Препараты аюверда плохо действуют на психику человека. Как лечить психические расстройства? Практика интроспективной смрити-медитации

"Виманика Шастра" - древнеиндийский трактат о полетах

Подробные данные о виманах содержатся в книге "Виманика Шастра ", или "Виманик пракаранам" (в переводе с санскрита - "Наука о виманах" или "Трактат о полетах").
По одним данным, "Виманика Шастра" была обнаружена в 1875 году в одном из храмов Индии. Она была составлена в IV веке до н.э. мудрецом Махаршей Бхарадваджи, использовавшим в качестве источников еще более древние тексты. По другим данным, ее текст был записан в 1918-1923 гг. Венкатачакой Шармой в пересказе мудреца-медиума, пандита Суббрайи Шастри, который надиктовал 23 книги "Виманики Шастры" в состоянии гипнотического транса. Сам Суббрайя Шастри утверждал, что текст книги в течение нескольких тысячелетий записывался на пальмовых листьях и устно передавался из поколения в поколение. По его свидетельству, "Виманика Шастра" - часть обширного трактата мудреца Бхарадваджи, озаглавленного "Янтра-сарвасва" (в переводе с санскрита "Энциклопедия механизмов" или "Все о машинах"). По утверждению других специалистов, она является примерно 1/40 частью труда "Вимана видьяна" ("Наука о воздухоплавании").
Впервые "Виманика Шастра" была опубликована на санскрите в 1943 году. Три десятилетия спустя ее перевел на английский язык директор Международной академии санскритских исследований в Майсоре (Индия) Дж. Р. Джосаер, она была опубликована в 1979 году в Индии.
В "Виманике Шастре" содержатся многочисленные ссылки на труды 97 древних ученых и экспертов по вопросам строительства и эксплуатации летательных аппаратов, материаловедения, метеорологии.
Книга описывает четыре типа летательных аппаратов (в том числе аппараты, которые не могли загореться или разбиться) - "Рукма Вимана ", "Сундара Вимана ", "Трипура Вимана " и "Шакуна Вимана ". Первый из них имел коническую форму, конфигурация второго была ракетоподобной: " Трипура Вимана" являлся трехъярусным (трехэтажным), и на втором ее этаже располагались кабины для пассажиров, этот многоцелевой аппарат мог быть использован как для воздушных, так и для подводных путешествий; "Шакуна Вимана" походил на большую птицу.
Все летательные аппараты создавались из металлов. В тексте упомянуты три их вида: "сомака",
"саундалика", "мауртхвика", а также сплавы, способные выдерживать очень высокие температуры. Кроме того, "Виманика шастра" дает сведения о 32 основных частях летательных аппаратов и 16 используемых при их изготовлении материалах, поглощающих свет и тепло. Различные приборы и механизмы на борту виманы чаще всего называются "янтра" (машина) или "дарпана" (зеркало). Одни из них напоминают современные телевизионные экраны, другие - радиолокаторы, третьи - фотоаппараты; упоминаются также аппараты типа генераторов электрического тока, поглотителей солнечной энергии и др.
Целая глава "Виманики Шастры" посвящена описанию прибора "гухагарбхадарш янтр а".
С его помощью с летящей виманы можно было определять местонахождение укрытых под землей предметов!
Подробно говорится в книге и о семи зеркалах и линзах, которые устанавливались на борту виман для визуальных наблюдений. Так, одно из них, называемое "зеркало Пинджулы ", предназначалось для защиты глаз пилотов от ослепляющих "дьявольских лучей" противника.
"Виманика Шастра" называет семь источников энергии, приводящих летательные аппараты в движение: огонь, землю, воздух, энергию солнца, луны, воды и пространства. Используя их, виманы приобретали недоступные ныне землянам способности. Так,
сила "гуда" позволяла виманам быть невидимыми для врага, сила "парокша" могла выводить из строя другие летательные аппараты, а сила "пралайя" испускать электрические заряды и разрушать препятствия. Используя энергию пространства, виманы могли искривлять его и создавать визуальные или реальные эффекты: звездное небо, облака и т. п.
Книга рассказывает и о правилах управления летательными аппаратами и их обслуживания, описывает методы тренировки пилотов, режим питания, способы изготовления специальной защитной одежды для них. Она также содержит информацию о защите воздушных судов от ураганов и молний и руководство по переключению двигателя на "солнечную энергию" с источника свободной энергии - "антигравитации".
В "Виманика Шастре" раскрывается 32 секрета, которые должен узнать воздухоплаватель от сведущих наставников. Среди них есть вполне понятные требования и правила полета, например, учет метеорологических условий. Однако большинство тайн касалось знаний, недоступных для нас и сегодня, например, умение делать виману невидимой для противников в бою, увеличивать или уменьшать ее размеры и т. п. Вот некоторые из них:
"…собрав воедино энергии яса, вияса, праяса в восьмом слое покрывающей Землю атмосферы, привлечь темную составляющую солнечного луча и использовать ее, чтобы скрыть виман от врага…"
"…посредством вьянаратхья викараны и других энергий в сердечном центре солнечной массы, привлечь энергию эфирного потока в небе, и смешать его с балаха-викарана шакти в воздушный шар, образовав посредством этого белую оболочку, которая сделает виман невидимым…";
"…если войти во второй слой летних облаков, собрать энергию шактьякаршана дарпаной, и приложить ее к паривеше ("гало-вимана"), можно генерировать парализующую силу, и вимана противника будет парализована и выведена из строя …";
"…проекцией луча света Рохини можно сделать видимыми предметы впереди вимана…";
"…вимана будет передвигаться зигзагообразно как змея, если собрать дандавактру и семь других энергий воздуха, соединить с солнечными лучами, пропустить через извилистый центр виманы и повернуть переключатель…";
"…посредством фотографической янтры в вимане получить телевизионное изображение предметов, находящихся внутри корабля противника…";
"...если наэлектризовать три вида кислоты в северо-восточной части виманы, подвергнуть их воздействию 7 видов солнечных лучей и пустить полученную в результате этого силу в трубку зеркала триширша, все происходящее на Земле будет проецироваться на экран…".
По мнению доктораР.Л. Томпсона из Института Бхактиведанты во Флориде, США, автора книг "Пришельцы: взгляд из глубины веков", "Неизвестная история человечества", в этих наставлениях есть очень много параллелей с рассказами очевидцев об особенностях поведения НЛО .
По мнению разных исследователей санскритских текстов (Д.К. Канджилала, К. Натхана, Д. Чилдресса, Р.Л. Томпсона и др.), несмотря на то, что иллюстрации "Виманика Шастра" "загрязнена" в XX веке она содержит ведические термины и идеи, которые могут быть подлинными. А подлинность Вед, "Махабхараты", "Рамаяны" и других древних санскритских текстов, в которых описываются летательные аппараты, ни у кого не вызывает сомнения.

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах


© А.В. Колтыпин, 2010



Физический и психический аспекты лечения. Д Фроули

В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.
В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.
Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств - от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и
психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

РОЛЬ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА

И в Аюрведе, и в оккультизме считается, что за процессами, происходящими в плотном физическом теле, стоит тонкое (астральное) тело, состоящее из жизненной силы, чувств и мыслей человека. Астрал представляет собой тонкую форму, как бы энергетическую схему физического плана, из которой он и возникает. В бодрствовании мы ощущаем астральное тело косвенно, через физическое тело и через состояния нашей психики. В состоянии сна астральное тело обретает большую свободу, и мы можем наблюдать его непосредственно, если осознаём себя во сне. Существует особый план существования, астральная вселенная, средством постижения которой может являться астральное тело. Способность к переживаниям такого рода можно развить с помощью йоги и других оккультных техник, однако такое умение само по себе не считается духовным достижением, поскольку в астрале продолжают действовать все устремления человеческого эго, причем иногда в гипертрофированном виде.

Подобно тому, как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле есть каналы, по которым движутся жизненная сила и эмоции. Это нади - тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела). Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам - подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям. Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов.
Очищение каналов - одна из основных целей пранаямы. Могут быть также полезны некоторые травы, действие которых достигает тонкого плана (аир, базилик, куркума, гуггул, мирт, камфора), а также благовония (камфора, мирра, ладан и кедр).

Существуют также особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. При их разрыве ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может проявляться психическими расстройствами.
Между астральным и физическим телами расположен своего рода щит, защищающий физическое тело от воздействия астральных сил. Если он нарушается, теряется способность отличать явь от астрального, реальные чувственно воспринимаемые образы - от собственных мыслей, фантазий и эмоций. Если же этот щит лишь ослабляется, физическое тело может на какое-то время оказаться во власти астральных влияний (это могут быть как влияния собственно астральных сущностей, так и просто воздействия внешней среды или эмоций окружающих людей). При этом действия человека могут вступать в противоречие с его истинными желаниями - он может, например, наносить вред себе или другим живым существам.

С точки зрения Аюрведы современную психологию еще не нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о силах, действующих на тонких планах, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные. В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий, которые вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными
ответвлениями. В Аюрведе больше внимания уделяется практическому восстановлению этого равновесия, чем выяснению конкретной конфигурации нарушения равновесия в терминах личных переживаний.

Причины психических расстройств

Психические расстройства столь же разнообразны и разнородны, как и сам ум. Причинами их возникновения могут быть: эмоциональный стресс, травма, неправильное воспитание, подавляющее воздействие неправильно понятых или догматических религий, негативное влияние лиц с расстроенной психикой, неумеренность и извращения в сексуальной сфере, употребление наркотиков. К ним могут привести чрезмерные размышления, излишне напряженная йогическая или медитативная практика.
Психическое равновесие может быть нарушено и из-за неосторожного использования оккультных методов, вследствие чего человек оказывается не защищен от воздействий астрального плана.
В современной культуре связь с астральным планом постепенно начинает восстанавливаться, но, как и следовало ожидать, это связь преимущественно с низшим астралом. Воздействие средств массовой информации, сексуальное освобождение, употребление наркотиков способствуют развитию интереса к спиритизму, шаманизму и оккультизму. Это может дать новые знания и стать ступенью в эволюции ума, но в ряде случаев приводит к трудноизлечимым психическим расстройствам. Как только мы приоткрываем свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами.

Чистота ума. Роль Саттвы

В Аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение Саттвы - изначально присущей уму ясности и чистоты - под воздействием Раджаса и Тамаса, т.е. возбуждения и замутненности ума. Для избытка Раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка Тамаса - сонливость, отупение, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле.
Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты - работой, играми, развлечениями. У нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, для медитации или для сердечного общения друг с другом.

Согласно учению йоги, истинное обновление Саттвы, квинтэссенции ума, возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает Саттву. Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, телепередач и спортивных состязаний. Все это - пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум.
Саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация, распевание мантр и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены. Хотя порой использование таких практик приобретало характер догм или сектантства, они питали сердца тех, кто обладал истинной восприимчивостью. Сегодня нам не хватает любви, веры, открытости и покоя. Возбужденность и отвлеченность ума делает нас подверженными стрессам и
психическим заболеваниям.

Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей собственной душой - источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях в данном воплощении и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой.

Врачи-аюрведы считают, что основная причина возникновения заболеваний – это праджняапарадха – «ошибка ума». Она происходит, когда человек с трудом отличает хорошее от плохого.

А отрицательные эмоции становятся причиной болезней. Аюрведа выявляет эту тесную связь между телом и умом в процессе развития заболеваний и объясняет их психосоматическую природу.

Если душа – глава демократического государства, а ум – министры, которые непосредственно общаются с президентом, то заболевание – это недобросовестная работа аппарата министров.

Заболевания могут быть физическими и психическими по своей природе. За физическое здоровье и физические проявления заболеваний отвечают доши - Вата , Питта и Капха . Психические элементы конституции человека - гуны Сатва , Раджас и Тамас - факторы здоровья (Сатва) и заболеваний ума (Раджас и Тамас).

Сатва гуна (преобладание благости) проявляется через знание, любовь и радость, раджас (преобладание страсти) – через деятельность, отвращение и раздражение, тамас (преобладание невежества) – через страх, лень, инертность. Сатва обеспечивает психическое здоровье, в то время как раджас и тамас вызывают психические нарушения.

В аюрведе физические заболевания лечатся согласно логически оформленной элементарной теории, а психические – посредством аюрведической психотерапии сатваваджайа .

Терапия Сатваваджайа

В переводе с санскрита сатваваджайа означает «победа Сатвы». Имеется в виду победа «чистой» Сатвы над психическими гунами, «загрязняющими» ум – Раджасом и Тамасом. Сатваджайа концентрируется не только на контроле ума, но и на замещении негативных эмоций позитивными. В терапии сатваджайа используются методы джняна , виджняна , дхарья , смрити и самадхи .

Джняна - знание

Специалист сатваджайа знакомит своего пациента с мудростью древних философских писаний о человеческой природе. В результате освоения этих знаний джняна-йоги познается единство индивидуального и универсального сознания - адвайда . Человек, который пришел к такому осознанию, никогда не оказывается в межличностных конфликтах. Понимание концепции перерождения и освобождения души помогают преодолеть страх смерти, страх потери близких, ненависть, злость, жадность, печаль и ревность, развить уверенность в себе и любовь.

Виджняна - аналитическое знание

Концепция джняны может быть применена не всегда, так как не все способны на такое философское понимание. Тогда на помощь приходит практика виджняны – критический анализ, направленный на различение правильного и неправильного. Ее рекомендуют практически всем людям для разрешения психологических проблем, так как она помогает найти и исправить ошибки. Консультация специалиста помогает взглянуть на проблему с разных сторон и найти подходящий способ ее решения.

Дхарья – способность контролировать органы чувств

Несмотря на возможное логическое или философское разрешение проблемы, инстинктивное поведение может остаться прежним. Ум всегда ищет чувственные наслаждения, и поэтому привязывается к органам чувств. А органы чувств, в свою очередь, привязываются к объектам, которые приносят им наслаждение. Отсюда возникают различные зависимости и дурные привычки – переедание или искусственное голодание, курение, алкоголизм, чрезмерный секс и так далее. Согласно аюрведе, невозможность контролировать свои органы чувств - одна из трех основных этиологических причин возникновения соматических болезней. Дхарья – это сила воли, она помогает обуздать ум и преодолеть потакание органам чувств.

Смрити - память

При детальном рассмотрении инстинктивного поведения можно найти причину возникновения заболеваний в подсознании. Она может родиться из неудовлетворенного желания обладать чем- или кем-либо, либо впечатлений, тянущихся из прошлого (кармапхала ). С детства мы собираем и копим в себе множество впечатлений, которые впоследствии фиксируются в памяти вместе с определенными эмоциями. Конечно, впечатления могут быть как положительными, так и отрицательными, но эмоционально они в основном привязаны к близким нам людям, родственникам, друзьям и окружающей среде. Отрицательные впечатления маскируют истинную природу сознания и, будучи закрепленными в эмоциональной памяти, вызывают множество психических проблем (фобии, высокомерие, чувство вины, чувство одиночества, меланхолию и прочие). Очищение от таких эмоций возможно посредством смрити (память – санск.) – техникой, направленной на углубление в подсознание, чтобы осознать свои воспоминания. Когда становится ясна причина появления негативных эмоций, то они растворяются, а на их месте создаются новые, положительные эмоции.

Самадхи медитация

В результате продолжительного осознания и открытого выражения своих эмоций или изменения отношения к проблемной ситуации человек начинает чувствовать облегчение. Такая психологическая работа обеспечивает глубокое расслабление и успокоение ума. В классической йоге такая стадия достигается за счет регулярной практики пранаямы , пратьяхары , дхараны и дхьяны . В таких условиях умиротворения практика медитации позволяет с легкостью достичь состояния тишины и отсутствия мыслей.

Зачастую практикующий может “прикоснуться” к самадхи – высшей ступени медитации. Даже секундная продолжительность самадхи обладает мощной исцеляющей силой. Продолжительная практика смрити очищает подсознание от негативных эмоций и впечатлений. Это обеспечивает максимальное успокоение, позволяющее достичь высших пределов самадхи – состояния абсолютного счастья.

Согласно аюрведе и йоге, самадхи является состоянием идеального здоровья. На санскрите здоровье называется свастха – «душа на месте». В наших телах находятся триллионы тканей, и у каждой из них своя индивидуальная жизнь. Но они по-прежнему служат человеческому телу в гармонии для достижения цели, поставленной душой. Когда душа отвлекается на объекты чувственного наслаждения, ткани теряют свою целостность и гармоничное взаимодействие. Это состояние называется асвастха – заболевание, «смещение души». Самадхи является той практикой, которая способна вернуть душу на свое истинное место посредством медитации.

Практика интроспективной смрити-медитации

Дхайрья , смрити и самадхи - это практики самонаблюдения (интроспективные практики). Для того, чтобы самостоятельно познать практику смрити, требуется много времени. В болезненном или неуравновешенном состоянии это становится еще сложнее из-за эмоционального сопротивления, поэтому лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Направленная смрити-медитация – это практика, обеспечивающая процесс интроспекции (самонаблюдения). Эта техника вызывает состояние глубокого транса, погружает человека в эмоции и привязанные к ним впечатления. Главная цель медитации – расширение внутренней осознанности. Испытывая все то, что творится во внутреннем мире, человек «проживает» свои эмоции, впечатления и воспоминания, освобождается от них и меняет свое отношение к происходящему и модель поведения.

Осознание причины заболевания на уровне ума помогает предотвратить ее проявление на физическом уровне. Поэтому практика интроспективной медитации - главный способ предотвращения и контролирования психосоматических заболеваний.

Профессор- преподаватель Института Восточной Медицины Российского Университета Дружбы Народов (г.Москва), автор психотерапевтической методики по профилактике и лечению психосоматических заболеваний (« Смрити- медитация») К.В Дилипкумар

С точки зрения аюрведы депрессия почти всегда является признаком дисбаланса Другим дошам особенно некогда находиться в депрессии, – из-за высокого ветра организма, который гонит их по жизни, – из-за огня организма, амбиций и гнева. Но при депрессии все все равно вовлечены в дисбаланс. Дисбаланс между основными элементами в теле, негативные мысли, безнадежность генерируют ненормальное поведение нервной системы и могут быть причиной депрессии.

Хотя депрессия и считается в основном дисбалансом капхи, вата и питта тоже могут иногда находится в депрессии. Вата становится меланхоликом, еще более уязвимым, чем обычно, легко ранимым. Они могут терять и без того невысокой вес, запас их жизненных сил может стремительно истощаться. Их настроение может меняться почти мгновенно, но в конечном итоге, кратковременные «вспышки радости» не помогают и в итоге все движется к «несчастью».

Они чувствуют себя покинутыми всеми, нелюбимыми и без физических сил. Ваты в состоянии депрессии неожиданны и зачастую непредсказуемы. Маниакально-депрессивные психозы почти всегда проходят по вата сценарию – периоды высокой энергии, сверх активности, сверх реакций на происходящее сменяются полной апатией. Обычно вата депрессия сопровождается паническими атаками, бессонницей. Кстати, бессонница (изначальная) так же может быть причиной депрессии.

Со временем, когда потеря энергии достигает некоего критического уровня, выходят из баланса другие доши и уже трудно четко определить, какая же на самом деле (текущая конституция). Антидепрессанты в данном случае притупляют душевную боль и отупляют сознание, но кардинально проблему не решают. Питание не имеет решающего значения (если, конечно, на протяжении долгого времени объедаться, то в конце концов депрессия наступит от одного только лишнего веса). В основе болезнетворного процесса лежит, всё-таки, энергетика.

Полезно бывает провести ревизию своих отношений. Именно в неудачных отношениях, которые часто закончились уже десятилетия назад, кроется причина сегодняшнего энергодефицита. Все отношения (с родителями, партнерами, друзьями по школе, детскому саду) надо раскопать, «виновных» простить и отпустить. Это очень важная работа, не выполнив которую, часто не удается не только избавиться от депрессии, но и вообще чего-либо достигнуть. Без отрезания ненужных привязок ни о каком достижении даже простых целей не может быть и речи!

Энергетические связи образуются всегда, при любых отношениях. При эти связи могут «выпить все соки из человека». В чудесной книге психиатра Литвака «Психологический вампиризм» вы можете увидеть яркие примеры из жизни.

Об обрубании энергетических связей хорошо рассказывает Д. Верищагин в своей системе ДЭИР (система дальнейшего энергоинформационного развития).

Йога-медитация иногда приносит результаты (если только капха не впадает в дрему и элементарно не спит, якобы «медитируя»). Здесь будет полезна движущая медитация, типа тай чи. Медитация хорошо восстанавливают энергоинформационную структуру, но плохо отрезает каналы энергетической откачки, поэтому только одними медитациями работать приходится долго, так как восстановленное в медитации биополе по энергоканалу быстро снова истощается. Совместив же психологические методики с медитацией можно получить результат гораздо быстрее.

Лекарств «от депрессии» что в аюрведе, что в официальной медицине не существует. Все предполагаемое – на время «выключает» человека, не убирая проблем. О побочных явлениях лекарств от депрессии знают все, кто их употребляет. Лекарства, конечно, дают довольно быстрый результат (хотя и временный), чем мягкие аюрведические меры, без побочных явлений, способствующие длительному состоянию равновесия, улучшению психологического здоровья, реальную возможность профилактики, снижения рецидивов.

Аюрведические методы не только балансируют организм, они также постепенно повышают общий уровень внутренней удовлетворенности, который при депрессии бывает очень низок. Аюрведический подход является естественным противоядием от депрессии.

Аюрведа не так много предлагает из лекарственных препаратов при депрессии, упирая на то, что это ментальные проблемы, которые хорошо поддаются лечению асанами, пранаямой, релаксацией, медитацией, мантра медитацией, мотивационными техниками,

Обычно депрессия сопровождается низким оджасом (жизненной силой) и (иногда) слабым иммунитетом. Оджас поднимается разными приемами, частично описанными в посту « ». Для повышения оджаса, кроме указанного в посту, рекомендовано пребывание на природе, впитывание позитивной энергии из свежего воздуха, окружающих гор, полей, неба, водоемов.

Стимулирующее действуют запахи эфирных масел эвкалипта, камфары.

Некоторые растения и препараты также стимулируют работу головного мозга. Например, благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и выводит из состояния депрессии, стимулирует работу мозга. Заодно улучшает пищеварение и придает приятный запах и свежесть дыханию.

Чаше всего при депрессии принимают дашамул, ашвагандшу, брахми/готу кола, джатаманси и , алтей, тулси (holy basil) или просто базилик (basil), шалфей. Растения и препараты даны для общего обзора и рассматриваться не будут во избежание самолечения, так как почти у всех препаратов есть противопоказания, и нужно внимательно сверять викрити, присутствующие проблемы и эти противопоказания.

Остальные специи и препараты, понижающие высокую дошу нужно принимать в соответствии со своей викрити, точно так же, как и вести стиль жизни, соответствующий викрити. Сильно рассчитывать на улучшения только с помощью приема аюрведичеслких препаратов не стоит. Никакие препараты не могут убрать нерешенные проблемы из головы.

При депрессии рекомендуется тела, или хотя бы головы и стоп, вате – или гхи, питте – кокосовым или Капхе масляные массажи тела не рекомендуются, если только изредка стопы ног на ночь При депрессии хороший результат дает аюрведическая процедура широдхара – мягкое проливание струи подогретого масла на лоб между бровей в область «третьего глаза». Для каждой конституции используется свой вид масла.

Хорошо улучшает состояние при депрессии .

Самой распространенной причиной депрессии являются плохое настроение и недовольство жизнью и окружающими. Как показывает практика, депрессии наиболее подвержены люди с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой. Выйти из состояния депрессии можно, поменяв образ жизни на активный. Заполнив свое время приятными и полезными делами, вы просто не оставите места для депрессии. Также полезно проводить сеансы релаксации и выполнять Правильно выполненные дыхательные упражнения обеспечивают мозг большим количеством кислорода, что благотворно сказывается на настроении и самочувствии.

Многие неполадки организма могут быть связаны с эмоциональными расстройствами. Чрезмерные переживания могут вызвать заболевание, приводящее к нарушениям баланса инь-ян, и соответственно, к проблемам в любом органе и жидкости организма. Эмоциональные расстройства, могут проявляться в виде сильного сердцебиения, бессонницы, внезапных покраснений лица, воспалённых глаз и раздражительности; или эмоциональной депрессии, безразличия, тревоги, страха, недержания мочи. Если печень, селезёнка, лёгкие и почки затронуты эмоциональным расстройством, возникают

O преодолении депрессии, о способах преодоления ментальной боли, страданий, которые доставляет людям мозг рассказывает в своих публикациях Вато “:

«Страдают все люди, без исключения. Некоторые интенсивнее, другие – еле заметно. Но эта боль есть.Санскритский термин – ДУКХА, некая неудовлетворённость жизнью. Это болезнь ума, и излечиться от этой болезни можно».

«Как наш мозг может управлять нашим состоянием ».

Недавно вышла книга доктора Joe Dispenza «You are placebo: making your mind matter», в которой рассказывается o новейших исследованияx в области неврологии, биологии, психологии, гипнозa, и квантовой физики и развеяннии мифа об эффект плацебо. В экспериментах было показано, как казалось бы, невозможное может стать возможным!

Были сформированы 2 группы. Случаи были тяжелые, суицид, рак, сердечные заболевания, болезнь Паркинсона, депрессия. 1 группа давали настоящее лекарства (Effexor), 2-й – плацебо.

Даже доктора, наблюдавшие пациентов, не знали – что какая группа получает. В книге даны долгие описания всех историй. И, наверное, вы догадываетесь о результатах – буквально с первых дней многие отмечали значительное улучшение состояния, когда им говорили о сильных препаратах, которые должны победить депрессию.

После окончания эксперимента «выздоровевшие» (из группы плацебо) возмущались – этого не может быть, ведь у них даже были побочные явления (тошнота), описываемые в инструкции к препарату. В общем, к концу эксперимента 52 % получавших Effexor чувствовали значительные улучшения, в группе плацебо таких было 38 %.

Самое интересное было, что пациенты из плацебо группы не только чувствовали улучшения, их электро энцифолограммы показывали совершенно другие результаты, отличные от до экспериментальных – активность коры головного мозга резко повысилась (обычно она довольно низкая при депрессии).

Доктор Joe rрассказывает не только о чудесном исцелении пациентов при принятии плацебо (а фактически это была работа мозга, направленная на восстановление, почти тоже самая таблетка от диабета, описанная в посту , а рассказывает и об обратном эффекте – о тяжелых заболеваниях и даже смерти от якобы «проклятий», или перепутанных диагнозов. Озвучили – и организм пошел болеть. Организму все равно что слушать. Так лучше уж позитивное. Его он и будет приводить в исполнение.

Периодически почти любой человек может чувствовать упадок сил, пониженное ментальное состояния. Такое состояние не называется депрессией, просто могут быть отношения и происходящие процессы, мысли о которых не способствуют жизнерадостности.

Применив все вышеуказанное, и главное – разобравших в своих чувствах, отношениях и мыслях, можно быстро выбраться из депрессии.

Не совсем оптимистичное добавление

Но что делать? Это жизнь!

Was last modified: March 12th, 2019 by consultant

26 комментариев к «Депрессия»

  1. Ele:
    -

    Лина,а как справиться с депрессией когда потерял любимого человека, когда ощущение потери становится все глубже. Вроде веду активный образ жизни а пустота не уходит

  2. Лина:
    -

    Ele,
    –//Конечно тяжело, что бы мы не говорили о судьбе, о предназначенном сроке жизни, который никто не может продлить, о скорой встрече с этим человеком в Вечности. Живем-то мы здесь, в физическом теле, и страдания у нас физические.

    Только время немного успокоит боль расставания (физического). Если вы были близки, скорее всего, вы можете получать от этого человека послания, общаться с ним, чувствовать его присутствие. Может и нет. По разному у всех происходит.

    Единственное – не нужно сильно жалеть о случившимся, плакать, не отпускать. Об этом все экстрасенсы говорят – этим вы не даете Душе уйти туда, куда она собралась, приковываете ее цепями к земным «радостям». Душа от этого страдает.

    Ну, про хранение вещей и фото ушедших вы, наверное знаете. Фото нельзя выставлять на видное место в доме – это открытый портал в потусторонний Мир, куда может уходить ваша энергия. Хочется посмотреть – смотрите в альбоме и опять закрываете.

    Ele,
    со временем боль утихнет и вы научитесь жить в новой для себя роли. Все мы смертны, кто-то уходит чуть раньше, кто-то – чуть позже (в мировом измерении). Так что – разница небольшая.
    Встретимся в Вечности!

  3. Ele:
    -

    Лина, спасибо за мудрые слова. Отпущу.

  4. Ele:
    -

    Лина, пере читала ваш ответ и вдруг подумала что у меня много лет стоят портреты и фотографии родителей, и моя с отцом и т.д. Как быть?

  5. Лина:
    -

    Вам самой решать – как быть. Вы можете не переступить через навязанные обществом так называемые «общечеловеческие ценности» – любить и почитать своих ушедших родственников, можете не слушать «этих всяких экстрасенсов», но факт остается фактом – фото мертвых – это связь с потусторонним Миром, как и их вещи (не зря же их раздают сразу после похорон). Туда идет отток энергии, которую многие не могут восполнять.

    Я, например, обожаю передачу «Битва экстрасенсов» на ТНТ. Несколько лет смотрела (единственное из российской телепродукции). Знаю много противников этой передачи, мол все подстроено. А зачем подстраивать, когда меня это все в реальной жизни окружает, и происходящее вполне реально.

    Так вот, почти в каждой передаче (а там примерно по 3 случая за передачу рассматривается) обязательно бывают в домах, где растравлены фото ушедших в Мир иной. Сразу говорят – убрать с видного места. И Душе (особенно вновь отошедшей) легче будет покинуть земной план, и скорбящим.

    Оставшиеся вещи требуют унести из дома, чуть ли не связать в узел и утопить в реке (для семьи где в аварии погиб парень, таким Душам при внезапной смерти, особенно тяжело приходится, они не понимают где они и что произошло. В отличие от подготавливаемой смерти – при старости, болезни Душа как бы уже готова к отходу и ее это не так пугает).

    Так же в одной из последних передач у девушки был кулон с фото деда, с которым она была очень близка при жизни и чувствовала сильную связь после его ухода. Все экстрасенсы однозначно сказали снять кулон.

    А любить и помнить родственников вы и так будете, для этого не обязательно держать фото на видном месте, достаточно фотоальбома.

  6. Жанна:
    -

    Лина, доброе время суток!
    Вчера наткнулась нами Ваш сайт- вторые сутки читаю, выписываю. Я обычный человек, совершенно далекая от Аюрведы, но читая Ваши статьи, понимаю, что, возможно, это и станет для меня поворотной точкой. Мои родители (Папа раньше, мама позже) страдают депрессией. Будем пытаться разобраться в причинах, хотя и сложно- им проще отмахнуться, закрыться.

    И еще, простите, что в такой сложной теме задам вопрос совсем не в тему- масляный массаж капхам противопоказан- какова же его альтернатива?

  7. Лина:
    -

    Жанна,
    Для капхи лучше всего подходит Удвартханам – глубокий сухой массаж с применением травяных порошков.

  8. Жанна:
    -

    Спасибо за ответ. В нашем городе нет специалистов по Аюрведе, но ищущий ответ всегда его найдет.

  9. Лина:
    -

    Жанна,
    а это вообще мало в каком городе есть. Поэтому и растут , потому что помощи поблизости не найти.

    Ко мне, например, обращаются люди из такой глубинки, из таких стран света, что я думала там и интернета нет. Хороший специалист туда не доедет, да и не нужно всех лечить, многим нужно просто направление дать, половина проблем уйдет сразу при правильно подобранном образе жизни.

  10. Алла d:
    -

    Лина, огромное спасибо за Ваш сайт с таким необъятным количеством полезной, практичной информации и мудрых, неангажированных, беспристрастных подсказок!

    Мой младший сын – тяжелый инвалид, требующий ухода и присмотра 24 часа в сутки. Сижу с ним дома.Раньше, когда он был маленьким, я за ним ухаживала легко и с удовольствием, как будто песню пела. Но уже несколько лет(ему сейчас 23) я себя ощущаю, как полностью выжатый лимон. Мне трудно не то, что подойти, просто посмотреть на ребенка. Люблю я его ни капельки не меньше, образ жизни выбрала совершенно сознательно, по-другому нельзя, не сказала бы, что много физических сил и времени на него уходит. Так в чем же дело?

    Мне очень тяжело, очень стыдно, сил не хватает на элементарный уход за собой и за домом. На помощь денег нет. Видела, как в аналогичной ситуации люди сходят с ума, заболевают раком, инсультом. Очень не хочу придти к чему-нибудь такому. Я не понимаю природу своего бессилия и не знаю, где брать энергию, вдохновение, энтузиазм.

    Понимаю, что задала тяжелый вопрос.
    Может быть, Вы что-нибудь подскажите?

  11. Лина:
    -

    Алла,
    «не сказала бы, что много физических сил и времени на него уходит. Так в чем же дело? Мне очень тяжело, очень стыдно, сил не хватает на элементарный уход за собой и за домом»
    — // Вам досталась нелегкая роль в этой жизни. Делать нечего. Это роль нужно играть. Мы все сами выбирали эти роли (по какой-то причине, из прошлых воплощении). Кроме, как посоветовать , больше на ум ничего и не идет.

    «не знаю, где брать энергию…»
    –// Энергию, кроме как из восточных практик, брать неоткуда. И это не так страшно, как звучит. Несколько простых упражнений из цигуна по накачке энергии, несколько (йоговского дыхания) занимают совсем немного времени, принося колоссальную пользу. Кое-что можно выполнять вместе с сыном (для него в облегченном варианте, в зависимости от состояния).

    В группе тай чи, которую я посещаю, есть специальные часы, отведенные для занятий с людьми с разными ограниченными действиями – после аварий, операций, инсультов. Так вот для них занятия проводятся сидя на стуле, в инвалидной коляске, кто-то за поручни у стены держится. Остальная группа занимается как обычно, а эта группа «восстанавливающего тай чи» делает так, как может, близко к нашему. Очень полезное занятие для всех.

    « не знаю, где брать… вдохновение, энтузиазм»
    — // тут трудно давать советы. Ситуация у вас нелегкая, и всякие техники могут не работать. Просто делайте хорошо свое дело – ухаживайте за ребенком. Почему-то именно вас выбрала его душа для этой миссии. Делайте, и не падайте духом, так как это не поможет, ситуация будет длиться столько, сколько ей отмерено, поэтому нужно стойко держаться. Если только у вас есть кто-то, кто будет ухаживать еще и за вами (помимо сына), если вы свалитесь. Поэтому вы просто обвязаны быть здоровой. Выхода у вас нет.

    И если вы читали сайти, то наверное помните

    Алла,
    я вам еще отправлю личное письмо.

  12. Алла d:
    -

    Лина, спасибо за отклик!

    И с Новым годом вас! Ребенок у меня не в том состоянии, чтобы делать хоть что-нибудь. Майкла Ньютона я читала, очень интересно. Хотя иди знай, насколько корректна его информация, откуда пришла и верно ли понята.

    О восточных практиках страстно мечтаю, хотя цигун и тай чи для меня темный лес, чего нельзя сказать о йоге и аюрведе, представления о которых очень поверхностные, а практика доморощенная.

    Подступиться ко всему этому самостоятельно – только потонуть в океане информации и потерять время, пойду лучше к вам на консультацию.

  13. Евгений mln:
    -

    Лина,
    подскажите пожалуйста, где еще можно почитать больше об маниакально-депрессивном синдроме и как его лечить с точки зрения вед, аюрведы и т.п.-очень важно! Если это дисбаланс капхи, то поможет ли чистка организма – шанкх пракшалана например.
    Спасибо.

  14. Лина:
    -

    Евгений,
    С русскоязычным книжным рынком знакома плохо, поиск я Яндексе ничего не даёт, так что могу указать только англоязычные книги (может они тоже переведены на русский, или придётся читать на английском.

    Но сразу замечу, что никаких панацей в этих книгах нет, все то, что есть и в популярных статьях и что пишет Фроули, одно и тоже – депрессия – это ментальное состояние, причины надо искать в психологии и окружении.

    Лекарств «от депрессии» что в аюрведе, что в официальной медицине не существует.

    Вот эти книги:

    «The Mindful Way through Depression: Freeing Yourself from Chronic Unhappiness»
    J. Mark G. Williams, John D. Teasdale , Zindel V. Segal PhD.

    «Healing Depression the Mind-Body Way: Creating Happiness with Meditation, Yoga, and Ayurveda»
    Nancy Liebler, Sandra Moss

    При просмотре содержания – все одно и тоже – правильное питание, дыхание, сон, правильное восстановление энергии.

    Это же и в книгах Фроули написано (в разных местах).

    К сожаление, особенно помочь не могу в подборе чтения научно-популярных книг, так как их практически нет.

    Это все-таки такое состояние, которым должен заниматься все-таки психотерапевт, а не аюрведист.
    Или сам человек, сказав себе «Ну и чего это я в депрессии? Жизнь длинная, я ее сам себе выбрал, так вот возьму и проживу ее интересно, а не буду в пониженных вибрациях жить».

  15. Лина:
    -
  16. Лина:
    -

    – Доктор, что мне принимать от депрессии?
    – Просто принимайте себя 3 раза в день после еды.
    – Себя надо подготовить?
    – Нет, принимайте как есть!
    (шутка из соцсетей) :)

  17. qqq:
    -

    антидепрессанты в помощь

  18. Лина:
    -

    qqq,
    какой свежий взгляд на проблему! (улыбка)

  19. Iana fu:
    -

    Лина,
    а можно спросить какое масло лучше использовать в широдхаре для типа Питта-капха и зависит ли это от сезона? Я делала из оливкового масла (как самое доступное из качественных) мне очень понравилось.

    И еще спрошу не для себя о депрессии в период менопаузы. Есть ли там некие особенности?

  20. Лина:
    -

    Iana,
    Там, где делают эту процедуры, и должны подобрать масло, соответствующее вашей викрити. И конечно же, состав зависит от сезона. Общее правило - летом все охлаждаем, зимой согреваем. Поскольку чистым маслами это трудно сделать, то чаще всего применяются разные масла, настоянные на подходящих препаратах, растениях. Основа чаше всего кунжутное масло.

    А вы что, сами ее делали? И как это вам удалось? Я, конечно, много чего дома делаю сама, но до проливания масла одинаковой температуры на лоб около 1-2 часов ровной струёй так и не добралась. В домашних условиях сделать это практически невозможно (если только у вас есть специальное оборудование и помощник) , так как нужно знать, какую именно технику проливания масла применять, на какие именно точки лить.

    Оливковое масло масло по аюрведическим характеристикам похоже на , уменьшает увеличивает питту капху. Только оливковое немного легче кунжутного.

    Когда говорят про увеличение то всегда имею ввиду чрезмерное применение. А в разумных дозах это конечно же принесёт пользу.

    «И еще спрошу не для себя о депрессии в период менопаузы. Есть ли там некие особенности?»
    –// особенностей не должно быть, так как менопауза - это один из нормальных , если к нему подготовиться правильно, то это период вообще проходит незаметно, как например у многих женщин Азии и Востока, которые употребляют много природных фитогормонов. Об этом было немного в посте .

    Настоящая же депрессия бывает крайне редко. Только сегодня отвечала на (после чего и поставила ссылку в соцсетях на этот материал).

    Так что называние своего плохого состояния при менопаузе депрессией – «Не верю!» (с).
    И я сама, и многие женщины прошли через это, ничего не заметив. Поверьте! :)

  21. Maria ba:
    -

    Лина,
    спасибо большое за статью. А как аюрведа смотрит на расстройства ментального характера? Такие например как OCD (obsessive compulsive disorder), панические атаки, фобии, расстройства аутического спектра? Какая то доша больше подвержена их развитию или это кармическое задание? Спасибо

  22. Лина:
    -

    Maria,
    Перечисленные вами диагнозы появились сравнительно недавно, и в аюрведических источниках именно они не указан, а указаны общие принципы – “Болезнь есть нарушение умственного и эмоционального равновесия”

    Аюрведа – это холистическая система (whole – целостная), и она успешна в лечении указанных вами заболеваний, так как ее методы направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Методы эти – йогическая и духовная терапия – асаны, пранаяма, медитация, мантра медитация, визуализация. Без врачевания тела нельзя бороться с нарушениями психического равновесия.
    И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

    Считается, что чаще всего подобные проблемы бывают у людей , которая, будучи нервной силой, управляет и умом человека.

    Избыток воздуха вызывает неустойчивость ума и раджастичные проявления: возбуждение, волнение, пристрастие к размышлениям.

    Высокий уровень ветра делает человека витающим в облаках, рассеянным, нереалистичным, ослабляя его связь с физическим телом и тем самым нарушая его гармонию с физическим миром как таковым. Излишняя поглощенность своими мыслями приводит в конце концов к подмене реальности и рассеиванию жизненной энергии, отчего возникают страхи, тревожные состояния, внезапные перемены настроения. Крайней формой такого расстройства являются умопомешательство и шизофрения.

    Но причин расстройств множество, и при любых викрити (текущей конституции) могут возникнуть психические проблемы. Влияют стрессы, травмы, неправильное воспитание, общение с неправильными людьми (лицами с расстроенной психикой), употребление наркотиков, неумеренность и извращения в сексуальной сфере.

    Также влияет нахождение человека в секте, которых вокруг множество, и человек подчас и не подозревает, что это секта. А секта – это один харизматичный лидер и несколько преданных поклонников. Все. Но завести такaя секта может далеко, именно в психическом плане. Не тренированный мозг может неправильно понимать и воспринимать информацию.

    К психическим нарушениям могут приводить чрезмерные медитативные практики (выполняемая без должного руководства), оккультные практики, в результате которых человек оказывается не защищен от воздействий астрального плана. Даже полезная хатха-йога может стать причиной ментальных расстройств, если ее практиковать неумело и излишне.

    В аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение под воздействием раджаса и тамаса, т.е. возбуждения и замутненности ума

    По поводу кармических заданий – тут больше домыслов, поскольку знать этого нам не дано, только к концу жизни, по повторяющимся событиям (уроки, которые мы не прошли), можно догадываться, что это был кармический урок.

  23. Ингрида:
    -

    Спасибо аюрведам!

  24. Лина:
    -

    Из комментариев в ЖЖ (личный опыт читательницы – li4inka_eva)

    Когда я училась на психфаке, я была убеждена, что любой душевный недуг человек способен побороть сам, а таблетки – это только «овощезация». Так я считала очень долго. Однако сейчас моё мнение изменилось.

    Бывают ситуации, когда человеку необходимы таблетки. Да, я по-прежнему считаю, что лучше без них, но бывает, что они действительно нужны.

    Автор поста (пост в соцсетях о анти-депресантах от 17 марта 2017) пишет о практически единственном результате – люди с глубокой депрессией. Это те, кто месяцами лежит на диване лицом к стене, у кого просто нет никаких сил даже поесть.

    Кто не испытывал на себе такие состояния, никогда этого не поймёт и будет «ходить в спортзал». Брать себя за шкирку, на что-то отвлекаться срабатывает только в том случае, когда степень расстройства не зашкаливает. Поэтому, на мой взгляд, медикаментозная поддержка в тяжёлых случаях просто необходима, чтобы человека банально вывести во внешний мир. И вот тогда уже начинать внедрять другие методы.

    Скажу про себя. У меня имелся опыт приёма антидепрессантов. По-западному мне ставили невроз и депрессию (не тяжёлую). А вот невроз был сильный, с паническими атаками, т.е. тревога зашкаливала. Мне был где-то 21 год на тот момент.

    Об аюрведе я ничего не знала, немного интересовалась буддизмом, личностным развитием, но только в теории. И то состояние – это просто катастрофа и ад.

    Вопрос: можно ли было со мной, абсолютно неподготовленным человеком, который, по большому счёту, мало владеет своим разумом, вести разговоры о душевном исцелении йогой, медитациями и прочими? Я считаю, что нет.:-) Т.е. вести-то можно, а вот ожидать, что я ВДРУГ начну этим себя из ямы вытаскивать и вытащу, пожалуй, нет.

    И таблетки дали очень хороший толчок, неважно, плацебо или нет. Симптомы стали уходить, а в моей жизни появились мудрые опытные люди, с которыми я начала смотреть на свои недуги совершенно с другой точки зрения.

    Года 2 назад история повторилась (конечно, я ведь только загасила всё химией, но не решила), и тоже было дико тяжело. И мне понадобилась уйма времени и сил, чтобы решить это без медикаментов. И у меня получилось. Почему? Потому что я была к этому готова. А тогда не была готова. Я не говорю о том, что меня сейчас абсолютно ничего не тревожит. Тревожит, конечно. Иногда сильно, но не до сноса крыши. Потому что сейчас я знаю причины, я знаю механизмы, откуда всё идёт на самом деле (и они, разумеется, не в сфере западной науки).

    И к своей огромной радости со мной в этом отношении согласен сам Фроули.:-)
    Вот что он пишет в книге«Аюрведа и ум»:

    «Психиатрия с её опорой на химические препараты является тамастичной терапией. Её методы полезны, главным образом, при избытке раджаса, когда пациент может нанести вред себе или окружающим. Краткосрочное применение химических препаратов может быть полезно и при других состояниях повышенного раджаса, – например, при острой боли или крайней тревоге, когда пациент нуждается в сильнодействующих седативных средствах. Но поскольку химические препараты обладают тамастичной природой, долгосрочное их применение угнетает саттву. Их можно применять лишь как крайнее средство или как кратковременную меру».

  25. Лина:
    -

    Вопрос о депрессии, перенесенный из другого комментария и следующий комментарий – мой ответ.

    «У меня клиническая депрессия. Это не плохое настроение, как принято думать, это полное отсутствие сил. Не могу заставить себя встать с постели вообще ни под каким предлогом, даже для того чтобы поесть или умыться.

    С памятью и концентрацией внимания полный провал.

    Мне очень часто бывает тревожно просто так, без повода. Может меняться настроение резко. В общем, не суть.

    Медицина обычная мне помогла, поставила меня на ноги за короткое время, теперь я сплю не по 20 часов в сутки, а по 10-12, и ем.
    До полного восстановления, конечно, ещё далеко, потому что состояние было очень тяжёлым.
    Хочу лечиться препаратами Аюрведы.

    Думаю принимать дашмул и шатавари, но без рекомендаций и присмотра боюсь начать.
    И мне кажется, перед началом приёма нужно подготовить как-то организм, очистить его. Как мне следует поступить?

    Спасибо.
    ————
    Следующий комментарий – мой ответ.

  26. Лина:
    -

    Из обсуждения в ФБ:

    «Основная причина и легких и тяжелых депресссий нехватка лития тк без него не могут идти биохимические реакции нужные для синтеза гормонов радости и потому витамин радости лития оротат быстро снимает все проблемы».

    Честно говоря, не знаю, что и сказать. Если бы все было так легко – выпил витаминку и депрессия ушла. Наверное, все не так просто.

Психические расстройства

Физические и психические аспекты лечения

В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.

В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.

Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических; расстройств,- от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

Роль астрального тела

И в Аюрведе, и в оккультизме считается, что за процессами, происходящими в плотном физическом теле, стоит тонкое (астральное) тело, состоящее из жизненной силы, чувств и мыслей человека. Астрал представляет собой тонкую форму, как бы энергетическую схему физического плана, из которой он и возникает. В бодрствовании мы ощущаем астральное тело косвенно, через физическое тело и через состояния нашей психики. В состоянии сна астральное тело обретает большую свободу, и мы можем наблюдать его непосредственно, если осознаём себя во сне. Существует особый план существования, астральная вселенная, средством постижения которой может являться астральное тело. Способность к переживаниям такого рода можно развить с помощью йоги и других оккультных техник, однако такое умение само по себе не считается духовным достижением, поскольку в астрале продолжают действовать все устремления человеческого эго, причем иногда в гипертрофированном виде.

Подобно тому как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле есть каналы, по которым движутся жизненная сила и эмоции. Это нади - тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела). Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам - подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям. Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов. Очищение каналов - одна из основных целей пранаямы. Могут быть также полезны некоторые травы, действие которых достигает тонкого плана (аир, базилик, куркума, гуггул, мирт, камфора), а также благовония (камфора, мирре, ладан и кедр).

Существуют также особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. При их разрыве ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может проявляться психическими расстройствами.

Между астральным и физическими телами расположен своего рода щит, защищающий физическое тело от воздействия астральных сил. Если он нарушается, теряется способность отличать явь от астрального, реальные чувственно воспринимаемые образы - от собственных мыслей, фантазий и эмоций. Если же этот щит лишь ослабляется, физическое тело может на какое-то время оказаться во власти астральных влияний (это могут быть как влияния собственно астральных сущностей, так и просто воздействия внешней среды или эмоций окружающих людей). При этом действия человека могут вступать в противоречие с его истинными желаниями - он может, например, наносить вред себе или другим живым существам.

С точки зрения Аюрведы современную психологию еще не нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о силах, действующих на тонких планах, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные. В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий, которые вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными ответвлениями. В Аюрведе больше внимания уделяется практическому восстановлению этого равновесия, чем выяснению конкретной конфигурации на­рушения равновесия в терминах личных переживаний.

Причины психических расстройств

Психические расстройства столь же разнообразны и разнородны, как и сам ум. Причинами их возникновения могут быть: эмоциональный стресс, травма, неправильное воспитание, подавляющее воздействие неправильно понятых или догматических религий, негативное влияние лиц с расстроенной психикой, неумеренность и извращения в сексуальной сфере, употребление наркотиков. К ним могут привести чрезмерные размышления, напряженная йогическая или медитативная практика. Психическое равновесие может быть нарушено и из-за неосторожного использования оккультных методов, вследствие чего человек оказывается не защищен от воздействий астрального плана.

В современной культуре связь с астральным планом постепенно начинает восстанавливаться, но, как и следовало ожидать, это связь преимущественно с низшим астралом. Воздействие средств массовой информации, сексуальное (освобождение, употребление наркотиков способствуют развитию интереса к спиритизму, шаманизму и оккультизму. Это может дать новые| знания и стать ступенью в эволюции ума, но в ряде случаев приводит к трудноизлечимым психическим расстройствам. Как только мы приоткрываем свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами.

Чистота ума. Роль саттвы

В Аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение Саттвы - изначально присущей уму ясности и чистоты - под воздействием Раджаса и Тамаса, т.е. возбуждения и замутненности ума. Для избытка Раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка Тамаса - сонливость, отупение, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле.

Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты - работой, играми, развлечениями. У нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, для медитации или для сердечного общения друг с другом.

Согласно учению йоги, истинное обновление Саттвы, квинтэссенции ума, возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает Саттву. Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, телепередач и спортивных состязаний. Все это - пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум. Саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация, распевание мантр и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены. Хотя порой использование таких практик приобретало характер догм или сектантства, они питали сердца тех, кто обладал истинной восприимчивостью. Сегодня нам не хватает любви, веры, открытости и покоя. Возбужденность и отвлеченность ума делает нас подверженными стрессам и психическим заболеваниям.

Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей собственной душой - источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях в данном воплощении и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой.

Психические расстройства Вата-типа

Психические расстройства, также как и нервные, чаще обусловлены высокой Ватой, которая, будучи нервной силой, управляет и умом человека. Ум состоит из воздуха и эфира. Избыток воздуха, то есть высокий уровень Ваты, вызывает неустойчивость ума и раджастичные проявления: возбуждение, волнение, пристрастие к размышлениям, что в конечном итоге приводит к снижению самоконтроля. Воздействие средств массовой информации, громкая музыка, употребление наркотиков или стимуляторов, чрезмерные физические упражнения, повышенная сексуальная активность или ее неестественные формы - все это может привести к усилению Ваты и создать таким образом предрасположенность к психическим расстройствам. Медитация, выполняемая без должного руководства, или неумеренно практикуемая пранаяма тоже могут усугубить Вату.

Высокий уровень Ваты в виде избытка эфира делает человека витающим в облаках, рассеянным, нереалистичным, ослабляя его связь с физическим телом и тем самым нарушая его гармонию с физическим миром как таковым. Излишняя поглощенность своими мыслями приводит в конце концов к подмене реальности и рассеиванию жизненной энергии, отчего возникают страхи, тревожные состояния, внезапные перемены настроения. Крайней формой такого расстройства являются умопомешательство и шизофрения.

Психические расстройства Питта-типа

Психические расстройства Питта-типа тоже связаны с высоким уровнем Раджаса, который в данном случае направлен вовне и проявляется в виде агрессивности, высокомерия и вспыльчивости. Типичный представитель Питты крайне недоверчив и не признает других мнений, кроме собственного. Во всех своих бедах он обвиняет других, повсюду видит врагов, всегда начеку, готовый воевать даже с самим собой и с собственным прошлым.

Психические расстройства Капха-типа

Психические расстройства Капха-типа вызываются избытком Тамаса и сопровождаются излишней сонливостью, иногда даже днем, мечтательностью, привязанностью к прошлому, вялостью и апатичностью. Ум утрачивает способность к какому бы то ни было абстрактному, объективному или внеличностному мышлению, отсутствуют устремленность и мотивация, наблюдаются пассивность и зависимость. Хочется оставаться ребенком и быть объектом заботы, большое значение придается мнению окружающих. Верное представление о себе отсутствует, и остается только пассивно наблюдать за тем, что происходит в ближайшем окружении.