Патология эмоций. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие, неадекватность эмоций, амбивалентность, патологический эффект). Патологические изменения эмоциональных свойств личности

  • 7. Организационная структура стационарной психиатрической и наркологической помощи в Республике Беларусь.
  • 8. Структура внебольничной психиатрической и наркологической помощи в рб.
  • 9. Права и льготы людей с психическими расстройствами в рб.
  • 10. Психопрофилактика психических расстройств (первичная, вторичная, третичная). Реабилитация людей с психическими расстройствами.
  • Принципы реабилитации психических больных:
  • 11. Показания и порядок направления в психиатрический стационар. Принудительная госпитализация.
  • 12. Требования к первичному психиатрическому освидетельствованию.
  • 13. Врачебно-трудовая экспертиза при психических расстройствах.
  • 14. Судебно-психиатрическая экспертиза и порядок ее проведения. Понятие о вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности. Меры безопасности и лечения.
  • 15. Этиология, течение и исходы психических заболеваний. Принципы их классификации по мкб-10.
  • 16. Эпидемиология психических расстройств. Динамика распространенности.
  • 17. Значение субъективного и объективного анамнеза в практической работе врача-психиатра.
  • 18. Этические нормы общения с психически больными. Врачебная тайна в психиатрии.
  • 19. Основные положения военно-психиатрической экспертизы.
  • 20. Эпидемиология и причины суицидального поведения. Профилактика суицидов.
  • 21. Симуляция, диссимуляция и аггравация психических расстройств.
  • 22. Тактика врача-интерниста при психических расстройствах у соматических больных.
  • 23. Особенности ухода за психически больными при отказах от еды, с суицидальными тенденциями и агрессивным поведением.
  • 24. Основные современные направления в психиатрии (нозологическое, синдромологическое, эклектическое ("прагматическое"), психоаналитическое, антипсихиатрическое).
  • 25. Медицинская психология (общая и частная). История развития.
  • История развития медицинской психологии.
  • 26. Взаимоотношение психического и соматического в норме и патологии.
  • 27. Я-концепция, копинг-поведение, стратегии преодоления стресса. Механизмы соматизации.
  • 28. Внутренняя картина болезни. Типы реакции личности на болезнь. Психологическая защита.
  • 1) Интрапсихическая направленность
  • 2) Интерпсихическая направленность
  • 29. Механизмы неврозогенеза (ситуационные, личностные факторы, возрастная и половая реактивность).
  • Раздел 2.
  • 1. Методы исследования в психиатрии (клинический и экспериментально-психологический).
  • 3. Понятие о симптомах и синдромах психических расстройств. Их диагностическое и терапевтическое значение.
  • 4. Нарушение ощущений (сенестопатии, парестезии, гипостезия, гиперестезия).
  • 5. Нарушение восприятия (иллюзии, агнозии, психосенсорные расстройства).
  • 6. Галлюцинаторный синдром. Псевдогаллюцинации.
  • 7. Синдром психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо).
  • 8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие, неадекватность эмоций, амбивалентность, патологический эффект).
  • 9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.
  • 10. Нарушение функции внимания.
  • 11. Нарушения памяти. Амнестический (Корсаковский) синдром.
  • 12. Патология влечений и инстинктов.
  • 13. Нарушения речи.
  • 14. Нарушения мышления (ускоренное и замедленное, резонерство, обстоятельность, амбивалентность, аутистическое мышление, разорванность мышления).
  • 1. Нарушения темпа ассоциативного процесса.
  • 3. Нарушение целенаправленности мышления.
  • 15. Бредовой синдром. Паранояльный, параноидный и парафренный синдром.
  • 16. Синдром оглушенного сознания. Клиническая картина делириозного, онейроидного и аментивного синдромов. Клиническая феноменология экзогенных психических реакций по к.Бонгефферу.
  • 17. Сумеречные нарушения сознания. Деперсонализация и дереализация.
  • 18. Деменция. Ее причины и типы. Тотальная и лакунарная деменция. Место деменции в мкб-10.
  • 19. Астенический и церебрастенический синдромы.
  • 21. Синдром зависимости от психоактивного вещества (пав). Определение пав. Распределение пав по степени аддиктивности. Психическая и физическая зависимость.
  • 22. Синдром отмены психоактивного вещества. Причины, клиника, лечение.
  • 23. Синдром навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный синдром).
  • 24. Реакция горя. Нормальное и патологическое горе. Диагностика и принципы оказания врачебной помощи.
  • 25. Нарушения волевых функций. Двигательно-волевые нарушения. Кататонический синдром.
  • 2. Кататоническое возбуждение:
  • 26. Виды психомоторного возбуждения. Экстренная помощь при них.
  • Раздел 3. Клиника и лечение психических расстройств.
  • 1. Раннее распознавание психических заболеваний. Инициальный период шизофрении. Оценка риска суицидального и социально опасного поведения больных.
  • Оценка степени суицидального риска (Каплан, Сэдок).
  • Оценка социально опасного поведения больных.
  • 2. Соматовегетативные и неврологические расстройства у психических больных.
  • 3. Шизофрения (этиопатогенез, клинические формы, типы течения)
  • 4 . Шизотипическое расстройство.
  • 5. Биполярное аффективное расстройство
  • 1. Маниакальный эпизод.
  • 2. Депрессивный эпизод.
  • 6. Умственная отсталость. Степени умственной отсталости, клинические формы.
  • 7. Эпилептическая болезнь как мультифакториальное заболевание. Изменения личности по эпилептическому типу.
  • 8. Судорожные припадки, другие пароксизмальные проявления и психозы при эпилептической болезни.
  • 2. Генерализованные
  • 3. Бессудорожные пароксизмы
  • 9. Личностная гармония и дисгармония. Акцентуация личности.
  • 10. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых (шизоидное, истерическое, эмоционально неустойчивое, тревожное).
  • 11. Реакция на тяжелый стресс и расстройства адаптации. Острые, подострые, затяжные реактивные психозы.
  • 12. Инфекционные и интоксикационные психозы. Клиника, закономерности течения.
  • 14. Психические расстройства при острой и хронической лучевой болезни. Психические расстройства у лиц, пострадавших в результате аварии на чаэс.
  • 15. Психические нарушения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, церебральный атеросклероз).
  • 1. Церебральный атеросклероз
  • 2. Артериальная гипертензия
  • 16. Геронтологическая психиатрия. Психические заболевания позднего возраста. Дифференциальная диагностика болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.
  • 3. Более редкие формы деменции:
  • Дифференциальная диагностика ба и сосудистой деменции:
  • 17. Психические нарушения при спиДе.
  • 18. Психические расстройства в остром и отдаленном периодах черепно-мозговой травмы.
  • 19. Неврастения.
  • 20. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.
  • 21. Обсессивно-компульсивное расстройство (окр).
  • 22. Алкогольная зависимость. Причины. Патогенез. Эпидемиология. Особенности у женщин и подростков. Профилактика. Препараты для лечения алкогольной зависимости.
  • 23. Основные методы лечения больных с алкогольной зависимостью. Роль клубов по интересам и общества анонимных алкоголиков. Проблема анонимного лечения.
  • 24. Алкогольные психозы (делирий, галлюциноз, параноид, Корсаковский психоз). Клиника и лечение.
  • 25. Острая интоксикация при употреблении психоактивных веществ. Клиника и лечение. Клиника алкогольного опьянения. Правила экспертизы. Патологическое опьянение.
  • 26. Психотерапия. Основные формы. Показания к применению.
  • Побочные действия антипсихотиков и методы их коррекции:
  • 28. Антидепрессанты. Классификация и механизм действия. Тактика назначения антидепрессантов. Показания к применению в психиатрии и соматической медицине.
  • 29. Анксиолитики (транквилизаторы). Применение их в психиатрии и соматической медицине.
  • 30. Нейрометаболические стимуляторы.
  • 31. Препараты для лечения опийной и никотиновой зависимости.
  • 32. Тревожно-фобические расстройства. Понятие агарофобии. Простая фобия, социальная фобия, паническое расстройство.
  • 33. Стабилизаторы настроения (нормотимики).
  • 34. Нейролептический синдром. Экстренная помощь.
  • 35. Методы лечения в психиатрии. Психофармакологические средства, электросудорожная терапия, психотерапия, реабилитационные вмешательства.
  • 36. Принципы и методы лечения больных эпилепсией. Купирование эпилептического статуса.
  • Задачи к экзамену.
  • 8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие, неадекватность эмоций, амбивалентность, патологический эффект).

    Эмоции - чувственная окраска всех психических актов, переживание человеков своего отношения к окружающему и себе.

    1. Эйфория – повышенное настроение с бесконечным довольством собой, безмятежностью, замедлением мышления. Экстаз – переживание восторга и необычного счастья.

    2. Дисфория - тоскливо-злобное настроение с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, с ожесточенностью, взрывчатостью, склонностью к насилию.

    3. Недержание эмоций (слабодушие) - снижение способности корригировать внешние проявления эмоций (больные умиляются, плачут, даже если это им неприятно, характерно для церебрального атеросклероза)

    4. Апатия (эмоциональная тупость) – полное равнодушие ко всему, ничего не вызывает интереса и эмоционального отклика (при слабоумии, шизофрении).

    5. Неадекватность эмоций - неадекватный аффект, пародоксальность эмоций; эмоциональная реакция не соответствует поводу, ее вызвавшему (больной смеется, рассказывая о смерти родственника)

    6. Эмоциональная амбивалентность - двойственность, диссоциированность эмоций (при шизофрении)

    7. Патологический аффект - возникает в связи с психической травмой; сопровождается сумеречным помрачением сознания, появляются бредовые, галлюцинаторные расстройства, неадекватное поведение, возможны тяжелые правонарушения; длится минуты, заканчивается сном, полной прострацией, выраженной вегетатикой; период нарушенного сознания амнезируется.

    9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.

    Маниакальный синдром - характеризуется триадой симптомов: 1) резко повышенным настроением с усилением положительных эмоций, 2) повышением двигательной активности 3) ускорением мышления. Больные оживлены, беспечны, смеются, поют, танцуют, полны радужных надежд, переоценивают свои способности, вычурно одеваются, острят. Наблюдается при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза.

    Основные диагностические симптомы при маниакальном состоянии:

    а) приподнятое (экспансивное) настроение : состояние приподнятого настроения, часто заразительного и преувеличенное чувство физического и эмоционального благополучия, непропорциональное обстоятельствам жизни индивида

    б) повышенная физическая активность : проявляется в непоседливости, перемещении, бесцельных движениях, неспособности сидеть или стоять спокойно.

    в) повышенная говорливость :больной говорит слишком много, быстро, часто громким голосом, в речи присутствуют ненужные слова.

    г) отвлекаемость : тривиальные события и раздражители, обычно не привлекающие внимания, завладевают вниманием индивида и делают его/ее неспособным устойчиво задерживать на чем-либо внимание

    д) пониженная потребность во сне : некоторые больные идут спать в первые часы пополуночи, рано просыпаются, чувствуя себя отдохнувшими после краткого сна, и горят желанием начать следующий, полный активности день.

    е) сексуальная несдержанность :поведение, при котором индивид делает сексуальные предложения или поступки вне рамок социальных ограничений или учета преобладающих общественных условностей.

    ж) безрассудное, опрометчивое или безответственное поведение :поведение, при котором индивид пускается в экстравагантные или непрактичные предприятия, безрассудно тратит деньги или берется за сомнительные предприятия, не осознавая их рискованности.

    з) повышенная общительность и фамильярность :утрата чувства дистанции и потеря нормальных социальных ограничений, выражающиеся в повышенной общительности и крайней фамильярности.

    и) скачка идей : беспорядочная форма мышления, субъективно проявляющаяся как «напор мыслей». Речь быстрая, без пауз, теряет цель и блуждает далеко от исходной темы. Часто употребляет рифмы и каламбуры.

    к) гипертрофированная самооценка : гипертрофированные идеи собственных возможностей, владений, величия, превосходства или собственной значимости.

    Депрессивный синдром - выраженное снижение настроения с усилением отрицательных эмоций, замедленностью двигательной активности и замедлением мышления. Самочувствие больного плохое, им владеет грусть, печаль, тоска. Больной целыми днями лежит или сидит в одной позе, спонтанно в беседу не вступает, ассоциации замедлены, ответы односложны, часто даются с большим опозданием. Мысли мрачные, тяжелые, надежд на будущее нет. Тоска переживается как крайне тягостное, физическое ощущение в области сердца. Мимика скорбная, заторможенная. Характерны мысли о никчемности, неполноценности, могут возникать сверхценные идеи самообвинения или бред виновности и греховности с появлением суицидальных мыслей и тенденций. Может сопровождаться явлением болезненной психической анестезии - мучительного бесчувствия, внутреннего опустошения, исчезновения эмоционального отклика на окружающее. Для депрессивного синдрома характерны выраженные соматовегетативные расстройства в виде нарушений сна, аппетита, запоров, тахикардии, мидриаза; больные худеют, расстраиваются эндокринные функции. Депрессии у взрослых могут наблюдаться также в рамках реактивных психозов и неврозов, при некоторых инфекционных и сосудистых психозах.

    Основные диагностические симптомы депрессии:

    1) депрессивное настроение : пониженное настроение, выраженное печалью, страданием, упадком духа, неспособностью чему-либо радоваться, мрачностью, подавленно­стью, ощущением уныния и т. д.

    2) утрата интересов : понижение или потеря интересов или чувства удовольствия в условиях обычно приятной деятельности.

    3) потеря энергии : ощущение усталости, слабости или истощения; ощущение утраты способности встать и идти или потери энергии. Начать дело, физическое или интеллектуальное, представляется особенно трудным или даже невозможным.

    4) потеря веры в себя и самоуважения :утрата веры в собственные способности и квалификацию, предчувствие неловкости и неудач в вопросах, зависящих от уверенности в себе, особенно в социальных взаимоотношениях, ощущение приниженности по отношению к другим и даже малоценности.

    5) необоснованные упреки к себе или чувство вины : излишняя озабоченность каким-либо действием в прошлом, вызывающим болезненное ощущение, неадекватное и неконтролируемое. Индивид может проклинать себя за какую-то мелкую неудачу или ошибку, которую большинство людей не приняло бы всерьез. Он осознает, что вина преувеличена или это чувство держится чрезмерно долго, но не может ничего с этим поделать.

    6) суицидальные мысли или поведение : постоянные мысли о причинении себе вреда с упорным обдумыванием или планированием способов для этого.

    7) затрудненное мышление или концентрация :неспособность мыслить ясно. Больной обеспокоен и жалуется, что его/ее мозг менее эффективен, чем нормальный. Он/она не способен принять легкого решения даже по простым вопросам, будучи не в состоянии удержать одновременно не­обходимые элементы информации в своем сознании. Затруднение концентрации проявляется в неспособности фокусировать мысли или обращать внимание на те предметы, которые этого требуют.

    8) нарушения сна :нарушения характера сна, которые могут проявляться следующим образом:

      периоды пробуждения между начальным и конечным периодами сна,

      раннее пробуждение после периода ночного сна, т. е. индивид после этого не засыпает снова,

      нарушение цикла сна-бодрствования - индивид бодрствует почти всю ночь и спит днем,

      гиперсомния - состояние, при котором продолжительность сна, по крайней мере, на два часа дольше обычной, представляя собой определенное изменение обычного характера сна.

    9) изменение аппетита и веса :пониженный или повышенный аппетит, ведущий к потере или увеличению на 5% или более обычного веса тела.

    10) утрата способности испытывать удовольствие (ангедония) :потеря способности получать удовольствие от ранее приятной деятельности. Часто индивид не способен к предвкушению удовольствия.

    11) углубление депрессии по утрам : плохое или депрессивное настроение, которое более выражено в раннее время дня. По мере течения дня депрессия уменьшается.

    12) частый плач :частые периоды рыданий без явной побудительной причины.

    13) пессимизм в отношении будущего :мрачный взгляд на будущее независимо от реальных обстоятельств.

    Триада депрессии : снижение настроения, интеллекта, моторики.

    Когнитивная триада депрессии : 1) уничтожительная оценка собственной личности 2) отрицательная оценка внешнего мира 3) отрицательная оценка будущего.

    "

    Эмоции - психические процессы и состояния, связанные с инстинк­тами, потребностями и мотивами, выполняющие, как писал А. Леон­тьев (1970), «функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществ­ления его жизнедеятельности» и «роль ориентирующих субъективных сигналов». Г. X. Шингаров (1971) эмоции и чувства определял как одну из форм отражения человеком окружающей действительности.

    Эмоции - это переживания приятного и неприятного, сопровожда­ющие восприятие себя и окружающего мира, удовлетворение потреб­ностей, производственную деятельность, межличностные контакты. Био­логический, психофизиологический и социальный смысл эмоций и чувств заключается в их организующем и мобилизующем влиянии на орга­низм и в адекватной адаптации к условиям жизни. Эмоции и чувства отражают отношения, в каких находятся предметы и явления, к по­требностям и мотивам деятельности человека.

    Эмоциями в узком значении слова называют переживания, об­условленные удовлетворением или неудовлетворением инстинктивных потребностей - в пище, питье, воздухе, самосохранении и сексуальном влечении. Сюда относятся и эмоциональные реакции, сопровождающие ощущения, непосредственное отражение отдельных свойств предметов. Чувства (высшие эмоции) связаны с потребностями, возникшими в ходе общественно-исторического развития, с общением, отношениями между людьми. Они есть результат эмоционального обобщения. К ним при­надлежат морально-этические, эстетические и интеллектуальные чувст-


    ва: чести, долга, дружбы, коллективизма, сочувствия, сострадания, уважения, любви. Чувства оказывают решающее влияние на прояв­ления низших эмоций и поведение человека в целом.

    Особенности эмоциональных реакций связаны со степенью выра­женности биологических (инстинктивных) и социальных потребностей и влечений, с напряженностью мотивов, возрастом, полом, установкой, с ситуацией успеха или неуспеха, уровнем притязаний, тревожности и другими особенностями. В зависимости от упомянутых условий эмоция может быть организующей и дезорганизующей, адекватной и неадекватной, адаптирующей и дезадаптирующей по отношению к кон­кретной ситуации.

    Эмоциональные реакции П. К. Анохин (1949, 1968) рассматривал как целостные физиологические приспособительные акты, санкциони­рующие и закрепляющие механизмы, относящиеся к удовлетворению или неудовлетворению потребностей. П. В. Симонов (1975) считал, что в схеме потребность - действие - удовлетворение мышление явля­ется источником информации для действия, но в результате недостат­ка знаний и умений нередко возникает разрыв между потребностью и возможностью ее удовлетворения, поэтому в эволюции появился нервный аппарат эмоций как механизм экстренной компенсации, ава­рийного замещения недостающих сведений и умений. Основное усло­вие возникновения отрицательных эмоций, по его мнению,- это нали­чие неудовлетворенных потребностей и рассогласования между про­гнозом и наличной действительностью, дефицит прагматической информации.


    Как известно, эмоциональные состояния имеют объективные (сома-тоневрологические) и субъективные (психические) проявления. Зани­мая как бы промежуточное место между соматическим и собственно психическим (рациональным), они и их анатомо-физиологический суб­страт служат своего рода соединительным звеном в их взаимодейст­вии, основным субстратом соматопсихических и психосоматических взаимоотношений, взаимовлияний и процессов. Это подтверждается тем, что эмоциональные реакции и состояния всегда сопровождаются изменениями обмена веществ, сердечно-сосудистой и других систем организма; при влиянии патогенно-стрессовых ситуаций могут возни­кать психосоматические заболевания (П. К. Анохин, 1969; В. В. Суво­рова, 1975; В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986). Анатомо-физиологической основой эмоциональных состояний служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участвующие в вегетативно-эндокринной регуляции функций. К основ­ным (фундаментальным) эмоциям относят интерес-волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (К. Izard, 1980). По продолжительности и силе эмоциональных переживаний выделяют: настроение - более или менее длительную эмоцию, определяющуюся самочувствием и степенью социального бла­гополучия в данный момент; аффект - сильное и кратковременное

    переживание в виде гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния без утра­ты самоконтроля; страсть-сильное, стойкое и глубокое чувство, за­хватывающее и подчиняющее себе основную направленность мыслей и действий.

    По субъективному тону эмоции и чувства подразделяют на поло­жительные (приятные) и отрицательные (неприятные); по влиянию на деятельность - стенические (мобилизующие) и астенические (дезорга­низующие, угнетающие); по механизму возникновения - на реактивные, появляющиеся как реакции на осознание неблагополучия, и витальные, развивающиеся вследствие нарушения функций эмоциогенных струк­тур головного мозга.

    Классификация нарушений эмоций и чувств

    1. Патологическое усиление: эйфория и депрессия.

    2. Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональ­ное уплощение и эмоциональная тупость.

    3. Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмоций), ла­бильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний.

    4. Нарушение адекватности: неадекватность, амбивалентность эмо­ций, патологическая тревога и страх, дисфории, дистимии, патологичес­
    кий аффект.

    При повышении настроения (эйфории) или его угнетении и сниже­нии (депрессии) отмечается отрыв эмоционального состояния от ре­альной ситуации, неадекватность его по отношению к данной ситуа­ции. При эйфории, кроме повышения настроения и самочувствия, по­являются ускорение течения мыслей, неустойчивость и отвлекаемость внимания, подъем общего тонуса и двигательной активности, повышен­ная самооценка, утомляемость отсутствует. Такое состояние характер­но для гипоманиакального и маниакального синдромов. Эйфория мо­жет наблюдаться в структуре паралитического и псевдопаралитическо­го синдромов.

    Черепно-мозговые травмы и другие органические заболевания го­ловного мозга с поражением лобных долей иногда дают картину так называемой мории - благодушно-дурашливой эйфории с неадекватны­ми поступками, с потерей чувства дистанции и критической оценки поведения. При остаточных явлениях органического поражения мозга симптоматика мория не имеет тенденции к утяжелению, а при опухо­лях лобных долей обычно отмечается нарастание оглушенности, за­груженности и недоосмысливания ситуации и своего поведения.

    Повышение настроения при таких заболеваниях, как истерия, эпи­лепсия, шизофрения, может приобретать характер экстаза - востор­женного настроения с погружением в себя. Оно иногда связано со зрительными, реже слуховыми галлюцинациями. Нередко выраженное улучшение настроения проявляется в экзальтации - приподнятом на­строении с приливом энергии и повышением активности.


    В настоящее время чаще встречаются депрессивные состояния! адинамическая депрессия - с вялостью; ажитированная - с возбужде­нием; анестетическая - с чувством мучительного бесчувствия; астени­ческая- с истощаемостью; угрюмая - с гневливостью и раздражи­тельностью; тревожная, непсихотическая и психотическая - с бредом и галлюцинациями; маскированная, алкогольная, инволюционная, ис­терическая, депрессия истощения, нейролептическая, сосудистая, цикло-тимическая, экзогенная.

    Характерными признаками депрессии любого генеза являются угне­тение настроения, снижение психической и эффекторно-волевой ак­тивности, появление мысли о собственной малоценности и бесперс­пективности, снижение общего тонуса организма и склонность к песси­мистической оценке своего положения, к суицидальным мыслям и по­ступкам. Наиболее классическим вариантом можно считать витальную депрессию (меланхолию), которая обычно относится к эндогенной и выражается в угнетенном настроении с тоской или тревогой, снижени­ем влечений, нарушениями сна, суточными колебаниями настроения, признаками повышения тонуса симпатической части вегетативной нерв­ной системы. Депрессии соматогенные и возникающие вследствие орга­нических поражений головного мозга (симптоматические) отличаются астеническим фоном и ухудшением состояния к вечеру, а психоген­ные- наличием в переживаниях психотравмирующих моментов. Любая из указанных депрессий может временами приобретать характер ажи-тированной депрессии - с возбуждением, стремлением к самоистязанию и суицидальным поступкам. При рецидивах довольно часто наблюда­ется так называемая эндогенизация симптоматической и психогенной депрессии.

    Депрессии подразделяют на психотические и непсихотические, хотя такое деление относительно. К психотическим следует относить те депрессии, при которых угнетение настроения сочетается с бредовыми идеями самоуничижения, самообвинения, греховности, отношения, пре­следования, с галлюцинаторными переживаниями, витальной тоской, отсутствием критики и суицидальными действиями. При непсихотической депрессии обычно наблюдается критическая оценка своего состояния и ситуации, сохранены психологически понятные связи с внешними и внутренними обстоятельствами.

    Трудности возникают при диагностике депрессии у детей и под­ростков, так как депрессивные состояния полиэтиологичны (энцефало­патия, неправильные отношения между родителями, школьные затруд­нения, психические болезни родителей) и отличаются по клиническое картине (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979, и др.). У девочек депрессия проявляется в снижении массы тела, замедлении двигатель­ной активности, тревожности и страхе, плаксивости, суицидальных мыслях и попытках, у мальчиков -в виде слабости с головной болью и кошмарными сновидениями, двигательного беспокойства с побегами из дома, прогулами уроков, агрессивностью, ослаблением внимания,


    ночным недержанием мочи, навязчивым обгрызанием ногтей и неряш­ливостью.

    A. Kepinski (1979) выделял следующие формы юношеской де­прессии: апатоабулическую (потеря интереса к учебе, работе и раз­
    влечениям, чувство пустоты); бунтарскую (заострение возрастных черт
    характера, реакции протеста, раздражительность, хулиганские поступ­ки, злоупотребление алкоголем и наркотиками, агрессивность, «борьба»
    со старшими, суицидальные поступки); в виде позиции покорности,
    смирения, отсутствия интереса к выбору профессии, пассивного отно­шения к собственной судьбе и будущему; в виде патологической ла­бильности настроения, переменчивости желаний и стремлений.

    Депрессивные состояния могут проявляться в картине субдепрес­сивного синдрома, простой депрессии, «предсердечной тоски», деп­рессивного ступора, ажитированной, тревожной, ананкастической, ипохондрической депрессии, депрессивно-параноидного синдрома, психи­ческой анестезии.

    Отдельного рассмотрения заслуживает «маскированная» депрессия, или «депрессия без депрессии» («вегетативная» депрессия, «соматизи-рованная» депрессия), которую в последние годы диагностируют более часто. Под этим заболеванием имеется в виду такая форма эндогенной депрессии, при которой на первый план выступают не психопатологи­ческие признаки, а соматические и вегетативные симптомы (соматовегетативные эквиваленты), поддающиеся лечению антидепрессантами.

    B. Ф. Десятников и Т. Т. Сорокина (1981) выделяют следующие
    формы «маскированной» («соматизированной») депрессии: алгическо-
    сенестопатическую (абдоминальную, кардиалгическую, цефалгическую
    и паналгическую); агрипническую; диэнцефальную (вегетовисцераль-
    ную, вазомоторно-аллергическую, псевдоастматическую); обсессивно-
    фобическую и наркоманическую. Авторы подчеркивают, что в данном
    случае речь идет о субдепрессии (меланхолической, гипотимической,
    астенической, астеногипобулической или апатоадинамической) с нали­чием депрессивной триады: психических нарушений, нарушений виталь­ных ощущений и соматовегетативных нарушений. Широкая диагности­ка «маскированной» депрессии нередко приводит к включению в рамки
    эндогенных аффективных заболеваний и таких, как неврозы (особенно
    системные), психопатические декомпенсации и даже соматические
    болезни с депрессивными реакциями (вегетативно-сосудистые дистонии,
    гипертоническая болезнь и др.). Диагностика субдепрессивного состоя­ния различного генеза (а не только эндогенного) является более пра­вильной, так как это отражает сущность имеющегося аффективного
    расстройства и полиэтиологичность его возникновения.

    Следует отметить, что к депрессивным состояниям можно отнести дистимию и дисфорию. Под дистимией (К. Flemming, 1814) понимают кратковременное (в течение нескольких часов или дней) расстройство настроения в виде депрессивно-тревожного с гневливостью, недоволь­ством, раздражительностью; под дисфорией - состояние гневливости



    с агрессивными тенденциями на фоне пониженного настроения (S. Puzynski, I978). Дистимия и дисфория наблюдаются при органических поражениях головного мозга, эпилепсии, психопатии.

    Одним из острых проявлений депрессии считают раптус, или не­истовство («меланхолический раптус» и «ипохондрический раптус») - приступ отчаяния, страха, глубокой тоски с психомоторным возбужде­нием, сужением сознания, аутоагрессивными действиями. Возникает по механизму «взрыва», накапливающегося депрессивного аффекта.

    Патологическим ослаблением эмоциональных реакций считают па­ралич эмоций, апатию, эмоциональное уплощение и тупость. Паралич эмоций как острое кратковременное их выключение развивается в свя­зи с внезапным, шоковым воздействием психотравмирующего фактора (стихийного бедствия, катастрофы, тяжелого известия), а остальные виды нарушений - в результате длительно текущего патологического процесса.

    Паралич эмоций считают разновидностью психогенного ступора, так как он также возникает вследствие психической травмы, и в этом состоянии нередко отмечается замедление двигательной активности. По клиническому выражению к параличу эмоций близко стоит апа­тия- безразличие к самому себе, окружающему, родным, близким и т. д., сопровождающееся бездействием, гипо- или абулией. Та­кое состояние может наблюдаться при длительном истощающем дей­ствии психотравмирующих факторов, при хронических инфекционных и соматических заболеваниях, органических поражениях головного мозга.

    Эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость («эмоциональ­ная деменция») - постепенно нарастающее, стойкое оскудение эмоцио­нальных переживаний, касающееся, в первую очередь, высших эмоций (чувств), доходящее до безразличия к себе, своему положению, к судь­бе близких и родных. Наблюдается при шизофрении и некоторых видах органической деменции (тотальной). Эмоциональное уплощение с преобладанием вначале снижения чувств (сочувствия, сострадания, сопереживания) нередко сопровождается расторможенностыо влечений, брутальностыо, неряшливостью, снижением интереса к учебе и работе. Часто бывает одним из первых проявлений шизофренического процес­са, особенно простой формы шизофрении. Подобная чувственная хо­лодность может наблюдаться при опухолях и других органических поражениях головного мозга и даже у психопатических личностей, прослеживаясь на протяжении всей жизни индивидуума.

    Нарушение подвижности эмоций проявляется в их повышенной лабильности или застреваемости и слабодушии. Повышенная лабиль­ность характеризуется легкой сиеной эмоций, быстрым переходом от одной эмоции к другой (от веселости к слезам и наоборот). Более часто наблюдается при истерической психопатии. Как физиологическое явление отмечается в детском возрасте. Слабодушие (эмоциональная слабость) также относится к проявлениям эмоциональной гиперестезии,


    Для слабодушия характерны неустойчивость настроения, повышенная эмоциональная возбудимость с недержанием эмоций, раздражитель­ностью или слезливостью, особенно в минуты умиления, сентименталь­ного настроения. Смена отрицательных эмоций положительными и на­оборот происходит под влиянием незначительных поводов, что свиде­тельствует о повышенной эмоциональной чувствительности, реактивности и истощаемости аффекта (эмоциональная гиперестезия). Наблюдается при астении, в период выздоровления после соматических болезней, черепно-мозговых травм и других поражений мозга, но особенно час­то встречается при церебральном атеросклерозе. Застреваемость (инерт­ность) эмоций характеризуется длительной задержкой на неприятных переживаниях - чувстве вины, обиды, злобы, мести. В норме отмеча­ется у акцентуированных, тревожно-мнительных и параноических личностей, а в клинической практике - у психопатов психастенического и паранойяльного типа, при эпилепсии.

    Неадекватность эмоциональных реакция - довольно частый симп­том в клинике психических заболеваний, например неадекватен смех на похоронах близкого человека, амбивалентность переживаний у больных шизофренией, а также патологический аффект, при котором неадекватность аффекта определяется изменением состояния сознания и отрывочными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями.

    В психиатрической литературе большое внимание уделяется таким аффективным состояниям, как страх и тревога, часто наблюдающимся в норме и в структуре многих психических заболеваний.

    На основании обзора работ зарубежных авторов К. Izard (1980) отмечает: 1) тесную связь между собой и со степенью интенсивности стимуляции таких эмоций, как удивление - испуг (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх - ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес-возбуждение (еще менее неожи­данная и резкая стимуляция); 2) существование в эмоциях испуга, страха и интереса-возбуждения частично перекрывающейся компонен­ты (между ними наблюдается неустойчивое равновесие); 3) разнооб­разие детерминант существования страха - врожденные (гомеостати-ческие, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других усло­вий); 4) наличие связи страха с другими эмоциями -страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и др.

    Подверженность реакциям страха зависит от пола, возраста, инди­видуальных особенностей, социально приобретенной устойчивости и социальной установки личности, исходного соматического и нервно-психического состояния, а также индивидуальной значимости и степени угрозы биологическому или социальному благополучию. Сознательный контроль играет большую роль не только в смысле задержки пове­денческих проявлений страха, но и в предупреждении его зарождения, что является доказательством значения осознанной активности личнос­ти в разрешении сложных жизненных ситуаций,

    В психиатрической литературе психоаналитического и экзистенци­ального плана страх и тревога трактуются как выражение конфликта (враждебности) между инстинктивным бессознательным и требования­ми социальной среды (Е. Fromm, 1965; Н. Е. Richter, 1969; К. Ноrnеу, 1978, и др.). Польский психиатр A. Kepinski (1977, 1979) на основании субъективно-идеалистического учения о моральных и других ценностях (аксиологии), а также предложенной им теории так называемого энер­гетического и информационного метаболизма страх считал одной из основных движущих сил развития личности, источником большинства психопатологических симптомов. По его мнению, страх - это основное психопатологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка (системы ценностей). Автор выделял страх био­логический (при нарушении «естественного морального порядка» - угрозе жизни), социальный (при нарушении «социального порядка», конфликте интериоризированных социальных норм с реальной действи­тельностью - угрозе социальному положению) и «страх совести» («моральный страх»), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины (человек сам себе самый грозный судья). Этим А. Кеpinski объяснял возникновение навязчивых, бредовых идей, галлюци­наторных переживаний, агрессивного поведения, основной шизофре­нической симптоматики (схизиса). Следовательно, по его данным, практически вся психическая патология сводится к проявлениям бессо­знательного первичного страха. Подобная трактовка возникновения и глобальной роли страха неприемлема, хотя упомянутые причины его развития и влияние на некоторые виды психической патологии заслу­живают внимания.

    Предложены различные классификации страха и тревоги, обобщен­ные X. Христозовым (1980). Выделяют следующие виды страха: 1) по форме и оттенкам проявления - страх астенический (оцепенение, сла­бость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный; 2) по степени выраженности - испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угро­жающем жизни или благополучию человека), боязнь (постепенно воз­никающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности-«безумный страх»); 3) по форме проявления - страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непо­средственно из эмоциогенных систем головного мозга), реальный (опас­ность исходит из окружающего мира), моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психиче­ских тенденций и более дифференцированных стремлений); 4) по виду - осознаваемый генерализованный, осознаваемый локализованный,


    неосознаваемый генерализованный, скрытый локализованный страх; 5) по этапам развития - нерешительность, неуверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас.

    Страх и тревогу подразделяют также на нормальные и патологи­ческие варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осозна­ваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных на­рушения: аффективное-чувство опасности; интеллектуальное - неуве­ренность; волевое - нерешительность. X. Христозов рассматривает сле­дующие патологические формы страха: а) навязчивый, или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознаванием абсурд­ности); б) ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипо­хондрическими переживаниями, без критического отношения); в) пси­хотический (появляется в связи с депрессивно-параноидными пережи­ваниями или как диффузный страх).

    В отличие от страха тревогу определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги М. Zapletalek (1980) считает: психические признаки (беспокойство, дрожь, чувство беспомощности, неуверенности, угрожающей опасности, снижение кри­тичности); психомоторные признаки (соответствующая мимика и жестикуляция, возбуждение или угнетение, вплоть до раптуса или сту­пора); вегетативные признаки (повышение артериального давления, ускорение пульса и дыхания, расширение зрачков, сухость во рту, бледность лица, потливость).

    Страх и тревога обычно обнаруживаются в структуре обсессивно-фобического, ипохондрического, депрессивного, галлюцинаторно-параноидного, параноидного, делириозного и других синдромов.

    Таким образом, патология эмоций многообразна и проявляется не изолированно, а в виде нарушения психического состояния и поведе­ния больного в целом, так как ее морфологическим и функциональный субстратом служат расстройства деятельности подкорково-стволовых (лимбико-диэнцефальных) и корковых структур мозга. В особенностях клинических проявлений патологии эмоций находит отражение и ло­кализация поражения в том или ином полушарии головного мозга. Так, после судорожного припадка, вызванного наложением электродов на левое полушарие, у правшей наблюдаются снижение настроения, тревога, дисфория, ипохондричность и суицидальные высказывания, у больных с тревожно-депрессивными состояниями усиливается трево­га, у больных с бредом - подозрительность и эмоциональная напряженность, а при поражении правого полушария повышается настрое­ние, отмечаются благодушие, эмоциональное успокоение (В. Л. Деглин, 1971). Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) показывают, что для поражения правой височной области характерны аффекты страха, тоски и ужаса, а для левой - тревога. Однако авторы считают, что вряд ли обоснованно такое полярное отнесение эмоциональных состоя-

    ний к тому или иному полушарию головного мозга, так как эмоцио­нальные переживания человека отличаются исключительным богатст­вом и разнообразием, охватывая личность в целом.

    Патология сознания и внимания

    Сознание-высшая форма отражения объективной действитель­ности. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» пока­зали, что сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»", что это продукт дли­тельного исторического развития, возникающий в процессе обществен­но-производственной деятельности и отражающий наиболее существен­ные закономерности явлений действительности и социального опыта человечества. С возникновением сознания у человека появилась спо­собность выделять себя из природы, познавать ее и овладевать ею. В учение о механизмах сознательной деятельности человека огромный вклад внесли И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

    Сознание осуществляется посредством языка, слов, образующих вторую сигнальную систему, однако ее раздражители имеют значение лишь через их связь с раздражителями первой сигнальной системы (И. П. Павлов, 1951). Индивидуальное сознание формируется в про­цессе усвоения человеком общественно выработанных представлений, понятий, взглядов и норм, причем это усвоение требует опоры на не­посредственные впечатления от предметов и явлений действительности. В структуру сознания входят: 1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, запасы памяти, мышление и воображение); 2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира); 3) способность обеспечения целеполагающей дея­тельности (волевой, целенаправленной, критически оцениваемой); 4) от­ношение к реальной действительности, ее переживание (А. В, Петров­ский, М. Г. Ярошевский, 1977).

    Основными характеристиками сознания считают степень его яснос­ти (уровень бодрствования), объем (широту охвата явлений окружаю­щего мира и собственных переживаний), содержание (полноту, адек­ватность и критичность оценки используемых запасов памяти, мышле­ния, эмоционального отношения) и непрерывность (способность осознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего). Одним из важнейших компонентов сознательной (осознаваемой) и целенаправ­ленной (волевой) активности является внимание - способность созна­тельного, произвольного или непроизвольного избирательного сосредо­точения сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях.

    В психической деятельности активное участие принимают и неосо­знаваемые процессы (Ф. В. Бассин, 1968; А. М. Халецкий, 1970;

    "Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 3.- С. 29.


    Д. И. Дубровский, 1971; А. Г. Спиркин
    , 1972; А. А. Меграбян, 1978, и Др.). Зарубежные психиатры бессознательное рассматривают как с материалистических, так и с идеалистических позиций.

    В психической деятельности W. Wundt (1862) выделял три взаи­модействующих уровня, признаваемых учеными и в настоящее время: 1) сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и пе­реживаний) ; 2) подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень); 3) бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное-неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). По К. Jaspers (1965), бессо­знательное понимают как автоматизированное, невоспоминаемое, но действенное; незамеченное, но пережитое, ненамеренное, но сделанное; как первоисточник действия (внезапные побуждение, мысль, представ­ление), а также как форму существования (инстинктивное и личное бессознательное в понимании 3. Фрейда) и абсолютное бытие. Пато­логическими изменениями сознания автор отчасти объяснял нарушения ощущений, восприятия себя, окружающего, пространства и времени, деперсонализацию и дереализацию, явления отчуждения, бредовые идеи. 3. Фрейд и его последователи (представители неофрейдизма и экзистенциализма) в психической активности главную роль отводят бессознательному, отрицая решающее значение активного сознания,

    Изменения сознания в состоянии утомления, снижения уровня бодрствования и аффективном его сужении представляют интерес для разработки вопросов оптимизации производственной деятельности че­ловека в различных условиях, поскольку при этом могут существенно меняться внимание и направленность содержания переживаний.

    При психопатологических синдромах с нарушениями адекватности самосознания и сохранением ориентировки психиатры предпочитают не говорить о «ясном сознании» и нарушении сознания в прямом смыс­ле, хотя и учитывают, что самосознание как часть сознания патологи­чески изменено, поскольку такая дифференцировка нарушений созна­ния имеет диагностическое значение (В. П. Осипов, 1923; А. Л. Абашев-Константиновский, 1954; А. К. Плавинский, 1963).

    Отдельные авторы выделяют следующие нарушения сознания: ко­личественные и качественные (Н. Еу, 1954), непсихотические (по типу нарушения ясности) и психотические (Т. Ф. Пападопулос, 1969), прос­тые и сложные (L. Korzeniowski, 1978), выключения и помрачения. При этом отмечают связь нарушений сознания и внимания.

    Классификация нарушений сознания

    1. Непсихотнчсскне формы - «простые» нарушения сознания «коли­чественные», по типу угнетения ясности осознания: обморок, обнубиля-
    ция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.

    2. Психотические формы - «сложные» нарушения сознания, «каче­ственные», синдромы помрачения сознания: астенической спутанности,
    растерянности, делириозный, онирический и онейроидный, аментивный;
    «особые состояния», сумеречные состояния.


    Обморок-кратковременная потеря сознания в результате прехо­дящей анемии мозга (А. М. Коровин, 1973). Четких границ между такими состояниями, как обнубиляция, сомноленция и оглушение нет, однако под обнубиляцией понимают колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысливания ситуации, понимания смысла происходящего и чужой речи; под сомноленцией(сонливостью) - легкую степень оглушения с замедленностью психи­ческих процессов, недостаточностью ориентировки в месте и времени (возможна частичная амнезия); под оглушением - нарушение осмыс­ления окружающего и себя вследствие резкого повышения порога вос­приятия, угнетения психических функций (возможны лишь элементар­ные реакции при громком оклике). Выраженная степень оглушения граничит с сопором (полным выключением сознания с сохранностью оборонительных реакций и других безусловных рефлексов), а послед­ний- с комой (глубоким выключением сознания с появлением патоло­гических рефлексов и нарушением функций жизненно важных систем). Н. К. Боголепов (1962) по этиологии подразделял комы на сосудистые, эндо- и экзотоксические, инфекционные, травматические, гипертермиче­ские, эпилептические, комы, возникающие при опухолях мозга и терминальных состояниях. При органических поражениях головного мозга, особенно при опухолях, выделяют так называемую загружен­ность: бездеятельность с неадекватностью поведения, адинамией, не-доосмыслением окружающего, пустотой взора, односложными и бес­толковыми ответами на вопросы.

    Психотические расстройства сознания обычно относят к состояниям помрачения сознания (А. В. Снежневский, 1958, и др.), так как всем им свойственны неотчетливость, затруднение, фрагментарность или полная невозможность восприятия; дезориентировка во времени, месте и ситуации; ослабление и даже исключение способности к суждениям; затруднение запоминания текущих событий и собственных пережива­ний, отрывочность или отсутствие воспоминаний о периоде помрачения сознания (К. Jaspers, 1913). По мнению А. В. Снежневского, для вы­явления помрачения сознания решающее значение имеет установление совокупности всех перечисленных признаков.

    Синдром растерянности («аффект недоумения») характеризуется расстройством самосознания, познания и приспособления к окружаю­щему (Н. Я. Беленькая, 1966). Больные беспомощны, на лице - мими­ка недоумения, взгляд блуждающий, движения и ответы на вопросы неуверенные, вопросительные и непоследовательные, прерываемые мол­чанием. Иногда больные просят объяснить, что происходит с ними и вокруг.

    Впервые растерянность как симптом расстройства сознания описал Вернике. В зависимости от преобладающего вида дезориентировки он выделял ауто-, алло-, соматопсихическую и двигательную растерян­ность. К. Jaspers считал растерянность выражением реакции личности на болезнь. По мнению Н. Я. Беленькой, растерянность указывает на


    относительно неглубокое расстройство психической деятельности, при котором сохраняется сознание своей измененности. Она возникает при внезапном, необъяснимом и необычном изменении происходящего во­круг или» в самом больном и может быть выражением начального этапа развития бредовых, депрессивных и других синдромов. Часто в структуру синдрома включаются симптомы деперсонализации и де­реализации (ранее упоминалось, что некоторые авторы относят послед­ние к нарушениям сознания).

    Синдром астенической спутанности сопровождается «мерцанием» ясности сознания, выраженной истощаемостью психических процессов, углублением помрачения сознания к вечеру. В начале беседы больные еще могут четко отвечать на вопросы, а затем их речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Гал­люцинации и бред, как правило, не отмечаются. Синдром астениче­ской спутанности часто наблюдается у детей и подростков при инфек­ционных заболеваниях и в ночное время нередко сменяется де­лирием.

    Делириозный синдром можно понимать как сноподобное помраче­ние сознания, характеризующееся аллопсихической дезориентировкой, наплывом пластичных зрительных галлюцинаций, имеющих непосредст­венное отношение к больному, что выражается в психомоторном воз­буждении, ярких эмоциональных (страх) и вегетативных реакциях. Больной экспрессивно как бы вступает в контакт с галлюцинаторны­ми образами, «защищается» от них, но сохраняет ориентировку в собственной личности и частично в окружающем. Делириозный синд­ром наблюдается преимущественно при заболеваниях экзогенной при­роды- острых инфекциях, интоксикациях, черепно-мозговой травме. Воспоминания о пережитом обычно сохраняются.

    При так называемом мусситирующем («бормочущем») делирии ка­кой-либо контакт с больным утрачивается. Больной беспокоен в преде­лах постели, бормочет, перебирает пальцами по постели, движения конечностями некоординированны, бессмысленны. Нередко состояние переходит в сопор и кому или является предагональным. После выхода из психоза отмечается амнезия состояния. По нашим данным, в подобных случаях наблюдается не делирий, а аментивное состояние с хаотическим подкорковым возбуждением.

    Так называемый профессиональный делирий (А. В. Снежневский, 1983) характеризуется дезориентировкой и воспроизведением автома­тизированных «профессиональных» движений. Мы полагаем, что отне­сение этого состояния к делириозному не имеет достаточных оснований. Наблюдая больных белой горячкой и инфекционными заболеваниями (вчастности, при эпидемическом вирусном нефрите), мы сочли воз­можным выделить две клинические формы: в виде онирического синд­рома со сценоподобными галлюцинациями «профессионального» или бытового содержания, активным участием в них больного и сохране­нием воспоминаний на этот период и в виде сумеречного состояния



    с агрессивно-бредовым поведением или действиями, воспроизводящими профессиональные и бытовые навыки, с последующей амнезией.

    Онейроидный синдром (онейроид) А. В. Снежневский (1958) опре­делил как сновидное помрачение сознания с отрывочно-причудливыми картинами отражения реального мира и яркими зрительными, фанта­стическими представлениями. При этом грезоподобные переживания (межпланетные путешествия, катастрофы, гибель мира, «картины ада») происходят как сновидения и псевдогаллюцинации. У больного резко расстраивается самосознание, и он выступает как действующее лицо, участник-наблюдатель фантастических событий. Больной неподвижен или бессмысленно патетически возбужден, обычно безмолвен, мимика у него застывшая, напряженная или восторженная. Воспоминания о пережитом хорошо сохраняются. В отличие от делирия наблюдается не внушаемость, а (чаще) негативизм, нет типичного для делирия симп­тома пробуждаемости (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967).

    Наряду с онейроидным выделяют онирический синдром, или они-ризм (В. С. Гуськов, 1965; Б. Д. Лысков, 1966). Для ониризма (они-рического синдрома, онирического бреда) характерны: вялость, сонли­вость, поверхностный сон с яркими сновидениями и переходом в сновидные переживания, в которых фигурируют встречи и разговоры с родными и знакомыми, бытовые и производственные сцены, поездки, выяснение отношений с кем-то. При пробуждении наступает постепен­ное осмысливание ситуации, могут быть иллюзии, галлюцинации ней­трального характера, ложные узнавания, анозогнозия, часто эйфория. Бред является как бы продолжением сновидений и сновидных пере­живаний, с пробуждением его актуальность постепенно уменьшается; двигательные реакции стереотипные, больной может оказывать пассив­ное сопротивление. При улучшении соматического состояния исчезают и перечисленные расстройства; амнезии состояния не наблюдается. Французский психиатр Е. Regis (1901) описал ониризм при инфекцион­ной патологии.

    Аментивный синдром, или аменция (Т. Meinert, 1881),- это наи­более глубокая степень помрачения сознания, возникающая преиму­щественно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, инфекциями и интоксикациями. Для аменции характерны дезориенти­ровка в месте, времени и собственной личности, нарушение синтеза восприятий, нестойкие иллюзии и галлюцинации, расстройства мышле­ния, вплоть до степени бессвязности (инкогеренции), отрывочность и бессистемность бредовых высказываний, тревога и страх, хаотичность и незавершенность действий, возбуждение в пределах постели, отсут­ствие продуктивного контакта, частичная или полная амнезия на период болезненного состояния, отказ от пищи, истощение (А. С. Чис-тович, 1954). Наиболее тяжелой степенью аментивного синдрома явля­ется «острый бред» (delirium acutum) как результат острейшего, преимущественно септического поражения мозга (А. С. Чистович, 1954). Элементы аментивного симптомообразования могут наблюдать-


    ся в клинике других синдромов расстроенного сознания, однако это не лишает аментивный синдром его самостоятельности, как полагают некоторые авторы (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967). Не оправда­но, по-видимому, и расширение границ данного синдрома (Б. Я Пер­вомайский 1979).

    Сумеречное состояние сознания характеризуется внезапным нача­лом и внезапным окончанием, общей дезориентировкой, возможным сохранением внешне упорядоченных и даже сложных действий, нали­чием образного бреда, ярких зрительных галлюцинаций, бурных аф­фектов (страха, тоски, злобы), полным или почти полным отсутствием воспоминаний, часто совершением сложных автоматизированных и нередко катастрофически опасных поступков. При сумеречном рас­стройстве сознания психогенного характера («истерические сумерки») возможен частичный контакт с больным. По отдельным высказыва­ниям и поведению больных можно заключить, что отмечается отраже­ние в симптоматике психогенно-травматической ситуации, вызвавшей состояние, а также защитный характер поведения.

    Отражение в переживаниях психотравмирующей ситуации наблю­дается также при так называемой психогенной спутанности (аффектив­ном сужении сознания или сумеречном состоянии с аффектом горя, отчаяния и гнева) и реактивном возбуждении (сумеречном состоянии с аффектом страха, злобы, отдельными галлюцинаторными и бредо­выми переживаниями). При пуэрилизме (регрессии поведения до дет­ского возраста), псевдодеменции с нелепыми, глупыми, «дементными» ответами и ганзеровском синдроме с нарочитостью, мимодействиями и мимоответами отмечаются неглубокая степень помрачения сознания и еще более выраженный защитный характер поведения.

    Сумеречные состояния при эпилепсии и органических поражениях головного мозга, как правило, отличаются глубоким помрачением со­знания; поведение больных носит сложно-автоматизированный характер с оживлением инстинктивных и упроченных двигательных актов, при­водимых в действие галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Это часто наблюдается при амбулаторном автоматизме, или трансе (внешне упорядоченном поведении), сомнамбулизме (снохождении), просоночных состояниях и патологическом опьянении.

    Особые состояния сознания (М. О. Гуревич, 1949), по своему ха­рактеру пароксизмальные, проявляются поверхностным изменением сознания с признаками деперсонализации и дереализации, не сопровож­даются амнезией, часто сочетаются с другими признаками последствий органических заболеваний головного мозга. Их, как и абсанс, не сле­дует относить к сумеречным состояниям. Среди расстройств сознания они занимают особое место.

    Мы считаем целесообразным выделить особую форму состояния измененного сознания: состояние так называемого психологического либо психопатологического отключения - «эффект (синдром) отсутст­вия». Имеется в виду временное выключение человека из реальной

    ситуации (при сохранении способности осознавания окружающего) вследствие поглощенности какими-либо переживаниями. «Эффект от­сутствия» может быть непсихотическим (поглощенность сверхценными переживаниями) и психотическим (поглощенность галлюцинаторными и бредовыми переживаниями), частичным и полным, колеблющимся и устойчивым, кратковременным и длительным. Из подобного состояния без значительных усилий, особенно при непсихотическом типе «отсут­ствия», человека удается вернуть к реальности с последующей нор­мальной или болезненной оценкой состояния.

    Некоторые виды нарушения сознания и особенность внешнего поведения больных Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) по­пытались объяснить с точки зрения функциональной асимметрии го­ловного мозга. Авторы отметили, что при поражениях правого полу­шария у правшей обнаруживается тенденция к замедлению движений и снижению двигательной активности в пароксизмах с переживаниями «уже виденного», «никогда не виденного», дереализации и деперсона­лизации. По мнению данных авторов, это свидетельствует о том, что при онейроидных состояниях поведение не отражает содержания созна­ния, оно не информативно, диссоциирует с переживаниями, сочетается с измененным восприятием пространства и времени. При поражениях левого полушария у правшей двигательная активность сохраняется или даже усиливается (например, при психомоторных припадках), поведение адекватно отражает чувственное содержание сознания, то есть соответствует психопатологическим переживаниям, определяется ими. Так, в сумеречном состоянии движения четкие и координирован­ные, галлюцинации проецируются и двигательная активность осуществ­ляется в конкретном времени и пространстве.

    С нарушениями сознания и других психических функций тесно свя­заны расстройства внимания. Ослабление внимания, например, отмеча­ется при астенических состояниях, сопровождающихся неустойчивостью степени бодрствования, а повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к нейтральным и случайным раздражителям - при состоя­нии растерянности. Патологическая «прикованность» внимания к объек­там внешнего мира или к собственным переживаниям характерна для онейроидных состояний.



    Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика эмоцианольной сферы.


    Расстройства эмоциональных состояний и свойств.

    Синдромы, связанные с расстройством эмоций.

    Контрольные вопросы

      Дайте характеристику основным свойствам эмоций.

      Как классифицируются расстройства эмоциональной сферы?

      Какова общая характеристика депрессивного синдрома?

      Какие разновидности депрессивного синдрома вы знаете?

      Каковы особенности «маскированных, «соматизированных» депрессий?

      Каковы дифференциально-диагностические критерии «соматизированных» депрессий и соматической патологии.?

      В чем особая опасность депрессивных состояний?

    Дополнительная литература:

      Авербух Е. С. Депрессивные состояния. Л.Изд.Ленинградского ун-та, 1962г.

      Депрессии и их лечение. Труды ин-та им В.М.Бехтерева, 1973

      Нуллер Ю.Л. Аффективные психозы. Л. медицина, 1988

      Савенко Ю.С. Скрытые депрессии и их диагностика. Методические рекомендации. М. 1978.

    Эмоциональные проявления могут носить и патологический характер. Этому способствуют различные причины. Источником патологических эмоций могут быть особенности характера и связанные с ними эмоциональные отношения.

    Например, робость как черта характера может существенно влиять на возникновение патологического состояния страха и тревоги, у требовательного человека неудовлетворение желаний может вызывать реакцию гнева, а у нетребовательного – уступчивость, подчинение; при этом, гнев может вызвать болезненное состояние перевозбуждения, а вслед за уступчивостью может возникнуть болезненная реакция нервной системы.

    Следует отметить, что эмоциональная патология имеет важное значение среди различных нарушений психики. Здесь необходимо отметить важность эмоциональной возбудимости, например, понижение эмоциональной возбудимости, до той степени, когда даже сильные раздражители не вызывают эмоций, что называется чувственной тупостью, противоположна ей повышенная эмоциональная возбудимость, когда даже слабые раздражители вызывают бурные эмоциональные реакции, что характерно для неврастении.

    К нарушениям эмоциональной сферы относят расстройства настроения, такие как: депрессия, дисфория, эйфория.

    Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

    Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания, такие как, подавленность, тоска, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность снижены. На фоне депрессии возникают мысли о смерти, проявляется самоуничижение, суицидальные стремления. Помимо угнетенно-подавленного настроения, характерны идеаторная – мыслительная, ассоциативная – и двигательная заторможенность. Депрессивные больные малоподвижны. Большей частью сидят в уединенном месте, опустив голову. Различные разговоры для них тягостны. Самооценка снижена. Изменено восприятие времени, которое течет мучительно долго.

    Различают функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологические, являющиеся одним из психиатрических синдромов. Менее выраженное состояние называется субдепрессия.

    Субдепрессия – снижение настроения, не достигающее степени депрессии, наблюдается при ряде соматических заболеваний и неврозах.

    Дисфория – пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Встречается при эпилепсии. Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, при некоторых формах психопатий – эксплозивной, эпилептоидной.

    Эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение. Все окружающее воспринимается в светлых радужных тонах, все люди представляются очаровательными и добрыми. Другой симптом – это идеаторное возбуждение: мысли текут легко и быстро, одна ассоциация оживляет сразу несколько, память выдает богатую информацию, однако внимание неустойчивое, крайне отвлекаемое, в результате чего способность к продуктивной деятельности очень ограниченна. Третий симптом – это двигательное возбуждение. Больные в постоянном движении, за все берутся, но ничего не доводят до конца, мешают окружающим своими услугами и помощью.

    Неустойчивость эмоций проявляется как эмоциональная лабильность. Эмоциональная лабильность характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Она часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов мозга или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний и пр.

    Эмоциональная амбивалентность характеризуется одновременным существованием противоположных эмоций. При этом наблюдается парадоксальное изменение настроения, например, несчастье вызывает радостное настроение, а радостное событие – грусть. Наблюдается при неврозах, акцентуациях характера и некоторых соматических заболеваниях.

    Наблюдается также амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Амбивалентность чувств в типичном случае обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека, особый случай амбивалентности чувств представляет собой противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями.

    Кроме того, может наблюдаться неадекватность эмоций, которая может иногда выражена при шизофрении, когда эмоция не соответствует вызвавшему ее раздражителю.

    Апатия – болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек становится неряшливыми и неопрятными. К своим родным и близким люди при апатии относятся холодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.

    Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.

    Классификация эмоициональных нарушений представлена в табл. 2.5.

    Нарушения чувственного тона:

    • эмоциональная гиперестезия - нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с сенсорной гиперестезией;
    • эмоциональная гипестезия - нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования. Наблюдается при дереализационных и деперсонализационных расстройствах.

    Таблица 25

    Классификация эмоциональных нарушений

    Нарушения чувственного тона

    Эмоциональная гиперестезия.

    Эмоциональная гипестезия

    Гипотимии

    Гипертимии

    Благодушие.

    Гневливость

    Паратимии

    Амбивалентность.

    Эмоциональная неадекватность.

    Синдром «дерево и стекло»

    Негативные эмоциональные

    Эмоциональная тупость.

    расстройства

    Психическая анестезия

    Нарушения динамики эмоций

    Эмоциональная лабильность.

    Слабодушие.

    Инертность (ригидность) эмоций

    Гипотимия - сниженное настроение различных оттенков.

    Виды гипотимии:

    • тоска - эмоциональное состояние с преобладанием подавленности и угнетенности. Тоска, сопровождающаяся характерными тягостными ощущениями сжатия, мучительного стеснения за грудиной, в области сердца, называется предсердечной (витальной). Входит в структуру депрессивных, невротических синдромов, дисфории и др.;
    • тревога - эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойством, напряжением, локализованным в груди. Сопровождается предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды, пессимистическими опасениями, обращенными в будущее. В отличие от тоски тревога является активирующим аффектом. Входит в структуру невротических, тревожно-депрессивных, бредовых синдромов и помрачений сознания;
    • страх - эмоциональное состояние или реакция высокой степени интенсивности, содержанием которой являются опасения о своем благополучии или жизни. Входит в структуру фобического, бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания и др.

    Гипертимия - повышенное настроение различных оттенков.

    Виды гипертимии:

    • эйфория - эмоциональное состояние с преобладанием ощущения радости, «лучезарности», «солнечности» бытия с повышенным стремлением к деятельности. Входит в структуру маниакальных синдромов, алкогольного опьянения и др.;
    • благодушие - эмоциональное состояние с оттенком довольства, беспечности без стремления к деятельности. В патологии может наблюдаться при психических расстройствах, связанных с органическими заболеваниями головного мозга;
    • экстаз - эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто с мистическим оттенком переживаний. Входит в структуру синдрома особых состояний сознания, атипичного маниакального синдрома и др.;
    • гневливость - высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям. Входит в структуру дисфории, психоорганического, атипичного маниакального синдромов.

    Паратимия - парадоксальная, извращенная эмоциональность, содержательное несоответствие аффективных реакций их побудителям.

    Виды паратимии:

    • амбивалентность - сосуществование двух противоположных эмоциональных оценок по отношению к одному и тому же факту, объекту, событию, эмоциональная двойственность, внутреннее расщепление отношения к чему- или кому-либо, переживание антагонистических эмоциональных реакций;
    • эмоциональная неадекватность - парадоксальность, несоответствие эмоциональной реакции побудителю (например, отрицательные эмоции на события, которые обычно рассматриваются как радостные, благоприятные);
    • симптом «дерево и стекло» - сочетание эмоциональной обедненное™ и притупленности с избирательно повышенной чувствительностью, ранимостью, «хрупкостью» чувств.

    Негативные эмоциональные расстройства:

    • психическая анестезия - снижение или полная утрата эмоциональной реакции на окружающее, сопровождающиеся ощущением душевной опустошенности, болезненным переживанием отсутствия эмоциональной откликаемости, внутренней пустоты, бесчувственности. Встречается преимущественно при депрессивных расстройствах;
    • эмоциональная тупость - бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.

    Нарушения динамики эмоций:

    • эмоциональная лабильность - эмоциональная неустойчивость, быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно. Характерна для астенического, истерического, абстинентного синдромов;
    • слабодушие - эмоциональная несдержанность, трудности контроля внешних проявлений эмоциональных реакций. Отмечается при невротических расстройствах, астении, органических поражениях головного мозга;
    • эмоциональная инертность (ригидность) - тенденция к затяжному эмоциональному реагированию, проявляющаяся аффективным застреванием, «вязкостью» эмоций. Входит в структуру изменений личности при эпилепсии и органических поражениях головного мозга.