Детям от расстройства живота. Расстройство желудка у ребенка. Основные причины. Функциональные причины, являющиеся вариантом нормы

Памятка родителям будущих первоклассников

Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: Какую отметку ты получил?, спросите:

Что сегодня было самое интересное?

Чем вы занимались на уроке чтения?

Что веселого было на уроке физкультуры?

В какие игры вы играли?

Чем вас кормили сегодня в столовой?

С кем ты подружился в классе? и т.д.


Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Попробуйте соблюдать несколько правил, которые помогут вашему ребенку.

1.Соблюдайте режим дня

Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.

2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно

Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований. Встречая ребенка после школы, не приставайте в нему с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить и выслушать.

3. Учите ребенка выражать свои чувства

Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.

4. Не требуйте, а предлагайте

Все, что вы хотите – выражайте не в форме требований, а в форме предложений и сотрудничества. При разговоре с ребенком описывайте ситуацию, свои ожидания, возможные способы ее разрешения. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.

Прежде, чем предоставлять ребенку большую самостоятельность в связи с переменой его статуса с дошкольника на школьника, родители должны между собой заранее обсудить, какую часть своей ответственности они готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим первоклассником, за что он теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)

5. Хвалите ребенка

Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.

6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков

Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований

Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять,что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.

8. Спокойствие, только спокойствие!

Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему первокласснику.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Собрать сына или дочку в первый класс - удовольствие недешевое. По разным подсчетам, скромные форма, обувь, ранец и канцтовары выливаются в разные суммы, от полутора тысяч рублей до пяти. Нескромные - дороже. Поскольку мы так или иначе вынуждены платить эти немаленькие суммы, давайте обсудим, что же купить первоклашке удобного в использовании и невредного для здоровья, а желательно даже полезного.
Первоклассник, если он растет в адекватной среде, еще не сравнивает свои вещи с теми, чем пользуются одноклассники. Ему главное - выбрать то, что нравится. С любовью. И он будет доволен.
Самое главное, что нужно помнить, - вещи для первоклассника и вообще школьника младших классов должны быть:
- прочными,
- легко заменяемыми.

Пенал должен быть как можно прочнее и проще. Прекрасные пеналы, где держалки-резиночки можно заполнить карандашами и ручками, крайне неудобны для малышей. Дома мы все красиво в них разложим, полюбуемся, положим в ранец. А на уроке первоклассник вытащил из пенала одно, другое, третье. А тут звонок. Куда, как вы думаете, он денет все вынутое из пенала? Правильно, ссыплет в ранец! Поэтому такие пеналы с резиночками и отделеньицами лучше покупать классе во втором аккуратным методичным девочкам, а в период адаптации к школе они малопригодны. У первоклассника пенал, к тому же, обязательно должен быть жестким, ведь в мягком содержимое легко может поломаться. Поэтому симпатичные пенальчики, сшитые по типу косметичек, брать не стоит. Так что наилучший пенал для маленького школьника - обычная прочная деревянная или пластмассовая коробка с удобной крышкой, которая легко открывается и прочно закрывается.

Тетради - самые простые. Обязательно посмотрите при покупке, чтобы бумага была белой и качественной, а линейки и клетки четкими. Это вопрос не только и не столько эстетический, сколько гигиенический. Четкая ровная линейка и клетка не дает переутомляться глазам. Качественная бумага выпущена с соблюдением гигиенических требований без использования вредных для здоровья веществ.

Ручки, карандаши - самые простые и много! Маленький школьник обязательно будет их терять. Поэтому, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, покупаем не три ручки, а десяток одинаковых или разных, но дешевых. Тогда ни у вас, ни, следовательно, у ребенка не возникнет стресса при потере двадцать пятой по счету ручки или седьмого карандаша. Взяли новый - и порядок.

Резинка-ластик на конце карандаша бесполезна, этот кончик обязательно соскользнет, резинка провалится внутрь, поэтому нужна обычная резинка покрупнее, чтобы удобно было держать в руках. Точилки, резинки тоже берем по нескольку штук, выбирая наиболее прочные, удобные для руки и функциональные.

Для уроков труда вас попросят купить клей . Лучше всего купить ПВА в тюбиках. Он превосходно склеивает дерево, ткани, пластмассу - те самые материалы, из которых мастерят свои поделки школьники. Выбирайте клей в удобной упаковке - в тюбике со специальным наконечником-дозатором. И руки им не испачкаешь, и лишнего не выльешь. Не покупайте отечественный силикатный канцелярский клей. Не дай Бог, попадет в глаза, плохо будет глазам.

Какой выбрать ранец ? К нему в полной мере относится требование прочности и простоты в использовании. Ранец предстоит носить три-четыре года - на нем отлично можно кататься с ледяной горки, играть им в футбол и в "собачки", пинать в случае неудачи, набивать под завязку учебниками и тетрадями, невзирая ни на какие санитарные нормы. Поэтому смотрим, чтобы он был прочнее прочного! Прочными должны быть и ручки - если они прострочены, то не порвутся. Позвоночник первоклассника быстро искривится неправильно распределенной по нему нагрузкой в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, да еще сменкой и физкультурной формой. Поэтому на хорошем ранце лучше не экономить. У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине - лучше из поролона или гибкого пластика. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой. Крепления лучше металлические, а если из пластика - то прочного, чтобы могли выдержать частую подгонку под нужный размер. Лучше выбрать ранец из такого материала, который не растрескается от мороза и механических воздействий. Он должен плотно прилегать к спине, не давить на бедра, иметь мягкие ремни шириной минимум 4 сантиметра, регулируемые по спине. Желательно иметь на ранце светоотражающие элементы для большей безопасности на дорогах.

Необходимые школьные принадлежности :

    Рюкзак или портфель

    Тетрадь в клетку - 5 шт.

    Тетрадь в узкую линейку - 5 шт.

    Ручка шариковая синяя - 2 шт.

    Карандаш простой - 2 шт.

  • Фломастеры

    Карандаши цветные

    Краски акварельные медовые

    Кисточки (белка или пони 3 шт.)

    Стаканчик для воды

    Бумага цветная

    Картон цветной

    Пластилин

    Альбом для рисования

    Папка для трудов

  • Кисточки для клея

    Конструктор

    Спортивная форма

    Спортивная обувь

    Cодержание статьи:

    Расстройство желудка доставляет немало неприятностей всем людям, в том числе и детям. Для этого состояния характерны боли в области живота, упадок сил и резкое ухудшение самочувствия. Желудочно-кишечный тракт ребенка уязвим к воздействию негативных факторов:

    • Приему сильнодействующих препаратов и антибиотиков;
    • Аллергии;
    • Употреблению несвежих продуктов;
    • Инфекционным заболеваниям.

    Многие дети часто страдают от расстройства желудка, поэтому нужно выяснить, что провоцирует данную проблему и как ее устранить.

    Отравление и инфицирование

    При попадании ротавирусной инфекции в ЖКТ ребенка всегда наблюдается расстройство желудка, сопровождаемое воспалением слизистых пищеварительных органов. Это провоцирует диарею, рвоту, повышение температуры тела и ноющие боли в области желудка. При ротавирусной инфекции нужно делать все для того, чтобы ребенок как можно больше пил жидкости. При диарее и рвоте происходит стремительная потеря жидкости, тем более, когда речь идет об организме ребенка.

    Маленькие дети иногда забывают помыть руки перед приемом еды и после игры с чужими игрушками. Это становится причиной проникновения в организм болезнетворных микробов, которые угнетающе воздействуют на функционирование желудка. Вызывает расстройство желудка всем известная кишечная палочка. Она содержится в непригодной для питья воде, а также испорченных продуктах.

    Что делать?

    Чаще всего проблемы с желудком у ребенка возникают именно летом. В это время продукты очень быстро портятся и в них размножаются болезнетворные микробы (стафилококк, сальмонелла). Огромную опасность для здоровья ребенка представляет сырая вода, ведь в ней может содержаться дизентерийная палочка. Поэтому воду, которую пьет ребенок, всегда нужно кипятить.

    При попадании инфекции кишечник ребенка резко воспаляется, поэтому у малыша сразу же болит в области живота. Среди других признаков расстройства желудка выделяют:

    • Тошноту и рвоту;
    • Понос;
    • Режущие боли в области кишечника;
    • Общее ухудшение самочувствия и повышение температуры тела.

    Кал заболевшего ребенка становится жидким и в нем могут наблюдаться сгустки слизи и крови. Этот признак говорит о том, что расстройство желудка и кишечника имеет инфекционную природу.



    Первое, что нужно делать при расстройстве желудка, так это вызвать скорую помощь, ведь нередко симптомы этого заболевания подобны аппендициту. Пока не подтвердился диагноз «расстройство», ребенку ни в коем случае нельзя делать промывание желудка. При ощущении боли в области низа живота справа нельзя давать обезболивающие препараты. Обезболивание мешает в постановке точного диагноза, ведь это может быть аппендицит.

    Если у малыша сильно повысилась температура тела и болит желудок, ему следует дать жаропонижающее средство. При диарее не подходят суппозитории, их следует заменить препаратом в форме сиропа или таблеток.

    До приезда скорой малыша обильно поят чистой водой, несладким компотом или чаем. Стоит также дать таблетки активированного угля, количество которых соответствует массе тела заболевшего. Также ребенка поят слабым раствором кухонной соли и сахара. Давать пить нужно каждые десять минут. Питье дают в небольшом объеме, ведь у заболевшего сильно болит желудок.

    Помощь врача

    В инфекционном отделении больницы прежде всего проведут клинические исследования крови, мочи и кала ребенка. Только так можно точно определить, какой возбудитель стал причиной заболевания. Если врач определит инфекционную природу заболевания, он назначит анализ крови, взятой из вены ребенка. Исследование необходимо для определения титра антител к инфекционному заболеванию. После диагностики врач определяет, чем нужно лечить маленького пациента.

    Легкое расстройство

    Если ребенок через время стал чувствовать себя гораздо лучше, его все равно продолжают поить, а также переводят на облегченный рацион. Диета при расстройстве желудка состоит из:

    • Запеченных яблок;
    • Бананов;
    • Отварных овощей;
    • Несладких напитков;
    • Галетного печенья;
    • «Живого» кефира или йогурта;
    • Вязкой рисовой каши.

    Если малыш не стал есть, не нужно настаивать. Вероятно, что в желудке ощущаются боли, и малыш пока не готов к приему пищи.

    Если заболел грудничок



    Дети, питающиеся материнским молоком, часто подвергаются расстройству желудка, особенно, если кормящая мама не следит за своим питанием. Если младенец стал беспокойным, поджимает ножки и постоянно плачет, это может быть признаком проблем с желудком. Каловые массы становятся жидкими и слизистыми. Реже у малыша возникает рвота. При надавливании в области живота, грудничок будет поджимать ножки и плакать от боли.

    Если заболел грудничок, его мама должна как можно скорее обратиться к врачу. Специалист расскажет, как нужно лечить малыша и как облегчить боли в его желудке.

    Если малыш после многократной рвоты или поноса стал бледным и слабым, нужно незамедлительно вызывать скорую помощь.

    Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, нужно делать перерыв в употреблении привычной смеси, предварительно заменив ее кисломолочной. Если ребенок получает продукты прикорма, стоит на время прекратить введение новой пищи.

    Расстройство ЖКТ и прорезывание зубов

    У детей до года прорезывание зубов нередко сопровождается расстройством работы желудка и кишечника. Если малыш плачет от боли в области десен, а его стул стал обильным и жидким, это может указывать на прорезывание новых молочных зубов. Обычно стояние крохи улучшается на третий день после обнаружения упомянутых симптомов.

    Если у малыша сильно болит десна, можно воспользоваться обезболивающей мазью для ротовой полости ребенка. Облегчить боли в области кишечника поможет прикладывание теплой пеленки и легкие поглаживания живота.

    После антибиотиков

    При инфекционных заболеваниях детям часто назначают антибиотики, которые уничтожают не только патогенные организмы, но и здоровую микрофлору кишечника. Это провоцирует диарею, боли в области живота и снижение аппетита. Заболевшему малышу дают обильное питье, исключают из меню кондитерские изделия, жирную и молочную пищу. При резком ухудшении состояния требуется врачебная помощь.

    Профилактика


    Некоторые профилактические меры помогают защитить ребенка от проблем с желудком и болей. Среди них выделяют:

    • Регулярное мытье рук перед едой;
    • Употребление в пищу хорошо вымытых плодов;
    • Отказ от пищи, купленной в не санкционированных для торговли местах;
    • Отказ от сырого молока и воды из-под крана.

    Если малыш ходит в детский сад, нужно отказаться от посещения учреждения в период распространения ротавирусной инфекции. При обнаружении симптомов расстройства желудка у детей необходимо незамедлительно проконсультироваться с педиатром, бесплатно это можно сделать онлайн на нашем сайте.

    Если вы столкнулись с проблемой запора и диареи, можно говорить, что это расстройство кишечника. Возникает этот синдром из-за разных причин – неправильного питания, стрессов, патогенного влияния микроорганизмов. Диагностировать болезнь можно самостоятельно или при помощи специалиста. Чтобы вылечить кишечное расстройство, применяют комплексную терапию лекарствами и народными средствами, специальную диету.

    Что такое расстройство кишечника

    В медицинской терминологии кишечное расстройство означает состояние, при котором пациент страдает от длительных болей в животе, нарушений характера стула. Проявлением синдрома раздраженного кишечника, или «медвежьей болезни», становятся мучительные запоры или интенсивные поносы. Заболевание требует тщательной диагностики, подбора индивидуального лечения, потому что без терапии возможны осложнения – обезвоживание, истощение.

    Симптомы

    Патология расстройства живота и кишечника проявляется следующими характерными симптомами и признаками:

    • боли внизу живота после еды;
    • излишнее газообразование, метеоризм, вздутие;
    • «распирание» желудка, ощущение тяжести;
    • диарея, постоянные позывы к дефекации;
    • урчание в животе в период после еды;
    • повышение температуры, слабость, тошнота;
    • изменение цвета, характера стула, мочи.

    Причины расстройства кишечника

    Факторами возникновения проблемы расстройства желудка и кишечника у взрослых врачи называют следующие причины:

    • неправильное питание – плохие продукты, жирная, острая, тяжелая еда, иногда просто новая, влияют на работу ЖКТ;
    • инфекции, вирусы, бактерии, попавшие в организм и пищеварительный тракт после общения с больными, употребления зараженной еды;
    • дисбактериоз – изменение микрофлоры кишечника;
    • стрессы, утомляемость, нервная обстановка, испуг.

    У ребенка

    Больше других подвержены расстройству кишечного тракта дети. Причинами могут быть неправильное питание и нездоровая психоэмоциональная среда. Чем младше ребенок, тем опаснее для него расстройство. У грудничков кишечное расстройство может привести к сильному обезвоживанию, что влияет на работу сердца и головного мозга. Кроме того, причиной заболевания кишечника может стать страх перед дефекацией.

    При беременности

    Распространенным состоянием у беременных является функциональное расстройство живота, верхних и нижних отделов ЖКТ. Если случаются хронические проблемы с кишечником, запоры или диарея, причинами могут быть изменение гормонального фона, общая перестройка функционирования систем и органов, растущее внутрибрюшное давление, неправильное питание. Совокупность данных факторов оказывает негативное влияние на кишечник, а усиливает расстройство большое количество принимаемой пищи, жирные, острые блюда, продукты с капустой, бобовыми или выпечка.

    Диагностика

    Перед лечением расстройства кишечного тракта врач выявляет причины заболевания. Доктор задает вопросы о продолжительности болезни, наличии симптомов, режиме питания, образе жизни, занятости, приеме лекарственных препаратов. Эти сведения помогают определить направление диагностики и назначить правильное лечение сбоя работы кишечника.

    К инструментальным подтверждениям расстройства относятся УЗИ, рентген, фиброгастродуоденоскопия. Последняя является информативным методом исследования – во время нее врач визуально оценивает состояние кишечника, берет кусочек ткани для биопсии. Это помогает понять клиническую картину, ведь некоторые симптомы кишечного расстройства могут проявляться не сразу.

    К вспомогательным методам диагностики заболевания кишечника относятся лабораторные анализы крови, мочи, кала. Они помогают выявить инфекцию, ставшую причиной диареи, обнаружить следы крови в верхнем желудочно-кишечном тракте, 12-перстной кишке или других отделах кишечника. После диагностики назначается лечение, зависящее от тяжести заболевания, того, какие проявляются симптомы, и от индивидуальных особенностей пациента.

    Лечение

    Что делать при расстройстве кишечника, надо решать в конкретном случае, а зависимости от причины возникновения болезни. Основными методами терапии являются:

    • изменение рациона питания, отказ от вредных привычек – больному рекомендуется есть небольшими частыми порциями, отказаться от жареного, острого, продуктов, вызывающих повышенное образование газов;
    • прием лекарств от неприятных симптомов расстройства – это будут антациды, альгинаты, суспензии;
    • восстановление регулярной микрофлоры кишечника медикаментами.

    Лекарства при расстройстве кишечника

    Что принимать при расстройстве кишечника, решает врач. Выделяют следующие категории лекарственных средств:

    1. Для первой помощи – активированный уголь, Смекта и энтеросорбенты. Они поглощают токсины, попавшие в кишечник, устраняют проблему.
    2. Лоперамид – средство экстренной помощи, которое можно применять без диагностики причины заболевания. Препарат действует быстро, но не подходит детям до трех лет.
    3. Противодиарейные – Имодиум, Церукал.
    4. Для восстановления микрофлоры – Бактисубтил, Линекс, Хилак Форте, Пробифор, Бифистим. Средства содержат в составе взвесь полезных для кишечника бактерий, которые в процессе действия убивают патогенных микроорганизмов прямой кишки, вырабатывают витамины и восстанавливают нормальную микрофлору кишечника.
    5. Противовирусные препараты – Арбидол-Лэнс, свечи Кипферон.
    6. Предотвращающие обезвоживание – Регидрон, Тригидрон, Гидровит. Они восстанавливают потерю жизненно важных веществ, приводят в норму кислотно-щелочной баланс.

    Антибиотики

    Если кишечное расстройство вызвало повышение температуры и обезвоживание, но причина – не вирус, можно применять антибиотики. Назначает их врач в зависимости от возраста и течения болезни. Популярными средствами для устранения расстройства считаются:

    • Рифаксимин – несистемного действия, безопасен даже для беременных и детей, в его группу входят Ванкомицин, Бацитрацин, Рамопланин, Неомицин;
    • Цефикс, Цефиксим– суспензия и таблетки подходят для больных детей с нетяжелым состоянием;
    • Доксициклин, Азитромицин, Эритромицин – не подходят беременным, кормящим матерям;
    • Альфа Нормикс, Амоксицилин – отсутствуют побочные эффекты;
    • Лекор – суспензия для грудных детей до полугода;
    • Норфлоксацин, Ципрофлоксацин, Метронидазол – при острых расстройствах кишечного тракта.

    Народные средства

    Если болезнь протекает вяло, спокойно, без обострений, можно попробовать народное средство от расстройства кишечника на травах. Вот несколько рецептов:

    • прием отвара смеси корня алтея, цветков и листьев багульника;
    • стакан горячего крепкого чая с четырьмя чайными ложками сахара и половиной стакана свежего виноградного сока из кислых ягод;
    • бактерицидным, вяжущим свойством обладает отвар корня кровохлебки, который при расстройствах кишечного тракта надо принимать пять раз за сутки по столовой ложке, разведенной в четверти стакана воды;
    • сбор корня алтея, травы зверобоя, плодов красной рябины заливается кипятком, через час пьется четырежды за день, перед приемом отвар нужно процеживать;
    • для детей старше года полезно приготовить морковный суп-пюре из моркови, лука, картошки, муки и сливочного масла, он облегчит работу кишечника.

    Диета при кишечном расстройстве

    Для облегчения состояния пациента после расстройства желудка и кишечника врачи рекомендуют соблюдать диету и перейти на правильное питание. Вот основные рекомендации:

    • есть блюда, приготовленные на пару, либо отварные;
    • при расстройстве отдавать предпочтение супам, немолочным кашам;
    • запрет на злоупотребление соли;
    • отказ от жареной и жирной пищи;
    • при обострении заболеваний кишечного тракта можно пить только чай и какао без молока, много воды;
    • разрешено принимать ацидофильное молоко, свежий нежирный сыр твердых сортов, трехдневный кефир, сметану;
    • можно есть несдобные изделия, слегка подсушенные сухари, булочки, пшеничный или серый хлеб (это обеспечит организм клетчаткой);
    • из жиров следует отдать предпочтение свежему сливочному маслу, топленому и оливковому;
    • разрешено съедать одно вареное яйцо в день, есть супы на обезжиренных бульонах с крупами, вермишелью, протертым постным мясом;
    • допускается принимать постную телятину, говядину, нежирную рыбу, паровые котлеты, тефтели, овсяную, гречневую, рисовую и манную каши;
    • разрешены пудинги, овощные пюре, паровые котлеты из овощей, молодые кабачки, вареная капуста, ягодные кисели;
    • пить можно соки, разбавленные водой пополам;
    • исключить сдобное тесто, жирную пищу, копчености, соленья, маринады, консервы, газированные напитки, мороженое;
    • нельзя есть свежие фрукты и овощи, пшено, ячневую кашу, перловку, кофе и чай с молоком, хрен, горчицу, приправы, грибы, бобовые и шоколад.

    Профилактика

    Для предупреждения причин развития кишечного расстройства требуется профилактика возникновения болезни. К ней относятся:

    • повышение стрессоустойчивости;
    • избавление от алкоголя, жирной, острой пищи;
    • нельзя допускать переедания, несистематичного неправильного питания;
    • физические упражнения, занятия спортом.

    Видео: нарушение работы кишечника

    У ребенка расстройство желудка является достаточно распространенным явлением. Это объясняется тем, что система пищеварения у маленьких детей достаточно уязвима для различных влияний.

    Поэтому дисфункции оказывают тяжелое воздействие на весь их неокрепший организм в целом. Резко нарушается деятельность желудка и кишечника, ребенок страдает от сильной боли, диспепсии и общего недомогания.

    Важно обратить внимание на то, что тяжелой патологией такое состояние не является. Органы пищеварительной системы не претерпевают выраженных изменений, поэтому при оказании ребенку своевременной медицинской помощи довольно быстро возвращаются к обычному функционированию.

    Клиническая картина при детском расстройстве желудка бывает не слишком отчетливой, в связи с чем необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Даже при установлении диагноза, все же следует пройти полное обследование организма, чтобы исключить развитие осложнений или выявить сопутствующие заболевания.

    Возможные причины расстройства

    Наиболее провоцирующими факторами возникновения состояния являются:

    У детей грудного возраста расстройство желудка нередко возникает из-за рассогласованности органов в ранний период жизни. Поэтому мать должна очень тщательно следить за строгим соблюдением режима питания, ни в коем случае не нарушая его.

    Основные симптомы расстройства желудка

    Наиболее часто подобное состояние проявляет себя сильной болью в брюшной полости, рвотой и поносом.

    Симптомы обычно имеют приступообразный характер и связаны со спазмами желудка.

    Как правило, развитие нарушения начинается с ощущения тошноты, дискомфорта в животе или частого стула. Вскоре присоединяется общая интоксикация, выраженные диспепсические расстройства, сильное недомогание.


    Симптоматика быстро нарастает и вскоре становится очень интенсивной. У ребенка отмечается выраженная болезненность в животе, подъем температуры, рвота, понос. Он плачет, испытывает слабость, очень плохо себя чувствует.

    Первая помощь при расстройстве желудка у детей

    В любом случае при возникновении любых негативных симптомов требуется срочно вызвать врача. Если состояние быстро ухудшается или наблюдаются признаки обезвоживания организма необходимо вызвать Неотложную помощь. Только педиатр способен установить точную причину развития заболевания и назначить соответствующее лечение.

    Родители могут лишь помочь ребенку во время ожидания прибытия специалиста.

    1. Соблюдать строгий постельный режим.
    2. Дать маленькому пациенту Активированный уголь.
    3. Часто поить малыша слабым чаем или морсами.
    4. Не пытаться собственными силами остановить понос и рвоту, так как с их помощью происходит освобождение организма от вредных веществ.
    5. Восполнить недостаток электролитов слабым раствором соды или компотом из сухофруктов с сахаром.
    6. При высокой температуре охлаждать тело.

    Не все родители знают, как поступить, если встал желудок у ребенка, что требуется в этом случае делать. Такое состояние часто сопровождается сильной тошнотой. Поэтому желательно помочь малышу облегчиться. Необходимо давать ему больше жидкости. Детям до года за один прием следует предложить двести миллилитров воды. После трех лет рекомендуется прием трех стаканов.

    В каком случае нужно срочно обратиться к врачу

    Особого внимания требует резкое и быстрое прогрессирование болезненной симптоматики.


    Только врач способен определить, наблюдается ли несварение желудка у ребенка или речь идет о более тяжелом заболевании.

    Необходимо срочно вызывать Скорую помощь, если в детских испражнениях замечены кровянистые выделения, наблюдается неукротимая рвота или понос. Требует настороженности состояние, при котором он категорически отказывается принимать пищу и пить.

    Тревогу должны вызывать признаки дегидратации организма. Они проявляют себя сухостью слизистой оболочки полости рта ребенка, общей слабостью, спутанностью сознания, снижением частоты мочеотделения, резким повышением температуры.

    Однозначным указанием на необходимость присутствия врача Срочной медицинской помощи становятся выраженные болевые ощущения в брюшной полости.

    Потеря сознания или слишком глубокий сон также нуждаются в незамедлительном обращении к педиатру.

    Не следует откладывать звонок в тех случаях, когда особой тревоги наблюдающиеся симптомы не вызывают, но мать явно видит выраженные нарушения в детском состоянии. Любые малозаметные признаки, на первый взгляд указывающие на несварение желудка у ребенка, могут свидетельствовать о развитии болезни и потребности срочно начать лечение.

    Лечение для новорожденных, грудничков и детей постарше

    Терапия состояния нуждается в индивидуальном комплексном подходе. Она зависит от причины расстройства желудка и основной клинической картины, которой она сопровождается.

    При атонии, на первое место выходит вопрос о том, как запустить ребенку желудок. Следует разместить маленького пациента в положении на боку, сделать ему массаж брюшной полости, а также постараться вызвать рвоту.


    При наличии интоксикации, заражения инфекцией или признаков обезвоживания организма направления принципы лечения будут значительно отличаться.

    Определить основную схему приема препаратов, использования домашних рецептов и применения особой диеты способен только педиатр с учетом возраста ребенка.

    Особого внимания требует лечение новорожденных или грудных детей.

    Лекарства и народные средства

    Обычно при терапии расстройства желудка необходимо использование:

    • антибактериальных препаратов (Нитроксолин, Ципрофлоксацин );
    • сульфаниламидов (Бисептол );
    • нитрофуранов (Фуразолидон, Фурадонин) ;
    • бактериофагов (Коли, Колипротейный );
    • иммуноглобулинов;
    • сорбентов (Активированный уголь, Полисорб, Смекта );
    • лекарств от поноса (Имодииум, Лоперамид) ;
    • медикаментов, понижающих температуру (Парацетамол );
    • антагонистов допамина (Мотилиум );
    • электролитов и глюкозы (Реополиглюкин, Цитраглюкосолан ) и т.д.

    Очень важно знать, как быть, если не работает желудок у ребенка, что нужно делать. Обычно применяются особые препараты. Чаще всего используются Активированный уголь, Дротаверин, Креон, Мезим, Панкреатин или Фестал.

    Улучшает общее состояние желудка, помогает избавиться от поноса и снимает воспалительные явления отвар коры дуба, укропа, шалфея. Берут одну столовую ложку растительного сырья на стакан кипятка и томят на медленном огне в течение четверти часа. Остужают и дают ребенку по стопочке два раза в день.


    Поможет стабилизировать самочувствие, прекратить тошноту и понос рисовый отвар. Берут сто граммов крупы, отваривают, сливают жидкость. Охлаждают, а затем предлагают для питья. Грудным детям рекомендуется принимать по столовой ложке четыре раза в день, от года – по стопочке, старше – половине стакана трижды в сутки.

    Для того, чтобы компенсировать дефицит минеральных веществ рекомендуется взять двести граммов сахара, пять граммов соды, десять граммов соли. Смешивают, а потом дают пациенту после каждого приступа рвоты или поноса по двадцать граммов.

    Диета для грудничков, новорожденных и детей после года

    Большое значение, особенно для младенца, приобретает лечебное питание.

    После перенесенного расстройства желудка требуется на сутки отказаться от любой еды. Голодание позволит разгрузить пищеварительную систему, восстановить ее функции, нормализовать деятельность разных органов.

    Грудного ребенка лучше не кормить на протяжении шести часов. Интервал поможет его желудку отдохнуть и улучшить свое состояние.

    Стоит давать малышу, особенно новорожденному, больше жидкости, примерно через каждые четверть часа. Желательно предложить ему минеральную или чистую питьевую воду без газа. Молочные изделия или соки находятся под запретом.

    После того как симптомы расстройства стихнут, разрешается предложить ребенку от года легкий завтрак. Рекомендуется дать ему галеты на воде, геркулес или рисовую кашу. На обед лучше приготовить отвар или жидкое пюре из овощей.

    Полезное видео

    Причины расстройства желудка у детей озвучены в этом видео.

    Предупреждение болезней желудка

    Профилактика расстройств заключается в:

    Врачи советуют при расстройстве желудка у ребенка в первую очередь уложить его и накрыть теплым одеялом. Подобные меры позволят расслабить гладкую и поперечнополосатую мускулатуру, что быстро облегчит состояние маленького пациента. Грудных детей лучше взять в постель к матери.

    Кормящим женщинам необходимо следить за своим рационом. Нельзя включать в меню продукты или напитки, снижающие качество лактации и ведущие к метеоризму у младенца.

    Желудочно-кишечный тракт в нашем организме представлен несколькими отделами: рот, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, анальное отверстие. На всем протяжении кишечника происходит переваривание и поглощение пищи. При нарушении этого процесса развивается такое состояние, как диспепсия. Диспепсические расстройства также подразделяются на расстройства различных отделов желудочно-кишечного тракта, в зависимости от того, в каком из отделов локализуется патологический процесс (расстройство желудка, расстройство кишечника).

    Выделяют следующие диспепсические расстройства:

    1. Нарушение аппетита.
    2. Вкусовые нарушения.
    3. Изжога.
    4. Тошнота.
    5. Рвота.
    6. Отрыжка.
    7. Боли в животе.
    8. Вздутие живота.
    9. Запор.
    10. Жидкий стул.

    Причины расстройств желудка и кишечника

    Рассмотрим отдельно каждое из этих нарушений.

    Расстройства аппетита

    Нарушение аппетита. Аппетит – это субъективное ощущение голода. Появление чувства голода связано с возбуждением нервного центра в мозге, который отвечает за наше насыщение. Существует два пути возбуждение этого центра. Первый связан с рецепторами непосредственно в стенке желудка. Когда желудок заполнен пищей, его стенки растягиваются, и импульс от рецепторов передается в мозг, сообщая ему, что мы уже наелись. Но этот импульс очень слабый и легко истощается. Тогда включается второй путь регулирования чувства голода. В этом случае импульс идет непосредственно от всех клеток нашего организма, которые сообщают, что глюкоза (основной источник энергии в нашем организме) попал в клетки, и они теперь могут спокойно продолжать свою работу. Как только глюкоза будет израсходована, клетки пошлют сигнал в головной мозг о том, что им снова нужна пища. Таким образом, у нас формируется чувство голода. При различных заболеваниях аппетит может либо усиливаться, либо снижаться.

    Снижение аппетита может наблюдаться при заболеваниях желудка, когда рецепторы не передают в мозг информацию о наполнении желудка, при рвоте, болевых ощущениях при приеме пищи, при психических заболеваниях, при простудных заболеваниях, когда из-за интоксикации происходит торможение центра голода, при эндокринных заболеваниях.

    Усиление аппетита может наблюдаться при различных опухолях нервной системы, психических заболеваниях, эндокринных заболеваниях (сахарный диабет), глистных инвазиях.

    Расстройства вкуса

    Вкусовые нарушения. Изменения вкуса могут быть в виде его снижения, когда ребенок не ощущает вкуса пищи, либо эти ощущения очень слабые, или вкусовые ощущения могут быть извращенными, когда для ребенка совершенно не съедобные продукты кажутся очень вкусными.

    Снижение вкуса может наблюдаться при простудных заболеваниях, когда из-за воспаления в полости рта и интоксикации снижается передача нервного импульса от вкусовых рецепторов в головной мозг.

    Извращение вкуса очень часто наблюдается при железодефицитной анемии. Железо входит в состав большого количества ферментов, в том числе и тех, которые помогают нашим рецепторам на языке воспринимать вкус пищи. Если этих ферментов мало или они не полноценные может наблюдаться состояние, когда дети с огромным удовольствием едят глину, песок, землю. При этом вкусовые рецепторы воспринимают эти продукты совершенно по-другому, не так как у обычных детей.

    Изжога

    Изжога - это болевые ощущения и ощущение кислоты во рту, и связано с попаданием кислого содержимого желудка в пищевод. Пищевод – это такая мускульная «трубка», которая соединяет полость рта с желудком. Пищевод оканчивается сфинктером. Сфинктер – это кольцо мышц, которое, сжимаясь, препятствует продвижению пищи. В норме пища, пройдя через пищевод и сфинктер, попадает в желудок, где она подвергается химическому воздействию кислоты, и затем продвигается дальше в кишечник. Пищевод, сокращаясь, способствует продвижению пищи только в одном направлении. Если перистальтика (волнообразные сокращения мышц) пищевода нарушена, если сфинктер, ограничивающий пищевод от желудка, плохо закрывается, происходит заброс кислоты, находящейся в желудке, в пищевод. Слизистая пищевода не имеет защитных свойств, таких как у желудка, чтобы противостоять действию кислоты, поэтому развивается воспаление слизистой пищевода. При воспалении происходит раздражение рецепторов, которые находятся в стенке пищевода, и появляется ощущение боли. В детском возрасте такое состояние очень часто, так как нет еще гармонии между нервными окончаниями, которые заставляют сжиматься сфинктер и нервами, которые его расслабляют. Очень часто во время сна действие нервов, расслабляющих сфинктер, превосходит действие противоположных нервов. В это время кислота может затекать не только в пищевод, но и в ротовую полость, где она разрушает эмаль зубов. У таких детей очень часто наблюдается кариес, поэтому необходимо детей с кариесом обследовать еще и на наличие гастро – эзофагального рефлюкса (заброса кислоты из желудка в пищевод).

    Вызывать подобные состояния могут: неврологические заболевания, особенности строения организма (чаще всего болеют высокие, очень худые дети), вирусные и бактериальные инфекции, глистная инвазия.

    Тошнота

    Тошнота - это субъективное, неприятное, безболезненное ощущение переполненности желудка и позывы к рвоте. Чаще всего тошнота предшествует рвоте, однако в некоторых случаях рвота может и отсутствовать. Ощущение тошноты может развиваться при раздражении рвотного центра в головном мозге. Подобное раздражение может происходить при интоксикации при инфекционных, вирусных заболеваниях, при психических заболеваниях.

    Рвота

    Это процесс освобождение желудка от его содержимого через рот. Рвота является рефлекторным актом, то есть она возникает после возбуждения центра рвоты в головном мозге. Чаще всего рвоте предшествует тошнота, однако при некоторых состояниях (например, при психических заболеваниях) рвота может быть и без тошноты.

    Возбуждение рвотного центра может происходить при интоксикации, когда токсические вещества воздействуют непосредственно на центр рвоты, и при раздражении рецепторов, расположенных в стенке желудка, которые передают нервный импульс в центр рвоты. Возбуждение рецепторов стенки желудка может наблюдаться при чрезмерном растяжении стенки желудка, что очень часто наблюдается при переедании, особенно при психическом заболевании, таком как булимия. Так же раздражение рецепторов стенки желудка возможно при попадании в желудок токсических или ядовитых веществ.

    Отрыжка

    Отрыжка – это процесс сокращения желудка, диафрагмы, расслабления сфинктера и выход воздуха из желудка через рот. Воздух может, как попадать в желудок в процессе заглатывания пищи, так и образовываться непосредственно в нем при разложении продуктов питания. Если ребенок слишком жадно глотает пищу, плохо ее прожевывая, в желудок попадает большое количества воздуха, который раздражает стенки желудка и вызывает его рефлекторное сокращение. Так же воздух может заглатываться ребенком при различных неврозах. В этом случае отрыжка не будет связана с приемом пищи. При нарушении продвижения пищи по пищеварительному тракту возможен застой пищи в желудке. Если пища слишком долго находится в желудке, она начинает гнить, выделяется большое количество газа, который и вызывает отрыжку, чаще всего с неприятным запахом (гнилостный запах). На основе того, что пища не должна задерживаться в желудке слишком долго, основано и учение о раздельном питании. Для химической обработки овощей необходимо намного меньше времени, чем на обработку мяса. Поэтому, как считают последователи этого учения, мясо будет задерживать овощи в желудке и вызывать их гниение. Однако, это утверждение правильно, при проведении эксперимента вне организма. В желудок при тщательном пережевывании пища поступает в виде химуса – однородного образования, где все компоненты измельчены и обрабатываются равномерно. Подобную картину вы можете наблюдать, если измельчить какой-нибудь овощ и кусок мяса в блендере. Подобный кусок химуса в желудке будет равномерно обрабатываться желудочным соком и постепенно выводиться дальше в кишечник. Поэтому важно питаться не раздельно, а тщательно пережевывать пищу, чему и надо обучать детей с раннего детства, а не есть впопыхах.

    Боли в животе

    Ощущение болей в животе может происходить при раздражении рецепторов находящихся в стенке желудка. Это может наблюдаться при воспалении слизистой желудка, при патологическом воздействии желудочного сока на слизистую желудка, при попадании в желудок токсических и ядовитых веществ, при растяжении стенок желудка, которое может происходить при переедании, повышенном образовании газов в желудке.

    Боли могут быть голодными, когда они появляются натощак, чаще всего они связаны с раздражением рецепторов кислотой желудочного сока, либо связаны с приемом пищи: возникают во время приемы пищи (такие боли чаще всего возникают из-за спазма сфинктера пищевода и затруднения продвижения пищи) или после приема пищи (эти боли чаще всего связаны с растяжением стенки желудка из-за большого количества пищи или из-за повышенного газообразования). Так же боли в животе могут быть связаны с нарушением сокращения желчного пузыря и расслаблением сфинктеров желчевыводящих путей.

    В норме процесс выделения желчи происходит следующим образом: продуцируется повышенное количество желчи в ответ на поступление пищи в организм, желчный пузырь сокращается, выталкивая желчь в выводные протоки, сфинктер, соединяющий желчные пути с кишечником расслабляется, позволяя желчи попасть в кишечник. При нарушении координированных действий (дискинезии) со стороны желчного пузыря и сфинктера могут появиться боли в животе, особенно после приема жирной и острой пищи, которые способствуют повышенному образованию желчи. Дискинезия может проявляться в гипотонии желчного пузыря, когда не происходит сокращение стенки желчного пузыря и желчь из него не поступает в выводные протоки и нарушении совместной работы желчного пузыря и сфинктера желчевыводных протоков, когда желчный пузырь сокращается, а сфинктер не расслабляется, из-за чего желчь не выходит в просвет кишечника.

    Вздутие живота

    Данное расстройство наблюдается при повышенном газообразовании в желудке и кишечнике. В норме повышенно газообразование наблюдается у детей с трех недель до трех месяцев жизни, когда микрофлора кишечника только начинает формироваться, происходит заселение кишечника бактериями, необходимыми для жизнедеятельности. В этот период наблюдаются небольшие нарушения в пищеварении, однако они не влияют на развитие ребенка. Очень важно в этот период сохранение грудного вскармливания, так как это способствует правильному формированию микрофлоры кишечника. Так же повышенное образование газов в кишечнике может быть связано с отсутствием ферментов, расщепляющих некоторые продукты питания. Это может быть вызвано наследственными заболеваниями. Такими заболеваниями с повышенным газообразованием являются: лактазная недостаточность, целиакия, гликогенозы.

    При лактазной недостаточности дети не переваривают лактозу, которая содержится в молоке, так как у них отсутствует фермент лактаза. При этом непереносимость развивается не только на коровье, но и на грудное молоко. Таким детям необходимо использовать для питания смеси на основе белков сои либо безлактозные смеси.

    При целиакии у детей развивается непереносимость глютена. Глютен входит в состав некоторых злаковых: пшеница, рожь, ячмень. Появление вздутия живота и нарушения стула связано с введением в рацион детей каш на основе этих злаковых. Для питания таким детям необходимо покупать каши, не содержащие злаков, богатых глютеном (рисовую, гречневую, кукурузную). В более старшем возрасте необходимо покупать продукты, на которых указано, что они не содержат глютена.

    При гликогенозах нарушается процесс всасывания и утилизации гликогена. Проявляться заболевание может с первых дней жизни ребенка. В лечении необходимо питание богатое углеводами и белками, но с меньшим содержанием жиров. Молоко, которое получает ребенок, должно быть обезжиренным, это же касается и творога.

    Запор

    Под понятием «запор» подразумеваю снижение частоты актов дефекации по сравнению с возрастной нормой либо полное отсутствие стула продолжительное время. Количество актов дефекации зависит от того питания, которое получает ребенок и его возраста. В грудном возрасте, если ребенок получает только грудное молоко, дефекация у него происходит после каждого кормления (6-8 раз за сутки). Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то количество актов дефекации сокращается до 1 раза в сутки. Поэтому, если у ребенка, получающего грудное молоко, дефекация происходит только 1 раз в день, это можно расценивать, как запор.

    Пища, которую получает ребенок, так же способствует к продвижению каловых масс по кишечнику. Употребление в пищу грубой клетчатки (овощи, злаки, мука грубого помола) способствует усилению перистальтики кишечника. Некоторые вещества, такие, например, как железо, наоборот замедляют продвижение каловых масс по кишечнику, провоцируя, таким образом, запор.

    В продвижении каловых масс по кишечнику принимает участие не только мускулатура кишечника, на и мышцы передней брюшной стенки, поэтому если у ребенка дряблый живот с плохо развитой мускулатурой, это тоже может привести к появлению запоров.

    Так же появление запоров может быть связано с психологическим состоянием ребенка. У некоторых детей может появляться запор при страхе перед актом дефекации. Это может наблюдаться при анальных трещинах, когда дефекация вызывает болезненные ощущения.

    Жидкий стул (диарея)

    Жидкий стул чаще всего имеется в виду, когда говорят о расстройстве кишечника. Учащение стула и изменение его консистенции может быть вызвано как инфекционным агентом, так и другими причинами. Появление жидкого стула может быть вызвано усиление перистальтики кишечника, когда нарушается процесс формирования каловых масс. Такое состояние может наблюдаться при погрешностях в диете, глистной инвазии, различных психических состояниях и стрессах. В этом случае отсутствует интоксикация организма (повышение температуры тела, слабости), так как отсутствует инфекционный агент, который бы выделял токсины в кровь.

    Так же появление учащенного жидкого стула может быть связано с повышенным выделением жидкости в просвет кишечника. Такое состояние чаще всего наблюдается при наследственных заболеваниях, связанных с недостаточностью ферментов (лактазная недостаточность, целиакия, гликогенозы). При этих заболеваниях стул будет иметь свои особенности: он будет пенистым, так как наблюдается повышенное газообразование, может наблюдаться стеаторея – выделения с калом большого количества непереваренных жиров. При стеаторее стул имеет жирный блеск, плохо отмывается от стенок унитаза. Стеаторея очень часто наблюдается при дискинезии желчевыводящих путей, когда желчь плохо поступает в просвет кишечника и из-за этого происходит нарушение переваривания жиров.

    При диарее очень важно установить природу расстройства стула: инфекционная или неинфекционная. Наличие диареи у ребенка очень опасно, так как с жидким стулом ребенок теряет большое количество электролитов и жидкости, что может привести к нарушению работы сердца и других органов.

    Лечения расстройства желудка и кишечника у ребенка

    Диспепсические расстройства очень редко бывают изолированными (одиночными), чаще всего это комплекс нарушений процесса пищеварения. Очень важно проводить тщательное обследование детей с наличием диспепсических расстройств, так как они могут быть проявлением очень многих тяжелых заболеваний (наследственных, инфекционных, хирургических) . Необходимо установить причину, вызвавшую появление диспепсии у ребенка.

    Лечение основывается в воздействии непосредственно на фактор, вызывающий расстройства желудка и кишечника. Наиболее общей для всех проявлений диспепсии будет рекомендация в соблюдении диеты с исключением продуктов питания, провоцирующих появление нарушения пищеварения. При недостаточности ферментных систем пищеварения рекомендуется применение заместительной терапии.

    Врач педиатр Литашов М.В.