Бессознательные психические процессы (подсознание)(Современные психотехнологии манипулирования)

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания - внимание

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания - внимание

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - самосохранение организма и вида.

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна: она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе, т. е. в подкорковой сфере мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития.

Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).

Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные психические комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы Наполеона, нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации; черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего нравственного уровня.

Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз - далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - все это тоже сфера подсознания.

Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ - теория подсознания , созданная З. Фрейдом, - оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 3).

Рис. 3. «Психоаналитический айсберг»

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного З. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам - вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

З. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного - роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от З. Фрейда другой психоаналитик - К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивиду- ации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием З. Фрейд различает и сверхсознание - «суперэго» - фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека - это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания - сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики - генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

Бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

Импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции;

Привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки, привычки;

Сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечивают его целенаправленную деятельность.

Деятельность - специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью - осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели желаемого результата. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности.

Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на актуально значимых объектах, называется вниманием .

Направленность сознания - это отбор существенных для деятельности объектов; сосредоточенность - отвлечение от побочных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле сознания. Уровень внимательности - показатель уровня деятельностной организованности сознания, саморегуляции всей психической деятельности индивида.

Внимание, как функционирование сознания, связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступает в «роли стратега, то есть направителя и организатора, руководителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосредственного участия в самой схватке».

Внимание - проявление основных характеристик сознания: интенциональности, т. е. его направленности, и апперцептивности, т. е. зависимости отражения явлений действительности от общего содержания психики индивида.

Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.

Внимание - универсальная форма ориентировочно-исследовательской деятельности.

При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания - его флуктуация (рис. 4).

Нейрофизиологические основы внимания. Физиологическим механизмом организованности сознания является, по учению И. П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуждения, или «доминанты», по терминологии А. А. Ухтомского. При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Рис. 4. Колебание внимания

(При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает на задний план; период флуктуации внимания - 20 с.)

Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлексом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повыше - нием их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания. Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направленность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли. Но основная форма организации психических процессов - произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Различаются также внешненаправленное внимание - выделение значимых объектов во внешней среде - и внутринаправленное - выделение идеальных объектов из фонда самой психики. Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей психической деятельности (мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время).

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его психические состояния, условия текущей деятельности.

Свойства внимания. К свойствам, или качествам, внимания относятся активность, направленность, объем, широта, распределенность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при первичной ориентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основной особенностью внимания является широта - равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания.

Но устойчивость внимания приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. В зависимости от этого психические процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания - количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Одновременно охватываются вниманием четыре-пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Он значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на несколько одновременно воспринимаемых объектов, на параллельное выполнение нескольких действий - распределенность внимания. Начинающий водитель управляет автомобилем с напряжением: он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически.

Интенсивность направленности сознания на наиболее значимые объекты - концентрация внимания.

Качества внимания связаны с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности - силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - труднопереключаемо, недостаточно распределено.

Внимание и особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессиональной деятельности; они диагностируются специальными тестами.

Внимание - это текущая организованность сознания индивида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.)

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызывает переутомление - нейрофизиологическое истощение. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации (беспорядочном распространении) процесса возбуждения, нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть как в результате нервного перенапряжения, так и в условиях «сенсорного голода».

Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.

Сознание - высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляция человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

Функционирование сознания осуществляется в виде непрерывного потока взаимосвязанных ассоциированных психических образов, формирующихся в результате активного, деятельного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание обладает рядом содержательных и процессуальных особенностей:

Активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно значимые связи индивида с действительностью;

Интенциональностъю (предметной направленностью);

Поленезависимостью - преимущественной ориентацией человека на общие эталоны и модели действительности;

Рефлексивностью - способностью к самооценке, самоконтролю;

Различными уровнями ясности и организованности.

Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверхсознание.

Сознание и поведение. Сознание - понятийно-ценностный регуляционный механизм человеческого поведения - исполнительного звена его взаимодействия со средой.

Деятельность и поведение - сфера и проявления, и формирования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, использует присвоенные им способы и приемы поведения. Многие из них в результате многократного использования трансформируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регулируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет критерии его эффективности, сознательно ориентируется в условиях деятельности.

Механизмы психической регуляции поведения - основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) - это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение достигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.

Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение - это лишь исполнительное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.

Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в естественном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека - естественный отражательно-регуляционный субстрат его психики.

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 3.1. НЕЙРОН КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСтруктурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон, или нейроцит. Всю нервную систему

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

27 ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX В В середине XIX в. зарождаются значительные философские течения на основе накопленного предшественниками опыта и существующих философских теорий.Идеализм. Представители этого течения признавали сознание,

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый,

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 4. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности В процессе расследования следователь взаимодействует с оперативно-розыскной службой. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Шесть уровней развития сознания первого порядка Доконвенциональные стадии Первые три стадии называются доконвенциональными, поскольку, находясь на них, человек может занимать только перспективу первого лица – «я, мне, меня». Ещё не появилась способность

Из книги Тебя нет. За пределами трех покровов сознания автора Волински Стефен

Приложение 1 Книги об отношениях для всех цветов/уровней сознания Каждый читатель находит в книге самого себя. Задачей автора является быть своего рода оптическим прибором, который позволяет читателю различить то, чего он без книги, возможно, никогда бы не

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

ГЛАВА 15 Пять уровней сознания ЕЩЕ ОДИН «ОСОЗНАЮЩИЙ»«Акт эманации. По отношению к объектам, которые кажутся принадлежащими к иному пространству, времени и т. д. это является актом удаления или растворения. По отношению к действительным (постоянным) проявлениям каких-либо

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

Из книги автора

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Из книги автора

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики

Из книги автора

2.4. Опытное переживание психической деятельности Главная трудность определения психосоматики состоит в том, что невозможно понять, каким образом мысль, психическая деятельность может стать телом, органом, материей, проблемой. Анализ социальной психологии выявляет

Из книги автора

Глава двенадцатая Нейрофизиологические корреляты психической деятельности 12.1. Вводный синтез 1. Видение, осуществленное субъектом через собственную проекцию (центральная нервная система).2. Преувеличение видения, усиленного и эмоционально окрашенного

Неосознаваемая сфера психики – это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека. В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям неосознаваемой сферы психики.

Рассматривая неосознаваемые психические процессы, важно помнить, что в классической психологии принято говорить о взаимосвязи трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.

Рассмотрим каждый из неосознаваемых уровней психической деятельности.

Согласно исследованиям Е.Н.Каменской, одним из таких неосознаваемых уровней являетсябессознательный уровень психической деятельности, который представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. На бессознательном уровне регулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно считать подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития, Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, "вторая натура человека", "центр" индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). В подсознание выделяются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.).

Следовательно, подсознание – это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание включается тогда, когда исчерпывается сфера сознательной деятельности. Если сознание вооружено понятиями, то подсознание –эмоциями и чувствами.

Высшая сфера подсознания – интуиция (называя иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Критерием неосознаваемых психических процессов является их безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность). Особенностью сферы подсознательного является ее устойчивость, неподвижность. Поэтому поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза. Процессы, начинающиеся в подсознательной сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Неосознаваемая сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человека в далеком прошлом. Следовательно, не мысль (сознание), а чувство (подсознание) говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Единство сознательного и бессознательного проявляется в установках (Д.Н.Узнадзе) – готовности человека воспринимать действительность и действовать определенным образом.

Таким образом, адаптация к внешней среде осуществляется тремя типами относительно автономных программ поведения:

бессознательно-инстинктивным;

подсознательным (субъективно-эмоциональным);

сознательным (произвольными, логико-семантическими программами).

При этом бессознательное и подсознательное относится к неосознаваемым психическим процессам, которые отвечают за сферу чувственного и неотделимы от сознательных процессов, сливаясь в мыслях, понятиях, знаниях, опыте, мудрости и пр.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

· бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность . Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако биологически обусловленная программа поведения человека не автономна — она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) сфера бессознательного может перейти в режим автономной саморегуляции. Структурно она локализована в нижних отделах мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция . Это — поведенческое ядро индивида, сложившееся на ранних стадиях его развития; непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера индивида, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуицию — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации. Черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, всестороннего охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция — удовлетворение запроса сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве — в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле поведения, в непроизвольном запоминании.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный, по , в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно — это также проявления внесознательной сферы психики.

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Его механизмы в значительной степени типизируют поведение личности, которое поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался столь живучим, несмотря на ожесточенную его критику, не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием в несознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно — синэргично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру” сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии . 3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований . .

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного , на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образцов находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру .

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит и то, что Гельмгольц назвал «умозаключение глазом» — мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание (««) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера его сверхсознания, идейной возвышенности, нравственного совершенства, сфера, противостоящая ограниченности индивида.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности . Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованными и сформированными на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886 — 1950 гг.) и его последователи (А.С. Прангишвили, И.Т. Бажалава, В.Г. Наракидзе, Ш.А. Надирошвили) выделили в качестве объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовность воспринимать действительность определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сфера психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Психика - это сложный комплекс, который работает по определенным закономерностям. Как составляющие этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и сверхсознательного уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Причем низших, средних или высших уровней психики нет. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человека. Мы не разделяем мнения, что сознание является самым высоким уровнем развития психики. Это просто такой уровень, который отвечает за конкретные формы и виды взаимодействия с собственной психикой и внешним психическим.

Итак, сознание является особой формой психической деятельности ориентированной на отражение и преобразование действительности. Она представляет собой такую функцию человеческой психики, суть которой - в адекватном, обобщенном, целенаправленном активном отражении, осуществляемой в символической форме, и творческом преобразовании внешнего мира, его сравнении с предыдущим опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и способности стать как бы со стороны, то есть анализировать себя и свое сознание.

Через сознание обеспечивается предыдущая построение действий и предсказания их последствий, в контроле поведения и управлении ею, в способности личности справляться в окружающем материальном мире, в собственной духовной жизни.

Актуально осознанным является лишь тот смысл нашей психики, который предстает перед личностью как предмет, на который непосредственно направлено то или иное его действие.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.

Сознание привлекается к этому объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые задачи, те, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, в данный момент можно решить только на сознательном уровне.

ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательный уровень) - это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то на протяжении жизни "вышли" из сознания, оказываются в соответствующих ситуациях как бы автоматически, без четкого и понятного осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознать.

Действительно, в обычных ситуациях человек совсем не задумывается, что то, что она видит, - это не собственно внешний мир, а зрительный образ внешнего мира. Иначе говоря, человек не осознает собственного процесса восприятия. В этом нет необходимости: человек приспособлена действовать благодаря своим зрительным образам, отношение между образом того или иного предмета и самим предметом, действием с ним является устойчивым, и его используют в процессе регуляции поведения, деятельности автоматически.

Но когда привычное отношение по тем или иным причинам нарушается, включается процесс осознания.

В подсознании хранится весь пережитый опыт, который имеется в сознании в это время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нерешенными конфликтами, волнующие субъекта. Итак - проникнуть в подсознание можно только с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминаний, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и тому подобное. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познания.

Подсознательные процессы и явления реализует специфическую функцию человеческой психики, суть которой - в эффективном регулировании ее отношений с действительностью, что находится за порогом сознания.

Подсознательные процессы выполняют определенную защитную функцию: лишают психику от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.

Подсознательное как психическое явление можно характеризовать не только отрицательно - в смысле чего-то неосознанного (скрытого в данный момент, но способного при определенных условиях оказаться в сознании или обреченного навсегда оставаться невыявленным). Оно имеет положительную особенность: это специфическое отражение, что имеет свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и со с сознанием и действием, воздействуя на них и чувствуя их влияние на себе.

Рассмотрим некоторые из структурных элементов подсознательного. Например, мы чувствуем, что влияет на нас. Но далеко не все, что влияет, становится при этом фактом сознания. Значительную часть наших ощущений мы не осознаем, и она остается подсознательным. Если бы на каждый влияние человек реагировал осознанно, она не справилась бы с этим, поскольку не способна мгновенно переключаться с одного воздействия на другой или удерживать в фокусе своего внимания практически бесконечные раздражители.

Механизмы психической автоматизации лишают сознание постоянного наблюдения и ненужного контроля за каждым фрагментом действия.

Подсознательное оказывается в той информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти как опыт. Из всей суммы имеющихся у нас знаний в каждый конкретный момент в центре сознания оседает лишь небольшая их часть. О некоторых знания, хранящиеся в памяти, люди даже не подозревают. Однако специальные исследования показали, что в регулировании поведения человека значительную роль играют впечатления, полученные в раннем детстве и заложены в подсознании.

Иногда о человеке говорят: "Она сделала это неосознанно"; "Она не хотела этого, но так случилось" и другие. Часто мы обращаем внимание на то, что те или иные мысли возникают у нас бы "сами по себе", сформированными, неизвестно как и откуда.

Явления человеческой психики очень разнообразны. И далеко не все из них охватывает сфера сознания и даже подсознания. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь или на уровень сознания, или на уровень сверхсознательного, или на бессознательный уровень.

Бессознательное (бессознательный уровень) - это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики И полностью лишают Индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влиянии на поведение, поступки и деятельность.

Бессознательное - это такое психическое, которое прямо никогда не становится сознательным, хотя постоянно влияет на поведение и деятельность человека.

Бессознательное не является чем-то мистическим, его не стоит представлять как иррациональную, "темную" силу, затаилась в глубинах психики человека. Это вполне нормальная часть психики, особый уровень психической деятельности.

В отличие от сознания, бессознательное не предусматривает предварительной мнимой построения действий, проектирование их результатов и постановки цели.

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. Иногда, осуществив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно так.

Формой проявления бессознательного является и так называемая психологическая установка. Этот психический феномен представляет собой целостное состояние человека, который выражает динамическую определенность ее психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общую склонность к действию, устойчивую ориентацию на определенные объекты, сохраняется до тех пор, пока ожидания человека оправдываются.

Оказывается бессознательное и в других психических процессах. Даже мысленно человека может происходить на бессознательном уровне. Что касается воображения или таких явлений, как интуиция и творчество, то они без участия бессознательных компонентов просто невозможны.

Во время исследований С. Гроффа выяснилось, что память человека, погруженного в состояние измененного сознания, ретроградно достигает дна глубокой бессознательности, которая открывает дальние горизонты в прошлое. Итак, бессознательное тесно связано с социальной психикой этноса (нации), которая отражает особенность и неповторимость национального характера, национальных чувств, национального сознания, национальной свободы, национальной гордости, национального достоинства, национальной совести и тому подобное. Социальная психика через свой коллективный бессознательный уровень существенно влияет на психологические особенности членов нации, проявления их индивидуальной психики. Именно она задает "программу" поведения каждого индивида (етнофора) и реализацию его социальных и национальных функций. Точнее, она «запускает» функционирования индивидуальной психики, вкладывая в нее свои паттерны, свои социально-психологические картины реальности.

Люди интуитивно и в состояниях измененного сознания чувствовали, включенных в некую глобальную мировую душу, есть какой-то глобальной звеном мировых событий. Поэтому факт включенности в мировые связи процессы, которые замыкаются в какой единства, существует везде и нигде (так же, как наша психика по нашего тела), рассматривается как принадлежность к чему-то единому, глобального, вечного. Итак, человеческую психику (психику отдельного индивида), и социальную психику (психику отдельных человеческих сообществ) мы должны понимать и изучать в связи с единством Вселенной.

Сверхсознание (сверхсознательного уровень) - содержит психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия.

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением" новой идеей, которая рождается словно от какого-то толчка изнутри, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те явления, которые называют пара психическими, и тому подобное.

Например, геомагнитные возмущения влияют на психические состояния людей и их поведение. Даже резкое изменение погоды "смена времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех пси-хических процессах, состояниях и свойствах человека. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного - это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются нормальным звеном в общей системе психической поведенческой ругуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие - представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки - ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсоз-нательному.

Третий тип бессознательных явлений - это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационым процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного, к которому относят такие качества, потребности и интересы, которые человеком не осознаются, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях, как например, ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т. п. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Они возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия, т. е. противоречия между скрытым мотивом и целью.

Проблема бессознательного разрабатывалась Зигмундом Фрейдом (1856-1939), Карлом Юнгом (1875-1961), Эрихом Фроммом (1900-1980) и др.

По Фрейду, бессознательное - это психические процессы, которые проявляются активно, но не доходят до сознания человека. Бессознательное - это также основной и наиболее содержательный момент в системе психики человека, наряду с предсознательным и сознательным элементами. Бессознательное регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, ассоциальностью и т. д. По Фрейду, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное включает в себя содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и содержание, которое присутствовало в сознании индивида, но было вытеснено из него в бессознательное. Фрейд особое внимание обращал на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из базисных основ психической деятельности и поведения человека.

По Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) личностного бессознательного - поверхностный слой бессознательного, включающий в себя эмоционально окрашенные представления, образующий интимную душевную жизнь личности; 2) коллективного бессознательного - врожденный глубокий слой, имеющий не индивидуальную, а всеобщую природу, представляющую опыт предшествующего поколения людей: образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения (архетипы); 3) психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и практически полностью недоступного сознанию.

По Фромму, значительную роль в организации человеческой жизне-деятельности играет социальное бессознательное, представляющее собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявления бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности(мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) неосозна-ваемые подпороговые процессы и механизмы (восприятие и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы). В психоанализе в качестве основных методов познания бессознательного используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочные действия повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов, который не имеет однозначного решения.