Ценные указания: как правильно общаться с инвалидом-колясочником – и не облажаться. Как общаться с инвалидом: четыре простых правила


Как правильно обращаться к колясочнику: «поедем» или «пойдем»? Всегда ли нужно ему помогать? Самый известный белорусский -колясочник Саша Авдевич рассказал, что его бесит в отношении людей.

Всегда ли колясочнику нужна помощь?

Часто люди спешат на помощь, прежде чем я сам попытаюсь помочь себе. Иногда это накаляет. Помощь нужна не всегда. К примеру, уронив что-то, я в состоянии поднять это сам.

Бывают неприятные ситуации в магазинах одежды. Чтобы мне померить штаны, понадобится время. Я заезжаю в примерочную, нахожусь там минут 10. Продавец начинает волноваться, мало ли, стало плохо, открывает шторку, спеша на помощь, а я в это время в ненадлежащем виде.

Без сопровождающего никак?

Люди почему-то думают, что инвалид-колясочник ни в коем случае не должен где-то находиться без «хелпера». Возмущаются, как это я вышел на улицу один. Но в этом нет ничего сверхъестественного.

Коляску катить можно?

Если немного сильнее надавить на спинку коляски, я могу потерять баланс и упасть. Поэтому нельзя без спроса начать катить коляску. И желательно вообще ее не трогать.

Очень стремно, когда без предупреждения человек начинает катить тебя. Тем более, тот, кто не знает обо всех нюансах, может не рассчитать силы, и коляска перевернется.

Многие, когда разговаривают со мной, ставят ногу на коляску, кто-то еще умудрится опереться. Нет, так нельзя. «Неприкасаемой» должна быть и спина.

Когда колясочнику действительно нужна помощь?

Если я не буду активничать на остановке, то автобус приедет и через секунду уедет. Да, у них бывает загружен трафик. Но на тот случай, когда в автобус нужно попасть колясочнику, на мой взгляд, время найти можно.

Таксисты часто отказываются подвозить. Мол, почему вы не сказали, что вы колясочник, у меня спина болит, и я не буду грузить коляску. И вообще, у вас колеса на коляске грязные, а у меня седан.

Дверь может легко меня снести. Когда люди не придерживают ее для меня, то очень сложно справиться самому.

Так же и с лифтом. Люди иногда не думают о том, что колясочнику нужно выехать, только немного расступаются. А потом возмущаются, что я проехался им по ногам.

Если вы приглашаете куда-то инвалида-колясочника, то нужно предусмотреть для него место. Иногда прихожу в кафе на встречу, вокруг столика стоят стулья, и я никак не могу на коляске добраться до стола. Еще больше сложностей возникает в местах, где стулья прикручены к полу.

Смотреть сверху вниз можно?

Очень неудобно, когда человек стоит рядом с тобой и приходится смотреть на него снизу. Если с кем-то идешь, надо говорить на тон выше.

Хорошо, когда человек во время разговора присядет, чтобы быть на одном уровне.

Проезжайте или проходите?

Кто-то говорит «проезжайте», кто-то «проходите». Как по мне, можно и то, и другое. Кого-то это цепляет, и кому-то принципиально, чтобы ему говорили «проезжайте». Из этических соображений, на мой взгляд, нужно говорить «проходите».

Можно ли спрашивать инвалида о его травме?

Это все очень индивидуально: для кого-то это очень больная тема, кто-то относится ко всему с самоиронией. Я вопросы о травме воспринимаю нормально.

Неловкие моменты

Часто барные стойки в заведениях достаточно высокие. И мне, чтобы обратить на себя внимание, нужно махать руками, подавать какие-то сигналы. Такая же проблема и в очередях.

Сейчас все стараются создавать условия для колясочников. Но иногда встречаются такие абсурдные вещи! К примеру, поручень для инвалидов в туалете, на который потрачены немалые деньги, но на коляске заехать в этот туалет невозможно – узкий проход. Зеркала часто висят очень высоко – это тоже проблема. Даже селфи сделать невозможно, но здесь неплохо получилось.

В магазине бывают настолько узкие проходы, что можно снести все товары.

В самолете часто случаются неприятные моменты. Например, меня отвозят на специальной коляске на мое место – к примеру, у прохода. Заходят люди, которые сидят у окна, и мне нужно как-то пропустить их на свои места.

То же самое в кинотеатре. Люди возмущаются, чтобы я их пропустил, а я не могу этого сделать. Кто-то сразу признается в том, что он колясочник, а я, может быть, не хочу об этом кричать.

БЕСЕДА «ИНВАЛИДЫ – ЭТО ТЕ ЖЕ ЛЮДИ, ТОЛЬКО САМЫЕ,САМЫЕ, САМЫЕ…»

Тема:

Цель: познакомить учащихся с понятием – инвалид; воспитывать чувство уважения к людям с ограниченными возможностями; рассмотреть правила этикета при общении с людьми-инвалидами;

рассказать о паралимпийских играх;

уточнить представления детей о зимних видах спорта

ХОД БЕСЕДЫ

(На доске записаны цитаты об инвалидах)

«Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Учитель: Инвалидность – одна из форм социального неравенства. Она – социальное, а не медицинское понятие.

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания…Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Инвалидная коляска, палки костыли.
Рук усталые запястья жизнь в толканье обрели.
Наша главная атака - не величие обид.
Улыбаться, а не плакать будем брат мой, инвалид !

Беседа учителя с учениками об инвалидах.

Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...
Слово «инвалид» вызывает различные чувства. Выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов. «Жертвы» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. «Герой», который, «несмотря на что-то», «преодолел» и ведет «нормальную» жизнь – тоже очень распространенный образ. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, нужно избегать обобщений и предположений. Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих инвалидов.

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с его инвалидностью. Когда не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и скованно. Если вы видите инвалида на улице – это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что вы изначально не видите в нем равного себе – оскорбительно.

Существуют определённые правила общения с людьми с ограниченным возможностями в здоровье. Какие же выражения можно использовать при общении с людьми инвалидами и какие недопустимы?

Работа по таблице « Правила корректного языка»

Используйте

Избегайте

Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными функциями

Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный (никогда!)

Не инвалид
обычный, типичный человек

Нормальный, здоровый

Человек, использующий инвалидную коляску

Прикованный к инвалидной коляске

Врожденная инвалидность

Врожденный дефект, несчастье

Имеет ДЦП (или другое)

Страдает ДЦП

Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита, человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…

Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита

Умственно отсталый человек

Отсталый, умственно неполноценный

Ребенок с задержкой в развитии

Человек с задержкой в развитии

«тормоз» (никогда!), слабоумный

Человек с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид» (никогда!)

Человек с эпилепсией

Люди, подверженные припадкам

Люди, подверженные эпилептическим припадкам

Эпилептик, припадочный

Душевнобольные люди

Люди с душевным или эмоциональным расстройством

Сумасшедший, псих

Слепой человек

Плохо видящий человек

Человек, который плохо слышит

Глухой человек

Глухой (глухота – это культурное явление, в данном случае слово должно быть в кавычках)

Слепой, как крот (никогда), совершенно слепой,

глухонемой, глухой, как пень

Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте» Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Слова «глухой», «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость.

Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

«Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик», кроме всего прочего, вызывают страх, связаны с непредсказуемостью, опасностью. Это, в довершение всего, обобщения, которых воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.

Выражения «человек с ограниченными возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» - вызывают вполне нейтральные ассоциации.

9 общих правил этикета

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.

6. Опереться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опереться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может это делать, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно; постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

28 июля 1948 в Сток-Мэндевилле состоялись первые спортивные соревнования среди инвалидов, в которых участвовало 16 чел. (2 женщины и 14 мужчин) - бывших военнослужащих. Через три года в этих играх приняла участие команда инвалидов из Нидерландов. В 1957 на соревнования приехали спортсмены из 24 стран. Это были ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.

1 ученик

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – это всемирные соревнования спортсменов-инвалидов. Инициатором проведения подобных соревнований и основателем мирового паралимпийского движения выступил немецкий врач Людвиг Гутман, переехавший в 30-е гг. XXвека из нацистской Германии в Великобританию. Во время второй мировой войны в Английском национальном реабилитационном центре в Сток-Мэндевилле Гутман первым ввел спортивную программу в комплексное лечение пациентов с заболеваниями или травмами спинного мозга.

2 ученик

На этих соревнованиях спортсмены соперничали в легкой атлетике, плавании, стрельбе из лука, баскетболе на колясках, фехтовании, бильярде, настольном теннисе. В 1964 Олимпийские игры инвалидов прошли в Токио. И в том же, 1964 году Сток-Мэндевилльским комитетом было предложено новое название этих соревнований - Паралимпийские игры.

Учитель

Если в первых играх участвовали только спортсмены-инвалиды с травмами и заболеваниями спинного мозга, то затем в П. и. стали выступать инвалиды с нарушениями зрения, с ампутированными конечностями, с последствиями детского церебрального паралича, с поражением интеллекта.

С 1976 официально проходят зимние П. и. С 1992 зимние Паралимпиады проводятся на тех же стадионах и спортсооружениях, что и зимние Игры здоровых спортсменов.

Спортсмены-инвалиды из СССР впервые выступили на П. и. в 1988 в Сеуле.

Одним из важнейших событий в развитии спорта инвалидов стала первая Генеральная ассамблея международных спортивных организаций инвалидов, учредившая 21 сентября 1989 в Дюссельдорфе (ФРГ) Международный паралимпийский комитет. Его главные задачи - организация и проведение Паралимпийских и других всемирных игр инвалидов, сотрудничество с МОК, содействие развитию спорта инвалидов без дискриминации.

Просмотр кадров из презентации

Паралимпиада

Участие в паралимпиаде

Виды спорта

Одним из ключевых элементов Олимпийских и Паралимпийских игр является то наследие, которое они оставляют для города и страны, где они проходят, а также всего Олимпийского и Паралимпийского движения. Объединяя страны и континенты, Игры способствуют распространению олимпийских и паралимпийских ценностей в мире.

Как вести себя, если рядом человек на коляске

1. Не нужно специально стараться не обидеть

Если специально стараешься, то получается фальшиво, и это еще хуже. Не нужно думать, что человек на коляске не может за себя постоять — да, физически он, скорее всего, дать отпор не сможет (хотя тут тоже есть варианты), но ответить словом очень даже может. Если у нас человек на коляске уже появился в обществе, то у него за плечами столько разных уже прошедших обид, что ничего нового, скорее всего, не услышит. Поэтому просто воспринимайте колясочника как обычного человека, который, скажем, сидит на скамейке.

2. Не все колясочники одинаковые

Прежде всего, человек на коляске — это личность. Со своими взглядами, вкусами, планами. Не нужно думать, что одному колясочнику совершенно точно будет интересно с другим просто потому, что они оба не могут встать. Это как считать, что все люди с одним размером ноги должны идеально друг другу подходить. Да, у них на одну тему больше, но иногда кроме нее больше ничего общего нет. Очень раздражает, когда говорят: «О, я знаю Олю, она тоже на коляске, вы подружитесь » или «О, вот Дима на коляске — может, вам бы повстречаться? ». Не нужно думать, что люди на коляске могут работать только в компаниях, которые специально оставляют места под таких работников, или жениться-выходить замуж за людей, у которых также проблемы со здоровьем. Это совершенно не так.

3. Не нужно предлагать лечение

Как правило, все люди на колясках знают о своей болезни больше, чем вы, и о лечении тоже. И, скорее всего, попробовали его. Если у кого-то проблемы с мышцами (генетические), не нужно говорить ему — а ты походи в спортзал или поешь белка. О лечении лучше на первых порах вообще не говорить. И не нужно утверждать, что человек скоро поправиться — это же неправда.

4. Не бойтесь спросить, что случилось

И не нужно извиняться. Это совершенно нормальный вопрос, узнать, почему человек на коляске — было бы странно, если бы вы не спросили. Понятно, что это не должен быть первый вопрос, но бояться его тоже не стоит. Если интересно — спросите, человек вам расскажет ровно столько, сколько нужно.

5. Люди на колясках — не святые

И не стоит думать, что их родные святые. И что все колясочники — добрые, вежливые, умные и тактичные. Нет. Они — обычные люди со всеми вытекающими. Поэтому не нужно относиться с придыханием — нужно относиться нормально. Если вы не согласны с тем, что говорит человек на коляске — скажите это. Если вам не нравится то, что делает человек на коляске — скажите это. Но прежде представьте себя на его месте и подумайте — поступали бы вы так же? Эти размышления займут пару секунд.

6. Не нужно думать, что людям на колясках хватит минимума

Большая часть колясочников — как минимум тех, которых вы видите на улицах — сумели найти себя в жизни. У них есть образование, работа, семья. Они могут за себя платить. Не нужно совать им деньги, предлагать старую одежду и т.д. Не нужно говорить что-то вроде: «Ну вы сядьте на проходе, и так нормально » или «А у нас есть и эконом-предложения» или«Да что вам там особо нужно ».

7. Не стесняйтесь слов «проходите» или «пойдем»

Как правило, большая часть колясочников ходила до того, как попасть в коляску. И эти слова просто ассоциируются с движением, а не именно с хождением. Если вы скажите просто «пойдем » или «иди сюда » это намного лучше, чем «пойдем… ой… ты же не можешь ходить… поедем… ну в общем ». Не надо акцентировать на этом внимание.

8. Спросить лучше, чем промолчать

Если вам кажется, что колясочнику нужна помощь и вы готовы помочь, но не знаете, как — спросите. Делать вид, что вы не заметили или стоять, смотреть и молчать — это нелепо. Все понимают, что вы не обязаны знать все и про всех, и если вы спросите, как лучше помочь, — это вполне нормально. Скажите, что вы не умеете, что никогда до этого не оказывались в таких ситуациях, тут ничего такого нет.

9. Не нужно говорить в третьем лице

Например, если девушка на коляске с сопровождающим, как-то странно спрашивать у сопровождающего: «А она может? А ей будет удобно? ». Спросите у девушке на коляске. Конечно, разные бывают случаи, но как правило колясочник может говорить сам за себя.

10. Человек на коляске не обязательно в вечной депрессии

И не нужно думать, что ему все время нужно чье-то общество, чтобы не чувствовать себя одиноким. Нет — как правило, у него столько же забот, как и у всех остальных. Есть разные люди — интроверты, экстраверты, коляска на это не влияет. Не всем обязательно нужно общение в огромных количествах. Не только вы должны идти навстречу — человек на коляске тоже должен этого хотеть.

11. Не нужно думать, что все улучшения для колясочников — это только для колясочников

Будет здорово, если вы поможете человеку на коляске съехать, поможете добиться строительства пандуса, удобных туалетов, хорошего транспорта, лифтов. Это однозначно поможет людям, которые не могут ходить, чувствовать себя лучше. Но не только им будет лучше — вам тоже. Мамочкам с детскими колясками, пожилым людям, молодым, которые сломали ногу или просто очень устали. Я на улицах редко вижу желающих скакать по бордюрам, если есть спуск — спуск удобнее. Не нужно делать для людей на колясках — делайте для себя и как для себя. И все будет хорошо:)

12. Не стесняйтесь человека на коляске

В компаниях, в семье, на улице, в магазине — ведите себя так, как ведете всегда. Не нужно начинать быть другим. Просто всегда и везде оставайтесь вежливыми, тактичными, аккуратными, внимательными. Ко всем.

Правила этикета при общении с инвалидами.

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность .

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

– избегать конфликтных ситуаций;

– внимательно слушать инвалида и слышать его;

– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;

– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений ;

– цивилизовано противостоять манипулированию.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами , которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1.Обращение к человеку : когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5.Адекватность и вежливость : обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость : когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь , если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

· Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

· Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

· Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

· Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

· Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

· Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

· Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

· Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

· Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

· Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

· Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

· Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т. п.

· Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

· Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

· Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

· Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

· Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

· Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

· Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

· Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

· Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

· Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

· Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

· При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:

· Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

· Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

· Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

· Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

· Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

· Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

· Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

· Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

· Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

· Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

· Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

· Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

· Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

· Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:

· Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

· Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

· Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

· Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

· Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

· Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

· Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

· Обращайтесь непосредственно к человеку.

· Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т. д.

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

· Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

· Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

· Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

· Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

· Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

· Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:

· Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

· Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

· Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

· Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

· Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

· Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

· Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

· Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

· Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

"10 общих правил этикета" составлены Карен Мейер

Татьяна Прудинник. Как правильно вести себя с инвалидом, http://www. /article/56700 .

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называетсякоммуникативная эффективность .

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

– избегать конфликтных ситуаций;

– внимательно слушать инвалида и слышать его;

– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;

– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;

– цивилизовано противостоять манипулированию.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами , которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:

1.Обращение к человеку : когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.

3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.



5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость : когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.

8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь , если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными.

Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:

· Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

· Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

· Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

· Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

· Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.

· Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

· Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

· Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.

· Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

· Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими:

· Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

· Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

· Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

· Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

· Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

· Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

· Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

· Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

· Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

· Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

· Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

· Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».

· Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

· При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:

· Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

· Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

· Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

· Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

· Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

· Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

· Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

· Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

· Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

· Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

· Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

· Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

· Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

· Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:

· Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.

· Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.

· Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.

· Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

· Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

· Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

· Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

· Обращайтесь непосредственно к человеку.

· Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения - не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

· Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

· Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

· Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

· Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

· Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

· Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:

· Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

· Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

· Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

· Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

· Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

· Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

· Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

· Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

· Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.