Свойства шунгита как природного сорбента хорошо известны и десятки лет используются не только в медицине, но и в технике - от водоподготовки до противогазов

В Архангельске увидел свет сборник статей врача и писателя Александра Тутова с коротким и понятным названием «О медицине». Наряду с материалами на медицинские темы, в этой небольшой книжке есть и публицистика о злободневных проблемах современной жизни, и художественная проза. Впрочем, и в этих двух разделах речь, так или иначе, идет о медицине: в первом - о проблемах здравоохранения, в третьем - о буднях российского врача-добровольца, оказавшегося в самом пекле югославского конфликта. Книга вышла в серии «Библиотека Народного Собора». Мы беседуем с ее автором.

- Как родился замысел этой книги?

Раньше я не планировал издавать медицинские книжки, хотя у меня выходили статьи - как чисто научные, так и более популяризованные.

Ведь многие просто не интересуются своим здоровьем. Выходит много изданий, но читают их от случаях к случаю. И когда у человека вдруг схватывает спину, суставы, ему приходится очень нелегко, он старательно ищет информацию по своему заболеванию.

- То есть болезнь оказывается запущенной?

Да, и они удивляются: как это могло быть? Обычный остеохондроз, например, никого не пугает. А на самом деле это очень серьезное заболевание, приносящее массу проблем. Между прочим, на первом месте среди заболеваний, дающих инвалидность - различные осложнения остеохондроза. Сейчас эта болезнь помолодела, встречается даже в подростковом возрасте. Среди двадцатилетних, особенно девушек, все чаще встречается вертебро-базилярная недостаточность, связанная с проблемами шеи: а это - сильнейшие головные боли, головокружение, осложнения в виде вегетативно-сосудистой дистонии и другие. Поэтому сначала я писал просто научные статьи, и хотел в будущем выпустить чисто медицинское издание. А тут меня попросили сделать несколько медицинских статей для информационных сайтов. В частности, написать статью о положении здравоохранения в стране. Она вышла под названием «Перевернутая медицина». Проблемы медицины касаются каждого, в том числе и меня как врача, и всех остальных, кому приходится лечиться в наших больницах. К сожалению, в последнее время медицина у нас перевернута с ног на голову, многие вещи делаются неправильно. И все эти реформы большей частью оказываются неэффективными, бесполезными, зачастую даже просто вредными для больных. Может быть, это связано с тем, что у нас правят так называемые «манагеры» (менеджеры), которые пытаются подогнать под экономическое положение здоровье граждан, пытаясь перевести его в деньги.

Они не думают ни о социальном аспекте, ни о духовном, ни о серьезной подготовке кадров. Ведь, чтобы готовить достойных специалистов, надо тратить деньги на их обучение и достойную зарплату. Экономия на зарплате приводит к тому, что доктора с маленькой зарплатой либо гробят себя, либо, наоборот, начинают лениться, что тоже опасно. Закупается медицинское оборудование за большие деньги, а на нем некому работать. Это оборудование поступает в сельские районы, а там нет врачей, нет узких специалистов, бывает, даже простого терапевта нет. Ведь медицина у нас делится на множество градаций: от хорошей, «для богачей», которые лечатся, кстати, в основном за границей - и далее по нисходящей. Мне много приходится ездить, наблюдать. И в ужас приходишь о того, что видишь!

Многие районные больницы сегодня не могут получить разрешение на рентген! Так нужны ли дорогие аппараты? Нужны специально разработанные правила для сельских районов, которые упростят лицензирование.

Прошлым летом, когда по дороге в Березник на Дни Ермака, мы попали в автомобильную аварию, мне пришлось вправлять вывихнутое плечо девушке, хотя сам был травмирован. Никто из ехавших в машине не мог это сделать. А везти на рентген тоже невозможно: ближайшая, Верхнетоемская больница его не делала, значит, надо ехать в Котлас или возвращаться в Архангельск за много километров. Время при этом исчисляется несколькими часами, иначе начинается отек и отмирание тканей. А если бы меня не оказалось поблизости?

Раньше были универсальные специалисты, но сейчас их никого не осталось.

- Все дело в российском законодательстве?

Законы (не только о медицине) пишутся, по-моему, только для тех, кто живет в Москве и в Питере. Законодатели не представляют, как люди живут в регионах. Например, пациентов в реабилитационных центрах после серьезной травмы или инсульта заставляют подниматься на второй-третий этаж. То есть, не решается проблема восстановительного лечения, как и вопросы лекарственного обеспечения, консультирования на дому. Все меньше остается узких специалистов (например, неврологов) - ведь им зарплату не повысили. Много ли специалистов можно найти, готовых работать за семь тысяч? На селе молодым специалистам обещают выделять по миллиону, но это вопрос не решит. Лучше привлекать специалистов вахтовым методом - например, за сто тысяч - и желающих появится много.

Все это и побудило меня писать статьи о проблемах медицины. И не только медицины, но, и, например, образования: ситуация в этой сфере отражается на духовном состоянии общества. Коснулся и острых политических тем. Они и составили первую часть книги. Вторая - чисто медицинские статьи; одна из них написана в соавторстве с очень мной уважаемым профессором Георгием Александровичем Марголиным, родоначальником нейрохирургии в области.

Сегодня выходит много откровенно шарлатанской литературы на медицинские темы, которая не имеет отношения не только к официальной, но и к народной медицине. Как противостоять этому, объяснять людям, где наука, а где лженаука, какие рекомендации действительно ценны, а какие бесполезны и даже опасны для здоровья?

Это - одна из серьезных тем. Сами медики, к сожалению, пишут мало. А пишут люди, которые серьезно с медициной не связаны, на основе всяких слухов, легенд, загружают читателя всякими «чудесными исцелениями» с помощью совершенно смешных методик. Одно дело, когда они просто смешные, но могут быть и опасными для здоровья. Поэтому медикам надо писать и рассказывать людям на основе своего практического опыта и знаний, как противостоять заболеваниям, о том, что полезно пациенту, а с чем лучше не связываться, как отличить шарлатанство от нормального врачевания. Хотя и врачевание бывает разное: у мануальных терапевтов - различные, непохожие методики. Говорят: сколько врачей, столько и мнений.

Важно, чтобы общее мнение устраивало всех, и было полезно для пациента.

- В книгу вошли и два рассказа - «Цена» и «Доброволец».

Так как было решено, что книга выйдет в серии «Библиотека Общероссийского общественного движения «Народный Собор», в конце я решил добавить два рассказа о военной медицине, связанных с войной на Балканах в девяностые годы, которая волнует всех истинных патриотов нашей страны. Вот такая книга получилась.

- Следует ожидать продолжения серии книг?

Во вторую книгу серии войдет еще ряд медицинских статей и публицистика, связанная с новыми изменениями в законодательстве, на которые нужно реагировать. Следом за ней выйдет книга для тех, кто перенес инсульт, их родных и близких. А еще будем снимать учебный фильм о моем стиле массажа. Выяснилось, что мой стиль отличается от многих других и весьма эффективен. 3 июня мы намерены в актовом зале гостиницы «Пур-Наволок» провести патриотическую конференцию, организуемую региональным отделением «Народного Собора», в ходе которой пройдет и презентация книги «О медицине».

- Какие еще темы будут затронуты в следующих книгах?

Обучение медиков - очень серьезный вопрос. Еще одна тема - ювенальная юстиция. Наконец, - страхи, которые производятся кино, телевидением, рекламными плакатами и сильно воздействуют на людей. Страх - чувство, которое унижает, подавляет, лишая возможности нормально жить и работать.

3 июня в день рождения автора, руководителя Архангельского отделения всероссийского движения «Народный Собор», областного атамана Северо-Двинской областной организации казаков Союза Казаков России, с 14 часов в актовом зале гостиницы «Пур-Наволок» в Архангельске пройдет областная патриотическая конференция и презентация книги Александра Тутова «О медицине». Приглашаются все желающие.

Беседовал Анатолий Беднов

Врач, должен быть благоразумным по своему нраву человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым.
Гиппократ

Отнесись к больному так, как бы хотел ты, чтобы отнеслись к тебе в час болезни. Прежде всего — не вреди.
Гиппократ

Необходимо, чтобы врач сохранял руки чистыми, а совесть — незапятнанной.
Гиппократ

Все, что имеется в мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку,
отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство.
Гиппократ

Хороший врач должен быть философом,
Гален

Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.
Абу Али Ибн Сина

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного.
Гиппократ

Если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибка станет источником знания.
Гиппократ

Любовь к врачебному искусству — это и есть любовь к человечеству.
Гиппократ

Чтобы при лечении — а также без лечения— я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Гиппократ

Средний врач не нужен. Уж лучше никакого врача, чем плохой.
М. Я. Мудров

Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Гиппократ

Из всех наук, без сомнения, медицина самая благородная.
Гиппократ

Распознав болезни скрытого течения. Нам искусный медик дарит исцеление.
Абу Али Ибн Сина

Каждый сеанс Шульц рекомендует проводить в течение 20-30 минут, и на вдохе, под приказом психолога «Открыть глаза», выйти из.состояний аутогенного погружения. Шульц подчеркивает обяза­тельное соблюдение последовательности упражнений (Шульц, 1985).

Упражнение «Мой лоб приятно прохладен» выполняется путем представления прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.

Упражнение «Мое солнечное сплетение излучает тепло» усва­ивается труднее, и ему следует уделять больше внимания. Оно ре­ализуется лучше, если проглотить слюну или полностью поло­жить правую ладонь на солнечное сплетение и ощущать тепло непосредственно под ладонью.

Игра 1

Цель: отработка участниками группы умений ролевой игры.

Ход занятий: группа делится пополам, образуя два круга, один внутри другого. По сигналу психолога группа участников внешне­го круга движется по часовой стрелке, а внутренняя группа -- про­тив часовой стрелки. По сигналу психолога участники останавли­ваются и поворачиваются лицом друг к другу. Находящиеся во внешнем круге играют роль полицейских, дающих указание по дви­жению своим партнерам во внутреннем круге, которые играют роль автомобилистов. Участники спонтанно продолжают игру в течение трех минут, затем в течение двух минут делятся с партнерами мыс­лями и чувствами относительно своего игрового опыта.

Для развития спонтанности группы можно использовать иг­ру «Монолог с двойником».

Цель: развитие спонтанности поведения у членов группы.

Ход занятий: психолог предлагает желающему подростку встать в центр группы и произнести монолог.

Инструкция: «Начинайте говорить о своих мыслях, чувст­вах, переживаниях. Не произносите речь, а просто излагайте вслух свои мысли. Можете свободно двигаться по комнате. Представьте себе, что вы один в комнате». Через несколько ми­нут психолог предлагает желающим подросткам сыграть его, представить чувства и мысли произносящего монолог, скопиро­вать его поведение. Каждый член группы должен иметь возмож­ность хотя бы один раз поработать двойником.

Опыт нашей работы показал высокую эффективность таких занятий для сплочения группы, формирования спонтанного, есте­ственного поведения ее членов.

На стадии действия проводятся ролевые игры по образцу реаль­ной жизни. Например, психолог выполняет роль родителя или при­ятеля и предлагает подростку разрешить предложенную ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. Все чле­ны группы выступают в главной роли и разрешают ситуацию. В про­цессе ролевого проигрывания ситуации, где проблема подростка проявляется наиболее ярко, необходимо, чтобы подросток показы­вал свои действия свободно, в субъективной манере, каким бы иска­женным не представлялся этот показ психологу и наблюдателям. Психолог в процессе игры подростка анализирует травмирующие его переживания, которые вызывают определенный способ реагиро­вания на эту ситуацию в игре. С другой стороны, в процессе игры пе­ред психологом стоит задача подвести подростка к необходимости искать новые способы эмоционального реагирования на конфликт. Это достигается с помощью следующих психологических техник:


1. Психолог, включаясь в ролевую игру, выполняя определен­ную роль (например, роль родителя), ставит перед подростком но­вые задачи, тем самым побуждая его к поиску новых способов эмоционального реагирования.

2. Психолог привлекает к выполнению роли других подрост­ков с идентичными проблемами.

На данном этапе психолог обучает подростка новым способам реагирования на привычные конфликтные ситуации.

На стадии интерпретации психолог совместно с другими уча­стниками игры предлагает подростку варианты альтернативного поведения. Например, на доске выписываются все предложенные варианты поведения, обсуждаются варианты, наиболее приемле­мые для подростка.

На четвертой, оценочной стадии необходимо учитывать такие параметры, как степень эмоциональной стабильности подростка после занятия, состояние комфорта, степень рефлексии, оптимиз­ма и реальные планы подростка на будущее.

Особое значение в психокоррекции поведения детей и подро­стков с дисгармонией в развитии является обучение их расшире­нию диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях.

Это достигается с помощью игровых методов, таких как сю-жетно-ролевые игры и игры-драматизации.

В процессе проведения таких игр необходимо учитывать возраст детей. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста ре­комендуется проводить занятия в форме игры с использованием ку­кол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются игры-драматизации, в которых отражены их поведенческие особенности.

Например, у девочки семи лет наблюдался выраженный эгоцентризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, ког­да ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекцион-ной работы психолог совместно с родителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки возникали патохарактерологические реакции, и на ос­нове этого были разработаны сценарии игровой психокоррекции. В игре уча­ствовали психолог, кот Мурзик (кукла) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли подруги кота, его матери, бабушки, воспитательницы и пр. После каж­дого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мур-зика, обращал внимание на негативные и позитивные стороны его поступ­ков. После занятия девочке предлагалось домашнее задание – придумать

ситуации, где Мурзик ведет себя правильно, проявляет героизм и пр. По­сле двух месяцев игровой коррекции родители обратили внимание на улуч­шение поведения ребенка.

Для подростков рекомендуются специальные групповые заня­тия с использованием игр-драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. С этой целью целесообразно использовать психотехники, разрабо­танные А. Б. Добровичем (1987).

Например, игра «Свое пространство», психологический смысл которой направлен: 1) на углубление самосознания одно­го из участников занятий; 2) утверждение в глазах группы зна­чимости личности конкретного участника; 3) выявление косвен­ным путем (через реализацию игрового задания) отношений данной личности к каждому из членов группы.

Ход занятий: психолог выделяет из группы одного подростка и предлагает стать или сесть в центр игровой площадки, а всех ос­тальных участников группы просят тесно сгрудиться вокруг него. После паузы в две-три минуты психолог говорит подростку сле­дующее: «Сейчас вы превращаетесь в светило, на разном удалении от которого окажутся многочисленные планеты - другие люди. Те из них, чье притяжение вами ощущается сильнее, естественно, зай­мут место ближе к вам. Те, чье притяжение слабее, расположатся подальше или вовсе оторвутся от вас. Закройте глаза, сосредоточь­тесь.... Теперь откройте глаза. Медленно поворачивайтесь вокруг своей оси. Каждому, кто окружает вас, поочередно сообщайте, в ка­ком направлении ему (или ей) следует отходить. Пока человек не отдалится на расстояние, соответствующее вашему внутреннему чувству притяжения, командуйте: «Еще... еще... стоп!». Те, кому вы так и не сказали «стоп», вообще покидают игровую площадку. Вы вправе, конечно, не только удалять, но и оставлять человека на ме­сте, либо приближать его к себе до 30 см. Начали!» После разме­щения участников игры вокруг «светила» психолог дает следую­щую инструкцию: «Вы создали сейчас свое психологическое пространство. Хорошо вам в нем?...Если не вполне, можете внести любые изменения в расположение окружающих вас людей. Доби­вайтесь такой расстановки, чтобы ощутить чувство комфорта вну-

три данной среды». Расстановку играющих после первой инструк­ции можно рассматривать как демонстрацию симпатий или анти­патий подростка. Однако среди участников игры, удаленных на значительное расстояние или вообще «изгнанных», нередко нахо­дятся те, кому подросток отдает особое предпочтение, но хочет скрыть это от группы. Точно так же среди играющих, оставленных близко, могут оказаться лица, безразличные или даже антипатич­ные подростку. Расстановка после второй инструкции в большей степени отражает подлинную систему отношений подростка. Не рекомендуется последующее обсуждение группой действий подростка. В заключение игры психолог объявляет: «Право любо­го играющего формировать свое пространство в этой игре так, как ему подсказывает интуиция. Люди могут быть весьма схожи обра­зом мысли, но интуиция все-таки у каждого своя». После этого можно предложить быть «светилом» другому подростку. Однако не рекомендуется проводить занятия более чем с тремя подрост­ками - «светилами», так как это может быстро надоесть осталь­ным участникам группы.

Для формирования позитивных отношений группы к подрост­ку, имеющему низкий статус, рекомендуется проводить игру «По­четный гость», которая направлена на решение следующих задач:

1) Формирование у подростка положительного статуса в группе.

2) Формирование у группы позитивных форм группового взаимодействия.

Психолог объясняет сущность игры: «Сейчас один из вас на время покинет помещение и подождет за дверью, пока его не вы­зовут. Из остальных мы выберем семь человек в состав жюри, ко­торые будут оценивать по пятибалльной шкале поведение каждо­го участника игры. Задача состоит вот в чем: человек за дверью - ваш почетный гость. Вообразите себе, что он очень уважаемый че­ловек, имеет много заслуг. Когда он войдет в комнату, каждый из вас постарается пожать ему руку, о чем-то спросить, что-то рас­сказать, в общем, сделать так, чтобы ему было не скучно. Члены жюри, принимая решение независимо друг от друга, снижают оценку тем, кто поведет себя с гостем слишком сухо или слишком формально, подобострастно или грубо, скованно или раскованно. По оценкам членов жюри будет выведена средняя оценка».

Во время занятий можно производить видеозапись и после окончания игры коллективно обсуждать поведение каждого уча­стника. Роль почетного гостя рекомендуется предложить подро­стку, имеющему низкий статус в группе, неустойчивую самооцен­ку. Опыт нашей работы показал высокую эффективность данной игровой техники в коррекции не только межличностных отноше­ний, но и в формировании адекватных способов общения.

Ролевое взаимодействие подростков в процессе групповых игр можно разделить на четыре основных этапа:

1. Подготовка группы к проигрыванию ситуации.

2. Кристаллизация группы в процессе «разминки».

3. Импровизация или инсценизация.

4. Дискуссия по перестройке структуры роли и поведения в группе и обществе.

Темы, выбираемые для ролевой импровизации, должны соот­ветствовать жизненному опыту играющих. Возможно дозирован­ное проведение игровой процедуры с постепенным усложнением ролевых задач.

Гройсман А. Л. (1992) предлагает следующие психотехничес­кие приемы в процессе ролевой психокоррекции:

«Смена ролей», что способствует формированию взаимопони­мания «отцов и детей». Например, психолог берет на себя роль ученика, а ученик - учителя. Такие игры способствуют нейтрали­зации и разрешению драматических коллизий и правильному адаптивно-интегральному исполнению жизненных ролей.

Методика «дублирования ролей», когда каждый из играющих поочередно проигрывает одну и ту же конфликтную ситуацию. Это способствует лучшему пониманию символики собственной жизненной роли, нахождению недостатков и формированию ре­флексии.

«Зеркальная методика». Психолог дает портрет кого-то из уча­стников занятий и раскрывает его «проблему». Сам человек не на­зывается. В такой игровой ситуации подростку дается возмож­ность быть не только актером и режиссером, но и зрителем собственной драмы и собственного поведения. Эта методика спо­собствует формированию эмпатии у участников группы к чужим проблемам.

«Методика близнецов», при которой герой разыгрывает опре­деленные сцены, отражающие хронологию событий в прошлом, настоящем и будущем в биографии героя.

Методика «солилоквиум», где главный герой делится с ауди­торией своими переживаниями или свободными ассоциациями.

«Монологическая методика», когда один из участников игры говорит приходящие в голову ассоциации, а остальные члены груп­пы комментируют высказанное, составляя психологический порт­рет исполнителя «монолога». Психолог наблюдает за импровиза­цией группы, не комментирует высказывания участников. Эта методика имеет важное диагностическое значение.

Большое значение в коррекции поведения имеет развитие на­выков саморегуляции у подростков с проблемами в поведении с помощью суггестивных методов.

Еще в конце XIX века многие клиницисты и психологи обра­тили внимание на самовнушение как метод психотерапии (Куэ, 1929; Бехтерев В. М., 1908 и др.). Немецкий врач-психоневролог Иоганнес Шульц в начале прошлого столетия, посетив Индию, ввел в клиническую практику разработанную им методику ауто­генной тренировки, которая в последующем была много раз мо­дифицирована и пользуется большой популярностью в настоящее время. В основе аутогенной тренировки (AT) лежит самовнуше­ние. Действие самовнушения возможно лишь при определенных физиологических условиях мышечного расслабления и некото­рого снижения уровня бодрствования мозга, в связи с чем фор­мируются так называемые «зоны рапорта», дающие возможность активного применения словесных формулировок. Мышечная ре­лаксация вызывает расширение сосудов, ослабление бодрствова­ния, в результате чего самоинструкция получает на фоне тормоз­ной коры необходимое влияние на всю кору, на вегетативные отделы ствола мозга, на ретикулярную формацию, на нижележа­щие элементы и на весь организм в целом. Этим объясняется воз­можность с помощью аутогенной тренировки при соответствую­щем опыте обучения повлиять как на психологическое состояние человека (например, улучшить настроение), так и на вегетативно-сосудистые проявления, регуляцию артериального давления и на энергетический уровень организма. AT можно использовать не

только как самостоятельную психотерапевтическую методику, но и сочетать с другими методами.

Шульц предложил следующие 6 формул AT:

Подготовительная формула: «Я совершенно спокоен».

Формула 1. «Моя правая (левая) рука, (нога) тяжелая, обе ру­ки и ноги тяжелые».

Формула 2. Моя правая (левая) рука, (нога) теплая, руки и но­ги теплые.

Формула 3. «Сердце бьется ровно и мощно».

Формула 4. «Дыхание совершенно спокойно».

Формула 5. «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Формула 6. «Мой лоб приятно прохладен»

Формулы упражнений произносятся, диктуются психологом. Обучающиеся должны мысленно повторять несколько раз вслед за психологом.

Тяжелая рука. Начинать это упражнение следует с правой ру- _ ки у правшей, а у левшей - с левой руки. Добившись ощущения тя­жести в одной руке, пациенты на следующих занятиях таким же об­разом добиваются ощущения тяжести во второй руке, а затем в двух руках одновременно. Также реализуется упражнение с ощущением тяжести в ногах, вначале поочередно, а затем - одновременно. Окончательная формулировка упражнения: «Мои руки и ноги ста­ли совсем тяжелые».

Рука теплая. Кратко диктуется формула первого упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелыми». Затем разучивается второе упражнение словесной формулой, внушающей тепло, в той же последовательности, как и первое упражнение. Окончательная формулировка, завершающая первые два упражнения: «Мои ру­ки и ноги стали тяжелыми и теплыми».

Повторяется предыдущая формула. После нее пациенты вслед за психологом повторяют про себя: «Мое сердце бьется мощно и ровно», представляя себе соответствующие ощущения, обяза­тельно окрашенные приятными эмоциями.

Упражнение «Дыхание совершенно спокойно» - осваивается так же, как и предыдущее. Оно направлено на нормализацию ды­хательного ритма.

Не каждый человек решится кардинально изменить свою судьбу, тем более, не всегда это случается в лучшую сторону. Журналистка Виктория Федорова произвела фурор, когда бросила карьеру, успешную жизнь в Москве, богатого жениха и, вернувшись на родину в Саратов, в 30 лет начала жить заново: поступила в медицинский университет и устроилась работать в больницу санитаркой.

Про нее писали газеты, снимали сюжеты, казалось, счастливее девушки в России нет. С трудом верилось, что человек осознанно отказался от благ, семьи и профессии, связанной с коридорами Кремля, ради мытья больничных туалетов. Спустя 3 года мы разыскали Викторию, чтобы узнать, совпали ли ее желания с реальностью и о чем сейчас мечтает 34-летняя студентка СГМУ им. В.И. Разумовского, санитарка отделения экстренной хирургии 6-й саратовской горбольницы.

– Напомните: зачем вы в зрелом возрасте, проработав 13 лет журналистом, пошли в медицину?

– Наверное, случился «кризис среднего возраста». Бывают такие моменты, когда начинаешь задаваться вопросами: «Кто я? Что делаю? Чего хочу от жизни?». На тот момент была полная стагнация. Я благодарна журналистике за опыт и радость от прожитых лет, но радость ушла, когда поняла, что не вижу результатов своего труда. Сколько, допустим, ни пиши про дороги – они разом не станут автобанами, как в Европе. Освещая проблемы в стране, нужно быть готовым, что они решатся не сразу. Но жизнь коротка и хочется увидеть результат. Был вариант создать семью, родить ребенка и успокоиться на этом… Но цели такой у меня не было. Я долго находилась в депрессии, в итоге выход пришел из подсознания. Мне приснился сон, в котором я со слезами на глазах признаюсь матери, что хочу стать врачом. Это оказалось тем, что нужно: врач по факту видит, помог он конкретному человеку или нет. В итоге вышло, как во сне. Я призналась маме в этом желании. Она – врач скорой помощи – расплакалась и сказала, что всю жизнь мечтала услышать от своего ребенка такие слова. Это стало отправной точкой: собрав чемоданы, я вернулась в Саратов поступать в медицинский вуз.

– Сложно было поступить в медицинский вуз в 30 лет?

– С первого раза я не поступила. После окончания школы прошло много лет, ЕГЭ тогда не было, и мне пришлось ходить на курсы предвузовской подготовки при СГМУ. Но этого оказалось мало, основы химии были забыты. Я занималась с репетиторами и поступила в вуз только со второго раза. Тогда же устроилась санитаркой в больницу: мне нужно было понять, а туда ли я иду. За всю жизнь я ни разу не лежала в больницах и мало что знала об этом. Видела только уставшую маму с дежурств, из интереса читала медлитературу, так же писала о проблемах в медицине. Но одно дело, когда ты пришла с диктофоном и ушла, а другое – когда сутками дежуришь в больнице и видишь всю систему изнутри.

– Как прошло погружение в медицину?

– Сначала была эйфория: я была счастлива, что добилась того, чего хотела. Вот иду в хирургической пижаме по больничным коридорам, вот сижу в белом халате в старейшей анатомической аудитории – все это было похоже на сказку. Мне казалось, что любой человек может осуществить любую свою мечту – стоит только захотеть. Работа, университет, олимпиады – ко мне вернулся интерес к жизни. И до сих пор я считаю, что лучше вынесу судно за тяжело больным человеком, чем напишу тысячу статей. Проку будет больше. Хотя из журналистики не ушла. Открылось второе дыхание – я начала писать на медицинские темы, делать интервью с врачами. Это дополнительный доход – стыдно сидеть на шее у мамы в 30 лет. Сейчас зарплаты младшего медицинского персонала повысили, но писать не расхотелось. В последние годы отношение к врачам изменилось не в лучшую сторону. Мне кажется, надо больше рассказывать о настоящих специалистах своего дела, а не только лить грязь, как все плохо.

– А в российской медицине все хорошо?

– В медицине, как в любой другой сфере, по-разному. Я вижу недостатки, например, кучу ненужной документации, но бюрократические проблемы есть не только в медицине. О хамстве врачей и пациентов много разговоров, но за все время работы такие случаи можно пересчитать по пальцам. И то, хамство пациентов объясняется нездоровьем, а хамство персонала – эмоциональным выгоранием. Постоянно иметь дело с человеческой болью и страданиями сложно. Только за неподобающее поведение можно получить выговор, с зарплаты снимаются проценты. На самом деле вся медицина держится на человеческом факторе. Найдешь ли ты общий язык с пациентом, объяснишь ли правильно суть заболевания, чтобы человек не лез в интернет и не пытался лечиться сам. Любому человеку нужно внимание, тогда он не будет лезть на рожон, писать жалобы. Хотя недовольные будут всегда – это нормально. Всем угодить невозможно. Мне везет: я вижу вокруг милых и отзывчивых людей – и медиков, и пациентов. Но что с меня взять – я простая санитарка и пока ни за что не несу ответственность, кроме чистых полов.

– Вы лукавите – вы не простая санитарка, а еще и журналистка. Может, при вас никто не обсуждает истинное положение дел?

– При трудоустройстве о моем прошлом знали только в отделе кадров. Я ничего не рассказывала и была просто студенткой на подработке. Вся правда раскрылась примерно через полгода, когда я начала писать о своей работе в соцсетях. Тогда же мне пришла мысль сделать библиотеку: большинство пациентов – люди пожилого возраста, они не пользуются гаджетами, им скучно лежать в больнице. Главврач одобрил эту идею. Через интернет откликнулись люди, передали в больницу книги. Потом мы пошли дальше и устроили с журналистами акцию по сбору средств гигиены для одиноких стариков. Но больница – большое учреждение, где работают сотни людей, запоминать в лицо санитарок никто не будет. Так же, как и в университете: там я обычный студент. Халат и шапочка маскируют возраст, мне удается слиться с толпой. Мало кто из преподавателей догадывается, кто перед ними сидит. Смешно получается с пациентами: из разговоров они понимают, что я студентка, и пытаются познакомиться, думая, что мне 20 лет (смеется. Авт. ). А женщины сватают в мужья своих сыновей. Я отшучиваюсь, что замуж мне еще рано – сначала надо окончить университет.

– Учеба в медуниверситете дается легко?

– Нет, я бы не советовала туда поступать после 30 лет. Либо делать это при условии, что есть деньги на безбедную жизнь. Фактически я работаю на двух работах и учусь, это большая нагрузка. После дежурства хочется спать, а занятия пропускать нельзя. Медицинское образование очень объемно и многоступенчато, только на 3-м курсе начинаешь понимать то, что тебе преподавали на 1-м курсе. Картинка выстраивается, как паззл, и первое время я была в шоке от того, сколько всего не знала. В 30 лет тебе кажется, что ты умный и тебя ничем не удивить, но это большое заблуждение. Медицина – это бескрайний и, местами, неизведанный мир. Я пошла туда за ответами, а получила еще больше вопросов. Теорий обоняния семь, зрения – три, канцерогенеза – минимум пять. Этиология многих заболеваний неизвестна. По сути, о человеческом теле мы знаем не больше, чем о сотворении мира. Хорошо, что наука развивается, есть отлаженные схемы лечения, эффективная фармакотерапия. Но по большому счету мы не можем быть ни в чем уверены. Иногда злокачественная опухоль дает регресс, а пациент, идущий на поправку, умирает. В первом случае мы говорим о чуде, а во втором – виним врачей. Это неправильно. Ни один врач не пожелает плохого своему пациенту. А если такое случается – это большой удар по самолюбию. И все равно нужно признать: врачи – не боги и тоже допускают ошибки.

– Что делать, чтобы их избежать?

– Для этого создаются консилиумы, нормальный врач не посчитает постыдным проконсультироваться с коллегой. Самонадеянность слишком дорогого стоит. Мы имеем кучу возможностей – интернет, телемедицина. Пациент не должен пугаться, если врач что-то уточняет в интернете. Мир меняется ежеминутно. Если же пациент сомневается в компетентности врача – он без труда может обратиться к другому. Лучше не полениться и собрать мнения нескольких докторов, выбрав того, кому вы больше доверяете.

– Какое мнение у вас, как у журналиста, сложилось о студентах-медиках?

– Не все студенты в учебе заинтересованы, но это не трагедия. Никто никого насильно не держит. Конечно, я ожидала большего процента людей с горящими глазами, потому что мне казалось, что поступить в такой престижный вуз – мечта любого абитуриента. Но на самом деле для кого-то это мечта их родителей. Некоторое время я была разочарована, а потом поняла, что занимаюсь глупостями. Какие мечты у человека в 17 лет? Он разве мечтает всю жизнь работать, как проклятый? Нет, конечно. И славно, что эти ребята обладают такими талантами, что хотя бы для начала могут поступить в медвуз. А потом уже разобраться, их это путь или нет. У многих глаза загораются тогда, когда они находят свою специальность, ту область медицины, что им интересна. Просто надо дождаться этого момента.

– Вы уже выбрали свою специальность?

– Я ее выбрала еще до поступления в вуз. Но цикл по ней начнется только на пятом курсе и еще рано о чем-то говорить. Жизнь слишком непредсказуема. Когда я поступала, еще не было отмены интернатуры. Теперь не знаю, смогу ли поступить в ординатуру, потому что на платное обучение мне точно не хватит денег, а на бюджетной основе может не хватить мест. Так что будущее туманно и мне не хотелось бы сейчас что-то утверждать наверняка. Жизнь внесет свои коррективы.

– Вы говорите, что когда поступили в медицинский вуз, «были» счастливым человеком – то есть в прошедшем времени. Сейчас вы несчастливы?

– Во-первых, поступить в вуз недостаточно, надо его еще и окончить (смеется. Авт .) Во-вторых, спустя три года пелена спадает с глаз. Все эти «вау» проходят, ты понимаешь, что впереди долгие годы упорного труда. Никто тебя не ждет, как журналиста, на фуршете с подарками и шампанским. Впереди люди, которым требуется помощь, и это не только «белые воротнички» и интеллигенты. Тебя могут обложить матом, на тебя могут написать жалобу, и самое страшное – ты можешь кому-то не помочь, как бы тебе ни хотелось. Всех не спасти. И еще – люди умирают. Смерть всегда рядом. Все эти мысли не позволяют мне сейчас говорить, что я самый счастливый человек на свете. Я многого боюсь.

– Нет желания все оставить и уйти обратно в журналистику?

– Нет, конечно, не для этого я учусь. Я боюсь, но я иду.

– Не жалеете о своем решении пойти в медицину?

– Вы знаете, в Москве я жила прекрасно, у меня даже была машина с личным водителем. А счастья не было. Зато в Саратове после очередного тяжелого дежурства, когда ты был по локоть в крови и нечистотах, я как-то шла домой пешком, потому что не было денег на трамвай. Шла и думала: «Какое же счастье работать в медицине! Как мне повезло, что все так получилось! Вместе мы делаем очень важное дело!». И вот я так до сих пор хожу и думаю.

Беседовал Семён Карлов

Стволовые клетки человека -прорыв не только в медицине, но и в экономике

Проект «Института стволовых клеток человека» с самого начала отличался отдругих. Он стал лидером инноваций не только вобласти биотехнологий, но и первым и единственным IPO на посткризисном рынкеценных бумаг в 2009 году.

«В кризис открываютсяне только опасности , но и определенные возможностидля реализации амбициозных планов», - уверен Артур Исаев, генеральный директор ОАО «ИСКЧ» . - Выходя на рынок ценных бумагсо своим IPO , ты рискуешь, что конкуренты будут знать о тебе больше, чем ты оних. Ведь первым и необходимым условием является прозрачность, сопоставимостьотчетности по международным стандартам, высокие издержки на инфраструктурудля достижения наибольшей эффективности системы управления. Но мы рискнули и непожалели, плата за риск оказалась вполне оправданной». Своим опытом иособенностями выхода на биржу Артур Исаев, поделился с участниками форума при поддержке ММВБ .

IPO ИСКЧ и открытиерусского NASDAQ, - так озаглавил Исаев первую часть своей презентации. Как всемы помним, 2009 год характеризовался тем, что рынки капитала были закрыты,поэтому ресурсы, корпоративные займы и кредиты привлечь было очень тяжело. Ноученые - биомедики недаром изучали в институтах теорию Дарвина. Они решили, чтокризис - это элемент эволюции, сильных он подталкивает на борьбу и делает ещесильнее, а слабые не выживают. В ИСКЧ решили быть сильными, ведь кризискризисом, а спрос на производимый учеными продукт остался. И следует отметить -продукт высоколиквидный, как сказали бы биржевые дельцы.

Бизнес-модельинститута включает в себя две составляющие. Первая - это так называемыйгемабанк, в котором хранятся гемопоэтические и фибробластоподобные стволовыеклетки, и который собственно приносит денежный поток. Вторая часть бизнесадостаточно стандартна для биотехнологических компаний - лаборатория клеточныхтехнологий. Она, в свою очередь, специализируется на исследованиях ипроизводстве таких инновационных продуктов, как «Неоваскулген»,«Криоцелл» и «Фибробласт». Причем в некоторых случаях у этих продуктов нетконкурентов на рынке. Первые два препарата - это уникальные разработки длялечения ишемии сердца и нижних конечностей. Они изготовлены на основепуповинной крови и стволовых клеток человека. Третье - это, собственно, непрепарат, а технология, предназначенная для лечения дефектов кожи, возрастныхизменений, применяемая в эстетической медицине. Если посмотреть насыщенностьрынка подобным продуктом по странам, то можно отметить, что у ИСКЧ есть большойпотенциал.

Кроме того успех, несомненносвязан с тем, что это был первый «биотех» на фондовом рынке, а по мнению АртураИсаева, инвесторы любят участвовать в «новой истории». Кроме того, более 12месяцев не было ни одного IPO, и это тоже достаточно важный момент. У ИСКЧ быланебольшая капитализация, но при этом огромные перспективы для роста. Ониориентировались на частных инвесторов и физических лиц, но не исключали иостальных групп инвесторов.

Что компания получилав итоге? Во-первых, и в главных -142,5 млн. рублей на реализацию инвест-плана.Во-вторых, хороший уровень ликвидности. В-третьих, возможности для привлечениясредств на рынке капитала в будущем. В-четвертых, фактор мотивации дляперсонала компании. И наконец, в-пятых, подтверждение статуса лидера в отрасли.

Полученные инвестициираспределятся следующим образом. Около 30% пойдет на экспансию в регионы,примерно 60% - на реализацию R&D-проектов и оставшееся - на закупкуоборудования.

«Я хотел бы сказатьколлегам, что вижу огромнейшие перспективы в этом направлении, - сказал взаключение Артур Исаев. - Существует определенный миф о «дороговизне IPO. Вэтом случае я рекомендую всем эмитентам разложить процесс на его элементы, итогда оценить для себя стоимость каждого элемента IPO будет значительно проще ипонятней. Безусловно, могут иметь место разные варианты способов продаж своихакций инвесторам, но я считаю, что наиболее способ при таком формате IPO - это прямыепродажи, которые подразумевают прямое общение. Это означает, что инвесторысделают для себя правильные выводы относительно настоящего и будущего компании.И не последнюю роль в успехе, конечно, играют менеджмент, профессионализм изнание дела. Причем речь идет не только о менеджменте компании, но и о тех, ктоорганизует IPO, и вообще обо всех, кто участвует в данном симбиозе».