери в тесном соприкосновении с материнским телом, однако эта его потребность противоречит гигиеническим требованиям. Поэтому ребенок находит для себя различные средства, чтобы облегчить переход от бодрствования ко сну: сосание пальца, одеяла и др.

Теория привязанности английского психоаналитика Джона Боулби (1907-1990) и канадского психолога Мэри Эйнсворт (1913-1999), как и классический психоанализ, в центр рассмотрения ставит опыт первых взаимоотношений ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением естественных биологических потребностей, а предоставлением защиты и безопасности. Привязанность младенца генетически и эволюционно обусловлена, но то, в какой форме проявляется привязанность, зависит от материнского поведения. Степень привязанности и внутренний образ-модель самого себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее развитие психики ребенка.

Когнитивные теории развития касаются главным образом проблем становления и развития когнитивных процессов – процесса мышления, процесса усвоения знаний и др. В основе психического развития ребенка с позиции когнитивных теорий лежит развитие интеллекта, от которого зависит развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств. Развитие состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, которые являются в большей степени наследственными и зависят от уровня зрелости ребенка. Наиболее известным представителем когнитивных теорий является швейцарский ученый Жан Пиаже (1896-1980). В основе разработанной им концепции когнитивного развития лежит созревание когнитивных компонентов в структуре психики ребенка. Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются: ассимиляция – включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия; аккомодация – изменение схем действий для того, чтобы было можно применить их к новой задаче; адаптация – приспособление к новой проблемной ситуации путем объединения ассимиляции и аккомодации; уравновешивание – соответствие требований среды (задачи) и схем действий, которыми ребенок владеет. Познание ребенком окружающей действительности направлено на адаптацию (приспособление) к окружающей среде. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к окружающей среде, осуществляющийся через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.

Ж. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие детского интеллекта и разработал оригинальную периодизацию психического развития на основе созревания интеллектуальных операций (табл. 2.1). В процессе умственного развития ребенка он выделяет четыре больших периода: чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до двух лет; дооперациональный (2 года – 7 лет); период конкретного мышления (7-11 лет); период формально-логического, абстрактного мышления (11-18 лет и старше).

Таблица 2.1

Периоды умственного развития ребенка по Ж. Пиаже

Период / стадия развития

Характеристика когнитивной структуры

От 0 до 2 лет

Сенсомоторный интеллект

Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Развиваются двигательные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно совершать и комбинировать свои действия

От 2 до 7 лет

Дооперациональная стадия

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, познавательный эгоцентризм

От 7 до 11 лет

Конкретные операции

Способность к рассуждению, доказательству с опорой на наглядность. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами

От 12 лет до взрослости

Формальные операции

Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению, мышление становится гипотетико-дедуктивным

Практический пример

Проявление познавательного эгоцентризма ярко прослеживается в эксперименте с макетом гор, в котором три горы по-разному выглядят с разных сторон. Ребенок дошкольного возраста видит этот горный ландшафт с одной позиции и по просьбе взрослого из нескольких фотографий может выбрать ту, которая соответствует его реальной точке зрения. Но когда его просят показать фотографию с видом, открывающимся перед куклой, которая сидит напротив, он снова выбирает снимок со своей точки зрения. Дошкольник не может представить себе, что у куклы другая позиция, и она видит макет по-другому.

Другие направления детской психологии формировались через противопоставление концепции Ж. Пиаже через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.

С позиции бихевиористских теорий (от англ. behavior поведение) развитие детей полностью обусловлено социальным окружением. Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес американский ученый Беррес Скиннер (1904-1992). В зависимости от стимулов окружающей среды у детей появляются те или иные реакции и формируются определенные навыки. Это положение отвергает саму возможность построения периодизации развития, поскольку утверждается отсутствие единых закономерностей развития детей определенного возраста. Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, которое может быть целенаправленным и специально формируемым, и протекающем стихийно и неуправляемо. Процесс научения, согласно бихевиористам, заключается в установлении определенной связи между стимулами окружающей среды и поведенческими реакциями, а также в укреплении этих связей. В рамках данных теорий сформулированы основные законы образования и закрепления связи между стимулом и реакцией:

  • закон эффекта : связь между стимулом и реакцией укрепляется, если после правильного действия ребенок получает положительное подкрепление (награду, поощрение и др.), вызывающее состояние удовлетворения;
  • закон упражняемости : чем чаще повторяется временна́я последовательность стимула и соответствующей поведенческой реакции, тем прочнее будет связь между ними;
  • закон готовности: скорость образования связи зависит от ее соответствия наличному состоянию ребенка, т.е. от его подготовленности к этому действию.

Бихевиористы отрицают существование наследственно обусловленных форм поведения, а также существование врожденных специальных способностей. Утверждается, что при наличии немногочисленных и примерно одинаковых у всех детей врожденных реакций и рефлексов, в процессе овладения внешней и внутренней средой можно направить развитие любого ребенка по строго определенному пути, "изготовить" человека любого склада, с любыми поведенческими характеристиками.

Однако данные представления скоро обнаружили свою ограниченность и один из крупнейших представителей пеобихевиоризма американский психолог Эдвард Толмен (1886-1959) ввел для объяснения сложных форм поведения промежуточные переменные, включающие когнитивные и эмоциональные процессы, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Мартин Селигман развил представления бихевиоризма в когнитивно-бихевиоральный подход, открыв феномен "выученной беспомощности" – привычки бездействовать при минимальной угрозе появления препятствий и трудностей или опасности после нескольких неудачных попыток найти выход из ситуации. Большую роль в формировании выученной беспомощности на ранних этапах онтогенеза играет семейное воспитание.

Практический пример

В период кризиса трех лет у ребенка возникает потребность в самостоятельности, желание все делать самому, экспериментируя и действуя методом проб и ошибок. Если родители запрещают ребенку самостоятельные действия, прерывают их прежде, чем ребенок достигнет успеха ("нельзя", "не трогай"), дают сделать ребенку только те действия, которые у него гарантировано получатся, то это приводит к формированию двигательной беспомощности, которая проявляется в так называемой лени. Таким образом, поисковая активность ребенка может подавляться родителями уже с раннего возраста и приводить к выученной беспомощности.

Теоретические положения бихевиоризма и необихевиоризма легли в основу методик измерения поведенческих реакций, методик модификации поведения, направления групповой психотерапии, названной "тренинг умений".

Гуманистическая психология – направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему открытой возможности самоактуализации, присущую только человеку. Большое влияние на формирование гуманистических теорий детского развития оказали работы А. Маслоу и Р. Олпорта. Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) считал, что человек это социальное, а не биологическое существо и потому его развитие не может осуществляться без контактов с окружающими людьми, с социумом. Он утверждал, что любой ребенок неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразной совокупности качеств, потребностей – черт характера. Хотя основные качества личности и являются врожденными, они видоизменяются, развиваются в процессе деятельности, в процессе общения с другими людьми. Социальное окружение стимулирует развитие одних качеств личности ребенка и препятствует развитию других. Под влиянием этого происходит постепенное формирование уникального характера, который лежит в основе "Я" ребенка. Автономность характера развивается со временем. В детском возрасте еще нет этой автономности, так как свойства характера ребенка являются неустойчивыми и не сформированными.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) рассматривает проблему полноценного психического развития ребенка в связи со своей теорией базовых потребностей, согласно которой только предсказуемый мир формирует доверие ребенка к нему: непредсказуемость мира, его опасность убеждают ребенка в том, что этому миру нельзя доверять. В то же время дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, порой с поразительной легкостью переносят случаи депривации, дисциплинирующий режим, наказания и тому подобные вещи, они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям и целям. К факторам, вызывающим субъективное ощущение угрозы, Маслоу относит в числе прочих обстоятельства, которые угрожают чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Если у ребенка отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, то он будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. Невротическое развитие личности приводит к тому, что взрослый человек ведет себя как ребенок, потребность в безопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог полностью довериться. Психически здоровый и самоактуализированный человек доверяет себе и миру.

Концепции Олпорта и Маслоу были применены к анализу процесса формирования личности ребенка американским психологом Карлом Роджерсом (1902-1987), который ввел категорию потребности в позитивной оценке. Она подразумевает определенный ряд ценностей, таких как тепло, симпатия, уважение и принятие, и выражается в потребности ребенка в любви и привязанности. Если родители дают ребенку безусловную позитивную оценку, которая не зависит ни от каких условий, если ребенок чувствует свою значимость для родителей, тогда у него не возникает тенденции отвержения тех или иных аспектов своего субъективного опыта. Если родительская оценка и их принятие ребенка зависят от определенных внешних условий, ребенок вынужден отрицать свой субъективный опыт, вступающий в противоречие с его Я-концепцией. Таким образом, навязывание ребенку условий для признания ценности ведет к отрицанию им субъективного опыта, к разладу между организмом и Я.

Практический пример

Если мальчик чувствует, что его любят родители (позитивная оценка) только за то, что он сам является всегда любящим сыном, тогда он будет отрицать у себя всякое чувство ненависти и будет бороться за то, чтобы сохранить образ себя как любящего. В этом случае чувство ненависти не только неконгруэнтно Я-концепции, но и угрожает ребенку потерей позитивной оценки.

Роджерс указывал, что потенциал развития есть у каждого ребенка. Естественный процесс детского развития заключается в усложнении, расширении, возрастании автономии и в то же время в росте социализированности, в самоактуализации. Я-концепция становится отдельным компонентом феноменального поля и преобразуется в более сложную систему. Как только формируется Я-концепция, у ребенка проявляется потребность в позитивной оценке. Если потребность в позитивной оценке со стороны взрослых становится сильнее, чем потребность существовать в контакте со своим личным субъективным опытом, ребенок не пропустит часть переживаний в сознание и останется в состоянии неконгруэнтности. Здоровое психическое развитие Я-концепции происходит в атмосфере, в которой ребенок может испытать всю полноту субъективного опыта, может принять этот опыт и быть принятым родителями, даже если они не одобряют каких-то отдельных его действий.

Практический пример

Есть родители, которые говорят ребенку: "Мне нравится то, что ты делаешь", и есть родители, которые говорят: "Ты мне не нравишься". Говоря "Мне не нравится то, что ты делаешь", родители принимают ребенка, не одобряя конкретные его действия. Это резко отличается от ситуаций, когда родители прямо или косвенно сообщают ребенку, что у него и поведение плохое, и что сам он тоже плохой. В этом случае ребенок понимает, что признание определенных чувств не соотносится с представлением о себе как о любимом или вызывающим симпатию. И тогда он отрицает или искажает эти чувства.

Важнейшее научное открытие гуманистических теорий детского развития заключается в том, что они определили необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих позитивные личностные изменения ребенка. Это – безоценочное позитивное принятие ребенка, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в процессе взаимодействия с ним. Гуманистическая педагогическая практика осознанно отказывается от целенаправленных воздействий, в ходе которых возможно манипулирование людьми, затрудняющее их самоактуализацию. Нельзя развивать ребенка извне, нельзя сформировать у него гуманистические убеждения. Лишь изнутри можно создать условия, в которых ребенок сам придет к этим убеждениям, сам выберет их. Практика гуманистического воспитания строится на основе создания условий, стимулирующих свободное развитие детей, т.е. развитие, осуществляющееся в соответствии с их собственными целями и стремлениями. Основные положения гуманистической психологии дали толчок исследованиям позитивных достижений личностного опыта, помогли описать механизмы творческого развития и саморазвития, самовоспитания детей и взрослых. В современной психолого-педагогической практике, практике психоконсультирования используются многие выявленные гуманистической психологией закономерности: потребность в любви как движущей силе психического развития, безусловное принятие как основа оказания психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию партнера по общению, позитивное внимание к ребенку как одно из главнейших условий психолого-педагогического взаимодействия.