Как прокачать мозги чтобы все запоминать. Как тренировать мозг. Пишем утренние страницы

Можно ли стать умнее? Больше запоминать, быстрее принимать решения, лучше усваивать новую информацию и оперативно использовать ее на деле, оказывается, можно, причем, сделать это очень просто. Однако британских ученых, утверждающих, что поумнеть можно, занимаясь, например, сексом как минимум два раза в день или регулярно употребляя в пищу морковку, слушать в этом вопросе вовсе не обязательно. Возможности увеличить мозговую активность известны уже давно, и открыты они были не только вездесущими британскими учеными. "Yтро.ru" представляет вашему вниманию десять способов стать умнее.

1. Задачки для ума

Не позволяйте отдыхать мозгу ни одной минуты и даже секунды. Во-первых, благодаря этому вы сможете избежать одного из страшных заболеваний - болезней Альцгеймера, а во-вторых, прослывете самым разумным и смекалистым в кругу друзей и не только. Здесь подойдет все - ребусы, кроссворды и судоку, задачки по математике и тесты на определение уровня IQ, чтение книг и ведение блога в интернете, дискуссии и споры пусть даже и на околополитические темы - все равно помогает. А еще меняйте свои ежедневные привычки: чистите зубы левой рукой вместо правой (или наоборот, если вы левша), вставайте с другой ноги, экспериментируйте с походкой.

2. Медитация

Медитируйте хотя бы несколько минут ежедневно, и уже через неделю вы увидите первые результаты

"Как это, поумнеть, сидя на полу в неподвижной позе в течение определенного количества времени?" - спросите вы. А очень просто, утверждают ученые и психологи, изучающие особенности работы мозга. Дело в том, что медитация помогает улучшить когнитивные способности человека, а также усилить концентрацию и внимание, расширить объем рабочей памяти. МРТ-сканирование головного мозга людей, практикующих медитацию, показало, что изменения в белом веществе начинаются уже через две недели после начала практик.

3. Здоровый образ жизни

Странное существо - человек. С одной стороны, всерьез полагает, что, чем спортивнее и здоровее он выглядит, тем более разумным его воспринимают другие. С другой, свято верит в стереотип о том, что спортсмены, мягко выражаясь, не самые интеллектуально подкованные люди. С этого момента забудьте о стереотипах, потому что физические упражнения действительно влияют на умственные способности. В хорошем смысле. Исследования, проводимые с 2010 г., показали, что десятилетние дети, которые много двигаются, лучше запоминают и учатся. Все потому, что их гиппокамп - участок головного мозга, напоминающий по форме морского конька, отвечающий за краткосрочную и долгосрочную память, намного больше гиппокампа детей, предпочитающих вести сидячий образ жизни.

4.Сон

Спать меньше 6-8 часов в день - вредно для мозга

Уже давно перестал быть секретом тот факт, что во время сна наш мозг вовсе не отключается, а продолжает бодрствовать и вести активный образ жизни. Правда, не так эффективно, как днем. В частности, именно во время сна происходит сортировка информации, распределение ее "по полочкам", эдакое каталогезирование. Именно во время сна информация из кратковременной превращается в долговременную. Или исчезает совсем. Именно по этой причине недостаток сна столь пагубно влияет не только на наше физическое самочувствие, но и на умственную деятельность. Поэтому спать меньше шести часов в день не рекомендуется.

5. Обучение музыке

"Эффект Моцарта" - так называлось исследование Фрэнсиса Раушера в начале 2000-х, пришедшего к выводу, что если детям постоянно давать слушать произведения композитора (даже если ребенок находится в утробе матери), то младенцы становятся умнее. Теория эта была разгромлена в пух и прах скептически настроенным Гленном Шелленбергом из Торонского университета. Но вот что странно - именно он в 2004-м году опубликовал исследование под названием "Как уроки музыки могут увеличить IQ ребенка", в котором рассказывал о том, каких результатов можно достигнуть, если обучать музыке детей младшего школьного возраста в течение 36 недель. В 2011 г. он провел новое исследование, подтвердив свою теорию. Вывод: правильно подобранная музыка может дать хороший импульс к креативной деятельности нашего мозга.

6. Кофе

В большом количестве кофе для здоровья вреден

Одна - две чашки этого волшебного, бодрящего напитка в день, и кофеин непременно поможет выработке норадреналина и дофамина, помогающих поддерживать концентрацию и хороший тонус в организме. Однако не переборщите: в большом количестве кофе для здоровья, действительно, вреден и может привести к непредсказуемым, нехорошим для здоровья результатам.

7. Тренировка интуиции

Натренировать интуицию очень просто. Например, вытягивая карту из колоды, пытаться угадать, какой она масти и, вообще, что это за карта. Или, услышав звонок, попытаться угадать, кто вам звонит. Еще можно пытаться прочитать мысли друга или собеседника. В развитии интуиции все средства хороши. А, главное, целенаправленная тренировка интуиции помогает активировать часть мозга за правым ухом.

8. Новое хобби

Попытка освоить любую новую для вас деятельность, будь то рисование, вышивка крестиком или макраме для женщин, и рыбалка для мужчин - всегда хорошая зарядка для мозга, помогающая повысить координацию и концентрацию.

9. Прогулки на свежем воздухе

Проводите хотя бы час в день на свежем воздухе

Ежедневная прогулка в парке в течение нескольких часов без телефона и прочих гаджетов также положительно влияет на умственные способности человека. Механизм прост: бездельничая, наш мозг отвлекается от привычной рутины и ежедневных задач, зато постоянно откликается на всякие внешние раздражители. Именно это способствует тому, что в мозге активизируются буквально все отделы, что благотворно влияет и на интеллект.

10. Изучение иностранных языков

Ученые давно доказали, что те, кто знает два и более иностранных языка, способны быстрее переключаться с одной задачи на другую и эффективнее их решать. Ну а заучивание незнакомых слов - прекрасная тренировка памяти, которая, как известно, ослабевает с возрастом.

Итак, как известно, мозг - важнейший орган нашего тела. Кто-то говорит, что он - самая сложная вещь во вселенной. И незнание некоторых его особенностей может очень плачевно сказать на жизни человека.

Но обо всем по порядку.

Понимание роли мозга

Нет невежества страшнее, чем невежество по отношению к самому себе.

Мозг управляет почти всем в нашем организме - от дыхания, работы органов чувств до сложных мыслительных процессов и воображения. Существует множество методик и советов по развитию, однако, как я убедился, мало какие делают упор на роль мозга в процессе.

Мозг - хорошо изучаемый орган, и, обладая знаниями о работе мозга, можно понять, как те или иные методики влияют на мозг и стоит ли их применять. Кроме того, можно выработать свои подходы, основанные не на теоретических рассуждениях, а на научных знаниях.

Питание

Мозг - чрезвычайно требовательный к энергии орган. Поэтому питание должно быть равномерным в течение дня, и включать в себя совершенно особые вещества. Их много и они разные, но в целом рекомендуются белки, сложные углеводы, а также жиры омега-три. К примеру, мой завтрак обычно состоит из яблока и яичницы (иногда из кусочков рыбы), обед - из овощей/фруктов и мяса, ужин - также из овощей и мяса. Также я каждый день пью витамины, выпиваю много воды (около 2-3 л) и 2-4 кружки зеленого чая.

Тут надо сказать, что питание и работа мозга связаны непосредственным образом. Если во время еды заниматься другими делами - пища не будет усвоена, так как для полноценного усвоения нужно всеми органами чувств воспринимать пищу, и позволить мозгу сосредоточиться на этом непростом процессе.

Также, если кушать много сразу, мозг не будет должным образом получать энергию и работать бесперебойно. Можно сравнить с огнем - либо вы держите огонь равномерным, подбрасывая понемногу дрова через определенное количество времени; либо же ждете, пока все сгорит, потом снова накидываете поверх углей кучу и разжигаете огонь снова, тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Кроме того, как я напишу позднее, здоровое питание позволяет легко выполнять физические нагрузки, а это очень полезно для мозга.

Поэтому к питанию нужно отнестись очень внимательно - нужно чтобы объем пищи за один раз был небольшим, само питание должно наполнять энергией равномерно в течение дня.

Окружающая обстановка

Прежде всего, воздух. Помимо питания, с которым мы имеем дело каждый день (помните правило Парерто, что 20% причин дают 80% результата?), очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был полон кислородом. Поэтому нужно проветривать помещения, по возможности спать с открытым окном, и периодически делать гимнастику с глубоким дыханием.

Во-вторых, порядок. Как ни странно, именно порядок снаружи позволяет привести в порядок дела внутри. При этом порядком я называю такое состояние окружающих предметов и людей, когда обстановка не раздражает. Иногда, правда, агрессия бывает скрытой - скажем так, наличие порядка определяется тем, хочется ли вам находится в определенной обстановке, или нет.

Далее, это количество отвлекающих и раздражающих факторов, и количество расслабляющих и вдохновляющих. Они у каждого свои, но обычно к первой группе относится лишний шум, неприятные запахи, неудобная мебель, беспорядочно расположенные предметы в области зрения, слишком яркий или тусклый свет, слишком яркая или блеклая цветовая гамма вокруг, и так далее. Нужно отметить, что к постоянно имеющимся факторам мозг умеет приспосабливаться и игнорировать их - вроде шума из окна. А к другим - вроде ремонта за стеной - ему приспособиться очень тяжело.
И что касается вдохновляющих факторов - они у каждого свои.
В общем и целом, нужно иметь это в виду и стремиться создавать вокруг себя такую обстановку, чтобы сосредоточиться было легко

Сон

Сон - это один из самых важных факторов здоровой работы мозга. Можно выделить следующие моменты:
  • Сна должно быть достаточно. В среднем это 7-8 часов сна без пробуждения
  • Отход ко сну должен быть таким, чтобы уснуть можно было за 15 минут нахождения в кровати.
  • Сон должен быть в достойной обстановке. Желателен свежий воздух, темнота, тишина.
  • Сон должен совпадать с внутренними часами человека (обычно начинается до 12 ночи и заканчивается в 6-10 утра).

Я стараюсь спать по 8-10 часов и вставать рано утром.

Физические нагрузки

Говорят, гармония - отсутствие дисбаланса. В данном случае речь о том, что для мозга лучшим отдыхом является смена вида деятельности, например, смена умственной деятельности на физическую. У меня стоит в Убунту настройка, которая блокирует на десять минут через каждые пятьдесят компьютер, и я вынужден идти и прогуляться. (соотношение в районе 10-50 установлено наукой и рекомендовано для работающих за компьютером). Каждый вечер я стараюсь погулять на свежем воздухе не менее получаса, либо совершить велопрогулку (1-1.5 часа).
Также люблю отжиматься в перерывах между деятельностью, работать с гантелями.

Кроме того, физические упражнения в течение дня играют следующие роли. Во-первых, как средство для поддержания организма в активном состоянии - физическая активность поднимаете температуру тела, и мозг лучше работает. Во-вторых, снимает психологические нагрузки - известно, что заглушаемые эмоции переходят в зажимы в теле, физнагрузки и спорт снимают это вместе со стрессами и так далее. В-третьих, регулярные физические нагрузки приводят к выработке эндорфинов - гормонов радости и счастья - и тем самым в течение дня занимающийся человек поднимает себе настроение. Поэтому, кстати, зарядка так хорошо бодрит - разгоняет кровь, как говорится.

Много еще чего есть. Например, переключаясь и идя на прогулку, вы даете задачу своему подсознанию, которое ее решит лучше вас. Кроме того, регулярные физические нагрузки держат тело в хорошем тонусе и позволяет вам выглядеть настолько стройно, насколько решите вы сами.

Таким образом, регулярное сочетание обычной деятельности за компом с разной физкультурой резко повышает эффективность работы и жизни в целом.

По себе - катаясь регулярно не менее 5 часов в неделю, делая разные физнагрузки, и бросив употреблять алкоголь вообще, я за эти полгода болел всего 1 неделю. Против месяца как минимум ранее.

Обучение

Все наверняка читали статьи, когда долгожители реже лишаются ума, если работают и занимаются интеллектуальным трудом. И это действительно так, и в любом возрасте - если мозг не развивать, то он начинает, образно выражаясь, черстветь. Мозг - наше самое главное дарование, и относиться к нему надо трепетно.

Для хорошего состояния мозга его желательно регулярно обучать каким-либо новым видам деятельности в разных сферах, умственных и физических. При этом в течение длительного периода - от месяца до года. Очень хорошо влияют на мозг: освоение новых сложных физических действий (танцы, боевое искусство, новый вид спорта), музыка, освоение новых языков.

Восприятие мира

Мозг воспринимает мир в искаженном виде, и это очень важно знать и постоянно знать. Картинка из квадратов в начале статьи - пример тому.

Однако гораздо более сильными являются искажения в восприятии на уровне сознания (я уже писал об этом в статье «Модели реальности и их роль в жизни людей»). По сути дела, именно эти искажения являются причиной большего количества конфликтов и недопонимания во всем мире. Вот почему важно всегда подвергать сомнению как факты и истины, поступающие извне, так и своим убеждения и представления о мире и о себе.

Лично для меня стал откровением следующий случай. Я всегда считал ворон хитрыми, и, видя этих птиц, искал и находил в их поведении что-то хитрое. Однажды, проходя мимо нескольких птиц, я поглядел в глаза вороне - и не нашел там ничего хитрого, ничего человеческого; только непонятное ощущение осталось. И понял - наделяя в своем сознании объект какими-либо свойствами, я его начинал видеть таким же и в реальности. С тех пор я стараюсь людей постоянно переоценивать, понимания, что текущее восприятие может быть ошибочным.

Это соображение можно заставить работать на себя следующим образом. Осознав, что можно управлять своим восприятием реальности, и что оно всегда будет неполным, сформировать его по своему вкусу. Взять то, что не нравится - люди, работа, дом, и так далее - затем найти положительные стороны, и стремиться дальше воспринимать относящиеся к рассматриваемым явлением события только в положительном ключе. И, убедив себя в том, что происходящее позитивное и полезно в каком-то смысле (даже научиться шутить на данную тему), вы заметите, как ваше отношение начнет меняться на положительное - ранее нелюбимые люди начнут нравится, появится уважение к ним; нудные задачи возбудят интерес и заиграют новыми красками.

А если позитивно взглянуть не получилось - опять же, вы в силах менять не только модель явления в своем мозге, но и реальность. Просто поменяйте то, что раздражает, на то, что является желаемым - да, придется приложить усилия, но оно того стоит.
Я бросил курить и пить именно поэтому - позитивные моменты находить было все тяжелее, а потери в виде денег, здоровья, времени были очевидны и отрицательны для моей жизни.

В итоге можно сказать, что постоянное и активное освоение новых полей деятельности всесторонне влияет на человека в положительном ключе - как на его мировоззрение, уважение к себе, к своей личности, осознание своей многогранности, так и на мозг, который щедро благодарит за то, что его одаривают новой пищей для ума, что называется.

Развитие характера

В прошлом разделе я слегка коснулся, а тут попробую подробнее раскрыть тему работы над собой. Оказывается, почти на 100% жизнь человека - дело его рук, а точнее, его мозга. Наши мысли - вот что определяет наши поступки и наш характер. Можно сказать, что ответственность за практически все аспекты в жизни человека лежит на нем, осознает он это, или нет.

Практические моменты, которые оказались мне полезны (над большими из них я продолжаю работать и сейчас):

  • Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова - в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени - времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
  • Контроль мыслей - все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы - от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
  • Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора - я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке - со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
  • Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение - это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
  • Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно - море практики.

Литература

Я много читаю, но из книг всегда можно выделить те, которые повлияли на меня больше всего.
  • Роберт Энтони, «Секреты уверенности в себе». Книга, после которой я бросил пить, съехал от родителей, и вообще волосы стали гладкими и шелковистыми:) Если серьезно, то книга по плотности полезной информации и детализации в чем-то для меня была сопоставима с «Совершенным кодом». В ней есть рецепты по выкорчевыванию почти всех типов тараканов - низкой самооценки, чувства вины, субъективности и осуждения других людей, страхов, чувства одиночества, и так далее.
  • Мэтью Макдоналд, «Научи свой мозг работать». Научное обоснование множеству моментов, о которых я читал в других книгах и статьях, в тч. книги Энтони. Обо всем подробно и со вкусом.
  • Тимоти Феррис, «Как работать 4 часа в неделю». Заразила оптимизмом, подходом к жизни, и просто отношением к тайм-менеджменту.

Список из трех книг, на самом деле их были сотни. Даже в научной фантастике Азимова и творениях Гессе всегда есть что-то, о чем можно задуматься и изменить в себе или окружающем мире.

Человек отошел от мира животных и стал разумным существом. Он стал по-другому воспринимать мир, который его окружает. Люди стали общаться между собой, научились писать, освоили какие-то инженерские азы. Всему этому способствовало развитие мозга человека. Мышление, логика, воображение перешли на новый уровень. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, нужно в первую узнать за какие функции он отвечает.

Краткий обзор мозга человека

Мозг - самый загадочный орган в человеке. Иногда его называют компьютером. Люди на протяжении всей своей жизни познают что-то новое. Нужную информацию человек запоминает и хранит пока она ему нужна. Но то, что уже не пригодится «уничтожается» в мозге человека.

Головной мозг выполняет следующие функции:

  • Мышление;
  • Речь;
  • Сознание;
  • Чувства;
  • Координация движений;
  • Управление сном;
  • Составление планов.
Этот список значительно больше. Многие психологи пишут целые книги на тему мозга. Его очень сложно изучить и любое физическое вмешательство приводит к необратимым последствиям.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Одно из них называется правым, а другое левым. Они соединены между собой мозолистым телом. Через него проходит обмен информацией двух полушарий. Если повредить левую часть головного мозга, то это повлечет повреждение правого полушария. Справедливо и обратное. Конечно, бывали случаи, когда человеку отрубало полностью левую часть. После этого он продолжал жить полноценной жизнью. Правое полушарие стало выполнять функции уже несуществующего левого полушария.

Мозг человека делится на две части. Каждое полушарие выполняет свои определенные функции. Их назначение представлено ниже.

Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке. Левое полушарие работает с числами и цифрами.

Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.

Этого достаточно, чтобы понять как сложен человеческий мозг.

Как развить способности мозга?

Психолог Юнг сравнивал сознательную часть и бессознательную с айсбергом. Его верхушка - сознание. В свою очередь, то, что находится под водой, является бессознательным. Здесь неизвестно на какую глубину прогружен айсберг.

Это же предположение можно отнести к головному мозгу человека. Он задействует всего 10 процентов своих потенциальных возможностей. Людям нужно развивать свои способности. Трудно вообразить каким будет человек, у которого мозг задействует все сто процентов своих возможностей.

Скорее всего, произойдет новая научная революция. Последуют открытия за открытиями.

Чтобы начать развивать способности мозга, нужно придерживаться следующих советов:

Избавиться от гиподинамии. Она возникает у малоподвижных людей. В группу риска попадают водители, любители постоянно смотреть телевизор и сидеть за компьютером. При гиподинамии жировые кислоты не расщепляются. На сосудах появляются холестериновые бляшки, мешающие прохождению крови. Кровь снабжает все органы кислородом. Мозг не получает O2 и начинает плохо функционировать.

Следует обеспечить поступление в организм углеводов и фосфатов .Если человек желает развить способности мозга, то нужно отказаться от водки, вина и т.п. Но если выбирать меньшее из зол, то употребление пива значительно пагубнее влияет на нейроны, чем спирт. Вообще, любой спиртосодержащий напиток убивает нейроны. Пиво также содержит много углекислого газа. Происходит двойной удар. Человеческий мозг отравляется спиртом и углекислым газом.

Следует употреблять много негазированной воды. Она выводит из организма большую часть токсинов и шлаков.
Способности мозга помогает развивать вода. Она обеспечивает лучшую связь между полушариями. На 30 килограмм веса следует пить 1 литр воды. В стрессовых ситуациях объем увеличивается. От воды человеку хуже не станет.

Способы поддержания и развития деятельности головного мозга

  • Занятие спортом не реже двух раз в неделю. Стараться больше общаться с другими людьми. Это общение должно происходить с живым человеком непосредственно.
  • Питаться едой богатой витаминами и энзимами.
  • Давать организму высыпаться.
  • Избегать стресса.
  • Следует научиться расслабляться и освоить методы релаксации.
  • Придерживаясь этих пяти пунктов, можно почувствовать, что потенциальные способности мозга возросли и медленно начинают активизироваться.
Как развивать полушария мозга


Развивать только одно полушарие нецелесообразно. Можно хорошо решать уравнения, но при этом не понимать красоты природы и всего искусства. Также человек прекрасно пишущий стихи и рисующий картины не всегда умеет сложить или умножить два числа между собой.

Не зря в школах, техникумах и вузах присутствуют не только профилирующие предметы. Например, физики изучают также русский язык, историю, психологию и другие гуманитарные дисциплины. Аналогично происходит и у филологов. Совместно с гуманитарными дисциплинами у них имеются строго математические предметы.

Выше приведенные примеры сообщают, что развивать нужно оба полушария параллельно . Для этого существуют упражнения для развития мозга.

Упражнение 1.

Сначала нужно поглаживать рукой свой живот по часовой стрелке. Поле выполнения этого упражнения левой рукой следует постукивать себя по голове вертикально сверху вниз. Освоив и это движение, человек должен выполнить их одновременно. На первый взгляд все просто. Но после комбинирования почти у всех начнут путаться руки. Левая рука автоматически будет стараться совершить круговые движения. После того как цель будет выполнена и путаница прекратится, следует поменять положение рук.

Упражнение 2.

Положите обе ладони на живот. Левая рука строго находится на правой. Теперь необходимо сделать выдох. Он должен походить на задувание свечи. На это упражнение отводится одна минута.

Упражнение 3.

Это упражнение позволяет активно синхронизировать работу обоих полушарий.

Нужно поднять обе руки вверх или перед собой. От человека потребуется рисовать в воздухе левой рукой квадрат, а правой звезду. Все это делается одновременно. Как только проявится прогресс, меняется положение рук.

Упражнение можно усложнить. Для этого потребуется делать рисунки других форм. Все зависит от фантазии того, кто выполняет упражнение.

Для развития полушарий головного мозга была создана специальная программа - нейробика. Такие упражнения позволяют посмотреть на повседневные дела по-новому. Иными словам, нужно попробовать сделать что-то обычное непривычным способом.

Упражнение 4.

Попытайтесь встать с кровати с другой ноги. Можно попробовать почистить зубы другой рукой. Выпивая чай, сахар следует размешивать левой, а не правой рукой.

Упражнение 5.

Это упражнение следует выполнять с хорошим другом. Нужно завязать себе глаза и ходить вместе со своим спутником.

При выполнении этого упражнения нужно будет дать ответы на вопросы ниже.

  • Как происходила борьба с неуверенностью?
  • Какие органы чувств активизировались?
  • Какие звуки выделялись?
  • Что из услышанного настораживало, а что успокаивало?

Как развить правое полушарие мозга

Как было сказано выше, требуется развивать оба полушария. Например, в один день отдавать предпочтение логическим тренировкам, а в другой заниматься воображением и искусством.

Вначале был вопрос о том, а как развить мозг на 100 процентов. Выход один - развить оба полушария.

Дисбаланс развития обоих полушарий начинается уже с детства. Люди не умеют мыслить абстрактно и сопереживать.

Упражнение 1.

Человек должен начать рисовать. Правое полушарие синтезирует, а не анализирует. Нужно воспринимать окружающий мир абстрактно. Для этого можно стать дизайнером собственной квартиры. Научиться доверять своей интуиции в выборе обоев и цвета.

Упражнение 2.

В психологии есть понятие эмпатия. Человек должен не просто сопереживать другим людям, от него требуется смотреть на мир глазами другого. В этом случае происходит глубокая сопричастность к происходящему в жизни других людей. Данное упражнение развивает правое полушарие.

Упражнение 3.

Человеку необходимо часто слушать душевную музыку, под которую можно помечтать или просто расслабиться. Музыкальная композиция не должна сковывать человека.

Всем привет! Все мы с детства слышали, что нервные клетки не восстанавливаются, однако сейчас наука доказала, что это не так. Нервные клетки – это наши интеллектуальные способности, наша память, эмоции и многое другое. Сегодня вы познакомитесь с тем, какой механизм лежит в восстановлении и создании новых нервных клеток, а так же, как все-таки на биологическом уровне увеличить количество нейронов, став потенциально более умным человеком, как бы громко это не звучало.

  1. ДНК, РНК и Белки

Если представить наш организм как лук или матрешку, то верхние слои — крупные части тела, а нижние, более глубокие – это такие термины как ДНК, РНК, Рибосомы и другие составляющие клеток. Процессы памяти мы начнем копать из глубины.

Верхний слой – это голова как часть тела, затем идет мозг. Мозг – это центральная нервная система, которая, в основном, состоит из глиальных и нервных клеток. В клетках находятся ядра, «центры управления». И уже в ядрах расположены пресловутые ДНК и РНК.

ДНК как фундамент нашего организма, именно эта штука бережно хранит весь опыт создания и развития предков конкретного человека, под названием наследственная информация. Можно даже сказать, что это «память» о предках, самая крупная база данных нашего организма и одна из самых защищённых, не просто так мы часто слышим о «расшифровке генетического кода». И даже внешний вид, характер, предрасположенность к чему бы то ни было конкретного человека, тесно связаны с «базой данных» его родителей.

Для любых изменений, перестроений в организме нужны белки, а точнее – аминокислоты. Да, именно те, что есть в продуктах! Для начала трансформации существует много процессов связанных с ДНК. Один из них – секвенирование, грубо говоря, процесс, который раскодирует определенный участок ДНК. Далее подключаются транскрипция, осуществляемая РНК-полимеразами. Это действие создает матричную РНК через копирование информации из «базы данных» ДНК. На языке компьютера: ДНК – это жеский диск, общая память, а мРНК – оперативка. И крайний процесс – трансляция, когда скопированная информация считывается Рибосомами, и происходит создание или изменение в организме. Это упрощенная схема.

Еще раз! Для изменений наше тело обращается к ДНК – базе данных, ДНК любезно предоставляет информацию в виде мРНК, в дело вступают рибосомы, которые распаковывают мРНК. Рибосомы начинают что-то строить из данных, переданных от ДНК и мРНК, причем строится все из аминокислот! Грубо говоря, хороший повар оставил записку, как приготовить спагетти Карбонару повару-новичку, так ДНК помогает РНК и рибосомам строить белковые соединения.

  1. Как РНК связана с мозгом?

Сейчас уже точно известно, что в процессах памяти замешаны нейроны и синаптические связи между ними. Чем активнее используется эта связь – тем лучше память. При обучении, получении новой информации, начинают выстраиваться новые цепочки между нейронами. Человек изо дня в день занимается программированием – через год становится одним из самых умных и успешных в этой области, другой ответственно занимается спортом и следит за питанием с детства и становится выдающимся спортсменом. Это называется «долговременная потенциация». Интерес состоит в ускорении этого процесса, это возможно! Даже несколькими путями.

Один из главных таких путей – ускоренное создание синаптических связей через влияние на синтез РНК. Ведь именно Рибонуклеиновая кислота «отдает приказ» на их постройку. Мы как бы раскручиваем, разгоняем стройку нервных клеток. Увеличим создание РНК – ускорим процессы обучения и улучшим память. Но какой смысл в подобных утверждениях без практики?

  1. Практика, как управлять РНК.

Начнем с более простых вещей.

3.1. Белок . Для крупной стройки, для формирования памяти и хорошей работы мозга, в первую очередь нужен так называемый «строительный материал» — белок, который состоит из аминокислот. Без выполнения этого пункта – все пойдет насмарку. Все равно, что возводить песчаный домик, который разрушится за короткое время.

BDNF например, это комплекс, который строит и защищает нервные клетки, синтезируется в эндоплазматическом ретикулуме в качестве белкового предшественника с молекулярной массой 32 кДа и аминокислотной последовательностью в 249 аминокислотных остатков. (http://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/bdnf). Кушайте мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, орехи!

3.2. Бег . Да, именно бег! Проводился эксперимент на мышах, где исследовали гиппокамп, это участок мозга, ответственный за память. Суть: одна мышь не имела колеса в клетке, у другой оно было, и она в нем любила побегать. Какое же было открытие, когда ученые увидели разницу в образовании новых нейронов и соответственно, связей между ними в этом участке мозга. (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25203492)

Это крайне недоизученное открытие, тут еще копать и копать. Нет данных как долго эта мышка бегала, нет данных с какой скоростью, неизвестно даже какая была бы разница, если бы мышка ходила или ползала по лабиринту. Есть факт – бег усиливает нейргенез, синтез РНК! Какой вывод: начинайте регулярно бегать. Тут же возникает много вопросов с параметрами. Поэтому пусть это будут средние значения для каждого индивида. Маловероятно, что мышь носилась на износ. Есть данные для человека о «здоровом беге», который тренирует сердце. А здоровое сердце – это хорошее кровообращение, доставка питательных элементов, в том числе и к мозгу. Наверно, именно такая нагрузка и способствует синтезу РНК. Запишите в план: бег в среднем/легком темпе 3-4 раза в неделю по 30-60 минут .

3.3. Меньше сахара . http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18651634 Избыточное потребление сахара через 8 месяцев приводит к заметному снижению белкового комплекса BDNF в гиппокампе. Рекомендация тут одна: сократите потребление сахаров на 30% от своего обычного рациона . Полностью отказываться не желательно, глюкоза – это топливо нашего мозга.

3.4. Попробуйте периодическое голодание . Эта рекомендация может быть опасна для людей с проблемами щитовидной железы, пониженным уровнем сахара в крови или диабетом. Если у кого-то из ближайших родственников были такие болячки – пробуйте аккуратно и следите за самочувствием. Суть: вы едите в восьми-десяти часовой интервал, затем, 14-16 часов только на воде. Например, проснулись в 8 утра, первый раз поели в 10-11, последний в 18-19.

3.5. Сон . Спать не меньше 6 часов (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25093703), чем хуже сон – тем хуже выработка новых нейронов, действие прямо пропорционально. Однако, сон более 9 часов так же вреден.

3.6. Похудение . Этот пункт не относится к тем, кто и так худой. Однако, если ваш рост 175 см и вес 75 и вы видете несколько складок на животе, то вперед к ограничению рациона (урезаете в первую очередь углеводы на 20-30% от стандартных порций хлеба, сладкого, макарон и т.д.). Ссылки на исследования будут в текстовой версии статьи.
И вот вам еще ссылочки под переводчик: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24524285 http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24548578

Остановимся на фармакологии, увеличивающей нейротрофические факторы:

— Нейропептиды: семакс, селанк (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19662538), церебролизин (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23152192), ноопепт (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19240853) и их аналоги.

— Меклофеноксат (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20095391). Борется со свободными радикалами, тоесть способствует оздоровлению клеток, кроме того, вещество считается легким стимулятором.

Никотиновая кислота (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2932778/). Витамин B3, учувствует в самых разных процессах в организме.

— Мелатонин (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23933144). Известен как «гормон сна», прием 2-4 мг за 15 мин до сна, укрепляет сон и считается безопасной дозировкой.

— 7-8-DHF (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20133810) (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23844685). Синтетический флавоноид, сильный аналог растительных флавоноидов, которые присутствуют, например в Гинкго Билобе. Способен в мозге активировать рецептор TrkB, который также запускает строительство нервных клеток. Кроме того, это легкий ингибитор ароматазы, тоесть вещество препятствует конверсии тестостерона в эстрадиол.

— Oroxylin (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3792198). Ингибитор обратного захвата дофамина, увеличивает его концентрацию. Стимулирует создание BDNF.

— Омега-3 (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24860731). Компонент рыбьего жира, очень много полезных свойств, всего и не перечислить.

— Куркумин (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24914461) (http://examine.com/supplements/curcumin/). Природный краситель желтого цвета, известен так же как приправа. Стимулирует рост нервов.

Зеленый чай (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24508265). Помогает создавать BDNF.

— Ресвератрол (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21221775). Компонент красного вина, так же помогает строить BDNF.
— Lion’s Mane Mushroom + витамин С (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24266378). Сорт гриба, на западе уже давно используется как ноотроп, в СНГ мало известен. Стимулирует создание NGF – этот комплекс по функциям схож с BNDF, но имеет больший уклон в создание нервов, а не защиту.

— CoQ10/Идебенон (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8058112) 3МГ/кг (http://examine.com/supplements/idebenone/). Мощный антиоксидант, есть данные о нейрогенезе.

— Ашваганда (http://examine.com/supplements/ashwagandha/). Традиционно применяется как антидепрессант, формирует дендриты – это одна из частей нервной клетки и снижает уровень кортизола. (http://journals.lww.com/neuroreport/Abstract/2000/06260/Dendrite_extension_by_methanol_extract_of.35)

— Антагонисты ГАМК (http://medbiol.ru/medbiol/bdnf/00004739.htm). Увеличивают мРНК для BDNF и NGF.

— Дексаметазон РНК (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1370790). Ускоряет создание РНК.

Со временем постараюсь разобрать эти добавки подробнее и каждому посвятить целый выпуск.

На курсе, не обязательно, использовать все: идебенон, ашваганду, куркумин и т.д., гораздо лучше выбрать 2-3 вещества и оценить их работу. Сейчас я не могу сказать, что будет хорошо сочетаться, а что плохо, сам пил 5-7 добавок, сдавал анализы, результаты есть ( , ). Но что-то явно было лишнее.

Для увеличения IQ, улучшения оперативной и долгосрочной памяти, что бы преуспеть на работе или на учебе, вам необходимо построить план! Бегайте, следите за питанием, не ешьте всякую отраву, получайте полноценный белок, снизьте потребление сахара, похудейте, если есть куда, и самое главное – добивайтесь целей через работу мозга!

Удачи и до новых встреч!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт собрал 10 приложений, которые помогут сосредоточиться и заставить мозг работать. При этом это будут вовсе не скучные занятия, а весьма интересные игры. Вы даже не заметите, как быстро они приведут ваш мозг в рабочий режим.

Тренировка мозга

Это только кажется, что здесь все очень просто. На самом деле, посидев за этим приложением буквально 5 минут, вы поймете, насколько легко обмануть наш мозг. В остальном именно простота - главная фишка этой программы. На выбор вам предоставятся 4 разновидности головоломок, в каждой разновидности нужно соотносить слова, цвета или числа. Все это отлично разовьет внимательность и скорость мышления. А еще это приложение абсолютно бесплатно.

В уме

«В уме» - российская разработка, одна из популярных программ, созданных фондом «Математические этюды» при поддержке Математического института им. В. А. Стеклова РАН. Приложение представляет собой сборник математических задач из книги С. А. Рачинского «1001 задача для умственного счета». В конце XIX века сельские школьники успешно решали эти задачи в уме. А вы справитесь?

Тест на возраст мозга

Простой тренажер, направленный на прокачивание памяти, внимания и концентрации. На несколько секунд в случайных местах экрана всплывают кружки с цифрами. А вам нужно запомнить их и воспроизвести в порядке возрастания. Три, четыре или пять цифр запомнить легко, но когда почти весь дисплей забит кружочками, создается ощущение, что зафиксировать такой их объем просто нереально. Тем не менее уже через несколько попыток вы (пусть и с трудом) пройдете и этот уровень и почувствуете, как «шевелятся» извилины.

После поражения программа выдаст вам истинный возраст вашего мозга и данные по его реальной работе.

Lumosity

Здесь можно составить собственную программу тренировок в зависимости от целей, которых вы хотите достичь. Когда вы зайдете в приложение впервые, оно начнет задавать вам неудобные вопросы. Часто теряете ключи? Не можете вспомнить имена людей через минуту после знакомства? Не способны быстро ориентироваться в новом материале? На следующем этапе Lumosity перестает понижать самооценку и предлагает выбрать, над чем пользователь хочет потрудиться прямо сейчас («внимание», «скорость», «гибкость в заданиях» и «решение проблем»).

В бесплатной версии доступны несколько тренировок в виде игр. Приложение составлено на английском языке, но для тех, кто им не владеет, разработчики предоставили послайдовое описание тренировок.

Загадки да Винчи

Увлекательная игра со множеством разнообразных задачек. Загадки разделены на несколько категорий: история, искусство, логика, математика, техника. Изначально открыто по одной загадке в каждой категории, при отгадывании загадки открываются следующие.

Если вы затрудняетесь с ответом, можно воспользоваться подсказкой. Для удобства решения математических задач можно открыть калькулятор. А, если для простоты решения задачу нужно визуализировать, в этом поможет специальная рисовалка.

Три слова

Придется поднапрячься и вспомнить весь свой словарный запас. На первый взгляд задача проста: необходимо составить из предложенных букв такое слово, которое в сочетании с первыми и последними буквами образует еще два других слова. Но на самом деле, чтобы решить головоломку, придется постараться. Суть игры напоминает старую добрую игру в города, но с усложненными правилами. В приложении 150 уровней, первые уровни сможет пройти и ребенок, а вот дальше придется хорошенько поломать голову.

Эйнштейн: Тренировка для ума

Легкая для восприятия игра, имеющая под собой вполне научную основу. Программа содержит 30 упражнений для стимуляции мозговой деятельности. Упражнения сопровождаются пояснениями, какая именно часть вашего мозга задействована в данный момент. Играть можно как в одиночку, так и в компании: здесь есть режим тренировки hot-seat, когда каждый играет по очереди.