Физиология человека - свертывание крови, группы крови. Свертывание и переливание крови

Тема: Свёртывание крови. Группы крови. Переливание крови.

Цель урока: Сформировать понятие о группах крови, резус-факторе человека. Рассмотреть механизм свертывания крови и принцип переливания крови.

Задачи

Образовательные : познакомить учащихся с группами крови человека; дать общую характеристику группам крови, выявить их особенности; сформировать представление о резус-факторе; рассмотреть принцип переливания крови; изучить механизм свёртывания крови и раскрыть его значимость.

Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу учащихся; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение учащихся в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; продолжить формирование навыков работы с микроскопом и лабораторным оборудованием.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе, эмоционально-ценностное отношение к живой природе и собственному здоровью; формировать понятия о необходимости соблюдения правил поведения при выполнении лабораторной работы.

Формирование УУД

Личностные УУД:

осознавать необходимость изучения крови;

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию учебного материала;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу класса;

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.

Регулятивные УУД:

сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) и осознавать конечный результат работы;

оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;

развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;

продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;

продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

извлекать информацию о группах крови и принципах её переливания, механизме свёртывания крови и его значимости;

сформировать умение ориентироваться в учебнике, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и использовать нужную информацию;

сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;

сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

сформировать умение индивидуальной работы с микроскопом и лабораторным оборудованием;

объяснять значения новых слов.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

Группы крови и их особенности;

- принцип переливания крови;

Механизм свёртывания крови и его значимость.

уметь:

Характеризовать группы крови;

- описывать принцип переливания крови;

Описывать механизм свёртывания крови;

Доказывать значимость переливания и свёртывания крови в жизни человека;

Доказывать необходимость учёта резус-фактора в переливании крови;

Давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.

Личностные:

Формируется экологическая культура кадет: осознание ценности собственной жизни и ответственного отношения к здоровью;

Саморазвитие и самообразование кадет, восприятие научной картины мира;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач и к работе с лабораторным оборудованием;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников;

Владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урока : освоения новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый; дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение)

Дополнительные:

Словесные (беседа, диалог);

Наглядные (работа с рисунками, схемами);

Практические (составление схем, поиск информации);

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, учебник, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, видеоматериал, лабораторные листы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Предметные

результаты

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

результаты

1. Мотивационный этап

Приветствие.

Отмечает отсутствующих. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

Приветствие преподавателя. Осуществляют само-проверку готовности к уроку, настраиваются на урок.

Р: Самоорганизация

Нравственно-этическое оценивание

2. Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Фронтальный устный опрос по теме "Состав крови".

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Показательный ответ по цепочке.

Обобщают полученные ранее знания по составу крови.

Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

К: Высказывают свою точку зрения.

Смыслоопределение.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.

3. Выявление затруднения

Постановка проблемы.

При значительных кровопотерях и некоторых заболеваниях возникает необходимость переливания крови. Ещё древние греки пытались спасти истекающих кровью раненых воинов, давая им пить тёплую кровь ягнёнка или телёнка, хотя это не помогало.

В XIX век в Лондоне были сделаны первые попытки переливания крови от одного человека другому, но при этом часто больной погибал. Так, к 1873 году было совершено 247 переливаний, из них 176 завершились смертью. Оказалось, что кровь одного человека может быть смертельно опасной для другого.

Почему?

Отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

Формирование интереса к изучаемому вопросу.

П: Установление причинно-следственных связей.

Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы.

К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

4. Целеполагание

Учитель предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке.

Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

5. "Открытие" нового знания

1. В прошлом переливание крови чаще всего приводило к смерти больного, пока в 1901 году австрийский учёный Карл Ландштейнер не открыл группы крови. Существует 4 группы крови, которые наследуются от родителей и не изменяются на протяжении жизни.

Существует 2 системы обозначения групп крови: в первой обозначают римскими цифрами I - IV , а во второй - латинскими буквами А, В и нулём (система АВ0). Более 40 % европейцев имеют II группу крови, 40% - I , 100% - III и только 6% - IV .

2. Проанализируйте рисунок в учебнике на стр. 67.

Как правильно переливать кровь?

Сформулируйте определения:

универсальный донор

универсальный реципиент

Групповая принадлежность крови зависит от особых белков в эритроцитах и плазме крови (агглютиногенов А и В и агглютининов а и в). В крови одного человека никогда не встречаются одновременно А и а, В и в, поэтому свои эритроциты не склеиваются. Смешивание несовместимой по группе крови приводит к склеиванию (агглютинации) эритроцитов. К чему это приводит?

3. При переливании крови учитывают не только группу крови, но и резус-фактор.

Выступление докладчика.

4. У взрослого человека без вреда его здоровью за один раз можно взять 250 мл крови. Для взрослого мужчины условно опасной является потеря 1,5-2 л крови, а вот женщина может перенести потерю даже 2,5 л крови. Какая важнейшая реакция предохраняет организм от кровопотери при разрушении сосудов? Ответ: Свёртывание крови.

Учитель предлагает изучить механизм свёртывания крови, посмотрев видеофрагмент.

Каков же механизм свёртывания крови? Составьте цепочку последовательности событий при свёртывании крови.

Работают с учебником, анализируют иллюстрацию на стр. 67.

Извлекают из текста необходимую информацию, самостоятельно комментируют фрагмент.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют правила переливания крови, формулируют определения универсального донора и универсального реципиента.

Анализирует видеофрагмент, составляют цепочку последовательности событий при свёртывании крови.

Анализируют и обобщают информацию о группах крови, резус-факторе, переливании и свёртываемости крови.

Р: Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу.

Установление причинно-след-ственных связей.

К: Участие в сов-местной деятель-ности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Ответственное отношение к вы-полнению учеб-ных задач;

осознание ценно-сти здоровья.

6. Физкульт-

минука

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Делают упражнения

Снятие утомления, повышения активного внимания и работоспособности.

7. Первичное закрепление нового знания

Предлагает выполнить Л.р. № 4 "Микроскопическое строение крови ". Учит устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения. Формир ует такие формы мыслительной деятельности: доказательство, аргументация рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей .

Приложение 1.

Проявление познавательной инициативы.

Проведение исследований.

Выстраивают цепочки биологической зависимости, в ходе рассуждений учатся устанавливать аналогии.

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сравнивают кровь человека и лягушки, делают выводы на основе сравнения.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью.

П: грамотно формулировать вопросы, представлять результаты классу.

Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

8. Включение в систему знаний и умений

Учитель зачитывает письмо двоечника и просит исправить ошибки.

Приложение 2.

Исправляют ошибки.

Обобщают полученные знания по новой теме.

П: Прогнозируют

результаты уровня

усвоения изучаемого

материала. Ориентируются в системе знаний.

Р: Осуществляют контроль учебных действий.

Самооценка результатов деятельности. осознание важности данной темы.

9. Рефлексия.

Дает качественную оценку работе класса и отдельных учащихся.

Основные понятия и ключевые термины: ГРУППЫ КРОВИ. Переливание крови. СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

Вспомните! Что такое кровь?

Знакомьтесь!

Карл Ландштейнер (1868-1943) - австрийский врач, иммунолог. В 1900 году К. Ландштейнер взял кровь у себя и у пяти своих сотрудников, отделил плазму от эритроцитов и смешал эритроциты с плазмой крови разных лиц. По наличию или отсутствию склеивания эритроцитов в различных образцах разделил кровь на группы, которые в дальнейшем стали называть группами крови системы АВ0 (читается «А-Бэ-ноль»). В 1930 году Ландштейнеру была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие групп крови человека»

По каким признакам различают группы крови?

ГРУППЫ КРОВИ - это наследственные признаки крови, которые не изменяются в течение жизни человека. В 1901 году, когда К. Ландштейнер опубликовал результаты своих исследований, началось открытие систем групп крови. Сегодня их известно уже более тридцати: система АВ0, резус-система, системы Даффи, Льюис, Лютеран, Келл, Кидд и др.

Группы крови по системе АВ0 определяются наличием в эритроцитах антигенов А и В и соединений плазмы крови -антител а и р. По комбинации этих веществ выделяют 4 группы крови: I (0) - нет антигенов А и В, но есть антитела а и Р; II (А) - содержит антигены А и антитела Р; III (В) - имеет антигены В и антитела а; IV (АВ) -антигены А и В, антител а и Р

нет. Склеивание (агглютинация) эритроцитов происходит в результате реакции антиген-антитело, т. е. когда антиген А встречается с антителами а, а антигены В - с антителами р.

По статистике, самой распространённой является I (0) группа крови (33,5 % населения), а наименее распространённой - IV (АВ) (5 % населения). Деление людей с определённой группой крови по системе АВ0 имеет свои отличия в разных странах. Так, среди украинцев распространённой является вторая группа (А) - 40 %. Далее следуют I (0) -37 %, III (В) - 17 %, IV (АВ) - 6 %.

По резус-системе выделяют две группы крови: резус-положитель-ную и резус-отрицательную. В эритроцитах большинства людей (85 %) содержится антиген, впервые обнаруженный К. Ландштейнером и Р. Винером в 1940 году в крови обезьян макак (Macacus rhesus), и поэтому названный резус-фактором. Отсутствие его обнаружено у 15 % людей. По его наличию или отсутствию кровь называют резус-по-ложительной (Rh+жровь) или резус-отрицательной (Rh"-кровь).


Rh + -KpoBb перелить человеку с Rh“-Kpo-вью, то у него образуются Rh-антитела и возникает резус-конфликт. Повторное введение такому человеку Rh+жрови может привести к склеиванию эритроцитов и тяжёлым осложнением. Резус-фактор имеет значение не только при переливании крови, но и во время беременности. Если у Rh"-женщины формируется R^-плод, то его кровь приводит к образованию в крови матери Rh-антител.

Итак, группу крови определяют по наличию или отсутствию в эритроцитах и плазме определённых антигенов и антител.

Каковы современные принципы переливания крови?

Переливание крови - операция, заключающаяся в переносе в организм определённого количества крови или её компонентов. Переливание крови осуществляют в случае больших потерь крови, некоторых заболеваний и т. п. Человек, который даёт кровь, называется донором, а тот, который получает, - реципиентом. Люди с I (0) группой крови теоретически универсальными донорами, а люди с IV (АВ) - универсальными реципиентами. У взрослого человека без ущерба для его здоровья можно взять 200 мл крови. Донорскую кровь консервируют, добавляя специальные вещества, предотвращающие её свертывание. Такую кровь можно хранить длительное время.

Переливание крови, согласно современным рекомендациям, осуществляется с учётом определённых положений: а) для переливания используют только одногруппную кровь; б) в некоторых случаях человек с IV (AB) группой крови может стать «универсальным донором» плазмы, поскольку в его крови нет антител; в) не следует

пользоваться кровью одного и того же донора во время повторного переливания, потому что обязательно произойдет иммунизация в одной из систем; г) лучшим донором является человек, который сам для себя может сдать кровь (заранее). Сегодня для переливания используют цельную кровь (реже), компоненты крови (эритроцитарная масса, лейкоцитарная масса, тромбоцитарная масса, плазма), кровезаменители (полиглюкин, желатиноль, солевые растворы и др.).

Итак, правильное определение группы крови жизненно важно для человека, который нуждается в переливании крови, так как несовместимость групп крови донора и реципиента может привести к свёртыванию крови и смерти больного.

Каковы основные этапы свёртывания крови?

СВЁРТЫВАНИЕ КРОВИ - защитная реакция организма, которая предупреждает потерю крови при повреждении сосудов. В процессе свёртывания крови принимают участие белки, витамины (витамин К), соли кальция и т. п. Свёртывание крови начинается через 1-2 мин после начала кровотечения и заканчивается образованием тромба через 3-5 мин.

В процессе свёртывания крови выделяют три основных этапа. На первом этапе разрушаются тромбоциты и высвобождается тромбопластин. Во время второго этапа растворённый в плазме крови протромбин под действием тромбопластина и ионов кальция превращается в тромбин. Третий этап свёртывания крови связан с преобразованием растворимого в плазме крови фибриногена в нерастворимый волокнистый белок - фибрин. Нити фибрина переплетаются, между ними задерживаются клетки крови, формируется кровяной сгусток который плотно закупоривает рану и прекращает кровотечение.

Процесс образования фибрина уравновешивается образованием определённого количества фибринолизина, растворяющего тромбы. Кроме того, в организме человека существует и противосвёртывающая система, основой которой является гепарин (соединение, образуемое специальными клетками многих органов, в частности печени и лёгких).

Итак, в организме человека функционируют системы свёртывания крови (фибрин), противосвёртывающая (гепарин) и фибринолитическая (фибринолизин), что является проявлением защитных реакций, направленных на сохранение объёма жидкостей внутренней среды.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Самостоятельная работа с иллюстрациями

Группу крови по системе АВ0 определяют с помощью метода стандартных сывороток II и III групп. На тарелку наносят каплю крови каждой из групп, с помощью пипетки добавляют по капле ис-

следуемой крови. По отсутствию или наличию склеивания в каплях сыворотки определите группу крови для каждого из четырёх вариантов. Применив знания об определении групп крови по системе АВ0, объясните результаты.

Условные обозначения: (^) - отсутствие агглютинации; (^) - агглютинация; ^3 - группа крови, которую определяют.


Биология + Психология

Знаете ли вы, что японцы при знакомстве часто спрашивают: «Какая у вас группа крови»? По мнению японцев, группа крови определяет индивидуальные особенности каждого человека. Так, японский учёный Масахико Номи написал книгу «Вы таковы, какова ваша группа крови», в которой доказал взаимосвязь основных черт характера человека с его группой крови. Вот отрывки из этой книги:

«I группу крови имеет человек, который стремится всегда быть лидером. Если он поставит себе цель, то будет за неё бороться, пока не достигнет. Умеет выбирать направление, чтобы двигаться вперёд. Верит в свои силы, не лишен эмоциональности. Однако у него есть и слабости: он очень ревнив, суетлив, чрезмерно амбициозен.

II группу крови имеет человек, который любит гармонию, спокойствие и порядок. Такие люди хорошо сотрудничают с другими людьми, они чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Их слабости - упрямство и неспособность расслабляться.

III группы крови имеет человек-индивидуалист, склонен делать так, как ему нравится. Он легко приспосабливается, гибок, имеет хорошо развитое воображение. Однако желание быть независимым часто является чрезмерным и превращается в слабость.

IV группы крови у спокойных и уравновешенных, их люди обычно любят и чувствуют себя хорошо рядом с ними. Владельцы этой группы крови умеют развлекать, тактичны и справедливы к окружающим. Но иногда они бывают очень резкими, кроме того, долго колеблются, когда принимают решение...»

А какая у вас группа крови?

РЕЗУЛЬТАТ

Это материал учебника


Тема: Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови
Цель: познакомить учащихся с сущностью биологического процесса свертывания крови, ролью витамина К и кальция в свертывании
Планируемые результаты освоения материала: Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; роль кальция и витамина К. строение и функции крови. Знать свою группу крови, резус-фактор. Анализ крови, малокровие, кроветворение.
Тип урока: изучение нового материала.
Характеристика деятельности уч-ся: Сам. работа с учебником, составление схемы
Виды контроля, измерители: индивидуальный, фронтальный опрос.
Оборудование: таблицы: «Кровь», «Группы крови»
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний учащихся:
Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима внутренняя жидкая среда?
Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?
Что такое лимфатические узлы, их роль? Покажите на себе, где они расположены?
В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
Функции лейкоцитов?
Актуализация
?Почему, когда мы порежемся, кровь останавливается, свертывается, образуется «болячка»? – ответы учеников
В крови есть специальные клетки, которые отвечают за свертывание крови.
Изучение нового материала
Тема нашего урока «Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови»
Запись в тетрадь:
Тромбоциты (кровяные пластинки) - принимают участие в свертывании крови.
Травма – кровь выходит из сосуда – тромбоциты разрушаются – выделяют ферменты – кровь сворачивается
Запись на доске и в тетрадь СХЕМЫ свертывания крови:
СХЕМА свертывания крови: ферменты тромбоцита + О2 + соли кальция + витамин К + растворимый белок фибриноген = нити фибрина (нерастворимый белок) – образуется сетка, которая задерживает клетки крови – образуется сгусток
Если нет каких-то элементов – кровь сворачиваться не будет.
?Как вы думаете, а при переливании крови, почему она не сворачивается? - ответы учеников
?Какой элемент крови легче всего удалить, что бы она не свернулась? – ответы учеников
Легче всего из крови удалить соли кальция.
При анализе крови определяют не только кол-во гемоглобина, но и концентрацию сахара, солей, скорость оседания эритроцитов.
СОЭ(скорость оседания эритроцитов) в норме – мужчины – 2-10 мм/ч, женщины – 2 -15 мм/ ч. При наличии воспалительных процессов СОЭ увеличивается.
Снижение нормы гемоглобина может стать сигналом о том, что у человека – болезнь – малокровие – анемия.
?Чем грозит анемия – уменьшение кол-ва эритроцитов? - ответы учеников -недостаток кислорода.
Белок гемоглобин содержится в эритроцитах.
?Где образуются эритроциты? – ответы учеников - в красном костном мозге.
Если костный мозг не работает – не образуются эритроциты – болезнь – операция по пересадке костного мозга.
В красном костном мозге образуются и лейкоциты и тромбоциты. Дозревают в лимфатических узлах и тимусе (вилочковой железе).
Продолжительность жизни эритроцитов – 4 мес.
Лейкоцитов – от нескольких часов до 3 -5 суток
Тромбоцитов – 5 -7 суток
Количество крови в организме человека 5-6 литров. Потеря ~ 70% (3,5 л) грозит смертью человеку
?Какое есть средство от смерти от потери крови? – ответы учеников - переливание крови.
Идея о вливании крови в кровеносные сосуды родилась в 17 веке после открытия Гарвеем закона кровообращения.
Сначала пытались использовать кровь животных. Обескровленному умирающему юноше влили кровь ягненка. Вливание чужеродной крови вызвало тяжелую реакцию, однако, юноша выздоровел.
Стали проделывать подобные опыты с кровью животных, больные погибали.
В конце 18 века было доказано, что для переливания крови человеку надо использовать только кровь человека.
Первое в мире переливание крови человеку от человека – в 1919 г. В Англии.
Однако, выяснили, что и это не всегда безопасно. Некоторые пациенты гибли.
?Почему? ответы учеников.
На эти вопросы ответили в начале 20 века ученые К. Ландштейнер и я. Янский.
Они установили, что по биологическим свойствам крови люди делятся на 4 группы.
Запись в тетрадь:
Люди, дающие кровь – доноры, получающие кровь – реципиенты.
Когда кровь донора и реципиента не совпадает по группе, то эритроциты склеиваются, собираясь в кучки, или разрушаются при попадании в плазму или сыворотку крови другой группы. Это приводит к гибели больного.
В крови каждого человека есть антигены, которые принимают эритроциты крови другой группы, как инородные тела, которые необходимо уничтожить.
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте раздел «Переливание крови» на стр. 97, выпишите группы крови в два столбика и, покажите стрелочками, какую группу в какую можно переливать.
Проверяем, записывая правильную схему на доске:
ДОНОРРЕЦИПИЕНТ
II
IIII
IIIIII
IVIV
В течение всей жизни группа крови не меняется.
?Кто знает свою группу крови? - ответы учеников
?Какие группы можно вам переливать? - ответы учеников
?Кому вы можете стать донором? - ответы учеников
У многих людей в эритроцитах есть белок, который получил название – резус-фактор. Обозначается буквами Rh+
Впервые был обнаружен у макак-резус, отсюда и название.
Rh+ - кровь, имеющая этот белок в эритроцитах
Rh- - кровь, не имеющая в эритроцитах этого белка
Если человеку с резус-отрицательной кровью влить резус-положительную, то в организме начнется выработка антител против этого белка.
Если повторно перелить такую кровь – начнется резус-конфликт – смерть.
Резус-конфликт может произойти и в случае, когда мать резус-отрицательна, отец – резус-положителен.
Если плод получится резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие положительный резус-белок. Если беременность первая и антител не много – родится нормальный ребенок
При повторной беременности – произойдет резус-конфликт, разрушение эритроцитов ребенка – гибель плода или болезнь плода.
Поэтому, сразу после рождения делают анализ на наличие антител к резус-фактору и, если он есть, новорожденному делают обменное переливание.
Закрепление:
Почему нельзя беспрепятственно переливать кровь от одного человека другому?
Какие группы крови имеются у человека и как их можно переливать?
Почему возникает резус-конфликт?
Рефлексия:
Домашнее задание: стр. 97 - 99, вопросы после параграфа устно

Жидкое состояние крови и замкнутость кровеносного русла явля­ются необходимыми условиями жизнедеятельности организма. Эти условия создает система свертывания крови (система гемокоагуляции), сохраняющая циркулирующую кровь в жидком состоянии и предотвращающая ее потерю через поврежденные сосу­ды постредством образования кровяных тромбов; остановка крово­течения называется гемостазом.

Вместе с тем, при больших кровопотерях, некоторых отравлениях и заболеваниях возникает необходимость в переливании крови, которое должно осуществляться при строгом соблюдении ее совместимости.

СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ

Основоположником современной ферментативной теории свер­тывания крови является профессор Дерптского (Тартуского) уни­верситета А. А. Шмидт(1872). В дальнейшем эта теория была значи­тельно дополнена и в настоящее время считают, что свертывание кро­ви проходит три фазы: 1) образование протромбиназы, 2) образование тромбина, 3) образование фибрина.

Образование протромбиназы осуществляется под влиянием тромбопластина (тромбокиназы), представляющего собой фосфолипиды разрушающихся тромбоцитов, клеток тканей и сосудов. Тромбопластин формируется при участии ионов Са и некоторых плазменных факторов свертывания крови.

Вторая фаза свертывания крови характеризуется превращением неактивного протромбина кровяных пластинок под влиянием протромбиназы в активный тромбин. Протромбин является глюкопротеидом, образуется клетками печени при участии витамина К.

Втретьей фазе свертывания из растворимого фибриногена крови, активированного тромбином, образуется нерастворимый белок фиб­рин, нити которого образуют основу кровяного сгустка (тромба), прекращающего дальнейшее кровотечение. Фибрин служит также струк­турным материалом при заживлении ран. Фибриноген представляет со­бой самый крупномолекулярный белок плазмы и образуется в печени.

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ

Основоположниками учения о группах крови и возможности ее переливания от одного человека к другому были К. Ландштейнер (1901) и Я. Янский(1903). В нашей стране переливание крови впер­вые было проведено профессором Военно-медицинской академии В. Н.Шамовымв 1919г.,ав 1928г.им было предложено перелива­ние трупной крови, за что он был удостоен Ленинской премии.

Я. Янский выделил четыре группы крови, встречающиеся у людей. Эта классификация не утратила своего значения и до настоящего времени. Она основана на сравнении антигенов, находящихся в эритроцитах (агглютиногенов), и антител, имеющихся в плазме (агглютининов). Выделены главные агглютиногены А и В и соответствующие агглютинины альфа и бета. Агглютиноген А и агглютинин альфа, а также В и бета называются одноименными. В крови человека не могут содержаться одноименные вещества. При встрече их возникает реакция агглютинации, т. е. склеивания эритроцитов, а в дальнейшем и разрушение (гемолиз). В этом случае говорят о несовместимости крови.

В эритроцитах крови, отнесенной к I (0) группе, не содержится агглютиногенов, в плазме же имеются агглютинины альфа и бета. В эритроцитах 11 (А) группы имеется агглютиноген А, а в плазме - агглютинин бета. Для III (В) группы крови характерно наличие агглютиногена В в эритроцитах и агглютинина альфа в плазме. IV (АВ) группа крови характеризуется содержанием агглютиногенов А и В и

отсутствием агглютининов.

Переливание несовместимой крови вызывает гемотрансфузионный шок- тяжелое патологическое состояние, которое может закончиться гибелью человека. В таблице 2 показано, в каких случаях при переливании крови донора (человек, дающий кровь) реципиенту (человек, принимающий кровь) возникает агг­лютинация (обозначено знаком +).

Людям первой (I) группы можно переливать кровь только этой группы, а также эту группу можно переливать людям всех других групп.

Таблица 2

Агглютинация при переливании крови люден разных групп

Поэтому людей с I группой называют универсальными донорами. Людям IV группы можно переливать одноименную кровь, а также кровь всех остальных групп, поэтому этих людей на­зывают универсальным и реципиентами. Кровь людей Ни III групп можно переливать людям с одноименной, а также с IV группой. Указанные закономерности отражены на рис. 17.

Важное значение при переливании крови имеет совместимость по резус-фактору. Впервые он был обнаружен в эритроцитах обезьян-макак породы «резус». Впоследствии оказалось, что резус-фак­тор содержится в эритроцитах 85% людей (резус-положительная кровь) и лишь у 15% людей отсутствует (резус-отрицательная кровь). При повторном переливании крови реципиенту, несовмести­мому по резус-фактору с донором, возникают осложнения, связан­ные с агглютинацией несовместимых донорских эритроцитов. Это является результатом воздействия специфических антирезус-агглю­тининов, вырабатываемых ретикуло-эндотелиальной системой пос­ле первого переливания.

При вступлении в брак резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной (что нередко случается) плод часто насле­дует резус-фактор отца. Кровь плода проникает в организм матери, вызывая образование антирезус-агглютининов, которые приводят к гемолизу эритроцитов будущего ребенка. Однако, для выраженных нарушений у первого ребенка их концентрация оказывается недоста­точной и, как правило, плод рождается живым, но с гемолитической желтухой. При повторной беременности в крови матери резко возра­стает концентрация антирезусных веществ, что проявляется не толь­ко гемолизом эритроцитов плода, но и внутрисосудистым свертыва­нием крови, нередко приводящим к его гибели и выкидышу.

Рис. 17. Схема допустимого переливания крови

РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

Регуляция системы крови включает в себя поддержание постоян­ства объема циркулирующей крови, ее морфологического состава и физико-химических свойств плазмы. В организме существует два ос­новных механизма регуляции системы крови - нервный и гуморальный.

Высшим подкорковым центром, осуществляющим нервную регуля­цию системы крови, является гипоталамус. Кора головного мозга оказывает влияние на систему крови также через гипоталамус. Эфферентные влияния гипоталамуса включают механизмы крове­творения, кровообращения и перераспределения крови, ее депони­рования и разрушения. Рецепторы костного мозга, печени, селезен­ки, лимфатических узлов и кровеносных сосудов воспринимают происходящие здесь изменения, афферентные импульсы от этих ре­цепторов служат сигналом соответствующих изменений в подкорко­вых центрах регуляции. Гипоталамус через симпатический отдел ве­гетативной нервной системы стимулирует кроветворение, усиливая эритропоэз. Парасимпатические нервные влияния тормозят эритропоэз и осуществляют перераспределение лейкоцитов: уменьшение их количества в периферических сосудах и увеличение в сосудах внут­ренних органов. Гипоталамус принимает также участие в регуляции осмотического давления, поддержании необходимого уровня сахара в крови и других физико-химических констант плазмы крови.

Нервная система оказывает как прямое, так и косвенное регулиру­ющее влияние на систему крови. Прямой путь регуляции заключает­ся в двусторонних связях нервной системы с органами кроветворе­ния, кровераспределения и кроверазрушения. Афферентные и эфферентные

импульсы идут в обоих направлениях, регулируя все про­цессы системы крови. Косвенная связь между нервной системой и си­стемой крови осуществляется с помощью гуморальных посредни­ков, которые, влияя на рецепторы кроветворных органов, стимули­руют ил и ослабляют гемопоэз.

Среди механизмов гуморальной регуляции крови особая роль при­надлежит биологически активным гликопротеидам - гемопоэтинам, синтезируемым главным образом в почках, а также в печени и селезенке. Продукция эритроцитов регулируется эритропоэтинами, лейкоцитов - лейкопоэтинами и тромбоцитов - тромбопоэтинами. Эти вещества усиливают кроветворение в костном мозге, селезенке, печени, ретикулоэндотелиальной системе. Концентрация гемопоэтинов увеличивается при снижении в крови форменных элементов, но в малых количествах они постоянно содержатся в плазме крови здоровых людей, являясь физиологическими стимуляторами кроветворения.

Стимулирующее влияние на гемопоэз оказывают гормоны гипофи­за (соматотропный и адренокортикотропный гормоны), коркового слоя надпочечников (глюкокортикоиды), мужские половые гормоны (андрогены). Женские половые гормоны (эстрогены) снижают гемопо­эз, поэтому содержание эритроцитов, гемоглобина и тромбоцитов в крови женщин меньше, чем у мужчин. У мальчиков и девочек (до полового созревания) различий в картине крови нет, отсутствуют они и у людей старческого возраста.

КРОВООБРАЩЕНИЕ

Кровообращение представляет собой физиологические процессы, обеспечивающие непрерывное движение крови в орга­низме благодаря деятельности сердца и сосудов. Посредством крово­обращения достигается интеграция различных функций организма и его участие в реакциях на изменение окружающей среды.


Похожая информация.


Открытие в начале ХХ века четырех групп крови существенно расширило возможности медицины. Переливание с учетом их совместимости стало принципиально возможным, а с ним стало возможным лечение множества тяжелых болезней. Однако все ли особенности групп крови исследованы? Мы расскажем, насколько ее тип может влиять на функционирование организма и, в частности, на сердечно-сосудистую систему.

Первые исследования постоянного состава крови были начаты иммунологом Карлом Ландштейнером. Тогда группа медиков под его руководством заметила, что в некоторых случаях смешивание крови двух пациентов изменяет ее структуру - происходит слипание красных кровяных телец (эритроцитов). Дальнейшие исследования позволили выявить на этих клетках наличие антигенов (А и В) и антител к ним (α и β). Одновременно присутствие антигенов и антител к ним в крови человека невозможно - именно такое совмещение при переливании и вызывало слипание клеток. В результате было выделено 4 варианта крови, которые и известны сегодня как система АВ0:

  • 0 (1 группа) - только антитела α и β.
  • А (2 группа) - А и β.
  • В (3 группа) - α и В.
  • АВ (4 группа) - только антигены А и В.

В дальнейшем изучение системы антител и антигенов продолжалось, и сегодня современной медицине известно более десятка различных систем: Келла, Кидда, Даффи и других. Однако по сей день наиболее популярной для выявления совместимости является система АВ0 с уточнением резус-фактора - наличия на эритроцитах специфического белка. Если он присутствует резус положительный, если нет - отрицательный.

Выявление различного состава антител и антигенов натолкнуло ученых на мысль, что они могут определять на устойчивость организма к различным типам болезней. Уже в середине ХХ века было выдвинуто предположение, что состав крови может влиять на ее свертываемость. В 1964 году Оксфордский региональный центр переливания крови провел статистическое исследование 400 образцов, по результатам которого была выявлена связь наличия антигенов с повышением свертываемости. Оказалось, что в 1-й группе, в которой присутствуют только антитела, концентрация VIII фактора свертывания ниже, чем в остальных образцах.

Повышенная свертываемость крови - это риск тромбообразования. А именно тромбы являются наиболее частой причиной инфарктов миокарда и инсультов. Поэтому на основе исследований ученые предположили, что 1-я группа крови наиболее безопасна в отношении развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ).

На сегодняшний день собрана большая база различных статистических данных, подтверждающих эту теорию. Однако сам принцип, по которому вероятность развития болезней сердца и сосудов в группах 2, 3, 4 выше, на уровне лабораторных исследований все еще не подтвержден.

В 1990 году врачи Королевского лазарета Эдинбурга высказали предположение, что существующая статистика связана с тем, что антигены А и В являются сахаридами, которые и повышают свертываемость крови. Поскольку в 1-й группе их нет, она может считаться менее подверженной образованию тромбов.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС), по данным Всемирной организации здоровья, является главной причиной смерти в мире. Это заболевание, которое приводит к инфаркту миокарда или внезапной остановке сердца. При этом на начальных стадиях ИБС не имеет выраженных симптомов - человек может не подозревать о наличии болезни. Поэтому одним из существенных направлений профилактики инфарктов является ранняя диагностика ИБС. А значит, выявление дополнительных факторов риска - перспективное направление в медицинских исследованиях. Группы крови в данном аспекте изучаются очень внимательно.

Одно из наиболее масштабных исследований было проведено Гарвардской школой в Бостоне. На протяжении 20 лет учитывались истории болезней более 90 тысяч пациентов, среди которых 4 тысячи страдали ишемической болезнью сердца. Для того, чтобы статистика была как можно достовернее, учитывались дополнительные факторы: наличие сопутствующих диагнозов, возраст, пол, даже рацион питания. Как и в других исследованиях в этой области, было подтверждено, что пациенты с 1-й группой крови меньше страдают от ИБС. Кроме этого, были выявлены и другие данные:

  • Наличие антигенов повышает риск развития ИБС, однако А и В в этом плане неравноценны. У 2-й группы (А) вероятность заболевания по сравнению с 1-й группой выше на 6%, а вот у 3-й группы (В) - уже на 15%.
  • Наиболее подвержены ИБС люди с 4-й группой крови. По сравнению с 1-й группой, заболевание среди таких пациентов встречается на 23% чаще.

Еще одно важное исследование в этом направлении провели ученые Норвегии в 1980 году. Во внимание брались лишь данные пациентов с уже имеющейся ишемической болезнью сердца. Среди них людей с 1-й группой крови оказалось больше, чем со 2-й группой. Однако сами результаты оперативного лечения (аортокоронарного шунтирования) показали, что у больных с отсутствием антигенов А и В намного выше выживаемость и меньше риск осложнений.

В исследованиях связи группы крови и сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) также собирались данные по атеросклерозу, артериальной гипертензии и инсультам.

  • Атеросклероз сосудов чаще встречается у мужчин с 4-й группой крови (польское исследование), а у женщин - с 3-й группой (литовское исследование).
  • Мужчины со 2-й группой крови более подвержены артериальной гипертензии, а у женщин она чаще встречается среди обладательниц 3-й группы. Более того, ранние исследования 70-80-х годов прошлого века выделяли именно 2-ю группу, как главный фактор риска по развитию всех сердечно-сосудистых заболеваний. И лишь статистика последних 20 лет показала, что наиболее опасна 4-я группа.
  • Люди с 4-й группой более подвержены инсультам. В 2012 году ученые из Университета Вермонта провели исследование с участием 30 тысяч человек пожилого возраста. По результатам оказалось, что наибольший процент людей с деменцией наблюдается среди пациентов с 4-й группой крови. В данном случае слабоумие связано именно с поражением сосудов головного мозга.

Кардиологи обращают внимание, что группа крови - лишь один из возможных факторов риска. Причем на сегодняшний день доказан он косвенно. Но существуют вполне реальные, полностью подтвержденные, факторы. Среди них наряду с пожилым возрастом, наследственностью и другим присутствуют привычки и образ жизни.

  • Курение.

Никотин повышает свертываемость крови, а окись углерода способствует отложению холестерина в стенках сосудов. Это приводит к образованию атеросклеротических бляшек, а нарушение свертывающей системы крови – к формированию на их поверхности тромбов, что в результате повышает риск развития инсульта и ИБС и, в частности, инфаркта. Также во время курения легкие поставляют меньше кислорода, и сердце компенсирует нехватку учащенным ритмом. Это приводит к аритмиям и тахикардии.

  • Алкоголь.

Употребление спиртных напитков приводит к резкому расширению сосудов, а потом к столь же резкому их сужению. Это отражается на артериальном давлении, нарушает кровообращение и может приводить к перерождению сердечной мышцы (кардиомиопатиии). Частое последствие пивного алкоголизма - чрезмерно увеличенный миокард, так называемое бычье сердце.

  • Ожирение.

Люди с избыточной массой тела чаще страдают от артериальной гипертензии. Избыточная жировая ткань увеличивает общее количество сосудов, для обеспечения которых сердце должно постоянно работать в напряженном режиме. Жировые накопления могут влиять на гормональный фон, нарушать восприимчивость организма к инсулину. Это, в свою очередь, приводит к сахарному диабету 2-го типа - существенному фактору риска развития инфаркта миокарда.

  • Чрезмерное потребление соли.

Употребление более 5 г соли в день приводит к нарушению водно-солевого баланса - жидкость задерживается в организме. А это способствует повышению артериального давления. При этом полное отсутствие соли в рационе может, напротив, приводить к обезвоживанию, что сказывается на работе организма в целом.

  • Гиподинамия.

Отсутствие спорта и сидячий образ жизни относятся к одним из основных факторов риска ССЗ. Нетренированное сердце более резко реагирует на стрессы, физические нагрузки. Заниматься рекомендуется регулярно, в умеренном ритме и не менее 30 минут в день.