Почему становится трудно дышать? Психосоматические расстройства дыхательной и мочевыводящей систем

До того как появились научные утверждения об аллергической природе бронхиальной астмы, заболевание относилось к категории нервных недугов. Ведь помимо трудностей с процессом дыхания, которые возникают во время приступа, больной находится в шоке и переживает нервное потрясение.

Заболевание возникает не только при наличии аллергенных факторов. Хотя считается, что основные причины недуга состоят в повышенной чувствительности организма к различным веществам, выступающим раздражителями. может иметь и психологические причины. Например, приступ может возникнуть на нервной почве.

Итак, психосоматические причины болезни следующие:

Бронхиальная астма может передаваться по наследству. Но предрасположенность – это не гарантия того, что болезнь обязательно появится. В данном случае большую роль играет общее восприятие и поведение человека в конфликтных ситуациях.

Если эмоции не хранить внутри себя, вероятность приступа можно снизить.

Таким образом, физические и психосоматические причины данного недуга тесно связаны между собой. Их совместное воздействие и приводит к приступам, которыми сопровождается бронхиальная астма.

Статистика заболевания

Наибольший процент заболеваемости наблюдается у детей 5 лет. У мальчиков астма встречается чаще, чем у девочек. Большая часть пациентов полностью избавляются от болезни в подростковом возрасте. Если рассмотреть психосоматические причины в этом случае, можно сказать, что высокий процент заболеваемости среди мальчиков связан с более строгим воспитанием именно мальчиков.

Большую роль в проявлении недуга играют социальные причины. Бронхиальная астма встречается у каждого третьего человека, который вырос в неполной семье. Часто наблюдаются случаи заболевания у ребенка с одним или обоими пьющими родителями. На появление болезни может также повлиять развод родителей.

У взрослых пациентов пиком заболеваемости является возраст 22−35 лет. Именно данный период развития человека характеризуется высокой нервной напряженностью. При этом чаще всего болеют женщины.

Симптомы

Кроме основных признаков, которыми сопровождается астма (затрудненное дыхание, хрипы и свисты, ощущение сдавливания с груди, недостатка воздуха), присутствуют и другие симптомы. Они связаны с эмоциональным состоянием пациента. Психологические симптомы проявляются в апатии, нарушении сна. Кроме того, болезнь характеризуется повышенной нервной возбудимостью. Человеку тяжело сконцентрироваться на чем-либо.

Психологический портрет пациента

Если составить психологический портрет человека, страдающего бронхиальной астмой, он будет выглядеть следующим образом:

  • Предрасположенность к уединению и самореализации. При хронической форме болезни самоизоляция пациента усиливается.
  • Капризность. Астматику тяжело угодить или понравиться. В быту проявляется чрезмерная педантичность. Такой человек предпочитает, чтобы все осуществлялось по его желанию. В случае несоответствия развития событий личному прогнозу он замыкается в себе и расстраивается.
  • Трудности в принятии решений. Если возникает конфликтная ситуация, человек, страдающий бронхиальной астмой, не может долго решиться на какой-либо поступок. Когда необходимо согласиться с оппонентом, он принимает его точку зрения только внешне, а сам остается при своем мнении. Астматикам очень трудно справиться со стрессом, который впоследствии негативно воздействует на психику и приводит к приступам.
  • Обидчивость и нервозность. Астматики характеризуются быстрой речью, которая зачастую негативна и несет в себе отрицательные эмоции. Постоянно сопровождает ощущение, что окружающие их не поняли, это они выражают всем своим видом.

Как избавиться от болезни

Полностью вылечиться от астмы достаточно сложно, практически невозможно. Этот недуг относится к хроническим заболеваниям. Однако можно снизить частоту приступов или вовсе избавиться от них и жить полноценной жизнью. Традиционная медицина рекомендует в первую очередь устранить раздражающий фактор, который привел к обострению заболевания. Также пациентам назначают медикаментозные препараты.

Если рассматривать лечение с точки зрения психологии, первым шагом является умение выплескивать свои эмоции наружу. Важно как можно чаще делиться своими переживаниями с окружающими, не держать все в себе. Можно даже заплакать, если этого действительно хочется. вполне возможно, если избегать нервной и напряженной обстановки.

Кроме того, необходимо найти баланс между такими понятиями, как «отдавать» и «брать». Нужно запомнить, что в природе не бывает одностороннего энергообмена.

Важно признаться самому себе в собственных страхах. Нужно понять, почему так часто возникает чувство неуверенности и незащищенности. Вполне возможно, этому предшествуют стрессовые и конфликтные ситуации. Самостоятельно разобраться с подобными проблемами под силу не каждому человеку.

Зачастую при лечении приходится обращаться к услугам хорошего психоаналитика.

Астма – это болезнь, возникающая при воздействии внешних раздражителей на органы дыхательной системы человека. Кроме того, на ее проявления влияют и психологические факторы. Приступы возникают или усиливаются на нервной почве. Чтобы избавиться от астмы, рекомендуется своевременно распознать ее симптомы и выявить причины. Правильное медикаментозное лечение, устранение внешних раздражителей и гармония с собой позволят сократить количество возможных приступов до минимума.

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность (Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию (Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным (Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах (Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

В психосоматике основными симптомами всевозможных заболеваний, расстройств и синдромов считаются одышка, тошнота, рвота и депрессивное состояние. Именно эти признаки сопровождают многие психосоматические расстройства, симптомы эти ярко выражены, и родители просто не могут не заметить, что с ребенком творится что-то неладное. О причинах проявления симптомов психосоматических состояний вы узнаете на этой странице.

Симптом психосоматических расстройств: одышка

Под воздействием негативных эмоций (гнева, ярости, страха), а также при радости и волнении дыхание учащается. Внезапные потрясения и испуг могут спровоцировать кратковременную задержку дыхания. В комфортном и уравновешенном состоянии дыхание у здорового ребенка спокойное. Изменение дыхания в связи с эмоциями подтверждают также наблюдения из жизни - всем знакомые горестный вдох и выдох с облегчением.

Такой психосоматический симптом, как одышка, является ведущим симптомом бронхиальной астмы, что говорит о скрытой потребности в любви, нежности, о необходимости поддержки при внешней агрессивной настроенности. Дети с предрасположенностью к бронхиальной астме отличаются повышенной реактивностью в ответ на поведение окружающих и восприимчивостью к запахам, стремлением соблюдать чистоту.

Симптомы психосоматических нарушений: тошнота и рвота

Такие психосоматические симптомы заболеваний, как тошнота и , являются признаками нарушения пищеварения (двигательной активности желудка и тонкой кишки). Тошнота и рвота возникают непроизвольно в ответ на то, что ребенку не нравится, сопровождаются ощущением распирания в подложечной области и могут возникать после употребления разных продуктов, чаще жирных.

Эти симптомы психосоматических нарушений могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.

Симптом психосоматических состояний и синдромов: депрессия

Депрессия, проявляется в виде стойкого, продолжительного снижения настроения. Чаще оно отмечается у подростков и сопровождается снижением общего тонуса - двигательной заторможенностью и замедленным мышлением. У детей дошкольного возраста депрессия встречается редко или остается незамеченной, так как для них свойственна высокая активность (подвижность, любознательность, желание общаться).

Этот психосоматический симптом синдромов свидетельствует о подавлении скрытых эмоций, недовольстве собой, неумении находить положительные эмоции. Чаще она возникает при неблагоприятной обстановке в семье (конфликты и развод родителей), связана с появлением другого ребенка в семье, утратой близкого. Более подвержены депрессии подростки с узким кругом интересов, замкнутые, стеснительные, эмоционально отвергаемые родителями.

В период депрессии у ребенка отмечается пониженное настроение, раздражительность, вялость, снижение или повышение аппетита, нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью, кошмарные сны). В этот период ухудшается школьная успеваемость, ребенок не желает ходить в школу, ничего не хочет делать. Он становится более замкнутым, безразличным, порой проявляет агрессию. Подросток страдает от комплекса неполноценности, ощущения вины, скуки, может жаловаться на ухудшение самочувствия.

Статья прочитана 844 раз(a).

Бронхиальная астма – это сложное и не до конца изученное заболевание дыхательных органов. Причина этой патологии кроется в реакции организма человека на некоторые аллергены, которые провоцируют приступы удушья . При попадании раздражителя в дыхательные органы просвет бронхов значительно сужается и человек не может нормально вдыхать. Патология встречается не только у взрослых, но и у детей, спровоцировать астматический приступ могут как аллергены, так и другие факторы. Психосоматика астмы заключается в разных эмоциональных процессах. Привести к приступу может страх, испуг и сильнейшее нервное потрясение.

Причины

Бронхиальная астма может развиться не только из-за определённых эмоциональных факторов. Главные причины болезни – это высокая чувствительность человеческого организма к некоторым раздражающим веществам. Астматический приступ может развиться и в том момент, когда человек сильно нервничает . Психосоматическими причинами этой патологии являются:

  • сильнейшие психоэмоциональные потрясения;
  • стресс и депрессивное состояние;
  • разные нервные потрясения и иные похожие факторы.

Заболевание может быть наследственным. Заболеть астмой больше шансов имеют те люди, близкая родня которых страдала хроническим бронхитом или бронхиальной астмой. Но стоит понимать, что генетическая предрасположенность – это вовсе не гарантия того, что патология в обязательном порядке себя проявит. В подобном случае главную роль играет адекватное восприятие любых конфликтных ситуаций.

Физические причины и психосоматика бронхиальной астмы тесно взаимосвязаны . Их общее воздействие на организм человека и приводит к удушающим приступам, которые почти всегда сопровождают астму.

Если негативные эмоции не сдерживать внутри себя, то интенсивность приступов астмы можно значительно уменьшить.

Статистика болезни


Чаще всего начало болезни приходится на детский возраст до 5 лет, при этом мальчики болеют чаще, чем девочки
. Многие детки-астматики перерастают болезнь в подростковом возрасте. Если рассматривать астму как психосоматическое заболевание, то можно с уверенностью сказать, что причиной частой болезни мальчиков является очень строгое воспитание.

В развитии данного недуга огромную роль играют и социальные причины. Так бронхиальная астма чаще всего диагностируется у людей, которые воспитывались в неполной семье. Болезнь также часто развивается у детей, родители которых пьют. Слишком бурный развод родителей тоже может спровоцировать начало этой болезни. По утверждению Луизы Хей, основателя движения самопомощи, бронхиальная астма возникает из-за неспособности дышать для своего блага или благодаря сдерживанию своих эмоций.

У взрослых людей пик заболеваемости приходится на 20-35 лет . Именно на этот возраст приходится особенно высокая напряжённость.

Во взрослом возрасте заболевание чаще всего диагностируется у женщин.

Симптоматика

Помимо основных симптомов, которыми всегда сопровождается астма, есть и некоторые другие признаки, которые помогают распознать это заболевание. Психосоматика удушье полностью связана с эмоциональным состоянием больного. Болезнь часто проявляется такими психологическими проблемами, как нарушение сна, апатичность и повышенная возбудимость . Астматику обычно бывает тяжело сконцентрировать своё внимание на чём-то.

Психосоматика астмы у взрослых довольно специфична, можно даже составить психологический портрет человека, который болеет бронхиальной астмой. Астматик обычно имеет такой вид:

  • Он любит одиночество и предпочитает заниматься самореализацией. Если болезнь переходит в хроническую форму, то уровень изоляции пациента сильно усиливается.
  • Склонность к капризам. Больному астмой практически невозможно угодить или же понравится. В семейной жизни такой человек становится слишком педантичным, чем выводит из себя окружающих людей. Астматик любит, чтобы всё делалось так, как желает он. Если события развиваются не по его прогнозу, то человек очень замыкается в себе и долго переживает.
  • Долгое принятие важных решений. При конфликтной ситуации астматик долго не может предпринять какой-то шаг. Если необходимо согласиться с мнением другого человека, то больной астмой соглашается только для виду, на самом деле он остаётся при своём мнении. Астматикам очень тяжело переносить стрессовые ситуации, эмоциональное напряжение постепенно накапливается и провоцирует развитие приступов удушья.
  • Астматики отличаются повышенной обидчивостью и нервозностью. Речь больных астмой очень быстрая и спутанная, чаще всего они вступают в полемику, выражая негативные эмоции.

Наиболее часто психосоматическая причина, которая в итоге приводит к бронхиальной астме, появляется у ребёнка сразу же после рождения, если любовь родителей к нему недостаточна . Если внимание и заботы родителей не хватает. То существует огромная вероятность того, что дыхание собьётся с правильного ритма.

Но симптомы заболевания нередко проявляются и при другой крайности, когда налицо чрезмерная опека родителей. В таком случае ребёнок не может буквально самостоятельно сделать ни одного вдоха, за него всё решают заботливые родители.

Как недостаток родительской любви, так и чрезмерная опека могут стать психологическими факторами развития бронхиальной астмы у ребёнка.

Как излечиться от болезни

Полностью победить бронхиальную астму очень сложно, почти невозможно. Эта патология является хронической и чаще всего преследует человека всю жизнь. Благодаря лекарственным препаратам можно значительно уменьшить интенсивность и частоту приступов, чтобы жить яркой и полноценной жизнью . Доктора советуют выявить и убрать раздражающие факторы, которые провоцируют приступы, и при необходимости использовать разные ингаляторы.

Если рассматривать болезнь со стороны психологии, то первоначально больной должен научиться контролировать свои эмоции и не сдерживать их в себе. Астматику крайне необходимо делиться своими мыслями и переживаниями с родными и близкими. Иногда можно поплакать, если этого требует душа. Полностью устранить приступы удушья возможно, если создать вокруг себя спокойную обстановку.

Астматик должен попытаться найти чёткую грань между понятиями отдать и взять. Нужно понимать, что одностороннего обмена в природной среде нет и быть не может.

Больной бронхиальной астмой должен побороть в себе все страхи. Нужно разобраться в себе и определить, почему столь часто появляется ощущение ненужности и незащищённости. Чаще всего такому депрессивному настрою предшествуют сильные стрессы и разные конфликтные ситуации. Многие люди не могут взять ситуацию под контроль самостоятельно, без помощи специалиста.

Астматикам при лечении болезни необходимо обязательно проконсультироваться с психологом. Во многих случаях такие беседы помогают снизить частоту приступов удушья.

Бронхиальная астма возникает не только под воздействие разных раздражителей, но и при чрезмерном эмоциональном напряжении. Спровоцировать приступ может сильный стресс, страх или конфликтная ситуация. Астматик должен научиться выплёскивать свои эмоции наружу, только тогда возможна стойкая ремиссия .

При астме к дыхательной недостаточности приводит спазм бронхов. Дыхательной недостаточностью называется такое состояние, при котором органы дыхания не могут справиться со своей функцией и дать человеку необходимое количество кислорода, сделать полноценный вдох и выдох.

Психосоматика бронхиальной астмы играет не последнюю роль среди целого перечня причин, приводящих к заболеванию.

Для астматиков правила диагностики и лечения устанавливают несколько врачей. Обычно в перечень входят: терапевт или педиатр, аллерголог. Основная задача врачей – определить причину и исключить провоцирующий фактор для улучшения состояния человека. Психолог или психотерапевт может положительно повлиять на самочувствие и помочь избавиться от приступов.

При патологии, вызванной психологическими причинами, к приступу приводит высокий уровень психического напряжения. Другие триггеры отходят на задний план, хотя полностью и не исключаются.

Признаки астмы у взрослых, ранее полностью здоровых людей, проявляются в качестве реакции на высокий уровень напряжения психики. Нередко заболевание развивается на фоне различных психических расстройств, например, депрессии или психоза.

Межличностные или внутренние конфликты могут вызвать разные виды психосоматического обструктивного бронхита. С какими сложностями и состояниями сталкиваются пациенты:

  1. Нерешительность и неспособность брать ответственность. Нередко астматики зависят от чужого мнения, не могут сформировать собственную систему ценностей и правил. При этом повышается тревожность и беспокойство, которые приводят к приступу.
  2. Низкая самооценка, невозможность достичь желаемого результат или идеала. Астматики имеют либо завышенные, либо сниженные критерии требований к себе. Сознательно или неосознанно многие из них из-за болезни уклоняются от решения актуальных задач. Плохое физическое самочувствие усиливает психологический дискомфорт. Кашель и дыхательная недостаточность отрицательно сказываются на работоспособности человека, вызывают раздражение и ощущение беспомощности. При этом поведение в некоторых случаях становится агрессивным, импульсивным и несдержанным.
  3. При вовлечении человека в конфликтные ситуации усиливается тревожность или раздражение. Некоторые астматики говорят о том, что в конфликтных ситуациях или после них и возникает приступ.

Это основные признаки психосоматики, но они могут сочетаться или чередоваться, в зависимости от ситуации. Бывают пациенты, которым свойственны все симптомы или только один.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к приступам удушья:

  • плохие взаимоотношения в семье;
  • страх перед одиночеством;
  • подавляемая агрессия;
  • зависимость от мнения других людей;
  • неспособность отстаивать свое мнение;
  • неумение прощать;
  • неспособность решать сложные жизненные проблемы;
  • накопление обид;
  • недостаток внимания.

Многие астматики пытаются излечиться медикаментозными препаратами, даже не допуская мысли о том, что источник бронхита лежит в их внутреннем состоянии. Им трудно принять и осознать этот факт, поэтому болезнь возвращается снова и снова, и это вызывает отчаяние.

По мере устранения психологических факторов, вызывающих астму, состояние сначала будет ухудшаться, и лишь затем, при продолжении психотерапии улучшится.

Механизм развития заболевания у детей

Бронхиты и астматические проявления, связанные с психосоматическими причинами, могут проявляться в раннем возрасте.

В отличие от взрослого человека, ребенок быстрее прощает обиды, редко накапливает агрессию, но острее реагирует на обстановку в семье и на поведение значимых людей из своего окружения.

Уже с 3 лет некоторые малыши страдают от удушья, есть дети, заболевающие и гораздо раньше. Что провоцирует манифест заболевания?

Проблемы в семье

В первую очередь это недостаток внимания, заботы и любви родителей. Многие взрослые считают, что если ребенок хорошо одет и накормлен – то все в порядке. Но для гармоничного развития личности вовсе недостаточно удовлетворения этих базовых потребностей, психологическая безопасность, тепло и поддержка также очень важны. Кроме того, эмоциональные потребности разных детей могут сильно отличаться.

Когда ребенок задыхается, и проявляются признаки астмы, он сразу получает гораздо больше внимания и заботы, чем обычно. Приступ может возникать именно в те моменты, когда малыш остро нуждается в ободрении, понимании или успокоении.

Рождение брата или сестры

Когда в семье появляется второй ребенок, старшему приходится адаптироваться, справляться с ревностью. Естественно, мама и папа в основном заняты новорожденным, ведь младенец требует больше времени. У старшего ребенка возникает страх, что он стал ненужным, его забудут или покинут. При помощи приступа он оттягивает на себя заботу взрослых и вновь становится центром внимания.

Дети могут использовать массу способов, чтобы манипулировать родителями. Важно понимать, что ребенок делает это не из вредности или злости, просто он пытается вернуть ощущение собственной нужности.

Чрезмерная опека

Еще один провоцирующий фактор – это постоянный контроль родителей, граничащий с надзором. Образно говоря, малышу не разрешено дышать без их позволения. Опека и гиперконтроль помимо астмы могут провоцировать и ряд других психосоматических заболеваний, чаще всего с астмой сочетается аллергия, например, пищевая – на рыбу.

В обоих случаях маленький человек желает вернуть заботу и любовь, но не в состоянии получить необходимое. Одновременно он хочет близости с родителями и отталкивает их. Страдающему от приступа малышу нужен воздух, поэтому он исключает близкие контакты из-за страха, что такой важный в данный момент кислород будет ему недоступен.

Методики психотерапии

Астму, психосоматика которой довольно многогранна, можно обратить в состояние длительной ремиссии. Психотерапия и медикаментозное лечение в сочетании дают наилучшие результаты.

Осложнения при психотерапевтической практике случаются довольно редко. Как правило, они возникают в следующие моменты:

  1. У некоторых пациентов при активизации внутренних скрытых конфликтов может развиться кашель и удушье. Когда проблемы приближаются к осознанию, они могут усилить приступ.
  2. Амбивалентные чувства, страх и желание близких (теплых) отношений. В некоторых случаях даже сама фигура психотерапевта и нормальная динамика сессий провоцирует временный рецидив. С одной стороны, астматики требуют максимального внимания к своей персоне, с другой стороны, боязнь утратить драгоценный кислород присутствует постоянно, поэтому слишком тесный контакт у них может вызвать раздражение и агрессию.
  3. Осторожно проводят терапию для пациентов с реактивными психозами, параноидными, депрессивными состояниями, так как при подвижности психики даже незначительные изменения внутреннего состояния могут привести к соматической реакции.

Основной акцент при лечении пациентов с психосоматическим бронхитом делается на доброжелательной и безопасной обстановке. Для того, чтобы человек мог доверять и раскрываться создаются благоприятные условия:

  • безусловное принятие и эмпатия;
  • возможность выражать широкий спектр чувств;
  • обратная связь.

Все это помогает устранить ощущение недопонимания, ненужности. Работа специалиста направлена на коррекцию страхов и подавленной агрессии, самооценки, способов коммуникации и многих других аспектов психической жизни.

Во время сеансов некоторые психотерапевты прибегает к использованию специальной техники дыхания. Это помогает снять напряжение.

Для купирования психосоматического удушья чаще всего используется несколько методик.

Символдрама

Астматики практически всегда проявляют амбивалентные желания в том, что касается близких отношений. Чтобы научиться регулировать дистанцию и степень близости, используется ситуация прогулки в лесу. В медитативном, измененном состоянии сознания человеку предлагается в воображении пройти путь от дома до опушки леса.

За несколько метров до цели его просят остановиться и подождать, пока из-за деревьев не покажется какое-либо животное. При этом он сам должен регулировать комфортную степень близости, постепенно сокращая или увеличивая дистанцию.

Еще одна ситуация, когда психотерапевт предлагает пациенту представить себя в роли облака или острова. Это формирует с одной стороны отдаленность, с другой стороны, вокруг находятся другие облака или острова – замершие и подвижные. При этом важно не допускать агрессивных и конфликтных динамик при погружении в эту технику.

Во время сеанса психотерапевт предупреждает пациента, что в случае нехватки воздуха ситуацию можно прервать и переиграть в другом направлении.

Групповая методика

Психотерапевт и группа помогают получить практический опыт нового формата отношений. За счет обратной связи и взаимодействия с членами группы изменяются реакции и осознание собственного состояния. Постепенно человек приходит к более свободному и уверенному стилю общения, учится отстаивать собственные психологические границы и вступать в доброжелательные близкие отношения.

За счет этого исчезает чувство одиночества и покинутости, появляется эмпатия и снижается уровень тревожности. Существует несколько видов групповой психотерапии, о разных возможностях и вариантах расскажет психотерапевт.

Ролевая методика

Суть лечения заключается в том, что пациентам предоставляется исходный материал для осознания отдельных моментов проблемы. Сеансы актуальны в первую очередь в следующих случаях:

  • при избегании обсуждения реальной ситуации;
  • при абстрактных рассуждениях вместо поиска практических решений;
  • при преобразовании проблемы в научную дискуссию;
  • при трудностях с вербализацией, словесном описании своего состояния.

В процессе тренинга каждый человек получает определенную тему, выбирает себе партнера и приступает к постановке. Для этого психолог предлагает следующие темы:

  1. Необходимо аргументировано и взвешенно высказать несогласие с человеком, уверенным в своей правоте.
  2. Выразить словами обиду партнеру, который считает, что она вполне заслужена;
  3. Начать трудный и неприятный разговор, продолжить его, даже если есть невнимательные или недовольные слушатели.
  4. Потребовать какой-нибудь предмет или услугу у оппонента, при условии, что он не собирается ее оказывать или отдавать нужную ему вещь.
  5. Помириться с партнером, перед которым возникает чувство вины.

В конце сеанса происходит обсуждение каждой ситуации. Группа оценивает, насколько хорошо и быстро человек решал задачу. Уделяется внимание вопросу, какие эмоции и ощущения испытывали оба партнера.

Каждая тема отрабатывается до тех пор, пока пациент не будет в состоянии легко и непринужденно справиться с заданием. У астматиков острые ситуации могут вызвать страх перед приступом или даже приступ, поэтому профессионал должен работать с учетом специфики заболевания.

Подобные тренинги могут нанести вред людям с подвижной психикой или с психическими расстройствами (диагностированными или нет).

Семейная методика

Так как одной из основных причин психосоматического бронхита или астмы является внутрисемейный конфликт, совместные сеансы могут оказаться полезными и продуктивными. Особенно в том случае, если речь идет о психотерапии ребенка.

В ходе терапии снижается уровень внутреннего напряжения, разрешаются многие межличностные конфликты.

Приемы при такой терапии отличаются своей спецификой:

  1. Тактика выжидания на первых сеансах выражается в молчании, когда клиент и его родственники еще не готовы довериться друг другу, испытывают страх или неуверенность, обиду или раздражение.
  2. Следующий этап – обучение новым, менее токсичным, способам взаимодействия. Умение слушать и слышать вырабатывается с помощью развития эмпатии.
  3. Психотерапевт помогает формулировать вопросы и учит, как правильно их задавать.
  4. Смена ролей, когда каждый член семьи должен отыграть ситуации в роли другого человека – родители меняются местами между собой или с ребенком.

В конце каждого сеанса психотерапевт делится своим видением ситуации и наблюдениями, которые могут помочь лучше понять друг друга.

Психосоматика играет важную роль в формировании астмы, поэтому психотерапия может существенно помочь в достижении ремиссии.

Задайте вопрос эксперту в комментариях