И. русяева домашний репетитор сольфеджио. слуховой анализ определение на слух отдельных аккордов. Слуховой анализатор Слуховой анализ

В.П. Рыжов
доктор физико-математических наук, профессор Технологического института
Южного федерального университета в г. Таганроге и Ростовской государственной
консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член (академик)
Международной академии информатизации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Слуховой анализ звукозаписи»
для студентов специальности 051500 – Музыкальная звукорежиссура

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Слуховой анализ звукозаписи» направлена на получение навыков анализа основных характеристик фонограмм, выполнение квалифицированных экспертных оценок, выявление содержательных сторон исполняемой музыки в связи с объективными акустическими характеристиками звука. Слуховой анализ звукозаписи необходим в качестве курса, синтезирующего представления фундаментальных дисциплин музыковедческого плана и специальных дисциплин технической направленности. Эта дисциплина также необходима для практической деятельности музыкального звукорежиссера.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Слуховой анализ звукозаписи» студент должен:
- знать основные параметры и характеристики фонограммы;
- освоить оценочный протокол OIRT ();
- производить слуховой анализ основных психоакустических характеристик звукозаписи;
- оценивать качество музыкального исполнения;
- понимать связь между объективными параметрами звука и характеристиками его восприятия;
- ориентироваться в распознавании звучания основных групп музыкальных инструментов и различных ансамблей и оркестров;
- выполнять слуховой анализ художественных и эстетических характеристик звукозаписей;
- уметь использовать полученные знания в практической работе.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
2-й 3-й 4-й
5-й 6-й
7-й
Общая трудоемкость 420
60
60
60
60
60
60
Аудиторные занятия 210
30
30
30
30
30
30
Теорет-е занятия – лекции (Л)






Практические занятия – (ПЗ)
210
30
30
30
30
30
30
Индивид-е занятия (ИНД)






Самостоятельная внеаудиторная работа 210
30
30
30
30
30
30
Домашние задания

*
*
*
Курсовая работа

*
*
*
Итоговый контроль: зачет


*
*
экзамен





*

4.1. Тематический план

ВВЕДЕНИЕ

1. ОЦЕНОЧНЫЙ ПРОТОКОЛ

Две группы характеристик – художественные и технические. Зависимость художественных оценок от эпохи и стиля произведения, от состава исполнителей и художественных задач композиции.

Испытательный протокол для субъективной оценки качества записей на основе рекомендаций OIRT Organisation International Radio and Television . Основные параметры: пространственное впечатление, прозрачность, музыкальный баланс, тембр, стереофоничность, помехи, искажения, исполнение, аранжировка, динамический диапазон. Шкала оценок для технических параметров. Специфика шкалы оценки искажений.

2. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗВУКА

Определение частоты тонального сигнала и превалирующей частоты в реальном сигнале и шуме. Абсолютная высота музыкального строя и точность настройки интервалов. Нестабильность частоты.

Высотная интонация, ее характеристики и предельные параметры. Определение изменения высоты сигнала в центах. Выявление разностного тона. Обнаружение и оценка детонации скорости носителя записи звука.

Громкость звука и уровень громкости (в сонах и фонах, в децибелах). Уровнеграмма звучания. Динамический диапазон произведения и записи. Условность обозначение громкости и динамических оттенков в нотной записи. Оценка степени компандирования и экспандирования динамического диапазона.

Временные характеристики звучания. Точность воспроизведения ритма. Агогические оттенки. Неодновременность звучания отдельных голосов в ансамблях. Легато, портаменто и стаккато.

Объективная и субъективная оценка нелинейных искажений. Выявление источника искажений. Допустимые значения нелинейных искажений. Комбинационные искажения и их оценка. Оценка влияния шумов, аддитивной и мультипликативной сетевой помехи и отношения сигнал/шум.

Пространственные характеристики сигнала и их субъективная оценка. Определение ближнего и дальнего планов в записи. Оценка ширины панорамы и точности пространственной локализации источника звука. Впечатление объемности помещения. Выявление искусственных пространственных эффектов.

3. ТЕМБРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ЗВУЧАНИЕ ТИПИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ И СОСТАВОВ

Классификация музыкальных инструментов. Принципы формирования звука в музыкальных инструментах различных типов.

Определение на слух звуков различных инструментов в ансамблевом и оркестровом звучании. Особенности аутентичных старинных инструментов. Выявление расстройки инструментов и недостатков тембрового, динамического характера и сопутствующих помех (скрип педали, стук клавишей, дыхание исполнителя и т.д.).

Камерные ансамбли: дуэты однородных инструментов, голоса и фортепиано, струнных и духовых инструментов и фортепиано, фортепианное трио, струнный квартет, ансамбли с большим числом участников.

Вокально-иснтрументальные ансамбли современных авторов. Джаз.
Симфонический оркестр (большой, камерный).
Оркестр русских народных инструментов.
Духовой оркестр.
Эстрадный и эстрадно-симфонический оркестры.
Хор, хор с солистами, хор с оркестром.
Композиции электронной и компьютерной музыки.
Тембровый диктант.

4. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАПИСЕЙ

Музыка как художественный феномен. Выявление музыкального стиля и жанра музыки (по исполнительским средствам, по содержанию). Особенности восприятия малых и крупных форм. Учет исторической эволюции музыкальных форм и стилей.

Слуховой анализ малых форм камерной музыки: сольные пьесы для фортепиано и других инструментов, романсы и песни, полифонические формы, пьесы для камерных ансамблей.

Слуховой анализ крупных форм: вариационные циклы, сюиты, сонаты для фортепиано и камерные сонаты, симфонии, концерты для фортепиано и других инструментов с оркестром.

Слуховой анализ музыки для театра: опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка в кино и драматическом спектакле.

Слуховой анализ новых видов и форм музыки: серийной, микротоновой, спектральной, электронной, компьютерной.

Определение неточностей игры по нотному тексту и записи.

Составление развернутой рецензии на избранные концертные программы.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А) основная литература

1. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.: Композитор, 1998.
2. Алдошина И.А. Основы психоакустики. – СПб.: Композитор, 2006.
3. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971.
4. Казанцева Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры: Учебное пособие. – Астрахань: АГК, 2005.
5. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
6. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений.– М.: Музыка, 1986.
7. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений (цикл учебных изданий по отдельным музыкальным формам). – М.: Музыка, 1987-1990.

Б) дополнительная литература

1. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. – М., 1992.
2. Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту. – М.: NT Press, 2006.
3. Ментюков А.П., Устинов А.А., Чельдиев С.А. Музыка, электроника, интонирование. – Новосибирск: НГК, 1993.
4. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. – М.: Музыка, 1990.
5. Соколов А.С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. –М.: Музыка, 1992.
6. Степанова И.В . Слово и музыка. Диалектика семантических связей. – М.: МГК, 1999.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Звуковоспроизводящая (усилители с акустическими колонками) аппаратура (для разных носителей звука);
- компьютеры с программами WINDOWS, AUDITION;
- аудиозаписи на компакт-дисках классической, народной и современной музыки.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Студия звукозаписи РГК;
- звукоусилительная аппаратура с акустическими колонками;
- компьютеры.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Слуховой анализ звукозаписи»
Для изучения дисциплины целесообразно использовать в качестве домашнего задания две экспериментальные работы, выполняемые на компьютере (домашнее задание № 1 и домашнее задание № 2).

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ по курсу «Слуховой анализ звукозаписи»

Цель работы – интеграция основных представлений об оценке параметров звукозаписи на примере произведения крупной формы и использование при прослушивании произведения основных понятий музыкальной акустики.

Объект анализа – 1-я часть (сонатное Allegro ) симфонии (индивидуальные варианты).

1. Прослушать произведение и дать его анализ его музыкальной формы, указав по времени (или по тактам) границы основных разделов (экспозиции, разработки, репризы).
2. Дать оценку качества звучания и исполнения на основе оценочного протокола OIRT.
3. Оценить общий динамический диапазон звукозаписи и динамический диапазон разделов музыкальной формы, а также пределы изменения уровня в crescendo и diminuendo.
4. Определить пределы изменения темпа при агогических оттенках.
5. Определить на уровне - 40 дБ частотный диапазон записи.
6. Выделить участки солирования деревянных духовых инструментов, указать вид инструмента и оценить частоты их формант.
7. Сделать выводы по результатам анализа.

Работа выполняется с использованием программ Audition или Cool .

Варианты музыкальных произведений

1. Моцарт В. 40-я симфония;
2. Бетховен Л. 1-я симфония;
3. Чайковский П.И. 1-я симфония;
4. Чайковский П.И. 4-я симфония;
5. Чайковский П.И. 5-я симфония.

Работа оформляется на листах формата А4 с приложением необходимых распечаток фрагментов записей.
Срок сдачи курсовой работы – 17-я неделя.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 522500-01 Музыкальное искусство. Программа по специальности 051500 – Музыкальная звукорежиссура.

Составитель – доктор физико-математических наук, профессор Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член (академик) Международной академии информатизации В.П. Рыжов

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Полный текст см. в издании: Слуховой анализ звукозаписи: Программа для музыкальных вузов по специальности 051500 «Музыкальная звукорежиссура» / Сост. В.П. Рыжов. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. 16 с.

Процесс звукового анализа , имеющий место в слуховом аппарате, не заключается в разложении звука на отдельные составляющие тоны, как это можно было бы предполагать но аналогии с разложением солнечного луча на отдельные цвета радуги.

Способность производить звуковой анализ заключается в том, что хотя в звуке отдельные гармонические тоны смешаны между собой, слуховой аппарат обладает свойством воспринимать как высоту самого низкого тона, так и тембр всего звука, который придают ему гармонические тоны. Однако слуховой анализ не мешает восприятию всего объединённого звукового комплекса и не обуславливает распада этого восприятия на несколько отдельных слуховых ощущений, что в результате создало бы впечатление о ряде гармонических созвучий. Благодаря слуховому анализу, воспринимаемый звук становится более сложным, дифференцированным, богатым и более содержательным. Согласно Stumpf, слуховой анализ заключается в способности различать определенное количество тонов; Гарбузов же считает, что перцепция тембра звука зависит от перцепции содержащихся в звуке тонов и от их относительной интенсивности. Отдельных аликвотов человек не слышит.

Для того, чтобы установить контакт с окружением с помощью речи, необходима слышимость в пределах от 500 цикл/сек до 3000 цикл/сек, хотя речь включает более широкий диапазон тонов. Более высокие частоты важны лишь для отличия тембра голоса, зависящего от частот гармонических тонов, высота которых достигает самое меньшее - 10000 цикл/сек.
Следует прежде всего определить слух , необходимый для различия звуков речи и её понимания, а также для перцепции тембра звуков в неискаженном виде.

Первые работы в этой области принадлежат Stumpf , который в 1921 году на основании целого ряда экспериментов доказал, что в результате нарушения слуха, касающегося только высоких , целый ряд звуков речи становится совершенно непонятным. Этот автор обнаружил, например, что для отличия звука с необходимой является способность воспринимать высокие тоны (напр. с = 8192 цикл/сек). Если же человек не слышит тонов этой частоты, то он воспринимает несколько искаженный звук с. При дальнейшем сокращении слышимости тонов, участвующих в образовании этого звука, вместо с слышится ф, пока, наконец, звук не перестаёт вообще быть слышимым.

Длительность акустического раздражителя имеет огромное значение, так как существует зависимость между длительностью раздражителя и ощущением его высоты. Zwisfocki указывает, что средняя длительность акустического раздражителя, который улавливает человеческое ухо, составляет около 100 м/сек. Согласно Chocholle и Kucharski, перцепция громкости зависит не только от интенсивности слухового раздражителя, но также и от его длительности, что было подтверждено исследованиями Bekesy.

Время, которое проходит от момента возникновения акустического сигнала , например, тона аудиометра, и до реакции исследуемого, называется "необходимым временем" (хронаксией). Galkowski, Grosman и Holejko в процессе своих исследований пришли к заключению о том, что это время является обратно пропорциональным по отношению к интенсивности раздражителя. Эти авторы, произведя исследования у целого ряда нормально слышащих детей, установили, что хронаксия для тонов пороговой интенсивности является большей, чем для тонов, интенсивность которых превосходит пороговую, и, кроме того, что хронаксия у маленьких детей более длительная, чем у детей школьного возраста.

Под влиянием специальных упражнений хронаксия постепенно укорачивается . Скрытое время реакции для высоких тонов является более коротким, чем для низких тонов, и укорачивается также по мере увеличения интенсивности. По мнению упомянутых авторов, на величину скрытого времени реакции влияют также интервалы между раздражителями. Самое короткое скрытое время реакции отмечено при интервалах, равных одной секунде, самое длительное - при интервалах в 16 секунд. Утомление, возникающее после многократного воздействия раздражителей, удлинняет скрытое время реакции ребенка. Величина хронаксии для слуховых раздражителей у детей колеблется в границах от 0,3 до 0,9 сек.

Слуховой анализатор (слуховая сенсорная система) – второй по значению дистантный анализатор человека. Слух играет важнейшую роль именно у человека в связи с возникновением членораздельной речи. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего, сенсорная информация передаётся в слуховую область коры большого мозга (височный отдел) через ряд последовательных структур.

Орган слуха (ухо) – это периферический отдел слухового анализатора, в котором расположены слуховые рецепторы. Строение и функции уха представлены в табл. 12.2, рис. 12.10.

Таблица 12.2.

Строение и функции уха

Часть уха

Строение

Функции

Наружное ухо

Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Защитная (выделение серы). Улавливает и проводит звуки. Звуковые волны колеблют барабанную перепонку, а она – слуховые косточки.

Среднее ухо

Полость, заполненная воздухом, в которой находятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и евстахиева (слуховая) труба

Слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединённая с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку

Внутреннее ухо

Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью, заполненной жидкостью, и кортиев орган – звуковоспринимающий аппарат

Слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются на слуховой нерв, а затем в слуховую зону коры больших полушарий

Орган равновесия (вестибулярный аппарат): три полукруглых канала, отолитовый аппарат

Воспринимает положение тела в пространстве и передаёт импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий; ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела

Рис . 12.10. Органы слуха и равновесия . Наружное, среднее и внутреннее ухо, а также отходящие от рецепторных элементов органа слуха (кортиев орган) и равновесия (гребешки и пятна) слуховая и преддверная (вестибулярная) ветви преддверно–улиткового нерва (VIII пара черепных нервов).

Механизм передачи и восприятия звука. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке, которая начинает колебаться в соответствии с частотой звуковых волн. Колебания барабанной перепонки передаются цепи косточек среднего уха и при их участии мембране овального окна. Колебания мембраны окна преддверия передаются перилимфе и эндолимфе, что вызывает колебания основной мембраны вместе с расположенным на ней кортиевым органом. При этом волосковые клетки своими волосками касаются покровной (текториальной) мембраны, и вследствие механического раздражения в них возникает возбуждение, которое передаётся далее на волокна преддверно-улиткового нерва (рис. 12.11).

Рис . 12.11. Перепончатый канал и спиральный (кортиев) орган . Канал улитки разделён на барабанную и вестибулярную лестницы и перепончатый канал (средняя лестница), в котором расположен кортиев орган. Перепончатый канал отделён от барабанной лестницы базилярной мембраной. В её составе проходят периферические отростки нейронов спирального ганглия, образующие синаптические контакты с наружными и внутренними волосковыми клетками.

Расположение и структура рецепторных клеток кортиевого органа. На основной мембране расположены два вида рецепторных волосковых клеток: внутренние и наружные, отделённые друг от друга кортиевыми дугами.

Внутренние волосковые клетки располагаются в один ряд; общее число их по всей длине перепончатого канала достигает 3 500. Наружные волосковые клетки располагаются в 3-4 ряда; их общее число 12 000-20 000. Каждая волосковая клетка имеет удлинённую форму; один её полюс фиксирован на основной мембране, второй находится в полости перепончатого канала улитки. На конце этого полюса есть волоски, или стереоцилии . Их число на каждой внутренней клетке составляет 30-40 и они очень короткие – 4-5 мкм; на каждой наружной клетке число волосков достигает 65-120, они тоньше и длиннее. Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с покровной (текториальной) мембраной, которая по всему ходу перепончатого канала расположена над волосковыми клетками.

Механизм слуховой рецепции. При действии звука основная мембрана начинает колебаться, наиболее длинные волоски рецепторных клеток (стереоцилии) касаются покровной мембраны и несколько наклоняются. Отклонение волоска на несколько градусов приводит к натяжению тончайших вертикальных нитей (микрофиламентов), связывающих между собой верхушки соседних волосков данной клетки. Это натяжение чисто механически открывает от 1 до 5 ионных каналов в мембране стереоцилии. Через открытый канал в волосок начинает течь калиевый ионный ток. Сила натяжения нити, необходимая для открытия одного канала, ничтожна, около 2·10 -13 ньютон. Ещё более удивительным кажется то, что наиболее слабые из ощущаемых человеком звуков растягивают вертикальные нити, связывающие верхушки соседних стереоцилий, на расстояние, вдвое меньшее, чем диаметр атома водорода.

Тот факт, что электрический ответ слухового рецептора достигает максимума уже через 100-500 мкс (микросекунд), означает, что ионные каналы мембраны открываются непосредственно механическим стимулом без участия вторичных внутриклеточных посредников. Это отличает механорецепторы от значительно медленнее работающих фоторецепторов.

Деполяризация пресинаптического окончания волосковой клетки приводит к выходу в синаптическую щель нейромедиатора (глутамата или аспартата). Воздействуя на постсинаптическую мембрану афферентного волокна, медиатор вызывает генерацию возбуждения постсинаптического потенциала и далее генерацию распространяющихся в нервных центрах импульсов.

Открытие всего нескольких ионных каналов в мембране одной стереоцилии явно мало для возникновения рецепторного потенциала достаточной величины. Важным механизмом усиления сенсорного сигнала на рецепторном уровне слуховой системы является механическое взаимодействие всех стереоцилий (около 100) каждой волосковой клетки. Оказалось, что все стереоцилии одного рецептора связаны между собой в пучок тонкими поперечными нитями. Поэтому, когда сгибается один или несколько более длинных волосков, они тянут за собой все остальные волоски. В результате этого открываются ионные каналы всех волосков, обеспечивая достаточную величину рецепторного потенциала.

Бинауральный слух. Человек и животные обладают пространственным слухом, т.е. способностью определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии двух симметричных половин слухового анализатора (бинауральный слух).

Острота бинаурального слуха у человека очень высока: он способен определять расположение источника звука с точностью порядка 1 углового градуса. Физиологической основой этого служит способность нейронных структур слухового анализатора оценивать интерауральные (межушные) различия звуковых стимулов по времени их прихода на каждое ухо и по их интенсивности. Если источник звука находится в стороне от средней линии головы, звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и большей силы, чем на другое. Оценка удалённости звука от организма связана с ослаблением звука и изменением его тембра.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №89 города Сочи Краснодарского края

Оценка качества образования на уроках музыки.

(Слуховой анализ на уроках музыки

в общеобразовательной школе).

«Заслуженный учитель Кубани»

«Пассивный, ленивый слух, слух инертный, больше способен

к порче или заражается привычками к случайным или

отдельным» звукопятнам». Слух пытливый сперва инстинктивно,

потом всё сознательнее разбирается в лабиринте слуховых

ощущений и выбирает верный путь отбора…»

В одной из незаконченных работ – «Слух Глинки» (1848 год) выдающийся советский музыковед академик Асафьев затронул вопрос о воспитании «образно мыслящего слуха» . Мысли Асафьева, направленные в первую очередь на воспитание активного, «осознанного» восприятия музыки, не утратили своей актуальности и по сей день. В новых условиях нашей современности музыкальное воспитание и образование являются важными звеньями в создании высоко духовной культуры человека.

Целью данной работы считаю возможность привлечь внимание учителей музыки, исходя из идей, на область осознанного слуха как творческого явления. Ведь задачей уроков музыки – является как образовательное, так и эстетическое начало.

Однако повышая общую культуру учащихся, сообщая конкретные знания из области истории и теории музыки, затрагивая явления музыкально-общественной жизни, изучая биографии композиторов, а также жанры, формы, инструменты, элементы музыкальной речи и т. п., никогда нельзя забывать о том, что предмет музыки – совершенствование и слуховых навыков в процессе восприятия. Переориентация цели урока музыки с образовательной задачи на воспитание слуховых навыков, стала особенно осуществима в последние годы, благодаря возможностям качественного воспроизведения в классе любого из указанных в программе произведений в звукозаписи. Не об этом ли мечтал в своё время Асафьев, утверждающий ещё в 20-е годы, что основная задача школы – воспитание «культуры слуха и музыкального восприятия на методическом ознакомлении с музыкальной литературой».


Другой целью данной работы считаю – наметить для учащихся некоторые «слуховые» задачи, поставить вопросы, волнующие учителей.

Обычно на уроке используются следующие методы:

а). Целостный показ и разбор произведения и выводимые из этого показа и разбора обобщения. Именно таким путём учащимся даётся наиболее полное представление об идейно-эмоциональном содержании произведения.

б). Прослушивание музыкального сочинения с его краткой образно-эмоциональной характеристикой. Этот метод скорее направлен не на изучение нового, сколько на расширение представлений о творчестве того или иного композитора.

в). Приведение фрагментов и тематизма произведения (музыкальное цитирование) с целью иллюстрации отдельных положений. Этот приём приносит пользу на уроках, посвящённых повторению и закреплению музыкального материала, часто придаёт большую убедительность выводам и особенно ценен на биографических и обзорных занятиях.

Ограничиваясь только этими методами, педагог часто обрекает учащихся лишь к пассивному следованию при слушании музыки. Между тем общеизвестно, что лучше всего усваивается то, что приобретается при активном участии слуха. Если слуховые впечатления детей инертны, неосмысленны, то звучащая музыка остаётся для большинства неживой, чуждой. Справедливо указывал Б. Асафьев на то, что «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю, активное же постижение её, наоборот, усиливает интенсивность переживаний и раскрывает перед человеком богатый мир слуховых образов».

Как же сделать, чтобы слуховые впечатления не выпадали из процесса мышления ребёнка? Как приучить детей к «музыке», живущей мыслью» (А. Скрябин), как культивировать это мышление?

Но есть ещё один, очень значимый метод, наряду с перечисленными. Это метод – слуховой анализ. Слуховой анализ, по существу, в широком смысле, должен присутствовать всегда при разборе и показе музыкального произведения, ведь познание музыки в любом случае происходит через слуховое восприятие.

В более узком смысле слуховой анализ – приём воспитания «Образно мыслящего слуха», способ осознанного отбора и переработки слуховых впечатлений. Ученик должен практически убедиться, что узнать произведение - значит, прежде всего, услышать (и оценить) многие детали музыкальной ткани его.

Формирование навыков слухового анализа должно идти постепенно, от простого к сложному. Начальный элемент слухового анализа – определение на слух общего характера музыки, темпа, лада, регистровых и динамических красок, жанровой основы. Развивать умение воспринимать музыкальную речь и понимать её выразительное значение, слышать вокальные и оркестровые тембры. Услышать и воспринимать склад мелодии, выразительность гармонических красок, ритмического рисунка. Но это не всё. Мало услышать те скромные задачи, которые поставил педагог на уроке, нужно ещё и суметь объяснить их. Если после прослушивания произведения учащиеся смогут словами охарактеризовать обнаруженные ими на слух явления – цель достигнута. Значит, они уже научились рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, применять уже имеющиеся знания в новых условиях. Слуховой анализ помогает преодолеть бедный лексикон ученических определений («нравится - не нравится, весёлая – грустная» …), стимулирует работу воображения.


Слуховой анализ на уроках можно связать с идеей проблемного обучения , под которым понимается, прежде всего, выработка грамотного оценочного отношения к произведениям музыкального искусства, осмысление средств музыкальной выразительности, усвоение их взаимосвязи, развитие музыкального процесса. Проблемное обучение предполагает ряд умело поставленных вопросов учащимся, которые, делая восприятие более целенаправленным, должны воспитывать в них умение «слушать музыку с толком» (выражение А. Серова). Проблемное обучение – не цель открытий, а скорее сознательное восприятие произведения, обобщение знаний,

независимо от того, добываются эти знания учениками самостоятельно из книги или усваиваются из объяснения учителя.

Усвоение знаний – сложный процесс, в котором активную роль играет мышление и создание проблемных ситуаций, безусловно, способствует его активизации. «Если ситуация интересует человека, она осознаётся им, становится объектом анализа, в ней выделяется известное и неизвестное. Проблемная ситуация выступает для субъекта как определённым образом сформулированная задача, которую он принимает и в решении которой включается» () . Таким образом, интерес к проблеме, осознание и принятие её, желание включиться в её решение – вот необходимые условия плодотворной мыслительной деятельности учащихся.

Как же непосредственно можно формировать мысленно-слуховые действия на уроке в работе с учащимися? Начинать надо с самого простого - услышать внутренним слухом одноголосную мелодию (тематизм песни, инструментального произведения, прослушанных на уроке), определить ее, назвать сочинение, автора. На первоначальном этапе обучения "слышать музыку про себя" детей увлекает следующая игра. Педагогом играется пройденная или известная всем песня с пропущенными нотами или целы­ми тактами. Необходимо быстро и правильно назвать произведение, автора, а, возможно, и пропеть. Нет необходимости говорить, что эти примеры чрез­вычайно полезны, так как способствуют развитию внутреннего слуха.

Некоторые педагоги дают для развития внутреннего слуха на уроках и ритмические задачи - отстукивают, например, на крышке рояля ритмический рисунок различных зна­комых произведений. Узнав их, ученики записывают ответ в письменном виде. Нельзя делать это упражнение, не объявляя фамилию композитора (известность авторства суживает мысленно-слуховое действие, конкретизирует задание), в крайнем случае, можно предложить детям узнать ритмический рисунок произве­дений одной эпохи, одного направления.

"В процессе детского развития ...особенно дорого музыкальное творчество. Ибо цен­ность его не в самой "продукции", а в процессе овладения музыкальной речью", -- писал Б. Яворский , создатель системы музыкального воспитания, основанной на всемерном развитии творческого начала. Опираясь на это высказывание, педагог может «слуховые задачи» осуществлять и вне самого урока. Детям предлагается выполнение различных домашних заданий, связанных со слушанием музыки и её описанием. Это может быть повторное прослушивание музыки ранее услышанной на уроке или незнакомой, на заданную тематику.

Творческое воображение детей может быть стимулировано конкретными заданиями при сочинении мелодий (это может быть импровизация на уроке или как домашнее задание) - определенным ритмом, первой фразой (вопросно-ответная форма), стихотво­рением, названием. Такие конкретные задачи фиксируют, внимание учеников на от­дельных трудностях, делают работу более творческой.

При определении на слух общего характера музыки, воспри­ятия склада мелодии, выразительности гармонии, ритмического рисунка, возможно, также

широко использовать метод сравнения. Правильно говорил еще Асафьев о том, что сравнивая, дети мо­гут заметить то, на что в другом случае не обращали бы внима­ния. Дети редко остаются равнодушными, пассивными тогда, когда дается задание сопоставить два произведения. Здесь возможны два пути. Могут сравниваться по принципу контраста пьесы разного жанра, характера, формы. Но возможно и сопоставление двух пьес одинаковой программной направленности, но разных средств выразительности, приемов письма. (Например: "Утро" Грига - "Утро" Глиэра, Мусоргский "Гном" - Григ "Маленький тролль" ("Кобольд"), Чайковский "Песнь жаворонка"--Глинка "Жаворонок" ). Кстати, этот метод сравнения можно начать при­менять еще в темах "Маршевая и танцевальная музыка" ("Ска­зочные марши" Глинки и Римского-Корсакова и т. д.) и "Народ­ная песня и ее использование в произведениях русских компо­зиторов классиков" (Обработки аналогичных народных песен у Чайковского и Балакирева, Римского-Корсакова и Лядова ).

Учитель может попытаться организовать самостоятельную деятельность ученика по приобретению новых знаний путем решения учебных вопросов. Так при прослушивании по теме "программная музыка" частей сюиты Грига "Пер Гюнт", учащиеся должны сами прийти путем рассуждений к правильному определе­нию содержания и формы. Вот какие вопросы могут ставиться перед учащимися:

1. определить характер музыки и описать общее эмоцио­нальное содержание пьесы;

2. определить темп, динамику и музыкальные контрасты в произведении, особенности фактуры, услышать наиболее харак­терные оркестровые тембры;

3 .определить форму музыкального произведения.
"Раннее вовлечение детей (и не только одаренных) в твор­ческую, а не только "восприимчивую" деятельность, очень полезно для общего художественного развития, вполне естествен­но для ребенка и вполне отвечает его потребности и возможностям", - писал известный советский ученый . Одним из возможных приемов вызова творческого инстинкта у детей может быть запись слуховых впечатлений и рисунки на прослушанные произведения. Нельзя поручать делать рисунки дома, потому что в этом случае дети отталкиваются не от са­мой музыки, а от названия пьесы. Рисунок необходимо сопро­вождать записью слуховых впечатлений.

Так, записывая слуховые впечатления от прослушанной пье­сы Мусоргского "Два еврея, богатый и бедный" из "Картинок с выставки"", дети правильно определяют, что "здесь показано два противоположных образа - характера; богатый - властный, завистливый, жадный; бедный - зависимый, униженный, жалкий, беспомощный". Обычно рисунки детей прекрасно, образно и тонко умеют передать эти два характера, намеченные в музыке Мусоргского. В пьесе "Гном" дети чутко улавливают глубокое страдание и отчаяние, угловатую поступь угрюмого гнома. Все они наделяют так же, как и Мусоргский, Гнома чер­тами человеческого характера (известно, что рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома). "Характер этой музыки скорбный, жестокий, трагический. В этой музы­ке показан маленький человек, которого все обижают, смеются над ним. Он с большой бородой, горбатый старичок, его все обижают, и он становится жестоким», - вот основная реакция детей.

Дети бывают очень удивлены несовпадением своих впечат­лений и произведений Гартмана, которые демонстрируются после выполненного задания. И это вполне понятно: ведь композитор переосмыслил картины, рисунки, эскизы художника.

В старших классах слуховой анализ может принимать более сложные формы. Он постепенно приучает учеников не только к эмоциональному восприятию слушаемого, но и к профессиональ­ному подходу. Конечно, каждое произведение, выбранное на слуховой анализ, необходимо предварительно проработать само­му педагогу и установить, какие элементы анализа могут быть представлены самостоятельному опознанию учащимися. При этом нужно учитывать уровень класса и ее опыт в области слухового анализа. Но любая работа в этой области принесет свои плоды. Активное участие учащихся в разборе произведений даст им гораздо прочное усвоение, будет способствовать слуховому развитию, выработке аналитического умения. Теперь уже ученик не должен ограничиваться знанием изучаемого материала и не должен привыкать лишь эмоционально откликаться на музыку. Создать "проблемную ситуацию" (предлагая учащимся ряд умело поставленных заданий, упражнений, вопросов, проблем) можно, при прохождении любых тем, но особенно удобны следующие: песни Шуберта, миниатюры Шопена, полифонические произведения Баха, романсы и песни Глинки, Мусоргского, произведения Прокофьева и Кабалевского.

Произведения, выбранные для слухового анализа, не обя­зательно должны входить в школьную программу. Но они должны быть с яркими образными контрастами, определенностью всех основных компонентов средств музыкальной выразительности, которые можно легко уловить слухом и, следовательно, поло­жить в основу задания.

Мы остановились лишь на некоторых "слуховых задачах" на уроках музыки в общеобразовательной школе. Возможно, что некоторые высказанные положения, приведенные примеры могут показаться спорными, тем более, что методика проведения слухового анализа на уроках музыки выбирается самим педагогом. Она и сейчас в процессе становления и утверждения ее основных прин­ципов. Сам же метод обучения, который опирается на музыкально - слуховой опыт и на развитие музыкально-слуховых представлении, уже давно признается самым плодотворным и правильным. Ведь еще в "Музыкальной азбуке" можно прочесть сле­дующее: "Наша же задача: довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит".

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ И. РУСЯЕВА ДОМАШНИЙ РЕПЕТИТОР СОЛЬФЕДЖИО. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛУХ ОТДЕЛЬНЫХ АККОРДОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ/КОЛЛЕДЖЕЙ МОСКВА 2017 год 1

2 ОТ АВТОРА Новый сборник из серии «Домашний репетитор» предназначен для групповых самостоятельных занятий студентов музыкального колледжа (школы). Для занятий достаточно двух человек: один играет и проверяет правильность ответа, а второй отвечает. Потом можно поменяться местами. Конечно, группа может быть и больше всё зависит от потребностей и возможностей. Определение отдельных аккордов с дальнейшим разрешением является важнейшей частью слухового анализа. Это упражнение прививает студенту необходимые навыки, т.е. учит определять аккорд по окраске и структуре, а также по функции в зависимости от контекста. Структура сборника такова: он состоит из двух разделов. В первом последовательно использованы все 24 тональности: от до мажора, до минора и до си мажора и си минора (т.е. не по квинтовому кругу, а по хроматической гамме). В каждой из тональностей приведены 24 примера с разнообразными аккордами начиная с трезвучий и заканчивая альтерированными доминантами. Каждый аккорд помещён в небольшой оборот, поэтому необходимо определить его функцию. Во втором разделе использовано построение аккордов от данной ноты и опять всё строится по хроматической гамме, т.е. начиная от ноты до и заканчивая нотой си. Здесь в каждом разделе тоже 24 примера, в которых использованы разные аккорды от простых консонирующих и до сложных альтерированных. Не скрою, что при создании нового учебного пособия мне пришла в голову мысль использовать на учебном уровне принцип, изобретённый в своё время великим И.С. Бахом в «Хорошо темперированном клавире». Это позволило работать со всеми тональностями и, по возможности, показать в них наибольшее количество аккордов, изучаемых в колледже (школе). Надеюсь, что новое учебное пособие, наравне с тем, которое мы со звукорежиссёром Николаем Курлановым записали для аудиокурса сольфеджио, будет активно использовано студентами в их дополнительной домашней работе. И. РУСЯЕВА МОСКВА, 2017 год 2

3 СОДЕРЖАНИЕ I. В тональности 4 II. От ноты. 53 3

4 I. В ТОНАЛЬНОСТИ ДО МАЖОР VI II V II 6 K 6 4 V V 4 3 V2 II9 4

5 V V г9 II г II2 II г 6 5 VII г VII 4 3 VII2 III VI 4 3 II7 1 3 DDув

6 II VII г VII ДО МИНОР IV V VI V6 K 6 4 V V2 V7 V9 6

7 V V9 II II7 II 6 5 VII VII 6 5 VII2 I VI2 IV7 1 DD2 7

8 DDув. 6 5 V7 5 7 VII РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР II V I IV6 VII6 V V2 V 4 3 II9 8

9 V г 9 V II г II2 II г 7 VII VII 4 3 VII г 6 5 VI III 6 5 DDув. 4 3 DD7 9

10 DD9 V VII г ДО-ДИЕЗ МИНОР I VI IV V6 II 6 V7 10

11 V2 V 4 3 V V9 V 6 9 II II2 II7 VII VII2 VII7 IV7 11

12 I2 II DDув DD2 V2 5 VII РЕ МАЖОР IV VI V II6 I6 V2 12

13 V 6 5 V7 II V V 6 9 II г II 4 3 II г 6 5 VII г VII 4 3 VII г 6 5 III

14 I 6 5 DD7 DDдв.ув DD 6 5 V VII РЕ МИНОР I III VII II 6 IV6 V

15 V2 V7 V V 6 2 V 6 7 II II2 II7 VII VII 4 3 VII2 III

16 IV2 DD7 DDув DDVII7 VII V7 5 7 МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР IV III I II6 VI6 V7 16

17 V2 V 6 5 V II9 V г 9 II II 6 5 II г 7 VII VII г 4 3 VII2 I

18 VI2 DD7 DDдв.ув IV7 1 3 V VII г МИ-БЕМОЛЬ МИНОР VI IV I V6 K 6 4 V7 18

19 V2 V 6 5 V V 6 2 V 6 7 II II2 II 6 5 VII VII7 VII2 VI

20 III 4 3 DDув. 6 5 DD II7 3 V V9 5 МИ МАЖОР II VI I IV6 II6 V

21 V2 V 4 3 V г II9 V 6 7 II г II7 II г 2 VII г VII 4 3 VII г 7 III

22 I2 DD2 DD дв.ув DDVII7 V 5 VII г6 5 3 МИ МИНОР I III IV VII6 II6 V2 22

23 V 4 3 V7 V V V 6 7 II II 4 3 II 6 5 VII VII 4 3 VII I2 23

24 VI 4 3 DD7 IV DDув. 6 5 VII7 3 5 V ФА МАЖОР IV II V II 6 VI6 V2 24

25 V7 V 4 3 II V V г 9 II II г 4 3 II 6 5 VII VII г 6 5 VII2 IV

26 I2 II DDув DD9 D9 5 VII г 7 3 ФА МИНОР I III V6 26

27 II6 K 6 4 V V7 V 6 5 V V V 6 2 II II7 II2 VII7 27

28 VII 6 5 VII2 III VI2 DDVII7 DD DDув. 6 5 V7 5 7 VII СОЛЬ-БЕМОЛЬ МАЖОР V II V6 28

29 I6 VII6 V V 6 5 V 4 3 V V г 9 II9 II II г 4 3 II7 VII г

30 VII2 VII г 7 VI III 6 5 DD 6 5 II DDув. 4 3 V V ФА-ДИЕЗ МИНОР IV VI I6 30

31 V6 K 6 4 V V7 V 4 3 V V 6 2 V II II7 II 6 5 VII7 31

32 VII2 VII 4 3 I III2 IV7 1 DD DDув. 6 5 VII V7 5 7 СОЛЬ МАЖОР I II IV г 6 32

33 VII6 VI6 V V 4 3 V2 II V V г 9 II г II7 II2 VII г 7 33

34 II 6 5 VII 6 5 IV III 6 5 DDVII7 DD DD2 V6 5 5 VII г 7 3 СОЛЬ МИНОР V III IV6 34

35 I6 K 6 4 V V 4 3 V7 V V V9 II II2 II 4 3 VII7 35

36 VII 6 5 VII2 I IV 6 5 DDув. 6 5 DD IV7 1 V7 5 VII

37 ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР I VI II IV г 6 V6 V V 6 5 V2 II V 6 2 V9 II г

38 II7 II г 2 VII г VII 4 3 VII г 7 VI I 4 3 DDув. 6 5 DDVII II V2 5 V

39 СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР IV III I V6 K 6 4 V V7 V 4 3 V V9 V II7 39

40 II 4 3 II 6 5 VII VII 6 5 VII2 IV I2 DDVII7 DD DDув. 6 5 V2 5 VII

41 ЛЯ МАЖОР II V IV г V6 VI6 V V7 V 4 3 V г V II9 II г 7 41

42 II 4 3 II г 6 5 VII VII г 7 VII г 4 3 III I2 II DDдв.ув DDVII2 V7 3 V

43 ЛЯ МИНОР VI IV I II6 K 6 4 V V2 V 4 3 V V 6 2 V II

44 II2 II 6 5 VII VII2 VII7 IV I 4 3 DDув. 4 3 DD IV7 1 V VII

45 СИ-БЕМОЛЬ МАЖОР II V IV г I6 K 6 4 V V7 V 4 3 V II9 V г 9 II

46 II г 7 II г 2 VII VII г 4 3 VII г 6 5 III I 6 5 DDдв.ув. 6 5 DD II V 5 V

47 СИ-БЕМОЛЬ МИНОР IV I II V6 VII6 V V7 V2 V V V 6 2 II

48 II7 II2 VII VII 6 5 VII7 IV V н 2 DDув.6 DD DDVII7 V7 3 5 VII

49 СИ МАЖОР II VI I IV г 6 K 6 4 V V7 V 6 5 II V 6 2 V г 9 II

50 II г 2 II7 VII VII г 2 VII г 7 IV I7 DD9 II DDув. 4 3 V 5 VII7 3 50

51 СИ МИНОР IV VI V I6 K 6 4 V V 4 3 V7 V V9 V II2 51

52 II7 II 4 3 VII VII7 VII2 III VI 6 5 DDVII7 DDув DD9 V6 5 VII

53 II. ОТ НОТЫ ДО (СИ-ДИЕЗ) 1. a-moll 2. Es-dur 3. e-moll III VI IV6 4. As-dur 5. B-dur 6. f-moll I6 VII6 V7 7. G-dur 8. Des-dur 9. f-moll V2 V 6 5 V9 10. G-dur 11. cis-moll 12. c-moll V 6 2 V II2 53

54 13. Es-dur 14. G-dur 15. g-moll II 4 3 II 6 5 VII cis-moll 17. E-dur 18. a-moll VII7 VII г 2 VI F-dur 20. b-moll 21. Fis-dur III 6 5 DD9 II e-moll 23. f-moll 24. B-dur DD ув. 6 5 V7 5 7 VII г

55 ДО-ДИЕЗ (РЕ-БЕМОЛЬ) 1. E-dur 2. As-dur 3. d-moll VI IV V6 4. f-moll 5. Ges-dur 6. D-dur IV6 K 6 4 V h-moll 8. fis-moll 9. H-dur V 4 3 V7 II9 10. gis-moll 11. Fis-dur 12. Des-dur V 6 2 V г 9 II2 55

56 13. h-moll 14. F-dur 15. D-dur II7 II г 4 3 VII7 16. gis-moll 17. f-moll 18. E-dur VII 4 3 VII2 VI7 19. es-moll 20. G-dur 21. h-moll III 4 3 II DD9 22. F-dur 23. d-moll 24. H-dur DDув. 4 3 V VII г

57 РЕ 1. D-dur 2. F-dur 3. a-moll I VI II 6 4. fis-moll 5. d-moll 6. A-dur IV6 VI6 V2 7. es-moll 8. G-dur 9. Es-dur V 6 5 V7 V C-dur 11. g-moll 12. Fis-dur II9 V9 II г

58 13. a-moll 14. c-moll 15. Fis-dur II 6 5 II7 VII г C-dur 17. a-moll 18. fis-moll VII 6 5 VII 4 3 VI7 19. Es-dur 20. as-moll 21. A-dur I2 IV7 1 II fis-moll 23. cis-moll 24. Cis-dur DDув. 6 5 V V

59 МИ-БЕМОЛЬ (РЕ-ДИЕЗ) 1. b-moll 2. G-dur 3. Des-dur IV VI VII6 4. c-moll 5. Fis-dur 6. e-moll I6 IV6 V B-dur 8. as-moll 9. Des-dur V2 V7 II9 10. B-dur 11. gis-moll 12. b-moll V 6 2 V 6 7 II

60 13. Es-dur 14. Fis-dur 15. e-moll II г 2 II 4 3 VII7 16. G-dur 17. b-moll 18. As-dur VII г 2 VII 4 3 III c-moll 20. C-dur 21. g-moll VI 4 3 II7 1 3 DDув Des-dur 23. gis-moll 24. B-dur DD9 V7 5 7 VII г

61 МИ (ФА-БЕМОЛЬ) 1. A-dur 2. h-moll 3. cis-moll V IV I6 4. D-dur 5. e-moll 6. a-moll VII6 VI6 V7 7. F-dur 8. d-moll 9. f-moll V 6 5 V 4 3 V A-dur 11. h-moll 12. G-dur V г 9 V 6 2 II

62 13. e-moll 14. D-dur 15. H-dur II2 II г 7 VII as-moll 17. f-moll 18. A-dur VII2 VII7 I gis-moll 20. B-dur 21. G-dur IV 6 5 II DDVII E-dur 23. f-moll 24. H-dur DD2 V VII

63 ФА (МИ-ДИЕЗ) 1. C-dur 2. A-dur 3. c-moll IV VI II6 4. F-dur 5. Des-dur 6. es-moll VI6 I6 V Fis-dur 8. B-dur 9. b-moll V 6 5 V7 V9 10. fis-moll 11. Es-dur 12. c-moll V II9 II

64 13. F-dur 14. A-dur 15. es-moll II2 II г 4 3 VII Fis-dur 17. a-moll 18. d-moll VII7 VII2 VI Es-dur 20. H-dur 21. C-dur III2 II II f-moll 23. e-moll 24. D-dur DD2 V VII г

65 ФА-ДИЕЗ (СОЛЬ-БЕМОЛЬ) 1. cis-moll 2. A-dur 3. g-moll IV VI V6 4. B-dur 5. E-dur 6. cis-moll IV г 6 VII6 V2 7. h-moll 8. G-dur 9. E-dur V7 V 6 5 II9 10. Des-dur 11. g-moll 12. fis-moll V 6 2 V II2 65

66 13. E-dur 14. cis-moll 15. G-dur II г 7 II 6 5 VII г b-moll 17. e-moll 18. A-dur VII2 VII 6 5 IV gis-moll 20. C-dur 21. b-moll I2 IV7 1 5 DDув Es-dur 23. f-moll 24. H-dur II7 1 3 V V7 5 66

67 СОЛЬ 1. c-moll 2. H-dur 3. d-moll V VI II6 4. B-dur 5. C-dur 6. D-dur IV6 K 6 4 V2 7. as-moll 8. F-dur 9. d-moll V 6 5 V 4 3 V As-dur 11. c-moll 12. B-dur V V9 II

68 13. g-moll 14. F-dur 15. d-moll II2 II г 7 VII As-dur 17. h-moll 18. G-dur VII г 7 VII2 IV a-moll 20. H-dur 21. cis-moll V н 6 5 DD дв.ув. 4 3 DDVII7 22. D-dur 23. fis-moll 24. As-dur II V VII7 3 68

69 СОЛЬ-ДИЕЗ (ЛЯ-БЕМОЛЬ) 1. f-moll 2. H-dur 3. c-moll III VI IV6 4. E-dur 5. cis-moll 6. Des-dur I6 K 6 4 V7 7. a-moll 8. Fis-dur 9. cis-moll V 6 5 V 4 3 V9 10. A-dur 11. es-moll 12. c-moll V V 6 2 II

70 13. fis-moll 14. Es-dur 15. a-moll II7 II г 6 5 VII7 16. C-dur 17. Fis-dur 18. b-moll VII г 2 VII г 6 5 III H-dur 20. c-moll 21. D-dur VI7 DDув. 6 5 DDVII7 22. as-moll 23. Des-dur 24. g-moll DD2 V7 5 VII

71 ЛЯ 1. D-dur 2. e-moll 3. E-dur V IV II 6 4. fis-moll 5. G-dur 6. d-moll I6 VII6 V7 7. g-moll 8. E-dur 9. G-dur V 4 3 V2 II9 10. e-moll 11. D-dur 12. a-moll V 6 2 V г 9 II2 71

72 13. E-dur 14. g-moll 15. B-dur II 6 5 II7 VII г cis-moll 17. G-dur 18. d-moll VII2 VII г 6 5 I F-dur 20. g-moll 21. Des-dur IV2 DD7 DDдв.ув A-dur 23. e-moll 24. B-dur II2 1 3 V2 5 VII г

73 СИ-БЕМОЛЬ (ЛЯ-ДИЕЗ) 1. F-dur 2. b-moll 3. H-dur IV I V6 4. d-moll 5. F-dur 6. h-moll IV6 II г 6 V As-dur 8. es-moll 9. Es-dur V 4 3 V7 V г h-moll 11. As-dur 12. f-moll V II9 II

74 13. D-dur 14. b-moll 15. D-dur II г 4 3 II2 VII г H-dur 17. f-moll 18. Ges-dur VII7 VII 4 3 IV2 19. g-moll 20. E-dur 21. d-moll I 6 5 DDVII7 DDув F-dur 23. es-moll 24. A-dur II V7 5 7 V

75 СИ (ДО-БЕМОЛЬ) 1. A-dur 2. fis-moll 3. Fis-dur II IV II 6 4. gis-moll 5. E-dur 6. c-moll I6 K 6 4 V e-moll 8. Fis-dur 9. fis-moll V7 V2 V C-dur 11. E-dur 12. h-moll V V г 9 II2 75

76 13. D-dur 14. a-moll 15. Es-dur II 4 3 II7 VII г fis-moll 17. C-dur 18. h-moll VII 4 3 VII7 IV G-dur 20. es-moll 21. F-dur I 6 5 DDув. 4 3 II a-moll 23. E-dur 24. a-moll II7 3 V7 5 VII


САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2018 ОТ АВТОРА Моё новое учебное пособие предназначено для

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ И. Русяева ПИСЬМЕННЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для специальных музыкальных заведений среднего звена МОСКВА 2017 ГОД 1 ОТ АВТОРА Моё

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ДОМАШНИЙ РЕПЕТИТОР СОЛЬФЕДЖИО Четырёхголосные цепочки Учебное пособие для студентов специализированных музыкальных учебных заведений среднего звена

Экзаменационный билет по сольфеджио 1 Задание I. Теория 1. Гамма это 2. Расстояние между двумя звуками называется 3. Период обычно состоит из предложений повторного или неповторного строения () 4. У каждого

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА УСТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ГАРМОНИИ ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 08 ОТ АВТОРА Данное учебное пособие предназначено

КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ СТАРШИХ КЛАССОВ (5,6,7 КЛАСС) ПО СОЛЬФЕДЖИО В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА 5 КЛАСС Письменная работа 1. Записать одноголосный диктант: 2. Записать двухголосный диктант: 3. Слуховая работа вне

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО СОЛЬФЕДЖИО 2019 Письменные задания по теории (7 класс по 1-7 и 1-8; 5 класс по 1-5) Рекомендации участнику: l внимательно прочти все задания; обрати внимание, они поделены на

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО СОЛЬФЕДЖИО 2019 Письменные задания по теории (8 класс по 1-7 и 1-8; 6 класс по 1-5) Рекомендации участнику: l внимательно прочти все задания; обрати внимание, они поделены на

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГАРМОНИИ 3-й год обучения Учебное пособие для специализированных музыкальных школ/колледжей МОСКВА 2019 ОТ АВТОРА Мой новый

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА УСТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ГАРМОНИИ ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 08 ОТ АВТОРА Данное учебное пособие предназначено

МБУК ДО ДМШ 13 им. Дунаевского г. Екатеринбург Тестовые задания по сольфеджио для 3-7 классов подготовила преподаватель сольфеджио Сучкова Людмила Петровна 2016 3 класс 1. Лад, у которого между I и III

Официальный сайт Ирины Анатольевны Русяевой И. РУСЯЕВА ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГАРМОНИИ Второй год обучения Учебное пособие для специализированных музыкальных школ/колледжей МОСКВА 2018 год ОТ АВТОРА Мой

Е.С. Горник Основы элементарной теории музыки Учебно-методическое и справочное пособие Часть I Издание 2-е. Исправленное и дополненное Москва 2016 1 УДК 373.1.016:781 ББК 74.268.53 Г 69 По результатам

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (семилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

В ПОМОЩЬ СТАРШЕКЛАССНИКУ. КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО СОЛЬФЕДЖИО. Виды септаккордов Септаккорды определяют по двум основным качествам, указываемым в обозначении. Первая буква обозначения показывает величину

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА УСТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ГАРМОНИИ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие для музыкальных колледжей МОСКВА 2018 ОТ АВТОРА Данное учебное пособие предназначено

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы и умvii 7 с t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От

Билет 1 1. Спеть гамму до диез минор гармонического вида, все уменьшенные интервалы. t 6 S 53 D 64 D 34 t 53 S 6 II 34 К 64 D 7 t 53 2. Спеть параллельный мажор натурального вида, 7б с 3. От звука «фа

Когалым 2010 г. 1 Учебное пособие может быть использовано педагогами на уроках сольфеджио по программе Т.А.Калужской для повторения и закрепления учебного материала 1 7 классов. Одна из задач данного пособия

Муниципальное учреждение дополнительного образования Сенежская детская школа искусств Тесты по теории музыки

Экзаменационные билеты по сольфеджио для учащихся 5 класс ДПП «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» Билет 1 1.Спеть гамму фа диез минор натурального

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 5 КЛАСC ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 4 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5. Лад 6.Разрешение 7. Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора. 10.Переменный лад 11.Тональности

БИЛЕТЫ по музицированию (баян, аккордеон) для музыкальных школ и школ искусств Сост. Коннова Е. В. 2010 г. 1. Кадансы левой рукой мажор Т-S-T полька от до 2. Кадансы левой рукой T-D-T марш от до 3. Транспонирование

Официальный сайт Ирины Анатольевны Русяевой И. РУСЯЕВА ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГАРМОНИИ Первый год обучения Учебное пособие для специализированных музыкальных учебных заведений среднего звена МОСКВА 2017

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа 24» УТВЕРЖДАЮ Директор Л.Э.Каспарянц СОГЛАСОВАНО

Официальный сайт Ирины Анатольевны Русяевой И. РУСЯЕВА ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ГАРМОНИИ Первый год обучения Учебное пособие для специализированных музыкальных учебных заведений среднего звена МОСКВА 2018

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 4 КЛАСС (пятилетнее обучение) МИ МАЖОР это тональность мажорного лада, с тоникой «ми» и 4 ключевыми знаками фа-диез, додиез, соль-диез, ре-диез. до-диез минор - это тональность

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ» Преподаватель

«Познай самого себя» Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, Много придется свершить, не надеясь на чудо. Слушайте волю мою и мое предсказанье: Славой бессмертной покроете имя. Что предначертано, то

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА. БИЛЕТ 1. 1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. 2. Спеть G dur (гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,

& До мажор оническое 10 & # 6 онический Соль мажор 6 онический Субдоминантовое АККОРДЫ Мажорные аккорды 6 6 6/4 6/4 Доминантовое 6 6 6/4 6/4 19 & b Фа мажор 6 6 6/4 6 6/4 Ре мажор 28 & # # 6 6 6/4 6 6/4

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 6 КЛАССА ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до еѐ октавного повторения. Звуки называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I- II

Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы. Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 2 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Вводные звуки. Опевание 8.Мажорный лад 9. Минорный лад 10. Три вида минора

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ РУСЯЕВОЙ ИРИНА РУСЯЕВА УСТНЫЕ ТЕСТЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ Учебное пособие для музыкальных колледжей Москва 2018 1 От автора Моё новое учебное пособие предназначено

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича Адаптированная программа по сольфеджио (5 летний срок обучения) Составитель программы:

Изучение закономерностей ладовой и абсолютной систем в младших классах на уроках сольфеджио В практике сольфеджио сложились два основных аспекта деятельности, которым в той или иной мере подчинены все

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Утверждаю Директор МБОУ ДОД «ЦДТ» Н.А.Головкова 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» 1

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 2 КЛАСС. ГАММА это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ 7 КЛАССА ЛАД система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике. ТОНАЛЬНОСТЬ это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств и народных ремёсел» Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио Выполнила Камалова Зульфия Галеевна

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 3 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора 10.Переменный лад 11.Тональности

ДОМИНАНТСЕПТ АККОРД И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ Ступени на которых строятся обращения доминантсепт аккорда - V ступень (б3+м3+м3) D5/6 - VII ступень (м3+м3+б2) - II ступень (м3+б2+б3) - VI ступень (б2+б3+м3) Мажорные

Тесты по теории музыки 1. Сколько свойств имеет музыкальный звук: а) 2 б) 3 в) 4 г) 5 2. Какое свойство отличает музыкальный звук от шумового звука: а) высота б) тембр в) громкость г) длительность д) все

Приложение 1 к РП УП ПО.02.УП.01. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ к программе учебного

Управление культуры Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования "Детская школа искусств 12" СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Государсвтенное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Якутский колледж культуры и искусств» ЛОГИКО-ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

Требования для поступающих на отделение «Теория музыки» Поступающие на отделение «Теория музыки» должны сдать следующие экзамены по специальности: 1. Сольфеджио (письменно и устно) 2. Музыкальная грамота

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ» МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА РАМ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы "Детская музыкальная школа имени М. М. Ипполитова-Иванова" «Утверждаю» директор О.В.Черезова приказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

Прием на основную профессиональную образовательную программу по специальности Теория музыки осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании

Муниципальное автономное учреждение культуры дополнительного образования ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 7 имени С.В. Рахманинова ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ПУТЬ

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных Е.Кадашевич,

II четверть 7 занятий I четверть 8 занятий четверть Кол-во часов Дата проведения ния Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургская

Поурочные планы по сольфеджио 1 класс >>> Поурочные планы по сольфеджио 1 класс Поурочные планы по сольфеджио 1 класс Домашнее задание: Сочинить мелодию с импользованием внутритактовой синкопы, записать

Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» Настоящая программа ориентирована на программу педагога методиста Т.А. Калужской по сольфеджио, составленной в 1984 году со сроком обучения 5 лет. Объем