Интересные для детей упражнения для глаз. Гимнастика для глаз детям дошкольного и школьного возраста в игровой форме. Универсальный комплекс упражнений

НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Гимнастика для глаз с детьми раннего возраста

Организация гимнастики для глаз с детьми раннего возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 90% информации человек получает через органы зрения. Когда кроха только появляется на свет, он видит лишь смешение света и теней. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще только формируется, а желтое пятно (участок сетчатки) вообще пока не образовалось. Постепенно, день за днем, острота зрения у маленького человека повышается, и его мозг получает все больше информации, необходимой для создания представления о внешнем мире.

Казалось бы – орган зрения в постоянном тонусе. Все время идет тренировка. И при этом – за последние шесть лет наблюдается колоссальный рост болезней во всем мире, только в нашей стране количество больных офтальмологическими заболеваниями увеличилось на три миллиона. Врачи предупреждают о развитии так называемой эпидемии заболеваний органа зрения. Почему же так происходит, и в чем проблема?

Вредных воздействий практически невозможно избежать в современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел , и будет смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний , а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Зрительную гимнастику следует начинать делать уже в раннем возрасте , которая проводится регулярно, не менее 2 - 3 раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам может массировать, разминать, поглаживать глазки ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками, главное, чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, и т. д. количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых появляются нессиметричные движения, то есть глаза , руки выполняют разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений : сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные действия, слушать разъяснения взрослого. Повторять движения. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним. В этом случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу. На третьем году жизни у ребенка формируется умение следить за действиями воспитателя. Он лучше понимает речь взрослого и начинает говорить. Поэтому работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с подражания, затем дети выполняют гимнастику по этапному показу действий воспитателем, по целостному образу и только потом по словесному указанию. Роль взрослого состоит в создании игровой обстановки в соответствии с потребностями, интересами и перспективами развития ребенка.

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику .

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик :

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему;с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика .

«Елка» .

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами .

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза , потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз для детей раннего возраста

1. «Забавный» тренинг

Задачи : Разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз .

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих.

2. «Рисование» взглядом

Задачи : Разнообразить движения глаз .

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом , то другим глазом , через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты.

Задачи : «Раскачка» мышц глаз .

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных детской на площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту . Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц.

4. Игра «Найди зайку» .

Задачи : Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом , через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи : Развивать глазодвигательные навыки .

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил : работают глаза , голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами : «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение . Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи : Развивать двигательную систему глаз .

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи : Содействовать укреплению двигательной системе глаз .

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом .)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи : Снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза , встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону : «Глазки солнцу покажу . «Здравствуй! - солнышку скажу» .

9. Упражнение «Моргание»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет» .

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи : Формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи : Снизить нагрузку на глаза .

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. 12. Упражнение «Самолет»

Задачи : Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами ) .

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи : развитие зрительно – моторной координации

(глаза – руки ,

Ход : (глаза – руки , умения ориентироваться в пространстве.

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи : развития зрительной координации.

Ход : Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи : Укрепление мышечной системы глаз .

Ход : предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т. д., при этом пойте песню или разговаривайте.

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи : развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации.

Ход : положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи : способствовать увеличению остроты зрения.

Ход : Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слоноежей, зайчиков, улиток) .

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх) .

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи : улучшить кровоснабжение глаз .

Ход : взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике» .

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз .

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи : Оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход : Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи : стимулировать кровообращение органа зрения.

Ход : предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки »

Задачи : укрепить глазную мышечную систему .

Ход : выпучивание глаз , зажмуривание, широко открывать глаза ,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи : улучшать кровообращение и способствовать предупреждению нарушений зрения

Ход : ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в освещенную комнату.

23. «Спи глазок , спи другой»

Задачи : активизировать глазодвигательные функции .

Ход : поочередно ладошками закрываем то один глаз , то другой.

24. «Прятки»

Задачи : Разнообразить движения глаз .

Ход : прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая «спрятались - нашлись»

Гимнастика для глаз для детей занимает важное место в процессе профилактики и лечения глазных заболеваний. Ребенок получает массу информации визуально, вот почему даже у малышей глаза подвергаются колоссальной нагрузке.

А нам это не нужно!

Для гармоничного развития ребенка, как физического, так и интеллектуального, воспитателям и родителям стоит брать на вооружение специальные методики с использованием гимнастики для глаз.

Зачастую родители считают, что если малыш не жалуется на зрение, значит, с его глазами все в порядке и о зрительной гимнастике можно не вспоминать.

Нагрузка на глаза у детей дошкольного и младшего школьного возраста колоссальная. Поэтому особенно важно правильно подготовиться к будущим нагрузкам

Но это мнение ошибочно. Гимнастика глаз для детей дошкольного возраста важна, прежде всего, в целях профилактики.

Весомыми аргументами в пользу гимнастики для глаз являются:

  • Близорукость.
  • Дальнозоркость.
  • Жалобы малыша на усталость глаз.
  • Длительное пребывание ребенка у экрана телевизора, компьютера, телефона или планшета.
  • Наследственный фактор (проблемы со зрением у родителей).
  • Внутренние заболевания малыша.

Перед тем, как выбрать комплекс упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом .

На сегодняшний день существует масса методик улучшения детского зрения. Поэтому специалист поможет грамотно подобрать вариант зрительной гимнастики, подходящей в конкретном случае.

Что? Где? Когда? или зачем нужна гимнастика для глаз детям

Основным назначением гимнастики является тренировка мышц органов зрения . От этого напрямую зависит качество зрения малыша не только в данный момент, но также на протяжении школьных лет и во взрослой жизни, когда нагрузка на глаза увеличится многократно.

Детские комплексы упражнений для глаз способствуют:

  • успокоению нервной системы малыша;
  • активизации мозговых процессов, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • снятию усталости, облегчению нагрузки и отдыху детских глаз.
  • замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма.
Перед выбором комплекса упражнений нужно посетить офтальмолога для получения консультации

Если до применения зрительной гимнастики малыш ходил в очках, при выполнении любого комплекса рекомендуется использовать очки на 1-2 диоптрии слабее, чем те, которые ему выписал врач.

Если же их сила не больше 1 диоптрии, гимнастику для глаз желательно выполнять без очков.

Как известно, зрение формируется до 12 лет .

И если регулярно делать гимнастику для глаз, польза для детского зрения будет очевидна.

Также не стоит забывать про физиологическое развитие ребенка и особенно про формирование скелета.

Если вы замечаете, что ребенок ходит на носочках , ознакомьтесь со следующей , причины такого явления следует пристального рассмотрения.

Уже с грудного возраста необходимо тренировать вестибулярный аппарат и развивать координацию движений. А в этом малышу помогут .

Незаменимый спутник правильного формирование стопы являются .

Лечение и развлечение: как правильно проводить занятия

Зрительная гимнастика хороша не только для коррекции и лечения заболеваний глаз (в качестве альтернативы очкам), но также как отличный способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз .

Начинать тренировки следует как можно раньше, ведь уже в полтора года малыш способен повторять движения вслед за мамой.

Но главное, ребенок должен делать гимнастику с удовольствием и стопроцентной отдачей. А если не получается, нужно превратить упражнения в увлекательную игру.

Воспринимаясь ребенком как веселая забава, гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду и дома постепенно превратится в привычку. А регулярное выполнение комплекса специальных упражнений станет для деток отличной профилактикой многих проблем со зрением.

Этот вопрос волнует не одну маму. В нашей статье вы найдете 10 эффективных методов научить малыша познавать слова и говорить уже в этом возрасте.

Дети всегда остаются детьми и любят веселые игры, поэтому воспитателями также может использоваться гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах, с картинками или какими-либо атрибутами и даже под музыку.

Это поможет совместить профилактику и лечение с развлечением , а дети будут выполнять комплекс упражнений весело и с удовольствием.


Гимнастика для глаз для детей 6-7 лет в детском саду необходима, прежде всего, для разгрузки после многочасового сидения на уроках и при выполнении домашних заданий.

В данном случае можно повторять комплекс упражнений для детей 5-6 лет, но в целях экономии времени лучше использовать «Цифровую гимнастику»:

  • Потереть ладони друг о друга, чтобы они хорошо нагрелись.
  • Закрыть веки и прикрыть глаза ладонями.
  • Не убирая руки, начать рисовать глазами в темном пространстве цифры от 1 до 10, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

На выполнение упражнений уйдет около 2 минут, однако, убирая ладони и открывая лаза, ребенок отметит, что все вокруг мир вокруг стал более ярким, четким и выразительным.

Такая тренировка активизирует процесс кровоснабжения глаз и очень полезна в качестве комплексной терапии при лечении катаракты, глаукомы и заболеваний сетчатки.

Но при других заболеваниях она малоэффективна. Так, существует специальная , которую назначает исключительно врач-офтальмолог, а также гимнастика глаз для детей с косоглазием и амблиопией, которую тоже в каждом конкретном случае подбирает только специалист.

Комплекс упражнений для глаз для детей «неделька-смешинка»

Забавные стихи, проговариваемые в процессе выполнения гимнастики, не только способствуют тренировке глазных мышц, но и развивают у детей слуховую память.

Веселая стихотворная форма и эффективные упражнения дают основания проводить такую гимнастику для детей не только младшего, но также среднего и старшего дошкольного возраста.

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник , как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву –

И обратно в высоту.

Дети смотрят вверх, а затем вниз. Голова при этом остается неподвижной.

Упражнение способствует снятию глазного напряжения

Во вторник часики-глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо –

Не устанут никогда.

Малыши поворачивают глаза вправо, а затем влево. Голова не двигается.

Снимается глазное напряжение

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

Дети закрывают глаза, вместе со взрослым считают до пяти, после чего глазки широко открывают.

Для снятия глазного напряжения

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Глядя прямо перед собой, нужно отставить палец на 25-30 см от глаз и посмотреть на его кончик. После этого руку следует опустить.

Для укрепления глазных мышц и усовершенствования их координации

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять –

В другую сторону бежать.

Дети переводят глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно.

Упражнение для усовершенствования сложных движений глаз

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Малыши переводят взгляд в верхний правый угол, после этого в нижний левый, а затем выполняют движения наоборот.

Происходит усовершенствование сложных движений глаз

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Дети закрывают веки и массируют их круговыми движениями: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, а нижнее веко от наружного края к носу, и наоборот.

Упражнение способствует расслаблению мышц и активизирует кровообращение

Комплексы упражнений для детей дошкольного и школьного возрастов

Для глаз для детей 3-4 лет гимнастика в детском саду должна проводиться в интересной игровой форме , чтобы малыши могли проявить активность и творческий потенциал.

Дети учатся «общаться» глазами, передавать эмоции и движения и даже рисовать!

Для младшего дошкольного возраста комплекс упражнений лучше составить из трех частей: разминки, основной и заключительной части.

РАЗМИНКА

(повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает детям подвигать глазками вверх, вниз, влево и вправо, после чего зажмуриться, прикрыть глаза ладошками и сосчитать до пяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Буратино»

Малышам нужно посмотреть на кончик носа и представить, что он вырастает, а затем уменьшается. Глазками надо строго следить за этим «процессом».

«Рожицы»

Дети фантазируют и представляют себя в роли разных зверей. Повторяя повадки животных, малыши активно работают глазами: щурятся, широко раскрывают или закрывают, делают круговые движения, смотрят в разные стороны и т.д.

«Фигуры»

Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать любую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник), но вместо кисточки это нужно сделать глазами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Рисуем носиком»

Малыши «рисуют» в воздухе фигурки игрушек или сказочных зверей. Можно выставить картинки с изображением игрушек или сказочных героев, чтобы дети повторяли их очертания на расстоянии.

Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в детском саду более длительна и насыщена . В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо умеют считать, более усидчивы, знают о значении гимнастики и стараются хорошо выполнять рекомендации педагога.

Поэтому каждое упражнение рассчитано на несколько повторений.

«Подмигни!»

Нужно поморгать, после чего закрыть глаза и посчитать до 5.

«Жмурки»

Надо крепко зажмуриться и посчитать до 3.

«Веселый пальчик»

Правую руку выставляем вперед, смотрим на кончик указательного пальца и двигаем его влево, вправо, вниз и вверх.

Голова остается неподвижной.

«Смотрим вдаль»

Левая рука выставляется вперед.

«Покружимся»

Круговые движения глазами: по 3 раза вправо и влево.

После этого поднимаем взгляд, смотрим вдаль и считаем до 5.

Данный комплекс содержит упражнения, которые способствуют расслаблению мышц глаз . Учитывая тот фат, что у пятилеток нагрузка на глаза возрастает, такая гимнастика будет незаменима как в детском саду, так и дома.

Вашему вниманию предлагается видеоурок по восстановлению зрения, он специально разработан для детей по системе М.С. Норбекова.

Выводы

Интересные, легкие, ненавязчивые и довольно простые упражнения для глаз помогут малышам предупредить развитие многих заболеваний глаз и забыть о проблемах со зрением в детском саду, в школе и после нее.

Регулярное выполнение подарит не только остроту зрения, но также хорошее настроение и позволит каждый день видеть мир во всех его ярких красках!

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


Развитие зрительного аппарата начинается еще в утробе матери, а завершается только к 12 годам - до этого возраста легко ухудшить и без того еще неокрепшую систему. Предрасположенность к близорукости, дальнозоркости и другим нарушениям зрения у детей может привести к печальным последствиям при переутомлении, больших нагрузках в школе или просто из-за простуды. К сожалению, немногие думают о том, что гимнастику для глаз нужно начинать делать еще в детстве - в это время она наиболее эффективна и дает больший результат. С началом учебы в школе на ребенка сваливается большой объем информации, приходится много сидеть и мало двигаться, к тому же не во всех школах мебель подразумевает хоть какую-то заботу о здоровье ребенка или просто ему не вредит - все это приводит к переутомлению, усталости, напряжению глаз. Поэтому гимнастику для глаз для детей важно делать как во время занятий в школе, так и дома.

Детская гимнастика для глаз отличается от других тем, что сопровождается стихами, песнями, присказками и поговорками - так легче заинтересовать ребенка, чтобы занятия не стали чем-то неприятным. Цель детской гимнастики не просто расслаблять глаза и снимать напряжение, но и тренировать глазные мышцы, пока они еще развиваются.

Цели детской зарядки для глаз

Гимнастика для глаз для детей ориентирована больше на тренировку глазных мышц, потому что от них зависит будущее зрения ребенка. Комплексы упражнений:
● успокаивают нервную систему;

● помогают перерабатывать полученную информацию;

● облегчают нагрузку, снимают усталость глаз;

● замедляют или вовсе предотвращают ухудшение зрения.

Это основные функции гимнастики для глаз для детей. При ежедневных занятиях, рекомендованных офтальмологами, результат будет заметным.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Для того, чтобы подобрать нужный комплекс упражнений для ребенка самостоятельно, необходимо посетить специалиста. Если есть жалобы - это обязательно.

● при склонности к нарушениям зрения: близорукости, дальнозоркости, при астигматизме;

● если ребенок жалуется на усталость глаз или боли в области лба (могут возникать из-за напряжения глаз);

● если чадо много времени проводит за книгами, телевизором, играми в телефоне или на компьютере;

● при проблемах со зрением;

● при серьезных заболеваниях.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике глаз.

Занятие в образовательном ДОУ - дошкольном учреждении - делится на три этапа:

  • разминка,
  • основная часть,
  • заключение.

В детском саду занятие проводит воспитатель. Дома этим могут заниматься родители.

Разминка начинается с обычного движения глаз вверх-вниз, затем, из стороны в сторону. Затем расслабление - глазки закрывают руками и считают до пяти.

Основная часть включает в себя упражнения - более сложные комбинации движений глазами.

● «Буратино» - нужно смотреть на кончик носа, затем, представить, как он увеличивается, а потом снова уменьшается. Главное условие при выполнении этого упражнения: детки не должны гримасничать.

● «Рожицы» - дети представляют себя в роли животных и изображать их: щуриться, корчить рожи и т.д.

● «Геометрические фигуры» - воспитатель предлагает детям рисовать геометрические фигуры глазами.

В заключение гимнастики дети от 3х лет рисуют носом - на доске развешиваются картинки - изображения разных животных, транспорта, фруктов и предметов для дошкольников. Детям нужно повторить рисунок глазками. Гимнастика для глаз в картинках создана специально для того, чтобы увлечь детей полезным для их здоровья процессом.

Детская гимнастика для глаз в стихах

Стихи в детской гимнастике для глаз можно использовать как в детских садах, так и в младших классах школы. Вот несколько стишков для физкультминуток для разминки уставших глаз у малышей:

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Все закрывают глазки)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубоко вдыхаем. Глазки еще закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глазки открыты. Поворачиваем зрачком по кругу по часовой стрелки и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Быстро моргаем глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Слегка касаемся глаз кончиками пальчиков)
«Увидят мои глазки все!»

А эта гимнастика для глаз в стихах поможет деткам запомнить дни недели и способствует профилактике глазных заболеваний:

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник. как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глазки вверх; опустить их вниз, голова не двигается)

Во вторник часики-глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть вправо глаза, потом влево, голова не двигается)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотрим перед собой прямо, располагаем пальчик на расстояние 25-30 см от глаз, переводим взгляд на пальчик и смотрим на него, опускаем руку)

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднимаем взгляд вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Смотрим в верхний правый угол, потом - в нижний левый; Смотрим в верхний левый угол, затем — в нижний правый)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрываем глаза, массажируем их круговыми движениями подушечками пальцев: верхнее веко — от внешнего к внутреннему краю, нижнее веко от внешнего к внутреннему, и наоборот)

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1. Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2. Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3. Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4. Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону - 3 раза, затем, в правую.

5. Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях - для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

● для улучшения циркуляции крови;

● для укрепления мыщц;

● улучшение аккомодации.

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений.

Первая группа - циркуляция крови:

1. Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2. Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа - тренировка мышц

1. Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2. Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3. Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4. По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1. Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2. Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3. Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

4. Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Видео детской гимнастики для глаз

Видео детской гимнастики помогает лучше понять, как ребенку нужно выполнять упражнения, а также позволяет организовать самостоятельные занятия.

Зарядка для глаз для детей с использованием видео занимает меньше времени и вызывает у ребенка больший интерес, чем самостоятельное выполнение. Особенно актуально это для дошкольников.

Для самых маленьких созданы специальные видео, где с помощью визуальных элементов взгляд ребенка направляется в нужную сторону и по определенным траекториям, чтобы тренировать мышцы при близорукости и дальнозоркости. Гимнастика для глаз при астигматизме у детей по видео поможет быстрее достичь улучшения зрения.

Гимнастика для глаз определенно стоит внимания. В более раннем возрасте она приносит больший результат и помогает предотвратить нарушение зрения у детей или уменьшить их проявленность.

Физкультурой с малышами занимаются многие мамы, при этом не все знают, что важны не только упражнения для мышц, но и гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста. Природа создала органы зрения для того, чтобы смотреть вдаль, но современная жизнь заставляет их выполнять несвойственные функции: разглядывать мелкие символы и предметы, часами смотреть на монитор компьютера. Неудивительно, что очень много людей страдает близорукостью и другими подобными проблемами. Чтобы глаза могли без ущерба для своих функций переносить высокие нагрузки, их нужно тренировать.

Значение глазной гимнастики

Мышцы органов зрения не только двигают глазные яблоки – они изменяют кривизну хрусталика, способствуют хорошему движению крови по сосудам. Специальные упражнения снимают утомление глаз, подготавливают их к усиленной работе в школьные годы. При правильно подобранном комплексе можно остановить офтальмологические заболевания в начальной стадии и даже добиться полного восстановления функций.

Упражнения помогут глазам отдохнуть, снимут спазмы. Если вы оставили малыша без внимания, а через некоторое время застали его с красными уставшими глазами уткнувшимся в электронную игру, срочно сделайте с ним несколько упражнений. Конечно, через некоторое время мышцы расслабятся и сами, но лучше не подвергать их дополнительному напряжению.

Успокоить раздражения органов зрения также хорошо помогают компрессы из ватных шариков, пропитанных свежезаваренным чаем.

Зрительная гимнастика не только укрепит мышцы глаз дошкольника. Она поможет ему понять, как важно беречь зрение. Рассказывайте ребенку, что человек, который плохо видит, не сможет стать летчиком или космонавтом, ему запрещены многие виды спорта. Чтобы ребенок оценил этот дар природы, наденьте ему повязку из полупрозрачной ткани или очки с дымчатыми стеклами. Хочет ли он всю жизнь провести в таком размытом, расплывчатом мире? Если нет, то должен заботиться о своих глазках, беречь и тренировать их.

Как развиваются органы зрения?

Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты. Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки. Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.

Чтобы не напрягать зрение новорожденных, первое время создайте в комнате полумрак: днем задергивайте шторы, а в темное время занавешивайте лампы плотным абажуром.

Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел. Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону. Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.

Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок. Ничем хорошим такая спешка не кончится: цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно. Также дошкольникам вредно смотреть мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).

Формирование органов зрения нельзя оставлять без контроля, нарушения могут возникнуть на любом этапе. Регулярно проходите осмотры у офтальмолога, чтобы вовремя заметить возникшую проблему и устранить ее.

Как правильно проводить занятия?

Ни в коем случае не заставляйте малыша делать гимнастику для органов зрения, не пугайте, что без упражнений он перестанет видеть. Предложите ребенку поиграть в интересную игру, которая очень обрадует его глазки. Планируйте занятия так, чтобы они не наскучили непоседливому сорванцу. Для начала проводите гимнастику трижды в день минут по 5, а потом отпустите ребенка погулять, порезвиться.

Начинать занятия можно с детьми раннего возраста, около 3 лет. Предварительно желательно проконсультироваться с офтальмологом, обсудить методику, которую собираетесь применить, получить советы. Если в семье плохая наследственность или у ребенка были замечены какие-либо отклонения от нормального зрения, любые процедуры можно проводить только по рекомендации специалиста.

Объясните малышу, что бегать будут только глазки, головой двигать нельзя. Если заметите, что ребенок вертит шеей, первое время придержите его затылок.


Офтальмологи рекомендуют следующие упражнения.

  • Закрепите в разных углах потолка 3 больших круга разных цветов. Ребенку нужно по очереди внимательно рассмотреть каждый кружок. На один предмет отводится примерно 10 секунд.
  • Предложите малышу 4 раза посмотреть сначала вверх и вниз, затем направо и налево.
  • Ребенку нужно сильно зажмуриться, медленно сосчитать до 10, а потом открыть глаза.
  • Покажите малышу циферблат часов со стрелками. Пусть он представит, что цифры нарисованы на потолке, а его глазки, как стрелки, должны обойти все числа по кругу.
  • Наклейте или нарисуйте на оконном стекле яркий кружок. Подойдите к окну, покажите дошкольнику предмет, который находится очень далеко от вас. Он должен поочередно рассматривать то один, то другой объект.

Когда ребенок хорошо освоит все упражнения, комплекс можно усложнить. Вы командуете, на какой кружок посмотреть, вправо или влево, вверх или вниз. Потом предложите, глядя в одну точку, «нарисовать» носом в воздухе кружок, квадрат, букву или цифру. Когда упражнение будет хорошо получаться, скажите дошкольнику самостоятельно изобразить какую-нибудь фигуру, а вы должны ее угадать.

Сопровождайте гимнастику веселыми сказками, шутками, постарайтесь выучить с малышом стихи. Можно взять текст, где расписаны упражнения на каждый день недели, – ежедневно делайте соответствующие движения. Воскресенье посвятите массажу: через закрытые веки проводите пальцем по глазным яблокам круговыми движениями сначала в одну, потом в другую сторону. Сначала вы сами будете подсказывать детям в стихах нужные действия, потом ребенок выучит четверостишия и будет говорить их сам:


Если у вас есть стероекартинки, ребенка не нужно будет уговаривать заниматься. Наоборот, придется отвлекать его от просмотра, чтобы не перенапрягать органы зрения. Малышам нужно показывать специальные изображения через стереоскоп, а через некоторое время можно научить их безо всяких приспособлений видеть объем. Пусть ребенок держит стереокартинку перед глазами и представляет себе, что смотрит очень далеко, на другой конец города. Если не получается, нарисуйте на расстоянии, равном промежутку между зрачками, мяч и баскетбольную сетку. Когда ребенок поднесет листок почти вплотную к лицу, он увидит мяч, заброшенный в корзину. Теперь нужно медленно отодвигать от себя рисунок, не давая мячику выскочить из сетки.

При прогулках предложите ребенку, закрывая по очереди то правый, то левый глаз, следить за машиной, собачкой или другими движущимися объектами. Возьмите с собой мячик и учите малыша бросать его в цель, это упражнение полезно и для зрения, и для развития координации движений.

Вариантов для занятий на улице очень много:

  • «обрисовать» глазами по контуру крупный предмет;
  • не поворачивая головы, назвать все, что смогли увидеть глаза;
  • найти и описать самый дальний и самый ближний предмет.

Сколько времени можно смотреть телевизор?

Иногда уже у дошкольников врачи замечают снижение остроты зрения. Винить в этом только телевизоры, планшеты и компьютеры не совсем правильно. Конечно, свою немалую лепту они вносят, но есть и другие причины.

Посоветуйтесь с офтальмологом, он определит, что послужило поводом плохой работы органов зрения:

  • наследственность;
  • недостаток витаминов A, B, D, а также железа и цинка;
  • заболевания позвоночника;
  • малая подвижность, из-за которой ткани глаз плохо насыщаются кислородом.
  • врожденные патологии.

Если ребенок увлечен рукоделием, лепкой, чтением или другими занятиями, вызывающими напряжение глаз, правильно оборудуйте его рабочее место. Установите лампу на кронштейне, позволяющую направить свет на область работы. Смотрите, чтобы малыш не горбился, не наклонялся к изделию и не подносил его близко к глазам. Если он жалуется, что на большом расстоянии не может рассмотреть все детали, сходите в офтальмологический кабинет и проверьте зрение ребенка.

При покупке книг для детей дошкольного возраста проверьте, чтобы шрифт был крупным, ярким и четким. Рассматривать серые буквы газетного формата вредно даже взрослому, а у малыша такое занятие может привести к снижению зрения из-за сильного перенапряжения глаз.

Чем позже ребенок обратит внимание на экраны различных гаджетов, тем лучше и для глаз, и для мышц, и для осанки. Хорошо, если вы сможете уберечь ребенка от телевизора и компьютера до 5 лет, но в современной жизни такое удается очень редко. В любом случае выделите в режиме дня ограниченное время для телепередач и электронных игр. Первые просмотры не должны занимать больше 15 минут в день, ближе к школьному возрасту время можно увеличить до получаса. Если заметили, что у ребенка слезятся глаза, он трет их или прищуривается, выключите монитор и предложите посмотреть в окно на отдаленные предметы или сделать глазную гимнастику.

Занятия по методике Аветисова

Существуют разные методики тренировки органов зрения. Разобраться в их тонкостях и различиях далеким от медицины родителям бывает очень сложно. Лучше не надеяться на собственную интуицию, а проконсультироваться с офтальмологом. Если он порекомендует пройти первые занятия в поликлинике, не отказывайтесь. Специалисты объяснят, как правильно делать упражнения, ответят на возникшие вопросы. Перед походом к врачу узнайте, какие занятия проводятся в детском учреждении.

Вы можете выбрать любой комплекс гимнастики, но никогда не смешивайте разные системы в одну кучу. Выхватывая по несколько упражнений из каждой методики, можно перенапрячь одни мышцы и оставить без внимания другие. Многим родителям нравится заниматься с детьми по Аветисову. В его гимнастике основной упор делается на тренировку глазных мышц, отзывы свидетельствуют о положительных результатах таких процедур.

Методика несложная, не требует ни предварительной подготовки, ни специального оборудования. Заниматься можно в любое время и в любом месте. На первых занятиях нужно выполнять все упражнения медленно в указанном порядке по 3-4 раза. Когда ребенок освоит комплекс, можно ускорить движения глаз и увеличить количество повторов. Таким способом постепенно увеличивается нагрузка на органы зрения, их мышцы становятся сильнее.

Комплекс упражнений детской гимнастики состоит из 7 основных частей.

  1. Вдох – смотрим на переносицу, выдох – глаза вернулись в прежнее положение.
  2. Повторить первое упражнение, направляя взгляд на кончик носа.
  3. На вдохе поверните глаза вправо, на выдохе смотрите прямо.
  4. Повторите в левую сторону.
  5. На вдохе посмотрите в левый верхний угол, на выдохе исходное положение.
  6. Теперь так же смотрите в правый нижний угол.
  7. Вдохните и сделайте глазами полукруг снизу вверх. Повторяйте в обе стороны.

Решить, есть ли у дошкольника противопоказания к определенным упражнениям, может только офтальмолог после осмотра. Если никаких ограничений нет, а ребенок начал жаловаться на боль или резь в глазах, слезы или другие негативные явления, уменьшите скорость выполнения и количество повторов. Если и эти меры не помогают, еще раз обратитесь к врачу для выяснения причины.

Испортить зрение в детском возрасте легко, а вот восстановить потом его будет очень сложно, а иногда и невозможно. Гимнастика для глаз – хорошая профилактическая мера, но это не панацея. Ограничивайте время напряженной зрительной работы, кормите ребенка пищей, богатой витаминами и микроэлементами. Не забывайте про двигательную активность, чтобы кровь активно текла по всем тканям, снабжая их кислородом. Только комплексный подход поможет сохранить глаза здоровыми.