«психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью. Воздействие врача на больного. Душевное недовольство больного

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. Особенности психологического портрета врача. Специфика и сущность взаимоотношений больного и врача. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2008

    Специфика взаимоотношений больного и врача. Социально-психологические и гендерные особенности, эмоционально-ценностные составляющие психологического портрета врача. Взаимосвязь между психологическими параметрами личности врача и его профессиональностью.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении как залог успешного лечения.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Психологическое воздействие в комплексном подходе к лечению больного. Гуманизм и сознание долга как важные качества врача. Врачебная тайна в отношениях больного и врача. Общая и профессиональная культура, требования к внешнему виду и личности врача.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Психологическое состояние пациента. Основы создания позитивного настроения во взаимоотношениях "пациент – врач". Учет психологических особенностей работы с пациентом. Основные причины создания позитивного настроя при работе врача-стоматолога с пациентом.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    Многоосевая классификация психотерапии и ее формы. Сущность психотерапевтического процесса, медицинской и психологической модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта, техника и средства психотерапевтического воздействия.

    реферат , добавлен 11.08.2009

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность и депрессивность врача, его интровертированность. Установление доверительных отношений "врач-больной". Направленность субъекта на самого себя. Негативные проявления профессиональной деформации врача.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность, депрессивность врача. Интровертированность, коммуникативная толерантность. Развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам. Степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения.

    презентация , добавлен 24.05.2012

Способность воздействия на психику больного , сила внушения, излияния, доминирования осуществляемая ими вокруг, делала знаменитыми, наряду с их эрудицией, некоторых крупных врачей, иллюстрирующих историю нашей профессии, как Шарко, Дюбуа, Фрейд, Альварез и даже Аксель Мюнтэ. Такие качества должен прививать себе наряду с терпением и приветливостью, в рамках как можно более гуманной личности, и врач наших дней, если хочет быть достойным этого наименования. К сожалению, этими качествами ныне слишком пренебрегают. Это, однако, его долг вспомнить и об этой стороне своей подготовки и личности, такой полезной и теперь для хорошей практики (необходимой, как мы видели, для разрешения некоторых страданий психического происхождения).

Наряду с обычным психологическим лечением (малой терапевтики), доступной любому врачу-практику, можно прибегнуть еще к широкой гамме других, более специальных терапевтических средств: аутогенную тренировку, лекарственное лечение психолептическими средствами, гормональными и пр., внушение, гипноз, нарко-анализ, психо-анализ, лечение сном, трудовая терапия и пр. Они входят в область специалиста (к которым иногда следует прибегать). Некоторые из этих средств - особой тонкости и допускают массу оттенков и вариантов; только в аналитической психотерапии известны 10 методов (они рассматриваются в новой книге Форда и Урбана).

А теперь, один лишь пример из собственной папки психосоматической патологии, чтобы показать патогенную потенцию самого простого из неприятных чувст, душевного недовольства (банальное аффективное состояние, зачастую так тяжело выражаемое, так тяжело схватываемое, почти всегда неясное, но такое вредное во многих случаях) и чтобы проиллюстрировать самую обычную выразительную соматическую форму этой патологии.

Один из коллег, сильно перешагнувший зрелый возраст , пришел спросить моего мнения о здоровье своей супруги, в последнее время оставляющее желать многого. Речь шла о многих, но не ясных расстройствах: потеря аппетита, разные диспептические нарушения (вздувание, запор, чувство горечи во рту), ощущение предсердечной тяжести и сжимания с неясной иррадиацией вверх, ощущение онемения конечностей, головные боли пр. Коллега подозревал, что речь идет о преклимаксе.

Меня поразило, при первой встрече, лицо больной (тоже человек умственного труда): депрессивная, меланхолическая физиономия, с легкой, печальной, горькой улыбкой и взглядом, выражающем страдание, недовольство; лицо показывающее внутреннее сдерживаемое волнение.

Объективное обследование не выявило ничего особенного, за исключением выдающейся вегетативной лабильности депрессивного вида: пониженное артериальное давление, подчеркнутое в стоячем положении, дыхательная аритмия, сильный дермографизм, с запаздывающим появлением, но удлиненной продолжительностью.

Опрос, касающийся духовной , аффективной, половой жизни в таких условиях провести было трудно. Несколько заданных мною деликатных и осторожных вопросов не вызвали удовлетворительных ответов. У меня было впечатление, что они далеко не искренни.

Я поставил диагноз невро-вегетативной дистонии , без того, чтобы мог объяснить субстрат (эндокринный? психогенный?) и назначил адекватное лечение; также попросил скорого свидания.

После 10 дней лечения , положение не изменилось намного. Но за это время я узнал ряд важных вещей. Коллега мужа по работе дал мне несколько ценных сведений. Муж на работе очень вежлив, но дома он „небольшой тиран", говорит наставительно, под видом „приказов и распоряжений", сравнительно молчалив и выражает мало эффективности по отношению к жене; редко выходят вместе на спектакли, нет у них общей жизни социальных отношений, супруг чаще выходит в город сам или с группой коллег. Кроме того, хотя и приближается к 60-ти летнему возрасту, проявляет внимание, более чем любезное, одной молодой ассистентке, недавно поступившей на работу (о чем, кажется, узнала супруга).

Обладая этими сведениями , я попросил у супруга свидания с глазу на глаз. Деликатно, не вдаваясь в подробности и оставаясь в рамках общих понятий, я объяснил ему насколько могут быть вредны для жены отсутствие понимания, эффективности, близости (хотя бы душевной), и что вначат для хрупкой психики женщины несколько знаков внимания, несколько нежных жестов: их не следует оставлять на долю дон-жуанов (сила которых и состоит в умении использовать максимально это оружие) и не следует покидать их через несколько недель после женитьбы (а следует использовать постоянна для счастливой семейной жизни, и сохранения ее теплоты в течение многих лет).
Коллега выслушал меня без протеста и ушел не рассерженным.

Через три месяца оба супруга нанесли мне визит. С порога я узнал: что-то изменилось к лучшему. Лицо женщины сияло, лучилось, освещенное бодрой, открытой улыбкой, ясным, живым, оптимистическим взглядом. У нее больше ничего не болело, не было больше никаких расстройств. У супруга тоже был довольный вид, надутый,. как индюк, явно приписывал себе чудо исцеления. Собственно, оно так и было: он меня понял, изменил свое отношение, отказался от поздних галантных похождений и усвоил все мои советы, мысли, а именно, что женщина нуждается в привязанности, нежности, в ласке внимании, как цветок нуждается в воде, чтобы сохранить свежесть, пышность, цвета и распространять благоухание.

Сколько неясных страданий , особенно женских (но и мужских) можно было бы излечить просто, естественно таким лечением, согласием!
Сколько существ, изнуренных бесчисленными страданиями соматического вида можно было бы вылечить пониманием, согласием, улыбкой, цветком, нежным взглядом, лаской, деликатным словом, теплым пожатием руки!

Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия - авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это - позиция “сверху”, в случае диалогического - “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” - это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.

В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.

Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.

Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.

Учить – означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

─ Избавление больных от неведения и ошибок суждения

─ Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха

─ Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы

─ Социальное активирование заболевшей личности

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

─ Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства;

─ Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение);

─ Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать менторства, поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: "Помогая, не унижайте";

─ Быть всегда и во всём пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

─ Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

─ Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

─ Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и "искусство молчания".

Сеансы врачебной педагогики – это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда (1978), являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, сответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учёте интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Многие исследователи рассматривали различные аспекты проблемы "личность и болезнь", выдвигая понятия, связанные с эмоционально-личностным реагированием пациента на заболевание: "переживание болезни". При этом Е.А. Шевалев в понятие "переживание болезни" включал отношения к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и так или иначе изменилась в связи в ней.

Проблема "больной-болезнь", познание больным своей болезни представляет большой интерес, однако при этом нельзя не учитывать влияния психогенных факторов, эмоционального состояния больного, постоянную взаимную индукцию больных, обсуждающих каждый симптом и болезни друг друга, возможные осложнения, характер лечения, прогноз и т.д. На формирование оценки болезни оказывают влияние контакт с тяжелобольными, сведения, почерпнутые из бесед с родными и знакомыми, с персоналом и другими лицами. Нередко при этом больные тенденциозно интерпретируют "случаи из практики", сведения, полученные из научно-популярных фильмов и журнала "Здоровье". Отрицательное влияние оказывают и больничные условия, своеобразная изоляция от привычной социальной среды, отрыв от трудовой деятельности, нарушение прежних контактов с семьёй, различные жизненные впечатления.

Принцип: «не положено». Как известно, в больнице категорически запрещено: курение, посещение родственников в неположенное время, нарушение палатного режима и так далее.

Подобные запреты, как закон, четко исполняются немцами, но не нашими пациентами. Как только появляется новое правило, или закон, наши люди пытаются его обойти, поэтому у нас данный способ влияния не очень эффективен.

Принцип: «Ну, мы же с вами договорились». Такая формулировка сработает достаточно эффективно при условии, что такая договоренность таки существует, и пациент - человек ответственный.

Органичность данного влияния на пациента заключается в том, что отсутствует принуждение к чему либо, кроме того, пациент чувствует себя полноправным партнером в общении с врачом. Поэтому, одним из мощных приемов влияния на пациента - вовлечение его в процесс выработки терапевтической стратегии. Такой подход в дальнейшем позволяет нам с большей отдачей пользоваться влиянием закона взаимной договоренности. Кроме того, такой подход обеспечивает демократичный стиль взаимодействия с пациентом.

Статистическое влияние. Часто на пациента можно оказать воздействие, приводя статистические данные. «Исходя из последних статистических данных, этот грипп в 60% случаях приводит к бронхиальным осложнениям, поэтому не стоит рисковать, а следует немедленно начать антибактериальную терапию». Цифры, приведенные, как статистические данные, бывают очень убедительными.

Экспертное влияние. Экспертное влияние - один из самых действенных видов влияния на пациента. Оно может осуществляться в трех вариантах:

Первый вариант. Вы - эксперт, то есть первое лицо, которое точно знает, что делать в данном случае. Здесь помогают формулировки: «Я многократно сталкивался с подобной ситуацией…», «Таких операций, как у Вас, мы провели тысячи». Важно, чтобы пациент был убежден, что у Вас есть опыт лечения аналогичных состояний. Не стоит употреблять фразы: «У Вас действительно очень редкий случай, в моей практике это впервые». После такой фразы пациент может испытать крайне неприятные чувства: «Мне никто не в состоянии помочь». Для того чтобы применять экспертное влияние нужно демонстрировать полную уверенность и дружелюбие.

Второй вариант. Эксперт - авторитетный исследователь, на которого Вы ссылаетесь: «Знаете, по последним данным профессора Амосовой Е. Н., которые были опубликованы в журнале «Терапия» в прошлом месяце, препаратом выбора при данном состоянии должен быть…». Особенно этот вид влияния работает на коллег, ссылка на авторитет имеет магическое воздействие. Также очень хорошо применять этот прием к пациентам, имеющим системный, научный склад мышления.

Третий вариант. Эксперт - третье лицо, которое входит в референтную группу пациента. То есть делается ссылка на врача, которому УЖЕ доверяет пациент. Например: «Я знаю, что Вы в течение 15 лет наблюдались у Павла Григорьевича, так он в таком случае назначал это и это…».

Харизматическое влияние, или влияние примера . Харизма врача - это сочетание энергетики и обаяния личности. Для того чтобы оказать харизматическое влияние на пациента, нужно самому быть в хорошей форме и отличном расположении духа. Трудно быть примером для пациента, если врач сам кашляет, либо проявляет слабости в виде вредных привычек. Я знал одного врача, который говорил пациентам, что его собственное артериальное давление 180/100, «но я из этого не делаю трагедии и чувствую себя нормально». После таких докторских «откровений», пациента трудно убедить в необходимости соблюдения режима антигипертензивной терапии.

Врачебную харизму нельзя нарастить «с нуля», она должна быть присуща врачу, хотя бы в зачаточном состоянии. Харизматическое влияние работает на интуитивном уровне, поэтому данный инструмент воздействия очень тонкий. Есть и слабые стороны харизматического влияния на пациента - врач, который строил отношения с пациентом только на данном типе влияния, может стать больному незаменимым, а что делать, если врач в отпуске, или сам заболел?

Влияние «языка выгод» для пациента . Умение говорить «языком выгод» для пациента имеет самостоятельную убеждающую силу и даже, если хотите, самостоятельный терапевтический эффект. Например: «После этой операции, Вы сможете без труда подниматься на пятый этаж по ступенькам», «После данной процедуры у Вас отпадет необходимость ежедневного приема таблеток» и т. д. Суть этого влияния заключается в том, что мы показываем пациенту плюсы его нового состояния.

Влияние принуждения, либо «страшилка». Часто в нашей работе приходится прибегать к формулировкам, типа: «Если этого не сделать, то будет очень плохо…». По сути, влияние принуждения является зеркальным отражением влияния «языка выгод». Например, больной с острым аппендицитом, отказывается госпитализироваться, мотивируя свой отказ аргументацией: «Поболит и пройдет». В этом случае самым эффективным методом влияния, будет «влияние принуждения»: «Если Вы сейчас не госпитализируетесь, через несколько часов разовьется перитонит и может быть уже поздно!».

Рекомендую больше уделять времени позитивным формулировкам, например, 70% времени Вы говорите о выгодах, а 30% - «страшилки». В случае аппендицита - это может выглядеть вот так: «Нужно срочно госпитализироваться, если подтвердится подозрение на аппендицит, то незамедлительно оперироваться. В клинике, куда Вы будете госпитализированы, такие операции делают каждый день на очень высоком уровне. Уже через неделю Вы будете себя чувствовать абсолютно нормально. Вам сделают косметический шов, со временем совсем незаметный. А если откажетесь от операции - все может закончиться плохо».

Ситуации, когда без «страшилки» не обойтись. Злосчастный аппендикс уже сутки мучил женщину, наконец, она решилась вызвать «скорую», которая немедленно госпитализировала ее. Были сделаны необходимые анализы, дежурный хирург предложил женщине пройти в палату. От страха у пациентки прошла боль, и она решительно отказывалась от операции, собираясь уходить домой. «Пишите расписку об отказе оперироваться» - спокойно предложил хирург. «Зачем это нужно?» - возмутилась женщина. «Должны же мы будем снять с себя ответственность за вашу смерть, которая наступит в ближайшее время, если не решитесь на операцию». И протянул ей бумагу и ручку. Она побледнела и встала с кушетки - «Доктор, я иду с Вами!».

Приемы влияния для «гурманов». В большинстве случаев Вам будет достаточно тех приемов, которые мы уже обсудили, однако «для гурманов» могу предложить еще несколько специфических приемов.

«Продажа недостатков», «либо занижение со скрытым завышением». Этот прием основан на психологии восприятия информации. Если в беседе с пациентом врач говорит только о плюсах метода лечения, у пациента может возникнуть недоверие. Ну не бывает все хорошо, бывают и ошибки, в конце концов!

Рекомендую, рассказывая о преимуществах Вашего терапевтического подхода, назвать незначительный ДЛЯ ПАЦИЕНТА недостаток. Этот прием увеличит доверие к Вам. Например, врач-диетолог, рассказывая о разработанной им системе похудения, предупреждает: «Существуют и недостатки моей системы. Видите ли, эффект достигается достаточно быстро и Вам придется обновлять свой гардероб, а это дополнительные затраты». Либо, нарколог в диалоге с женой алкоголика: «Существуют и минусы в моей системе, Ваш муж будет избегать тех мест, где распивают спиртное. Ему будет некомфортно там находиться. Возможно, Вам вместе придется на некоторое время воздержаться от посещений праздников и застолий».

Лучшее из худшего. В силу обстоятельств, Вы не можете предложить пациенту кардинально решить проблему - в Вашей больнице возможности диагностики и лечения ограничены.

Используете способ сравнения: реальной ситуации с тем, что могло бы произойти в худшем случае. Например, родственники пациента возмущаются: «Мы слышали, что есть клиники, где больному с инфарктом миокарда, уже в первые часы проводят какую-то хирургическую операцию, и инфаркт не развивается. Почему не сделали это?»

Ответ может быть следующим: «в нашем отделении нет такой возможности, но мы оказали помощь в полном объеме, соответственно всем современным стандартам, в результате этого избежали многих возможных осложнений и сейчас дело идет на поправку».

Ссылка на опыт соседа по палате. Этот прием эффективен в предоперационной подготовке пациента. Разговор пациента с тем, кто уже успешно перенес подобную операцию, значительно уменьшает страх и сопутствующие неприятные вегетативные реакции.

Метафорическое влияние. Метафорическое влияние - это особый вид влияния, заслуживающий тщательного рассмотрения. Много лет назад этот прием был разработан психотерапевтами в расчете на людей, не воспринимающих рекомендаций и советов, высказанных напрямую. На самом деле существование метафорического влияния имеет более глубокие корни: мифы, легенды и сказки оказывали огромное влияние на модели поведения нации. Вспомните русские сказки, где акцент делается на удачливость (Емеля), а в немецких сказках основа счастья - упорный труд.

Во врачебной практике метафорический прием проверен, подтвержден временем и универсален. Как же осуществляется метафорическое влияние?

Вариант 1. Моделируется ситуация, в которой мы хотим оказать воздействие на пациента. Например, нам нужно побудить пациента принять решение в ситуации, когда он сомневается. Мы рассказываем ему о другом пациенте, которому тоже было трудно принять решение.

Демонстрируется результат действий привлекательный для пациента. Например: «Тот пациент решился на операцию, сейчас чувствует себя отлично. Он звонит мне на все праздники и благодарит».

Пациенту предоставляется возможность самому сделать выбор. Наглядность жизненных примеров при принятии решения пациентом весьма эффективна. Зачастую они убеждают больше, чем двойные слепые плацебо контролированные исследования.

Почему метафорическое влияние так эффективно воздействует на пациентов? На это есть несколько причин.

Во-первых, человек склонен проецировать свой жизненный опыт на ситуацию, в которой он оказался. Например, если девушка поступает в технический вуз и слышит о том, что почти все студентки выходят замуж за своих однокурсников, то она перестанет беспокоиться о будущем замужестве.

Во-вторых, пациенту легче воспринять негативную ситуацию абстрактно, чем применительно к себе. Например, уговаривая больного соблюдать постельный режим, можно рассказать историю про пациента, который отказывался это делать и заработал осложнение болезни.

В-третьих, люди не любят давления, они с большим удовольствием следуют тому, что придумали сами, и метафорическая история дает им такую свободу.

В-четвертых, метафорическая история позволяет избежать прямых обещаний и прямой критики, что при работе с пациентами очень важно.

Вот несколько правил, которые усиливают воздействие метафорической истории:

  • история должна быть схожа с ситуацией пациента, иначе у него не возникнет проекции;
  • врачу необходимо иметь четкий сценарий позитивных и негативных последствий;
  • история должна быть краткой и понятной для пациента. Например, беседуя, Вам не следует ссылаться на такое возможное осложнение, как пароксизмальная желудочковая тахикардия типа «пируэт» (torsade de pointes), ибо пациенту неведомо - что это?
  • история должна быть яркой и запоминающейся;
  • хорошо бы включиться в разговор невзначай, по ходу дела, и упомянуть уместную историю.

Главное правило: вывод должен сделать сам пациент , а не врач, иначе мы просто перечеркиваем смысл данного приема. Пациент должен быть убежден в собственной проницательности и сам принимать решения.

Вариант 2. Сравнение в чистом виде помогает более доходчиво пояснить ситуацию, убедить пациента, ссылаясь на предыдущий опыт и здравый смысл. Например, пациент выказывает недовольство по поводу того, что Вы назначили дорогие лекарства. Врач может ответить так: «Скажите, когда Вы видите флакон французских духов за 10 гривен, Вы его купите? Нет? А почему?».

В метафорическом влиянии очень важно правильно расставить акценты. Сместив их, мы добиваемся ожидаемых результатов.

Нужно помнить: каким бы приемом Вы не пользовались, главный выигрыш все равно достается пациенту.

Юрий Чертков

Из книги«Чему не научат в медицинском вузе»