Соцобеспечение инвалидов в рф. Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Люди с ограничением по здоровью в Российской Федерации получаются статус инвалида. Он дает право на определенные гарантии от государства, обусловленные невозможностью полноценно трудиться и обеспечивать себя и членов семейства.

Социальная помощь инвалидам в России предоставляется на федеральном и региональном уровнях. Часть преференций одинакова по всей стране. Эти льготы определены Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995.

Законодательство не запрещает региональным властям разрабатывать и внедрять на подведомственной территории дополнительные меры господдержки данной группы граждан.

Скачать для просмотра и печати:

Кто является инвалидом

На соцподдержку за бюджетные средства могут претендовать граждане с серьезными нарушениями функций организма. Их состояние фиксируется официально медико-социальной экспертизой - государственным органом, имеющим специальное разрешение на свою деятельность. Социальная поддержка инвалидов обусловлена двумя факторами:

  • степенью поражения организма, то есть группой инвалидности;
  • причинами утраты трудоспособности.
  1. Инвалидов делят на три группы, ориентируясь на возможности человека трудиться и себя обслуживать. Кроме того, выделяют инвалидов с детства. Это люди, получившие врожденные заболевания, увечья, травмы.
  2. Причины возникновения нарушений определяются факторами, повлиявшими на организм. Среди них выделяют:
    • общие заболевания;
    • травмы и увечья, полученные в ходе трудовой деятельности;
    • заболевания, возникшие под влиянием:
      • техногенных факторов;
      • взаимодействия с вредоносными факторами во время трудовой деятельности;
    • участие в боевых операциях.

Важно: статус инвалида необходимо подтверждать регулярно:

  • 2 и 3 группы - раз в год;
  • 1 группы - раз в два года;
  • инвалидам с детства - один раз.

Меры соцподдержки граждан с инвалидностью

Государственные преференции людям с ограничениями по здоровью разнятся. Зависят они не только от группы, но и от того, в каких условиях была утеряна трудоспособность.

Это означает, что группе граждан, пострадавших в результате аварии на ядерных объектах, могут быть установлены отдельные льготы, не распространяющиеся на других обладателей той же группы инвалидности.

Важно: кроме справки МСЭ, в которой официально указана группа, отдельные лица получают еще и льготное свидетельство, подтверждающее принадлежность к определенному слою льготников.

К примеру, инвалидам боевых действий государство предоставляет намного больше гарантий, чем инвалидам общего заболевания.

Социальная поддержка инвалидов 1 группы

К этой группе относят граждан с устойчивыми нарушениями функций организма . Им предоставляются такие виды помощи за счет бюджета:

  • зачисление вне конкурса в учебные заведения с государственной аккредитацией при условии успешной сдачи вступительных тестов;
  • обеспечение стипендией, размер которой в два раза превышает показатель для данного образовательного учреждения;
  • сокращение размера рабочей недели до 35 часов в случае трудоустройства;
  • работающим инвалидам администрация предприятия обязана предоставлять дополнительный неоплачиваемый отпуск до 60 суток по первому требованию;
  • бесплатное пользование любыми видами городского транспорта (кроме такси);
  • льготы на пользование транспортными линиями в пределах региона;
  • снижение платы за пользование коммунальными услугами;
  • освобождение от налогообложения недвижимого имущества инвалидов, а также наследуемой собственности.

Всем инвалидам положено пенсионное обеспечение. Его размер зависит от степени утраты трудоспособности (группы).

Кроме того, эти люди получают дополнительные выплаты за счет бюджета. Для инвалидов 1 группы они таковы:

  1. Пособие по инвалидности в 2017 году составляет 3357,23 руб.
  2. Ежемесячная денежная выплата 3538,52 руб.
  3. Размер социальной пенсии, назначаемой при отсутствии официального трудового стажа, варьируется в зависимости от наличия иждивенцев:
    • на самого инвалида 1 группы - 9919,73 руб.;
    • если есть один иждивенец - 10637,50 руб.;
    • два - 12157,13 руб.;
    • три и более - 13767,78 руб.
Важно: ЕДВ - это выплата, заменяющая набор социальных услуг от государства. Если гражданин решит воспользоваться ими в натуральном виде, то размер выплаты сократится.

Преференции инвалидам 2 группы

Данные граждане имеют право получить все те же льготы, что перечислены выше. Особых отличий в преференциях, предоставляемых на месте службы (при трудоустройстве), в сфере образования, компенсации расходов на транспорт, оплату коммунальных услуг нет. Однако большая часть граждан с инвалидностью 2 группы является трудоспособными. Это влияет на размер пенсионных и иных платежей. А именно:

  • доплата к пенсии составляет 2397,59 руб.;
  • ЕДВ - 2527,06 руб.
  • социальная пенсия (если нет стажа) - 4558,93 руб.;
  • при наличии иждивенцев:
    • одного - 6078,57 руб.;
    • двоих - 7598,21 руб.;
    • троих и более - 9117,85 руб.
Внимание: гражданам с поражением органов зрения и слуха положены отдельные виды помощи.

А именно услуги:

  • сурдопереводчика;
  • тифлопереводчика;
  • аудиокомментирование.

Меры поддержки инвалидов 3 группы

Данной группе граждан в целом предоставляются такие же преференции за некоторым исключением. А именно, они не имеют права:

Выплаты гражданам с 3-й группой инвалидности тоже ниже:

  • доплата к пенсии - 1919,3 руб.;
  • ЕДВ - 2022,24 руб.;
  • социальная пенсия 2279,47 руб.;
    • 3799,11 руб. - если есть один иждивенец;
    • 5318,75 руб. - два;
    • 6838,39 руб. - три и более.
Важно: работающим инвалидам 3 группы компенсируют 50% затрат на приобретение лекарственных средств, приобретаемых по рецептам докторов.

Господдержка детей-инвалидов

В законодательстве РФ закреплены преференции для граждан с 0 лет, имеющих ограничения по здоровью. Они выражаются в следующем:

  1. Выплаты родителям детей-инвалидов, которые не в состоянии получать образование в обычных школах (садах). Данные деньги следует направлять на организацию индивидуального обучения.
  2. Компенсацию затрат на поездку к месту оздоровления раз в год ребенку с ограничениями и сопровождающему лицу.
  3. Услуги государственных больниц для лечения и реабилитации предоставляются бесплатно.
  4. Также родители не платят за лекарства, назначенные докторами этим детям, и средства технической реабилитации.

Дети-инвалиды получают в 2017 году ЕДВ в размере 2527,06 руб. Кроме того, их родителям оказывается поддержка из бюджета. В среднем ее размер составляет 13 тыс. руб.

Важно: опекуны детей с ограничениями по здоровью также имеют право на все выплаты и иные преференции, как биологические родители.

Социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида


Родители (опекуны) детей с ограниченными физическими возможностями тоже пользуются определенными преференциями от государства.

Законодательно закреплено несколько областей, в которых у этих людей есть льготы. А именно:

  1. На месте службы им по заявлению сокращают длительность рабочей недели, предоставляют дополнительное время отдыха без сохранения заработка.
  2. В области пенсионного обеспечения для них сокращен стаж обязательной выслуги на пять лет.
  3. Семейства, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жилищными субсидиями, если нуждаются в улучшении условий проживания.
  4. Бесплатная медицина для ребенка, в том числе:
    • обеспечение средствами реабилитации по показаниям доктора;
    • скидки на приобретение медикаментов.
  5. Преференции в налоговой сфере заключаются в освобождении от некоторых платежей, а также предоставлении права на налоговый вычет (3000 руб. на одного ребенка-инвалида).
Важно: родителям, не имеющим возможности трудоустроится из-за необходимости постоянного ухода за больным ребенком, выплачивается пособие.

Меры по организации реабилитации и абилитации

В законодательной базе Российской Федерации в 2016 году произошли изменения, разграничившие термины «реабилитация» и «абилитация». Первый означает усилия, направленные на восстановление функций пораженного организма. Второй - работа с детьми, имеющими физические ограничения, направленная на формирование у них начальных навыков.

Внимание: все граждане с инвалидностью могут получить помощь по реабилитации.

В нее входят такие виды мероприятий:

  1. Медицинские процедуры, протезирование, санаторно-курортное лечение.
  2. Оказание помощи в получении подходящей профессии, трудоустройстве.
  3. Правовая поддержка на бесплатной основе.
  4. Психологическая помощь с целью организации нормального входа граждан в социальную среду.
Важно: в рамках указанных мероприятий гражданам предоставляются специальные технические устройства, в том числе, автомобили. Кроме того, им предоставляется информационная поддержка.

Абилитационные программы сводятся к:

  • медицинской поддержке с целью восстановления функций организма;
  • организации педагогического сопровождения детей;
  • созданию условий для получения необходимых знаний родителями.
Важно: в рамках государственной программы по обеспечению доступным жильем граждан Российской Федерации регионы разрабатывают мероприятия по созданию жилых комплексов для инвалидов.

Посмотрите видео о социальной поддержке инвалидов

Мар 14, 2019 10:53 сайт

Новости

  • 25 февраля 2019
  • 04 декабря 2018
  • 31 августа 2018
  • 18 августа 2018
  • 16 августа 2018
  • 16 августа 2018
  • 30 июля 2018
  • 04 июля 2018
  • 04 июля 2018
  • 09 июня 2018
  • 25 мая 2018

Недееспособные граждане, которые испытывают определённые функциональные затруднения в виду своего физического состояния, имеют статус незащищённости в обществе. Их отклонения от общей нормы и недостаточное развитие, вызванное заболеванием, отделяет их от социума. Для снижения разобщённости между человеком с ограниченными возможностями и обычными людьми государство разработало систему, которая направлена на социальное обеспечение инвалидов. По данным Росстата в стране насчитывается около 12,3 миллионов граждан с закреплённым статусом инвалида.

Что такое социальное обеспечение инвалидов в РФ

Поскольку жизнедеятельность этих особенных людей не осуществима, по сравнению с остальными, задача государства предоставить помощь этим индивидуумам. Форма госпомощи, которая целенаправленно предназначена для выравнивания общественного положения всех граждан, определяется как социальное обеспечение. Предназначена эта помощь для определённых людей, которые при наступлении юридических оснований попадают в круг незащищённых лиц.

Чёткого определения понятия термина «соцобеспечение» законодательством не закреплено. Важны базовые признаки направления такого федерального сопровождения. Основным юридическим нормативом, который регулирует права личности на соцобеспечение, есть ФЗ «О соцзащите инвалидов РФ».

В разрезе оказания помощи инвалидам предусмотрено несколько групп соцобеспечения в рамках общественных отношений.

К ним относятся такие виды социального обеспечения:

  • Материальные возмещения, которые выражаются во всех видах пенсий, различных пособий и положенных по закону компенсационных сумм.
  • Медицинская и социальная помощь. В эту категорию входит медпомощь, предоставление лекарственных препаратов, курортное оздоровление, обслуживание недееспособных людей.

Госпомощь может носить имущественный характер или выражаться в виде психологической или юридической поддержки.

Социальное обеспечение по нормативным понятиям является одной из составляющих форм соцзащиты

В зависимости от источника финансирования соцвозмещений, существуют следующие виды правовых отношений:

  • за счёт бюджетных фондовых средств. Классифицируется как отношения по гособеспечению и государственному соцстрахованию;
  • получение обеспечения происходит из негосударственных средств.

Меры помощи неимущественного характера закрепляет постановление 240 о порядке обеспечения инвалидов. Законодательный акт реализовывается в системе ИПРА и носит заявительный характер. Согласно постановлению, в действующих рамках документа недееспособный человек имеет право обратиться в региональное отделение ФСС для получения необходимого ТСР.

Что нужно знать о соцвыплатах для недееспособных лиц

Граждане, которые в установленном законом порядке были признаны как нетрудоспособные имеют право на содержание по одному из видов пенсионных выплат:

  • Страхового оформления.
  • Государственная форма.
  • Социального характера.

Отдельные недееспособные лица, при наличии соответствующих показаний, имеют право на принятие денежных сумм в повышенном объёме каждый месяц. Инвалиду полагаются соцвыплаты, состоящие из нескольких частей. Одна компонента осуществляется ПФ РФ, другая – органами исполнительной власти регионального значения. При этом суммы, закреплённые за ПФ, фиксированные. Региональные компенсации разнятся в зависимости от наполнения бюджета субъектов. Эти суммы можно узнать только в местных отделениях соцзащиты.

Уход за недееспособным человеком подлежит денежной помощи со стороны государства. Здесь охватывается не только 1 группа, но и те, которым присмотр рекомендован по медицинским заключениям. Размер компенсации одинаковый по всем регионам РФ.


В районах с тяжёлыми климатическими условиями размер возмещений подлежит увеличению в соответствии с принятым коэффициентом

Понятие страховой пенсии по инвалидности

Реализация права возникновения страховой пенсии по инвалидности возможна при наличии определённых условий. К ним относятся:

  • Подтверждённая инвалидность всех категории вне зависимости от причины наступления и момента её возникновения.
  • Наличие страхового стажа любой продолжительности. При отсутствии такого стажа, решение о предоставлении страховых выплат принимается после подачи заявления недееспособным гражданином в органы соцобеспечения. Предоставляется такая помощь независимо от трудоустройства соискателя во время подачи заявления.

Для справки! Если инвалидность наступила вследствие совершения лицом наказуемого по уголовному праву действия или является последствием умышленного нанесения вреда здоровью человеком, то эти факторы не могут быть причиной для отказа в назначении страховой помощи.

Сумма страховой пенсии начисляется по фиксированной сетке, составленной в зависимости от таких факторов:

  • Назначенной МСЭК группы инвалидности.
  • Наличия у получателя лиц, находящихся на иждивении.
  • Существования трудового стажа в районах Крайнего Севера.

С 2016 года существует индексация страховых выплат. При этом индексация касается неработающих пенсионеров. Трудоустроенные лица получают выплаты в прежнем размере.

Отнесение к лицам, получающим страховые обеспечения, происходит по схеме указанной в таблице:

Примечание: * - о количестве накопленных пенсионных баллов можно узнать в территориальном ПФ.


После достижения возраста назначается соцпенсия без подачи заявления в ПФ

Пенсия по гособеспечению

Государственная пенсия назначается с первого дня месяца обращения в ПФ, но не ранее, чем заявитель получил право на её получение. Важным условием обеспечения служит наличие гражданства Российской Федерации. Устанавливаются выплаты в целях компенсирования заработка, который утрачен из-за прекращения трудовой деятельности или для предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

По законодательству такие выплаты назначаются:

  • Военнослужащим, получившим статус инвалидности после получения травмы или различного рода заболевания при прохождении службы.
  • Участникам ВОВ, статус которых закреплён в ФЗ «О ветеранах».
  • Лицам, получившим категорию вследствие ликвидации последствий на ЧАЭС.
  • Профессиональным космонавтам, получившим разного рода увечья или заболевания при подготовке или во время прохождения полёта.

Гособеспечение подлежит обязательной индексации в установленном размере и начисляется независимо от трудоустройства больного человека, в том числе представителям 3 группы инвалидности.

Социальная пенсия

Такой вид государственной поддержки направлен на материальную поддержку следующих граждан:

  • У которых отсутствует выслуга лет.
  • Детям с ограниченными возможностями, имеющими категорию по заключению МСЭК.

Соцпенсии индексируются ежегодно, с наступлением второго квартала года. Важным условием для соцсопровождения является проживание на территории РФ на постоянной основе.

Назначаются выплаты по заявлению граждан, которые имеют основания. Без заявления выделение денежных средств касается:

  • граждан из числа детей-инвалидов, не достигшим девятнадцатилетнего возраста, которые являлись получателями пенсии для несовершеннолетних больных;
  • пожилых лиц, достигших возраста получения пенсии по старости, которые раньше получали господдержку по инвалидности.

Предоставление набора соцуслуг

Инвалиды всех возрастных категорий, при наличии назначенной денежной выплаты, имеют право на получения дополнительно НСУ. Который включает в себя медицинскую помощь, санаторное оздоровление или транспортные льготы. Право на НСУ возникает с момента назначения денежной господдержки.

Государством предоставлена возможность реализовать НСУ в разных видах:

  • Получение услуг в натуральной форме.
  • Замена натуральных услуг денежными выплатами.

Также лицам с инвалидностью разрешено менять решение о получении НСУ один раз в год. Для получения услуг или замены их вида необходимо подать заявление в территориальный отдел, где предоставляется социальная защита. Выполнить это можно при личном посещении отделения ПФ или онлайн через официальный сайт организации. Также заявления такого рода принимаются в МФЦ населённого пункта проживания нетрудоспособного лица.

Все обеспечительные мероприятия разработаны на законодательном уровне и имеют гарантированное исполнение. Направлены эти меры для возможности преодоления ограничений жизненных функций у людей с особенными возможностями.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этом законе давалось юридическое определение термину "инвалид", вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе - и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.



Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы - , ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

31.03.2019

Законодательство РФ о социальной защите и поддержке инвалидов (2017)

«Конвенция о правах инвалидов» (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 )

«О государственной социальной помощи»: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

8) инвалиды;

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017)

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» : Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

1) инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

«Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

5. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

«О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год»: Федеральный закон от 19.12.2016 № 422-ФЗ

Установить, что в 2017 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а...

«О порядке и условиях признания лица инвалидом»: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (с изм. на 10.08.2016 )

Установлено, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства или месту пребывания. В главном бюро медико-социальная экспертиза проводится в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза проводится в случае обжалования решения главного бюро, а также по направлению главного бюро.

Правила предусматривают, что для признания гражданина инвалидом необходимо наличие одновременно трех условий – нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ограничения жизнедеятельности, а также необходимости в мерах социальной защиты.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1раз в год, а детей-инвалидов – 1раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

«Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации»: Постановление Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.07.2017 № 343-СФ

Несмотря на снижение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, отмечаются определенные позитивные результаты в ее развитии: улучшаются условия содержания осужденных лиц, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

«О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» : Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1201 (с изм. на 20.12.2016) (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов»)

Вместо Совета при Президенте РФ по делам инвалидов образована Комиссия.

Она является совещательным органом при Президенте РФ, обеспечивающим взаимодействие федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов.

Основные задачи и права, порядок работы Комиссии и Совета совпадают.

В Комиссию входят председатель, его заместитель, секретарь и члены, участвующие в ее работе на общественных началах.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» : от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)

4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок…

«О ветеранах» : Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с изм. на 30. 10.2017)

Федеральный закон определяет меры социальной защиты ветеранов и инвалидов войны в РФ, основы государственной политики в отношении ветеранов и инвалидов войны (Статья 14), устанавливает категории ветеранов.

Закон устанавливает меры социальной защиты ветеранов и инвалидов войны в жилищной сфере, сфере пенсионного обеспечения, медицинского и протезно-ортопедического обслуживания.

«О квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов»: Распоряжение администрации Озёрского городского округа Челябинской области от 17.04.2017 № 67

Установлена на 2017 год квота для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендации к труду, для администрации Озёрского городского округа в размере трех процентов от среднесписочной численности работников.

Рассматриваются вопросы развития инклюзивного образования в Российской Федерации в аспекте реализации норм Конвенции ООН о правах инвалидов. Раскрываются теоретические и практические проблемы развития инклюзии в образовании через призму отечественного и зарубежного опыта.

Анализируются особенности инклюзивного образования в России как преимущественно интегративного. Исследуется практика и выявляются недостатки нормативно-правовой регуляции инклюзии на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Рассматривается содержательное наполнение понятия «специальные условия обучения». Особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования в сфере профессионального образования и профессионального обучения.

Заборовская, Ю.М. К вопросу обеспечения социальных прав осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях / Ю.М. Заборовская // Социальное и пенсионное право. – 2017. – № 3. – С. 20-23.

В статье анализируются социальные права осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы с учетом изменений, внесенных в действующее уголовно-исполнительное законодательство, связанных с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов.

Игонина, Н.А. Защита прокурором прав инвалидов вне уголовно-правовой сферы / Н.А. Игонина // Адвокат. – 2017. – № 1. – С. 51-57.

Обозначены основные функции органов прокуратуры по защите прав инвалидов вне уголовно-правовой сферы. Дана характеристика инвалидам как объектам правозащиты.

Стриж, К.С. Расходы на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов / К.С. Стриж // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2017. – № 3.

Какие условия должны быть соблюдены организацией, чтобы она была вправе учесть указанные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль? Как правильно сформировать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов?

Организации, использующие труд инвалидов, имеют право учитывать в составе прочих расходов затраты на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Как восстановить утраченную справку МСЭ об установлении инвалидности? //

Как оформить инвалидность? // Азбука права. – 2017. – 17 ноября.

Как снять инвалидность? // Азбука права. – 2017. – 17 ноября.

Какая неденежная помощь полагается семьям с детьми-инвалидами? // Азбука права. – 2017. – 17 ноября.

Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права. – 2017. – 21 ноября.

Какие пособия полагаются родителям детей-инвалидов? // Азбука права. – 2017. – 21 ноября.

Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Азбука права. – 2017. – 17 ноября.

Материал подготовлен с использованием СПС «КонсультантПлюс».

Ответы на поставленные вопросы и статьи можно найти в СПС КонсультантПлюс в читальном зале Центральной городской библиотеки.

Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», установивший правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор - в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор - в образовательных организациях, Роструд - в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор - в сфере связи и информации.

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

Федеральный реестр инвалидов

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», также установлена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов. Оператором федерального реестра определен Пенсионный фонд России.

Для формирования федерального реестра разработана информационная система, которая предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету. В нем будет отражаться информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

Личный кабинет обеспечит получение государственных услуг инвалидами в электронной форме, направление отзыва об их качестве и, при необходимости, подачу жалобы. На первом этапе можно будет обратиться за пятью услугами:

  • обеспечение техническими средствами реабилитации;
  • предоставление путевок на санаторно-курортное лечение;
  • назначение страховых пенсий по инвалидности и установление ежемесячной денежной выплаты;
  • обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
  • содействие в поиске подходящей работы.

Система обеспечит создание единого информационного ресурса, который позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным органам власти и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями.

Например, данные федеральные реестра позволят выявить категории инвалидов, для которых характерны проблемы при трудоустройстве, еще до обращения гражданина в органы службы занятости.

На первом этапе работы реестра, с 1 января 2017 года, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС России, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, по оценкам Минтруда России, в 2016 году будет не ниже уровня 2015 года, равного 86,6 %.

Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

В 2016 году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу. Им, в соответствии с распоряжением Правительства России от 09 ноября 2016 г. № 2369-р. признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

Концепция развития ранней помощи

Распоряжением Правительства России от 31 августа 2016 года №1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение). Реализация концепции предусматривает три этапа.

На первом этапе в 2016-2017 годах будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие, стандарты оказания услуг ранней помощи, разработана типовая региональная программа создания (развития) и реализации программы ранней помощи.

На втором этапе реализации концепции в 2018 году в двух пилотных регионах, отобранных в рамках Государственной программе «Доступная среда», будет проведена апробация стандартов оказания услуг в сфере ранней помощи и типовых решений. В «пилотах» будут отработаны системные подходы к формированию ранней помощи и по итогам подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в федеральное и региональное законодательство.

На заключительном этапе в 2019-2020 годах из федерального бюджета будет оказываться поддержка регионам в формировании программ ранней помощи при создании системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2020 года.

В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов - поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона - Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году - 12 регионов, в 2014 году - 75 регионов, в 2015 году - 71 регион, в 2016 году - 81 регион.

По результатам проделанной работы к концу 2016 года количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза - с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона - Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении.

Реформирование системы медико-социальной экспертизы

В 2015 г. осуществлен переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности людям. Они предусматривают оценку степени выраженности нарушенных функций организма в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов, что позволяет на основе нормативно закрепленных параметрах более объективно подходить к установлению инвалидности.

В течение 2016 г. Минтрудом России также, как и в 2015 году, проводился мониторинг принятых решений об отказах в установлении инвалидности. Мониторинг проводился главными бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации в отношении всех принятых решений первичными бюро медико-социальной экспертизы по детям-инвалидам под контролем со стороны Федерального бюро МСЭ и Минтруда России во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, пациентскими и родительскими организациями.

С учетом итогов мониторинга, Минтрудом России издан приказ о внесении изменений, в части уточнения оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеванием фенилкетонурия.

С 2010 года идет работа по реформированию системы медико-социальной экспертизы, направленная на повышение прозрачности и объективности решений по группе инвалидности.

В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы Минтрудом России совместно с общественными организациями инвалидов разработан проект плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года.

В проекте «дорожной карты» выделены два основных направления.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического обеспечения медико-социальной экспертизы, подготовку новых методик обоснования экспертного решения с учетом современных методов диагностики и лечения.

Второе направление включает общеорганизационные мероприятия, в том числе кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений медико-социальной экспертизы; формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; повышение ответственности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы за соблюдение этики и служебного поведения.