Неврологические заболевания у детей до года симптомы. Все, что нужно знать о детских неврологических болезнях. Лечение детской невралгии

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Проблемы со сном, сниженный мышечный тонус и частый плач иногда указывают на нарушения в работе нервной системы. Чем быстрее будет выявлена неврология и ее причина, тем больше шансов на быстрое восстановление и правильное развитие.

Неврология детей до года – причины

Неврологические расстройства у детей связаны с повреждением головного и спинного мозга, мозжечка и периферических нервов. Неправильная работа нервной системы может быть врожденной, когда беременность сопровождалась осложнениями или ребенок родился с генетическими дефектами, заложенными в начале эмбрионального развития. Приобретенные после рождения нарушения наблюдаются при недостаточном питании, после травм и серьезном проявлении аллергии.

Наиболее частые причины церебрального паралича связаны с пренатальным периодом, это преждевременные и тяжелые роды, фетальные инфекции, генетические проблемы. Эпилепсия, не редко результат травм, инфекций, образования опухолей, повреждения головного мозга. Другая причина эпилепсии – системные расстройства, такие как гимпогликимия или гипергликемия, уремический синдром, химическое отравление и результат повышения температуры тела выше 39 градусов.

Специалисты до сих пор ищут ответ на вопрос, почему одни и те же факторы на разных детей действуют иначе – одни малыши рождаются здоровыми, а другие имеют патологии разной степени тяжести. Вероятно, это связано с особенностями маленького организма и его чувствительностью.

Симптомы неврологии у детей до года, не всегда повод для беспокойства. Если такие признаки как плач и бессонница временного характера, то это, вариант нормы – современные крохи, часто реагируют капризностью на перемену погоды или чрезмерное количество впечатлений. Тремор (дрожание ручек) проходит после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Размер родничка и его закрытие может немного отклоняться от нормы при условии, что рост головки идет правильно и нет других осложнений в развитии.

Вздрагивания во сне не всегда патология, это нормально для любого возраста, если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Вздрагивания во время мочеиспускания не причина для посещения врача в первый год крохи. Повышенный мышечный тонус (гипертонус) у новорожденных приходит к норме на 5 – том месяце жизни (максимально допустимый срок).

Когда идти к врачу

Плановое посещение невролога обязательно в первый, третий, шестой и двенадцатый месяц. Во время обследования специалисту можно озвучить жалобы и задать вопросы. Невролог осмотрит ребенка на наличие расстройств и даст рекомендации касательно лечения и постарается найти причины, которые стали виновниками заболевания (если оно есть). Консультация необходима как можно скорее, когда наблюдаются следующие симптомы:

  • Во время плача ребенок закидывает голову назад.
  • Врожденные не угасают через полгода после рождения.
  • Ребенок не реагирует на яркий свет или шум погремушки.
  • Не держит головку после первых тридцати дней жизни.
  • Обильно выделяется слюна после кормления.
  • Есть трудности в кормлении, малыш не может проглотить пищу.
  • Повышенная тревожность, отсутствует потребность сна.
  • Ребенок не удерживает погремушку через 30 дней после родов.
  • Теряет сознание, наблюдаются судороги или временные “отключения” сознания (абсансы).
  • Западает внутрь головки родничок.
  • Часто плачет, есть трудности в засыпании.
  • Не подражает речи взрослых после третьего месяца жизни.
  • Не любит лежать на животе (типичный признак детей с неврологическими нарушениями).
  • Не плачет, поведение пассивно, сон занимает больше 20 часов в сутки.
  • Сложно переодеть по причине сильного мышечного напряжения.
  • Малыш постоянно выгибает тело или наклоняет голову в сторону.

Если неврология у детей до года не лечится вопреки рекомендациям врача или была не замечена, в более старшем возрасте это приведет к задержке речи, неспособности концентрировать внимание, обучаться и контролировать поведение. Самый “безобидный” итог – головные боли и эмоциональная нестабильность.

Реабилитация

При выявлении нарушений развития, невролог направляет на дополнительные обследования и консультацию к другим специалистам, например к отоларингологу и офтальмологу, чтобы выяснить причины и подобрать правильное лечение. Терапевтические методы различаются в зависимости от поставленного диагноза, обычно, назначается курс массажа и приема медикаментов, восстанавливающих функционирование нервной системы.

Курс восстановления слуха и зрения важно начать как можно раньше, предпочтительнее до первого полугодия жизни. После первого года лечение уже не дает таких положительных результатов, а неврология прогрессирует быстрее, что приводит к инвалидности. В тяжелых случаях нарушений нервных и психических функций, лечение направлено на улучшение нынешнего состояния.

Чрезвычайно важно во время лечения соблюдать правильное питание ребенка, если мать кормит грудью, необходимо выбирать только натуральные продукты, избегая готовых блюд с добавлением искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Также во время грудного вскармливания можно использовать дополнительные источники минералов и витаминов (БАДы). Положительное влияние на развитие мозга и нервную систему оказывают добавки с омегой-3.

Помимо здоровой диеты, неврология у детей до года требует стимуляции развития различными способами – например, чтением сказок и прогулками на свежем воздухе, поощрением физической активности. Эти простые шаги оказывают положительное влияние на умственные способности и помогают организму справиться со всеми расстройствами и причинами их появлений.

Нас сегодняшний день проблемы в области неврологии у новорождённых весьма распространены. Ведь на ребенка влияют и современная экология, и родительское питание, стрессы. К самым распространенным неврологическим нарушениям у младенцев приводят: родовая травма, недостаток кислорода при развитии плода в утробе матери в первые месяцы беременности, возникнувшие при родах осложнения, плохая наследственность. Также на ребенке может сказаться мамин токсикоз, если он проявлялся в тяжелой форме.
То, какое здоровье малыша зависит от наследственности, которую он получил, а также от того, в каких социальных условиях он находится. При этом в раннем возрасте ему требуется динамичное наблюдение в первый, третий, шестой, девятый и двенадцатый месяц жизни, после рождения.
Моторное, психическое и речевое развитие ребенка в первый год жизни – динамика
В первый месяц после своего рождения малыш учиться удерживать свою головку, фиксировать взгляд, прослеживать движение ярких предметов, прислушиваться к различным звукам. При этом он неосознанно начинает улыбаться и издавать звуки с помощью гортани.
В третий месяц ребенок уже научился уверенно держать голову, подниматься на свои предплечья, переворачиваться на бок со спины. Часто пытаться взять окружающие его предметы, например игрушки, стал реагировать на голос и лицо мамы, проявляет голосовую реакцию на голод или дискомфорт. Мимика у малыша оживляется при звучании чьего-то голоса, если ему хорошо, то он улыбается или смеется.
В шесть месяцев новорождённый уже должен самостоятельно сидеть, вставать на четвереньки, может раскачиваться. В этом возрасте часто пытается куда-то уползти. За предметы берется одной рукой, проявляя к ним интерес, также уже достаточно хорошо научился ими манипулировать. Малыш уже начинает лепетать (имитированная речь), выговаривать свои первые слоги, еще он любит подражать интонациям взрослых.
На девятом месяце младенца характеризует активное ползание, умение стоять (конечно же, с поддержкой или держась за ближайшую опору). Он уже хорошо управляется с игрушками, научился брать предметы маленьких размеров. В этот период развития он уже различает близких и чужих, может повторять движения, подражая «собеседнику», например, играть в «ладушки» и «сороку-ворону». Также ребенок сможет показать определенную часть тела и понять, что ему говорят «нет», произнести короткие слова (обычно «мама» и «папа»). Теперь ему уже под силу выполнить простое задание и самостоятельно попить из кружки.
В двенадцать месяцев дети начинают самостоятельно ходить, понимают обращенную к ним речь, играют в куклы или машинки, помогают себя одевать, учатся быть опрятными. Словарный запас в этом возрасте – около десяти-двенадцати слов.
Важно знать, что при формировании речи у ребенка, обычно выделяют два варианта: 1) число слов, произносимых ребенком, постепенно нарастает; 2) речь развивается неравномерно (ребенок начинает от самых простых слогов, а на 6-12 месяце замолкает, а в 9 месяцев начинает осознанное повторение слогов).
Наиболее распространенная неврология у новорожденных (поражения нервной системы) в таком возрасте, это вызванные гипоксией (во время ношения ребенка в утробе матери или при родах) изменения в функционировании ЦНС. Под изменениями имеется ввиду: слишком высокая возбудимость, расстроенный сон и пищевое поведение, нарушения в движениях (и мышечном тонусе), нарушение в регуляции давления внутри черепа, кожа стала мраморной, ладони и стопы влажные, конечности холодные, наблюдается метеолабильность, возможное также возникновение разных видов судорог.
Родители обязательно должны знать, что при отсутствии необходимого и должного в данном случае внимания к подобным проявлениям, которые являются патологическими, что касается состояния ЦНС ребенка, можно пожать определенные последствия. У малыша может задержатся психомоторное и речевое развитие, что в свою очередь может привести к нарушениям в поведении (гиперактивность), недостатку внимания, у него может резвится эмоциональная неустойчивость, нарушиться формирования навыков письменности, чтения и счета. К тому же всему замедлится развитие и мозгового функционирования, т.е. речь, внимание и память у ребенка будут нарушены.
Если родители заметили у ребенка следующие симптомы, обязательно нужно сходить на прием детского невролога:
- сосание груди ребенком слишком вялое, он прерывается, потому что устает;
- малыш поперхивается, молоко вытекает через нос;
- наблюдается гнусоватость в голосе, а крик слабый;
- у ребенка срыгивание происходить часто, а весь прибавляется в недостаточной мере;
- новорождённый малоактивен или слишком беспокоен и это состояние только усиливается, даже если вокруг него почти ничего не меняется;
- у малыша дрожит подбородок, верхние и/или нижние конечности, особенно когда он плачет;
- у ребенка наблюдается беспричинное вздрагивание, он трудно засыпает, а сам сон поверхностен и короток;
- при лежании на боку, он обычно запрокидывает свою голову;
- окружность головы растет слишком быстро или слишком медленно;
- ребенок малоподвижен, вял, мышцы находятся в дряблом состоянии (в низком тонусе) или же он скован в своих движениях (что свидетельствует о высоком тонусе мышц), что пеленать его становиться трудной задачей.

Синдром – это сочетание проявлений и закономерность повторения симптомов, взаимно между собою связанных. Например, повышение тонуса мышц, частый плач и чрезмерная пугливость - все эти проявления можно отнести к синдрому гипервозбудимости малыша.

Синдромы неврологического характера пугают родителей, хотя в большинстве своем они являются только характеристикой болезни, так как сопровождают некоторые заболевания или являются их осложнениями.

Синдромы не являются диагнозом, они являются лишь поводом для особого внимания, так как со временем могут исчезать.

В детской неврологии особенного внимания заслуживают:

  • синдром гипервозбудимости;
  • церебрастенический синдром.

Синдром гипервозбудимости

Проявления данного неврологического синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости и нарушений сна. При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.

Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.

В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

В основе данного синдрома лежит повышение внутричерепного давления с расширением ликворных пространств черепа в результате избыточного скопления в них цереброспинальной жидкости. Синдром имеет право на существование только при наличии клинических проявлений, одних данных УЗИ о расширении желудочков недостаточно.

Повышение внутричерепного давления может проявляться гидроцефалией с усиленным ростом головы и выбуханием родничка. Возникает диспропорция между мозговым и лицевым черепом.

Клинические проявления ВЧД:

  • «мозговой» крик;
  • закатывание глаз;
  • рвота и сильные срыгивания;
  • нарушение психического развития.

Судорожный синдром

Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.

Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой, либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождением мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.

Церебрастенический синдром

В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов - физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).

При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.

В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.

Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.

Нарушения со стороны нервной системы могут быть разнообразными.
Чаще всего это:
аффективно-респираторные приступы;
нарушения речи;
нарушения сна;
неловкость;
приступы злобы;
проблемы воспитания;
повышенная возбудимость.

Аффективно-респираторные приступы:

Аффективно-респираторные приступы - это острая задержка дыхания. Может возникать при крике или плаче ребенка. От злости, обиды или боли (например, при падении) ребенок начинает плакать так горько, что задерживается дыхание, в легких уже нет воздуха, ребенок сначала краснеет, затем синеет и тут же начинает дышать. В момент нехватки воздуха возможно кратковременное кислородное голодание мозга и ребенок теряет сознание.
В это время могут быть судороги.

Все это длится несколько десятков секунд, после чего дети становятся вялыми, иногда сонливыми. Подобные приступы могут отмечаться у 2 % детей до 2 лет, редко до 4 лет. Обычно это бывает у очень упрямых, своенравных детей, которые любой ценой стараются добиться своего. Такие состояния, как правило, проходят бесследно и служат одним из проявлений ранней детской нервности. Во время приступа следует вынести ребенка на свежий воздух, повернуть лицом вниз, чтобы запавший язык не перекрывал дыхательные пути. Можно побрызгать лицо холодной водой, но не давать пить, так как ребенок в этот момент не глотает.

Для того чтобы избежать приступа, надо «переключить» внимание ребенка на какой-то другой предмет, отвлечь его и стараться избегать конфликтных ситуаций.
Необходимо единство взглядов всей семьи на отношение к этой проблеме, поскольку ребенок очень быстро учится извлекать выгоду для себя из сложившейся ситуации. Во многих случаях нужна консультация психолога. Особой опасности такие приступы не представляют, однако во всех случаях необходима консультация врача для исключения эпилепсии и нарушений сердечного ритма. Следует также помнить, что часто повторяющиеся приступы из-за кислородного голодания мозга могут привести к неврологическим заболеваниям.

Нарушения речи:

Если вам кажется, что ребенок мало говорит, выясните у логопеда, как он должен говорить в этом возрасте. Развитие речи ребенка зависит от того, как много с ним разговаривают с первых дней жизни. В первое время новорожденный как будто никак не реагирует на обращения к нему.
Но проходит несколько недель, и ребенок прислушивается к звукам речи, как бы замирает. Еще через некоторое время в ответ на вашу речь начинает произносить звуки: «гу», «у». К 1,5-2 месяцам гулит хорошо, а к 3 месяцам гулит долго, протяжно, певуче, затихает, когда начинаете говорить вы, потом снова гулит, улыбается. К 6-8 месяцам появляются цепочки звуков: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», к 9-12 месяцам - слова. К году обычно ребенок знает 6-10 слов.

К 15 месяцам начинает осознанно обращаться к родителям и другим членам семьи: «мама», «папа», «баба». К 18 месяцам хорошо копирует интонации, выполняет инструкции («возьми и принеси, положи» и т. д.). К 2 годам может говорить короткие двухсловные предложения («мама, ам»). После 2 лет формируются предложения, и 3-летний ребенок уже говорит фразами, поет песенки, читает короткие стишки. Правда, речь еще нечеткая, не всегда понятная окружающим. Однако так бывает не всегда. Если ребенок мало говорит, необходимо выяснить, нет ли у него нарушений слуха или поражений со стороны нервной системы. Если ребенок хорошо слышит, необходимо постоянно с ним говорить, приучать пользоваться не жестами, а словами.

Окруженному «стеной молчания» малышу не хватает стимулов для развития речи. Если речь ребенка нечеткая, следует обратиться к логопеду, чтобы проверить, не короткая ли у него уздечка языка. Патология твердого неба (расщелина) тоже приводит к нарушению звукопроизношения, даже после хирургической коррекции. Если со стороны органа слуха, полости рта нет отклонений, необходимо проконсультироваться у невропатолога, чтобы исключить задержку психоречевого развития как следствия поражения нервной системы.

Следует помнить также о наследственных особенностях развития речи. Существует естественная разница в развитии речи детей: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Чем больше разговаривать с ребенком, тем раньше он сам научится говорить. Большинство речевых нарушений является следствием патологии слуха.

Нарушения сна у ребенка:

Подобно взрослым, у детей различная потребность во сне. Новорожденные спят от 12 до 20 часов в сутки, старшие дети - всю ночь. Однако некоторые могут спать лишь 4-5 часов и не спят днем. В большинстве случаев это наследственные особенности, но и режим жизни ребенка вносит свои изменения. Дети, которые мало активны днем, плохо спят ночью, как, впрочем, и чрезмерно активные, не успевающие успокоиться вечером.

Дети с астмой, экземой, аллергией, пищевой непереносимостью тоже плохо спят ночью. Многое зависит от того, как укладывать ребенка. В одних семьях принято укачивать малыша на руках, в других - укладывать в кроватку. Преимущество последнего метода в том, что родители некоторое время могут побыть вдвоем.

Около половины детей до 5 лет просыпаются ночью, что является нормой. Другое дело, что при этом недосыпают родители. Поэтому они могут вставать к ребенку поочередно или подольше поспать утром.

К нарушениям сна относятся:
ночные кошмары;
ночные страхи;
снохождение (лунатизм).

Ночные кошмары очень неприятны для ребенка. Они возникают из-за нарушения дыхания: при астме, аллергии, увеличении миндалин, заложенности носа, из-за психических причин (страшные фильмы и т. д.), перенесенных болезненных ощущений или травм, а также в жарких и душных помещениях. Обычно бывает между 8 и 9 годами. Ребенку снится, что его кто-то давит, преследует и т. д. Утром он помнит, что ему снилось. Эти нарушения бывают в фазу быстрого сна.

Ночные страхи. Ребенок просыпается ночью и несколько минут кричит, не узнавая окружающих. Его нелегко успокоить, он испуган, у него частое сердцебиение, широкие зрачки, учащенное дыхание, искажены черты лица. Чаще всего ночные страхи отмечаются между 4 и 7 годами. Через несколько минут ребенок успокаивается и засыпает, утром ничего не помнит. Ночные страхи возникают в фазе менее глубокого сна.

Снохождение (лунатизм, сомнамбулизм) появляется в фазе неглубокого сна или фазе выхода из неглубокого сна: Дети встают с кровати, ходят по комнате, могут разговаривать, сходить в туалет или помочиться в комнате, затем возвращаются в свою пастель или в другую и укладываются спать. Утром они об этом не помнят. Иногда снохождение сочетается с ночными страхами. Следует помнить, что уставшие дети спят крепко. Поэтому физическая и умственная активность ребенка днем: подвижные игры, пение, чтение стихов, считалочки - способствует крепкому сну.

К 3 годам дети значительно меньше спят днем или вообще отказываются от дневного сна. Укладывание ребенка вечером после ванны, сказка на ночь способствуют закреплению режима, и ребенок спокойно отправляется в постель. Можно оставить неяркий свет ночника или свет в коридоре, если малыш боится темноты. В кроватку ребенок может взять любимую игрушку или книжку. Иногда помогает тихая музыка или «белый шум» (работа каких-либо бытовых приборов, тихие разговоры взрослых между собой). Не стоит укачивать ребенка на руках, так как он просыпается, как только его укладывают в кроватку. Лучше посидеть рядом и спеть колыбельную. Спальня должна быть уютной, теплой.

Если ребенок плачет, боясь оставаться один, приучайте его к этому постепенно. Уложив ребенка, выйдите на несколько минут и снова вернитесь. Постепенно увеличивайте время отсутствия. Ребенок будет знать, что вы где-то рядом и вернетесь к нему.

При кошмарах и ночных страхах надо успокоить ребенка, уложить его. При необходимости по рекомендации врача можно давать легкие успокаивающие средства. Важно, чтобы ребенок не смотрел вечером фильмы, сказки, которые могут напугать его. При снохождении надо спокойно уложить ребенка, не будить его. Нужно обследовать его у врача и при необходимости провести лечение. Помните о безопасности ребенка: закройте окна и двери, чтобы он не попал на лестницу и не свалился через окно.

Нарушения сна - частое явление у грудных и младших детей. Однако регулярное укладывание в одно и то же время позволяет выработать определенный режим. При нарушениях сна необходима консультация врача и применение соответствующих лекарств.

Неловкость:

Все маленькие дети немного неловки, так как их нервная система не успевает за развитием мышц и костей. Начиная самостоятельно есть, ребенок пачкает одежду, разбрасывает еду, учась одеваться - воюет с пуговицами, застежками, замочками. Часто падает, ушибается, появляются синяки и шишки на голове, руках и ногах. В 3 года ребенку еще трудно построить башню из кубиков, дошкольники плохо рисуют, пишут, часто разбивают посуду, не умеют оценивать расстояния, поэтому неловко бросают и ловят мяч.

Многие дети не отличают правую сторону от левой. Чаще они чрезмерно возбудимы, импульсивны, не могут долго сосредоточить внимание. Некоторые начинают поздно ходить (после полутора лет). Должно пройти какое-то время, чтобы они наверстали этот пробел. У некоторых детей координация движений страдает «по наследству». Другие дети имеют эмоциональные нарушения.

Дети с какими-либо отклонениями: координаторными, эмоциональными, манипулятивными - чувствуют себя не такими, как все. Иногда неловкость возникает в результате травм, особенно головы. Недоношенные дети также несколько отличаются от сверстников. Во многих случаях по мере роста ребенка проявляются, вначале незаметные, нарушения по типу минимальной мозговой недостаточности. Неловкость ребенка осложняет проблемы воспитания. Неудача в выполнении какого-либо задания может вызвать у ребенка гнев, обиду, склонность к уединению, стеснительность, неуверенность в себе, особенно если сверстники начинают смеяться над ним.

Негрубые неврологические нарушения часто не замечают, а ребенка оценивают как «нормального, но несносного», что ведет к наказаниям, выговорам, еще большим нарушениям поведения и патологическому формированию характера. Ребенок начинает избегать школы, находит любые причины, чтобы не пойти на уроки, где его ругают, высмеивают. Родители в первую очередь должны понять, что у ребенка не все в норме. Если вы замечаете, что ваш ребенок особенно неловок, обратитесь к невропатологу, психологу, чтобы выявить и уточнить характер нарушений как можно раньше.

Небольшие нарушения есть у каждого десятого ребенка, поэтому важно проявить максимум терпения и внимания, чтобы провести соответствующую коррекцию. Для успеха нужны взаимопонимание, терпение, а не наказание, высмеивание и выговор. Если выявлено минимальное поражение мозга - не расстраивайтесь, есть много способов лечения и коррекции подобных нарушений.

Приступы гнева:

Приступы гнева часто бывают у детей в возрасте от полутора до 4 лет. Самое трудное время - от 2 до 3 лет. Это критический возраст самоутверждения. К 4 годам приступы становятся значительно более редкими. В возрасте 2-3 лет около 20 % детей ежедневно злятся по тем или иным причинам.

Главная из причин гнева - недовольство тем, что ребенок не может выразить свои желания так, как хочет. Дети в этом возрасте очень хорошо понимают все, что происходит вокруг них, и страстно желают, чтобы все было, как им хочется. Если этого не происходит, гнев выливается в приступы злобы, которые доставляют много беспокойства родителям, особенно в общественных местах. Иногда приходится даже шлепнуть малыша.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, всегда проанализируйте свои действия, прежде чем вы куда-то отправляетесь с ребенком. Дети обычно начинают капризничать, если хотят есть. Имейте с собой всегда какие-нибудь фрукты или печенье. Если ребенок хочет спать, постарайтесь возвратиться домой ко времени сна или идите после того, как ребенок проснется и у него будет хорошее настроение. Иногда удается «переключить» внимание ребенка на что-то необычное и интересное в окружающей обстановке.

Приступы зависти к сестре или брату можно предотвратить, если уделять ребенку максимум внимания и нежности, а не бранить его. Старайтесь сохранять спокойствие и не реагировать на выходки ребенка. Не думайте о том, что скажут окружающие. Многие из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко. Иногда в гневе ребенок плачет и может вызвать аффективно-респираторный приступ, но, к счастью, это бывает редко. Всегда оставайтесь спокойны и будьте последовательны.

Возьмите плачущего ребенка на руки и крепко обнимите, чтобы он не мог вырваться. Все находящиеся поблизости предметы, которые он, может схватить и бросить, отодвиньте. Если ребенок не хочет двигаться с места, оставьте его и идите, но не выпускайте из поля зрения. Обычно дети всегда бегут за уходящими родителями. Несмотря на трудности, не позволяйте ребенку одержать победу, иначе с каждым разом будет еще труднее. В случае приступов гнева у ребенка после 5 лет необходимо проконсультировать его у психолога.

Проблемы воспитания у детей:

Проблемы воспитания весьма разнообразны. Причинами возникающих проблем могут служить приступы злобы, отказ от еды, нарушение сна, чрезмерная возбудимость, а иногда и приступы агрессии, когда ребенок может нанести повреждение себе и другим, кусаясь и дерясь. Поведение родителей в таких ситуациях зависит от их культуры, воспитания, общественного положения. Особенно большое влияние на поведение родителей оказывают их собственные впечатления детства.

Некоторые родители очень строго подходят к ребенку и не допускают никаких поблажек, другие относятся более мягко и лояльно. С медицинской точки зрения нет единых подходов к воспитанию. Главное, чтобы родители не унижали и не оскорбляли ребенка. Дети, которые приучены к режиму дня и постоянно знают, что будут делать дальше, как правило, не доставляют хлопот в воспитании, даже если они чрезмерно возбудимы.

Родители ищут помощи, когда не справляются с ребенком и их методы воспитания не дают результатов. Идеальных детей нет, но поведение родителей в вопросах воспитания во многом предопределяет судьбу ребенка. Иногда воспитание (или, лучше сказать, его отсутствие) противоречит всем нормам поведения в обществе. В воспитании необходимо учитывать и особенности ребенка. Некоторые дети с рождения спокойные, несмелые, другие же, наоборот, подвижные и напористые.

Беспокойные дети плохо спят, склонны к ночным кошмарам, быстро устают. Если они находятся постоянно под страхом наказания, видят натянутые отношения между родителями, то пытаются любым способом обратить на себя внимание, в том числе и плохим поведением. Во многом воспитание является результатом поведения родителей. Ребенок, которому не дали сладостей, начинает капризничать, но, если не добьется своего, сделает для себя выводы.

Иногда плохое поведение ребенка проявляется в определенных ситуациях: если он голоден, хочет пить или устал. Тогда очень легко установить причину и нормализовать ситуацию. Если ребенок плохо себя ведет, надо терпеливо и доступно объяснять его ошибки и повторять это в соответствующих ситуациях. Дети реагируют на чуткое, внимательное отношение, особенно на похвалу, даже если они ее не всегда заслуживают. Возбужденному ребенку можно позволить «выплеснуть энергию» в игре, в спортивных занятиях, чтобы он успокоился.

Нельзя позволять ребенку все. Если сказано «Нет!» - это должно быть уверенным «нет», законом для всех членов семьи. Очень плохо, когда один из родителей запрещает, а другой, наоборот, - разрешает. Всегда разумно реагируйте на выходки ребенка. Лучше хвалить за хорошее поведение, чем наказывать за непослушание. Можно даже обещать награду за что-нибудь хорошее при этом следует обязательно выполнить свое обещание. Однако награда не должна быть повседневным стимулом для поведения ребенка.

Режим дня и последовательное отношение к ребенку могут предотвратить много трудностей. Если вы не справляетесь с проблемами воспитания своего ребенка, обратитесь к невропатологу или психиатру для выявления возможных (скрытых) отклонений со стороны нервной системы.

Повышенная возбудимость:

Этот термин не всегда используют правильно. Часто энергичного, подвижного ребенка называют возбудимым. Однако дети, страдающие повышенной возбудимостью, не только подвижны, но и беспокойны, они не могут концентрировать внимание, совершают много ненужных движений при выполнении какой-либо работы, плохо учатся, не могут довести начатое дело до конца, у них быстро меняется настроение.

У таких детей часто бывают приступы гнева, когда они бросают предметы на пол, нередко они страдают нарушением координации, неловкостью. Такие явления встречаются у 1-2 % детей, в 5 раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Коррекцию подобного поведения не¬обходимо провести как можно раньше: повзрослев, чрезмерно возбудимые дети могут совершать антисоциальные поступки. Причины повышенной возбудимости до конца не выяснены. Важное значение придается наследственным факторам и воздействию социальной среды. Не исключается влияние аллергии (экзема, астма) и других заболеваний, а также отклонений в течении беременности и родов.

Если ребенок очень возбудимый, необходимо тщательно продумать режим его дня. Выясните, что интересует ребенка, и используйте эти интересы, чтобы научить его концентрации внимания, усидчивости, улучшить координацию и двигательную активность рук. Это могут быть рисование, раскрашивание, конструирование, те или иные игры, спортивные занятия и т. д. Не предоставляйте ребенка самому себе, но давайте свободу в определенные часы.

Основная роль в коррекции поведения возбудимого ребенка принадлежит родителям. Вам доверяет ребенок, и с вами он чувствует себя защищенным. При необходимости можно обратиться за помощью к невропатологу, психологу, аллергологу.