Презентация как сохранить зрение. Внеклассная работа по здоровьесбережению "как сохранить хорошее зрение". Упражнения для глаз

Cлайд 1

Cлайд 2

Отдых: Пальминг Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом - как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Cлайд 3

Cлайд 4

Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Теперь попытайтесь вспомнить что-нибудь, доставляющее вам удовольствие: как вы отдыхали на море, как вас все поздравляли с днем рождения, звездное небо… Можно делать это упражнение под музыку. Сознательно расслабить глаза очень сложно (вспомните, что своим сердцем вы тоже не можете управлять). Поэтому не нужно пытаться контролировать свое состояние - это только повредит цели занятия, вместо этого подумайте лучше о чем-нибудь приятном.

Cлайд 5

"Сквозь пальцы" Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь. Если вы не можете добиться эффекта движения, попробуйте сделать так. Вытяните указательный палец. Он должен "смотреть" вверх. А ваш нос должен его касаться. Закройте глаза и поворачивайте голову вправо-влево так, чтобы нос, проходя мимо пальца, касался его. Не переставая поворачивать голову, откройте глаза (только не сосредотачивайте свое внимание на пальце, смотрите вдаль!). Вы наверняка увидете, что палец "движется".

Cлайд 6

Cлайд 7

1 упражнение Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут)

Cлайд 8

Итак, вернемся снова к утру. Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно. Несколько раз широко раскройте глаза и рот. Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий. Сделайте упражнение "письмо носом". Сделайте упражнение для бровей (описание смотрите ниже). Сделайте пальцевые повороты. Сделайте пальминг.

Cлайд 9

Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.

Cлайд 10

Cлайд 11

Упражнение для бровей Утром многим из нас хочется сказать, как гоголевскому Вию: "Поднимите мне веки!". А со временем они становятся все тяжелее и тяжелее. Упражнение для бровей не только поможет вашим глазам избавиться от давления этой тяжести, но и поможет выглядеть моложе. Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача - со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится.

Cлайд 12

2 упражнение Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Отдых: Пальминг Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом - как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

"Сквозь пальцы" "Сквозь пальцы" Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Чтобы снять с глаз напряжение, вам предлагается это упражнение. Его можно выполнять сидя, лежа, стоя. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь. Если вы не можете добиться эффекта движения, попробуйте сделать так. Вытяните указательный палец. Он должен "смотреть" вверх. А ваш нос должен его касаться. Закройте глаза и поворачивайте голову вправо-влево так, чтобы нос, проходя мимо пальца, касался его. Не переставая поворачивать голову, откройте глаза (только не сосредотачивайте свое внимание на пальце, смотрите вдаль!). Вы наверняка увидете, что палец "движется".

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Итак, вернемся снова к утру. Итак, вернемся снова к утру. Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно. Несколько раз широко раскройте глаза и рот. Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий. Сделайте упражнение "письмо носом". Сделайте упражнение для бровей (описание смотрите ниже). Сделайте пальцевые повороты. Сделайте пальминг.

Слайд 9

Описание слайда:

Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом. Сделайте упражнение 20-30 раз, дышите при этом свободно, не напрягайтесь.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Упражнение для бровей Упражнение для бровей Утром многим из нас хочется сказать, как гоголевскому Вию: "Поднимите мне веки!". А со временем они становятся все тяжелее и тяжелее. Упражнение для бровей не только поможет вашим глазам избавиться от давления этой тяжести, но и поможет выглядеть моложе. Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача - со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится.

Слайд 12

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

  • Привитие детям навыков здорового образа жизни;
  • Знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;
  • Формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.
  • Знакомство детей с гимнастикой для глаз

Оборудование: слайдовая презентация, памятки.

– Ребята, отгадайте загадку и узнаете о чём, пойдёт речь на сегодняшнем занятии: «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно – это глаза. Зрение – это удивительно сложная и ещё далеко не познанная совместная работа глаза и мозга. Уже столетия наука изучает глаз, и каждый учёный, открывая его новые свойства и новые тайны, испытывает чувства волнения перед его совершенством.

Зачем нужны человеку глаза? (Помогают видеть, различать и узнавать предметы, их форму, цвет).

В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства, Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и оберёгами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу у кораблей. А египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши».

По форме глаз напоминает шар, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 гр. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой связаны костями черепа. От стенок глазницы идут шесть мышц, они прикрепляются к глазному яблоку и управляют его движениями. При неполадках в глазодвигательной системе возникает косоглазие, когда человек смотрит, будто в разные стороны.
Для предупреждения косоглазия и тренировки глазных мышц существуют простые упражнения: например «бабочка», давайте поиграем. Воспитатель даёт команды: «Бабочка села на нос, бабочка перелетела в левый верхний угол класса» и другие различные варианты (плечо, окно), которые сопровождаются движением глаз в заданном направлении без поворота головы. Продолжительность 3 -4 мин.

С помощью таких масок врачи средневековой Европы исправляли косоглазие. Гравюра 16 века. На человека надевали маску с помощью, которой тренировали мышц.

Радужная оболочка – радужка или ирис.
(У каждого человека радужка неповторима – двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Кроме того, цвет глаз передаётся по наследству, но на протяжении жизни меняется. Оказывается, цвет влияет на их свойства. Сероглазые – самые зоркие. Встречаются люди с разными по цвету глазами).

Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защищают их от пыли, ветра и пота. Особенно грозит пыль жителям степей и пустынь, не случайно у них узкий разрез глаз: будь глаза так широко раскрыты, как у представителей других регионов, люди оказались бы беспомощны во время песчаных бурь. На обоих веках веках по 80 ресниц, и каждой из них отведено 100 дней, чтобы появится, вырасти и выпасть. Таким образом, в течение жизни у нас сменяется от 83 – 93 тысяч ресниц. Они необходимы, чтобы смыкание век было как можно более плотным, ведь естественный забор не пропустит к глазному яблоку даже самые маленькие пылинки.

Есть ещё один страж – это слёзы.
Слёзы – процесс естественный. Здоровый глаз всегда слегка влажен. Слёзы промывают глаза, поддерживают их чистоту. Искусство и фольклор не оставили без внимания слёзы. Им во все времена придавали особый смысл.
Слёзы – спутник горя, сострадания, стыда, грусти, иногда умиления и радости. В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слёзную жидкость в специальные сосуды, и при необходимости запасы слёз пускались в дело: их смешивали с розовой водой и применяли для лечения ран, ведь в слёзной жидкости находится антимикробный белок лизоцим.

В мифах у слёз ещё большая сила: словно живая вода они могут оживить погибшего героя. Неудивительно, что столь драгоценная субстанция в культурах разных народов обрела особо значимые символы. У русских слёзы сравнивались с жемчугом, у ацтеков с бирюзой, у литовцев с янтарём.

Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она – «гимнастика для глаз». Давайте, выполним её вместе .
1 – упражнение . Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью, исключая доступ света. (1 -2 минуты). Открыть глаза.
2 – упражнение . Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску. (2 – 3 раза).
3 – упражнение . Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение. (5 – 6 раз).

Приложение , 9, 10, 11, 12 слайды

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь. Отчего же может испортиться зрение?

Приложение , 10 слайд

Зрение часто ухудшается от того, что школьник или взрослый читает, пишет, или вышивает при плохом освещении. От работы при таком освещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко склоняемся при письме или чтении над тетрадью, книгой, при вышивании - над узором и в особенности – когда мы читаем лёжа. (Показ картинок, фото).

Приложение , 11, 12 слайды

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков ещё не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, может вызвать эти нарушения. Часто плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа в неблагоприятных условиях создаёт привычку рассматривать всё вблизи. В результате развивается близорукость.

Близорукость? Очень жаль.
Глазки плохо смотрят вдаль.
Ты читаешь очень много,
Хочешь быстро поумнеть,
Но при чтении – запомни! –
Нужно правильно сидеть.

Приложение , 13 слайд: «Как сохранить хорошее зрение»

Приложение , 14 слайд

(Показать практикум) . Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 3 - 35 см от глаз, не ближе. Это расстояние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остаётся расстояние в ширину ладони. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портиться. Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого лучше использовать подставку или подкладывать под верхний край читаемой книги 2 – 3 другие книжки. При чтении надо делать перерывы, примерно каждые 30 мин, чтобы дать глазам отдых.

Приложение , 15 слайд

Вредно читать лёжа . Когда читают лёжа, трудно держать книгу в удобном положении и на нужном от глаз расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится.

Приложение , 16 слайд

Отчего же могут заболеть глаза?
Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заноситься в глаза, когда мы их трём пальцами, платком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Приложение , 17 слайд

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет.

Глаз и красный и болит?
Видимо коньюктивит.
Если глаз тереть рукой,
А рука – чумаза,
То микробы попадут
На поверхность глаза.
Утром глаз открыть невмочь –
Что за невезение!
Капли могут здесь помочь
И мамино терпение.
Глаз мы будем промывать,
Чтоб микробов разогнать!

Приложение , 18 слайд

Еще одно часто встречающееся заболевание глаз – ячмень.

Ячмень – трава, растёт на поле
Ячмень в глазу – не хуже боли
Но только врач лекарства даст –
В три дня здоровым станет глаз.

Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу.
Как называют врача, который лечит заболевания глаз? (Окулист)

Раньше говорили: Око
Эти времена далёко,
Но врачей, что лечат глаз,

Приложение , 19 слайд

Некоторые дети теряют зрение, слепнут на один или оба глаза – при неосторожном обращении с острыми предметами .

Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.

Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза. Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших товарищей.

Приложение , 20 слайд

Кроме того, очень вредно для глаз долгое время сидеть у телевизора, за компьютером, игровой приставкой.

Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И конечно вредно глазу,
Если много смотришь сразу.

Ребята! А кто знает, сколько времени можно проводить за компьютером, смотреть телевизор? (Ответы детей) .

Чтобы уберечь глаза необходимо :

– Правильно сидеть за партой, столом.
– Надо пользоваться своим и обязательно чистым полотенцем.
– Спать в отдельной, чистой постели.
– Не тереть глаза руками.
– Нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с иглой в руках, с вилкой, ножиком, даже карандашом. Если школьник поскользнется, споткнётся, или упадёт, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим.
– Заниматься физкультурой.
– Читать сидя и при хорошем освещении.
– Осторожно обращайтесь с иглами, ножами и другими острыми предметами.

Приложение , 21 слайд

Спорт, физкультура полезны всегда –
К сильному не подберётся беда.
Коньки и лыжи, и футбол,
Всё укрепляет мышцы, связки
Окрепнут в сильном теле глазки.
Польза сразу же видна:
Близорукость не страшна!

Приложение , 22 слайд

Что полезно есть для глаз,
Расскажу я вам сейчас.
Не ищите далеко –
Чёрный хлеб и молоко,
Мясо, рыба и горох,
Геркулес совсем не плох,
Летом – семечки, окрошка,
Брюква и морковь, картошка,
Фрукты, ягоды подряд
Облепиха, виноград,
И бананы, и брусника,
И особенно – черника.

В заключение дети получают памятки:

«Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений»
«Как сохранить хорошее зрение»
«Упражнения для глаз»

Приложение , 23 слайд

Мы хотим предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
Соблюдай все правила,
Рассказывай другим,
И тогда ты будешь дружен
Со зрением своим.
Оно тебе поможет
Познать весь мир вокруг,
Как тебе помог бы
Самый лучший друг!

Какие меры нужно принимать родителям, о чем нужно помнить, чтобы потом не пришлось лечить зрение ребенку? Если момент упущен и зрение начало ухудшаться, следует попытаться остановить или хотя бы притормозить этот процесс.

Причины снижения зрения у ребёнка

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения. К сожалению, эти причины плохо поддаются коррекции со стороны родителей. Но и доля их влияния на зрение не так высока. как иногда кажется.

Есть и другой перечень: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, усиленное раннее развитие, образовательные перегрузки в школе и даже неумеренное чтение недетских по своей полиграфии книг. Этот перечень факторов приводит к ухудшению зрения гораздо большего количества детей, но практически все перечисленное в нем может и должно быть скорректировано родителями.

1. Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. По мнению офтальмологов, тип его (электронно лучевой, жидкокристаллический или плазменный) не влияет на переносимость зрительных нагрузок.

2. Компьютер

Офтальмологи единодушны: до школы никакого компьютера.

Естественно, в современном мире, где компьютер есть практически в каждой семье, запретить его использование очень трудно, но ограничить необходимо. Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

3. Учебные нагрузки и/или слишком усердное раннее развитие

Раннее обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе. В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

Что здесь могут сделать родители?

Во-первых, не следует ругать за оценки, усугубляя стресс ребенка.

Во-вторых, в конце каждой четверти ребенка должен обследовать офтальмолог.

В-третьих, необходимо соблюдать зрительную гигиену дома.

Учителям и родителям не мешало бы знать, что ребенок рождается с низкой остротой зрения. Пресловутая «единица» достигается только примерно в семилетнем возрасте. Это одна из причин, почему занятия в школе начинают с семи лет. Но эта граница у всех индивидуальна, а если в наличии плохая наследственность или в анамнезе, к примеру, вегетососудистая дистония, то без консультации офтальмолога перед школой не обойтись.

4. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.

Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

5. Неправильный режим дня

Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Ребенок должен достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием, а не шахматами).

6. Бедное полезными веществами питание

Аккомодационные мышцы ребенка (которые работают попеременно, когда человек смотрит то вдаль, то вблизи) очень слабые, их нужно укреплять специальными упражнениями и, конечно же, их нужно «подкармливать».Фаворит всех офтальмологов - морковь. Надо только помнить, что без жиров каротин не усваивается, а значит, нужно морковочку тушить или делать салатики с маслом или сметаной. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

Статья из журнала "Стопроцентное зрение"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Малодербетовская СОШ №2»

Б
ерегите зрение!

Выполнила: Манджиева Элина Басанговна , 2 класс

Руководитель: Толмачёва Лариса Ивановна

Малые Дербеты

Введение

    Строение глаза

    Причины ухудшения зрения

    Правила бережного отношения к зрению

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Лариса Ивановна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Изучить литературу по теме.

    Выяснить причины ухудшения зрения.

    Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

    Создать буклет «Береги зрение!»

Использованы соответствующие методы исследования :

    Подбор и анализ литературы.

  1. Практические опыты.

    Анкетирование.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

    Строение глаза

Р
азберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари - карие,
У Васи с Верой - серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Т
ы закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко -
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно -
Ничего вокруг не видно.

Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Наталия Орлова [ 3 ]

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

В
есь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком . Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита . Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей . Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку . Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.

В
центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком . Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик . Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки . Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Опыт № 1:

Я
посадила на стул своего старшего брата Аркадия, направила на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

С
делала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

    Причины ухудшения зрения

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправилась за помощью к нашей школьной медсестре Чижовой Оксане Николаевне.

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1 класса и 2 класса. В первом классе (сентябрь 2014г.) 8 учеников имели хорошее зрение и 2 человека имели нарушение зрения. Во втором классе (сентябрь 2015 г.) уже 9 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 3 человек. (Приложение 1)

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с медсестрой, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)

На основе полученных результатов мы с Ларисой Ивановной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

    Правила бережного отношения к зрению

Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

    Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

    При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

    Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

    Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

    Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

    Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

    Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьная медсестра, Оксана Николаевна.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

    Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

    Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

    Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

    На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.

В сети «Интернет» я нашла электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.


С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!» (Приложение 3)

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература

    Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144

    Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

    http:// www .alenushka-ds.ucoz.ru/

    http:// www .lekron.ru/

    http://www.medpulse.ru/

    http:// www .sila-priroda.ru/

    http:// www .studm.md/

    http:// www .viki.rdf.ru/

    http://www.zrenimed.com/

Приложение 1

Результаты проверки зрения

Количество детей

1 класс

начало учебного года

(сентябрь 2014г.)

2 класс

начало учебного года

(сентябрь 2015 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

10 - 12 учеников

Приложение 2

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Приложение 3

Буклет

Упражнения для глаз

1. У пражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. У пражнение для глаз "Восьмерка" . Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. У пражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Правила

    Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

    Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

    Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).

    Бедное полезными веществами питание