Психические расстройства в аюрведе. Д. Фроули.  Аюрведа. Эпилепсия. Физические и психические аспекты лечения

Психические расстройства аюрведа

В большинстве древних культур психические расстройства рассматривались как различного рода одержимость злыми духами, и для лечения проводились процедуры их изгнания. Аюрведа в целом разделяет эту точку зрения, но в более утонченном виде, рассматривая проблему одержимости сквозь призму йогического знания. Такой взгляд на природу одержимости является не наивным суеверием, а отражением накопленных в Аюрведе познаний об астральном плане и оккультных мирах. Физический мир самым тесным образом связан с более тонкими мирами, и между этими мирами — различными измерениями — происходит постоянное энергетическое взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на нас как позитивное, так и негативное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в Аюрведе выделяются различные виды одержимости.

Чаще других одержимости подвержены люди слишком пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, и у них нет четкой определенности в отношении самих себя.

Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы, и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов. Нужно считаться с существованием этих тонких сил, учиться их распознавать и давать отпор их негативным влияниям — иначе мы будем пугаться, как дети в темной комнате, и страдать от ненужных негативных переживаний. Особое значение здесь приобретает астрология, которая дает нам представление об астральных силах, действующих в жизни каждого из нас.

Принципы лечения одержимости

Лечение одержимости подобно лечению психических расстройств и умопомешательства, но необходимо использовать и более специфичные методы изгнания духов. К ним относятся мантры, возжигание благовоний, звон колокольчиков и взывание к божествам-хранителям.

В индуистском пантеоне существуют различные божества, истребляющие демонов, в том числе Дурга — гневная форма Божественной Матери, Рама — божественный сын, защитник, воин и герой, Рудра — ужасающая форма Шивы (Божественного Отца). У буддистов, особенно у тибетских, есть свои грозные божества. Любая форма божественного, которая близка нашему сердцу, помогает избавиться от влияния негативных сил на психику.

Особенности проявления (типы) одержимости

Одержимость чаще связана с нарушениями Ваты, и именно при Вата-конституции есть склонность к утрате реальности и к нарушению связи с физическим телом. При Вата-конституции ниже уровень энергии и легче попасть под влияние более мощных сил. При одержимости Вата-типа преобладает чувство страха.

Причиной одержимости Питта-типа может стать чрезмерно вспыльчивый характер. Человек подпадает под влияние сущностей, играющих на его тщеславии, гордыне и стремлении к власти.

Одержимость Капха-типа обычно основывается на чрезмерной сентиментальности и привязанности. Люди могут попасть под влияние душ умерших, которые в силу глубокой привязанности не желают покидать землю и могут входить в тела живых.

В данном случае речь идет о божествах низшего порядка, обитающих в среднем астральном мире, который полон трепета, света и восторга. Эти божества получают наслаждение от игры, красоты и драматизма. Мы соприкасаемся с их энергией через эстетическую сторону нашего ума.

Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием или вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.

Однако с точки зрения Аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает Вату, ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения Ваты, как бессонница, артрит или преждевременное старение.

Эти божества не любят чеснок, и с его помощью их можно отпугнуть. С этой целью хорошо также использовать мускатный орех, валериану, асафетиду. Избавиться от подобного рода одержимости можно через открытие себя высшим божественным силам. Вообще же следует сохранять контроль над собственным умом и вести правильный образ жизни.

Многие души слишком привязаны к физическому миру. Когда смерть наступает внезапно, им бывает трудно покинуть землю. Поэтому такие сущности могут продолжать свое пребывание на физическом плане, входя в связь с живыми людьми.

Особой аюрведической травой для устранения воздействия духов на ум является аир, который можно использовать также в клизмах или с ги. Способствует очищению психической атмосферы и помогает ощутить вечную Божественную Силу (Вишну) священный базилик. Помогают очищающие благовония, например камфора, а также звон колокольчиков. В жилище не должно быть застоявшегося воздуха. Чердаки и подвалы нужно очищать от хлама и как следует проветривать. Обычно негативные психические сущности выбирают для своего обитания именно места с плохим воздухом. Мы должны подталкивать такие сущности идти дальше, а не застревать на земле, разъясняя им необходимость нового воплощения, в котором они смогут исполнить свое предназначение.

Одержимость демонами (асурами)

Человеческая жизнь описана в «Рамаяне» как битва между дэвами и асурами — божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на нее. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн — дело их рук. Цель асуров — воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь его истинную духовную природу.

С асурами связаны самые тяжелые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян. Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние Питты, и лечат ее так же, как психические расстройства Питта-типа. Важную роль при этом играют любовь и прощение.

Помогает очищение слабительными. Из трав особенно эффективна брами, которую следует принимать с ги.

Применение мантр при одержимости

Для изгнания асуров в наибольшей степени подходит мантра «Хум» — особая мантра огня и звук Шивы. Она способна нейтрализовать любые негативные воздействия и полезна для изгнания духов. Однако чтобы использовать ее, нужно обладать особой чистотой, поскольку объектом сокрушительной атаки могут стать наши собственные негативные качества.

Призывать защиту и покровительство божественного света можно с помощью мантры «Рам». Эта мантра раскрывает ауру для божественного разума и охраняет от воздействий низших сил астрального плана. Она совершенно безопасна и полезна при любых психических заболеваниях.

Всегда призывает к тому, чтобы нормализовать состояние тела и психики и привести их в равновесие. Хотя психические расстройства (унмада) поражают умственные способности, их лечение затрагивает и тело. Чарака описывает следующие возможности терапии излечимых душевных болезней.

1. Снехана: применение масел наружно и внутрь.

2. Сведана: потогонные процедуры.

3. Вамана: искусственно вызванная рвота.

4. Виречана: искусственно вызванное послабление.

5. Нируха васти: очищающая кишечная клизма.

6. Снехана васти: масляная кишечная клизма.

7. Насья: орошение полости носа.

8. Ракта мокша: кровопускание.

9. Дхумапана: ингаляция лекарственным дымом.

10. Курения.

11. Пасты для глаз, например каджал (паста из гхи, угля и камфары).

12. Массаж.

13. Поливание тела маслом и поливание лба маслом.

14. Самшамана: умиротворяющие методы.

15. Психотерапия.

16. Медицинские препараты, воздействующие на психику.

17. Изменения в режиме питания.

Как это ни поразительно, но большинство процедур, которые здесь упоминаются - это телесно ориентированные методы или процедуры панчакармы. Почему так получается? Если рассмотреть патогенные факторы, то есть расстройства дош, то перед нами встает задача либо переместить эти расстроенные биоэнергии из плотных частей организма в полые органы и изгнатъ из тела (шодана), либо умиротворить их с помощью иных методов (самшамана). Как только доши физического тела придут в норму, нормализуется и психика. На практике эта необычная теория оказывается чрезвычайно успешной. Наряду с нею используются также методы, аналогичные концепциям современной психотерапии, например избыточная стимуляция, десенсибилизация, групповая психотерапия и аверсионная терапия.

Режим питания сильно влияет на психику. Поэтому при лечении душевных болезней нельзя отказываться от того, чтобы сделать питание адекватным. С одной стороны, его нужно подстроить к патогенным дошам, с другой - в нем должно быть как можно меньше раджасических и тамасических элементов, потому что они будут лишь усиливать болезнь. В пище скорее должно быть много саттвических элементов, потому что саттва оказывает психоиммунизирующее действие. Такой пищей являются свежеприготовленные блюда из продуктов, которые выращены в регионе, где живет больной.

«Convenience food», то есть полуфабрикатов, а также продуктов, прошедших глубокую заморозку, следует избегать. Больным, у которых очень сильна тамасическая, ватическая или капхическая компонента, можно в малых количествах давать очень свежее мясо, но, если в заболевании задействованы раджас и питта, его нужно строго исключить. Очень свежая, лактовегетарианская пища намного лучше.

Во всех случаях систематическим инструментом лечения психических расстройств является йога. Эта форма физического движения, интроспекции, концентрации на дыхании и медитации, без сомнения, способствует психосоматическому, социальному и духовному развитию человека.

Х.Х.Ринер "Новая энциклопедия Аюрведы"

Концепция психического здоровья в Аюрведе

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), расстройства психического здоровья, в том числе депрессия, входят в число 20 основных причин инвалидности в мире. От депрессии страдают около 300 миллионов человек в мире. Менее половины из этих людей имеют доступ к надлежащему лечению и уходу. Не может быть сомнений в том, что вопросу профилактики психических нарушений не уделяется должного внимания, тогда как это важная составляющая медицины, наравне с лечением и реабилитацией. И опыт традиционной медицинской системы Индии Аюрведы может быть во многом полезен сегодня современному здравоохранению, так как в аюрведической концепции здоровья большое внимание уделяется профилактике заболеваний и психическому состоянию.

«Аюрведа – наука жизни»- перевод этого слова с санскрита известен всем, кто уже слышал или читал о ней. Важно также знать об Аюрведе следующее:

    Аюрведа – холистическая, целостная система. «Лечить не болезнь, а человека», - этот принцип любой холистической медицины на протяжении тысячелетий практически воплощался врачами Аюрведы. Состояние физического тела (шарира), сенсорных и двигательных функций (индрии), ума (манаса) и души (атма) взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому при лечении любого заболевания уделяется внимание как физическому состоянию, так и психическому здоровью. Современная медицина также выделяет психосоматические заболевания, однако в практическом здравоохранении целостный подход применяется редко;

    Аюрведа, как правило, применяет комплекс мероприятий при лечении любых заболеваний. Для лечения психических заболеваний используются:

Лекарственные препараты, улучшающие мозговое кровообращение, обменные процессы в головном мозге, способствующие улучшению когнитивных процессов, стабилизирующие эмоциональный фон, уменьшающие тревогу, способствующие наступлению сна.

Уникальные аюрведические процедуры, которые по праву считаются действенными средствами восстановления равновесия всех систем организма, восстановления и поддержания здоровья. Лекарственные масла и порошки для процедур подбираются индивидуально, исходя из врожденных психо-физиологических характеристик пациента и состояния его здоровья. Комплексы процедур, являющиеся составляющими метода Панчакарма продемонстрировали свою действенность в восстановлении психического здоровья

Методы психотерапии и йоги

    Аюрведа – это медицина сотрудничества. Она подразумевает доверительные отношения между врачом и пациентом и тщательное исполнение пациентом предписаний врача. Современная медицина называет эти взаимоотношения комплаенсом – приверженностью лечению. Для достижения эффекта важно следовать всем рекомендациям врача, среди которых нет второстепенных, а также ставить в известность врача о реакциях на препараты и процедуры.

    Аюрведа – традиционная медицинская система, имеющая теоретическую базу, успешный тысячелетний опыт практического применения, а на современном этапе – утвержденные на законодательном уровне стандарты образования, лечения, клинического испытания и производства препаратов, контроля качества. Таким образом, аюрведическое лечение подразумевает эффективные и безопасные, научно подтвержденные подходы.

    Главная задача Аюрведы – поддерживать здоровье здорового человека. Гармоническое состояние трех дош физического тела (Ваты, Питы и Капхи) обеспечивают соматическое здоровье, надлежащее состояние трех атрибутов ума (Тамаса, Раджаса и Сатвы) дарует психическое благополучие, приверженность трем основным ценностям, называемым ТРИВАРГА (Дхарма, Артха и Кама) обеспечивает успех в социуме и раскрытие всех творческих способностей.

Концепция ума в Аюрведе:

Ум обладает тремя атрибутами (гунами) – такими как Сатва, Раджас и Тамас.

Характеристики гуны ТАМАС отражают такие психологические характеристики как инертность, невежество, лень, страх. Преобладание гуны Тамас приводит к развитию депрессии, сонливости, апатии. Однако нельзя сказать, что Тамас несет исключительно отрицательные характеристики. У здорового и гармоничного человека он отвечает за инстинкт самосохранения.

Раджас ответственен за проявление гнева, агрессии, жестокости, тщеславия, но также необходим для проявления честолюбия, устремления к достижению целей.

Сатва – несет в себе характеристики, позволяющие наилучшим образом реализовать творческий потенциал человека. Это, в первую очередь, высокие этические принципы, вера в себя, энтузиазм, высокая работоспособность.

Увеличение нездоровых атрибутов ума - Раджаса и Тамаса приводит к подавлению здорового атрибута ума – Сатвы.

Манасика - психические заболевания могут быть разделены на Шудха- собственно психические и Самсаргаджа - соматосихические.

Шудха заболевания провоцируются Ражасом и Тамасом, Самсаргаджа заболевания обусловлены как Тридошами (Ватой, Питтой и Капхой), так и Мано-дошами.

Аюрведа выделяет следующие причины заболеваний:

Праджнапарадха (prajnaparadha) – ошибка мышления или интеллектуальное богохульство. В Аюрведе понятия «Этика» и «Здоровье» неразрывно связаны. В эпоху глобализации не принято говорить о связи нравственности и здоровья, тогда как трактаты древних аюрведических врачей – «Чарака Самхита», «Аштанга Хридайя» и современные авторы учебных курсов Аюрведы раскрывают эту связь как естественную. Поэтому профилактические мероприятия, предписанные в Аюрведе, включают рекомендации этического характера. Отклонение от этических и нравственных норм ведет к дисбалансу дош физического тела и атрибутов ума, то есть нарушает здоровье.

Ашатмендрийятха самйога(astmendriyartha samyoga) - под этим термином понимается неправильный контакт органов чувств с объектами. Это недостаточное использование, чрезмерное использование и извращенное использование органов чувств, ведущее к дисбалансу уровня восприятия.

Например, перегрузка зрения длительной работой за компьютером или просмотром телевизора приводит не только к заболеваниям глаз, но может запустить реакцию развития других заболеваний, связанных с дошами Питта и Вата. Регулярное прослушивание громкой музыки, особенно в наушниках, приводит не только к снижению слуха, но и к развитию Вата-заболеваний. Стоит обратить внимание на то, что именно доша Вата, выведенная из равновесия, делает уязвимой нервно-психическую сферу. Далее, о современной привычке молодых людей постоянно слушать музыку на гаджетах через наушники следует сказать особо, так как речь идет не только о перегрузке слухового анализатора, но и о постоянном воздействии излучения от любимого гаджета.

Бывает, что перегрузка органов чувств связана с профессиональными вредностями – воздействие шума, пыли, необходимость напряжения зрения за микроскопом, компьютером. В этом случае, важно четко соблюдать режим труда и отдыха, периодически проходить процедуры, снижающие последствия вредных факторов труда, к счастью, Аюрведа может предложить их современному миру. Однако, зачастую мы бездумно разрушаем здоровье вредными привычками, которые указаны выше.

Паринама (parinama) – воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (климатических условий, стихийных бедствий), а также фактора времени (расстройства, происходящие под влиянием суточных сезонных колебаний на доши, и нарушения здоровья, связанные с конкретными этапами жизни - подросткового возраста, старения).

Аюрведа содержит рекомендации по подержанию здоровья и профилактике заболеваний для разных возрастных периодов, а также в разные сезоны года. Например, в осеннее-зимний период, когда преобладает доша Вата важно употреблять пищу горячую, маслянистую пищу, использовать специи, исключить питание всухомятку, уделять сну не менее 8 часов в сутки, а также периодически прибегать к массажу Абьянга с согревающими маслами. С февраля до мая, когда преобладает доша Капха рекомендовано свести до минимума в рационе жирные, кисломолочные, сладкие продукты, избегать дневного сна.

Следуя советам Аюрведы по распорядку дня, можно также избежать многих проблем со здоровьем. Пренебрежение необходимостью согласования ритма жизни с ритмами природы, дня и ночи может стоить здоровья.

Эти три причины относятся к психическим, физическим и экологическим факторам развития всех заболеваний.

Но внешние факторы способны вызвать болезнь, только если нарушено внутренне равновесие организма Человек может уберечь себя от болезней, если сохраняет внутреннее равновесие, стараясь соблюдать соответствие меняющейся внутренней и внешней среде.

Из принципов Аюрведы следует, что человек может быть здоров лишь при условии его гармоничного взаимодействия с природой и обществом.

Аюрведа предлагает три направления в лечении нарушений психического здоровья:

Юктивьяпашрайя логическое лечение или рациональный подход с применением лекарственных средств и процедур;

Дайвавьяпашрайя духовное лечение, рекомендуется в древних трактатах при некоторых видах психических заболеваний. Сюда можно отнести участие в религиозных ритуалах и песнопениях, чтение священных текстов, выполнение обетов.

Сатваваджайя психотерапия.

На страницах нашего сайта подробнее будут освещены принципы лечения разных групп психических заболеваний, с учетом тысячелетнего опыта и результатов современных исследований.

Это основная причина эпилепсии. Эпилепсия это болезнь тонкого тела ума.

Она практически всегда связана с жестокими поступками в прошлых жизнях и поэтому обычно видна в гороскопе человека. Эта болезнь всегда приходит по карме, в результате нанесения в прошлой жизни, кому-то травмы, убийства или также, если была совершена какая-то преступная небрежность. Жестокие поступки настраивают планеты враждебно по отношению друг к другу и от этого трудно вылечиться. Поэтому жестокость в прошлом проявляется в виде тяжелых приступов эпилепсии, которые лечатся с большим трудом. Эта болезнь дает стойкий дефект в тонком теле ума, и только получив определенное количество страданий, человек избавляется от этой болезни. Однако веды пишут, что огонь духовного знания сжигает все грехи даже те, которые уже проявлены и видны в нашем гороскопе. Часто, обычные способы лечения эпилепсии с помощью лекарств, несколько облегчают участь больного, но, так как все они сильно снижают психическую активность человека, то зачастую один вид страдания просто сменяется на другой. Тем не менее даже незначительное облегчение в данном случае уже хорошо. Слушание духовной музыки и повторение Святых Имен Бога очищает сознание человека настолько, что перестают беспокоить самые тяжелые болезни. Также для лечения эпилепсии следует найти хорошего специалиста, который бы смог правильно подобрать драгоценные камни, которые бы нейтрализовали плохое влияние планет. Однако подобный эффект невозможен если продолжать есть мясо, рыбу, яйца, употребление которых само по себе увеличивает жестокость. Также аборты способствуют возникновению или усугублению этой болезни. Если нет возможности лечиться, как-либо иначе, то следует прибегнуть к помощи лекарственной медицины. Хорошо начать воспитывать в себе смирение, которое также является лекарством от эпилепсии. Необходимо учиться всепрощению и каждый день по вечерам просить прощение у всех кому нанес оскорбление пусть даже случайно. В своих желаниях необходимо быть скромным и стараться не завидовать тем, кому живется легче. Стараться победить в себе склонность к ненависти.

Ненависть

Ненависть одна из причин жестокости, это также крайнее проявление зависти. Эпилепсия, которая развивается в результате ненависти, носит обычно вполне определенный характер. В случае этого недостатка приступы обычно не частые, но затяжные и появляются они, чаще всего, в результате психических срывов. В лечении необходимо научиться, доброжелательно относиться ко всем людям, регулярно проводить сеансы пожелания счастья, культивировать в себе сострадание. Естественно, что развитие этих качеств невозможно, если использовать в пищу мясные и рыбные продукты.

Безрассудство

Это всегда признак большой греховности. Плохие поступки, затмевают разум человека, и ему становится трудно понять что хорошо и что плохо. Чаще всего безрассудство приводит к травмам, которые в свою очередь вызывают эпилепсию. Для лечения эпилепсии этого типа хорошо помогают мероприятия по очищению сознания от ненужных идей - что достигается с помощью слушания святого человека, чтения духовной литературы. Соблюдение режима дня, совершение ежедневных омовений прохладной водой также помогут очистить разум.

Упрямство

Желание сделать все по своему, вызывает психическую напряженность в затылочных и теменных областях головного мозга. Это, в свою очередь, может привести к тому что в них избыточно скапливается прана, и как результат начинается приступ эпилепсии. Конечно, для возникновения болезни в этом случае важна предрасположенность, возникшая в результате плохих поступков в прошлых жизнях. Упрямятся все, однако это не значит - что все заболеют эпилепсией.
Хороший способ работать над характером, это пытаться поставить себя на место другого человека. Употребление мясной пищи, увлеченность сладостями по вечерам, разврат, безнаказанность способствуют развитию упрямства в характере.

Для лечения эпилепсии следует воспользоваться помощью врача астролога, так как эта болезнь практически всегда связана с тяжелой кармой. Хороший результат в лечении характера дает благотворительная деятельность: раздача милостыни, посадка деревьев, которые очищают человека от грехов. Также очень важно слушать духовную музыку, учиться просить прощение и всем прощать.

Шизофрения

  • Безответственность
  • Лживость
  • Антагонизм

Безответственность

Шизофрения - это болезнь, которая проявлена только на умственном плане. Часто у больного шизофренией невозможно найти никаких отклонений в состоянии мозга или каких-то других органов. Больной этим недугом в прошлых жизнях вел себя безответственно по отношению к окружающим людям, часто всех обманывал и стремился к самоизоляции во имя ухода от трудностей. Поэтому, в этой жизни в своем гороскопе, он получает такое расположение планет, что даже помимо его воли у него постепенно появляется искаженное восприятие реальности и как результат уход от общения. Эта болезнь своего рода протест бессмысленности ставить себе эгоистические цели в жизни. Часто, люди которые сильно хотели быть счастливыми, но не знали какой правильно выбрать путь, столкнулись с непреодолимыми трудностями жизни и разочаровавшись во всем начали постепенно создавать свой мир в котором возможно будет счастье. Однако, это часто приводит к полной деградации сознания, так как без ответственности и деятельности человек постепенно деградирует и совсем теряет интерес к жизни. Те, кто занимаются духовной практикой, тоже изучают свой внутренний мир, но делают это согласно тому пути, который рекомендован ведами. Так человек занимаясь духовной практикой, концентрируясь внутрь себя, полностью очищается от всех грехов. В отличие от больного шизофренией он это делает, выполняя все свои обязанности и принимая на себя все больше и больше ответственности. Справиться с этой чертой характера очень трудно, так как она говорит о недостаточной развитости разума, который контролирует всю нашу деятельность. Чтобы развить в себе силу разума надо перестать заниматься развратом, употреблением мяса, рыбы и яиц, заняться трудом по своей природе на пользу людям и соблюдать все правила благостной жизни. Однако ничего не делает человека более разумным, чем изучение священных писаний под руководством опытного наставника и повторение Святых Имен Бога.

Лживость

Лживость это желание добиться счастья, дешевой ценой. Не понимая закона причины и следствия в этом мире человек, обманывая, обманывает прежде всего самого себя, и приходит к такой глубокой степени иллюзии что полностью теряет ощущение реальности. Откровенная исповедь о своих недостатках избавляет человека от лживости. Однако, не выполняя правильно свои обязанности перед Богом, обществом и семьей невозможно стать правдивым. Поэтому для воспитания совести, (которая не только грызет человека запутавшегося в своей лжи, но и дает внутреннее видение, как надо правильно жить), необходимо хорошо изучить, в чем заключается Ваш долг и стремиться безукоризненно его выполнять.

Лень

Это платформа телесного счастья. Человек не понимая своей духовной природы и считая себя телом стремиться, во что бы то не стало, отдохнуть от дел и расслабиться. Он нежит свое тело разными путями и постепенно любая деятельность кроме этой становится для него невыносима. Так наступает опасная болезнь разума под названием лень. В запущенных случаях лень переходит в сильную заторможенность сознания и отсутствие понимания реальности. Вдохновляя себя почувствовать вкус счастья деятельности на общее благо, который намного выше, чем вкус расслабления человек полностью избавляется от лени. Но так как ленивому человеку трудно даже встать с постели, часто только слушание духовной музыки способно его вдохновить начать действовать.

Антагонизм

Часто в момент полового созревания молодой человек сталкивается с новым для него восприятием мира. Все люди как будто становятся хуже. Это связано с тем, что при половом созревании резко увеличивается выработка половых гормонов, которые всегда приводят к увеличению эгоистического восприятия мира. Сильное желание все сделать по своему, свойственное подросткам, приводит их к антагонистическому настрою. Антагонизм в свою очередь может стать настолько сильным, что само восприятие реальности станет просто невыносимым. Это один из путей развития шизофрении.

Только обретение радости в труде на общее благо сможет помочь больному шизофренией достичь здравомыслия. Однако для того чтобы достичь этого требуется постепенно повышать свое сознание, начиная вести благостную жизнь. Если больной шизофренией уже невменяем, то его родственники должны встать на этот путь добрых дел. Постоянное звучание духовной музыки в комнате такого больного может сильно облегчить этот нелегкий труд очищения сознания психически больного человека.

Страх. Паника.

Страх нарушает гормональные функции в организме. От него нарушаются практически все гормональные системы. Он влияет непосредственно на гипофиз. Страх возникает от отсутствия знания. Например, страх смерти возникает оттого, что мы не знаем, что смерти для нас не существует. Умирает тело, но сам человек имеет духовную природу. Душа никогда не умирает. Какой у нас сейчас есть характер, с таким же характером мы рождаемся в новом теле. Душа с тонким телом, которое тоже не разрушается, попадает в сперматозоид отца, после этого в яйцеклетку матери, и тогда дух соединяется с материей, начинается развитие нового грубого тела, в соответствии с тем, какой характер имеет тонкое тело. Если ум человека несёт в себе хорошие качества, человек получает хорошее тело, красивое, здоровое, которое даёт ему проявить какие-то таланты. Если человек развивал плохой характер и умер с ним, в следующем теле он рождается с плохим телом. Человек рождается с тем же самым характером, ничего не меняется. В ведах смена тел во время смерти сравнивается с тем, как человек меняет одну одежду на другую. Так он меняет одно тело на другое, потому что ничего не меняется. Физическое тело сравнивается с одеждой, всё остальное остаётся тем же самым. Это тело меняется, но самоосознание человека остаётся тем же самым. Поэтому боятся абсолютно нечего.

Мы же когда спать ложимся, не боимся. Но есть люди, которые со страхом ложатся спать, потому что думают, что они не проснутся. Точно также святые люди умирают, как ложатся спать. Потому что они знают абсолютно точно, что смерти нет. Это знание приходит только тому, кто помнит свои прошлые жизни. До конца человек осознаёт, что смерти нет, когда он реально вспоминает свои прошлые жизни. Поэтому страх возникает отсутствия знания.

Самый разрушительный страх - страх перед будущим. И не менее разрушительный страх - это страх, возникающий от нежелания менять своё положение в жизни. В ведах жизнь сравнивается с рекой, которая имеет разные волны. В них говорится, что неминуемо будут периоды снижения счастья - периоды несчастья, и также, неминуемо, они будут сменяться периодами счастья. Никто не может остановить этот процесс. Жизнь идёт подобно волнам. Человек не может быть постоянно на высокой волне. Также человек не может постоянно жить в абсолютном счастье. Посмотрите на свою жизнь, были периоды счастья, были периоды несчастья, идут такие волны. Поэтому когда человек находится в несчастье, не надо переживать, а когда человек находится в счастье, не надо этому сильно радоваться. Потому что когда этому сильно обрадуешься, то после придёт период несчастья, придётся тогда переживать. Поэтому, чтобы избавиться от страха, надо понять эти вещи, как всё это происходит.

По материалам лекций "Причины болезней" О.Г. Торсунова

В основе всякой болезни обычно лежит нарушение умственного и эмоционального равновесия. Большинство соматических заболеваний развивается под воздействием психических факторов. Зачастую мы не уделяем достаточного внимания собственному телу именно из-за того, что поглощены своими умственными или эмоциональными проблемами.

В лечебном процессе психические факторы обычно значат больше, нежели физические. Если пациент соблюдает и использует нужные травы, но психика его возбуждена или он негативно относится к лечению, то все лечебные меры вряд ли дадут ожидаемый результат.

Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств - от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, здесь же будут изложены лишь основные принципы.

Для лечения психических расстройств в Аюрведе применяются и методы врачевания тела, поскольку нарушения физического равновесия вызывают или усугубляют нарушение равновесия психического. И наоборот: психическая неуравновешенность, проявляющаяся как умственные или эмоциональные расстройства, обычно отражается и усиливается на физическом плане.

Роль астрального тела

И в Аюрведе, и в оккультизме считается, что за процессами, происходящими в плотном физическом теле, стоит тонкое (астральное) тело, состоящее из жизненной силы, чувств и мыслей человека. Астрал представляет собой тонкую форму, как бы энергетическую схему физического плана, из которой он и возникает. В бодрствовании мы ощущаем астральное тело косвенно, через физическое тело и через состояния нашей психики. В состоянии сна астральное тело обретает большую свободу, и мы можем наблюдать его непосредственно, если осознаём себя во сне. Существует особый план существования, астральная вселенная, средством постижения которой может являться астральное тело. Способность к переживаниям такого рода можно развить с помощью йоги и других оккультных техник, однако такое умение само по себе не считается духовным достижением, поскольку в астрале продолжают действовать все устремления человеческого эго, причем иногда в гипертрофированном виде.

Подобно тому как наше физическое тело пронизано каналами, по которым движутся жидкости и энергия, в астральном (эмоциональном) теле есть каналы, по которым движутся жизненная сила и эмоции. Это нади - тончайшие каналы, отходящие от чакр (энергетических центров астрального тела). Прерывание энергетического потока приводит к психическим расстройствам - подобно тому, как нарушение движения энергии в каналах физического тела ведет к соматическим заболеваниям. Психическая энергия может застаиваться или двигаться в неправильном направлении, и вследствие этого возникают всевозможные искаженные представления и помутнение сознания. Вот почему так важно поддерживать чистоту этих тончайших каналов. Очищение каналов - одна из основных целей пранаямы. Могут быть также полезны некоторые травы, действие которых достигает тонкого плана (аир, базилик, куркума , гуггул, мирт, камфора), а также благовония (камфора, мирра, ладан и кедр).

Существуют также особые каналы и энергетические поля, которые соединяют физическое тело с астральным и создают ауру. При их разрыве ослабевает взаимная согласованность тела и ума, что может проявляться психическими расстройствами.

Между астральным и физическим телами расположен своего рода щит, защищающий физическое тело от воздействия астральных сил. Если он нарушается, теряется способность отличать явь от астрального, реальные чувственно воспринимаемые образы - от собственных мыслей, фантазий и эмоций. Если же этот щит лишь ослабляется, физическое тело может на какое-то время оказаться во власти астральных влияний (это могут быть как влияния собственно астральных сущностей, так и просто воздействия внешней среды или эмоций окружающих людей). При этом действия человека могут вступать в противоречие с его истинными желаниями - он может, например, наносить вред себе или другим живым существам.

С точки зрения Аюрведы современную психологию еще не нельзя считать зрелой наукой о душе, поскольку в ней отсутствует представление о силах, действующих на тонких планах, а психические проблемы расцениваются как сугубо личностные. В Аюрведе же такие проблемы считаются результатом нарушения равновесия психических энергий, которые вплетены в единое коллективное сознание и взаимодействуют с его космическими астральными ответвлениями. В Аюрведе больше внимания уделяется практическому восстановлению этого равновесия, чем выяснению конкретной конфигурации нарушения равновесия в терминах личных переживаний.

Причины психических расстройств

Психические расстройства столь же разнообразны и разнородны, как и сам ум. Причинами их возникновения могут быть: эмоциональный стресс, травма, неправильное воспитание, подавляющее воздействие неправильно понятых или догматических религий, негативное влияние лиц с расстроенной психикой, неумеренность и извращения в сексуальной сфере, употребление наркотиков. К ним могут привести чрезмерные размышления, излишне напряженная йогическая или медитативная практика. Психическое равновесие может быть нарушено и из-за неосторожного использования оккультных методов, вследствие чего человек оказывается не защищен от воздействий астрального плана.

В современной культуре связь с астральным планом постепенно начинает восстанавливаться, но, как и следовало ожидать, это связь преимущественно с низшим астралом. Воздействие средств массовой информации, сексуальное освобождение, употребление наркотиков способствуют развитию интереса к спиритизму, шаманизму и оккультизму. Это может дать новые знания и стать ступенью в эволюции ума, но в ряде случаев приводит к трудноизлечимым психическим расстройствам. Как только мы приоткрываем свой ум для воздействия астральных сил и сущностей, они устанавливают с нами связь и стремятся обрести над нами власть, от которой нельзя освободиться просто с помощью силы воли или физическими методами.

Чистота ума. Роль Саттвы

В Аюрведе причиной психических расстройств считается нарушение Саттвы - изначально присущей уму ясности и чистоты - под воздействием Раджаса и Тамаса, т.е. возбуждения и замутненности ума. Для избытка Раджаса характерны сильный гнев, ненависть и страх, чрезмерная нервозность, тревога и возбуждение, а для избытка Тамаса - сонливость, отупение, вялость, инертность и неспособность воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле.

Современное общество очень раджастично. Мы постоянно куда-то спешим и движемся, попадая при этом под воздействие все новых возбуждающих факторов. Мы все время чем-то обеспокоены и заняты - работой, играми, развлечениями. У нас почти не остается времени для пребывания в покое и тишине, для медитации или для сердечного общения друг с другом.

Согласно учению йоги, истинное обновление Саттвы, квинтэссенции ума, возможно лишь в тишине. Умственная деятельность, в том числе интеллектуальные или философские размышления, истощает Саттву. Для того чтобы расслабиться, мы прибегаем сегодня к всевозможного рода развлечениям, включая просмотр кинофильмов, телепередач и спортивных состязаний. Все это - пассивные виды умственной деятельности, истощающие ум. Саттвичные практики традиционных культур мира, такие как молитва, медитация, распевание мантр и бескорыстное служение, ныне в значительной мере утрачены. Хотя порой использование таких практик приобретало характер догм или сектантства, они питали сердца тех, кто обладал истинной восприимчивостью. Сегодня нам не хватает любви, веры, открытости и покоя. Возбужденность и отвлеченность ума делает нас подверженными стрессам и психическим заболеваниям.

Отсутствие душевного покоя является признаком того, что мы утратили связь со своей собственной душой - источником творческой жизненной силы и радости. Обычно это происходит из-за того, что мы забываем о своих истинных целях в данном воплощении и не следуем своему духовному пути, который принес бы нам истинный покой.

Психические расстройства Вата-типа

Психические расстройства, так же как и нервные, чаще обусловлены высокой Ватой, которая, будучи нервной силой, управляет и умом человека. Ум состоит из воздуха и эфира. Избыток воздуха, то есть высокий уровень Ваты, вызывает неустойчивость ума и раджастичные проявления: возбуждение, волнение, пристрастие к размышлениям, что в конечном итоге приводит к снижению самоконтроля. Воздействие средств массовой информации, громкая музыка, употребление наркотиков или стимуляторов, чрезмерные физические упражнения, повышенная сексуальная активность или ее неестественные формы - все это может привести к усилению Ваты и создать таким образом предрасположенность к психическим расстройствам. Медитация, выполняемая без должного руководства, или неумеренно практикуемая пранаяма тоже могут усугубить Вату.

Высокий уровень Ваты в виде избытка эфира делает человека витающим в облаках, рассеянным, нереалистичным, ослабляя его связь с физическим телом и тем самым нарушая его гармонию с физическим миром как таковым. Излишняя поглощенность своими мыслями приводит в конце концов к подмене реальности и рассеиванию жизненной энергии, отчего возникают страхи, тревожные состояния, внезапные перемены настроения. Крайней формой такого расстройства являются умопомешательство и шизофрения.

Психические расстройства Питта-типа

Психические расстройства Питта-типа тоже связаны с высоким уровнем Раджаса, который в данном случае направлен вовне и проявляется в виде агрессивности, высокомерия и вспыльчивости. Типичный представитель Питты крайне недоверчив и не признает других мнений, кроме собственного. Во всех своих бедах он обвиняет других, повсюду видит врагов, всегда начеку, готовый воевать даже с самим собой и с собственным прошлым.

Психические расстройства Капха-типа

Психические расстройства Капха-типа вызываются избытком Тамаса и сопровождаются излишней сонливостью, иногда даже днем, мечтательностью, привязанностью к прошлому, вялостью и апатичностью. Ум утрачивает способность к какому бы то ни было абстрактному, объективному или внеличностному мышлению, отсутствуют устремленность и мотивация, наблюдаются пассивность и зависимость. Хочется оставаться ребенком и быть объектом заботы, большое значение придается мнению окружающих. Верное представление о себе отсутствует, и остается только пассивно наблюдать за тем, что происходит в ближайшем окружении.

Лечение невротических расстройств

Здесь будут рассмотрены психические расстройства легкой степени выраженности, те, которые принято называть «неврозом». Подобные нарушения психического равновесия обычно не мешают нам выполнять свои обязанности, но делают нашу жизнь безрадостной, как при хронических заболеваниях. С такими нарушениями можно справиться своими собственными силами.

Для лечения невротического расстройства требуется в первую очередь восстановить Саттву - природную ясность и чистоту ума. Необходима саттвичная диета (см. соответствующий раздел), но при этом надо следить за тем, чтобы не возникло чрезмерного усиления преобладающей в индивидуальной конституции доши. Фрукты способствуют гармонизации ума, цельные крупы его укрепляют, молочные продукты питают сердце, а ги - нервную ткань.

Большое значение имеет и саттвичный образ жизни с учетом индивидуальных конституциональных особенностей. Желательно рано вставать (в 4 - 6 часов утра) и практиковать йогу, асаны, пранаяму, повторять мантры и медитировать. Даже если посвящать безмолвной медитации или распеванию мантр всего полчаса, но делать это регулярно, состояние может значительно улучшиться.

Обязательно нужно развивать в себе такие саттвичные качества, как вера, любовь, сострадание, честность, правдивость, а также изучать самого себя. Мы можем открыться божественному в той форме, которая близка нашему сердцу, или отыскать возможность служения на благо человечества, перестав думать о собственном несовершенстве.

Смазывание головы маслами успокаивает и питает ум. Тяжелые жирные масла (кунжутное для Вата-типа, кокосовое - для Питты) особенно хороши в качестве седативных средств и для улучшения сна. В них можно добавлять травы, укрепляющие нервы: брахми в кокосовое масло (масло «Брахми») - для Питты; ашвагандху в кунжутное масло - для Ваты. Эфирные масла типа сандалового способствуют душевному умиротворению. Базилик, мирра, ладан, шалфей и мята очищают энергетические каналы и улучшают восприятие. Для улучшения восприятия смазывают теплым маслом лоб, для повышения умственных способностей - макушку, для успокоения подсознания - основание шеи.

Для непосредственного воздействия на мозг смазывают маслом носовые ходы. Повышает ясность ума гхи с аиром (что хорошо для Капхи и Ваты), а успокаивает ум гхи с брахми (что хорошо для Питты и Ваты).

При состояниях Ваты важная роль в лечении психических расстройств принадлежит клизмам с успокаивающими маслами типа кунжутного , с питающими ум травами, такими как ашвагандха и харитаки.

Успокаивают ум и улучшают психическую атмосферу благовония, действие которых во многом подобно эфирным маслам. Лучшим благовонием с гармонизирующими свойствами является сандал. Психическую атмосферу очищает возжигание камфоры и кедра. Мирра и ладан очищают ауру и воздух, а роза и лотос успокаивают и питают сердце. Жасмин очищает эмоции, усиливает любовь и сострадание, а гардения очищает сердце.

Полезно окружать себя цветами - это благотворно воздействует на сердце. Некоторые домашние растения, в частности алоэ и базилик священный, помогают улучшить как психическую атмосферу, так и состав воздуха.

Большое значение имеет также цветотерапия. Так, белый цвет дарует покой и чистоту, голубой - умиротворение и отрешенность. Золотой цвет наделяет способностью к различению, зеленый является источником гармонии, уравновешенности и целительной энергии. Из драгоценных камней хороши жемчуг и лунный камень, способствующие успокоению эмоций, изумруд, дарующий уравновешенность и самообладание, желтый сапфир и топаз, приносящие мудрость, красный коралл, помогающий успокоить гнев.

Из аюрведических трав для повышения Саттвы используются брахми , аир , базилик священный, брингарадж, шанкапушпи, харитаки, сандал, ашваганда и гуггул. Лучше готовить их в гхи или принимать вместе с ним. При невротических расстройствах любого типа хорошо помогают порошок Сарасвати и «Тоник для мозга» (№ 6). При Питта-конституции эти средства следует принимать с гхи , при Вата-конституции - с молоком, при Капха-конституции - с медом .

Лучшим средством для Ваты считается «Ашвагандха », для Питты - препараты на основе брахми , для Капхи - на основе аира . Действие этих трав улучшается, если принимать их вместе с гхи или в виде лекарственного гхи.

В китайской медицине для улучшения психического состояния применяются травы, питающие сердце: ююба, семена туи, лимонник. Из известных в западной фитотерапии трав полезны шалфей, мирт, кедр, мирра, шлемник, ромашка. Шалфей хорош для Капхи, шлемник - для Питты, ромашка - для Ваты. Желательно использовать эти травы в виде настоек, поскольку спирт способствует действию трав на мозг.

Может возникнуть потребность в травах, питающих сердце и вызывающих положительные эмоции. К таким травам относятся шатавари, шафран, роза, лотос и солодка, особенно в виде молочных отваров. Они уравновешивают негативные («огненные») эмоции Питты и смягчают обостренную («воздушную») чувствительность Ваты. Из препаратов используется состав «Шатавари» .

Для успокоения ума можно использовать и травы с более выраженным седативным действием. Однако следует иметь в виду, что многие из них при длительном употреблении оказывают тамастичное, притупляющее воздействие. В число таких трав входят валериана, мускатный орех, пассифлора, хмель.

Предостережение : нельзя наносить эфирные масла на слизистые, не смешав их с маслом-носителем. Это может вызвать сильный ожог. Следует тщательно выверять дозировку эфирных масел. (Прим. ред.)

Умопомешательство

Когда умственное беспокойство столь выражено, что человек выпадает из окружающей реальности, наступает умопомешательство. Это крайняя степень психического расстройства. Однако в некоторых случаях то, что называется безумием, на самом деле может быть более высоким состоянием сознания, которое не вмещается в рамки социальных норм. Согласно Аюрведе и Веданте, все мы, кроме достигших просветления, пребываем в плену неведения и неправильного восприятия жизни. Всё наше эго - не более чем иллюзия. В основе каждой культуры лежат те или иные коллективные иллюзии, и граница, определяющая понятие психического здоровья, может оказаться значительно более размытой, чем мы полагаем. Умопомешательство нередко связано с физическими нарушениями. Его могут вызвать или усугубить отравления токсическими веществами, плохое питание, травмы и другие факторы.

Особенности проявления (типы) умопомешательства

Умопомешательство Вата-типа проявляется беспричинным смехом, плачем или пением, потерей памяти, бессвязностью речи, хаотичностью жестов или нарушением координации движений. Больной выглядит изнуренным, истощенным, его одолевают страхи, тревоги, депрессия, бессонница и кошмары.

Умопомешательство Питта-типа проявляется гневливостью, тягой к насилию, нередко манией величия с жаждой власти. Эго гипертрофированно. Больные обычно вспыльчивы, высокомерны, сварливы, стремятся навязать всем свою волю. Им свойственны параноидальные фантазии, убежденность в том, что их преследуют могущественные враги, правительства или полиция.

При умопомешательстве Капха-типа отмечаются вялость, апатия, сентиментальность, привязанность к прошлому (в частности к детству), зависимость от родителей, особенно от матери, стремление во что бы то ни стало угодить людям, ощущение своей ненужности и одиночества. У больных отмечается избыточный вес и пристрастие к сладкому.

Лечение умопомешательства

Лечение схоже с лечением невротических расстройств, но нередко возникает необходимость в более интенсивной терапии с применением седативных средств. Большое значение имеет Панчакарма.

При умопомешательстве Вата-типа применяют питательные и седативные травы, особенно ашвагандху и различные препараты на ее основе. Ценным аюрведическим средством для лечения психических расстройств является трава сарпагандха - Раувольфия змеевидная (Rauwlfia serpentina), которая сегодня используется фармацевтическими компаниями в качестве сырья для получения синтетических лекарственных препаратов, применяемых для лечения психических расстройств. Хороши также валериана, гуггул, джатамамси и аир обыкновенный. Полезны масляные клизмы.

При умопомешательстве Питта-типа помогают слабительные, в том числе и сильнодействующие. Чем тяжелее протекает заболевание, тем более интенсивные методы очищения нужно применять. Рекомендуются корень ревеня, сенна и алоэ. Из трав лучше всего помогает брахми. Можно использовать также брингарадж, сандал и пассифлору. Шатавари способствует развитию чувства любви и сострадания и полезна в первую очередь ослабленным больным с Питта-конституцией.

При лечении расстройств Капха-типа применяют пряные травы, стимулирующие работу мозга, а также отхаркивающие средства, которые помогают удалить из каналов лишнюю слизь и устранить закупорки, препятствующие умственной деятельности. Эффективны аир , базилик, мирт, шалфей, мирра и гуггул - все они обладают хорошими отхаркивающими свойствами. Используют состав Трикату с гхи или гхи с аиром .

В нашем бутике Аюрведы и восточной медицины ROSA Вы можете приобрести самые разнообразные аюрведические средства, фитопрепараты, масла, специи, благовония, косметику, продукты питания и напитки!