Возникновение и развитие психики. Физиологические механизмы психической деятельности

Многие физиологические механизмы психической де­ятельности являются общими для животных и человека.Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биоло­гическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начи­нает сознательно управлять своим поведением и деятель­ностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность. В дальней­шем изложении на эти отличия будет обращено особое внимание.

Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Реф­лекс - ответная реакция организма на раздражения из внеш­ней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной систе­мы обеспечивает:

1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.

2. Преобразование их в нервные (электрические) им­пульсы и передачу команд в мозг.

3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.

4. Прием и переработку информации о результатах дей­ствия (обратную связь).

5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.

В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологии И.М. Сеченов (1829- 1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Именно И.П. Павлову принадлежит идея о том, что рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы без­условными, т.е. возникающими безо всяких дополнитель­ных условий, от рождения. Такие рефлексы однотипно проявляются у живых существ одного и того же вида. Они принадлежат не отдельной особи, не отдельному индиви­ду, а виду в целом.

Ко второй категории относятся рефлексы, которые вы­рабатываются в процессе индивидуальной жизни и раз­вития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возни­кают при совмещении какого-либо раздражения, не име­ющего значения для живого существа (нейтрального раздражителя) с жизненно важным для него (например, пи­щей или опасностью). Наличие такого обязательного усло­вия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они ин­дивидуальны - принадлежат индивиду, особи.



И.П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наибо­лее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу выделением слюны.

Почему это происходит? Каждый раздражитель вызы­вает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более силь­ной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздра­жителей во времени. Образование временных (условных) не­рвных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Возбуждение и торможение - основные процессы нерв­ной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и тормо­жения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, то в других - соседних или связанных с ним участках - тор­можение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и сосредо­точивается на новой игрушке.

Однако и торможение может вызвать противополож­ный процесс - возбуждение. Родители часто замечают, что маленькие дети к вечеру «разыгрываются» - прыгают, кричат, смеются. Успокоить их очень трудно. Это связано с тем, что дети очень устали, и сильный процесс торможе­ния вызвал противоположный - чрезмерного возбужде­ния. С этим часто бывает связана и недисциплинирован­ность школьников на уроках после контрольных или в кон­це дня. Ее может вызвать и большое количество впечатле­ний, положительных эмоций - например посещение театра, музея, школьные утренники. Маленькие дети часто не за­мечают, что они устали, не чувствуют, когда им надо остановиться (когда начинает действовать процесс тормо­жения), и взрослым поэтому необходимо быть особенно внимательными, чтобы дать им возможность вовремя отдохнуть. Интересный пример приводит американский психолог Э. Ле-Шан: «Кэти было семь лет, и мы с ней дразнили друг друга. „А если бы я ударила тебя по носу, - говорила она, - что бы ты сделала?" Мне пришлось придумывать какое-то сверхъестественное наказание вроде: „Я бы упа­ковала твой завтрак и послала бы на Луну". Кэти дурачи­лась и заводилась все больше и больше. Я чувствовала, как возрастает напряжение, и подумывала о том, как бы кон­чить игру, когда Кэти сказала: „А что бы ты сделала, если бы я так громко крикнула тебе в ухо, что оно лопнуло?" Не раздумывая, я ответила: „Я думаю, я бы послала тебя в твою комнату, чтобы ты часок отдохнула". Лицо Кэти помрачнело: „Теперь ты играешь не по правилам, - сказала она, - потому что это хорошее наказание". „Ты права, - заметила я. - Это не смешное наказание, потому что это то, что тебе нужно"».



Прием, сличение, переработка сигналов, идущих от внеш­них и внутренних раздражителей, составляет основу сигналь­ной деятельности головного мозга. Сигналы могут непосред­ственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, за­паха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены через язык, через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой и второй сигнальными системами.

Вторая сигнальная система имеет очень большое значе­ние для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вы­зывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Известно, например, что женщины «любят ушами». Для них важно, чтобы им часто говорили о том, что их любят. Еще один пример. Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.

Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодей­ствуют. Их развитие имеет очень большое значение для че­ловека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслитель­ный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.

В поведении и деятельности человека, как и у живот­ных, многое может быть объяснено, исходя из условных рефлексов. Однако далеко не все. Значительную роль игра­ет наличие осознанной внутренней программы поведения, представление о будущем результате. Изучая эту проблему на примере произвольных (контролируемых, осознанных) движений отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966) показал, что такая программа представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих иссле­дований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к ис­полнительному органу.

Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении челове­ком того или иного действия происходит сравнение, сли­чение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому дей­ствия исправляются, меняются в направлении исходного замысла.

Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией ак­тивности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ.

Русский физиолог П.К. Анохин (1898-1974) также при­шел к необходимости пересмотра классических представ­лений о рефлекторной дуге как основе всякой психичес­кой деятельности. Он создал теорию функциональных сис­тем. Согласно этой теории, физиологическую основу психической деятельности составляют не отдельные реф­лексы, а включение их в сложную систему, которая обес­печивает выполнение целенаправленного действия, пове­дения. Эта система существует столько, сколько необхо­димо для их выполнения. Она возникает для выполнения определенной задачи, определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной.

Целостное поведение индивида определяется не отдель­ным сигналом, а объединением, синтезом всей поступаю­щей к нему в конкретный отрезок времени информации. Формируются функциональные системы. При этом наме­чается цель поведения или деятельности, прогнозируется ее будущий результат. Благодаря этому поведение не за­канчивается ответной реакцией организма. Она запускает механизм обратной связи, который сигнализирует об ус­пехе и неуспехе действия. П.К. Анохин назвал этот меха­низм акцептором результата действия. Именно этот механизм позволяет осуществлять поведение и деятельность не только на основе непосредственно воспринимаемых воз­действий, но и на представлениях о будущем (у человека иногда достаточно отдаленном), о цели действия, о его желательном и нежелательном результате.

П.К.Анохин показал, что таков механизм осуществ­ления и саморегуляции всех более или менее сложных форм поведения и у животных, и у человека. Естествен­но, чем более развит головной мозг, чем выше уровень психики, тем более сложным и совершенным становится этот механизм.

Всякое поведение определяется потребностями. Потреб­ность создает в центральной нервной системе очаг воз­буждения. Этот очаг возбуждения определяет деятельность, служащую удовлетворению именно этой потребности. Силь­ный очаг возбуждения подчиняет себе другие, объединяет их. Чем сильнее потребность, тем более сильным является этот очаг, тем сильнее это объединение. Тем больше он господствует, доминирует в поведении. Отечественный физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942), открывший и опи­савший это явление, назвал его доминантой.

Например, Вы пришли домой. Вам надо срочно кому-то позвонить, и, кроме того, Вы страшно голодны. Если вы очень сильно голодны, то в первую очередь откроете холодильник, а если там еды не окажется - начнете искать ее в шкафу, духовке и т.п. В этом случае доминировать, т.е. преобладать, будет потребность в еде и, следовательно, соответствующий временный орган. Если же телефонный звонок, который Вы должны сделать, для Вас очень ва­жен, то Вы можете забыть о еде и сразу начнете звонить. И если телефон занят, Вы будете вновь и вновь набирать но­мер, забыв обо всем.

Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Поэтому, когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг.

А.А. Ухтомский много внимания уделял духовному и нравственному развитию личности. Он считал, что осо­бой - присущей только человеку доминантой является «доминанта на лицо другого». Такую доминанту он про­тивопоставлял доминанте, при которой человек «видит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя». Он считал, что в противо­положность этому следует «культивировать и воспитывать доминанту и поведение „по Копернику", поставив центр тяжести вне себя, на другом... Все силы души и все на­пряжение, вся целевая установка должна быть направле­на на то, чтобы прорвать свои границы и добиться выхо­да в открытое море - к „ты". Что это действительно воз­можно, об этом знает всякий действительно любящий человек».

Тема: Физиологические основы психики и здоровья человека


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.


1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, - психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека - это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Мозг - это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, ноони имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией - это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей - левая).

Второй функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования - обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс - ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, - довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система . Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу.

Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением.

Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач . Такая возможность создается благодаря, координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей. Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.


4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, - передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями. Так, «левополушарный» человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установления различий. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально полушария мозга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.


5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности - положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия - «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение - это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы - нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервной системе достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь - понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.

Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий - мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля).

Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель - до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы, на основе которых функционирует центральная нервная система, определяющая психику человека, достаточно сложна. Ее изучение продолжается по сей день. В данной работе были описаны только базовые механизмы, на которых основана работа мозга, а, значит, и психики.

Индивидуальные особенности психики определяются особенностями внутренних механизмов, определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, его выносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из таких факторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит также и от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционирует мозг.

Следует отметить, что многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Одним из факторов, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка, уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику. Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение «отношения» самого человека к негативной ситуации.


Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000

3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 212 с.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.

5. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. 3-е издание. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 632 с.

7. Алейникова Т.В. Возможные модельные представления психофизиологической конструкции личности (концептуальная модель) // Валеология, 2000, №4, с. 14-15

Психика представляет собой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности особым образом отражать окружающую действительность. Носителем психики является мозг, она – результат сложной работы мозга. Из сказанного следует, что материальное первично – оно порождает психическое, а психическое вторично. Оно возникает и существует только при определенных материальных условиях.

Психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда нарушается способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность совершать адекватные действия, разрушается контакт между психикой и действительностью, что приводит к невозможности для него нормально существовать. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека и совершается в процессе активной его деятельности. Содержанием психики являются образы окружающей нас действительности. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, взглядов, чувств и т.д. Отражение преломляется через призму индивидуальности человека и всегда субъективно. В процессе жизни отражение не стоит на месте, всегда углубляется и совершенствуется.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П.К. Анохин, «антиципирующая реакция» – Н.А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения – результат накопления и закрепления опыта, обеспечивающего модель будущей реакции. Итак, психическое отражение – это сложный многоактный процесс, обеспечивающий целесообразность поведения и деятельность человека. Соответственно психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.



Из этого определения вытекают сразу две стороны деятельности психики. Одна – отражение действительности. Это – сторона внутренняя, невидимая.

Вторая сторона – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно видеть, наблюдать, измерить. Это разнообразные акты поведения человека.

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона (рис. 1).

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) – основной элемент нервной системы

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Рис.2. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману).

Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга

Изучение мозга как органа психики велось в двух основных направлениях, в плане изучения механизмов регулирования отношений организма и среды и в направлении раскрытия морфологии и функций отдельных микроструктур мозга. Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы» .

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

Однако механизм рефлекторной дуги не объяснял активной, регулирующей и преобразующей роли психики человека и в этом заключался существенный недостаток в понимании механизма психической деятельности.

Результаты дальнейших исследований проблемы связи психики и мозга, касающиеся роли психических процессов совместно с физиологическими в управлеии поведением и построении общей модели регуляции поведения позволили по-новому подойти к исследуемому вопросу. Видное место среди исследования этих проблем занимает изучение физиологических основ таких важных особенностей поведения, как активность, системность, саморегуляция, прогнозирование действий.

Известный отечественный физиолог П.К. Анохин, производя всевозможные операции с перекрестом нервов, обнаружил, что для восстановления нарушенных операций функций требуется выполнение разнообразных движений, из которых закрепляются те, которые осуществляют утраченную после операции функцию. В итоге было установлено, что каждое из последних посылает обратные афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах произведенного действия.

Таким образом, обратная связь явилась важнейшим принципом управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом. Введение принципа обратной связи позволило по-новому понять механизм горной деятельности. Установлено, что ответной реакцией не заканчивается рефлекторный акт, а всегда включает четвертый элемент – сигнал о результатах действия. Это позволило говорить, что основным механизмом психики является не рефлекторная дуга, а рефлекторное «кольцо».

Физиологические механизмы психики

Предмет психологии

Общая характеристика

Психология - область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика - свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика - отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

Дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Совершается в процессе активной деятельности личности;

Углубляется и совершенствуется;

Преломляется через индивидуальность;

Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность

поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений - стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность - корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

Прием внешних воздействий;

Преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

Декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

Прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

Коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей:

1) рецептор - концевой аппарат;

2) проводниковый нервный путь;

3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями: Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание - высшая, свойственная только человеку

форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторический деятельностью людей. Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

Включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

Обеспечение целеполагающей деятельности человека;

Включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное-это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

Возникновение и развитие психики в животном мире;

Возникновение и развитие человеческого сознания;

Развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.



Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:

1) элементарной чувствительности;

2) предметного восприятия;

3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:

1) инстинкты;

2) навыки;

3) интеллектуальное поведение.

Инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Навыки - формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных.

Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется «приобретением» новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т.д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

Распространенной является теория деления структуры психики на четыре составляющие. В ней выделяют такие основные компоненты:

  • - психический процесс;
  • -психическое новообразование;
  • -психическое состояние;
  • -психическое свойство.

Психический процесс является динамичным компонентом психики человека. Он появляется и развивается при взаимодействии живого существа и окружающего мира. Психический процесс продолжается непрерывно. Даже состояние сна тоже относится к психическим процессам. В фазе сна лишь происходит изменение одного процесса другим. Психический процесс вызывается как импульсами нервной системы (внутренняя среда организма), так и внешним воздействием социальной и природной среды. Внутренние импульсы создаются человеческим желанием, ощущением нехватки, дефицитом, потребностью.

Фундаментальная основа психического процесса - любые потребности человека, как высшие (духовные), так и низшие (физические). Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новых психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного в том числе и путем обучения. Это результат целенаправленной работы индивида.

Психические состояния - это психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрения или наказания.

Рассмотренный вариант представлений о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологии Зигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:

  • -сознательное;
  • -предсознательное;
  • -бессознательное. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2003.

Первый компонент является ограниченной областью психической деятельности человека. Доминирует в процессе жизнедеятельности бессознательные, иррациональные элементы психики (инстинкт самосохранения и продолжения рода).

Фрейд трактовал личность как бессознательное "Оно", на поверхности которого находится "Я". Это "Я" стремится обеспечить влияние внешнего мира на "Оно" и ограничивать принципы удовольствия, безраздельного властвования в сфере "Оно". "Я" олицетворяет разум, в то время как "Оно" воплощает страсти. Что же касается "Свсрх-Я", то его можно назвать "Я-Идеалом", который в сознании человека отождествляется с самого раннего периода в развитии личности с образом отца.

Структура психики имеет четкое разделение ее функций на два блока: цель и средства, управляющая и исполнительная психика.

Все механизмы исполнительной психики выполняют роль психологических средств по достижению целей, в основе которых лежат потребности личности. Механизмы исполнительной психики - от ощущений до умозаключений - обслуживают управляющую психику, выполняя ее направляющие указания по организации оптимального поведения в целях обеспечения потребностей личности.

Психика никогда не существует в "чистом виде", в условиях изоляции от окружающей среды. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.

Все формы психических явлений не только взаимосвязаны между собой, но и переходят одна в другую. Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями.

Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Многие исследователи занимались изучением психики и ее физиологических основ. Однако, отсутствие необходимого научного инструмента, а также его реализация в техническом плане не позволяло проводить процесс этого изучения очень глубоко. Большинство исследований было поверхностным.

Развитие науки и техники позволило начать изучать материальную основу работы психики.

Современная наука определяет физиологической основой психики работу нервной системы, которая состоит из нервных клеток с отростками (нейронов). Объединение этих отростков приводит к созданию некоторой сети, которая и осуществляет деятельность психики.

Подтверждением этого является наличие нарушений деятельности отделов мозга и проявление их в различных искажениях психической деятельности. Эти результаты были получены путем наблюдений и различных экспериментов в нейропсихологии.

Также наукой определено, что человек имеем высший уровень психического развития. Вместе с тем, у него существует и более развитая нервная система, если сравнивать его с животными. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

У нервной системы человека есть два раздела:

  • - центральный;
  • - периферический.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

  • - головного мозга;
  • - спинного мозга.

Все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Все нервы подразделяются на две функциональные группы:

  • - нервы, проводящие сигналы из внешнего мира и структур организма,
  • - нервы, проводящие сигналы из ЦНС к периферии.

ЦНС представляет собой очень запутанную сеть. Каждый нейрон отвечает за конкретную физиологическую задачу. Нейроны присутствуют почти во всех тканях тела и на различных поверхностях.

При помощи анализаторов, которые получают информацию, рецептор передает ее в кору головного мозга. Каждый рецептор отдает информацию конкретному отделу мозга.

Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга.

Работа этих зон тесно связана с работой сознания. Полушария головного мозга дублируют работу друг друга. Но существует и явление функциональной асимметрии: симметричные центры коры выполняют разную деятельность. Левое полушарие связано с речевыми функциями, тогда как правое выполняет не связанные с речью функции. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2001.