Косит глазик у ребенка 3 месяца. Тяжелое течение беременности и родов. Развитие зрения малыша

Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой (рис. 5).

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

Тест

    Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).

В 3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

Тест

    Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно‑двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание! Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их (рис. 8).

Тест‑игра

    При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест‑игра‑упражнение

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу‑бу», «а‑а‑а», «о‑о», «га‑га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло‑трапецию‑турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание! Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто‑нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест

    Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально – вправо‑влево, но и вертикально – вверх‑вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание! Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту‑другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие

Интонации и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_mesjaca.txt · Последние изменения: 2012/11/14 10:05 (внешнее изменение)

Косоглазие - состояние, при котором происходит нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. По-другому болезнь называют страбизм, или гетеротропия. Косоглазие у новорожденных является той патологией, которую родители могут определить даже без помощи врачей, визуально. На практике это выглядит так: положение роговиц по отношению к уголкам глаза и краям век несимметрично, глазки разбегаются к вискам или, наоборот, к носу, смотрят в разные стороны.

В каком бы возрасте ни проявилась болезнь, хорошего в ней мало, а если быть точным, нет вообще ничего положительного. Медлить с лечением нельзя. Однако вначале нужно выяснить определенные нюансы: возраст малыша, причины возникновения и степень косоглазия. Затем вместе с лечащим врачом определить стратегию лечения.

Что происходит при косоглазии

Если глаза расположены симметрично, картинка-изображение попадает на центральные области сетчатки как одного, так и второго глаза. При этом в зрительном анализаторе картинка сливается в единое изображение.

При косоглазии такого слияния не наблюдается, и центральная нервная система воспринимает двоение как угрозу, перегрузку для организма. В итоге с целью защиты она «выключает» изображение косого глаза, он работает лишь при прикрытии здорового глазика.

Если ничего не делать, косоглазие у младенцев приводит к снижению остроты зрения на «пострадавшем» глазу, происходит так называемый синдром «ленивого глаза». Такое состояние называется амблиопия.

Причины косоглазия

Незрелость зрительных мышц

Это самая распространенная и обнадеживающая причина того, почему косят глаза у деток в младенчестве. Дело в том, что при рождении многие системы в организме еще только настраиваются. Слабые зрительные мышцы не способны координировать движения глаз как положено, да и мозг только учится руководить этим процессом.

Когда одна из шести мышц, удерживающих глаз, ослаблена, возникает косоглазие

Фиксировать взгляд ребенок сможет лишь к трем месяцам жизни. Поэтому в возрасте двух недель косоглазие у новорожденного вполне допустимо, оно временно. В таком случае хотелось бы знать, когда проходит такое состояние. Окончательное формирование координации движений мышц глаза происходит только к 2-3 годам жизни, но уже к полугоду жизни ребенка врач может установить, связано косоглазие с патологией или нет.

Тяжелое течение беременности и родов

Если во время беременности было выявлена гипоксия плода или нарушение циркуляции крови, а потом еще и роды были долгими и сложными, возможно микроскопическое кровоизлияние, приводящее к патологическим состояниям в глазу. Кроме того, во время внутриутробного формирования глазные мышцы могут быть неправильно развиты. Обе ситуации приводят к стойкому косоглазию, которое можно попытаться скорректировать позже, но только хирургическим путем.

А вот другие причины, способствующие развитию косоглазия у грудных детей:

  • наследственный фактор (в некоторых случаях предрасположенность к заболеванию заложена на генетическом уровне);
  • офтальмологические болезни в раннем возрасте: конъюнктивит, близорукость или дальнозоркость, ячмень;
  • другие болезни, такие как ревматоидный артрит, скарлатина, дифтерия;
  • сильный испуг;
  • большие нагрузки на зрительную систему;
  • черепно-мозговые травмы, повреждения глаз;
  • заболевания неврологического характера.

Выявление болезни на ранней стадии

Как уже говорилось ранее, родителям не составит труда определить болезнь у новорожденного ребенка самостоятельно. Однако даже если вы никаких отклонений не замечаете, было бы правильным показывать младенца офтальмологу в 2 месяца, в 4 и в 6. Существует около 20 видов косоглазия, и если к полугодию жизни малыш все еще косит глазками, специалист сможет поставить точный диагноз.


Посещать детского офтальмолога нужно, даже если нет никаких подозрений на отклонения в зрении

А пока зрительные мышцы слабенькие, стимулируйте их работу с помощью глазной гимнастики. Сядьте на диван так, чтобы можно было хорошо опереться спиной, согните в коленях ноги и «полулежа» посадите на них малютку. Возьмите игрушку (погремушку) и не спеша водите ей из стороны в сторону, вверх и вниз. Смысл в том, чтобы ребенок глазками следил за игрушкой.

Также для развития фокусировки можно развешивать большие яркие игрушки в поле зрения малыша. Но не стоит это делать непосредственно над кроваткой. Повесьте их повыше, чтобы кроха не смог дотянуться до них рукой. Помните, что дети рождаются дальнозоркими, и предметы, расположенные слишком близко, негативно влияют на развитие их зрения.

Лечение

Косоглазие у детей до года лечить сложно, вернее сказать, почти невозможно. Это связано именно с возрастом малыша. Практически все методики рассчитаны на деток постарше, в возрасте отдвух лет. В целом же используются хирургические и терапевтические методы лечения.


Деткам постарше могут назначить ношение очков

Операция делается тогда, когда комплексная терапия не дала результатов. При этом удается избавиться от дефекта лишь косметически.

Чтобы восстановить объемное (бинокулярное) зрение, долгое время придется делать специальные упражнения, обучая мозг воспринимать картинку как положено. Однако даже удаление внешних проявлений косоглазия важно для нормального психологического состояния.

Комплексная же терапия должна начинаться как можно раньше, при этом следует запастись терпением и маме, и ребенку. Вот некоторые тактики лечения:

  1. Оптическая коррекция с помощью ношения очков, окклюдора (специальная повязка) и линз.
  2. Диплоптика. Упражнения по выработке объемного зрения проводятся в естественных условиях, при которых поля зрения глаз не разделяются.
  3. Ортоптика. Упражнения проводятся в гаплоскопических условиях, то есть поле зрения одного глаза отделяется от поля зрения другого за счет специальных приспособлений.
  4. Плеоптика. Применяется для лечения амблиопии и нормализации фиксации зрения. В этой методике широко используют фигурные слепящие поля, вращающуюся контрастную решетку с полосами разной ширины и лазерную стимуляцию.
  5. Посещение ребенком специализированного детсада. В таких заведениях имеются тренажеры для зрения. Кроме того, малышу психологически легче. Ведь если в группе для занятий все дети надевают очки с заклеенным глазом, ребенок не будет стесняться.

Занятия на тренажерах предусмотрены для детей с 4-х лет, операции на глазах делают не ранее трехлетнего возраста.

Детство - тот период жизни, когда зрение наиболее поддается корректировке. Не исключено, что лечение будет длительным, но если начать его как можно раньше, большая вероятность того, что вам удастся справиться с косоглазием. Заботьтесь о физическом и психическом здоровье вашего малыша.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.