Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Нормы и причины отклонений. Что показывает ЭЭГ в детском возрасте: критерии диагностики при различных заболеваниях Энцефалография головного мозга ребенку что показывает

В медицине для изучения функций головного мозга используется диагностическая процедура – электроэнцефалография (ЭЭГ). Безвредный и доступный по цене метод часто используется в детской неврологии.

В чём заключается исследование. Как проводят процедуру? Нужно ли к ней готовиться? Что такое ЭхоЭГ и ЭхоЭС? Когда применяют эти методы? Разберёмся в этих вопросах

Что такое ЭЭГ

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) предназначена для выяснения состояний мозга у детей и взрослых. Метод основан на регистрации импульсов, которые создают и передают нейроны. Совместная деятельность этих клеток формирует биоэлектрическую активность коры мозга, которую регистрирует аппарат.

Электроды фиксируют сигналы и передают на аппарат. Компьютерная программа анализирует и обрабатывает информацию в соответствии с возрастом и времени суток.

Показатели записываются в виде кривой, похожей на кардиограмму. Электроэнцефалография у детей представляет собой безопасный способ получения информации о работе мозга в любом возрасте. Данные ЭЭГ позволяют врачу обнаружить причину заболевания у ребёнка, чтобы назначить правильное лечение.

Кому делают ЭЭГ

Энцефалограмму ребёнку назначает врач-невролог и нейрофизиолог. Процедуру делают в любом возрасте – с рождения до 18 лет.

Показано делать ЭЭГ в следующих случаях:

  • травма головы;
  • длительный плач без видимых причин;
  • нарушение сна малыша – сонливость или бессонница;
  • нестабильное артериальное давление у подростков;
  • судороги невыясненного происхождения;
  • вегетативные кризы;
  • раздражительность;
  • быстрое истощение физического ресурса;
  • лунатизм – ночные хождения в неосознанном состоянии;
  • потеря сознания;
  • обмороки;
  • задержка речи у детей;
  • судороги при повышенной температуре;
  • ЭЭГ делают детям при заикании.

Неврологи назначают исследование этим способом при нарушении сознания и вегетососудистых кризах с обмороками.

Что видит врач на ЭЭГ

Энцефалограмма головного мозга ребёнка выявляет согласованность мозговых структур во время сна и бодрствования.

Что показывает ЭЭГ:

  • Стадия зрелости головного мозга у детей раннего возраста;
  • ишемия и гипоксии сосудов головного мозга;
  • диагностика степени тяжести заболевания;
  • оценка эффективности противосудорожных препаратов;
  • выявление причины судорожного синдрома;
  • наличие в мозге очага судорожной активности;
  • локализация повреждения.

ЭЭГ выявляет менингиты, энцефалиты на фоне герпеса и других инфекционных заболеваний. Процедура выявляет сотрясение мозга и ушиб головного мозга.

ЭЭГ обнаруживает детский церебральный паралич, эпилепсию. Благодаря исследованию врач определяет причину отставания речевых навыков, снижения памяти.

Как готовить ребёнка для ЭЭГ

Специфической подготовки для исследования не требуется. К процедуре энцефалограммы головного мозга ребёнка готовят заранее простыми действиями. Для улучшения контактов датчика с волосами за день раньше моют голову.

Младенцам ЭЭГ проводят во время сна. Перед сеансом ребёнка кормят. Детям после 1 года процедуру делают в состоянии бодрствования. Чтобы малыш вёл себя спокойно, родители накануне вечером психологически готовят ребёнка.

Советы родителям:

  • Рассказать о диагностике как о весёлой игре в космонавты. Во время процедуры на голову надевают шапочку с датчиками, которая и представляет скафандр. Нелишне показать малышу картинку космонавта.
  • Взять с собой на обследование любимые игрушки, с которыми малыш будет чувствовать себя защищённым.
  • За час до процедуры малыша кормят.

Перед сеансом снимают с головы малышки заколки, украшения и распускают волосы. Важно! Родителям следует знать, что обследование не делают во время повышенной температуры, кашля или заложенности носа.

Как проходит исследование ЭЭГ

Процедуру делают в звуко- и светонепроницаемом кабинете. На голову ребёнка надевают шапочку, на которую прикалывают датчики. С помощью проводов электроды присоединяют к аппарату. Датчики предварительно смазывают гелем, чтобы избежать воздушной подушки. На мочки ушей надевают клипсы.

Младенцы вовремя процедуры лежат на пеленальном столике или руках матери.

Дети постарше проходят более сложную процедуру. Для этого пациента укладывают на кушетку. В положении полулёжа голову нельзя сгибать.

Во время сеанса используют провокационные пробы:

  1. Вначале на протяжении 15 минут делают фоновую запись биоэлектрической активности нейронов.
  2. Ребёнка просят открыть и закрыть глаза несколько раз с интервалом. Тест необходим для изучения мозга в состоянии покоя и переходе на деятельность.
  3. Следующее упражнение – гипервентиляция. Ребёнок делает глубокий вдох и выдох 2–3 раза с перерывами. Тест выявляет скрытую опухоль, эпилепсию и стрессовое состояние нервной системы.
  4. Очередной провоцирующий тест – фотостимуляция. Процедуру выполняют с помощью электрической лампочки. Закрытые глаза ребёнка освещают вспышками света несколько раз. Световая нагрузка на зрение выявляет эпилепсию, степень активности речевого и психомоторного развития детей.

Процедура длится полчаса. Если провоцирующие тесты не выявляют патологию, проводят ЭЭГ с депривацией сна.

Для этого ребёнка будят на несколько часов раньше обычного времени. При подозрении на пароксизмальное состояние мозга или глубоком нарушении сна делают ночную ЭЭГ.

Интерпретация ЭЭГ

На ленте регистрируются 4 типа ритмов. Расшифровка ЭЭГ проводится врачом. О «плохой» ЭЭГ во время судорог говорят частые электрические разряды высокой амплитуды. По окончании приступа биоэлектрическая активность снижается. Вне судорог аппарат фиксирует очаги повышенной судорожной активности.

При другой патологии мозга на ленте регистрируются очаговые или диффузные изменения. При опухолях и инсультах отмечается замедленный ритм с преобладанием бета-волн. Диффузные изменения отмечаются при энцефалите, менингите, сотрясении или ушибе мозга.

После травмы повышается частота альфа-ритма. При слабоумии этот показатель вовсе отсутствует. Если выявляются диффузные бета-ритмы, это указывает на сотрясение головного мозга.

Что такое ЭхоЭГ

Эхоэнцефалография головного мозга (Эхоэг)– это ультразвуковое исследование на аппаратуре экспертного класса с расширенной компьютерной программой.

Преимущества Эхоэг в том, что выявляет патологию не только в глубине мозга, но и возле костей черепа:

  • внутричерепная гематома;
  • внутричерепное давление;
  • степень гидроцефалии;
  • новообразования мозга;
  • абсцесс.

Информативность метода приравнивается к магнитно-резонансной томографии и заменяет её в случае противопоказаний к последней.

Что за метод ЭхоЭС

Эхоэнцефалоскопия (Эхоэс) – это ультразвуковое сканирование структур головного мозга. Исследование основано на эхолокации. Метод позволяет получать сигналы из желудочков мозга. К нему прибегают в случае подозрения на гипертензионный синдром.

Необходимость метода возникает при такой мозговой патологии:

  • перинатальная энцефалопатия, развившаяся в периоде вынашивания или во время родов;
  • синдром недостатка внимания;
  • заикание;
  • черепно-мозговая травма;
  • нарушение сна:
  • повышенная активность;
  • энурез.

Перед исследованием не требуется подготовка. Метод безвредный, поэтому применяется у детей и беременных женщин.

Электроэнцефалограмма необходима для выявления или исключения патологии мозга. Процедуру можно делать несколько раз, не нанося вреда ребёнку любого возраста. При тяжёлой патологии мозга, кроме ЭЭГ применяют усовершенствованное исследование Эхоэг и Эхоэс.

Что показывает ЭЭГ головного мозга у детей? Электроэнцефалография – это метод исследования, отражающий электрическую активность головного мозга в виде графических волн. Его применяют для диагностики заболеваний мозга, при которых активность мозговых структур искажается, замедляется проведение нервного импульса или регистрируется повышенная возбудимость нейронов.

ЭЭГ помогает выявить опухолевидные образования в головном мозге, наличие эпилептического очага, аутизм, ишемическое повреждение мозговой ткани, коматозные состояния. Наиболее часто ЭЭГ назначают пациентам с эпилепсией.

При проведении ЭЭГ у детей специалист должен учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом пациента

Нормальные показатели ЭЭГ у детей

Что показывает у ребенка ЭЭГ головного мозга?

При расшифровке результатов электроэнцефалограммы можно увидеть следующие разновидности ритмов:

У ребенка 6 месяцев альфа-ритм (доминирующий) составляет 6-9 Гц в области затылочной области. Центральные зоны коры выдают 7 Гц только во время проведения двигательных проб. Больше видны низкие частоты ритма. Это считается нормальным показателем, так как головной мозг еще на стадии роста и развития, проходит критический период перестройки (1 критический период).

У малыша в возрасте 11-15 мес. проходит 2 критический период смены активности доминирующего альфа-ритма с 6 Гц на 7-9 Гц. В это время в мозге формируются новые двигательные и другие нейронные связи. К 3-4 годам активность мозговых структур увеличивается, интенсивность ритма придерживается стабильных показателей — 8 Гц.

Пример электроэнцефалограммы

С 5-6 лет регистрируется 3 критический период изменения частот альфа ритма. При этом амплитуда его возрастает до 10-11 Гц. Мозг в это время интенсивно растет. Нервная система становится более совершенной в связи с появлением новых навыком, установлением речевых функций.

Правила проведения электроэнцефалографии, показания

ЭЭГ у детей делают в условиях поликлиники или стационара. Перед проведением процедуры ребенку необходимо объяснить, как и для чего проводится исследование. Обследование для детей является безопасным. Если пациент плохо переносит процедуру (боится), его вводят в медикаментозный сон для получения достоверных результатов. Когда необходимо, чтобы пациент уснул на исследовании, накануне процедуры ему нельзя давать спать ночью.

Чтобы увидеть электрическую активность мозга ребенку на голову накладывают специальные электроды. Они улавливают электрические импульсы, передают их на бумажный носитель или на экран. Аппарат записывает результаты в виде кривой.

ЭЭГ имеет несколько видов:

  1. ЭЭГ-мониторинг (6-24 часа, во сне).
  2. Электроэнцефалография (4-6 часов, выводится на бумажный или электронный носитель, часто проводят с диагностическими пробами).
  3. Видеомониторинг (процедуру проводят с видеонаблюдением для сравнения двигательной активности с показателями кривой во время сна).

Ограничением может быть только тяжесть состояния ребенка. При частых эпилептических припадках или проблемах с сердцем во время процедуры необходимо обязательное присутствие анестезиолога и лечащего врача на случай экстренной ситуации (остановка сердца, эпилептический приступ).

ЭЭГ позволяет получить ценную информацию о возможных патологиях

Показания к обследованию:

  • эпилептические приступы;
  • ишемия мозговой ткани;
  • синдром гиперактивности;
  • аутизм;
  • синдром Дауна;
  • детский церебральный паралич;
  • кома;
  • тики, гиперкинезы;
  • опухолевидные новообразования;
  • головные боли неясного генеза;
  • воспалительные заболевания мозговой ткани (энцефалиты, менингиты).

Показатели ЭЭГ при различных патологических состояниях в педиатрии

ЭЭГ позволяет диагностировать эпилепсию, аутизм, детский церебральный паралич. Энцефалограмма помогает оценить функцию мозга при коматозных состояниях, синдроме гиперактивности, слабоумии, ишемии мозговой ткани. Тики у детей также дают изменения ритма.

При наличии тиков у ребенка на ЭЭГ регистрируются изменения альфа-ритма в виде нарушения ритмики волн. Энцефалограмма показывает вспышки тета-волн низкочастотной амплитуды, высокоамплитудные бета-волны, единичные неспецифические острые волны, не относящиеся к эпилептическим. Отмечается двухмодальный альфа-ритм. Возможно повышение или снижение основного ритма.

У детей с аутизмом при электроэнцефалографии выявляется доминирующий тета-ритм (4-5Гц). Он показывает трудность адаптации в обществе. При тяжелом течении болезни тета-волны регистрируются во всех зонах коры мозга. На фоне лечения выраженность тета-волн снижается, нарастает альфа-ритм. Иногда может наблюдаться усиление бета-волн. При этом пациент очень беспокойный.

Доброкачественная миоклоническая эпилепсия младенчества

ЭЭГ четко показывает эпилепсию, позволяет определить локализацию очага гипервозбуждения.

На энцефалограмме видно усиление электрической активности в виде острых ассиметричных волн, пиков, комплексов пик-волна, острых или медленных волн. Электроэнцефалографию у больного с эпилепсией лучше проводить во сне, так как в дневное время можно не увидеть изменений на электроэнцефалограмме, особенно при ночной форме эпилепсии.

Если нет возможности провести обследование в состоянии сна, необходимо применить пробы стимуляции (двигательная, гипервентиляции, зрительная). После проведения проб у больного могут появиться изменения на ЭЭГ.

У пациентов с синдромом гиперактивности ЭЭГ может показать медленноволновую активность альфа ритма при гепервентиляционной пробе (частом глубоком дыхании). Без стимуляции ЭЭГ практически не дает изменений, кроме снижения связи между полушариями (незначительное увеличение бета-ритма).

Во время комы у пациентов часто обнаруживается бета-ритм в виде веретен сна. Это является хорошим признаком жизнедеятельности мозга. Если мозговая деятельность слабая, можно обнаружить специфические паттерны. При наступлении смерти мозга на электроэнцефалограмме выявляется изолиния (прямая). ЭЭГ при коме необходимо для уточнения состояния пациента, определения дальнейшего ведения больного. По ЭЭГ можно смотреть реакцию мозга на введение лекарственных препаратов.

У больных с синдромом Дауна и дистрофией мозговой ткани во время проведения процедуры электрическая активность будет снижена. Амплитуда альфа-ритма низкая, ответ головного мозга на стимуляцию выражен слабо. При ДЦП можно обнаружить эпилептиформные признаки (пики), так как при детском церебральном параличе также формируется очаг повреждения.

Заключение

Электроэнцефалография является важным методом диагностики у детей, так как он очень информативный и безопасный. Процедура позволяет оценить мозговую активности во время комы, определить локализацию эпилептического очага, оценить тяжесть заболевания при аутизме, детском церебральном параличе. Электроэнцефалограмма необходима, чтобы обосновать диагноз, назначить необходимое лечение, провести коррекцию терапии.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) головного мозга позволяет определить состояние ГМ у ребенка. Обследование абсолютно безопасно и безболезненно исследует активность коры головного мозга.

ЭЭГ – это диагностическая процедура, которая делается малышам и взрослым любого возраста. Нейроны, входящие в состав нервной системы, создают и передают электрические импульсы, суммарная активность которых формирует биоэлектрическую активность головного мозга. Полученные данные регистрируются графическим методом при ЭЭГ.

Полученная электроэнцефалограмма представлена в виде документа с кривыми линиями. На основе полученных графиков врач определяет, как протекают процессы в головном мозге ребенка (в норме либо с отклонениями). Показания к проведению электроэнцефалографии у детей и взрослых:

  • подозрение на определенное заболевание;
  • стандартная оценка работы ГМ.

Подобное исследование ребенку либо взрослому назначает психиатр, нейрофизиатр либо невролог. К стандартам показаниям для проведения диагностики ГМ специалисты относят судороги либо припадки, травму головного мозга, опухоль, частые мигрени и головокружения, нарушенный сон, потерю сознания, лунатизм, нестабильное артериальное давление.

С помощью полученной энцефалограммы головного мозга врач может:

  • выявить ДЦП, СВД, эпилепсию;
  • подобрать медикаменты для лечения вышеперечисленных заболеваний либо для оценки эффективности терапии.

С помощью ЭЭГ можно определить причину и степень течения болезней при проблемах с моторикой и речью, памятью и вниманием, гиперактивностью. ЭЭГ рекомендуется сделать деткам школьного возраста, если они быстро утомляются либо перенапрягаются.

ARVE Ошибка:

Перед обследованием маленького пациента необходимо подготовить. Так как манипуляция предполагает применение электрических датчиков, которые устанавливаются на голову пациента, поэтому накануне дня исследования вымываются волосы. Последующие особенности подготовительного процесса зависят от возраста ребенка. Если ЭЭГ назначена взрослому, тогда за 3 дня до обследования исключается прием противосудорожных препаратов. Также нельзя применять гель, крем, лак для укладки волос.

Новорожденным делается ЭЭГ во время сна. Также рекомендуется покормить малыша перед обследованием. Деткам после года данная процедура проводится в период их бодрствования. Во время манипуляции ребенок должен вести себя спокойно. В силу своих возрастных особенностей сложно выполнять указания врача деткам 2-3-х летнего возраста, поэтому родители должны психологически подготовить ребенка к предстоящей манипуляции. Вот некоторые рекомендации психологов перед проведением данной процедуры:

  • предварительно рассказать своему ребенку о предстоящей диагностике, как о веселой игре;
  • взять с собой в поликлинику любимые игрушки ребенка;
  • за час до ЭЭГ необходимо покормить малыша.

Если ребенок или взрослый принимает какие-то медикаменты, об этом необходимо сообщить врачу. У энцефалографии отсутствуют противопоказания, но ее не проводят, если у маленького пациента наблюдается кашель с насморком. Перед манипуляцией с головы ребенка снимаются украшения, распускаются волосы.

ЭЭГ проводится в маленьком звуко- и светонепроницаемом кабинете, который оборудован кушеткой и регистрирующим аппаратом. Предварительно пациенту на голову надевается специальная шапочка. На нее прикалываются датчики, которые соединены с энцефалографом мягкими проводами. Предварительно датчики смачиваются водой, гелем либо физраствором. Это предотвращает образование между кожным покровом головы и электродом воздушной подушки.

При необходимости кожный жир дополнительно убирается спиртом. На уши надеваются клипсы, не проводящие ток. Новорожденные детки проходят обследование, лежа на руках матери либо на пеленальном столике. Диагностика длится 20 мин. Деткам старшего возраста и взрослым пациентам назначают более сложные процедуры. Такие пациенты размещаются на кушетке в полулежащем положении (голова не наклоняется вперед). Больной должен расслабиться.

Этапы проведения энцефалограммы головного мозга:

  1. Записывание фоновой кривой.
  2. Тестирование (открывание-закрывание глаз), исследует работу головного мозга при переходе из спокойного состояния к деятельности и обратно. На данном этапе пациент должен открывать-закрывать глаза с некоторым интервалом.
  3. Гипервентиляция. Данное упражнение позволяет выявить скрытую эпилепсию, опухоль и воспаление головного мозга, хронический стресс. Под гипервентиляцией подразумевается выполнение редких, но глубоких вдохов-выдохов.
  4. Фотостимуляция. Она оценивает активность речевого и психомоторного развития пациента. Данное упражнение позволяет выявить эпилептическую активность. Процедура проводится с помощью лампочки, которая воспроизводит яркие вспышки в необходимом ритме (глаза малыша закрыты). Манипуляция длится 30 мин. При необходимости дополнительно применяются звуки.

Первоначальное обследование направлено на анализ пароксизмального состояния мозга. На протяжении 15 минут идет графическая запись биологических потенциалов головного мозга. Если подобное обследование малоэффективно, то в этом случае назначается электроэнцефалограмма с депривацией сна. Для этого пациенту рекомендуется отказаться от сна на одну ночь либо проснуться на несколько часов раньше нормального пробуждения. Затем специалисты изучают электронные импульсы головного мозга. При подозрении на пароксизм проводится длительное обследование с регистрацией сна (для получения точных данных).

Электроэнцефалограмма показывает ритм определенного типа, регулярность которого обеспечивается работоспособностью соответствующего участка ГМ. Таламус синхронизирует деятельность и функциональную активность центральной нервной системы. На электроэнцефалограмме присутствуют бета-, альфа-, тета- и дельта-ритмы, которые отражают конкретные виды активности ГМ.

Колебания альфа-волн в норме – 8-14 Гц. Этот ритм в норме постоянный, максимальная интенсивность наблюдается в области темени и затылка. Альфа-ритм не определяется, если пациент в период проведения обследования двигался.

Расшифровка электроэнцефалограммы головного мозга может включать в себя бета-ритм, нормальная частота которого – 13-30 Гц. Этот показатель отражает тревожность пациента. Нормальная амплитуда дельта-волны не превышает 40 мкВ. Если значение выше нормы, а ритм регистрируется на протяжении больше 15% времени, тогда нарушена функция ГМ. С помощью полученных результатов врач оценивает ритмичность, амплитуду и частоту волн. Все полученные данные суммируются и записываются в медицинскую карточку пациента. Заключение энцефалограммы головного мозга включает в себя:

  • интерпретация заключения с учетом описания ЭЭГ;
  • определение соответствия клинической симптоматики с полученными результатами ЭЭГ.

При расшифровке полученных данных врач учитывает базальный ритм, активность спайки, изменения на электроэнцефалограмме головного мозга после функционального тестирования. Если альфа-ритм отклонен от нормы, тогда у пациента развита опухоль ГМ, киста, инсульт, инфаркт. К патологическим признакам альфа-ритма специалисты относят:

  • постоянную регистрацию данного показателя в лобных частях ГМ;
  • превышение 30% барьера межполушарной ассиметрии;
  • нарушена синусоидальность волн;
  • наличие аркообразного ритма;
  • индекс ритма не превышает 50%.

Травма ГМ провоцирует повышение частоты и нестабильность альфа-ритма. Дезорганизация данного показателя либо его полное отсутствие указывает на приобретенное слабоумие. При тормозной психопатии наблюдается десинхронизация ЭЭГ. На первичный невроз указывает усиленная синхронность данного показателя в любой зоне мозга и короткая реакция активации. При третичном неврозе наблюдается пароксизмальная активность.

Патологическая симптоматика бета-волны:

  • низкая частотность;
  • пароксизмальный разряд;
  • амплитудная ассиметрия по полушариям мозга;
  • амплитуда превышает 7 мкВ;
  • синосоидальный бета-ритм.

Если на графике выявлены диффузные бета-волны с амплитудой меньше 50 мкВ, у пациента сотрясение мозга. По коротким веретенам в бета-ритме можно поставить диагноз “энцефалит”. По длительности и амплитуде веретен определяется степень тяжести воспалительного процесса в ГМ. Для вторичного невроза характерна десинхронизация бета-ритма в каждой части мозга.

В норме тета- и дельта-ритм отображаются на графике только спящего ребенка либо взрослого. Пароксизмальные медленные волны в период бодрствования отображаются в случае поражения глубоких частей ГМ. У деток обследование может выявить диффузные дельта- и тета-ритмы, эпилептоидную активность, которые считаются нормой. Если исследование определило тета-ритмы в передних отделах ГМ как основные, тогда врач ставит диагноз “возбудимая психопатия”.

Биоэлектрическая активность ГМ – комплексная характеристика, которая касается ритмов мозга. В норме этот показатель ритмичный. В заключении электроэнцефалограммы специалист указывает выявленные нарушения данной активности. Если в медицинской книжке пациента врач написал об умеренных либо диффузных изменениях данного показателя, при этом отсутствуют пароксизмы, показано симптоматическое лечение. В противном случае врач ставит диагноз “эпилепсия” либо склонность к судорогам. Низкая биоэлектрическая активность головного мозга характерна для депрессии.

Дополнительные показатели

Пароксизма указывает на усиленное возбуждение либо уменьшение торможения, которое сопровождается мигренью. При этом существует вероятность развития эпилепсии. Резидуальное изменение структуры ГМ – это следствие травмы, гипоксии, бактериальной инфекции. Подобное изменение может происходить на любом участке мозга.

Нейрофизиологическая незрелость указывает на задержку психического и моторного развития пациента. Пароксизмы, выявленные в любой части мозга, сопровождаются нейрофизиологической незрелостью, мигренью. При органическом изменении структуры головного мозга проводится комплексная диагностика и соответствующая терапия. Активные разряды в любой части мозга, которые усиливаются при физической нагрузке, сопровождаются нарушением слуха. Для каждой подобной реакции характерна определенная локализация очага активных разрядов.

ARVE Ошибка: id and provider shortcodes attributes are mandatory for old shortcodes. It is recommended to switch to new shortcodes that need only url

Если дельта- и тета-волны зафиксированы в лобной части и в висках, при этом для каждой волны характерны различные ритмы, возможна развита болезнь Альцгеймера и послеинфарктное слабоумие.

Если колебания на электроэнцефалограммы носят постоянный характер, тогда речь идет о передней бардиаритмии.

Электроэнцефалография (ЭЭГ головного мозга) – это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Известно, что основными элементами центральной нервной системы являются нервные клетки – нейроны. В головном мозге человека насчитываются миллиарды нервных клеток. Нейроны обладают уникальной особенностью – они способны генерировать и проводить электрические импульсы. Суммарная активность большого количества нейронов формирует так называемую биоэлектрическую активность головного мозга ребенка. Ее можно регистрировать с электродов, располагаемых на поверхности головы.

Запись ЭЭГ является отражением работы мозга. У детей методика ЭЭГ позволяет правильно оценить не только состояние функциональной активности мозга, но и этапы качественного развития биоэлектрической активности головного мозга в течение первых лет жизни, а также дает ценную информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы. В силу появления новых технических возможностей, в последнее время наиболее актуальной становится проблема обследования маленьких детей для оценки тяжести нарушений, течения и исхода поражений головного мозга.

Показания к проведению ЭЭГ

  • Диагностика различных судорог и припадков мозгового происхождения;
  • Оценка эффективности лечения ранних форм эпилепсии, подбор противосудорожных препаратов, их дозировки у детей первых лет жизни;
  • Травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения и другие заболевания головного мозга;
  • Оценка правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни (задержка психоречевого, психомоторного развития, психоэмоциональные нарушения).

Как регистрируют ЭЭГ

Электроэнцефалографическое исследование новорожденных и детей первых лет жизни проводится в амбулаторных условиях. Пациента размещают в затемненной экранированной камере (обычно это небольшая свето- и звуконепроницаемая комната, в которой имеется стул, кушетка или пеленальный столик и находится электродный короб – часть регистрирующего устройства с проводами и электродами).

Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на руках у матери или на пеленальном столике. Прежде всего, на голову ребенку надевают специальную шапочку. Ее внешний вид может быть разным. Это может быть цельная шапочка-шлем из тонкой ткани, а может быть «сетка» из мягких резиновых жгутиков, под которые врач в определенном порядке вручную располагает несколько электродов. С помощью металлических «крокодильчиков» к каждому электроду присоединяют по одному изолированному проводу, подключенному к энцефалографу.

Подключение всегда производится через усилитель, поскольку биотоки настолько малы, что иначе зарегистрировать их было бы невозможно. Именно из-за слабости токов, протекающих в электродах и проводах, данная методика является совершенно безопасной. Кроме того, все оборудование имеет надежное заземление.

Перед наложением электроды смачивают водой, физиологическим раствором или гелем на водной основе (он совершенно безвреден, легко смывается водой или стирается влажными детскими салфетками и служит для того, чтобы между электродом и кожей головы не было воздушной прослойки. Иногда участок кожи головы под электродом протирают ватой, смоченной в спирте, так как кожный жир затрудняет проведение слабых электрических импульсов. На ушки малыша с помощью мягких клипс устанавливают референтные (неактивные) электроды, которые также смачивают водой. При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов (искажений в ЭЭГ).

Исследование детей раннего возраста проводится в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями. Если малыш не засыпает, активен или плачет, надо предложить успокоить, покачать его или покормить. Исследование продолжится, когда кроха успокоится и его движения сведутся к минимуму. Если необходимо, поправить электроды или надеть шапочку заново.

Накануне необходимо искупать малыша , чтобы головка была чистой. Время регистрации ЭЭГ должно соответствовать времени естественного дневного сна ребенка, а продолжительность исследования обычно составляет около 20 минут. После предыдущего кормления до момента исследования ребенка не следует кормить и давать ему спать (ребенка кормят непосредственно перед исследованием, что облегчает процесс засыпания в условиях проведения ЭЭГ).

Родителям нужно порекомендовать взять с собой любимую пустышку малыша и бутылочку с привычной жидкостью – молочной смесью или водой, если он на искусственном вскармливании. Если ребенок на грудном вскармливании, перед исследованием можно сцедить немного молока в бутылочку и взять с собой – возможно, покормить ребенка во время исследования из бутылочки будет удобнее, чем брать его на руки и кормить грудью, нарушая положение электродов. Впрочем, это совсем не обязательно.

Обследование детей раннего возраста, от 1 года до 3 лет , во время бодрствования бывает затруднено из-за их неспокойного состояния и невыполнения инструкций. Необходимо определять время исследования так, чтобы малыш был наиболее спокоен, не уставший, не голоден и пр. Ребенку постарше надо брать с собой любимую игрушку, книжку, а также новую, незнакомую игрушку, которая сможет отвлечь его. Заранее, спокойно, с улыбкой объяснить крохе, куда вы собираетесь пойти, кто там будет и что будет происходить. Каждая мама сможет найти такой подход к своему малышу, при котором в ЭЭГ-кабинете он будет чувствовать себя не только в безопасности, но и вовлеченным в какую-то новую, интересную игру; это поможет избежать слез и даже получить удовольствие от исследования.

При благоприятной ситуации регистрация ЭЭГ у детей этой возрастной группы может быть проведена в состоянии бодрствования при закрытых глазах или при открытых глазах – в состоянии привлеченного внимания. Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери.

Процедура регистрации ЭЭГ при обычном обследовании продолжается около 15–20 минут и включает в себя запись «фоновой кривой» и запись ЭЭГ при различных функциональных состояниях. При необходимости может применяться длительная мониторинговая запись.

Стандартно ЭЭГ-исследования включает в себя пробу с открыванием глаз, 3-минутную гипервентиляцию, фотостимуляцию на частоте 2 и 10 Гц. Данные пробы должны проводиться всем обследуемым, независимо от предполагаемого диагноза. При необходимости производится фоно- или фотостимуляция на частотах до 20 Гц. Кроме того, в специальных случаях применяются: сжимание пальцев в кулак, звуковые стимулы, прием различных фармакологических препаратов, а для детей постарше – психологические тесты.

Проба «открыть-закрыть глаза» проводится обычно длительностью около 3 секунд с интервалами между последовательными пробами от 5 до 10 секунд. Врач громко и отчетливо попросит ребенка сначала закрыть глаза, а затем открыть; обычно детям нравится это задание. При необходимости процедуру повторяют.

Считается, что открывание глаз характеризует переход от состояния покоя к деятельности (большую или меньшую инертность процессов торможения), а закрывание глаз характеризует переход к покою (большую или меньшую инертность процессов возбуждения).

При проведении пробы с гипервентиляцией ребенку необходимо дышать редкими, глубокими вдохами и выдохами в течение 2–3 минут, иногда дольше. Эту пробу удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть воздушный шарик» или «подуть на горячий чай». Данная методика дает возможность диагностировать скрытую эпилепсию (протекающую без наличия судорог и других внешних проявлений), даже позволяет предсказать судорожный припадок. С помощью этого исследования также могут быть выявлены и другие нарушения, например внутримозговые воспаления и воспаления оболочек мозга, мозговые опухоли, различные дисфункции, хронический стресс и переутомление. При этом специалист оценивает не только наличие и локализацию нарушений, но и их временную продолжительность после окончания гипервентиляции.

Световая ритмическая стимуляция (фотостимуляция) проводится с помощью специальной лампочки, которая воспроизводит короткие яркие ритмические вспышки света; пациент видит их прямо перед собой, хотя глаза остаются закрытыми. Как правило, это исследование не доставляет дискомфорта. В результате такой стимуляции на ЭЭГ появляются ритмические ответы разной степени выраженности, по частоте повторяющие ритм световых мельканий. С помощью этого исследования удается оценить правильность развития головного мозга у детей, выяснить степень задержки психоречевого, психомоторного развития. Фотостимуляция также может выявить наличие у пациента эпилептической активности.

В нашей поликлинике результаты ЭЭГ выдают на руки родителям в день исследования или на следующий день, а копию заключения оставляют в амбулаторной карте. Если у ребенка обнаружена какая-либо патология, желательно при дальнейших ЭЭГ-исследованиях иметь с собой протоколы предыдущих исследований, чтобы детский врач мог отследить динамику изменений работы мозга.

Необходимо учитывать, что нервная система малыша «взрослеет», созревает; поэтому картина ЭЭГ очень сильно меняется с возрастом ребенка. Понятие общей возрастной нормы в электроэнцефалографии также нельзя считать строго определенным, поскольку у маленьких детей значительно выражены индивидуальные различия в ЭЭГ.

При прочтении заключения по ЭЭГ родителям следует помнить, что право постановки окончательного диагноза принадлежит детскому невропатологу. Только врач-невропатолог, наблюдающий вашего малыша, сможет сделать адекватные выводы о состоянии его нервной системы, собрав в единый комплекс все данные: результаты лабораторных анализов, основных и дополнительных исследований, заключения других врачей-специалистов. Если после приема у вас остались вопросы, в том числе по ЭЭГ, задавайте их сразу, в кабинете врача.

Добавим, что электроэнцефалография является совершенно безвредным методом исследования, не имеющим противопоказаний, и может проводиться детям любого возраста (в том числе новорожденным и детям раннего возраста) необходимое количество раз.