Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении. Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения

Класс: 1 – 4 классы

Цель занятия :

Способствовать формированию толерантного отношения к людям- инвалидам и людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование . Цветик-семи цветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семи цветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

    терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

    справедливость

    совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

    сострадание

    уважение себя, мнений и поступков других людей

    сдержанность (отсутствие агрессии)

    прощение

    принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

    милосердие (учитывать настроение окружающих)

    уважение прав своих и другого человека

    великодушие

    примирение со сложившимися ситуациями

    отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

    негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

    отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке . Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?


2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?


Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ : очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ : слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ : электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО . «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», – сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» – «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры, на карточках, которые лежат на ваших партах:

Летние виды спорта :

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта :

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия .

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Приложение

Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным – значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам- членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Семь основных принципов толерантности:

    Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

    Уважение различий.

    Понимание индивидуальной неповторимости.

    Взаимодополняемость как основная черта различий.

    Взаимозависимость как основа совместных действий.

    Культура мира.

Сохранение памяти .

Ирина Дрозденко, председатель правления фонда «Место под солнцем», супруга губернатора Ленобласти Александра Дрозденко

Очень не люблю слово толерантность, часто употребляемое политиками. Толерантность по отношению к инвалидам — абсолютно недопустимое слово. Толерантность — это терпимость. Но это обычные люди, их не нужно терпеть. Не думаю, что общество не хотело принимать инвалидов, как равноправных членов общества. Оно просто не могло, не знало как, посредством какого инструмента. У нас это вообще не было предложено. Так как, по сути, наш сегодняшний социум напоминает джунгли и борьбу за выживание, то конечно инвалиды в этой борьбе, открытой конкуренции, проигрывали.

Когда говорят «люди с ограниченными возможностями», я всегда добавляю «здоровья», потому что возможности разума, творчества, интеллекта не ограничены. У нас в рамках деятельности фонда существует шесть программ. Они разноплановые, но все призваны к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из программ — благотворительная программа по поддержке труда и занятости, состоящая из двух проектов — «Свои люди» для обучения ребят на специальность пул-оператора и интернет-продавца, а также один из самых актуальных, вызревших в России — Ленинградский областной мультицентр социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов «Место под солнцем». Это будет госучреждение, на базе которого выпускники коррекционных школ и инвалиды, которые не могут по каким-то причинам работать по полученным специальностям, смогут обучиться и переобучиться. Продуман элемент социализации, обустроено общежитие на втором этаже со всеми элементами, свойственными нашей обыденной жизни, чтобы они были адаптированы полностью.

Обычное училище, где могут учиться инвалиды, не «сдает» человека «под ключ» работодателю. Когда любой паренек закончит специальное образовательное учреждение, он получит только диплом гособразца. В нашем же случае мы трудоустраиваем на предприятие, осуществляя гарантированное посттрудовое сопровождение. Программа мультицентра продумана таким образом, что в ней участвуют все комитеты Ленобласти и государственные подразделения, включая фонд социального страхования и социалку на местах. Эта такая сеть «зонтиков» разных масштабов, которые на разных этапах жизни сопровождает инвалида. Задача команды центра заключается в том, чтобы за короткий срок (7-8 месяцев) курсовых слушаний ребята могли быть максимально эффективно подготовлены, чтобы быть конкурентоспособными на открытом рынке труда. Но подготовка к трудовой деятельности — это лишь одна сторона вопроса. Не все ребята в ходе подготовки и обучению смогут по факту быть трудоустроены, может не все вынесут нагрузку физическую, не все найдут себя, не у всех будет получаться. Но в любом случае, сама по себе социализация даст возможность внутреннего развития, толчка, эволюционного роста. Обучение полезным новым навыкам сможет обеспечить их занятость, будь то хобби или кружок «Умелые руки», да и просто позволит быть активным участником общественной жизни.

У меня случилось в жизни тяжелое испытание, которое заставило пересмотреть очень многие вещи. Произошел эволюционный скачок в личном развитии, в духовности. Поняла, что пора отдавать обществу алаверды, позитивную энергию, которую оно потратило на мое воспитание, становление меня как личности, в том числе и моего супруга.

Я очень верю в то, что с участием в таких проектах, нацеленных на адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их жизнь изменится в лучшую сторону. Просто потому, что они домой вернутся уже героями, с внутренней уверенностью, что они кому-то нужны. Я не жалею этих людей, а уважаю их. Как мне кажется, и менталитет ребят меняется. В сторону ощущения уверенности в собственных силах, внутреннего потенциала. Смотрю на них, вспоминаю, какими неуверенными они были на первом собеседовании, когда им только предложили эту программу. Им казалось, что это невозможно, и, наверное, они уже свыклись с мыслью о том, что инвалид — это профессия. И вот, когда сейчас разговаривали с Олегом (у него приобретенная инвалидность вследствие аварии), он сказал, как в первое время от избытка информации болела голова. 12 лет после травмы просидел в коляске и нагружал только мышцы, а тут пришлось нагружать голову. Элементарно не мог уснуть. Но теперь он прошел через это. Это как маяк, вдохновение.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОВЗ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Понятие толерантность. Историческая справка.

Толерантность. Что это такое?-

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, - я сказала, - это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность - это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность - это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе, нет нужды

Опасаться, что тебя обидят,

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Алена КАЛИНИНА,
гимназия №41, 8 «А» класс,
Санкт-Петербург

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, с уважением к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

В России понятие «толерантность» стало употребляться в печати с середины XIX века, но в 1930 годах XX века оно исчезло из лексики, пока опять не появилось в начале 90-х годов.

16 ноября отмечается Международный день толерантности , который был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, утвержденной в 1995 году. Декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация также рассматривает угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, предлагает методы и программы в борьбе с нетерпимостью.

В социологии толерантность делят на несколько видов:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

2. Отношение к детям – инвалидам в разные исторические периоды развития общества.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям-инвалидам. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно оттого, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.

О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Но, в тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов

гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

В Древнем Египте впервые упоминаетс документ (папирус Ebers), который включает в себя перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Важно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов: жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу; привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов.

Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.

Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями - от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом.

Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени.

И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная - от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.

К сожалению, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности , т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из вышеперечисленных проблем способно решить инклюзивное образование.

Это потенциально очень перспективная форма социализации детей с особенностями в развитии.

3. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, сверстников, родителей толерантности.

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи:

  • изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
  • формирование основ эмпатийного («эмпатия» (от греч εμπάθεια - сопереживание) - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием) поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
  • нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
  • повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Я затронула эту тему, потому что сама являюсь специалистом, работающим с детским коллективом, в состав которого входят дети с ОВЗ.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Задержка психического развития (ЗПР ) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.

У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
  • родители (законные представители);
  • воспитанники, обучающиеся.

4. Из личного опыта.

Воспитание толерантности у обучающихся начальной школы – это тяжелый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Самое главное, на мой взгляд, педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для воспитанников убедителен.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в классном коллективе я поставила перед собой цель:

сформировать и укрепить в классном коллективе универсальную толерантную среду.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Создать максимально благоприятные организационные условия в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе «особых детей».

2. Достичь максимальной адаптации детей к условиям обучения.

3. Обучить толерантному поведению в классном коллективе и конструктивным способам выхода из конфликта.

4. Обеспечить участие всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.

5. Создать ситуацию успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.

6. Установить взаимодействие с семьей «особого» ребенка с целью заботы о его максимальном развитии.

7. Систематически проводить педагогическое наблюдение, диагностику воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

5. Основные формы воспитательной работы по формированию толерантности.

Для реализации задач по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
- познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
- сочинения, защита исследовательских работ,
- конкурсы рисунков, стихов,
- социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

Тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
- моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.

Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Примерная тематика «Уроков доброты»: «Пойми меня», «Мы учимся чувствовать друг друга», «Мы в этом мире», «Я выбираю дружбу», «Учимся толерантности», «Планета Толерантность».

6. Выводы.

Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с « особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы!


Инвалид... Для многих людей это слово ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но мы есть, мы существуем, и мы просто хотим жить. Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.

К сожалению, здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать нас, никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны наша боль, наши страдания, наши бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.

Количество болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили нас.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректное применение правильной терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Как и социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

Инвалидность является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное , а не медицинское понятие.

«Толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественным условиями). И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).

Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово... «инвалид»!

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Воспитанные люди боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.

Общаться с инвалидами, по моему мнению, нужно так же, как общаются с остальными людьми. Вести себя при этом с нами желательно так же, как обычно. Во всяком случае, так говорят сами инвалиды. И смотреть на нас на улице нужно так же, как смотрят на всех остальных. Человек в коляске не хуже и не лучше. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду, как к ущербной личности. Зачастую это необыкновенные умники и умницы, с образованием, умеющие хорошо работать. Они получают хорошую зарплату за свой труд. А некоторые из них дадут фору в воспитании, образовании, интеллекте многим здоровым людям.

В конце концов, если разобраться, очень часто «превосходство» здорового человека оказывается довольно сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходит и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

Из своих наблюдений, прочитанного и увиденного я могла бы сформулировать несколько советов, Которые помогли бы общению с такими людьми, как мы.

Если Вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтоб Ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Так советуют психологи.

Например, в начале разговора Вы можете присесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Если Вы разговариваете с плохо слышащим, то старайтесь при этом встать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему Ваши слова. Когда Вы общаетесь с плохо видящими, в самом начале разговора сообщите ему обо всех присутствующих возле Вас людях, добавляя, кто из них где находится. Если же Вам нужно выйти куда-то или сесть в другой части комнаты, обязательно скажите Вашему собеседнику об этом.

С умственно отсталыми людьми нужно общаться на доступном им языке. И уж точно не стоит их боятся. Умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые. Если уж говорить откровенно, то это скорее им стоит боятся нас.

Обучение детей-инвалидов в классах с обычными детьми, т.е. инклюзивное обучение, тоже не всегда может быть уместно. В определенном возрасте дети прямолинейны и жестоки и могут превратить жизнь инвалида в настоящее испытание. В младших классах могут обидеть инвалида из-за недопонимания ситуации, т.е. непроизвольно. В старших классах обидеть могут только невоспитанные, грубые ребята, которые вообще негативно относятся к жизни. В средних классах наблюдается пик агрессивного отношения к таким ребятам, как я.

А сейчас хочется отметить, что, несмотря на мою страшную болезнь – ДЦП, отношение ко мне в группе, в училище теплое и доброжелательное. Хотя я не могу быстро передвигаться, но в остальном я принимаю активное участие в жизни коллектива. Вместе с моими подругами по группе мы придумываем сценарии для праздников, рисуем стенгазеты, на которые часто помещают написанные мной стихи.

На занятиях я чувствую себя комфортно и уверенно. Выбранная мной профессия позволяет мне полностью раскрыть свои возможности. Мое состояние не мешает мне хорошо и быстро делать расчеты, составлять сметы доходов и расходов, анализировать полученные результаты, составлять бухгалтерский баланс, принимать нужные решения и делать многое другое. Ведь не зря говорят, что если Бог отнял у человека одну способность, то он обязательно вознаградил его в чем-то другом. Я думаю, что я правильно выбрала профессию, и в дальнейшем я собираюсь продолжить свое образование по выбранному профилю.

Мои преподаватели – тактичные и доброжелательные люди. Я ощущаю, что они относятся ко мне с пониманием и теплотой. Я благодарна им за те знания, которые получила от них, за их внимание к моим проблемам. Благодаря своему мастеру производственного обучения я поняла, что выбранная мной профессия может дать мне уверенность в завтрашнем дне.

Но не всегда такие люди как я востребованы в профессии и в жизни. Основная беда общества состоит в том, что оно либо махнуло на данную категорию людей рукой, уверяя себя, что эти люди ни на что не способны, либо не впускает их в свое «здоровое общество». Кто-то из людей с ограниченными возможностями мог бы работать в церкви, кто-то – сапожником, кто-то – оператором ПК, кто-то – бухгалтером-учетчиком. Всегда можно найти себе занятие, если окружающие тебя люди относятся к тебе с пониманием. К тому же часто бывает, что инвалиды работают намного лучше своих здоровых коллег. Единственное, что может отпугнуть работодателя, это то, что инвалиды чаще болеют, но, с другой стороны, им не требуется постоянных перерывов на тот же самый перекур.

Я считаю, что общество нужно перевоспитывать в вопросе отношения к инвалидам. Оно должно осознать, что это люди, стремящиеся быть такими как все, и к ним надо относиться с должным пониманием. Это понимание придет, если каждый член общества начнет с самого себя. Есть люди, которые считают некоторых из нас неполноценным. Тот, кто думает так, совершает большую ошибку, но этому есть объяснение. В свое время общество выдумало термин «инвалид». Но, надо понимать, что, в отличие от обычных людей, это особенные люди. У природы нет ошибок. Видимо, мы созданы природой для того, чтобы растопить лёд людских сердец. Но проблема «инвалидов» все-таки существует и на нее нельзя просто так закрыть глаза. Ее надо решать и, по моему мнению, начинать надо с культуры общения между людьми вообще и с инвалидами в частности.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии в общении с людьми с ограниченными возможностями, и, таким образом, создать толерантное отношение к нам в обществе.

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам

Тип работы: Реферат Предмет: Педагогика

Выдержка из работы

УДК 37.013 ББК 60.5

Коростелева Наталья Александровна соискатель кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Korostelyeva Natalya Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of General and professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To

Physically Handicapped People

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Ключевые слова: толерантность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, инвалидность.

Key words: tolerance, medical model of disability, social model of disability, disability.

На сегодняшний день повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями новой социальной практики в мировом сообществе, которая как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирует различные по своему характеру проявления интолерантности. Учеными изучались разные аспекты феномена толерантности. Ряд работ посвящен психологопедагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н.

А. Асташова, С. Л. Братченко, О. А. Грива, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Т. С. Таюрская, В. Тишков и др.). Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово «терпимость» ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения .

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

М.И. Иникеев рассматривает толерантность с одной стороны как способность переносить трудности, пониженную чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности, с другой стороны как терпимость к позиции оппонента. В работах А. Б. Орлова и А. З. Шапиро отмечается, что толерантность- это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений .

Д. А. Леонтьевым толерантность понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия сними . Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как феномен общественного сознания. Г. У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Расширяя границы данного концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У. Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей .

Из вышеперечисленных сфер, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. В пер-

вую очередь это связано с тем, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием. Во- вторых, по оценкам ООН (2010), количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей — инвалидов.

В исследованиях Л. М. Шипицыной (2002) подтверждается тот факт, что инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях. Результаты многолетних исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к самому себе. При социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах . Невежество, предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах инвалидов .

Среди основных причин неприятием общества нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Л. С. Выготский подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду — это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым — значит иметь возможность жить как все- это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью .

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей" .

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности:

1) медицинская модель инвалидности (традиционный подход) —

2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности (традиционный подход, до сих пор представленный в общественном сознании) определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т. д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Справедливости ради нужно заметить, что при таком подходе инвалидам оказывается комплексная помощь (медико-социально-педагогический патронаж). Однако такая модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от нормального общества, усугубляет его неравный социальный статус . Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое выражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества.

Таким образом, акцент в медицинском подходе к инвалидности делается на зависимость, а сам подход — на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении .

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом. Это значительный сдвиг. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья . Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе — «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и боль-ные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS — Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность — это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества . Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен Ди Джонг (Gerben DeJong), а также другими учеными. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую . При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие .

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный Вестник ЧГПУ 82 012 88

контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность .

Гуманизация высшей школы выразилась и в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности .

Таким образом, медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход от медицинской модели инвалидности к социальной обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т. п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Политико-правовая модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов как социально уязвимой группы. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов. В целом представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, должны отказаться от собственных стереотипов по отношению к инвалидам. Социальная модель инвалидности, на наш взгляд, может в полной мере способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Библиографический список

1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер // АвтоВестник ЧГПУ82 012 90

реферат дисс. .доктора псих.наук. — Спб., 2007.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В6т. /Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.:Педагогика, 1983.-Т.5.Основы дефектологии. — 367с [ 15, www.сайт ].

3. Высшее образование: проблема доступностив регионе /Под общ. Ред.

В.Н.Козлова, Е.А.Мартыновой- Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2000. С.14−15.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www. rodnikzhi7ni.ru

5. Добровольская Т. А. , Шабалина Н. Б. , Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности //Социол.исслед. 1988.№ 4.С.79−83.

6. Зак Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// специальное образование. 2008. № 10. С.22−24.

7. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа.- Вестник ТГПУ. 2010. выпуск

12(102)С. 160−166.

8. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. пси-хол. 2009. № 5. С. 3−16.

9. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 143

10. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. — Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

11. Мартынова Е. А. , Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования № 2. 2006.- С.112−122.

12. Романов П. В. , Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. — 260 с.

13. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Век толерантности. № 6. и^: http://www.tolerance.ru

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. / Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. с. 4.

15. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер. с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115−126.

16. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. — М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46−48.

17. Ярская-СмирноваЕ.Р., П. В. Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). — С. 89−99.

1. Bardier, G.L. Social Psychology of Tolerance / G.L.Bardier // Synopsis of Diss. … Doctor of Psychology. — St. Petersburg, 2007.

2. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. UNO, on December 9th, 1975 // Electronic Journal, Spring Life. — Access Mode.: www. rodnikzhizni .ru

3. Dobrovolskaya, T.A., Shabalina, N.B., Demidov, N.A. Social Problems of Disability // Social Research. -1988. — № 4. — P.79−83.

4. Hall, J., T. Tinklin, T. Disabled Students and Higher Education / Trans. from Eng. / / Journal of Social Policy Studies. — V.2. — Number 1. — 2004. — P.115−126.

5. Higher Education: The Problem of Accessibility in the Regions / Ed. by V.N.Kozlova, E.A.Martynova. — Chelyabinsk: Chelyab. St. Un-ty, 2000. — P.14−15.

6. Kavun, L.V. Tolerance in the Structure of Higher School Students" Personality Traits: Results of Factor Analysis. — Herald of TSPU. — 2010. — V. 12 (102) — P. 160−166.

7. Kholostova, E., Dementieva, N. Social Rehabilitation. — M.: «Dashkov K» Publishing House, 2002. — P.46−48.

8. Leontiev, D.A. To Operationalization of the Tolerance Concept // Issues of Psychology. — 2009. — № 5. — P. 3−16.

9. Martynova, E. A The Social and Pedagogical Basis for Development and Functioning of Higher Education Accessibility For Physically Handicapped People. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2002.

10. Martynova, E. A, Romanenkova, D.F. Model of Education Center for Disabled People in Chelyabinsk State University on the Basis of Integrated Learning System // Problems of Education. — № 2. — 2006. — P.112−122.

11. Matskovsky, M.S. Tolerance As the Object of Sociological Study // Intercultural Dialogue: Research and Practice // Ed. by G.U.Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A.Lyutaya. — Moscow: Media Center of Moscow State University, 2004. — P. 143.

12. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. Disability Policy: Social Citizenship of Disabled People in Modern Russia. — Saratov: Publishing House «Science Book», 2006. — 260 p.

13. Soldatova, G.U. Practical Psychology of Tolerance, Or How To Make the Strings Sound the Best of the Human Soul // The Age of Tolerance. — № 6. — Access Mode: http://www.tolerance.ru

14. Soldatova, G.U. Tolerance: Psychological Stability and Moral Imperative // Workshop on Psychological Diagnostics and Research of Tolerance / Edited by G.U. Soldatova, L.A. Shaygerova. — Moscow: Moscow State University. University, 2003. — P.4.