Лечебно-оздоровительные местности и курорты. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Модель

Площадь нашей страны достаточно огромна и богата различными полезными ресурсами. Среди них и уникальные природные богатства, которые много столетий служат людям. На территориях сосредоточения таких зон располагаются различные комплексы, которые оказывают населению услуги по отдыху, восстановлению после недугов и по коррекции определенных патологических состояний. Это оздоровительные курорты, которые принадлежат государству.

Как же можно определить, является ли местность лечебно-оздоровительной?

Согласно нормам нашего законодательства такой статус может быть назначен той площади, на которой может быть организовано учреждение по предупреждению разных патологических состояний либо их лечению, а также место для отдыха клиентов.

Курорт предполагает наличие на его территории определенных природных целебных ресурсов, а именно источников вод с повышенной степенью минерализации либо залежей целебной грязи. Также в этой местности могут располагаться озера и разные лиманы, основываться пляжи. Считается, что лечебным ресурсом можно рассматривать и климат, если он был признан уникальным и терапевтическим рядом докторов, и это было подтверждено определенными исследованиями.

Как уже говорилось выше, каждая оздоровительная местность в нашей стране – это исключительно государственное достояние. Таким образом, все курорты РФ находятся в государственной собственности либо полностью, либо частичным образом. Все местности такого типа обязательно находятся под санитарной либо горно-санитарной охраной.

Конечно же, в терапевтически-оздоровительной местности могут находиться и частные владения, однако они не в силах обеспечить клиенту прямой доступ к уникальным природным ресурсам. В основном они занимаются лишь предоставлением жилища недалеко от них. Именно поэтому, если вы хотите получить действительно полноценное лечение, выберите обращение напрямую в государственный либо частично государственный санаторий. В таких учреждениях есть вся необходимая инфраструктура для обеспечения пациентам не только терапевтических процедур, но и полноценного, а также комфортного отдыха.

Ресурсы

Основными ресурсами лечебно-оздоровительного туризма принято считать климатотерапию – лечение с использованием положительных качеств климата, бальнеотерапию – лечение целебными минеральными водами, а также пелоидетерапию, которая подразумевает применение лекарственных грязей.

В дополнение к этим методам воздействия на территории России также используются методики талассотерапии – воздействие морским воздухом, айротерапии – применение положительных качеств горного воздуха, сплеотерапии – использование микроклимата пещер, а также фитотерапии – траволечения.

Один из санаториев под Нижним Новгородом

Как пример санаторно-оздоровительного комплекса можно рассмотреть лагерь под наименованием Романтика. Он направлен на круглогодичное терапевтическое обслуживание деток школьного возраста (от семи и до шестнадцати лет). В этом учреждении лечат невралгии, поражения нервной системы, а также органов дыхания. В нем также корректируют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, устраняют нарушения зрения и проблемы в ротовой полости.

На территории санатория располагается жилой и благоустроенный корпус со множеством номеров с удобствами, которые оборудованы балконами. Также при учреждении есть поликлиника, различные спортивные площадки, тренажерный зал и лыжная база. На территории находится также каток, оборудованные площадки для игр, компьютерный и учебный класс, видеосалон. Конечно же, к услугам клиентов есть и столовая. Благодаря грамотному расположению всех этих мест на территории, детям не придется ездить для того чтобы получить лечение, развлечься либо получить образование. Минимальный срок нахождения в этом учреждении составляет три недели. Этого времени достаточно для того, чтобы организм восстановился, либо для того чтобы организм получил положительный эффект от проводимой терапии.

Курорты Дальневосточного федерального округа

Курорт «Шмаковка» располагается в поселке под наименованием Горные Ключи. В качестве природного целебного фактора на его территории применяются углекислые воды с высоким уровнем газонасыщения. Они используются для питья, а также для осуществления наружных воздействий. Воды типа кисловодских бывают с низкой степенью минерализации, гидрокарборнатные кальциевые и магниево-кальциевые, а также кремнистые.

На территории курорта Шмаковка находится четыре разных санатория.

Курорт «Паратунка» располагается в долине реке Паратунке в Елизовском районе. На его территории расположены скважины, в которых на поверхность выводятся несколько разновидностей термоминеральных вод.

Санаторий предлагает своим клиентам грязелечебницу и три различных бассейна с водами высокой степени минерализации. Кроме того он оснащен современной физиотерапевтической аппаратурой, оказывает стоматологические услуги, имеет кабинет функциональной диагностики. На базе санатория есть несколько лабораторий, ЛФК-кабинет, клиентам предоставляется разнообразное диетическое питание.

Мы рассмотрели лишь некоторые лечебно-оздоровительные местности и курорты России. На самом деле их количество куда более значимо.

Действующий

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Модель

Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 31-18
от 25 ноября 2008 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах


Настоящий модельный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения и рационального использования уникальных природных комплексов и объектов, растительного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением их состояния, лечебно-оздоровительного и экологического воспитания населения.

Глава 1. Общие положения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Задачи законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

Задачами законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах являются:

- создание правовых условий для сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, расположенных на территории государств - участников СНГ;

- определение принципов государственной политики и государственной поддержки оздоровления населения в лечебно-оздоровительных местностях и курортах на основе использования природных лечебных ресурсов.

Статья 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативно-правовых актов государств - участников СНГ.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством государства.

Статья 3. Основные понятия и термины

Для целей настоящего модельного Закона используются следующие основные понятия и термины:

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении государства;

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органа местного самоуправления;

курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении регионального органа государственной власти;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортный фонд государства - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов);

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством государства режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании государственной лицензии;

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются государственным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации.

Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения соответствующим органом исполнительной власти государства или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь государственное, региональное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения правительством государства.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти региона по согласованию с соответствующими государственными органами исполнительной власти страны.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном законодательством государства.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается правительством либо соответствующим региональным органом исполнительной власти государства.

Статья 5. Область применения Закона и принципы государственной политики в сфере регулирования использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Настоящий Закон предусматривает полномочия, относящиеся к следующей компетенции:

1. Правительство государства:

- определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

- устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

- ведет государственный учет курортного фонда страны и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;

- устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих государственное значение;

- осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих государственное значение;

- устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

- осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

2. Органы исполнительной власти регионов:

- признают территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

- устанавливают границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

- определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством государства и правовыми актами регионов;

- осуществляют регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение государства;

- осуществляют международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);

- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.

3. Органы местного самоуправления:

- представляют в органы исполнительной власти региона предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

- участвуют в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

- осуществляют контроль над рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

- участвуют во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Статья 6. Государственная политика и координация деятельности в сфере курортного дела и отдыха

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный правительством государственный орган, который осуществляет:

- ведение государственного реестра курортного фонда страны;

- разработку и координацию государственных программ развития курортов;

- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда страны и повышения эффективности его использования;

- подготовку кадров в сфере курортного лечения;

- контроль за исполнением законодательства страны об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава 2. Особенности использования природных лечебных ресурсов

Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности государству (государственная собственность) либо регионам (региональная собственность государства).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении органов государственной власти и региональных органов власти государства.

3. От имени государства и его региональных субъектов права собственника осуществляют указанные в настоящем модельном Законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается. Правительство государства в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не нанесет ущерба курортно-рекреационному потенциалу соответствующих территорий.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном правительством государства.

Статья 10. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с государственной лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 11. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава 3. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха

Статья 12. Поддержка развития курортов в государстве

1. Поддержка развития курортов государственного значения является расходным обязательством государства, поселений и городских округов.

Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством регионов государства.

2. Координацию и обеспечение выполнения государственных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный правительством государственный орган управления.

Статья 13. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из национального законодательства.

Статья 14. Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выданной в установленном порядке.

2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Глава 4. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 15. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения, утверждаются правительством государства, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти регионов государства.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - только пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то государственные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти регионов государства.

Глава 5. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 16. Разрешение споров

Статья 16. Разрешение споров

1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством государства.

3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

Статья 17. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государства разрешаются в порядке, установленном в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.

Глава 6. Международная деятельность

Статья 18. Политика и приоритеты международного сотрудничества в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Регулирование и государственный контроль международного сотрудничества осуществляются правительством государства.

2. Приоритетными направлениями международного сотрудничества в области развития и регионального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов являются подготовка и стажировка работников здравоохранения, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для оздоровительной деятельности.

3. Государство содействует расширению круга субъектов международного сотрудничества в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, поощряет самостоятельные связи физических лиц и организаций оздоровления населения.

Статья 19. Международное сотрудничество в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Международное сотрудничество в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках внешнеполитической деятельности основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и соглашениях.

2. Государства-участники проводят согласованную политику в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

3. В целях международной деятельности в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органы управления санаторно-курортным комплексом всех уровней имеют право:

- устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями;

- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;

- вступать в неправительственные международные организации;

- проводить совместные научные исследования, участвовать в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях.

Статья 20. Международные договоры

Если международным договором государства в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим модельным Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 21. Внешнеэкономическая деятельность

1. Органы управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественные объединения вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.

2. Валютные средства, полученные органами управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат.

Статья 22. Участие в работе международных организаций в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Филиалы и представительства международных организаций в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются и действуют на территории государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными государством, и национальным законодательством.

Глава 7. Ответственность за нарушение настоящего модельного закона и контроль за его исполнением

Статья 23. Виды ответственности

За нарушения настоящего модельного Закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством государства.

Статья 24. Контроль за исполнением настоящего модельного Закона

Контроль за исполнением настоящего модельного Закона осуществляют государственные органы и службы, уполномоченные на то правительством государства.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 43, 2009 год

Согласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях”, лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся к отдельной самостоятельной категории особо охраняемых природных объектов и территорий, использование и защита которых имеет свои особенности. Признание территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами, особенности и порядок пользования природными лечебными ресурсами (ПЛР) этих территорий определяет Федеральный закон “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”. Лечебно-оздоровительными местностями и курортами признано значительное число территорий России. В благоприятных климато-географических зонах региона Кавказских Mинеральных Bод, Черноморского побережья Кавказа, на Северо-Западе и в Средней полосе России, в Калининградской области, на Алтае, Урале, в Сибири, Приморье и других регионах располагается большинство санаторно-курортных организаций (СКО). Это – санатории, санаторные оздоровительные лагеря, санатории для родителей с детьми, детские санатории, бальнео-, грязе- и водолечебницы.

Крупнейшим в стране является санаторно-курортный комплекс (СКК) профсоюзов России, в состав которого, кроме перечисленных выше, входят также отдельные санаторно-курортные организации (СКО) общекурортного значения. Это, в частности, гидрогеологические режимно-эксплуатационные станции (ГГРЭС) и бальнеотехнические службы, осуществляющие мониторинг месторождений ПЛР, территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Такие организации работают в составе СКК профсоюзов, находятся в совместном ведении государства и профсоюзов России (например, ОАО “Кавминкурортресурсы”), созданы на базе санаторно-курортных объектов профсоюзов (например, ГГРЭС ЗАО “Курорт Белокуриха”) или заключили договора о взаимодействии с СКО ФНПР “Профкурорт” (ОАО “Курорт “Русь” и др.). Примером указанных служб в составе СКК профсоюзов России являются: Филиал ООО “СКО “Калининградпрофкурорт” – “Гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция”, ООО “Эколого-гидрогеологический центр “Эгида” (г. Анапа, Краснодарский край), “ООО “ГГРЭС” (г. Владивосток), ООО “Краснодарская КГГРЭС”, ГГРЭС ЗАО “Курорт Старая Русса” (Новгородская область), Псковская ГГРЭС. Имеются гидрогеологические службы и бальнеотехнические хозяйства и в отдельных санаториях и бальнеолечебницах, например: СЛПУ “Санаторий им. Н. С. Абельмана” и ЗАО “Санаторий “Сосновый бор” (Владимирская область), ООО “Санаторий “Воробьево” (Калужская область), ЗАО “Липецкурорт” (Cанаторий “Липецк”), ЛПУ “Санаторий “Дорохово” (Московская область), ЛПУП “Пятигорская бальнеогрязелечебница”, ОАО “Санаторий “Чувашия” (Чувашская Республика) и др.

Санитарный режим в пределах округа и зон санитарной охраны курортов и месторождений определяется правительственными постановлениями, которые устанавливают границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны.

Результаты наблюдений свидетельствуют об экологическом благополучии большинства лечебно-оздоровительных местностей, территорий курортов и месторождений ПЛР, что достигнуто благодаря своевременному осуществлению плановых предупредительных мер по ограничению вредных воздействий на окружающую среду. Экологически благополучными признаны, например, курорты “Аршан” и “Горячинск” в Республике Бурятия, санаторий “Новый Источник” в Вологодской области, ОАО ‘Курорт “Русь” в Иркутской области, ООО “Санаторий “Воробьево” в Калужской области, ЗАО “Санаторий “Нижне-Ивкино” в Кировской области, ЗАО “Санаторий “Ключи” в Пермском крае, ЗАО “Курорт “Старая Русса” в Новгородской области, ОАО “Санаторий “Вешенский” и другие в Ростовской области, ОАО “Санаторий “Чувашия” в Чувашской Республике, ЗАО “Санаторий им. В. В. Воровского” в Ярославской области. Отмечено улучшение экологической обстановки при переводе котельных здравниц с мазута и угля на газ. На курортах и в санаториях соблюдаются согласованные с природоохранными службами нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу: примерами могут служить Краснодарская ГГРЭС, СКУП “Пензапрофкурорт”, ООО “Бальнеологический курорт “Мацеста” (Холдинг) города Сочи”, ООО “Санаторий (курорт) Егнышевка” и ООО “Санаторий (курорт) Краинка” НП “Тулапрофкурорт” (Тульская область), ОАО “Санаторий “Металлург” (Удмуртская Республика).

В санаториях, в соответствии со специальными планами-графиками экологического контроля, определены объекты, виды и периодичность контроля, контролируемые параметры и места проведения исследований. В ОАО “Санаторий “Чувашия” на выполнение экологической программы на 2011 г., включающей природоохранные мероприятия и повышение квалификации специалистов, запланировано 1,12 млн. руб. Своевременно планируются финансовые затраты на ремонт очистных сооружений, благодаря чему бесперебойно работают сооружения биологической очистки сточных вод в ЛПУ “Санаторий Березовая роща”, СКУП “Пензапрофкурорт”, ООО “Бальнеологический курорт “Мацеста” (Холдинг) города Сочи” (Краснодарский край) и др. Также качественно осуществляют все работы за счет собственных средств ОАО “Санаторий “Вешенский” (Ростовская область), ЗАО “Курорт Старая Русса” (Новгородская область), НУ “Санаторий им. Н. М. Пржевальского” (Смоленская область), ЗАО “Курорт Белокуриха” (Алтайский край) и др. Медицинским учреждением Вологодской областной федерации профсоюзов “Санаторий “Новый источник” в этих целях освоено 915,5 тыс. руб., из них на ультразвуковую установку по обеззараживанию сточных вод израсходовано 435, 5 тыс. руб., на ремонт воздуходувной системы для улучшения очистки сточных вод – 200 тыс. руб. Для обеспечения оптимального экологического состояния месторождения минеральных вод на участке ОАО “Санаторий “Чувашия” затрачено 550 тыс. руб. Средства израсходованы на аналитический контроль качества минеральных вод, на ремонт насоса и оборудование скважин контрольно-измерительными приборами, на очистку минералопровода и емкостей для сероводородных вод. Также предотвращено незаконное использование лесного земельного участка и строительство дома во 2-й зоне горно-санитарной охраны.

Вместе с тем санаторно-курортные организации, поддерживающие в надлежащем состоянии территории санаториев и курортов, в том числе парков, осуществляющие ремонт полей фильтрации очистных сооружений, очистку отстойников и приямков, ремонт нагорных и ливневых канав, различных площадок с корректировкой профиля, обрезку и посадку деревьев, кустарников, цветов, стрижку травяных газонов и другие работы, вынуждены отказываться от части курортно-рекреационных территорий из-за высокой платы за землю. Так, отдельным здравницам СКУП “Пензапрофкурорт” пришлось освободить от 4,7 до 39,0 га ранее использовавшихся земель. Наряду с этим, в ряде местностей обостряется ситуация в связи с опасностью загрязнения природной среды. Так, в ЗАО “Курорт Белокуриха” (Алтайский край) отмечено увеличение автотранспорта при недостатке мест парковки, а во 2-й и 3-й зонах санитарной охраны ОАО “Санаторий “Металлург” в Удмуртской Республике существуют стихийные свалки бытового мусора. Негативно влияние на окружающую среду работающих на мазуте и угле котельных НУ “Санаторий “Красный бор” и прилегающих поселков г. Смоленска. Нехватка финансовых средств не позволила перевести на газ и котельную НУ “Санаторий им. Н. М. Пржевальского” в Смоленской области.

Российская Федерация располагает уникальными природными лечебными ресурсами. Это различного состава хлоридные натриевые, углекислые, сероводородные, радоновые, мышьяковистые и другие воды высокой минерализации, рассольные, средне-, мало- и слабоминерализованные, в том числе для наружного применения, и питьевые лечебные и лечебно-столовые воды, а также лечебные грязи, торфяные и иловые. В санаторно-курортных организациях регулярно осуществляется мониторинг геологической среды. В соответствии с ежегодно утверждаемой Ростехнадзором “Программой режимных наблюдений” обследуются зоны горно-санитарной охраны месторождений ПЛР. “Технологические схемы разработки месторождений”, “Проекты округов и зон санитарной охраны I–III поясов” регулируют осуществление контроля за состоянием ПЛР и курортных местностей. Нормативы ПДС и перечень контролируемых показателей утверждаются в регионах в установленном порядке, проводятся работы по переоценке запасов ПЛР (минеральных вод, лечебных грязей и др.) В связи с экономическим кризисом, закономерным снижением заполняемости здравниц и высокими расценками оказалось затруднительным произвести работы по подсчету запасов на некоторых месторождениях ПЛР, в частности, на месторождении минеральных вод Учреждения “Пансионат “Нижне-Липовский” в Пензенской области, работающего по принципу полного хозяйственного расчета.

Наряду с этим гидрогеологическими и бальнеологическими службами ведутся работы по ремонту и модернизации каптажных и надкаптажных сооружений и оборудования. Так, в ООО “Санаторий “Металлург” (Удмуртская Республика) на двух скважинах заменены электроконтактные манометры, на пяти установлены новые станции управления насосами, на одной скважине заменено устьевое оборудование. Санаторно-курортными организациями принимаются меры по рациональному использованию добываемых гидроминеральных ресурсов и по расширению перечня оказываемых лечебно-оздоровительных услуг. Так, в ЗАО “Санаторий “Сосновый бор” (Владимирская область) планируется подводка минералопровода в водолечебницу для использования высокоминерализованных вод (по Плану развития горных работ). В ОАО “Санаторий “Чувашия” планируется обеспечение минеральной водой лечебного корпуса и подача ее в бассейн для аквааэробики и в питьевые бюветы.

Вместе с тем вызывает обеспокоенность опасность загрязнения месторождений минеральных вод, эксплуатируемых ЗАО “Санаторий “Нижне-Ивкино” в Кировской области, в связи с началом массовой продажи земельных участков во 2-й зоне санитарной охраны, так как эти участки не могут быть обеспечены централизованным водоснабжением и водоотведением. Почти 40 лет эксплуатируются очистные сооружения здравницы, с которых, до принятия Водного Кодекса, был разрешен сброс сточных вод после их глубокой очистки в водный объект на территории 2-й зоны санитарной охраны. Отсутствие финансовых средств на перенос выпуска и обустройство очистных сооружений с возможностью более глубокой очистки сточных вод является серьезной проблемой, которая требует взвешенного решения. В ООО “Санаторий (курорт) Краинка” в Тульской области качество воды р. Черепеть и сточных вод не в полной мере соответствует ПДК, так как река периодически загрязняется неочищенными хозяйственно-бытовыми стоками очистных сооружений г. Суворова и других населенных пунктов. В связи с этим необходимо усилить контроль со стороны местных госструктур за соблюдением природоохранных требований на особо охраняемых природных территориях.

Без государственной поддержки по приведению в соответствие недропользования действующему законодательству становится опасной эксплуатация месторождения на Радоновом участке (район КМВ). Разработанный по заказу Госкорпорации “Росатом” проект рекультивации бывшего рудника горы Бештау с сохранением месторождения минеральных вод и эксплуатации его для бальнеолечения до сих пор не утвержден. Требуется принятие адекватных действенных мер и, в частности, решения о создании единого проекта разработки месторождения и объектов недропользования. В то время как обслуживание радонопровода в штольне осуществляет ОАО “Гидрометаллургический завод” (г. Лермонтов), недропользователь ЛПУП “Пятигорская бальнеолечебница” ведет добычу и геологическое изучение с целью переоценки запасов месторождения на Радоновом участке (скважина № 113).

Большинство курортов и санаторно-курортных организаций имеют утвержденные округа горно-санитарной охраны месторождений ПЛР и лицензии на их использование. В некоторых СКО ведутся работы по пересмотру и согласованию округов горно-санитарной охраны по объективным причинам: строительство лечебных и спальных корпусов, бурение новых скважин и др. Так, произведена корректировка проекта “Округа санитарной охраны курорта “Горячий ключ” (Краснодарский край). Между тем, до настоящего времени округа горно-санитарной охраны не везде увязаны с генеральными планами развития курортов (Калининградская область и др.), что ведет в некоторых случаях к нецелевой застройке территорий курортов и здравниц.

В основном, состояние гидроминеральной базы, бальнеотехнических сооружений сети гидрогеологических режимно-эксплуатационных скважин CКК профсоюзов России удовлетворительное. Работы по ведомственному мониторингу ведутся регулярно. Осуществляются наблюдения за уровенным режимом подземных и поверхностных вод. Измеряется фактический дебит (водоотбор) минеральных вод и их суточный расход, статический и динамический уровни в наблюдательных и эксплуатационных скважинах для определения изменений пьезометрической поверхности подземных минеральных вод, определяется качественный состав (химические и бактериологические показатели) вод и грязей для оценки степени стабильности гидрохимических условий месторождений ПЛР. Соблюдение лицензионных условий и правил разработки месторождений позволяет обеспечить соответствие кондиционного состава ПЛР государственным стандартам и санитарным правилам при их добыче и подаче потребителю.

Наряду с этим, проблема сохранения и рационального использования ПЛР остается весьма актуальной в условиях некоторых изменений характера недропользования и в связи со случаями нарушения действующего законодательства в области добычи подземных вод, в том числе ПЛР. Месторождения минеральных вод и лечебных грязей нередко находятся в пределах крупных городов-курортов и испытывают негативное воздействие антропогенного факторов. При этом неблагоприятны, а подчас и опасны загрязнения воздушной и водной среды, земель рекреационного назначения, особенно, зон горно-санитарной охраны. В ряде местностей ослаблен контроль за соблюдением правил курортного строительства, за развитием инфраструктуры и проведением профилактических и текущих природоохранных мероприятий на особо охраняемых территориях. В этих условиях по-прежнему актуальна деятельность режимно-эксплуатационных гидрогеологических служб.

С ростом числа самостоятельных частных организаций-заводов розлива минеральных вод, не озабоченных интересами курортов и здравниц о сохранении и рациональном, с профессиональных позиций, использовании важного достояния страны – месторождений ПЛР, подчас уникальных вод, имеется опасность истощения и деградации некоторых месторождений. Вследствие этого расширение числа и видов недропользователей должно вести к усилению контроля за состоянием месторождений и ПЛР. Последнее возможно только при дополнительном усилении режимно-наблюдательной сети. Приоритет коммерчески заинтересованных недропользователей создает трудности для проведения работ по переоценке запасов ПЛР на месторождениях, несмотря на условия, определенные лицензионными соглашениями, особенно, если производство этих работ диссонирует с интересами недропользователей-коммерсантов. При этом нельзя забывать и о возможном изменении естественных бальнеологических свойств минеральных вод, состава и ресурсов подземных минеральных вод по ряду месторождений и участков из-за опасности нарушения схемы их эксплуатации, в том числе, бурения скважин для коммерческого использования преимущественно с целью промышленного розлива.

В связи со значительным ущербом, наносимым месторождениям в случаях несанкционированной застройки зон горно-санитарной охраны и др., остается весьма актуальной планомерная работа режимно-эксплуатационных служб по выявлению и устранению нарушений при непосредственном участии соответствующих структур. Например, при обследовании зон горно-санитарной охраны Псекупского месторождения минеральных вод (Краснодарский край) выявлены разрушения природного ландшафта (разрушение склонов Абадзехской горы, оползни берегов р. Псекупс и вдоль дорог пос. Джубга и др.), обусловленные техногенными факторами. В некоторых курортно-рекреационных зонах стихийное строительство различных объектов может привести к превышению допустимых нагрузок на ландшафт и нарушению декретированного режима зон санитарной и горно-санитарной охраны. Так, имела место незаконная застройка площадей, в некоторых случаях без экологической экспертизы и соответствующих разрешений, в пределах 2-й зоны горно-санитарной охраны ЗАО “Санаторий “Нижне-Ивкино”, ЛПУ “Санаторий им. В. В. Володарского” и ЛПУ “Санаторий “Полесье” в Пензенской области, в пределах 3-й, 2-й зон и даже 1-й зоны горно-санитарной охраны Псекупского месторождения в Краснодарском крае.

Нельзя не отметить подчас неэффективную, нерациональную эксплуатацию месторождений минеральных вод и лечебных грязей, которая может вызывать изменение химического состава вод и грязей, повышение или снижение пьезометрических уровней в скважинах не только в связи с естественными сезонными климатическими факторами, но и с недостаточным уровнем водоотбора по сравнению с оцененными эксплуатационными запасами. Так, резкое снижение в 2010 г. потребления минеральных вод Псекупского и Ейского месторождений в связи с низкой заполняемостью здравниц вызвало повышение пьезометрических уровней в наблюдательных и эксплуатационных скважинах, а также увеличение дебитов естественных выходов минеральных вод источников “Мика + Медиа” и “Марк” в 2 раза по сравнению с 1981 г., когда была осуществлена детальная разведка с подсчетом запасов (Краснодарский край). Там же снижение количества выбранных иловых сульфидных грязей всего до 0,2% от балансовых запасов привело, в сочетании с изменением гидрометеоусловий территории, к повышению минерализации воды, покрывающей лечебную грязь месторождения “Плес Глубокий”.

Для решения проблем лечебно-оздоровительных местностей и курортов необходимо дальнейшее укрепление правовой базы санаторно-курортной и оздоровительной деятельности. Несовершенство законодательства, в частности, не позволяет в полной мере реализовать потенциальные возможности использования уникальных природных лечебных ресурсов. Это же тормозит упорядоточение ряда вопросов взаимоотношения государства-владельца земель и природных лечебных ресурсов (недр) и санаторно-курортных организаций – их пользователей, что диктует необходимость доработки проекта федерального закона “О санаторно-курортной и оздоровительной деятельности”.

Ботанические сады и дендрологические парки

Ботанические сады и дендрологические парки представляют собой самостоятельную категорию особо охраняемых природных территорий, в задачи которых, согласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях”, входит “создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности”.

Деятельность ботанических садов (БС) и дендрологических парков (ДП) России регулируется Советом ботанических садов России (СБСР), который объединяет около 100 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности (Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и др.). Общая площадь, занимаемая БС и ДП, составляет 7,7 тыс. га. Число посетителей БС и ДП в 2010 г. превысило 1,7 млн. человек. БС и ДП России играют важную роль в развитии научных исследований, образовании школьников и студентов, обеспечении рекреационных потребностей населения.

Территории ботанических садов и дендропарков находятся под постоянным воздействием как природных, так и антропогенных факторов. Данные регулярного анкетирования БС и ДП свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет в ботанических садах и дендропарках страны сохраняется неблагоприятная экологическая ситуация, обостряющаяся в результате недостаточного финансирования (табл. 4.6).

В числе наиболее острых факторов экологического риска чаще других указывается загрязнение атмосферного воздуха (более 70% случаев). Постоянно увеличивается число респондентов, отмечающих в качестве одного из основных факторов формирования проблемных ситуаций недостаточное финансирование БС и ДП.

Отсутствие проблемных экологических ситуаций в большинстве случаев обусловлено расположением объектов за пределами населенных пунктов и, как следствие, низкой антропогенной нагрузкой. Таковы немногочисленные примеры благоприятных экологических ситуаций (Дендрологический парк Крапивенского лесхоза-техникума в с. Селиваново Тульской области, Дендрологический парк “Лесостепная опытно-селекционная станция декоративных растений” в п/о Мещерка Липецкой области и др.).

Однако, начиная с 2007 г., отмечаются негативные изменения экологической обстановки даже по отношению к этим относительно благополучным территориям: так, в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте Кольского НЦ РАН (г. Кировск) наблюдается увеличение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, обусловленное влиянием вредных выбросов комбината “Североникель” ОАО “Кольская ГМК”.

Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу коллекциям растений в БС и ДП многих городов (Волгоград, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Томск, Чита и др.). Загрязнение водоемов отмечается в БС и ДП городов Архангельск, Барнаул, Волгоград, Йошкар-Ола, пос. Садовый. Ущерб коллекциям растений наносит подтопление территорий БС и ДП в Калининграде, Красноярске, Майкопе, Пятигорске, Якутске, на Соловецких островах.

Действие факторов экологического риска обостряется проблемами организационного характера. Остается недостаточным бюджетное финансирование БС и ДП, на что обращают внимание более 40% респондентов. С учетом данных анкетирования, свидетельствующих о нехватке средств на содержание коллекций и решение текущих проблем БС и ДП (приобретение посадочного материала, реконструкцию оранжерей, ремонт коммуникаций, охрану и ограждение территорий и т. п.), число таких респондентов достигает 70%.

Отсутствие возможности организовать охрану территорий приводит к их захламлению и загрязнению бытовыми отходами, организации несанкционированных свалок на границах с территориями БС и ДП, расхищению и уничтожению коллекционного материала местным населением во многих БС и ДП России (см. табл. 4.7).

Нередки претензии сторонних организаций в отношении территорий БС и ДП (ДС Красноармейского МУП (г. Волгоград), БС Марийского ГТУ (г. Йошкар-Ола), БС Института биологических проблем криолитозоны СО РАН (г. Якутск) и др.).

Крайне отрицательно на работе БС и ДП сказывается нехватка средств на проведение научных исследований, а также неукомплектованность штатов (города Петрозаводск, Екатеринбург, Чита). Одной из наиболее серьезных проблем для БС и ДП России остается неопределенность правового статуса их территорий, о чем с каждым годом свидетельствует все большее число респондентов (БС Удмуртского, Пермского, Томского, Иркутского государственных университетов и др.).

Для сохранения системы БС и ДП, являющихся в соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” национальным достоянием, необходимо обеспечить закрепление за ними статуса ООПТ федерального значения. В настоящее время именно неопределенность статуса большинства БС и ДП лежит в основе комплекса вышеперечисленных проблем. Придание статуса ООПТ будет способствовать соблюдению в отношении БС и ДП правовых норм и создаст условия для сохранения и восстановления их уникальных коллекций, охраны территорий и возрождения роли БС и ДП как важнейших научно-исследовательских и образовательных центров страны.