Конспект урока "мышечные и нервные ткани животных". Вегетативная и соматическая нервная система. Классификация нервных клеток

« Нервная ткань»

Урок биологии в 8 классе

Урок разработан

учителем биологии,

Криуленко Ниной Михайловной

Цель. Изучить особенности строения нервной ткани , проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.

Оборудование: презентация «Нервная ткань» , микроскоп с видеокамерой, микропрепарат «Нервные клетки», компьютерная программа «Биология 9 класс» электронная библиотека «Просвещение» - (ролики, показывающие потенциал покоя и потенциал действия, работа синапса), видеофильм «Анатомия 1 часть», интерактивная доска.

Ход урока.

Перед уроком презентация, ролики и фрагменты фильма на диске, а также выход микроскопа с камерой, загружаются через интерактивную доску.

1 Изучение нового материала

1. Вывести на экран изображение микропрепарата «Нервная ткань»

2. Вопрос: определить, какая ткань под микроскопом?

Выход на тему урока, работа с презентацией. (слайд №1)

В1. В чем особенность нервной ткани ?

В2. Какие загадки этой ткани, этих клеток интересно было бы узнать?

(проблему формулируют сами учащиеся)

Проблема : как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам? (проблема выписывается на доске (используется интерактивная доска) (слайд №2)

3. Предложите свои версии. (версии кратко выписываются на доске) (слайд №3)

4. Демонстрация видеофрагмента фильма «Строение нервной ткани»

5. Работа со слайдом презентации «Нервная ткань» (слайд №4)

Таблицу составляют, самостоятельно находя информацию в учебнике.

6. Демонстрация видеофрагмента «Строение нейрона »

7. Во время фильма подписать части клетки и зарисовать её.

(Благодаря возможностям доски, фильм останавливается на крупном плане нейрона, и части нейрона подписываются на доске.)

8. Классификация нейронов Демонстрация фильма «Типы нейронов»(фильм демонстрируется по телевизору при помощи видеокассеты, останавливается учителем в ключевых местах. Одновременно работа с доской со слайдом презентации «Типы нейронов» Учащиеся заполняют таблицу в тетради, отвечая на вопросы учителя по ходу фильма.Слайд презентации используется как проверка правильности ответа и оформления) (слайд №5)

10. Возврат к проблеме: Как общаются клетки друг с другом? Демонстрация видеофильма «Нервные цепи» Ответ – при помощи нервных импульсов. (выход на видеофильмы через функцию доски «Список»)

11. Как ведет себя клетка в состоянии покоя?

Демонстрация ролика «Потенциал покоя» (выход на ролики через функцию доски «Список»)

12. Что происходит с клеткой во время возбуждения?

Демонстрация ролика «Потенциал действия»

13. Почему клетка перешла из состояния покоя в возбуждённое состояние?

Синапсы - Соединение нейронов. (По ходу урока все новые слова – термины прикрепляются на магнитную доску. Учащиеся записывают их в тетрадь на отдельный лист без определений. К концу урока учащиеся записывают: медиатор, аксон, дендрит, нейрон, рецептор, эффектор, глиальные клетки, синапс).

Демонстрация видеофрагмента «Синапс», где объясняется понятие и необходимость синапсов, а затем ролик «Синапс», по которому детально объяснить работу синапса.

14. Работа со слайдом №6 презентации. По ходу работы учащиеся делают схему в тетради, используя информацию, которую находят в учебнике.

15. Возврат к проблеме. (слайд №7)

Как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам?

16. Вывод: Нервные клетки общаются друг с другом и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов. (слайд №8) Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, презентация используется как подтверждение.

Вывод выписывается в тетрадь.

2. Закрепление и первичная проверка понимания.

1. Работа с тестом. Найдите соответствия термину и определения. Тест загружен как документ в интерактивную доску, и открывается на странице теста, затем сдвигается при взаимопроверке.

А) Опорная, защитная функция

Б) Передача нервного импульса

3 Глиальные клетки

В) Соединение нейронов

4Медиаторы

Г)Вещества, образующиеся в синапсе

5 Норадреналин

Д) Тормозной медиатор

6 Дофамин

Е) Возбуждающий медиатор

7 Двигательные нейроны

Ж) Длинный отросток нейрона

8 Чувствительные нейроны

З) Передают сигнал к органам

9 Вставочные нейроны

И) Передают сигнал к мозгу

10 Дендриты

К) Находятся в головном и спинном мозге

Л) Короткие отростки нейрона

2. Взаимопроверка. Критерии оценки и ответы теста на доске.

3. Рефлексия. (кто, что получил за работу. В классный журнал выставляются только «5» и «4»)

Тема: «Мышечная и нервная ткани животных»

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения мышечной и нервной тканей животных, их функциональных особенностях. Развивать умение работать с фиксированными препаратами в ходе лабораторной работы. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный (лабораторный практикум с использованием ИКТ).

План урока:

Целеполагание.

Опрос (работа с терминами и понятиями).

Изучение нового материала.

Закрепление (работа с тестами).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Здравствуйте!

Ребята, какой большой раздел в биологии мы изучаем?

Какие виды тканей вы уже знаете?

Покровные, проводящие, основные, образовательные, соединительные.

А какую ткань мы изучили на прошлом уроке?

Соединительную ткань.

А теперь, кто желает пойти к доске и сделать задания?

Актуализация опорных знаний

1.На экране четыре вида тканей. Задание: определить ткань по рисунку.

термины

2. Работа с карточками: покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная - …..(ткани растений);

эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная – …..(ткани животных);

кровь, жировая, хрящевая, костная - …..(соединительная);

соединительная – хорошо развито межклеточное вещество

3. Работа с терминами:

Ткань, межклеточное вещество, клетка, эпителий, фотосинтезирующая ткань.

Все остальные работают со мной

3. Фронтальный опрос

I . Определить название тканей по описанию.

1. Клетки этой ткани очень плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество почти отсутствует.

2. Из этой ткани целиком состоит зародыш растений.

3. Клетки этой ткани удалены друг от друга, хорошо выражено межклеточное вещество.

4. Ткань образована живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки своими толстыми и прочными оболочками прочно соединены друг с другом. Образуют кожицу листа, пробковые слои стволов деревьев.

5. Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. (Выполняет опорную и защитную функции в животном организме.)

6. По внешнему виду клетки этой ткани очень напоминают сосуды, которые тянутся через корень и стебель в лист.

II. Доказать, что строение соединительной и эпителиальной ткани животных связано с выполняемыми ими функциями. (В эпителиальных тканях клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало, поэтому они защищают организм от проникновения извне микробов, ядов, пыли, предохраняют организм от потери воды, соединительная - опорную, защитную, транспортная и питательную функции).

Вступительное слово учителя

Фотосинтезирующая ткань характерна только для растений, а есть ткани? которые характерны только для животных? (эпителиальные (покровные), соединительные ткани)

Мир животных находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы.

Движение - очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц - до 4000.

Общий вес мышц по отношению к весу тела у мужчин составляет примерно 40%, а у женщин - около 30%, у штангистов - до 55%.

Несмотря на то, что современный человек ходит пешком, вероятно, гораздо меньше, чем его первобытные предки, ученые подсчитали, что за 70 лет человек пешком проходит в среднем расстояние более 384 тыс. км (т. е. расстояние от Земли до Луны).

А помогает эту функцию осуществить специальная ткань - мышечная. Сообщение темы. Записывают число и тему урока.

А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся) Познакомиться с особенностями строения и функционирования мышечной и нервной тканей.

Представим себя микроскопическими человечками и продолжим путешествие по животному организму. Мы приближаемся с вами к мышечной ткани.

Благодаря свойствам мышечной ткани – возбудимости и сократимости (укорачиваться), благодаря чему выполняется функция – обеспечение движения (движение тела человека и работу его внутренних органов).

Первый пункт, который мы наметили - это типы и строение мышечной ткани.

Где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)

Работаем с учебником, с параграфом 25, стр 66.

По ходу урока заполняем таблицу:

Тип ткани

Строение

Месторасположение

Выполняемые функции

I . Мышечная

1) Гладкая

2) Поперечно полосатая

а) скелетная

б) сердечная

II . Нервная

Клетки одноядерные, сокращаются очень медленно.

Состоит из многоядерных мышечных волокон

волокна соединены между собой, волокна имеют небольшое число ядер

клетки - нейроны, состоящие из тела и отростков (коротких – дендритов и длинного – аксона). Межклеточное вещество – нейроглия.

стенки кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов, мочевого пузыря, мышцы кожи.

скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма.

образует среднюю оболочку сердца.

образует головной и спинной мозг, а также нервы.

Сократительная:

Смыкание створок раковин моллюсков;

сужение и расширение кровеносных сосудов;

перистальтика кишечника; поднятие волос на коже.

Движение отдельных органов и всего организма, мимика..

сокращаясь, обеспечивает проталкивание крови через камеры сердца.

обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой, а также целостность организма.

Какие виды мышечной ткани существуют? 2) какую форму имеют мышечные клетки (миоциты)?

3) Чем отличается поперечно-полосатая и гладкая мышечные ткани? – исчерченность, много ядер поперечно-полосатой

Гладкая мышечная ткань образована одноядерными клетками (длина около 0,1 мм) с заостренными концами. Она образует стенки кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов, мочевого пузыря, мышцы кожи. Функции - сокращения стенок внутри полых органов, например перистальтика кишечника, поднятие волос на коже. Гладкие мышцы медленно сокращаются и медленно утомляются. Гладкую мускулатуру называют еще непроизвольной. Мы не можем побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение кровеносных сосудов происходит независимо от нашего сознания и обеспечивается сокращением или расслаблением гладкой мускулатуры

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон (10-12 см), каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Волокна объединяются в пучки, из которых состоит мышца. Одно волокно может содержать около 100 ядер!

Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма. Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от воли, желания человека), их мы можем сокращать по своему желанию. При желании мы можем согнуть руку в локтевом суставе

Еще один тип поперечно-полосатой мышечной ткани – это сердечная мышечная ткань. В этой ткани соседние мышечные волокна соединены между собой, волокна имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Сердечная ткань обладает автоматией – способностью непроизвольно сокращаться, что обеспечивает проталкивание крови через камеры сердца. Сердечная мышца, как и скелетная, имеет поперечно-полосатое строение, но, подобно гладкой, сокращается непроизвольно.

Значение мыш. ткани : Без неё бы не удалось ни передвигаться, ни вообще жить. Данная разновидность ткани является настоящим произведением искусства, выполненным природой Мускулатура обладает одной весьма важной особенностью. Дело в том, что повреждение мягких тканей такого типа не проходит бесследно: пораженные ткани мышц практически никогда не замещаются аналогичными клетками. В результате, например, такого осложнения, как некроз мягких тканей, человек на всю оставшуюся жизнь может лишиться тех или иных своих способностей.

Проведем физкультминутку для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук.

Нервная ткань

Ткань с уникальными клетками. Ткань, которая обеспечивает взаимодействие организма как с внешней средой, так и взаимодействие всех внутренних составляющих.

Нервная ткань образует головной и спинной мозг, а также нервы.

Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны, каждая из которых состоит из тела и отростков (коротких – дендритов и длинного – аксона).

Межклеточное вещество нервной ткани – нейроглию образуют вспомогательные клетки или клетки спутницы. Они выполняют опорную, защитную и питательную функции.

Главные свойства нервной ткани – возбудимость (способность вырабатывать нервные импульсы – электрохимические сигналы, регулирующие работу органов) и проводимость (способность передавать возбуждение одного нейрона на другой). Детально о строении нервных клеток мы поговорим в 8 классе, при обсуждении строения нервной системы.

С возрастом, со стрессами нейроны погибают. Поэтому нервную ткань надо беречь…

Ребята, мы с вами выяснили теоретически, какое строение имеет мышечная ткань, но мы же с вами исследователи, поэтому я предлагаю сейчас провести исследование, а для этого выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа

Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.

Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.

Вспоминаем правила работы с микроскопом.

Тема: Особенности строения гладкой мышечной ткани.

Цель работы : познакомиться со строением гладкой мышечной ткани.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Настроить микроскоп.

2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой мышечной ткани.

3. Сделать рисунок гладкой ткани, подписать его, пользуясь учебником.

4. Сделать вывод: какое строение имеет мышечная ткань. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.

Итак, подведем итоги.

Какие типы мышечной ткани мы изучили?

О каких функциях мышечной ткани вы узнали?

Какова цель нашего урока?

Мы ее достигли?

VIII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание: §25

Список использованных источников:

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.

Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова«Биология. Живой организм» Поурочные методические рекомендации. 5-6 класс; М: Просвещение, 2012.

Цель. Изучить особенности строения нервной ткани , проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.

Оборудование: презентация «Нервная ткань» , микроскоп с видеокамерой, микропрепарат «Нервные клетки», компьютерная программа «Биология 9 класс» электронная библиотека «Просвещение» - (ролики, показывающие потенциал покоя и потенциал действия, работа синапса), видеофильм «Анатомия 1 часть», интерактивная доска.

Ход урока.

Перед уроком презентация, ролики и фрагменты фильма на диске, а также выход микроскопа с камерой, загружаются через интерактивную доску.

1 Изучение нового материала

1. Вывести на экран изображение микропрепарата «Нервная ткань»

2. Вопрос: определить, какая ткань под микроскопом?

Выход на тему урока, работа с презентацией. (слайд №1)

В1. В чем особенность нервной ткани ?

В2. Какие загадки этой ткани, этих клеток интересно было бы узнать?

(проблему формулируют сами учащиеся)

Проблема : как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам? (проблема выписывается на доске (используется интерактивная доска) (слайд №2)

3. Предложите свои версии. (версии кратко выписываются на доске) (слайд №3)

4. Демонстрация видеофрагмента фильма «Строение нервной ткани»

5. Работа со слайдом презентации «Нервная ткань» (слайд №4)

Таблицу составляют, самостоятельно находя информацию в учебнике.

6. Демонстрация видеофрагмента «Строение нейрона »

7. Во время фильма подписать части клетки и зарисовать её.

(Благодаря возможностям доски, фильм останавливается на крупном плане нейрона, и части нейрона подписываются на доске.)

8. Классификация нейронов Демонстрация фильма «Типы нейронов»(фильм демонстрируется по телевизору при помощи видеокассеты, останавливается учителем в ключевых местах. Одновременно работа с доской со слайдом презентации «Типы нейронов» Учащиеся заполняют таблицу в тетради, отвечая на вопросы учителя по ходу фильма.Слайд презентации используется как проверка правильности ответа и оформления) (слайд №5)

10. Возврат к проблеме: Как общаются клетки друг с другом? Демонстрация видеофильма «Нервные цепи» Ответ – при помощи нервных импульсов. (выход на видеофильмы через функцию доски «Список»)

11. Как ведет себя клетка в состоянии покоя?

Демонстрация ролика «Потенциал покоя» (выход на ролики через функцию доски «Список»)

12. Что происходит с клеткой во время возбуждения?

Демонстрация ролика «Потенциал действия»

13. Почему клетка перешла из состояния покоя в возбуждённое состояние?

Синапсы - Соединение нейронов. (По ходу урока все новые слова – термины прикрепляются на магнитную доску. Учащиеся записывают их в тетрадь на отдельный лист без определений. К концу урока учащиеся записывают: медиатор, аксон, дендрит, нейрон, рецептор, эффектор, глиальные клетки, синапс).

Демонстрация видеофрагмента «Синапс», где объясняется понятие и необходимость синапсов, а затем ролик «Синапс», по которому детально объяснить работу синапса.

14. Работа со слайдом №6 презентации. По ходу работы учащиеся делают схему в тетради, используя информацию, которую находят в учебнике.

15. Возврат к проблеме. (слайд №7)

Как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам?

16. Вывод: Нервные клетки общаются друг с другом и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов. (слайд №8) Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, презентация используется как подтверждение.

Вывод выписывается в тетрадь.

2. Закрепление и первичная проверка понимания.

1. Работа с тестом. Найдите соответствия термину и определения. Тест загружен как документ в интерактивную доску, и открывается на странице теста, затем сдвигается при взаимопроверке.

1Нейрон

А) Опорная, защитная функция

2 Синапс

Б) Передача нервного импульса

3 Глиальные клетки

В) Соединение нейронов

4Медиаторы

Общий обзор организма человека

Организм – целостная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система, состоящая из клеток, тканей, органов и систем органов.

В основе жизнедеятельности всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: синтез органических веществ (ассимиляция) и их расщепление и окисление (диссимиляция) .

Как целостная система организм обладает свойствами живого:

  • наследственностью и изменчивостью,
  • ростом, развитием и размножением,
  • раздражимостью,
  • обменом веществ и энергии,
  • целостностью, дискретностью и др.

Целостность организма обеспечивается:

    структурным объединением всех его частей (клеток, тканей, органов);

    регуляторным действием нервной системы (при помощи нервных импульсов);

    гуморальной регуляцией (при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды организма биологически активных веществ, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности клетки, ткани, органы, железы внутренней секреции).

Упорядоченное и эффективное функционирование сложного многоклеточного организма чело­века обеспечивается согласованной работой двух систем - нервной и эндок­ринной.

Организм состоит из клеток. На уровне клетки происходят важнейшие процессы: обмен веществ, рост, размножение.

Основные компоненты клетки: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями.

Строение и функции тканей.

Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции.

Существует 4 типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает тело, выстилает его полости и внутренние органы, образует большинство желез. Классификация:

Покровный эпителий.

Железистый эпителий.

Однослойный:

  • кубический,

    цилиндрический.

Многослойный:

    ороговевающий,

    неороговевающий,

    кубический,

    цилиндрический,

    переходный.

Экзокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные,

Эндокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные.

Особенности морфологии:
  • клетки плотно прилегают друг к другу, образуя сплошной пласт (межклеточного вещества практически нет);
  • клетки эпителия всегда располагаются на слое соединительной ткани.
Свойства: обладает высокой способностью к восстановлению. Функции: защитная (защита нижележащих структур от механических по­вреждений и от инфекции, потери тепла и влаги), участвует в обмене веществ (всасывание, выделение, газообмен), секреторная (эпителиальные клетки желез выделяют секреты и биологически активные вещества). Соединительная ткань образует скелет, подкожную жировую клетчатку, собственно кожу (дерму), кровь, лимфу, входит в состав всех внутренних органов. Классификация:

Жидкая

Рыхлая

Плотная волокнистая

Костная

Кровь и лимфа

Волокнистая

Дерма кожи

Компактная

Сухожилия, связки

Губчатая

Особенности морфологии:
  • клетки расположены рыхло;
  • хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из волокон и основного вещества.
Свойства: ткань обладает очень высокой способностью к восстановлению. Функции: трофическая (питательная); защитная (фагоцитоз и выработка иммунитета); механическая (опорная); кроветворная (красный костный мозг); восстановительная (регенерация). Мышечная ткань.

Свойства: возбудимость (способность отвечать на раздражение), сократимость (способность волокон укорачиваться и удлиняться), проводимость (способность проводить возбуждение). Эти свойства основываются не только на функциональных особенностях мышц, но и объясняются их строением.

Функция мышечной ткани – двигательная. Классификация:

I. По гистологическому признаку:

II. По физиологическому признаку:

    Неисчерченная:

    гладкая мышечная ткань.

    Исчерченная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Непроизвольная:

    гладкая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Произвольная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань.

Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок сосудов и полых внутренних органов.

    состоит из мелких (до 0,1 мм длиной) веретеновидных клеток с одним ядром и тонкими, по всей длине клетки, миофибриллами;

    сокращается непроизвольно, медленно (время сокращения 3 – 180 с), с небольшой силой, способна к длительному тоническому сокращению, медленно утомляется, небольшая потребностью в энергии и кислороде;

    иннервируется вегетативной нервной системой.

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань образует скелетную мускулатуру, мышцы рта, языка, глотки, верхней части пищевода, гортани, мимические мышцы и диафрагму. Особенности морфологии и физиологии:

    представлена длинными, вытянутыми мышечными волокнами (до 10 -12 см длиной). Каждое волокно состоит из цитоплазмы, большого числа ядер и специальных органоидов – миофибрилл; диаметр миофибрилл не превышает 1 мкм. В каждом волокне находится до 1000 миофибрилл;

    миофибриллы поперечно-полосатой мускулатуры имеют поперечно-полосатую исчерченность: под микроскопом мышечное волокно выглядит разделенным на чередующиеся темные и светлые диски. Миофибриллы состоят из продольных нитей: толстых и тонких. Толстые нити состоят из белка миозина, а тонкие – из актина;

    сокращение быстрое с большой силой и скоростью (сокращаются и расслабляются за 0,1 с), произвольное, быстро наступает утомление;

    сокращения регулируются соматической нервной системой.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань: Особенности морфологии и физиологии:

    состоит из соединенных друг с другом клеток, содержит поперечно-исчерченные миофибриллы;

    содержит большое число митохондрий;

    сокращается непроизвольно, медленно, обладает автоматией и низкой утомляемостью;

    ее сокращения регулируются вегетативной нервной системой.

Нервная ткань образует головной и спинной мозг, нервные узлы, нервы. Особенности морфологии и физиологии:
  • состоит из нервных клеток (нейронов) и расположенных между ними клеток нейроглии (соединительная ткань);
  • нейрон имеет тело и 2 типа отростков: короткие ветвящиеся – дендриты (обычно их много) и один длинный – аксон (нейрит), который обычно не разветвляется, отростки клеток могут объединяться в пучки;
  • дендриты проводят возбуждение к телу нервной клетки;
  • аксон, имеющий миелиновую оболочку, передает импульс от клетки к другим нервным клеткам и рабочим органам (скорость проведения импульсов по волокнам соматической нервной системы – до 120 м/с);
  • передача информации в нервной системе осуществляется посредством специализированных межклеточных контактов – синапсов. Синапс образован двумя мембранами и узкой щелью между ними. Одна из мембран принадлежит клетке, посылающей сигнал, а другая – клетке, принимающей сигнал. Информация передается от одной клетке к другой при участии медиаторов, которые выделяются из передающей клетки в синаптическую щель, а затем взаимодействуют с мембраной принимающей клетки, и она приходит в состояние возбуждения;
  • нейроны подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные;
  • скопления тел нейронов и дендриты образуют серое вещество головного, спинного мозга и нервные узлы, а аксоны – белое вещество мозга, нервные волокна и нервы;
  • чувствительные нервные волокна начинаются рецепторами (специальные образования, приспособленные к восприятию раздражений и преобразованию их в нервный импульс) в органах, двигательные нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями в органах.

Существует 4 типа клеток нейроглии:

    олигодендроциты представляют собой клетки-спутницы, которые окружают тело нейрона и покрывают миелиновой оболочкой некоторые аксоны;

    микроглия – мелкие подвижные отростчатые клетки, которые выполняют фагоцитарную функцию.

    астроциты имеют звездчатую форму, у одних есть тонкие цитоплазматические отростки, которые оканчиваются в пространстве вокруг сосудистой стенки, обеспечивая доставку питательных веществ к нейрону.

    эпендимные клетки образуют непрерывную выстилку желудочков мозга и сохраняются в канале спинного мозга. Выполняют функцию активного транспорта и секреторную функцию, а также принимают участие в образовании спинно-мозговой жидкости.

Свойства: возбудимость (способность воспринимать раздражения и отвечать на них) и проводимость (способность передавать возбуждение). Функции: рецепторная и проводниковая.

Органы и системы органов.

Орган – часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Состоит из всех видов тканей, но обычно одна ткань преобладает (в сердце мышечная ткань, в головном мозге – нервная).

Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. В организме человека имеются следующие системы:

    половая : мужская половая система: внутренние половые органы (яички и их придатки, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа) и наружные (половой член и мошонка); женская половая система : внутренние половые органы: яичники, маточные трубы, матка, влагалище и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).

    сенсорные системы (органы чувств): орган осязания, орган обоняния, орган вкуса, орган зрения, орган слуха);

    лимфатическая (лимфатические сосуды, лимфатические узлы).

В процессе эволюции выработан ряд приспособлений, поддерживающих определенный состав внутренней среды, необходимый клеткам любого организма. Этот принцип кратко сформулирован К. Бернаром: «постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни». Для того чтобы организм мог существовать в изменяющихся условиях внешней среды, он должен иметь механизмы регуляции состава своей внутренней среды. Для достижения приспособлений к различным условиям внешней среды в организме формируются функциональные системы – это временное объединение различных органов для достижения определенного результата (потовые железы, сосуды кожи – для поддержания определенной температуры тела при разной температуре окружающей среды). Теорию функциональных систем разработал П. К. Анохин.

Для обозначения тенденции к поддержанию постоянства внутренней среды У. Кэннон ввел термин гомеостаз. Согласованная деятельность всех систем органов и тканей обеспечивает существование и жизнедеятельность каждого отдельного организма.

Совокупность клеток, сходных по своему происхождению, строению, выполняемой функции и развитию, называется тканью .

Сердечные мышцы, хотя и сходны с поперечно-полосатыми, имеют более сложное строение. Они, так же как и гладкие мышцы, работают вне зависимости от воли человека.

Основными функциями мышечной ткани являются двигатель-ная и сократительная. Под влиянием нервных импульсов мышечная ткань совершает движение и отвечает сокращением.

Нервная ткань

Нервная ткань образует спинной и головной мозг . Она управляет деятельностью всех тканей и органов человека. Нерв-ная ткань образуется клетками двух видов: нервной клетки, или нейрона, и нейроглии.

Нервная клетка (нейрон) бывает двух видов: чувствительная и двигательная. Нейрон имеет различную (круглую, звездчатую, оваль-ную, грушевидную и др.) форму. Его величина также различна (от 4 до 130 микрон). В отличие от других клеток нервная клетка, кроме мембраны, цитоплазмы и ядра, содержит один длинный и несколь-ко коротких отростков. Длинный ее отросток называется аксоном, а короткий — дендритом. Материал с сайта

Длинные отростки чувствительного нейрона, выходя из спин-ного и головного мозга, направляются ко всем тканям и органам и, воспринимая от них раздражение внешней и внутренней среды, передают их в центральную нервную систему .

Длинные отростки двигательного нейрона также отходят от спин-ного и головного мозга и, достигая скелетных мышц тела, гладких мышц внутренних органов и сердца , управляют их движением.

Короткие отростки нервных клеток не выходят за пределы спинного и головного мозга, они связывают одни клетки с други-ми окружающими нервными клетками. Основная функция нервной ткани — двигательная. Под внешним воздействием нервные клетки возбуждаются и передают импульсы соответствующему органу.